Спасское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1804 и 1814. Адрес: Россия, Оренбургская обл., Саракташский район, с. Спасское, ул. Заречная, д.21 Координаты: 52.008611, 56.538543 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 17 декабря 2014 г. в селе Спасское Саракташского района состоялось поистине историческое событие, венчающее весь Год культуры в Оренбургской области – торжественное открытие храма Христа Спасителя – объекта культурного наследия федерального значения «Спасская церковь». Село Спасское ныне Саракташского района появилось на карте Оренбурской губернии в конце XVIII, благодаря генерал-поручику Павлу Дмитриевичу Мансурову, которому государыня Екатерина II пожаловала 40 000 десятин земли по правому берегу реки Большой Ик за подавление восстания Емельяна Пугачёва. В 1785 г. он основал село Мансурово (первое название Спасского), в 1788 г. – Новосёлки, а в 1791-ом – Александровку, куда переселил крестьян из Медынского и Масальского уездов Калужской губернии и Сызранского уезда Симбирской губернии. Прошение о строительстве церкви в Мансурово на высочайшее имя подавал уже его сын Александр Павлович, также генерал. Сам Павел Дмитриевич на тот момент имел должность сенатора 2-го департамента в Санкт-Петербурге и, по всей видимости, способствовал ускорению дела. Первоначально предполагалось построить деревянную церковь. Это видно из Указа императрицы Екатерины II от 3 августа 1789 г. о рассмотрении его просьбы. Екатерина распорядилась обосновать необходимость постройки возросшим числом народонаселения с помощью учета жителей села Спасского и близлежащих населенных пунктов. Сохранился реестр имущества и материалов, составленный А.П. Мансуровым для постройки новой деревянной церкви в селе Спасском. В наличии было 500 рублей денег, 1000 м3 соснового леса, 400 половых досок, 600 досок для покрытия крыши, 50 пудов железа, два ящика стекол для окон, 400 пудов жести, 50 тысяч кирпичей для фундамента, 350 липовых досок для иконостаса, 10 пудов муки (планировалось выделять ежегодно), более 1 ведра кагора, 1 пуд ладана, 3 пуда воска.

http://sobory.ru/article/?object=33455

Церковь Преображения Господня (Опочка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Преображения Господня — кирпичный собор в стиле классицизма, построенный в 1791-1795 стараниями купца Викулина. Содержание История [ править править код ] Согласно летописи, в год основания города Опочка «поставлена бысть церковь новая Святого Спаса». Спасская церковь была деревянной, после пожара 1441 года восстановлена. Сохранилось описание этой церкви: «… деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нем придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая, на ней пять глав, обиты чешуёю, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью». Колокольня также была деревянная, «в два [а]партамента, крыта тёсом, под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют». Церковь была в плане крестообразной, обширная и высокая, стояла на дубовом фундаменте. Большой пожар 17 сентября 1774 года уничтожил почти все деревянные постройки в городе, в том числе и Спасскую церковь. Икона Преображения Господня с двунадесятыми праздниками, находившаяся в ней, сохранилась, и позднее была установлена в новом Спасо-Преображенском соборе. Священник сгоревшей церкви Лазарь Евстигнеев после этого поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, стал одним из замечательных Печерских подвижников. Родился он в семье дьячка в 1733 году, скончался 27 мая 1824 года на 91 году жизни, в монастыре, покоится рядом с преподобным Марком. Здесь же кованые вериги с крестом и цепями, весом более 10 кг, которые преподобный Лазарь носил на себе. Своим примерным благочестием о. Лазарь обратил на себя внимание еще в Опочке, где он заслужил любовь всех горожан и окрестных жителей. В 1785 году после смерти жены он принял в монастыре монашество, до 1800 года проходил монастырское послушание в должности казначея. Жизнь о. Лазаря была посвящена молитве, посту и труду. Он шил ризы, вырученные деньги и приношения разных лиц раздавал нищим, часть денег отдавал на содержание устроенной им богадельни.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Преобр...

Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВ Семён Сергеевич (1763 или 1765, Ярославль - 22.03.1810, С.-Петербург), поэт, переводчик. Род. в семье священника. В 1774 г. принят в гимназию при Московском ун-те, в 1782 г. произведен в студенты (в лит-ре встречается указание на то, что в 1774 Б. был определен в ДС, в 1780 перешел в университетскую гимназию). Во время учебы в ун-те испытал сильное влияние мистико-масонских идей, распространявшихся М. М. Херасковым, Н. И. Новиковым, И. Г. Шварцем, участвовал в переводческой семинарии при ун-те, существовавшей на средства розенкрейцеров (см. ст. Масонство ), был членом связанного с масонами «Дружеского ученого общества». В 1784 г. начал печататься в журналах «Собеседник любителей российского слова» и «Покоящийся трудолюбец». В 1785 г. закончил учебу, в февр. 1786 г. переехал в С.-Петербург, с 1787 г. служил в Герольдмейстерской конторе, состоял членом близкого к масонам «Общества друзей словесных наук». В 1791 г. Б. выехал (вероятно, был выслан) на юг России, с февр. 1792 г. состоял переводчиком при Н. С. Мордвинове (в его походной канцелярии, с 1795 - при конторе Главного командира Черноморского флота в Николаеве). В 1798 г. Б. опубликовал «лирико-эпическое песнотворение» «Таврида» - своеобразную поэтическую энциклопедию («исчисление») природы и истории Крыма. В 1800 г. вернулся в С.-Петербург, служил переводчиком в Адмиралтейств-коллегии, с 1804 г.- в Комиссии о составлении законов. В 1804 г. выпустил сб. «Рассвет полночи». Скончался от туберкулеза, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга. В поэзии Б. центральное место занимают религ. и философские темы. В ранних стихотворениях, опубликованных в ж. «Покоящийся трудолюбец», он попытался дать картину священной истории: творение мира («Размышление на первую главу Бытия», 1784), блаженная «весна» Адама, грехопадение и подчинение человека времени и смерти («Осень», 1785), спасительное действие Любви в истории вселенной («Ода Любовь», 1785), гибель мира в огне, рождение «новой земли» и «нового неба» («Ночное размышление», 1785).

http://pravenc.ru/text/149423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДРОЙЦ [Гедрайтис; литов. Giedraitis] Иосиф Арнульф (Юозапас Арнульфас) (29.06.1754, Гедройце, ныне Гедрайчяй, Литва - 5(17).07.1838, Ольсяды, ныне Альседжяй, Литва), еп. Самогитский (Жямайтский), переводчик Свящ. Писания на литов. язык. Потомок ветви кн. Фабиана Гедройца, 2-й сын ротмистра литов. войск Йонаса Гедройца и племянник Инфляндского, затем Самогитского еп. Степонаса Йонаса Гедройца. Начальное образование получил в Вильно. С 1771 г. учился в семинарии в Ворне (ныне Варняй, Литва), где располагалась кафедра Самогитского еп-ства. Еще не будучи клириком, получил от дяди должность каноника капитула Инфляндского еп-ства. 24 янв. 1781 г. рукоположен во пресвитера, назначен настоятелем прихода в Лайжеве (ныне Лайжува, Литва). С 1781 по 1785 г. обучался в Риме, куда был направлен по протекции дяди-епископа. В 1785-1786 гг. Г. совершил поездку по Сев. Италии, Франции, останавливался в Париже. Через Нидерланды и Германию вернулся на родину, где в 1786 г. был назначен каноником капитула Самогитского еп-ства. В 1788 г. стал прелатом-архидиаконом, в 1789 г. был комиссаром по сбору средств на общественные нужды. За успешное осуществление этой миссии польск. кор. Станислав Август наградил Г. орденом св. Станислава. В Виленском ун-те Г. получил степень д-ра канонического права (1790) и д-ра богословия (1792). С согласия польск. короля папой Римским Пием VI Г. был утвержден в должности епископа Ортенсийского in partibus infidelium и 11 апр. 1791 г. назначен коадъютором (помощником) епископа Жмудского с правом наследования еп-ства. После 3-го раздела Речи Посполитой Г. в 1795 г. был избран первым делегатом от духовенства и народа Жямайтского княжества и отправлен в С.-Петербург, где его приняла имп. Екатерина II , пожаловавшая Г. крестом с бриллиантами. В 1801 г. в связи с болезнью дяди Г. вступил в управление Самогитским еп-ством и после смерти епископа (13 мая 1802) занял эту кафедру. При Г. в еп-стве открылось ок. 20 новых приходов. Он способствовал духовному просвещению паствы, в чем видел одну из главных задач. По его распоряжению при каждом приходе были организованы школы. Г. сумел установить хорошие отношения с рус. властями и пользовался активной поддержкой министра иностранных дел Российской империи кн. Адама Чарторыйского. При его участии помимо начальных приходских школ Г. смог организовать в поветах гимназии и школы для продолжения образования. Оказывая содействие развитию благотворительной деятельности, Г. помогал в организации лечебных учреждений. Стараниями Г. было построено новое здание кафедрального собора Самогитского еп-ства в Ворне.

http://pravenc.ru/text/161889.html

Шулец. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 2000. Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-он, д.Шулец Координаты: 57.215707, 39.241298 Проезд:От Ростова по Р153 в сторону Углича, примерно 10 км, левый поворот на Шулец, часовня в центре деревни на берегу пруда, около кладбища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бывшая в селе Шулец церковь построена в 1785 году и заключает в себе три престола: Богоявления Господня, св. и чуд. Николая и св. пророка Илии. Церковной земли около 57 десятин. Приход состоял из 10 селений: Шулец, Григорково, Никоново, Ивашево, Хаурово, Красново, Борушка, Свагуново, Иевлево и Дунилово. Всего домов 338, душ муж. пола 1014, жен. 1224. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Шулец, казенное село, при пруде, в 11 верстах от Ростова, название мерянское; 70 дворов, 228 душ и 228 наделов. Каменная пятиглавая, в связи с конусообразною колокольнею, местная церковь построена в 1785 г., с тремя престолами: Богоявления Господня, св. Николая и св. пр. Илии. Ранее в селе был деревянный храм, но он сгорел и указом митрополита Ростовского Арсения 1757 г. разрешено было вновь выстроить деревянный храм. Затем, указом духовной консистории дозволено было, за ветхостью, этот храм разобрать и построить каменный, который и начал строится в 1779 г. и окончен в 1785 г. Чудотворных и особо чтимых икон в здешней церкви нет, а из древних предметов следует упомянуть о двух полотняных антиминсах, священнодействованных преосв. Арсением в 1791 г., а также об оловянных священных сосудах, но к какому году они относятся, неизвестно. Старопечатных книг нет, из рукописей имеются лишь указы о построении местных церквей, а также различные указы, начиная с царствования императора Петра I. Крестные ходы существуют во всех приходских селениях и совершаются в различные времена года. Кроме этих ходов в приходе села существует крестный ход с иконою Владимирской Пресвятой Богородицы, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=24552

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ († между 17.06.1793 и мартом 1794, Шабац), митр. Ужицко-Валевский. Стал 1-м греч. архиереем, к-рого после упразднения Печской Патриархии (1766) К-польская Патриархия 11 окт. 1767 г. поставила на серб. Ужицко-Валевскую кафедру (см. ст. Шабацко-Валевская епархия ). Ранее был титулярным епископом К-польской Патриархии. Пытался упорядочить жизнь в епархии, объехал почти все мон-ри и церкви. Благословил сбор милостыни на восстановление храмов епархии, пострадавших еще во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. Благодаря этому были отреставрированы мн. храмы, а также мон-ри Радовашница, Рудникский в честь Благовещения и др., в 1785/86 г. построена новая церковь в мон-ре Чокешина. В 1769 г. с целью защиты паствы от поборов издал циркулярное письмо с указанием допустимых размеров оплаты треб. При этом не сохранилось ни одного недовольного отзыва священства о его служении. Рукоположил большое число священников, в т. ч. представителей княжеских родов. В 1773-1774 гг. при И. служил викарный еп. Евстратий, серб по национальности, к-рый имел благословение рукополагать священников. Кандидатуры настоятелей обителей И. согласовывал с местными властями, как, напр., кандидатуру игумена мон-ря Волявча Хаджи-Рувима (Нешковича). Все документы, касавшиеся местных церковных дел, И. издавал на серб. языке, к-рым со временем хорошо овладел. С 1785 г. носил титул «митрополит Ужицкий, Валевский и экзарх всего Илирика». И. имел резиденцию в г. Валево, несмотря на то что в городе не было церкви, по большим праздникам служил в сельских храмах или в монастыре Челие. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. г. Валево сильно пострадал, в т. ч. сгорела епископская резиденция, поэтому И. перенес кафедру в г. Шабац. Когда сев. часть епархии (Шабацкая нахия и часть Валевской) была занята австр. войсками, И. оставался на ее территории под тур. контролем, хотя в мирное время он разрешал духовенству общаться с австр. агентами. С 1791 г. основное внимание уделял обновлению пострадавших во время войны храмов. В 1792 г. направил митр. Карловацкому Стефану (Стратимировичу) письмо с просьбой вернуть все предметы, к-рые из храмов и мон-рей его епархии были перенесены в мон-рь Беочин.

http://pravenc.ru/text/468891.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 12.03.1750, с. Красиловка Козелецкого у. Черниговской губ.- 18 (по др. источникам, 23). 07.1820, Новгород-Северский), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский. Род. в крестьянской семье. Образование получил в Переяславской ДС и КДА. По окончании академии определен учителем грамматики и риторики в Переяславскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, через год был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. В 1779 г. уволен по болезни, 2 года жил в переяславском Михайловском Ефремовом мон-ре (в Полтавской губ.). В 1780 г. в сане игумена управлял заштатным Мошногорским Вознесенским мон-рем (в Черкасском у. Киевской губ.), в 1781 г.- переяславским Михайловским, через 2 года был назначен настоятелем. С 1783 г. преподавал богословие в Переяславской ДС, в 1785 г. стал ее ректором. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии переведен ректором в Новгород-Северскую ДС и настоятелем Макошинского Николаевского мон-ря (в Сосницком у. Черниговской губ.) с присутствием в консистории. После учреждения в Польше православной епископской кафедры, подчиненной Святейшему Синоду (27 июля 1785), В. указами Синода от 30 нояб. 1786 г. и 31 янв. 1787 г. был назначен «старшим виленских монастырей» и игуменом Виленского (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) и минского Петропавловского монастырей. В 1789 г., после ареста Переяславского и Бориспольского еп. Виктора (Садковского) , обвиненного польск. властями в нелояльности, В. отказался дать присягу «королю и Речи Посполитой» и, боясь преследования, бежал в Россию, в Могилёв, откуда 14 мая 1790 г. его вызвали в С.-Петербург. 22 авг. 1791 г. В. был возведен в сан архимандрита с назначением в Вяжищский новгородский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, затем переведен в Кириллов Белый Новоезерский монастырь, с 1792 г. являлся префектом Новгородской ДС. 26 мая 1794 г. направлен Синодом к Минскому еп. Виктору (Садковскому) для помощи «ему в обращении тамошних униатов в Православие». 19 окт. 1794 г. В. назначили первенствующим членом Минской консистории с управлением Спасо-Преображенским монастырем в мест. Дятловичи Пинского у. Минской губ.

http://pravenc.ru/text/154215.html

Адышево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь в с. Адышево упоминается в следующем историческом источнике: «1710 год: Переписная книга города Хлынова и Вятского (Хлыновского) уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова». (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1098. Ч. I: лл.1-668; ч. II: лл.669-1340.) (л.1) Лета 1710-го апреля в __ день по указу … и по грамоте из Сибирского приказу за приписью дьяка Афонасья Герасимова велено стольнику и воеводе Степану Даниловичю Трахониотову на Вятке в Вятском уезде переписать всякого чину людей мужеска и женска полу … (л.247) В том же Березовском тяглом стану погост Адышевской а на погосте церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы … Храмозданная грамота на строительство в с. Адышеве, Орловского уезда, вместо ветхой деревянной Покровской церкви каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца выдана 12 июня 1791 г. Епископом Вятским Лаврентием. Ходатайствовали о строительстве нового каменного храма священник Василий Тимофеев и выборные из приходских людей Кирилл Вычагжанин и Лукьян Юферев. (источник «Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка. Губернская типография. 1914 г.) Село Адышево – Покровская церковь каменная, построена в 1791 г. расстоянием от г. Вятки в 30 верстах, от уездного города и благочиния в 45 верстах. Часовни деревянные: при починке Адышевском, построена в 1785 г., и в деревне Епимаховской, построена в 1790 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные, кроме священника Двинянинова, имеющего свой дом. Земли: усадебной 1 десятина 1600 сажень, пахотной 28 десятин 800 сажень, сенокосной 3 десятины. Братский денежный доход: священника 1040 руб. 82 коп., диакон… 548 руб. 69 коп., псаломщик 346 руб. 94 коп. Руги собирается на весь причт до 120 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2193 муж. пола, 2363 жен. пола. Приход состоит из 36 селений, расстоянием до 10 верст.

http://sobory.ru/article/?object=03681

Верхнее Талызино. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты В 1791 Александром Ильичём Пашковым был построен каменный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. В храме три престола: главный - в честь Рождества Христова; в правом приделе - во имя святого пророка Божия Ильи; в левом приделе - во имя святого благоверного князя Александра Невского. Есть легенда, что храм построен по проекту зодчего Василия Баженова. http://sechen-4.cerkov.ru/ В части Верхнего Талызина, принадлежавшей Пашковым, памятник градостроительства и архитектуры, включённый в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» – церковь Александра Невского (датировка объекта – 1791 год, документ о принятии на госохрану 471). Этот каменный храм был построен Александром Ильичём Пашковым. Престолов в нем три: главный (холодный) – в честь Рождества Христова и в приделах (тёплых) в правом – во имя святого пророка Божия Ильи и в левом – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Есть легенда, что это храм построен по проекту зодчего Василия Баженова, но точных подтверждений эта версия пока не обрела.Построена на рубеже вв., входит в комплекс усадьбы Пашкова, главный дом и хозпостройка которой расположены рядом. В то время как усадебные постройки выполнены без особого изыска, красота огромного монокупольного храма, приделы которого украшены колоннами, запоминается надолго. Рядом с храмом находится звонница с множеством старых колоколов. Вероятно, у храма была своя, большая колокольня. Старший научный сотрудник сектора Свода памятников Государственного института искусствознания Минкультуры РФ, научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории градостроительства и архитектуры Минстроя РФ А.Н. Яковлев считает, что «возведенный здесь в стиле барокко с выразительной композицией плана в форме трилистника каменный храм, был построен с применением повторного проекта. Церковь в Верхнем Талызине цитирует формы Воскресенской церкви в селе Хатунь (1785, К.И.Бланк?) – подмосковном имении графов Орловых (Ступинский район Московской области. К.И.Бланк выполнял постройки для Орловых в близлежащей усадьбе Отрада-Семёновское под Серпуховом, возможно, также он проектировал храм в Хатуни. Трёхлепестковый план и некоторые детали декора, такие как волюты восьмерика и сдвоенные колонны на фасадах полукруглых ризалитов весьма сходны с храмом Екатерины на Ордынке (1766 – 1775) в Москве – подписной работой Бланка. Однако декор Хатунской церкви не был доделан: в частности, остались белокаменные блоки-заготовки для капителей колонн)».

http://sobory.ru/article/?object=09569

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010