В начале 1854 года Государь Император Николай получил доклад военного министра о выборе места для крепости в Семиречье и незамедлительно наложил резолюцию: «Согласен. Укрепление назвать Верным». И присовокупил, что устройство передовой линии по рекам Или и Чу является «делом первостепенной важности и необходимости». Резолюция Царя была датирована 4 февраля 1854 года. Русский путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шаньский, посетивший Заилийский край в 1856-1857 годах, писал: «Для укрепления Верного было выбрано идеально прекрасное место. Хотя на этом предгорье не росло ни одного дерева, но долина, на него выходящая, была богата лесной растительностью, а обилие воды в ней давало возможность для искусственного орошения всей предгорной площади». Весь 1854 год прошел в строительстве укрепления. Сооружались казармы, крепостной вал, пороховые погреба, склады для оружия и боеприпасов. К осени 1854 года временное укрепление было готово. Оно представляло собой неправильный, обнесенный частоколом и окаймлено рвом пятиугольник, одна сторона которого тянулась параллельно берегу Малой Алматинки. Люди поселились в казармах и бревенчатых избах. 17 сентября 1854 года, в день святых мучениц Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови Заилийское укрепление было торжественно освящено. Утром, после развода гарнизона, команды выстроились в каре, и военный священник совершил благодарственный молебен. Пропели многолетие Царствующему дому, «Коль славен наш Господь в Сионе», «Отче наш». Командующий офицер отдал приказ, и с крепостных валов раздались многократные пушечные залпы. Под раскатистый грохот артиллерии состоялся крестный ход. Священник с иконами и хоругвями обошел и окропил святой водой новоустроенное укрепление. В тот же день была направлена депеша в г. Омск, в которой сообщалось о переименовании укрепления Заилийского в укрепление Верное. Название же реки Или воспринималось русскими как местность святого пророка Илии. В 1868 году на берегу реки была поставена часовня в память о первой переправе русских войск в Заилийском крае. В самом же выселке Илийском, основанном в 1856 году, была возведена церковь во имя святого пророка Илии. В это же время в память небесных покровительниц Семиречья были названы первые казачьи станицы, основанные у подножья Заилийского Алатау переселенцами из Западной Сибири – Надеждинская (Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен).

http://pravoslavie.ru/36355.html

10. Монах Венедикт (Первенцев), 1850–1854. Послушник Василий Первенцев. В 1821 году первоначально определен был Жиздринского уезда в село Фоминичи в пономаря. В 1822 году был посвящен в стихарь. 31 марта 1850 года определен в число послушников Георгиевского монастыря. 22 ноября 1850 года в возрасте 41 года определен в Сретенский монастырь. Пел на клиросе. С 1851 года – инок Вениамин. 4 декабря 1853 года пострижен в монашество. Исправлял послушание в должности свечника. 16 июня 1854 года по прошению определен в число братства московского Покровского монастыря . 11. Инок Иероним, 1851–1855. По исключении из низшего отделения Рязанской семинарии без свидетельства, 27 августа 1813 года определен был в село Новопокровское на дьяческое место. А 1 сентября 1814 года посвящен в стихарь, вдов. В Сретенский монастырь определен 26 марта 1851 года в возрасте 55 лет. Исправлял послушание в должности часовенного, потом был помощником свечника. 17 января 1855 года по прошению его уволен из монастыря и духовного звания для избрания другого рода жизни . 12. Послушник Агапий Петров, 1850–1855†. Из воспитанников Императорского воспитательного дома. В Сретенский монастырь определен 6 мая 1850 года в возрасте 19 лет. Исправлял клиросное послушание. 12 октября 1851 года посвящен во стихарь. Умер 17 августа 1855 года. 13. Послушник Алексей Смирнов, 1852–1854. Находящийся на послушническом положении Алексей Смирнов. Из духовного чина. По исключении из высшего отделения Звенигородского уездного училища в возрасте 17 лет определен в Сретенский монастырь 21 июля 1852 года на год на испытание. Исправлял чтение и церковное пение. 7 августа 1853 года принят в братство Сретенского монастыря и 29 ноября того же года посвящен в стихарь в домовой церкви преподобного Саввы, что на Саввинском подворье . Исправлял должность пономаря. В 1854 году был уволен «в село во дьячки». 14. Послушник Семен Никифоров, 1853–1854†. Из вольноотпущенных графа Шереметьева. В Сретенский монастырь в число послушников определен в возрасте 21 года, с надеждою пострижения в монашество 12 июня 1853 года. Исправлял клиросное пение. Умер в 1854 году .

http://pravoslavie.ru/67954.html

616 В том обстоятельстве что Антоний, как принятый в поповщину не чрез вторичное крещение, остался при еретическом крещении, Софроний указывал главное препятствие к общению с ним даже в 1856 г., на что Антоний с своей стороны горько жаловался в митрополию («Переписка раскольнических деятелей». вып. III, М., 1899, стр. 176–177). 617 В письме Кирилла к Онуфрию, от 15 ноября 1854 г., писанном рукою Колона, читаем: „известный вам Софроний преобразился ныне, на удивление света, во лжехриста, действительного в самой высочайшей степени, и смущающего повсюду в восточных губерниях благочестивых християн (Белокриницкий архив). 618 В „Памятнике происходящих дел“, 147 записано Павлом: „1854, генваря, Алимпий инок отправлен для взыскания долгов по врученному ему контракту“. Эта „под завесою“ запись была последняя, сделанная в Памятнике самим иноком Павлом. Доселе весьма аккуратный в ведении здесь записей, он, очевидно, не мог уже по болезни вести их далее. И настоящая сделана уже не так аккуратно, как прежние, – не поставлено число, тогда как ранее оно всегда выставлялось. Тут же, в графе „Какое последовало решение“, не Павлом уже, а Пафнутием, который некоторое время вел потом записи в Памятнике, сделана об Алимпие следующая отметка: „Возвратился без успеха по причине русского преследования“. 622 Что в Белой-Кринице без возражений даже благосклонно принято было известие о поставлении Аркадия, это доказывается тогда же начатыми митрополиею братскими с ним сношениями, как видно из Аркадиева письма к Кириллу и Онуфрию от 12 июля 1854 г. Из этого же письма видно, что известия о добруджинских событиях были доставлены в Белую-Криницу из Ясс («Переписка раскольнических деятелей». вып. II, М., 1889, стр. 26–34). 623 В „Памятнике происходящих дел“, под 5 мая 1854 г. 154), записано рукою о. Пафнутия: „Сего числа в 9-м часу пополудни, т. е. в вечер, в среду Преполовения праздника Пасхи, преставился от сея жизни верховного совета член и основатель и правитель сей Белокриницкой митрополии, преподобный отец инок Павел-великий в вечное наследие, идеже и всем нам подобает быти“. Запись эта достаточно свидетельствует о степени уважения к почившему со стороны его почитателей, к числу которых принадлежал тогда о. Пафнутий. Экзарх Аркадий, которому вскоре же послано было известие о кончине Павла, в письме к Кириллу и Онуфрию от 12 июля 1854 г. писал: „“Отцу Павлу буди от нас вечная память. Вси бо умрем, цари же и князи. («Переписка раскольнических деятелей». вып. II, М., 1889, стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В 1854 году?? на главе Успенской церкви, с давнего времени находившийся неск?? ненным на сторону, весенними ветрами был раскачан до того, ч?? обрушиться. Рабочие с трудом и опасностью взмостившиеся при ?? средствах для осмотрения порчи, нашли как яблоко, в которое ?? крест, так и саму пяту креста совершенно сгнившими. По возмо?? было увязано и перепутано веревками; но, очевидно, долго держать ?? могло. В следствие сего и во избежание пробития самой главы, в ?? дения креста, игуменья Маврикия просила, 18 мая 1854 года ?? ния снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 года 3502) разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 года крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 года, когда крест был на церковь поставлен. 202 Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1831 году, когда игуменья Феврония просила разрешения на распространение теплой Благовещенской церкви, с ассигнованием 13509 р. 65 коп. на эту перестройку, епархиальное начальство спрашивало игуменью: «не возможно ли самый Успенский собор сделать теплым? и если сего сделать нельзя, то по каким именно причинам?» Игуменья отвечала, что сделать собор «теплым за малопространством его внутренности, состоящей в 4саж. от иконостаса до входных дверей длины и в 5 саженях между побочных оного стен ширины, невозможно; тем паче, что в середине его же находятся два каменные порознь для поддержания над упоминаемым собором сводов, купола и арок столпа по 2 аршина во все стороны толщины; а поместить при двух оного собора углах печки, будет он несравненно теснее нынешнего придала Благовещенского. 203 В следствие этого заявления мысль сделать собор теплым оставлена, и разрешено было распространить Благовещенский придел. Но в 1854 году признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 года Успенская церковь сделалась теплой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из выделенных мон-рю средств за 1-ю пол. 1765 г. 45 р. 30 к. было уплачено священно- и церковнослужителям. Так, иереи Василий Стефанов и Захария Васильев получили каждый по 10 р., алтарники Александр и Гавриил Ивановы - по 5 р. каждый, служитель Лев Егоров с детьми Алексеем и Иваном - 12 р. Последним было выдано на платеж подушных и оброчных налогов 3 р. 30 к. (Там же. Л. 11). Расходы мон-ря в 1765 г. ограничивались покупкой дров, восковых свечей, ладана, виноградного вина для церковных служб, приобретением муки для просфор, меда для кутьи. На территории проводился ремонт монастырских зданий: перекладка печей, устройство новой сосновой драницы для покрытия келий, беление печей известью; имелись транспортные расходы. Отдельная статья расходов связана с обновлением и приведением в порядок богослужебных предметов. В 1767 г. денежные выплаты сестрам увеличились. Если в 1765 г. рядовые инокини получали за полугодие по 2 р. 82/4 к., то в 1767 г. им выдали по 5 р. (сумма выплат игумении и казначее остались без изменений - 20 р. и 7 р. 50 к. соответственно) (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 3182. Л. 1-3). Имена заштатных монахинь (19 чел.) упраздненных монастырей, проживавших в М. Т. м., приводятся в общем списке без указания на их принадлежность к закрытым обителям. Все они получили за 1-е полугодие 1767 г. одинаковую сумму - по 5 р. каждая. Однако деньги выдали с большой задержкой (Там же. Л. 14 об.). Кроме традиц. расходов на содержание мон-ря заслуживает внимания запись от 24 февр. 1767 г. об уплате муромскому иконописцу Михаилу Смольянинову 4 р. 50 к. за написание для церкви (какой именно - не указано) образа Святой Троицы (Там же. Л. 6). 20 мая муромскому купцу Алексею Корсунскому было выдано 2 р.- «за покупной у него для мощения в святых вратах пола кирпич 1000». Видимо, работы были обширные, т. к. для подсыпки под пол привезли 10 возов песка - по 3 к. за воз (Там же. Л. 7 об.). Работы по сооружению кирпичного пола производил каменщик подмонастырской слободы Родион Зимин, за что ему было выдано 29 мая 1767 г. из монастырской казны 20 к.

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Також в четвертых Минеях месячных службы дванадесяти апостолом и двум евангелистам Марку и Луке выпечатаны на шесть, и в дестевых Минеях каждому из дванадесяти апостолов и евангелистам службы выпечатаны с полиелеем, да сверх того в  дестевых Минеях месячных,  кроме рядовой службы, напечатана Другая с полиелеем служба пророку Захарии и праведной Елизавете, которая сочинена вновь при жизни высокоблаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны и оная служба в собственно в жизни её императорского величества тогдашнему прешедшему времени по кончину приличествовала,  как из напечатанных в той службе на 9 песни нижеозначенных стихов точно явствует, а именно: стих 1 „Веруяй пришедшаго Мессию быти Господа своего и заповеди Господня храма благоугодила еси ему Елисавета: моли убо всеблагого Владыку тезоименитая всех восхваляющих тя, спастися душам“, стих 2 „Иже заповеди Божии сохраняет того возлюбити и явитися ему обещавается Бог: в заповедех его ходившая, тем же Богом возлюбленная еси Елисавето, моли всеблагаго о тезоименитой да и возлюбит Бога и возлюбленна будет благоутробием Его». Затронутый Московскою Синодальною типографией вопрос о напечатании службы праведным Захарии и Елизавете в Минеях 1763 года и предлагаемых поправках в ней не был решен в Святейшем Синоде и к началу 1765 года. Под 15 апреля этого года в делах типографских находим такое замечание относительно интересующей нас службы: „донесть за известие и о ныне печатаемых вновь Минеях месячных, что оные вновь хотя и печатаются по сентябрь месяц, по напечатании до 5 числа, за представлением от типографской конторы сего 1765 году февраля 10 дня Святейшему Правительствующему Синоду и о службе святым и праведным Захарии и Елизавете в ожидании на то указа печатанием удержать“ 22 . Косвенным образом этого вопроса коснулась Московская Синодальная типография еще раз в том же 1765 году 18 апреля, когда, по требованию Св. Синода от 4 и 7 чисел того же месяца, посылала 15 годов Миней, содержащих в себе, между прочим, и рассматриваемую нами службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Села Ново-Георгиевки, Воскресенская Александрийск. у. Села Кукуловки, Михайловская, дер. Бобр. у. Села Муловатого, Успения Пр. Богородицы, Тираспольск. у. Построена с дозволения митрополита Даниила. Теперь на ее месте выстроена другая с 1808 года. Села Кривого-рога, Св. Николаевская, дер. Бобр. уезда. Села Наддехска или Надляхска, Св. Николаевская, дер. Бобр. у. Надляхск называется сим именем потому, что место его граничило с Польшею, а как простой народ Поляков называл Ляхами: то от того и селение именовалось Надляхск. Села Иванковец, Покров. Пр. Богородицы, дер. Бобр. уезда. Села Красноселья, Св. Симеоновская, дер. Александрийск. уезда. 1765 год Села Глинского, Михаило-Архангельская, дер. Бобр. у., В каком именно году заложена сия церковь , неизвестно; а по словам старожилов значится она заложенною в 1765 году при священнике Иакове Ингульском и при старшем прихожанине майоре Ветре Марьяновиче, о трех верхах с четырьмя щитами. Достроена и освящена 1772 года. Ныне сия церковь . Упразднена по причине построения новой Михаило-Архангельской каменной, заложенной в 1814 г., а освященной в 1822 году. Глинск заселен до Сербов. 1766 год Села Лелековки, Св. Троицкая, дер. Бобр. у. Время построения сей церкви означается вырезанными буквами на дубовых косяках церковных дверей; к тому же и самый вид церкви свидетельствует о ее давности. Село Лелековкою называется, говорят, потому, что жил тут первоначально казак из запорожцев, по прозванию Лелека. Села Большой-Выски, Преображения Господня, дер. Бобр. у. Ныне этой церкви уже нет, а существует вместо оной новая каменная. Учреждение села полагают около 1760 года. 1767 год Села Анновки, Предтеченская, дер. Бобр. уезда. 1768 год Села Дороцкого, Михайловская, дер. Тир. у. Селение сие существовало при владении Турков Очаковскою землею; здесь жили Молдаване, у которых были и церкви плетнёвые. Существующая церковь заложена по благословению митрополита Даниила. 1770 год Села Магалы, Михаила Архангела, дер. Тир. у. Заложена по дозволению преосвященного Даниила. Теперь здесь, вместо оной, с 1806 года каменная. 1771 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Существовавшая на этом месте Троицкая церковь упоминается в летописях в конце XVI в. В конце XVII века она уже числится каменной. Новая была заложена в 1765 г. и освящена в 1768 г. (архитектор К.И. Бланк). На торжестве освящения присутствовала императрица Екатерина II, и в храме сохранялось специально устроенное по этому случаю «Царское место», разобранное в 1840 г. В 1873 г. храм передали под подворье Сербской Церкви и отреставрировали. И хоть главный престол переосвятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в народе храм продолжали называть Киро-Иоанновским. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Сербское подворье, как и подворья других Православных Церквей, было закрыто, и храм стал опять приходским. В начале 1930-х годов его передали тресту «Радиострой». К концу 1932 г. начался снос церковных глав и колокольни, а затем церковное здание было уничтожено. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Существовавшая ранее церковь Кира и Иоанна, что на Кулишках. Здесь было три церкви. В 1620 г. показана церковь Параскевы Пятницы, упоминание о которой есть в летописи под 1547 г. В 1657 г. Пятницкая церковь показана каменной, существовала и в 1722 г. Церковь Кира и Иоанна обозначена в 1625 г. как придел Пятницкой. В переписной книге 1638 г. для церковного владения нет названия Кировского, оно почему-то названо «церковь Марии Египетской». В 1657 г. Кировская церковь была каменной. В 1652-58 гг. построена церковь Живоначальной Троицы, показанная в 1796 г. как старая церковь при новой Кировской. Троицкая церковь была разобрана после 1812 г., Пятницкая одновременно со старой Кировской – в 1765 г. Нынешняя Кировская, приделов не имеющая, строилась с 1765 г. по проекту К. Бланка, освящена 19 апреля 1768 г. После 1812 г., когда решено было из 237 приходов г. Москвы сделать 137, Кировский приход соединен со Всехсвятским. В 1874 г. церковь отдана для подворья Сербского митрополита. Впоследствии пристроена часовня. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=34395

Скончался пастор Бюшинг в 1793 году. По словам его биографа, «в последнее время Бюшинг занимал место директора гимназии «Das Graue Kloster » в Берлине» 133 . Несмотря на то, что пастор Бюшинг руководил школой менее пяти лет, он сумел заложить прочные основы для ее дальнейшего роста и совершенствования. Большие заслуги принадлежат Бюшингу в утверждении научно обоснованного взгляда на историю России. С 1767 г. сначала в Гамбурге, а потом в Галле начал выходить «Журнал по новой истории и географии». До 1793 года было издано всего 29 томов; их публикация после смерти Бюшинга была продолжена в Петербурге под названием «Журнал о России». …В должности директора Петришуле пастора Бюшинга сменил пастор Иоганн Бернгард Генрих Гебель. В 1765 году под его редакцией было опубликовано очередное «Известие о училище, учрежденном в Санктпетербурге при немецкой евангелической церкви святого апостола Петра» (Спб. 1765). «Особливо имеет неусыпное об ней попечение милостивый наш благодетель, его сиятельство господин генерал-фельдмаршал и рейхс-граф фон Миних» 134 , – отмечалось в предисловии. На 1765 год в Петришуле насчитывалось 207 учеников (немцев – 152, русских – 55) и 63 ученицы (немок – 51, русских – 12). 135 На полном пансионе находилось 12 учащихся. «В свободные часы пенсионеры, для отдыху и вящщаго к учению поощрения, забавляться имеют разными телодвижениями, то есть: игранием в мячики, точением, шлифованием стекол и прогуливанием» 136 , – писал пастор Гебель. Вот как оценивалась новым директором извечная проблема «семьи и школы»: «Нам приятно будет, когда родители часто приходить будут в школу, для наведывания о поведении и успехах своих детей, – подчеркивал пастор Гебель. – И я прошу всех прихожан нашей церкви, а особливо тех, коих дети у нас учатся, чтоб они школу почаще посещали, ибо от такого их посещения может произойти немалая польза» 137 . Одним из директоров Петришуле был немецкий поэт и педагог Иоганн Готлиб Вилламов (Вилимов) (1736–1777). В России он прославился переводами немецких писателей на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Воронежский архипастырь проявлял особую заботу о благолепии церковном. Узнав, что в некоторых церквах нет причетников, а потому некому сохранять чистоту в храме, он приказал представить ведомость обо всех причетниках его епархии, даже внештатных. На основании этого документа было издано 2 указа (от 2 октября 1763 г. и от 22 декабря 1764 г.), в которых предписывалось за чистотой церковных ризниц следить диаконам, а внештатных причетников зачислить в штаты тех храмов, где в них остро нуждаются. Святитель Тихон также требовал, чтобы запасные Святые Дары всегда хранились на престоле в серебряных или чистых оловянных сосудах (28 августа и 2 сентября 1763 г.). Нарушителей этих предписаний святитель подвергал строгому дисциплинарному взысканию 135 . Причину этого бедственного положения он видел в “нерадении их, которым… Самому Христу Спасителю нашему в Тайнах под видом хлеба и вина присущему, не малое непочитание, паче же бесчестие наносят” (1 июля 1763 г.). Например, за небрежное хранение Святых Тайн и беспорядок в алтаре святой отец у одного священника велел отобрать ставленническую грамоту (6 октября 1763 г.); двоих отослал в монастырь на исправление (6 сентября 1763 г. и 15 января 1765 г.) 136 . Как строгий ревнитель церковного благочиния святой отец предписал вынести из церквей домовые иконы, которые в большом количестве приносились в храмы и ставились в беспорядке (2 октября 1765 г.). Он запретил хоронить в церквах и делать склепы выше помоста, а где таковые есть – сломать, потому что они занимали много места и создавали неудобства для присутствующих (13 мая 1765 г.). Предписывалось также возвести вокруг храмов деревянные ограды, и притом как можно скорее, а где невозможно их построить – там окопать храмы канавой или огородить диким камнем, чтобы домашний скот и другие животные не могли пройти и что-либо, повредить около храма или даже в самом храме (2 октября 1763 г.). Кроме того, в указе говорилось о необходимости обносить оградой и те места, где прежде были церкви, а особенно место св. престола, которое непременно должно быть ограждено и покрыто 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010