В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В Пермской художественной галерее хранится древняя скульптура Николая Можайского 17 века из Благовещенской церкви. Эта фигура является одним из самых ранних изображений, известных в Пермской деревянной скульптуре. В церковной летописи села отмечен ряд особо чтимых в селе священников. Двадцать пять лет ( с 1838 по 1863гг.) служил в этой церкви священник Алексий Никитин. 50 лет 4 месяца и 6 дней (1791-1841гг.) – таков срок службы в Благовещенском храме ещё одного священника – о. Игнатия Попова. Относительно недолгой была служба священника Андрея Первушина – всего 12 лет, но у прихожан церкви о нём сохранилась добрая память. Историко-краеведческое художественное издание " Храмы Пермского края " , 2010 год. http://blagosever.ru/hramy/pokcha Есть утверждение, что с 1472 по 1535 гг. село Покча была столицей Перми Великой. Не все специалисты согласны с эти фактом, но тем не менее Покча всегда остаётся " в тени " старшей сестры - старинной и титулованной Чердыни, несмотря даже на обилие интересных архитектурных памятников и богатую историю. Это - одно из самых древних поселений в Прикамье, появившееся задолго до его колонизации русскими. В центре Покчи на высоком берегу реки Колвы стоит величественный красно-кирпичный храм - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1785). Здание разрушается, и эксперты не видят возможностей для его спасения. Именно тут в 1923 году была обнаружена деревянная скульптура св. Николая Можайского, ставшая одной из знаковых во всемирно известной коллекции Пермской государственной художественной галереи. Из путеводителя: " 30 забытых туристических маршрутов. Пермский край " , - Пермь: Агенство " Стиль-МГ " , 2019 Комментарии и обсуждение После недавнего попадания молнии в купол, признана не подлежащей восстановлению, разрушается (хотя, многие бывшие в более тяжелом состоянии храмы успешно восстановлены). Служит приютом местным коровам в жаркие летние дни. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=02957

Екатерины II масонство распространилось еще более; к половине восьмидесятых годов XVIII столетия оно проникло даже в Тобольск и Иркутск; во всех более или менее важных городах существовали масонские ложи. Московский кружок открыл широкую общественную деятельность. Покровительствуя молодым талантам, заводя школы, он снял на откуп университетскую типографию, которой, после этого, вместе с другими выпускались мистические книжки и журналы. В некоторых из этих изданий проводились масонские взгляды, в иных учение других мистиков; очень многие были направлены против вольнодумства. Издававшиеся масонами книжки продавались по дешевой цене, а в учебные заведения рассылались даром. Кроме того, в Москве была устроена масонами публичная библиотека. Наряду с широкой просветительной деятельностью масоны устрояли больницы, открывали аптеки и помогали на большие суммы бедным. Но все это делалось не под покровом св. Церкви, с которой масонство далеко расходилось, так как оно исповедовало не православную веру, а мистический теизм, чуждый всех вероисповедных догматов, стремилось к мистическому слиянию с Божеством в высшей мудрости и нравственности помимо Церкви, считая себя выше последней, принимало в себя на одинаковых правах членов всех вероисповеданий. Поражавшие своей таинственностью и фантастичностью странные орденские церемонии, своеобразные символические знаки, термины и телодвижения, полное пренебрежение положительными опытными знаниями, затемняемыми магией, алхимией и тому подобными бреднями,– все это имело своим последствием то, что в обществе и литературе многие высказывались против масонства; в народе же имя «фармасон» (переделанное из «франкмасон») сделалось бранным словом. С 1785 г. начались против них репрессивные меры. Наконец, своими таинственностями и сношениями с заграничными собратьями масоны навлекли на себя подозрения политические, и в 1791 г. ложи их были запрещены. В царствование имп. Павла I Новиков, глава масонов, заключенный ранее, был освобожден, а некоторые из масонов получили важные должности и сделались близкими ко двору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И. Вержбицкого: 1) рукописное евангелие начала XVII в., in 8–0; 2) рукописный сборник из проложных и других статей, не позже 1702 г., in 4-о; 3) «Камень веры», – Стефана Яворского , рукопись XVIII века, in 4-о; 4) Оды Державина, – рукопись начала нынешнего века in 4-о; 5) Акафисты виленской печати 1628 г. in 4-о; 6) Анфологион московской печати 1660 г., без выходного листа, in 8-о; 7) Руно орошенное, Лазаря Барановича, черниговской печати 1689 г. in 4-о; 8) Православное исповедание веры, московской печати 1743 г., 8-о; 9) Истинное благочестие христианское доказано против безбожников, язычников, жидов и магометан, перев. прот. Петра Алексеева, Москва, 1768 г., 4-о; 10) Духовный Регламент, Москва, 1776 г., in 8-о; 11) Ядро российской истории, князя А. Я. Хилкова, Москва, 1784 г., in 8-о; 12) Храм всеобщего баснословия, с латинского перевел И. В., Москва, 1785 г.; 13) Православное учение или сокращенная христианская богословия, иеромонаха (впоследствии московского митрополита) Платона, С.-Петербург, 1791 г., in 4-о; 14) История о последнем разорении святого града Иерусалима и о взятии Константинополя, Ивана Михайлова, Москва, 1801 г., in 8-о; 15) Брюсов Планетник, Москва, 1818 г., in 4-о; 16) Сионский Песнопевец, изд. патриархом иерусалимским Кириллом, Царьград, 1821 г., in 8-о; 17) Русские сказания о славном и великом князе Рюрике, А. Афанасьева, Москва, 1824 г., in 4-о; 18) Описание Киево-Печерской Лавры, Киев, 1826 г., in 4-о; 19) History а Wilna przez Michala Balinskiego, t. 1 и 2, Вильна, 1836 г., in 8-o; 20) История первобытной христианской церкви у славян, из книги г. Мацеевского перевел О. Евецкий, Варшава, 1840 г., in 8-о; 21) Orbona swietey Czestochowy, przez Josepha zpod Krakowa, Львов, 1862 г., in 8-o; 22–26) шесть книг на греческом, латинском и итальянском языках XVIII века. З) От члена-корреспондента Ив. Игн. Яковины, фотографический снимок с портрета Богдана Хмельницкого. И) От законоучителя Кишиневской гимназии, священника Н. Дашкова: 1) цинковый потир, вставляющийся в медный позолоченный постамент, приобретенный от наследников покойного архиепископа, бывшего Могилевского, Анатолия Мартыновского ; 2) полотняный антиминс Смоленского и Дорогобужского митрополита Сильвестра, начала XVIII века и 3) греческая грамота патриарха Константинопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Князь Иван Владимирович статский советник женат на княжне Дадьяновой (овдовев, вышла за Фёдора Семёновича Мосолова) Князь Николай Владимирович Княжна Екатерина Владимировна, за Поповым Княжна Елисавета Николаевна, за полковником Петром Михайловичем Римским-Корсаковым Княжна Александра Николаевна, рождение 29 марта 1756 † 5 августа 1820, за бригадиром графом Степаном Фёдоровичем Толстым Книжна NN Сергеевна, за генералом от кавалерии Василием Ивановичем Елагиным Княжна Аграфена Сергеевна, рождение 19 июля 1750 † 13 ноября 1804; за действительным тайным советником Николаем Ефимовичем Мясоедовым КОЛЕНО XXVIII: Князь Алексей Григорьевич, генерал от инфантерии и всех российских орденов кавалер, рождение 23 февраля 1777 † 15 декабря 1848; женат 1. на княжне Екатерине Андреевне Вяземской † 1809 (брак бесплодный); 2. на Софие Степановне Апраксиной Князь Николай Григорьевич генерал-майор, рождение 23 июня 1778 † 1845; женат на Анне Григорьевне NN † 19 октября 1849 Князь Сергий Григорьевич, действительный тайный советник, рождение 20 июля 1779 † 27 марта 1855; женат на княжне Анне Михайловне Хилковой Князь Илья-Владимир Григорьевич, рождение 9 июня 1785 † 1805 Княжна София Григорьевна, 1. за генерал-адъютантом графом Петром Андреевичем Шуваловым; 2. за каммер-юнкером короля французского Карла X графом де-Шленкур-де-Борни (de Chelaincourt de Вогпу) Княжна Наталия Григорьевна, за полковником Яковом Фёдоровичем Скарятиным † 1850 Княжна Анна Григорьевна † в сентябре 1822, за полковником Фёдором Николаевичем Петрово-Соловово Княжна Елисавета Григорьевна, за Степаном Фёдоровичем, Берхманом Княжна Екатерина Григорьевна, рождение 1783 † 1 сентября 1848, за действительным статским советником Гавриилом Петровичем Апухтиным Князь Фёдор Павлович, генерал-поручик, рождение 1748 † 1810; женат 1. на Марие Христофоровне Эссен; 2. на княжне Прасковье Михаиловне Щербатовой 66 Князь Александр Павлович подполковник, рождение 1753 † 1791 Князь Василий Павлович, подполковник, рождение 30 марта 1754 † 29 ноября 1823; женат на Евдокие Андреевне Айгустовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

При М. м. существовала больница, но, судя по отчету 1852 г., «больных и призреваемых» в ней не было, имелось и уч-ще, в к-ром по отчету за 1852 г. обучалось всего 3 «штатных служительских мальчика», в отчете за 1-ю пол. 1879 г. «в школе для детей обозначено 40 мальчиков», а в конце того же года - 57 чел. В рапорте за тот же год сообщается, что услугами монастырской гостиницы воспользовались ок. 200 чел. ( Смирнов. 2003. С. 93). Настоятели и братия С XVI до кон. XVIII в. мон-рь возглавляли игумены. После учреждения штатов 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу с игуменским настоятельством. Одним из наиболее деятельных игуменов этого периода был Феофан (Соколов) . В 1785 г. он был рукоположен во иерея митр. С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) и направлен в М. м., находившийся в запустении; в сент. 1791 г. был назначен игуменом мон-ря. Игум. Феофан возродил духовное и материальное благополучие обители. Он изыскал средства на строительные и ремонтные работы, ввел в М. м. строгий порядок, в т. ч. уставное совершение церковных служб. Число братии увеличилось за 2 года его настоятельства на 20 чел. В 1793 г. он был переведен в Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь . По новым духовным штатам 1797 г. М. м. в числе 3 мон-рей Новгородской епархии получил в 1798 г. статус архимандрии. В обители «положено быть» настоятелю, казначею, 4 иеромонахам, 2 иеродиаконам, пономарю, просвирнику, ключнику, чашнику. Общее штатное число братии не должно было превышать 12 чел. Кроме того, полагалось 9 чинов штатных служителей. Такое положение монастыря сохранилось до 1878 г. Первым архимандритом М. м. был Алексий († 1805), ранее в сане иеромонаха 16 лет служивший в правосл. миссии в Китае. В 1798 г. указом Синода он был возведен в сан архимандрита. Известен как последовательный собиратель монастырской б-ки (погребен в мон-ре). С 1840 г. архимандритом М. м. был Кесарий († 1852), заботившийся о благоустройстве обители. Последним архимандритом М. м. до нояб. 1878 г. был Мелхиседек II.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Так имя Феофана оказалось тесно связанным с именем владыки Гавриила в деле проведения монастырских реформ. Благодаря помощи Феофана эти реформы основывались на аскетических воззрениях старца Паисия Величковского и проводились теми монахами, которых рекомендовал Гавриилу Феофан. В течение 10 лет Феофан был келейником митрополита, а на самом деле не просто келейником, но его главным помощником и советчиком. И все это время оставался простым монахом. Против его воли митрополит рукоположил Феофана в иеромонахи (1785) и в 1791 г. назначил настоятелем Моденского монастыря (Новгородской епархии), чтобы возобновить почти полностью разрушенную обитель. Здесь иеромонах Феофан подвизался два года, а в 1793 г. был направлен настоятелем в Кирилло-Новоезерский монастырь. Обыватели города Белозерска не раз жаловались митрополиту на то, что в древнем, в прошлом столь знаменитом монастыре не осталось и следов настоящей монастырской жизни, и просили его принять меры, чтобы спасти обитель от совершенного запустения. Отец Феофан застал монастырь в крайне жалком состоянии: священствовал там дряхлый иеромонах, который от старческой слабости уже не мог совершать богослужения. Время от времени в обители служил священник из соседнего сельского прихода. Братия состояла всего из двух монахов и восьми послушников, которые жили по своему усмотрению. Строения монастыря совершенно обветшали, ибо уже много десятилетий не предпринималось ничего, а из-за недостатка средств и не могло быть предпринято, чтобы сохранить от разрушения церкви и другие здания. Судьбу Кирилло-Новоезерского монастыря можно считать типичной для многих дальних обителей — это было следствием правительственных мероприятий, проводившихся в XVIII в., когда Коллегия экономии буквально грабила монастыри, предоставляя монастырские постройки, часто очень хорошие каменные здания, их собственной судьбе и воздействию природных стихий, вместо того чтобы использовать эти строения в каких-нибудь практических целях. Сквозь прохудившиеся крыши из года в год лили дожди и валил снег.

http://sedmitza.ru/lib/text/436693/

Агнеса-Ефимия, за Вильгельмом-Фридрихом Вейсс NN, за фон-дер-Бригген Маргарита-Луиза, за Фридрихом-Эрнестом Ропп NN, за Боганским NN, за Битовтом Иоанн-Генрих, женат на Елисавете-Елене Цёгё-фон-Мантейфель (во 2-м браке за Эрнестом-Христианом Клодт) Рейнгольд-Лудвиг, женат на Анне-Сивилле Цёгё-фон-Мантейфель Маргарита-Анна, за Вильгельмом Пфейлицер-Франк Христофор-Генрих † 1711; женат на Анне-Марие Клингспорн Оттон-Георг, женат на Елисавете-Магдалине Бухгольц Фридрих, рождение 1709 † 23 августа 1771; женат на Бенигне-Софие Ган, рождение 9 октября 1715 † 17.. Георг-Вильгельм, рождение 19 сентября 1713 † 1788; женат на Марие-Луизе Клоппманн, рождение 1724 † 19 февраля 1791 Германн-Карл, рождение 1719 † 1785, женат на Анне-Елисавете Ган, рождение 1741 † 17.. Анна-Доротея, за Ганон 123) Фридрих-Христофор, рождение 12 апреля 1715 † 8 января 1779; женат на Анне-Доротее Фок, рождение 1728 † 19 марта 1784 Георг-Иоанн, женат на Бенигне Гаудринг КОЛЕНО XIX: Граф Фердинанд, рождение 1779 † 12 января 1805; женат на Луизе Вольфрадт (во 2-м браке за Карлом Фосс) Граф Карл-Фридрих, рождение 1782; женат на Софие-Луизе Бер Фридрих-Карл-Филипп, рождение 25 января 1748 † 20 января 1814; женат на Констанцие Брунов, рождённой Занзен Адольф-Георг-Вильгельм, российский действительный статский советник, рождение 25 августа 1749 † 21 января 1823; женат на Шарлотте Фиркс, рождение 20 мая 1759 † 22 февраля 1831 Бенигна-Доротея-Якобина, рождение 1743 † 1821; за Филиппом-Магнусом Гор Маргарита-Елисавета-София, за Вильгельмом-Александром Гейкинг Юлия-Анна-Луиза-Магдалина, рождение 1748 † 1814; за Бенедиктом-Сигизмундом Гейкинг София-Елисавета-Маргарита, рождение 1750 † 1809; за Эрнестом фон-дер-Ховен Рейнгольд-Георг, рождение 1749 † 1777 Агнеса-Урсула, рождение 1734 † 1814; за Карлом-Христианом Неттельгорст Бенигна-Луиза, за Эрнестом-Дитрихом Неттельгорст Анна-Луиза, за Иоанном-Фридрихом Монтовт Иоанн-Христофор Оттон-Адам † 25 сентября 1752; женат на Анне-Доротее Ган Вильгельм-Рафаил † 1753; женат: 1) на Елисавете Бистром; 2) на Юлие-Александре Таубе; 3) на Берте-Христине Ган; 4) на Готтлибе Гротгуз (от 1-го, 2-го и 4-го браков по одной дочери; от 3-го брака 2 сына)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

– Когда выходил этот журнал? – С 1785-го по 1788-й год, Карамзин и Петров его редактировали с 1786 года. Карамзин публиковал там свои переводы и некоторые оригинальные сочинения. Зрелое творчество Карамзина начинается с его европейского путешествия в 1789–1790 гг. Зрелое творчество Карамзина начинается с его европейского путешествия в 1789–1790 гг Все, наверное, знают его «Письма русского путешественника». Европейское путешествие Карамзина длилось 18 месяцев. Он путешествует за свой счёт, продав родному брату половину своей половины отцовского имения. Зачем он поехал в Европу – вопрос интересный и важный. Не буду пересказывать все версии, но, думаю, главным побудительным мотивом отправиться в путешествие было намерение написать книгу об этом путешествии. Это было литературное путешествие, оно так задумывалось изначально. Были, наверное, и другие цели, но они были побочными. Путешествует Карамзин в очень непростой период истории Европы: это начало Французской революции. В дороге он узнаёт о взятии Бастилии. За 18 месяцев он проезжает через Германию, Швейцарию, Францию, затем приезжает в Англию, а оттуда морем возвращается в Петербург. Для человека, который стремится повидать новые места, хроника его путешествия выглядит странно. Из 18 месяцев он почти 8 месяцев безвыездно сидит в Женеве. Некоторых исследователей это наводило на мысль, что известный нам по книге Карамзина маршрут его путешествия несколько сфальсифицирован. Но есть и другое, более правдоподобное, на мой взгляд, объяснение. Проезжая через Германию и Швейцарию, Карамзин вёл подробные дневники и потом в Женеве на основе этих дневников начал писать свою книгу. То есть в Женеве он занимался именно тем, ради чего и отправился в путешествие. Когда он вернулся в Россию и начал издавать «Московский журнал» в 1791-м году, у него уже была готова первая половина «Писем русского путешественника», охватывающая маршрут по Германии и Швейцарии. Разделы книги, где описаны путешествие по Франции и Англии, будут написаны позднее, а полностью книга будет опубликована только в 1801-м году.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/03/na_dan...

Церковь Казанской иконы Божией Матери в дер. Арпачево Тверской обл. 1789–1791 гг. Церковь Казанской иконы Божией Матери в дер. Арпачево Тверской обл. 1789–1791 гг. Церковные проекты Л. близки к творчеству Кваренги. Большинство из них представляют собой центрические здания с разнообразной конфигурацией планов. Купольная Казанская ц. в дер. Арпачево Торжокского р-на (1789-1791) имеет квадратный план с 2 экседрами и 2 портиками; отдельно стоит колокольня, напоминающая колонну Траяна в Риме. Проект, близкий к церкви в Арпачеве, был использован в соборе в честь Преображения Господня в Выборге (1787-1789, проект Л., строил архит. И. Брокманн). Крестообразная форма с портиками на фасадах и квадратным купольным барабаном использована в Троицкой ц. в с. Прямухине Кувшиновского р-на Тверской обл. (1808-1826, заказчик А. М. Бакунин). Необычный храм возвышается на цокольном этаже-усыпальнице в виде «античной руины» с пандусом. Т. н. Ананьевская ц. (ок. 1790), известная по чертежам, имеет форму октагона. Неосуществленный проект храма-усыпальницы в усадьбе А. А. Безбородко Стольное на Черниговщине (1785) соединял палладианские и традиц. укр. черты: к центрическому кубическому купольному объему с портиками симметрично примыкали 2 колокольни, что создавало аналогию с «трехбанным» (3-башенным) храмом. Этот же образ был развит в проектах ц. Троицы в Дохновичах Стародубского у. Черниговской губ. (1791, не сохр., заказчик Я. В. Завадовский), усложненном экседрами; ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Казаричах Суражского у. Черниговской губ. (1815, заказчик Ф. Д. Ширай). После смерти Л. этот тип нашел отражение в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Вышнем Волочке (1799-1815, архитекторы А. А. Трофимов, И. М. Телятников). Центрично-осевая композиция в форме квадрата с 2 экседрами была использована во Введенской (Преображенской) ц. в усадьбе Введенское Одинцовского р-на Московской обл. (1812, заказчик П. В. Лопухин, ныне с. Введенское, санаторий «Звенигород»). Храм, построенный после смерти Л. по его проекту, отличается необычной круглой колокольней с колоннадой и коническим шпилем.

http://pravenc.ru/text/2110955.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010