В XIX-XX вв. от иконы было зафиксировано более 20 чудес. Сведения о них содержатся в записях из архивов Знаменского мон-ря и Коренной пуст., известных по работам курских краеведов (см.: Там же. С. 30-47); чудеса после отбытия иконы за пределы России и по ее посещении Курска и Коренной пуст. в 1989 г. изложены в публикациях: Серафим (Иванов). 1963. С. 105-150; Коренная пуст. 2014. С. 73-76. В Знаменском мон-ре записи о чудесах возобновлены в 2014 г. Празднование Традиция перенесения иконы из Коренной пуст. в Курск восходит к 1598-1600 гг. и связана с желанием избежать утраты святыни во время вражеского нашествия ( Сенаторский. 1913. С. 47). В 1618 г. икона приносилась в возобновленную после разорения татарами в 1611 г. Курскую Коренную пуст. для освящения деревянной ц. Рождества Пресв. Богородицы. Это событие стало началом установления обычая ежегодного переноса иконы из Знаменского собора мон-ря Курска в Коренную пуст. и обратно в 9-ю пятницу после Пасхи. Неоднократные просьбы насельников Коренной пуст. духовному начальству вернуть им святыню (в пустыни была поставлена копия чудотворного образа) были безрезультатными. В 1726-1765 гг. икона находилась в пустыни неделю. С 1765 г. срок пребывания иконы увеличился до 2 недель (указ от 4 мая 1765). В 1767 г. указом Синода ношение иконы было запрещено. Поводом послужили соблазнительные для народа споры о доходах от иконы между мон-рем и пустынью (дела архива). В 1770 г. еп. Белгородский и Обоянский Самуил (Миславский; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) получил отказ в возобновлении крестного хода. Когда в 1790 г. с той же просьбой в Синод обратилось купечество, ход был разрешен, а срок нахождения К. и. в пустыни установлен в 2 недели. С 1791 г. ежегодный крестный ход возобновился. В 1806 г. время пребывания иконы в пустыни продлили до 12 сент. Крестный ход проводился согласно церемониалу, составленному по Высочайшему указу от 17 марта 1730 г. (Там же. С. 56). В нем принимали участие все городское священство и клирики пригородных сел, находившихся на пути следования шествия в Коренную пуст., а также гражданское начальство.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Учился он хорошо, но временами неохотно, Эпинус, преподававший ему физику и алгебру, говорил, что он имеет геометрический ум и точность ума. «И подлинно, когда Его Высочество не заленится, то провождаемые с ним в учении часы неописанное приносят услаждение: с такою остротою и основательностью вникать изволит» (окт. 1765 г.). Разсказывает Порошин о том как вел. князь спорил в марте 1765 г. с гр. Григорием Орловым о гремящем золоте и деланные им замечания по физике «служили к общему удовольствию всех его доброхотов». Закон Божий преподавал иеромонах Платон (Левшин) , будущий выдающийся митрополит Московский. Он укрепил в Павле религиозное чувство и преданность Православию. Владыка Платон впоследствии свидетельствовал: «Высокий воспитанник всегда был по счастью к набожности расположен, и разсуждение ли, или разговор относительно Бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было со млеком покойной императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала, приставленными от нее, набожными женщинами». Подтверждением сказанному, служит запись Порошина в октябре 1764 г. о впечатлении от урока, вынесенного Павлом: «Окончивши учение, изволил Его Высочество пойтить в опочивальню, и идучи изволил сказать: хорошо учитца-та; всегда что-нибудь новинькое узнаешь. Я говорил Его Высочеству, что лишь бы вскучать не изволил, а то в таких новостях недостатку не будет». Через два дня о. Платон поднес Павлу от Снода разных священных книг до сорока и разсуждал о церковной печати. В ноябре имеется такая запись: «Отец Платон поднес Государю диссертацию своего сочинения о Мелхиседеке, о котором Его Высочество давно уже у него требовал подробного изъяснения. Его Преподобие весьма связно в диссертации своей изобразил все известное по Священному Писанию о Мелхиседеке». Порошин 15 августа 1765 г. пишет: «Успение Пресвятые Богородицы. Его Высочество встать изволил в исходе седьмого часа. Одевшись, изволил читать с Его преподобием Отцем Платоном Священное Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой служба на сегодняшний праздник и пели оттуда стих: «побеждаются естества уставы в Тебе Дева чистая» и проч.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Противники веры православной неоднократно врывались в храмы и монастыри, в которых совершал богослужение святитель, оскорбляли его, унижали перед народом, срывали архиерейские одежды и не давали спокойно закончить службу в храме. Известны случаи нападения инославных на архиерейский дом и семинарию. Однажды разъяренные недруги святителя Георгия, вооружившись ружьями, саблями, камнями и дубинами, учинили беспорядки: с бешенством разломали ворота, бегали, кричали, стреляли, били стекла, ранили нескольких учеников, монахов и служителей. Неоднократно совершались попытки сжечь архиерейский дом и духовную школу. Святитель Георгий чудом спасался в подвалах собственного дома. Живя в Речи Посполитой, преосвященный владыка искал справедливости в королевском дворце в Варшаве. С 1765 года начинается трехлетний варшавский период жизни святителя Георгия, в течение которого владыка самоотверженно трудится, добиваясь правды и ходатайствуя о свободе исповедания православной веры. 16 июля 1765 года святитель предстал перед королем Польским Станиславом Августом Понятовским и произнес пламенную речь, в которой, ссылаясь на привилегии, данные православным прежними королями, сетовал на притеснения и оскорбления и просил возвратить православным свободу веры: «Вера наша – вот единственное преступление, в котором нас обвиняют. Мы христиане, но христианами же угнетаемся; верные, но верными озлобляемы более, нежели неверные! За то, что мы не дерзаем толковать вечные Божие законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем небо с землею, – за то, говорю, называют нас схизматиками, еретиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!» Трехлетнее пребывание в Варшаве, длившееся с 1765 по 1768 годы, было одним из самых напряженных периодов в жизни святителя Георгия (Конисского) . В то же самое время это был этап плодотворных и необходимых для церковной жизни трудов. За три года Варшавской миссии святитель истратил колоссальное множество духовных и физических сил. Преосвященный владыка переживал страх за собственную жизнь, когда она неоднократно подвергалась опасности; в минуты отчаяния у него опускались руки и казалось, что нет выхода из сложившихся трудных ситуаций, периоды радости и духовного восторга сменялись разочарованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Так в 1764 году, походная церковь шлиссельбургского батальона поставлена была в не отстроенную еще шлиссельбургскую. Благовещенскую церковь . Церковь ингерманландского полка поставлена была в полковых покоях; нотебургскому полку передана была церковь Суздальского полка. В Новой Ладоге полковую церковь поставили в придел новостроющейся каменной церкви, а в Кексгольме церковь архангелогородского полка – в часовне. Церковь смоленского полка поставлена была в шлиссельбургской Никольской церкви. В 1765 году, в Нарве, для низовского полка, отвели особую церковь; церковь копорского полка отдали ингерманландскому полку. Церкви в уездах В Кронштадте сгорела церковь Воскресения Христова. Однако успели спасти св. престол и жертвенник, которые в 1765 году и перенесены были в кронштадтскую Троицкую церковь . В Новой Ладоге освящена была вновь выстроенная каменная церковь, в честь образа Спаса нерукотворенного, с двумя приделами; в каменной церкви св. Климента освящен был придел. В 1769 году в Петергофе разрешено было построить новую каменную церковь, в честь апостолов Петра и Павла. В Шлиссельбурге, в 1770 году, вновь строилась каменная соборная церковь; а еще раньше, в 1768 году, с.-петербургскому купцу Ивану Антонову, дано было позволение построить в Шлиссельбурге, на посаде, вместо обветшавшей деревянной, каменную церковь, в честь Преображения Господня. Теперь это – кладбищенская церковь. В Копорье Успенская деревянная церковь, на посаде, к описываемому времени сильно обветшала. В 1770 году тамошние прихожане испросили у епархиального начальства разрешение, вместо обветшавшей, построить новую деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. В следующем 1771 году, церковь была окончена и освящена. Впрочем, ни красотою, ни прочностию она не отличалась. В Рыбацком деревянная церковь также обветшала. Прихожане испросили позволение построить новую каменную церковь, в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Закладка произведена была в 1765 году. Кроме того, вместо прежних, строились новые церкви: в Бутковском погосте, лугского уезда, деревянная; в том же уезде, в Романшине – каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Малороссия быстро подвигалась на пути воссоединения и нередко представляла картину торжествующего православия. Когда в августе 1765 года Мельхиседек писал из Петербурга к Гервасию письмо, в котором радость о передаче его дела Георгию смешивалась с горестью, что его самого не выслушали надлежащим образом, Малороссия или, точнее, Украина ликовала по поводу давно уже небывалого в ней торжества. Вероятно, упомянутое уже нами притязание униатов на подчинение своей власти приднепровских православных монастырей и забота успокоить встревоженных иноков и население Украины побудили Гервасия посетить эти монастыри, тем более, что тогда не было там неутомимого оберегателя православия Украины, Мельхиседека. 119 В августе 1765 года глубокий старец Гервасий предпринял эту поездку, направляя свой путь по западному берегу Днепра от монастыря к монастырю. Но ему нельзя было ограничиться этою скромною и естественной задачею. Украина не видела православного архиерея слишком полстолетия. Народ со всех сторон стал сбегаться к своему любимому пастырю, которого лично знали и сердечно любили за доброту и пастырскую ревность многие из этого народа, часто ездившие к нему в Переяслав. Кроме того, в местах, близких к этому пути, были готовы церкви, ждавшие освящения. Гервасий по необходимости ездил не только по монастырям, но и по приходам и ободрял не одних иноков, но и паству свою вообще. На встречу этому необычайному гостю пошли даже многие польские паны. Восторженный народ строил на пути этого необычайного гостя триумфальные ворота; торжественный звон колоколов предвозвещал окрестных жителей об его прибытии, то в ту, то в другую местность; на встречу к нему выходили с крестным ходом и даже с отрядами панских, украинских казаков. 120 Это посещение Гервасия произвело могущественное влияние на народ, почему-либо еще не решавшийся отвергать унии. Даже довольно отдаленные от мест, посещаемых Гервасием, приходы, как например: Телепин и Оситнячка отпадали от унии. 121 К концу 1765 года уже вся Чигиринщина и Смилянщина, на которые, по свидетельству униатов, глядела вся Украина, 122 были православными, 123 и для большего укрепления себя в православии народ приносил клятву в том, что будет держаться православия и «всячески отвергать римское и униатское инославие.» 124 Присоединился в это время даже благочинный униатский, Роман Клиницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лебедин. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:не позже 1765. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, г. Лебедин, район Покровской церкви Координаты: 50.578823, 34.462642 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция " Лебедин " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Георгиевская церк. постр. в 1765 г. старан. прихож.; деревян., двухпрестольн. От Харьк. в 151 в. Земли усадебн. 304 кв. саж., пахот. нет. Прихож. м. п. 956, ж. п. 922. Причта по штату полож.: священ. и псалом. Жалов. священ. 107 р. 80 к., псаломщ. 29 р. 40 к. Помещ. для свящ. церковн., у псалом. собствен. Церк.-приход. шк. Приход. попечит. нет. Свящ. Аполлоний Гончаревский 36 г. Студ. семинар. Свящ. с 1888 г. Состоит членом благочин. сов. и завед. и законоуч. местной церк.-приход. шк. Послед. нагр. скуфья 1900 г.; на настоящ. месте с 1891 г. Псалом. в сане диак. Иоанн Федоров 52 л. Из высш. отдел. духов. учил. Пономар. с 1868 г. при сей церкви, псалом. с 1879 г. и диак. с 1885 г. Церк. стар. крест. Иаков Горошко с 1892 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Эта небольшая размерами (15,5 м длиной, 8,5 м шириной и 15 м высотой), «ходового» (распространенного) типа церковка стояла в бывшей пригородной слободе Довгаловке. Неприхотливые, скромные архитектурные формы ее производили впечатление интимно мягкого строения. Построена в 1765 г. из дуба. Архивы церкви не сохранились. Известно, что в 1866 г. ее капитально ремонтировали: заменили нижние венцы сруба, заново обшили, пристроили с запада, юга и севера три придела. План церкви состоит из центрального восьмигранника, вытянутого по оси юг-север, шестигранного алтаря и такого же притвора. У притвора и алтаря ширина тоже превышает длину. Бабинец шире алтаря (его внутренняя ширина равна ширине алтаря вместе со стенами), к тому же в восточной части притвор шире, чем в западной (на границе с короткими гранями). Центральный сруб имеет на границе с алтарем короткие, а на границе с притвором почти метровой длины рюкзаки. Просветы в срубах стен между центром и притвором и алтарем высоки, завершены циркульной формы «аркой». Однако объем притвора и алтаря воспринимается все же отделенно от центра. Стены притвора – спокойных пропорций – переходят в легкий упругой формы залом, завершающийся стройным, ярко освещенным, правильной в плане формы восьмериком, покрытым широким плафоном. Алтарь дублирует – с небольшими склонностями – формы и размеры притвора. Верхи алтаря и притвора – полуразвитых форм.

http://sobory.ru/article/?object=59214

В первые годы своего существования Академия художеств, созданная по указу императрицы Елизаветы от 6 ноября 1757 года, не имела своего здания и, соответственно, храма. Церковь академисты посещали по воскресным и праздничным дням (это был ближайший к Художественной школе тогда еще деревянный Андреевский собор), занятия по катехизису у них проводил иеромонах из Кадетского корпуса, расположенного по соседству. В январе 1765 года в Правительствующий Синод была доставлена просьба снабдить Академию " походной церковью со всею принадлежащей ей утварью " . Прошение было удовлетворено, к присланной церкви был определен иеромонах Иосиф (Зеленский). Уже в ночь с 2 на 3 апреля 1765 года в Академии состоялось первое Пасхальное богослужение с большим крестным ходом и литургией. Первая походная церковь прослужила Академии более пятидесяти лет. 28 июня 1765 года, в годовщину восшествия на престол императрицы Екатерины II , с пышной торжественностью была совершена закладка здания Академии с домовым храмом, который первоначально собирались посвятить преподобному Иоанну Дамаскину, защитнику икон в период иконоборчества ( VIII в.). Торжество по закладке церкви возглавили митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). В фундамент церкви под пение певчих " Тебе, Бога, хвалим... " собственноручно императрицей Екатериной была заложена вызолоченная " скрынка " , дощечка с надписью о совершавшемся событии, камень " из порфира российского сделанный " с вензелем императрицы. Увы, из-за нехватки средств строительство основанной церкви было закончено лишь через несколько десятилетий. Особенно долго длились эпопеи по созданию купола и внутреннего убранства храма. Было сделано несколько проектов, среди авторов которых такие известные имена как А.Ф. Кокоринов, Ю.М.Фельтен, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, но завершить строение было суждено другому выдающемуся архитектору - Константину Тону. В 1829 году К.Тон наряду с другими архитекторами предоставил свой проект отделки церкви на " высочайшее усмотрение " . Николай I одобрил тоновский вариант, к работам над которым приступили в 1832 году, через год церковь была отстроена вчерне, а в 1837 г. - закончена и освящена в честь небесной покровительницы основавшей её императрицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/07/...

Варлаама, с сент. 1780 до нач. марта 1781 г. в семинарию приняли 29 учеников, к окт. 1782 г. их число достигло 59. Префектами семинарии были настоятели Александрова Ошевенского мужского монастыря игумены Евгений (Романов; впосл. епископ Костромской и Галичский; † 1811) в 1783-1785 гг. и Аполлос (Терешкевич; впосл. епископ Слободско-Украинский и Харьковский; † 1817) в 1785-1787 гг. В Олонецкой ДС учился митр. Феофилакт (Русанов). Храмостроительство В 1765 г., при 1-м Олонецком еп. Антонии, в Каргополе случился пожар. Выгоревший город отстраивался по новому, регулярному плану. Традиции древнерус. каменного зодчества на Каргополье во 2-й пол. XVIII в. не были утеряны, о чем свидетельствует архитектура Духосошественской ц. в Каргополе (1772-1797; заложена до пожара 1765 г.) и Никольской ц. в с. Бережная Дуброва (освящена в 1770; ныне деревня Плесецкого р-на Архангельской обл.). Соборная колокольня Каргополя (1772-1778) воздвигнута в стиле барокко, ее создатели знали ордерную систему. Среди местных иконописцев выделялись И. И. Богданов-Карбатовский , участник восстановления собора в Каргополе после пожара 1765 г. (сохр. его подписные работы), и его ближайший помощник И. В. Минин. К храмам XVII в. близки по композиции и декору каменные церкви Устюжны 70-80-х гг. XVIII в.: Воскресенская, сооруженная на месте упраздненного в 1764 г. мон-ря, Христорождественская (строительство разрешено грамотой Олонецкого и Каргопольского еп. Антония от 29 марта 1774), Духосошественская. Образцом раннего каменного строительства с участием профессиональных зодчих служит ц. Спаса Нерукотворного на Вытегорском погосте (1780). При учреждении в Олонии новых городов 1-й каменный храм «от казны» построили в Вытегре. Но в 1789 г., через 2 года после освящения, его стены треснули, и богослужение пришлось перенести в деревянную церковь на загородном кладбище. На время существования О. и К. в. пришелся последний период расцвета древнерус. деревянного зодчества. Наиболее известны 2 шатровых храма типа восьмерик на четверике: Успенский в Кондопоге (1774, сгорел в 2018) и Вознесенский в с.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Учился он хорошо, но временами неохотно. Эпинус, преподававший ему физику и алгебру, говорил, что он имеет геометрический ум и точность ума. «И подлинно, когда Его Высочество не заленится, то провождаемые с ним в учении часы неописанное приносят услаждение: с такою остротою и основательностью вникать изволит» (1765). Рассказывает Порошин о том, как Великий Князь спорил в марте 1765 г. с графом Григорием Орловым о гремящем золоте и деланные им замечания по физике «служили к общему удовольствию всех его доброхотов». Закон Божий преподавал иеромонах Платон (Левшин) , будущий выдающийся митрополит Московский. Он укрепил в Павле религиозное чувство и преданность Православию. Владыка Платон впоследствии свидетельствовал: «Высокий воспитанник всегда был, по счастью, к набожности расположен, и рассуждение ли или разговоры относительно Бога и веры были ему всегда приятны. Сие, по примечанию, ему внедрено было со млеком покойной Императрицей Елисаветой Петровной, которая его горячо любила и воспитывала приставленными от нее набожными женщинами». Подтверждением сказанному служит запись Порошина в октябре 1764 г. о впечатлении от урока, вынесенного Павлом: «Окончивши учение, изволил Его Высочество пойтить в опочивальню и, идучи, изволил сказать: «Хорошо учитца-та – всегда что-нибудь новенькое узнаешь». Я говорил Его Высочеству, что лишь бы вскучать не изволил, а то в таких новостях недостатку не будет». Через два дня о. Платон поднес Павлу от Синода разных священных книг до сорока и рассуждал о церковной печати. В ноябре имеется такая запись: «Отец Платон поднес Государю диссертацию своего сочинения о Мелхиседеке, о котором Его Высочество давно уже требовал подробного изъяснения. Его преподобие весьма связно в диссертации своей изобразил все известное по Священному Писанию о Мелхиседеке». Порошин 15 августа 1765 г. пишет: «Успение Пресвятыя Богородицы. Его Высочество встать изволил в исходе седьмого часа. Одевшись, изволил читать с его преподобием отцом Платоном Священное Писание. Потом разбирали мы книжку, в которой служба на сегодняшний праздник, и пели оттуда стих «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева чистая» и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Произведения известного немецкого композитора Георга Филиппа Телемана (1681–1767) были весьма популярны в санкт-петербургской лютеранской общине при Петрикирхе. Он написал много сочинений, как церковных, так и светских: кантат, опер, ораторий, а также различной музыки «на случай», инструментальных сонат, сюит и концертов. Это сообщение Якоба Штелина относится к первым годам царствования Екатерины II. Но свои записки немецкий автор составлял в более поздний период, и в примечании к своему повествованию он сообщил о дальнейшей судьбе настоятеля Петрикирхе. «После ухода, по собственному желанию, этого ревностного пастора и школьного директора из St. Pemri-kupxu и школы, эти духовные концерты в последней прекратились, – с сожалением свидетельствует Якоб Штелин. – Он сам находится сейчас в Берлине, в чине советника королевской консистории и в должности директора гимназии» 125 . Дело пастора Бюшинга (1765 г.) В сообщении Якоба Штелина речь шла о пасторе Антоне Фридрихе Бюшинге, который до 1765 года был главой лютеранской церкви св. Петра. В эти годы покровителем общины был фельдмаршал Бурхард-Христофор Миних, по проекту которого был выстроен храм св. Петра. (При воцарении Елизаветы (1741 г.) Миних был сослан в Пелым, где пробыл 20 лет). Отношения Бюшинга с Минихом поначалу были благоприятными. В автобиографии пастора опубликован целый ряд писем, полученных им от Миниха. В них говорится о делах Петришуле, о благосклонном внимании императрицы Екатерины II к деятельности Бюшинга, о его проповедях и т.п. 126 Однажды, говоря о заслугах Бюшинга в отношении к школе, Миних выразил желание, чтобы портрет пастора был помещен в стенах Петришуле. Однако должность пастора и директора школы обременяла Бюшинга множеством дел, и он не имел возможности продолжать свои ученые труды. Неоднократно Бюшинг просил Миниха, как патрона церкви и школы, назначить ему помощников. Постепенно между Бюшингом и Минихом начались столкновения по административным вопросам, касавшимся школы при церкви св. Петра. Это и заставило Бюшинга сложить с себя звание директора школы, и в 1765 году покинуть Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010