В том же 1738 году Преосвященный Арсений учредил Семинарию в Переяславле; в 1785 году положено на оную суммы по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 рублей. В том же 1738 году Преосвященный Лука, Епископ Великоустюжский, учредил Семинарию в Великом Устюге. В 1744 году находились в оной классы: Пиитический, Синтаксический и Инфимический. В 1765 году положено на неё жалования по 653 руб. 55 копеек. В 1786 году по упразднению Епархии Великоустюжской, Семинария сия соединена с Вологодской. В 1739 году, в Мае, по Именному Указу, Преосвященным Леонидом, Архиепископом Сарским, учреждена Крутицкая Семинария первоначально в городе Вязьме в Предтечевском монастыре, в который положено быть 30-ти человекам; а на содержание их собирать с каждого приходского двора по одной копейке. В 1744 году переведена на Крутицкий Архиерейской двор в Москву, а в 1751 году – в Московский Покровский монастырь. В 1765 году положено было на неё жалованья по 1.143 руб. 70½ копеек. А в 1786 году, с упразднением Епархии Крутицкой, упразднена и Семинария сия. В том же 1739 году, Февраля 17, Преосвященный Митрофан, Архиепископ Тверской, учредил Семинарию в Твери. В 1765 году положено на оную жалованья по 816 рублей 93¾ коп. В 1768 году заведено Кашинское училище; в 1772 году – Новоторжское, Осташковское и Бежецкое. В 1774 году на Семинарию и училища сии прибавлено жалованья 1.000 руб.; в 1784 году положено по 2.000 руб.; в 1797 году – по 4.000 рублей. В том же 1739 году, в Декабре, Преосвященный Иоаким, Архиепископ Ростовский, учредил Семинарию в Ростове; но она вскоре прекратилась. В 1745 году обучали в оной только партесному, и простому церковному пению, чистописанию, Псалтири и Часослову. В 1776 году учреждено в Ростове малое училище, принадлежавшее к Ярославской Семинарии. В 1740 году велено возобновить Семинарию в Новгороде при Архиерейском доме (смотри ниже особую историю о сей Семинарии). В том же 1740 году учреждена Семинария в Суздали, и прислан был из Святейшего Синода Иеромонах Иустин для заведения оной, но по увольнению его на обещание, в 1743 году Семинария упразднилась, а в 1755 году паки возобновлена. В 1765 году положено на содержание оной жалованья по 816 руб. 93¾ коп.; в 1784 году – по 2.000 руб., а в 1799 году соединена она с Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пахомий Ветвицкий 1746 перев. из Батуринского Крупицкого. Пахомий Поленичка в 1756 перев. в Неженский Благовещенский. Иосиф Миткевич 1756 перев. из Батуринского Крупицкого, а в 1759 – в Нежинский Благовещенский. Кирилл , 1765–67. Иосиф Чернявский , 1767–79. Елиссей , архим., 1779–84. Варсонофий , архим., 1844 перев. из Староладожского Николаевского, 1846–1852. Гермоген , архим., 1853–59. 7 Нехворощанского Успенского (основанного после 1709 г.) [V, 162]: Игумены Феодосий Нестерович … Пётр , 1765–68. Игнатий Максимович , 1768–75. Иларион , 1775 и 76. Лукиан , 1777–83. 8 Пушкаровского Вознесенского [V, 652]: Иг-нья Серафима , 1765–68. – Фекла , 1768–72. – Сарра , 1772–80. 9 Сорочинского [VI. 184; V, 80]: Игум. Гавриил Гиновский , 1765–74. – Досифей Галяховский , 1774–84. Особые заметки III, 508,509. Великобудинские два: Спасо-Преображенского иг-нья Феофилла , 1855–59. III, 595, Переяславского Вознесенского: Архим. Димитрий Устинович в 1785 перев. из Красногорского, а 4 авг. 1793 хирот. в викария Киевского. – Иоиль , с 10 апр. 1786. IV, 12. Деймановский. IV, 133. Зазуловский. Благовещенского иг-нья Манассия прежняя. IV, 211, 804. Золотоношские два. III, 393; IV, 519. Богословский женский 1786 перев. из Киева. IV, 774. Коробовский. IV, 793. Красногорская пустынь. IV, 873. Вздвиженский девичий. V, 79. Переяславского Михайловского: Игум. Дамаскин , 1720. – Герман Прохорович , 1758–61. V, 365. Ануфриевская пустынь. VI, 140. Скельский. VI, 174. Сокольский. VI, 829. Юсковская пустынь. VI, 365. Терехтемировского: Игумены Иосиф Курцевич в дек. 1622 хирот. в епископа Владимиро-Волынского. Порфирий Борецкий , 1639. Феофан , строит., в янв. 1654. Иоасаф , 1660. Сильвестр , в нояб. и дек. 1665. Артемий Силицкий , 1673. Иероним Дубина , 1690. Рафаил , игум. Спасского Золотоношского, 1720. Киселевского Спасского игум. Иоасаф , 1654. Золотоношского Богословского Иг-нья Манассия (первая). – Клеопатра , 1840–51. – Анатолия , 1852–59. Зенковского Великобудинского Спасского иг-нья Серафима , 1840–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Академии сей принадлежат училища Саранское и Алаторское, в 1773 году учреждённые по бытности тех мест в Нижегородской Епархии Преосвященным Антонием, Епископом Нижегородским. Список Ректоров и Префектов Казанской Академии РЕКТОРЫ ПРЕФЕКТЫ 1. ДИМИТРИЙ Сеченов, Иеромонах, учитель и смотритель; а потом Архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. Наконец же, Митрополит Новгородский. 1. СТЕФАН Гловатский, в монашестве Сильвестр. В 1732 году определён из учителей, а потом пожалован Ректором. 2. СИЛЬВЕСТР Гловатский, из Префектов; потом был Архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря. В 1749 году Июня 16 хиротонисан в Митрополита Тобольского. 2. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович. 1740 год, из учителей. В 1741 году он первый начал преподавать в Казанской Семинарии курс Философский. В 1744 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. 3. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович в 1744 году определён из Префектов. В 1748 году, Августа 14, хиротонисан в Епископа Нижегородского. 3. ФЕОФИЛ Игнатович, из Малороссиян, с 1748 по 1750 годы был учителем и Префектом; потом произведён Архимандритом Зилантова монастыря; а в 1751 году переведён в Спасо-Преображенский, и определён Ректором Семинарии. 4. ФЕОФИЛ Игнатович, из  Префектов, определён в 1751 году; он первый преподавал Богословие в Казанской Семинарии. В 1765 году переведён в Ставропигиальный Савин Сторожевский монастырь. В 1770 году, в Октябре хиротонисан в Москве в Епископа Черниговского. 4. ГЕДЕОН Криновский. В 1751 году назначен был Префектом, но в Июле того же года перешёл в Московскую Академию. Умер Псковским Епископом. 5. ЛЕОНИД Кременский. В 1751 году в Июле определён Префектом. В 1754 году уволен от должности сей. В 1765 году скончался в Кизическом монастыре. 6. ГЕННАДИЙ Халчинский. С 1757 года. В 1760 году произведён в Архимандрита Седмиезерной Богородицкой пустыни. В 1764 году переведён в Раифскую пустыню, оттуда, в 1765 году в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 7. ИЕРОНИМ Формаковский. С 1765 года. В 1766 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Пыскорский Спасо-Преображенский, основан Строгоновыми на усть Пыскорки, в 1560 г.; перев. в Соликамск в 1775, в Пермь в и 1781 г. Пермский обращён в архиерейский дом в 1799 г. Некогда ставропигиальный. [II, 604.] Игумены Варлаам , 1570. Антоний … Пимен , 1588 и 89. Сергий , 1590–92. Геннадий , 1593 и 94. Архимандриты Мисаил 7 февр. 1601 перев. из Устюжского Телегова. Филофей (sic), 1621 и 22. Сергий , 1626–33. Гермоген , 1634–50. Евфимий , строит. 1651, 52, 53; архим.1654–56. Пафнутий , 1656–86. Евфимий определён 26 июня 1692–1710. Павел отрешён около 1730. Даниил , 1732 (sic), 1737 и 38. Иуст , 1755–62, предан суду (жил в 1765). Никифор , из наместников Киево-Печерской Лавры, определён 18 авг. 1762; † в янв. 1765. Леонид , 1765–69. Амвросий Андреевский , 1769–72, 18 янв. перев. в Симонов. Симон 25 дек. 1771 перев. из Московского Златоустова, а 2 мая 1776 перев. в Спасо-Андрониев. Иакинф Кашперов перев. из Далматова в февр. 1777–93; убит. Ювеналий 16 мая 1793 перев. из Ростовского Авраамиева; до 1797. Иоасаф 10 авг. 1797 перев. из Переяславского Даниилова; до 1799. 2 Вознесенский, в Соликамске, основан в 1608 г., упразднён в 1764. Потом перев. в него Троицкий Истобинский 3-го класса. [VI, 177; IV, 305.] Строители Авраамий , 1608–13. Иаков , 23 июля 1616. Никифор , 24 июля 1618. Максим , 1620–22. Трифон , сего и Богословского. 1624 (Акт. Ист., I, 207). Адриан , 1626. Игумены Мисаил , в апр., июле 1619. Гермоген , 1623 и 24. Максим , 1628–41. Сергий , 1642–48. Евфимий , 1649–51. Савватий , 1653–57. Никифор , 1662–65. Киприан , 1665–70. Сергий , 1671–76. Евфимий , 1676 и 77. Ермил , 1678–82. Варсонофий , 1683–94. Сильвестр , 1699–1705. Макарий , 1731–38. Гавриил , 1741. [Истобинского игум. Иоанн , 1745.] Николай , 1756. Мисаил , 1763 и 64. Истобинского Троицкого: Игумены Мисаил , 1765–70. Модест , 1770 и 71, перев. в Орловский Спасский. Пахомий , 1771–76. Иероним перев. из Спасского Орловского в начале 1777–80. Никандр , 1800.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19. Послушник Иван Смирнов, 1853. Московской губернии Подольского уезда Николаевской в селе Кленове церкви пономаря Гавриила Ионова сын . По исключении из высшего отделения Московского Перервинского духовного училища по собственному желанию и по прошению его отца, определен в число послушников Сретенского монастыря 31 августа 1853 года в возрасте 20 лет. Исправлял послушание в должности пономаря. 20. Послушник Василий Архангельский, 1853–1854. Московской губернии Подольского уезда Успенской церкви дьячка Стефана Сергеева сын . По исключении из низшего отделения Московского Перервинского духовного училища по безуспешности в 16 лет был определен в Сретенский монастырь на послушническое положение на год на испытание 31 июля 1853 года. 3 сентября 1854 года был определен в число послушников монастыря . Исправлял послушание пономаря. Указом от 9 апреля 1855 года определен на пономарское место Подольского уезда в село Станиславль(?) . 21. Инок Илья (Алексеев), 1854–1859. Послушник Яков Алексеев. Из московских мещан. По увольнении от общества первоначально определен был Костромской епархии Троицкой Кривоезерской пустыни в число послушников 26 октября 1851 года. А 15 февраля 1854 года в возрасте 23 лет определен в число послушников Сретенского монастыря. В стихарь посвящен епископом Дмитровским Алексием в Георгиевской церкви, что в бывшем Георгиевском монастыре 11сентября 1855 года. Исправлял чтение и клиросное пение. В 1857 году облачен в рясофор. 18 августа 1859 года по прошению был переведен в число братства Николаевского Угрешского монастыря . 22. Иеродиакон Парфений (Никаноров), 1854–1869†. Инок Павел. Из вольноотпущенных графини Паскевич-Еривинской. Первоначально определен был в число братства Николаевского Песношского монастыря 12 сентября 1850 года. В Сретенский монастырь перемещен 29 октября 1854 года в возрасте 33 лет. Исправлял чтение и клиросное пение, был свечником. 25 октября 1859 года разрешено ему было отправиться для поклонения к Гробу Господню в Иерусалим и на Афонскую гору сроком на один год . В монашество пострижен 17 января 1861 года. В стихарь посвящен 23 декабря 1865 года, 25 декабря того же года был рукоположен в иеродиакона. Умер 24 января 1869 года. Похоронен в Покровском монастыре.

http://pravoslavie.ru/67954.html

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. 8 Апреля 1854 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 1854 г. I отд. 2 ст. 171. 117. Поздравление графа Н. А. Протасова с праздником Рождества Христова в 1854 году 22 Декабря 1854 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! С рождением Христа Бога и Спасителя Мира Ангелы возвестили земле мир, – мир свышний, премирный, умиряющий души с прогневанным грехами Богом, и взаимно соединяющий души в общей вере, ненарушимый внешними бранями и нестроениями, сильный победить их. В духе сего мира простираю к Вам слово искреннего сорадования о рождшемся Спасителе нашем: и лик Его да исполняет дух Ваш Своим миром и радостию, и как явившийся нам источник жизни, да обновит жизнь Вашу и продолжит в крепости, к продолжению полезной Церкви и отечеству деятельности. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. Декабря 22, 1854 г. В прошедшее воскресенье освящена мною другая (теплая) церковь единоверческая на Преображенском кладбище, с четырьмя единоверческими священниками, в присутствии единоверцев и не единоверцев. А в единоверческой церкви Рогожского кладбища в сей день присоединено к единоверию около шестидесяти человек. Дело Канц. Об.-Прокур. 1854 г. отд. 1. ст. 2. 195. 118. Письмо Преосвященного Филарета к А. И. Карасевскому 88 об увольнении заграницу, находящегося при Преосвященном Никаноре Фиваидском, архимандрита Дионисия 10 Мая 1856 г. Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Преосвященный Никанор Фиваидский 89 и его архимандрит не дают покоя мне, а я Вам. Нельзя ли ускорить разрешение увольнения сего архимандрита заграницу. Прося прощения, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 1 Мая 1856 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 41807. 119. Замечание Митрополита Филарета на проект определения Св. Синода об исправлении чина исповедания и обещания архиерейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

разрешения снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 г. разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 г. крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 г. крест был на церковь поставлен. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1854 г. признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенскою и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 гг. Успенская церковь сделалась теплою. Сколько было в Успенской церкви престолов в древнейшие времена, до разорения ее шведами и по воссоздании ее в начале XVII в. до вторичного разорения ее пожаром в 1702 г. и воссоздания после пожара: один ли только был Успенский престол или были кроме него и придельные престолы – сведений о том мы не имеем. В переписи 1628 г. упоминается только об Успенской церкви, без раздельного означения в ней престолов. Но по воссоздании церкви в начале XVIII в. после пожара 1702 г., в ней были устроены три престола: главный Успенский и придельные: Благовещенский и Варваринский. Документы монастырского и консисторского архива с 1727 г. упоминают об этих трех приделах. В 1855 – 1856 г. к ним присоединен четвертый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1854 г. в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма, но к 1854 г. он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию и стилю отделки, он был весьма неблаговиден, потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 г. снят; храмовые иконы церкви Успения Божией Матери вставлены в новый иконостас. Некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы по иконостасам производил мастер Савельев… В тех же 1854 – 1856 г.

http://sobory.ru/article/?object=00124

Сивках, в маетности Ясновельможнаго Его Милости Пана Хорунжаго Короннаго» (т. е. Яблоновского); метрика эта писана полууставом; Севериан Томашевич служил до 25 июня 1757 года; при нём 8 марта 1725 г. последовала от княгини Теофилы Сапеги, урождённой Яблоновской, презента на земли и угодья, издавна составлявшие фундуш этой церкви; 3) сын Севериана – Василий Тимошевич, сначала коадъютор Сивковецкой церкви, а потом её пресвитер до 1763 года; затем – до 1765 г. – было несколько викариев: 4) парох Сивковецкий Иван Хмелевский (с 10 июня 1765 до 1771 г.); при нём 19 сентября 1700 г. была визитация генерального визитатора Луцкой епископии, Острожского официала Георгия Туркевича, который и оставил заметки касательно церкви и её внутреннего украшения, церковных земель, причта и прихожан; затем – до 1773 г. – приход был под наблюдением: 5) священник Василий Барталович (с 1774 до 1803 г., до дня своей смерти); при нём в 1780 г. метрические акты были свидетельствованы униатским епископом Киприаном Стецким, который собственноручно сделал на них следующие надписи: «Die sexta Julij v. s. (veteris styli) 1780 in Zozulince sub tempus visitationis generalis Liber Metrices Baptisatorum, copalatorum et sepultorum productus et revisus. Cyprianus Stecky Episkopus Laceoniensis et Ostrogiensis»; 6) сын его – свящ. Феодор Барталович (с 1803 г. до дня своей смерти – 29 октября 1816 г.); он в 1806 г., согласно резолюции Данила епископа Волынского и Житомирского, сделал хранящуюся и доселе опись церкви и её имущества; до 1821 г. приход состоял под наблюдением: 7) свящ. Даниил Сингалевич (с 1821 до 1822 г.); 8) свящ. Лев Горлецкий (с 1822 до 1830 г.), перешёл в полк; 9) священник Иосиф Омеляновский (с 1830 до 1842 г., до дня своей смерти); 10) свящ. Андрей Кондрацкий (с 1842 до 1854 г.), перешёл в Острог; 11) свящ. Аполлоний Сендульский (с 17 октября 1854 г. по день своей смерти – 7 января 1882 года); это был один из наилучших представителей Волынского духовенства, будучи образцовым пастырем в своей пастырской деятельности – он ещё много потрудился на научном поприще исследования местной старины, описав много городов, местечек и сёл Волынской епархии (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Иосиф , 1655–63, сент., дек., 1 июня (sic) 1667. Паисий , 1665. Два? Дионисий , 1668, 1676–81. Алексий , 1683–90. Сергий , 1693–1704. Феофил , 1704 и 5. Евфимий 1720–28. Епифаний Адамантский ( Адамыцкий ) 1733–37 авг. Павел , 1738–40, 15 июля. ?? ( Герман , 6 мая 1739). Иоасаф , 1741–45. Алексий , 1745–51. Феофил Игнатович , 1751–54, перев. в Казанский Преображенский. Иоанникий в 1754 перев. из Казанского Преображенского; по 1757. Патрикий Аристовский (из Казанского Предтечева?) 1757–63. Леонид , с 1763; † 1765. Игумены Исидор , 1766–69, перев. в Раифский. Порфирий , 1769–71, перев. в Симбирский Покровский. Асигкрит перев. из Чебоксарского Троицкого, 1771–74, 16 июня убит Пугачёвым. Ювеналий Смирнов , 1774 и 75, перев. в Кизический. Товия , 1775 и 76, уволен, за болезнью. Иоаким , в 1777–80. Иеразм … Серапион … Иероним … 69 Архимандриты Иосиф , 1798–1800. Серапион † 1801. Гавриил † 1801. [Против последних двух архим-тов помечено: «Ист. Иер.» (?)] Анатолий Связев , 1802–5, перев. в Лужецкий. Амвросий Сретенский в 1805 перевив Раифского; до 1828. Пётр , 1828 и 29. Гавриил , 1829–1853. Вениамин , 1854–62. Иннокентий [иеромонах, канд.] 1863–1865. Иона † 7 авг. 1867. Ювеналий Знаменский (бывший архим. Рязанского Спасского) перев. 1868 из какого-то Волынского епархиального монастыря. 4 Троицкий, в Чебоксарах, основан в 1566 г. Ныне третьеклассный. [VI, 653.] Игумены Геласий убит 1610. Иннокентий , 1616. Кирилл , 1620–25. Иосиф определён 7 дек. 1643. Упом. 1646. Филарет , 1649–52. Иосиф , 1658–60. Варлаам , строитель, в дек. 1662. Макарий , 1666–70. Иларион , 1675–96, архим. 1703 и 4. Архим. Гедеон в февр. 1708. – Иоасаф .... (предшественник). – Сергий , 1737. – Антоний , 1763 и 64; † 1765. – Хрисанф , 1766–68, перев. в Кизический. Игум. Исаия 1768 перев. из Кизического, и в 1769. – Асигкрит , 1769–71, перев. в Зилантов. – Исидор 1771 перев. из Раифского; до 1780. Архим. Антоний , 1802–22. – Нафанаил , 1822–27. – Амвросий , 1827–30. – Самуил , 1830–53. (В 1854–56 вакансия.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9      февраля 1854 г. Россия объявила войну Англии и Франции. 28 марта последовало объявление того же этими государствами, войну вызвавших, но желавших, чтобы вызов исходил не от них. 26 января 1855 г. войну России объявило королевство Сардиния. Предательством оказалось поведение Австрии, императору которой Государь так доверял. Он ожидал в острое время переговоров давления Австрии и Пруссии на султана. Позднее Царь рассчитывал на их благожелательный нейтралитет. В Вене же камень уже вытаскивался из-за пазухи. Князю А.Ф. Орлову, посланному туда в начале 1854 г., осмелились задать вопрос – сможет ли Государь дать обещание не интересоваться впредь судьбой славян. Решительный отрицательный ответ Государя повлек за собой открытие Австрией своих карт. «Позволишь ли ты себе, апостольский император, интересы турок сделать своими? Допустит ли это твоя совесть? Произойди это, Россия одна под сенью святого креста пойдет к своему святому назначению. Если же ты будешь поддерживать дело турок и пойдешь против меня под знаком полумесяца, то это приведет к отцеубийственной войне...» Государь укорил его в этом письме, сказав, что его славный дед (император Франц I) так не поступил бы. Те же мысли, напоминанием о том, как недавно еще Россия, жертвуя кровию своих сынов, спасала его от взбунтовавшихся подданных, излагал Государь в письме к Францу Иосифу от 18 февраля (1 марта) 1854 г. Прусский король Фридрих Вильгельм IV, брат Императрицы Александры Феодоровны, некоторое время колебался. 20-го же апреля 1854 г. Пруссия заключила в Вене договор с Австрией, и обе державы потребовали очищения Россией Молдавии и Валахии. Княжества были очищены и заняты турецкими и австрийскими войсками. 2 декабря 1854 г. Австрия заключила союз с Англией и Францией. Естественное негодование Императора Николая I вызвало поведение Пруссии, своим существованием во время господства в Европе Наполеона I обязанной России и ею окончательно освобожденной от его гнета. Но там приобрели значение те силы, о планах которых писал Бисмарк, говоря о положении в Европе в середине прошлого столетия: «В этой обстановке наша либеральная партия вела курьезную двойную игру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010