Анонимное краткое сказание о святом Исааке, 1854=Краткое сказание о святом Исааце//Святаго Отца нашего Исаака Сирина , епископа бывшаго Ниневийскаго, слова духовно-подвижническия, переведенные с греческаго старцем Паисием Величковским – М.: Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1854. С. XVII-XX. Pütz W., 1854=Pütz W. Survey of the geography and history of the Middle Ages, A. D. 476–1492 – London, 1854. Свт. Григорий Двоеслов , 1858=Святаго Отца нашего, Григория Двоеслова , епископа Римскаго, собеседования о жизни италийских Отцев и о безсмертии души. – Казань, 1858. – 386 с. Свт. Филарет Черниговский , 1859=Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. – Т. 2. – 1859. Sachau E., 1869=Sachau E. Praefatio//Theodori Mopsuesteni fragmenta syriaca. – Leipzig, 1869. P. III-VII. Wright W., 1871=Wright W. Catalogue of Syriac manuscripts in the British museum acquired since the year 1838. – Part 2 – London, 1871. Wright W., 1872=Wright W. Catalogue of Syriac manuscripts in the British museum acquired since the year 1838. – Part 3 – London, 1872. Свт. Филарет Черниговский , 1882=Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви. – Т. 3. – 2-е изд., исп. и доп. – 1882. – 355 с. Преп. Феофан Исповедник , 1884=Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского //Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1884 г. – Кн. 1-я. – М., 1884. Omont H., 1886=Omont H. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliothèque nationale. – Paris, 1886. Свт. Феофан Затворник , 1895 a=[Святитель Феофан Затворник .] Преподобный Нил Синайский . Краткое сведение о нем//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. – Т. 2. – 2-е. изд. – М., 1895. С. 203–204. Свт. Феофан Затворник , 1895 b=[Святитель Феофан Затворник .] Святой Исаак Сирианин . Краткое сведение о нем//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. – Т. 2. – 2-е. изд. – М., 1895. С. 643–644.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

В 1849 г. начато ее было возобновление по предписаниям его сиятельства, бывшего главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями Клейнмихеля от 5 апреля 1849 г. и 12 мая 1850 г. во исполнение высочайшего повеления государя императора Николая Павловича. Окончательная отстройка церкви произведена в 1854 г. по чертежам, высочайше утвержденным 24 июня 1852 ., а 19 марта 1859 г. освящена. Колокольни и колоколов при ней нет. Престолов во Дворцовой церкви три: в настоящей теплой – во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, а в приделе той же церкви и в том же этаже – во имя муч. царицы Александры; в нижнем этаже холодном – престол во имя св. чудотворца Николая. Нижняя Николаевская церковь и придельная наверху очень небольшие – это маленькие комнаты. К Духосошественской церкви с южной стороны из покоев государевых идет широкий коридор. Такой же коридор окружает эту церковь с западной и северной сторон. На последней стороне и устроен в коридоре придел во имя муч. царицы Александры. Иконы во всех церквах живописные одного времени и одной руки, они устроены к 1854 г. Хорошо написаны иконы в иконостасе Духосошественской церкви, особенно икона Божией Матери по левую сторону царских врат и храмовая икона Сошествия Святого Духа на апостолов за правым клиросом. В нижней Николаевской церкви перед амвоном, на аналое, небольшая икона св. Николая в серебряной вызолоченной ризе – жертва Анны Давыдовны Баратынской в память в Бозе почившего государя Николая Павловича, а в верхней Духосошественской церкви, на стене левого клироса икона Александра Невского – жертва губернаторши Нарышкиной в память избавления драгоценной жизни императора Александра Николаевича от руки злодея, дерзнувшего выстрелить в него 4 апреля 1866 г. Сосуды, Евангелия и напрестольные кресты серебряные золоченые сазиковской работы, приготовлены к 1854 г. Причта положено по высочайшему указу 10 ноября 1854 г. священник и причетник, но должность последнего с 16 апреля 1867 г. исправляется вольнонаемными. Церковного дома для священника и псаломщика нет, а священнику отводится квартира на самом верху губернаторского дома. Жалование производится священнику 286 руб. и причетнику 72 руб. в год. В 20 саж. от сей церкви находится кафедральный Благовещенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=10280

С деятельностью К. исследователи связывают редактирование 2 крупных лит. памятников Сибири. С 30-х гг. XVII в. фиксировались чудеса от иконы Божией Материв Абалацком погосте под Тобольском. Большинство исследователей согласны, что первые варианты Сказания об иконе были созданы в 30-40-х гг. XVII в. В дальнейшем Сказание дополнялось новыми чудесами, в т. ч. и связанными с именем К. В частности, по прибытии К. на кафедру в 1665 г. в Тобольске шел «зельный и бесчисленный дождь», прекратившийся лишь после перенесения иконы в кафедральный собор и проведения молебна перед образом. В память об этом событии был установлен обычай ежегодного принесения образа в Тобольск с 8 по 23 июля. Сам К. получил по молитве у чудотворной иконы исцеление от болезни. По мнению Е. К. Ромодановской, позднейшие чудеса 1672-1675 гг. ( Абрамов. 1854. С. 32; Юрьевский. 1902. С. 449) были добавлены в Сказание лично К. или по его поручению ( Ромодановская. 1992. С. 317). Исследователи также согласны, что К. принимал непосредственное участие в создании Книги записной - наиболее ранней редакции Сибирского летописного свода (см.: Солодкин. 2012). В мае 1670 г. по благословению К. произошло перенесение мощей св. прав. Василия Мангазейского . Мощи, от к-рых происходили многочисленные чудеса, были перевезены из Мангазеи в Туруханский мон-рь строителем последнего Тихоном ( Абрамов. 1854. С. 33; Ромодановская. 1986. С. 205). К. оставил вклады в ризницу тобольского Софийского собора, в частности, напрестольное печатное Евангелие 1615/16 г. и 3 напрестольных серебряных креста с золочением ( Абрамов. 1854. С. 34). К. умер 23 дек. 1677 г. «нощи в 8-м часу» в тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-ре , приняв схиму (ПСРЛ. Т. 36. С. 170). Известие о смерти Сибирского митрополита поступило в Москву лишь 30 янв. 1678 г. от боярина и воеводы П. В. Шереметева Меньшого. К. похоронен в Сергиевской ц. Тобольска, близ архиерейского дома ( Абрамов. 1854. С. 34), впосл. прах перенесли в тобольский Софийский собор (ИРИ. Ч. 1. С. 110).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

При еп. Амвросии (Орнатском ; 1819-1825) продолжалось строительство Спасского кафедрального собора, в 1821 г. епископ освятил во имя Всемилостивого Спаса главный престол на 2-м этаже собора. Архиерей стремился единолично решать вопросы управления епархией, поэтому значение консистории в период его пребывания на Пензенской кафедре снизилось. Еп. Ириней (Нестерович ; 1826-1830, впосл. архиепископ) активно боролся со старообрядчеством, способствовал переходу старообрядцев в единоверие . Епископ обязал священников после литургии разъяснять прихожанам основы Православия (смысл Символа веры, заповедей), а также обучать их молитвам. 12 нояб. 1828 г. из Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия (см. ст. Саратовская и Вольская епархия ), вслед. чего архиерей получил титул «Пензенский и Саранский». Еп. Иоанн (Доброзраков ; 1830-1835) особо заботился об уровне образования духовенства, в частности обязал всех священно- и церковнослужителей отдавать своих сыновей в духовные учебные заведения. Архиерей штрафовал непригодных к служению клириков, отправлял их за штат либо добивался исключения из духовного звания. По указу имп. Николая I Павловича от 10 мая 1831 г. о «разборе» духовенства (2ПСЗ. Т. 6. Отд. 1. С. 359-363. 4563) многие бывшие клирики оказались на военной службе. Еп. Иоанн предоставил средства для содержания их детей в уч-щах. При еп. Амвросии (Мореве; 1835-1854) в 1850-1851 гг. худож. К. А. Макаровым и его учениками (в т. ч. сыном - И. К. Макаровым) расписан Спасский кафедральный собор. В 1854 г. еп. Амвросий скончался и был погребен в соборе рядом с еп. свт. Иннокентием (Смирновым). При архиеп. Варлааме (Успенском; 1854-1862, до 22 апр. 1860 в сане епископа) в 1856-1857 гг. было капитально перестроено примыкавшее к архиерейскому дому здание духовной консистории, крестовая Воскресенская ц. перенесена с 3-го этажа архиерейского дома в новопостроенную 2-этажную пристройку (освящена 23 нояб. 1857). Архиеп. Варлаам лично объехал большинство приходов епархии; число последних увеличилось с 699 в 1854 г. до 774 в 1862 г.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

204 . Главный престол в честь Успения Божией Матери, после раззорения монастыря шведами и возобновления церкви в начале XVII века, был освящен в 1617 году; остался не тронутым при возобновлении церкви после пожара 1702 года; во 2-й раз освящен в 1798 году 25 апреля; 205 в третий раз 14 августа 1856 года, Зеленецким архимандритом Иаковом., С 1182 1854 год в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма» – тот самый, с небольшими изменениями, иконостас, который описан нами под 1761 годом в ??pin монастыря. К 1854 году он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию ?? сти отделки, он был весьма неблаговиден. Потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 году снять; храмовой ?? Успения Божией Матери вставлен в новый иконостас; два местных ?? Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери помещены в церкв?? икон 2-го, 3-го, 4-го и 5-го ярусов, в количестве 18, а равно сев?? южные врата, употреблены для написания икон в тот же новый ик?? Успенской церкви; местные иконы – св. Троицы, Знамения Божией Матери с ними 14 иконостасных и 9 аршинных образов, а также царс?? переданы в Петропавловскую единоверческую церковь Новоладожског?? а все прочее за совершенной негодностью предано в 1859 году уничто?? На место снятого ветхого иконостаса в 1854 – 1856 годах устроен?? весьма благолепный иконостас, существующий и до настоящего времени ?? для иконостаса Успенской церкви и некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы ??ностасам производил мастер Савельев. На иконы Успения Божией Матери храмовую, аналойную, пожертвованную преосвященным митрополии?? канором, и на спускную над царскими вратами, присланную преосвященным митрополитом Киевским Филаретом, сделаны богатые серебряны?? ченыя ризы из старых, попорченных лампадок, и серебряных ?? снятых с остававшихся в ризнице без употребления ветхих ик?? работы Ф. А. Верховцева. 206 В тех же 1854 – 1856 годах штука?? стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окраше?? клеевой краской и по местам украшена стенной живописью; xop?? странены как с южной стороны придела во имя св. великомученицы ??так и для выстроенного вновь с северной стороны придела в чес?? ской иконы Божией Матери, а над алтарем сделано помещение дл?? ных важных вещей. Плитный ветхий пол и в алтаре и в сам?? заменен деревянным. Из окна в западной стене, для входа на ?? окон во внутренних простенках под арками с южной и северн?? для распространения хор устроены двери, в западной с обделкой ??северной стороны два верхние неправильные окна исправлены в мер?? Внизу при входе из паперти в церковь и выходе из Успенской ?? Благовещенскую исправлены дверные арки. Устроено в церкви 6 ?? хоры из паперти устроена лестница, а на хорах поставлены железные решетки, окрашенные масляной краской. Над папертью собора устрое?? вая для церковных принадлежностей с печью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

55) Протоиерей Бородинского егерского полка о. Михаил Романовский за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя. 56) Священник Севастопольского морского госпиталя о. Василий Ржевский в 1830 г. за подвиги чумной эпидемии 77 . 57) Священник Замосцкого егерского полка о. Андрей Галабутский за подвиг 11 марта 1854 г. при переправе через Дунай, при чем он постоянно находился в цепи с застрельщиками, ободрял их словами утешения и назидания, презирая учащенный огонь от непрятельских выстрелов 78 . 58) Протоиерей Владимирского пехотного полка о. Петр Мацкевич за ревностное исполнение своих обязанностей в кампанию 1853–1856 гг. 79 59) Священник 1-го пехотного полка о. Николай Бакулин за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя 80 . 60) Священник Тобольского пехотного полка о. Василий Кропотов за подвиги в Севастопольскую кампанию 1854 г. 81 61) Священник Колыванского егерского полка о. Иоанн Белин за подвиги при обороне Севастополя 82 . 62) Священник Камчатского егерского полка о. Евгений Федюшин за Севастопольскую кампанию начиная с 8 декабря 1854 г. по 27 августа 1855 г. 83 63) Священник Владимирского пехотного полка о. Константин Дорошкевич за подвиги при обороне Севастополя Всемилостивейше пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерея 84 . 64) Священник 3-й роты греческих волонтеров о. Гервасий Софронов за подвиги во время осады крепости Силистрии 85 . 65) Священник Суздальского пехотного полка о. Адриан Соловьев за подвиги при осаде Севастополя 86 . 66) Протоиерей Ставропольского пехотного полка о. Иаков Путинцев за подвиги в походах на Кавказе начиная с 11 ноября 1854 г. и кончая 1 июля 1862 г. 67) Священник 76-го пехотного Кубанского полка о. Александр Леонтовский за подвиги с кавказскими войсками при покорении горцев 1861–1863 гг. 87 68) Младший священник того же Кубанского полка о. Иоанн Костянский за отличие в сражениях с дикими горцами в 1862 г. 88

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

37 В памятной книжке, не раз в издании сих писем упомянутой по 20 числом марта, написано: «1853. Преставися раба Божия Евдокия, мати моя, в 9 часов утра». 38 Пересмотрено было несколько церковных описей соборных и монастырских, в количестве 51-й книги. Русск. Стар. Май 1877 г., стр. 149. 47 Преосв. Филофея. С авг. 19-го 1853 г. он сделался еп. Костромским; в последствии митрополит Киевский. 52 По сему указанию можно заключать, что и выше, в письме 946 и 948 под «тетрадью» должно разуметь «беседу к братству Николаевского Угрешского общежительного монастыря» (Слова и речи. ч. 3-я, 1861 г., стр. 327–330) октября 16 д. 1853 г. 61 Ап. Ник. Муравьев подобное же сетование Владыки в письме к нему от 29 декабря 1853 года, объясняет (может быть неправильно), как относящееся к опере: «Жидовки». См. Письма Митр. Моск. Ф. к А. Н. М… Киев, 1869, стр. 442. 63 Подобный же отзыв о сем послании встречается в письме к Андр. Ник. Муравьеву (там же стр. 446) от 2-го февраля 1854 г. Из этого письма видно, что разбираемое послание было напечатано в «журнале прений», т. е. в Journal des Debats. 64 Т.е. в Revae de deux mndes. Все заключающееся в сем отделении письма повторяет Владыка и в письме к А.Н. Муравьеву от 2 февраля 1854 г. (см. стр. 446–448). 66 По тому, что далее в письме говорится о сей тетради, должно предполагать, что под сею тетрадью разумеется слово в день памяти Святителя Алексия февр. 12, 1854 г. См. Слова и речи, ч.3 1861 г., стр. 108 и сл. 67 М.Филарету был препровожден «назначенный» Его Высокопреосвященству Государем Императором экземпляр изданного архитектором Фоссати живописного альбома Аия Софии в Константинополе при отношении Министра Двора гр. В. Адленберга при отношении от 5 января 1853. Владыкою еще был приобретен экземпляр этого издания, о сем извещает он А.Н. Муравьева в письме к нему от 5 января 1853 года словами: «издание Фоссати сегодня я получил, и деньги по подписке заплатил» (стр. 406). 69 Вероятно, А.Н.Муравьева; за 50 экземпляров этой книги Святитель Филарет благодарил сочинителя оной в письме к нему от 26 мая 1854, стр. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Объявитель сего Костромской духовной семинарии высшего отделения 2-го класса воспитанник Евгений Голубинский , Костромской епархии Ко-логривского уезда, Рождество-Богородицкой церкви, села Матвеева, священника Евсигнея Пескова сын, имеющий от роду 20 лет, в сентябре 1848 г. поступив из Солигаличского духовного училища в Костромскую семинарию, изучал в ней, при способностях отлично хороших, прилежании отлично хорошем и поведении отлично хорошем: Священное Писание , богословие догматическое, нравственное, гомилетику, науку о вероисповеданиях, о должностях пресвитеров – отлично хорошо, о святых отцах церкви, о богослужебных книгах – весьма хорошо, о церковных древностях и обрядах, основание церк. законов и канонического права – отлично хорошо, историю библейскую, церковную – очень хорошо, историю рос. церкви – отлично хорошо, логику и психологию – весьма хорошо, риторику и поэзию, священную герменевтику – отлично хорошо, алгебру, геометрию и пасхалию – хорошо, физику – весьма хорошо, начальные основания медицины и оспопрививание, сельское хозяйство – очень хорошо, естественную историю, всеобщую историю, российскую гражданскую историю – весьма хорошо, православное исповедание – отлично хорошо и обучался языкам: греческому, латинскому – очень хорошо, еврейскому – хорошо. В 1852 г. удостоен посвящения в стихарь. С 15 сентября 1852 по 14 июля 1854 г. проходил должность главного старшего. Сего 1854 года, июля 14 дня после частных и публичных испытаний при окончании полного курса семинарского учения, Правлением Костромской семинарии, с утверждения его преосвященства, преосвященнейшего Фило-фея, епископа Костромского и Галичского и кавалера, по причислении его к первому разряду семинарских воспитанников, возведен на степень студента семинарии и вследствие предписания Правления Московской Духовной Академии от 19 июня сего 1854 г. за 155 уволен в Московскую Духовную Академию для поступления в состав студентов оной. В удостоверение чего отдан ему, студенту Голубинскому, сей аттестат из Правления Костромской семинарии. Июля 28 дня, 1854 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

www.solovki-monastyr.ru Макариевская пустынь находится в очень живописном месте на берегу озера Нижний Перт. Устроил ее настоятель монастыря архимандрит Макарий (1818-1825) на собственные средства. В письменных источниках она впервые упоминается в 1822 году. Вначале здесь была только небольшая деревянная часовня и «две отдельно стоящие пустынные кельи. Одна для настоятеля, временно сюда уединяющегося, а другая для монашествующей братии, безмолвно иногда здесь проживающей». К середине XIX века Макариевская пустынь уже не только место для уединенных молитв: здесь устраивается воскобелильный завод, а в 1854 году на горе, вскоре получившей название Александровской, была построена и освящена Александро-Невская часовня в память о событиях Крымской войны. В часовне на стене была сделана надпись: «Настоятель архимандрит Александр поставил на сей горе в 1854 г. крест Господень и часовню во имя святого великого князя Александра Невского, ангела своего, и гора сия названа Александровская за спасение жизни своей при нападении англичан на Соловецкую обитель в 1854 г. июля 6-го и 7-го чисел, в самую страшную канонаду, под градом ядер и бомб 36 и 96 фунтов летавших над головами во время крестного хода вокруг монастыря». Рядом с часовней и сейчас лежит большой плоский камень с выбитой надписью: «Гора Александровская 1854. А. А. » (А. А. - архимандрит Александр). В 1859-1862 годах на возвышении был построен двухэтажный дом с мезонином и балконом - «дача архимандрита», в 1894-1899 годах сооружен валунный ледник для хранения съестных припасов и были установлены поклонные кресты, один из которых сохранился до наших дней. Вероятно, уже при основании пустыни братия обратила внимание на благоприятный микроклимат этого места, защищенного от холодных ветров с трех сторон холмами. Вскоре в пустыни возникли огороды, позднее в их числе появились и аптекарские. На укрепленных валунами террасах были посажены яблони, ягодные кустарники, кедры, устроены цветники и оранжереи. К началу ХХ века это был уже цветущий сад, свидетельствующий тысячам приезжающих паломников как трудом и любовью можно преобразовать суровую землю в 150 верстах от Полярного круга.

http://sobory.ru/article/?object=05548

2 Августа, 1854. 137. К С.П.П.Н.Е. Почитаю нужным напомнить тебе, любимый мой, чтоб ты всяким хранением хранил себя от всего, что может смущать и колебать тебя. Паче же всего и прежде всего стяжи безусловное послушание ко всем, кольми паче к настоятелю, ибо святые Отцы послушание поставили паче поста и молитвы. Всем вашим отцам – мой земной поклон, паче же вашему отцу игумену. 6 Августа, 1854. 138. К М.А. Любящим Бога вся поспешествуют во благое, свидетельствует Св. Писание. И так, возлюбленная моя, не унывайте, не малодушествуйте при сретении скорбей ваших, кои, как драгоценный дар, принимайте от десницы Божией для кроткой души вашей. Серебро, чтоб имело более блеска и ценности, позлащается: так и душе вашей, для большего достоинства и воздаяния, надобно еще побыть несколько в горниле искушений. Умоляю благость Божию, да не отступит от вас помощь небесная и утешение благодатное! А я, грешный, по милости Божией, утешаюсь теперь присутствием любезнейшего душе моей, кроткого сердцем Ф.А. 13 Августа, 1854. 139. К С.П.П.Н.Е. Мой совет тебе, любимый мой, будет всегда один: внемли себе! Помни, за чем ты пришел в св. обитель? Не нежиться и покоиться, а трудиться. Имей всех, как ангелов или праведников, а себя почитай всех последним и худшим. Людей по Боге всех люби, а бесов бей нещадно именем Иисусовым, – вот и будешь добр воин Христов! Да даст же тебе Господь Бог , сильный в брани, помощь Свою твердую! При сем уведомляю тебя, что друг наш Ф.А., ангел утешитель дней наших, отлетел от меня вчера в полдень. Да, любимый мой, сего нашего друга не иначе надобно нам принимать и понимать, как за особенный дар Божий, посланный нам, многогрешным, на утешение. Его преданность к моей худости меня изумляет. 20 Августа, 1854. 140. К С.П.П.Н.Е. Пишу к тебе, любимый мой, после всенощного бдения на кануне праздника Усекновения честные главы св. Иоанна Предтечи. Представляю себе, ежели великий во пророцех, тот, которого нет больше в рожденных женами, пострадал до того, что и во главу усечен, да и пострадал чрез плясунью, то почему же не потерпеть нам с тобой, величайшим грешникам, все то, что ни послано будет свыше во очищение грехов наших!

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-duhovn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010