В 1735 году Синод постановил перенести печатание Библии из Москвы в Петербург, под смотрение архиепископа Феофана. Одновременно велено было зановопересмотреть труд прежних справщиков. В Петербурге исправлением славянской Библии занимался архимандрит Стефан (Калиновский), но свозведением его в сан епископа Псковского редакторская работа опять за­стопорилась.     В 1741 году Синод распорядился снова перенести печатание Библии в Москву. В Москве за исправление текста принялись префект Академии архимандрит Кирилл (Флоринский) и архимандрит Фаддей (Кокуйлович). К 1743 году труд их был завершен и Синод приступил крассмотрению исправленного текста, но и само рассмотрение оказалось весьма сложным и кропотливым де­лом. Была образована особая комиссия, в которуювключили иеромонаха Иакова (Блонницкого) и вызванных из Киева учеников великолепного знатока еврейского языка и священной филологииСимона (Тодорского) – иеромонахов Варлаама (Лящевского) и Гедеона (Слонимского). В рассмотрении текста Библии комиссияближе всего сошлась с трудами первых справщиков во главе с архимандритом Феофилактом (Лопатинским). Книги Товит и Иудифь были заново переведены сгреческого языка. Третью кни­гу Ездры исправили по Вульгате. Все исправления старого славянского текста были изложены в особой рукописной книге, а краткийобзор этих исправлений поместили в предисловии к Библии. В 1751 году исправленная славянская Библия была напечатана. В 1756, 1757 и 1759 годах последовалипереиздания. В истории это издание получило название Елизаветинской Библии.    В 1720—1730 годы богословская мысль в России была сосредоточена на полемике вокруг «Камня веры» митрополита Стефана. Почитателю и ревностному защитникубогословских взглядов Местоблюстителя архиепископу Феофилакту (Лопатинскому) в этой полемике противостоял протестантствующий теолог архиепископ Феофан.Спор закончился для святителя Феофилакта тюремными узами. Его противник восторжествовал в борьбе за церковную власть, стал одним из всесильныхвременщиков и подручным Бирона. Но в Духовной школе, несмотря на эту его победу, вплоть до середины века преобладало направление оппонентов Феофана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

инструментов в храме. Однако реальные запреты коснулись прежде всего паралитургического муз. театра на испан. языке, образы и тексты к-рого, близкие к народным вкусам и верованиям, были осуждены как церковными, так и светскими властями. В 1765 г. Карл III ввел запрет на исполнение ауто, мотивируя это тем, что подобные представления оскорбляют таинство Причастия. Вскоре из богослужения стали вытесняться и вильянсико: начало процессу, растянувшемуся до первых десятилетий XIX в., положил капельмейстер кафедрального собора в Сарагосе Франсиско Хавьер Гарсия Фахер (1730-1809); с 1775 г. он восстановил практику исполнения респонсориев на лат. языке на праздничной утрене в главных церквах города. В дальнейшем Гарсия Фахер предложил заменить «безрассудную и нечестивую» церковную музыку собственными «реформированными» сочинениями, но большого успеха в распространении своих произведений в И. не имел. В XVIII в. жанры литургической органной музыки в И. оставались традиционными: это - versus для поочередного исполнения с хором (alternatim), а также наследники кастильского тьенто, обозначавшиеся их авторами по-разному (intento, lleno, paso и т. д.). Основоположником испан. органной школы этого периода принято считать каталон. музыканта Хосе Элиаса (ок. 1678 - ок. 1755), ученика Хуана Кабанильеса. Сохранились высокие оценки его творчества, исходившие от младших коллег, в частности от Себастьяна де Альберо (1722-1756) и Хоакина де Оксинаги (1719-1789); последний именует Элиаса «отцом и патриархом всех добрых органистов». Сохраняя верность полифоническим традициям и широко используя при этом токкатную фактуру, Элиас приближается в нек-рых крупных сочинениях к циклу «прелюдия - фуга». Сонаты Д. Скарлатти (1685-1757) оказали большое влияние на творчество испан. клавиристов сер.- 2-й пол. XVIII в. Наиболее значительной фигурой этого поколения является Антонио Солер (1729-1783), ученик Скарлатти, капельмейстер мон-ря ордена иеронимитов в Эскориале. В клавирном наследии Солера помимо виртуозных сонат, написанных в традициях учителя, представлена вся палитра традиц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

титула за русскими государями не изменит ни в чем существующего церемониала и прав Австрии. 1746 г. мая 22 заключен в Петербурге союзный оборонительный трактат между Россиею и императрицею-королевою Марией-Терезиею. – 22 июля ратификации разменены. – С российской стороны – канцлер граф Бестужев-Рюмин. 16 1753 г. июня 16 заключен в Москве секретнейший артикул касательно Оттоманской Порты. – С русской стороны – канцлер граф Бестужев-Рюмин, вицеканцлер граф Воронцов. – 24 июля ратифицирован со стороны императрицы-королевы. 17 1756 г. декабря 31 д. подписан акт приступления Российского Двора к заключенному в Версале оборонительному трактату. С русской стороны гр. Алексей Бестужев-Рюмин и гр. Михаил Воронцов. 1757 г. ноября 5 подписан акт присоединения к шведской конвенции. С русской стороны гр. Бестужев-Рюмин и гр. Воронцов. 18 1760 г. марта 7 заключен в Петербурге акт присоединения к версальскому трактату между Венским и Французским Дворами (30 декабря 1758 г.). – С российской стороны граф Воронцов и генерал-поручик Ив. Шувалов. 19 1781 г. заключен трактат. – С российской стороны вице-канцлер граф Остерман, генерал-майор Безбородко и действительный статский советник Бакунин. 20 1794 г. декабря 23 д. гр. Ив. Остерманом, гр. Ал. Безбородко и Аркад. Морковым подписаны: 1) акт принятия акта приступления императора Римского к конвенции от 12 января 1793 года, 2) декларация, относящаяся до 3-го раздела Польши и 3) секретная декларация относительно союза между Россией и Австрией. 1795 г. октября 13 д. ими же заключена между Россиею и Пруссиею при участии Австрии конвенции относительно раздела Польши. 1796 г. октября 10 д. ими же подписано третейское решение, постановленное именем императрицы Екатерины II по поводу разграничения польских владений между Австрией и Пруссией. 1796 г. 24 ноября (декабрь 5 д.). – Уполномоченными комиссарами императрицы Всероссийской генерал-лейтенантом г. Мориц де-Ласи и коллеж. советником Павлом Дивовым подписана декларация относительно предварительного акта о разграничении Краковского воеводства, заключенного в тот же день между императором Римским и королем Прусским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Основная тактика против нападения бесов – это метод «антирресиса» 1750 , опровержения или прекословия – делать все, полностью противоположное тому, что они внушают: для борьбы с внушениями служит хранение сердца; со страстями – аскеза; с напрасными страхами – страх Божий 1751 ; с галлюцинациями – смирение; с насилием – терпение. Но основное средство – это сама молитва . Именно ей бесы стремятся помешать, именно она прогоняет их. Человеческий дух по природе своей несет в себе способность к молитве 1752 , и потому действие бесов на него может быть только косвенным, и он одерживает победу, благодаря своей чистоте, с помощью ангелов – созерцательных духов 1753 . Испытание совести Практика испытания совести присуща не только христианству, ее применял уже Конфуций, ее можно найти в даосизме 1754 , в религиях Индии 1755 , в Египте 1756 , в греко-романском мире, особенно у пифагорейцев и стоиков 1757 , в раввинистической духовности 1758 . И мусульманские аскетические авторы 1759 придают ей важное значение. В Ветхом Завете практика испытания совести связана с двумя важнейшими моментами: когда речь идет об участии в религиозном культе и когда зло свидетельствует о божественном гневе 1760 . В Новом Завете это происходит пред Господом, а точнее – перед Крестом, проповедь, пронзающая сердца и приводящая к целебному покаянию: «Что нам делать?» ( Деян. 2:37 ). Крест обнажает грех человека и показывает, что Божие прощение всегда может преодолеть его 1761 . Проповедь Отцов во многих отношениях была призывом к испытанию совести пред лицом Божиим и перед лицом собственного спасения. Этот широкий, но основополагающий смысл, придаваемый Отцами практике испытания совести, полностью соответствует библейской традиции. С другой стороны, в нравственном учении стоиков существовала четко обозначенная практика такого испытания, как особое упражнение. Рекомендуемая в пастырской литературе, прежде всего – христианам в миру, эта практика хранения ревностного сердца очень скоро станет одним из основных аспектов монашеской аскезы. Однако, лишь начиная с V в., эта аскетическая практика становится общепризнанной 1762 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

1752       Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi: L’archeologo exploratore delle Catacombe. Città del Vaticano, 1994; Хрушкова Л.Г. Рец.: Baruffa A. Giovanni Battista de Rossi…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 234–236. 1753       Fiocchi Nicolai V. G.B. de Rossi e le catacombe romane (1894–1994)//Acta XIII congressus internationalis archaeologiae christianae… R. 205–222; Nestori A. G.B. De Rossi e la Pontificia Commissione di archeologia sacra//Ibid. R. 185–204; Recio Veganzones A. G.B. De Rossi: iconografo ed iconologo//Ibid. P. 223–274. 1754       A.A. V.V. Giovanni Battista de Rossi e le catacombe romane: Mostra fotografica e documentaria in occasione del I Centenario della morte di G.B. de Rossi (1894–1994). Roma – Comprensorio di San Callisto sull’Via Appia Antica – Tricora occidentale. 11 Dic. 1994 – 25 Gen. 1995 . Catalogo mostra. Città del Vaticano, 1994. 1756       Kondakoff N. Les sculptures de la porte de Sainte Sabine à Rome//Revue archéologique. 1877. Vol. 33–34. R 361–372. Ha русском яз., в полном виде, работа была опубликована недавно: Кондаков Н.П. Барельефы стол. по Р.Х.) деревянной двери базилики св. Сабины, что на Авентинском холме в Риме//Мир Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки/Под ред. И.Л. Кызласовой. M., 2004. C. 115–133 (публикация И.Л. Кызласовой). 1757       О заслугах русского ученого говорил близко знавший его о. Антонио Муньос: Rivista di Archeologia Cristiana. 1927. Anno IV, 1–2. P. 169. 1758       Письмо де Росси, датированное авг. 1883 г., подписали А. Уваров, Ф. Леонтович и Н. Кондаков (Vat. Lat. 14269, 459, л. 581, франц. яз.). Это письмо выявил в Библиотеке Ватикана, в фонде де Росси, монс. Патрик Сен-Рок и любезно передал копию автору настоящего раздела: Хрушкова Л.Г. Два римских письма Н.П. Кондакова //Церковная археология. Вып. 4. Материалы 2-й Всероссийской церковно-археологической конференции. Санкт-Петербург. 1–3 ноября 1998. СПб., 1998. С. 305–308. 1759       Цветаев И.В. Праздник христианской археологии в Риме весною 1892 года: Сообщение, читанное в Императорском Московском археологическом обществе 16 февр. 1892. M., 1893; Он же. Римские катакомбы: Из истории изучения их. M., 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гностицизм, это было какое-то удивительное сплетение обрывков эллинской философии с минами и мистериями восточных культов, такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о —494— классификации гностических систем. 1756 Гностических учений было множество. Древне-церковные полемисты сравнивают гностицизм с чудовищем, подобным Лернейской гидре, у которой на месте отрубленной головы вырастало две новых, и говорят, что гностические системы появлялись, как грибы. 1757 Более снисходительные ко всем вообще еретикам современные ученые разнообразие гностических систем уподобляют причудливым очертаниям вечерних облаков, освещенных прощальными лучами заходящего солнца. 1758 Для нас важно отметить лишь то, что гностицизм не был простым рационализмом. 1759 Нет, это было религиозное движение, соединявшее религию и философию. Гностики с своим учением о трех родах людей были аристократами, а ведь рационализм всегда в высшей степени демократичен. Гностиков сравнивают с масонами. 1760 Они искали таинственного откровения: глубины гносиса, но их учения, открыты только тому, кто πνευματικς νϑρωπος. 1761 —495— Однако нового откровения в тесном смысле этого слова гностицизм не давал. 1762 Гностики усвоивали себе христианское откровение и себя называли истинными христианами, 1763 а отсюда спор между гностицизмом и Церковью о новозаветных книгах Священного Писания и вопрос об их толковании. Книгами Священного Писания гностики пользовались в самых широких размерах. По выражению Тертуллиана , изречения Свящ. Писании были для гностиков тем же, чем одежды овчие для хищных волков. 1764 Как можно видеть из сохранившегося у Епифания гностического письма Птоломея к Флоре», всякое слово свое они хотели проверять учением Спасителя 1765 пытались составить доказательства в свою пользу не только из евангельских и апо- —496— стольских слов, но и из закона и пророков; 1766 без доказательств от Писания они не решались о чем-либо проповедовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1751 Замечательно, что попытки людей к самообожению соединяются с сумасшествием: Навуходоносор, Бруно, Бауер, Ницше, сектантские психопаты. Очевидно, нормальная психика человека не допускает и не выносит этой психико-логической невозможности. 1753 Берем термин в наиболее удобоприемлемом из существующих толкований. Но лично мы даем другое толкование, при коем термин имеет значение не «сдерживания» или «удерживания», но «содержания», и уже дальнейшем следствием этого «содержания антихриста» является и «удерживание его явления» до определенного времени, между прочим, и государственностью, как и другими проявлениями божественной действительности в мире. 1754 «Начальники, старшины и книжники» ст. 6-го суть общее название членов синедриона, безотносительно к делу апостолов. 1755 Пробная лекция по Священному Писанию Нового Завета, прочитанная в собрании Совета Московской Духовной Академии 3-го мая 1911 года. 1756 См. проф. В.В. Болотова . Лекция по истории древней Церкви, вып. 2, СПБ. 1910. стр. 171. 185–187. A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1. 4-te Aufl. Tübingen. 1909. S. 267 flg. Friedrich Loofs. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. 4-te Aufl. Halle a. S. 1906. § 16, 3. SS. 106–107. Thomasius. Die Dogmengeschichte der alten Kirche, 2-t.e Aufl. Erlangen. 1886. S. 77. 1757 Irenaeus. Contra haereses. I 29 1 . I 30 15 . Migne, PG., t. 7. coll. 691B. 704A. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского, изд. в русск. перев. прот. П. Преображенского . 1909. стр. 98. 108. Hippolyt. Philosoph. V I I. Migne. PG., t. 16, col. 3I59B. CpB. св. Епифания Кипрского Панарий, 31 1 . Творения, изд. Моск. Дух. Акад., ч. I Москва. 1863. стр. 277. 1758 Thomasius. Die Dogmengeschichte. S. 83: Wie Nebelgebilde, auf welche die Sonne einzelne Strahlen wirft, sehen wir diese mannigfaltigen gnostischen Systeme an. 1759 Как это настойчиво утверждает Dr. Iosef Schwane. Dogmengeschichte der vornicänischen Zeit. 2-te Aufl. Freiburg im Breisgau. 1892. § 74. S. 459. 1761 Более подробную характеристику гностицизма именно как религиозного, а не рационалистического явления дает lic. theol. Rudolf Liechtenhan. Die Offenbarung im Gnosticismus. Güttingen. 1901. SS. 84–85. 98–103. 162–164. Срвн. проф. В.В. Болотов . Лекции по истории древней Церкви, вып. 2, стр. 174–175. A. Harnack. Dogmengeschichte. I. SS. 249–255.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостола 1754 . От Птолемаиды дорога, направлялась в том же при­брежном направлении к северу, к Тиру. Тут, до бли­жайшего на этом пути мыса, заполненного довольно вы­соким горным отрогом 1755 , простирается довольно ши­рокая равнина, у Кармила соединяющаяся с долиной Ездрилонской. Ее Иосиф Флавий называет μγα πεδον и опре­деляет такими цифрами, считая расстояние от Птолемаиды: —173— до замыкающих ее с востока гор Галлилейских – 60 стадий, до Кармила и до начала Ездрилонской долины – 120 стадий, и до горы, возвышающейся на указанном мысе – 100 стадий 1756 . Эта долина была очень живописна: так как ее поверхность волниста 1757 , то глазу путеше­ственника она казалась живым волнующимся морем зе­лени, на котором возвышались, будто острова, высокие купы маслины, апельсин, лавров и кипарисов 1758 , на­право поднимались террасами Галлилейские горы, а на се­вере виднелась белая вершина мелового отрога на мысе 1759 . От Птолемаиды дорога шла параллельно с водопро­водами, которые снабжали город хорошею водою из бли­жайшего источника 1760 . Чрез три часа, от Птолемаиды и чрез два от источника, свв. путники должны были проходить один приморский город, помещавшийся на не­высоком холме, Экдиппу (Ecdippa) 1761 . Он был очень древ­него происхождения и существовал еще во времена Иисуса На­вина, хотя и под другим названием: Ахзив (, Κεζβ, κζβ, Achzib) 1762 ; при разделе земли обетованной он достался в удел колену Асирову 1763 ; впрочем его жители не были изгнаны евреями 1764 : вероятно, он был довольно укрепленным городом. Впоследствии его имя переменилось; и Иосиф Флавий 1765 , и Плиний 1766 , Птоло- —174— мей 1767 знают этот город под именем Экдиппы 1768 . Судя по тем остаткам, которые сохраняются доселе на месте этого города 1769 , нужно полагать, что он был довольно богатым и красивым 1770 . Быть может, от самой Птолемаиды, но от Экдиппы – несомненно, шла мощеная римская дорога 1771 и направ­лялась к известной Тирской лестнице (Scala Tyriorom, Κλμαξ Τυρων) 1772 . Это был довольно высокий горный хребет 1773 , как бы неожиданно вторгавшийся в долину и преграждавший путь. Как показывает самое его на­звание, он представлял из себя трудный переход из равнины к окрестным тирским возвышенностям; с вершины этой скалы открывается красивый вид на окрест­ности: особенно хорош был видь на близ лежащие Ли­ванские горы 1774 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как ни значительно было повреждение собора, причиненное этим пожаром, и как не трудно было исправление этого, при тогдашнем недостатке в искусных художниках; впрочем, по повелению государыни императрицы Елисаветы Петровны, через 14 месяцев собор внутри совершенно обновлен. Не только исправлены повреждения иконостаса, но о весь покрыт новой позолотой, живописные и мраморные украшения, потерпевшие от дыма и жара, подновлены; для безопасности от пожара на будущее время, внутри храма настлан плотный пол; вместо деревянного свода в куполе, устроен каменный, вместо деревянных стропил сделаны железные; весь собор покрыт белым железом; южные и западные паперти сделаны новые, кирпичные. На все эти починки отпущено было из главного казначейства 20 000 рублей. Обновленный храм освящен 23 июня 1757 года. Но не так легко было заменить потерю часов, которая более всего огорчала правительство. Императрица Елисавета Петровна повелела канцелярии о строении придворных домов и садов озаботиться об устройстве в наискорейшем времени, взамен утраченных, новых подобных же часов с курантами. Устроить эти часы, кроме колоколов, изъявлял желание мастер Друнк Миллер, наблюдавший за правильностью хода и музыкальной игры прежних сгоревших часов; он предполагал их сделать на сестрорецких или тульских железных заводах, и для этого просил из российских искусных мастеров и подмастерьев по 12 человек и до 50 искусных кузнецов. На содержание рабочих Миллер требовал 30000 рублей, награду же за свои труды предоставлял вниманию и воле правительства. Но поскольку Миллер давал такое обязательство только словесно, письменно же дать его не соглашался, и при том никакого ручательства за успех своего дела не представлял, то правительствующим Сенатом ему было отказано, и тогда же решено заказать часы в Голландии. Председатель канцелярии о строении граф Фернор письмом от 11 мая 1756 года просил чрезвычайного нашего посланника в Голландии тайного советника графа Головкина, или приискать готовые часы для перемещения их в Петропавловскую крепость, или, если таких не найдется, заказать их вновь лучшим и искуснейшим мастерам. На сделанное в газетах объявление графа Головкина вызвались устроить часы: 1) мастер Фрихгоф в компании с литейным и пушечным мастером Фербригеном, за 86500 гульденов, полагая 55000 за часы и 31500 гульденов за колокола с молотами и языками, и 2) часовой же мастер Оорт Красс за 80084 гульдена и 12 стиверов или на нашу монету за 32033 рубля и 84 копейки 12

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010