За свою верность закону он в будущем ожидал для себя всего, а в бывающем ничего или только очень немногого. Он смотрел в потустороннюю область и не был тамошним, – пребывал в здешнем мире и оборачивался к нему спиной» 1751 . В таком безысходном разладе единственным примирителем всех тягостных антиномий являлся Мессия, ибо на этом больше всего держалась и самая вера в него. Главнейшей целью всего искупительного дела было именно обеспечение непреходящей славы для всех ревностных номистов, которые отныне незыблемо ограждались в своем благоденствии. Значит, иудейское разумение праведности определяло собой мессианские чаяния, а в последних заключалось окончательное решение участи всех людей на веки. По этой причине «христология и эсхатология были тожественны в иудейской теологии» 1752 . В равной мере подобная связь несомненна и для христианства. В нем все утверждается на божественной личности Избавителя. Будучи завершителем прежнего миропорядка, Он с абсолютной непреложностью предначертывает все дальнейшее течение нового благодатного строя 1753 . В Нем путь всей земли, и ее история со всем живущим на ней не допускает никаких произвольных колебаний. Христианское настоящее есть лишь отблеск непрерывного в грядущем, которое уже содержится в первом и возникает из него. Ясно теперь, что – и для сынов завета и для исповедников Распятого – «имя «Христос» было эсхатологическим понятием» 1754 . Вследствие этого известное воззрение по предмету собственно мессианского учения св. Павла в не меньшей степени применимо и к эсхатологическим упованиям его в антропологии 1755 . И если там признается генетическая зависимость от раввинистических теорем, то и во втором случае мы будем вынуждены принять иудейско-фарисейские источники в качестве основной и производящей стихии апостольского благовестия касательно конечного предназначения человечества. Логическая неумолимость данного вывода критики тем строже, что и вообще вера первых христиан в воскресение являлась «верой фарисеев» 1756 . Савл же «был воспитан в раввинских школах и вырос на наивно чувственных баснях» 1757 , а по обращении «во всем и всегда оставался добрым Израильтянином» 1758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Эноном соборныя церкви, священноиерей Матвей Буркин. «Логофет, священноинок Иосиф». Копия с этой грамоты хранится в архиве синода. Письмо Анфима к ясскому митрополиту, 12 декабря 1756 года. «Третие озлобление от сих суеверников и своевольников, попов, и чернцов, и мужиков, навождением и советом обретающихся в митрополии вашей: разбили меня на дороге в проезде моем с Кубани (некрасовцы в бумагах того времени зовутся еще кубанцами, самые поселения их в Добрудже — Кубанью) на Чебарчи, и каково ругание показаша, ни едино слово представити может и вмале, такожде смерти меня не предаша и имение мое вся взяша, обаче сии злотворцы изысканы ханскою грамотою и рукой верных наших и нами, а инии имеются еще не сысканы в митрополии вашего преосвященства, о которых обидниках и прошение послал до вашего преосвященства, но еже сыскать тех обидников и нам их выдать, на что и салтанская грамота, именно на них, дана и велено их взять из вашей области». «Дело святейшего синода о раскольническом архиепископе Анфиме», «Дело святейшего синода о раск. арх. Анфиме», 1757 г., [Стало быть, Анфим не считал уже более себя старообрядцем, а обратившимся из раскола в православие.] «Дело святейшего синода о раск. арх. Анфиме», 1757 г., по архивной описи Второе письмо Анфим пясал к Иакову 12 декабря 1756 г. Оно начинается так: „Получиих вашего преосвященства писание, посланпое до иас, смиренных, и в нем познах братосоюзную, начадьнейшую главизну Христовых ученик, о ней же сам Снаситель наш рече: «0 сем познаюг вси, яко Мои есте ученицы, аще любовь имате между собою». И вашего преоевященства сия главизна, пребывающая в вас, до пас простреся, желающая видети нас и готовы суще всяка строеше дела нашего званш нам поручпть, яко же и мы, смиреннш, ваше преосвя-щенство, издавна имеем желание видети вас, но возбраняемся сатаною даже доселе, о котором возбраненш вашему преосвященству обявши кратко, как п ваше преосвященство изволили уразумегь от поданнаго вам доношения нашу отважность в противостояши липованских забо-бон». «Дедо евятЬйшаго синода о раск. арх. Анфиме» 1757 года,

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Немногочисленные литературные произведения митрополита Макария суть: два поучения и одна речь, сказанные государю, и три послания, адресованные – два к тому же государю и одно к его войску. Поучения сказаны митрополитом государю: одно при его венчании царским венцом, другое при его браковенчании с Анастасией Романовной; речь произнесена пред государем при его победоносном возвращении в Москву из третьего и последнего казанского похода (29 Октября 1552 года). Из трёх посланий первое по времени есть адресованное к войску, именно – от 25 Мая 1552 года: оно адресовано к войску, находившемуся в городе Свияжске, который год тому назад был основан в 20 (тогдашних) вёрстах от Казани, как сторожевая и операционная против неё крепость; два послания к государю писаны во время его третьего казанского похода: одно, от 13 Июля того же 1552 года, когда государь на своём пути под Казань был в Муроме»; другое, от неизвестного числа после 18 Августа и до 1 Сентября, когда государь выступил из Свияжска под самую Казань. В поучении к государю, сказанном при его венчании царским венцом, содержатся увещания к нему о соблюдении царских обязанностей и о ревности по царским добродетелям 1753 . В поучении государю при его браковенчании содержатся наставления об обязанностях христианских, царских и супружеских 1754 . В приветственной речи государю при его возвращении из казанского похода прославляется Бог, даровавший государю светлую и преславную победу, и сам государь, показавший великие труды для достижения этой победы 1755 . Послание в Свияжск написано по тому поводу, что здешние воеводы прислали к государю с известиями о свирепствовании в городе цинги и мора и о несчастном исходе наших вылазок против неприятелей. Так как вместе с этим до Москвы дошли слухи о худом поведении находившегося в Свияжске гарнизона, то митрополит увидел в постигших его несчастьях наказание Божие за его грехи и решился пастырски вразумить и обличить людей, привлёкших на себя, а вместе с собой и на государство, кару небесную. Преподав свияжским воинам наставления о христианской добродетельной жизни, митрополит строго обличает их за свирепствовавший между ними разврат естественный и особенно противоестественный (содомию) 1756 . В посланиях к государю митрополит одушевляет и увещевает его к мужественному и крепкому стоянию против врага 1757 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Старинная карта Мадагаскар. Создана между 1702 и 1707 годами Шведский проект не состоялся по двум причинам: Карл XII, новоявленный король-протектор Мадагаскара, погиб 11 декабря 1718 года при осаде крепости Фредриксхальд (Норвегия), а флот Швеции, инструмент колонизации, был разбит русским флотом в битве при Гренгаме в 1720 году, Пётр I стал, таким образом, преемником проекта «своего брата Карла», как он любил называть шведского короля, учитывая при этом и настроения в Империи Великих Моголов, которая трещала под натиском европейских колонизаторов, в первую очередь англичан: Россия могла стать фактором их сдерживания, противовесом этой экспансии, которая началась с робкого проникновения в страну английской Ост-Индийской компании за добрую сотню лет до Петра I, привела к полному захвату здесь власти Англией в 1757 году, и завершилась лишь в 1947-м, 190 лет спустя, с обретением Индией независимости, чему немало способствовал огромный международный авторитет Советского Союза, могучего наследника созданной Петром I Российской империи, Индии изначально дружественной. Экспедиция 1723 года не состоялась по техническим причинам: фрегат «Амстердам Галей» (подарок бургомистра Амстердама Николааса Витсена Петру I во время Великого посольства в Голландию в 1698 году) дал течь, а другой корабль, «Декрон де потерял остойчивость (способность возвращаться в исходное положение, ложась на борт во время качки). Суда вернулись в Ревель, не дойдя даже до Датских проливов. Оснащение парусного корабля для дальнего плавания было делом весьма непростым Тем не менее, в следующем году подготовка новой Мадагаскарской экспедиции была продолжена. Под неё выделили два гораздо более «свежих» фрегата: «Принц Евгений» (спущен на воду в 1721 году, экипаж 350 человек), и «Крюйсер», уже 50-пушечный. Их оснащение растянулось на весь 1724 год, а в начале следующего, 1725-го, император Пётр Великий скончался. Последовала эпоха дворцовых переворотов, перемежаемая войнами России с Турцией, Швецией, участием в Семилетней войне 1756 – 1763 годов. К вопросу приобретения заморских территорий Российская империя вернулась только через 80 лет после попыток организации Мадагаскарской экспедиции, в 1804 году, когда два русских корабля, «Надежда» и «Нева», под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, в ходе первого русского кругосветного плавания посетили Сандвичевы острова, более известные как Гавайи.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/08/russki...

50–64 и 67–70 и Кореевыми 41–48 и 83) и Иеговического отдела (как разрознены Давидовы Псс. 107–109 и 137–144), которые уже в силу этой последней однородности должны бы, казалось, стоять целыми отдельными группами. Вообще, ни в содержании или в других каких-либо свойствах псалмов, ни в особенностях расположения их, нельзя указать оснований, которые бы объясняли происхождение указанной разрозненности псалмов. Единственное, чем можно объяснить такое явление, это предположение, что в основе настоящего полного собрания псалмов лежит несколько прежде него существовавших меньших собраний 1755 . Конечно, при этом нужно допустить что составителем Псалтири, при пользовании им существовавшими уже сборниками псалмов, удержан был существенный состав этих последних; но подобное отношение к памятникам древности у священных писателей не представляет ничего невероятного. Ветхозаветные священные писатели, при пользовании древнейшими источниками, обыкновенно старались как можно ближе держаться подлинника, и заимствуемые ими сведения большею частью передавали со всеми теми подробностями и в том порядке, как находили их в первоначальных записях. Такого рода отношением к древнейшим памятникам и объясняются отчасти встречающиеся в свящ. исторических книгах по местам отступления от последовательного порядка и повторения, только с большею или меньшею полнотой, одни и тех же сведений, – каковы напр. неоднократные повторения одних и тех же родословных таблиц 1756 и списков лиц, служивших при Давиде 1757 , также как некоторые, неуместные во времена позднейшего писателя замечания, в роде встречающегося во 2Пар.5:19 замечания, что носила (шесты) ковчега завета и после поставления его во храме Соломоновом оставались в кольцах его «до сего дня», хотя известно, что 2 кн. Пар. написана была уже тогда, когда ковчег завета вовсе не существовал 1758 . Потому же самому совершенно естественно допустить, что и позднейший собиратель псалмов и составитель нашей Псалтири, пользуясь древнейшими собраниями псалмов, если в расположении их вообще и старался следовать известному определенному порядку хронологической последовательности и сродства псалмов между собою, то тем не менее не решился сделать в составе этих собраний каких-либо существенных изменений и соединял их между собою в один целый сборник большею частью только внешним образом; а естественным следствием такого рода пользования древнейшими собраниями Псалтири и должна была произойти та разрозненность групп псалмов одних и тех же писателей, какая замечается в Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

30 В настоящее время в этом иконостасе только 40 образов. Два из трех недостающих вошли в иконостас правого придела. Это «распятие Христово» и «положение во гроб», а последний – «Воскресение Христово», находившейся в главном иконостасе над царскими дверьми, а ещё «тайной вечери», в 1845 году, при расширении и увеличении в высоту царских дверей, вытеснен, так сказать, поднятой, в этом случае, выше иконы «Тайной вечери» и находится на одном из столбов нижней церкви. 31 Первоначально не предполагалось устроить придельные алтари в нижней церкви видно из того, во 1-х, что не упоминается об этом ни в условиях с мастерами: старшим Никулиным и резным Канаевым, об устройстве ими иконостасов в верхней и нижней церкви, ни в контрактах с живописцами, братьями Колокольниковыми, о написании образов, и во 2-х из того, что в рапорте Чевакинского, от 5 августа 1758 г., о покрытии в нижнем аппартаменте иконостаса и клироса лаком, говорится об одном только главном иконостасе, и что только в 1762 г. в первый раз упоминается о столярных и резных работах в приделах, и об уплате живописцам некоторой суммы за иконное писание в других приделах. Полагаем, что у Коллегии мысль об устройстве приделов возникала между 1760 и 1762 годами. Особенно решительно можем сказать это о приделе св. Димитрия Ростовскаго о чествовании которого указ св. Синода последовал только в конце 1757 года. 32 Дело об отдачи 10-ти колоколов в Царское село и о возвращении их к морской церкви на 26 листах. 33 Колокола оставшиеся без употребления суть следующие: 1) весом 240 пуд. 5 ф., 2) 132 пуд. 4 ф., 3) 72 пуд. 5 ф., 4) 21 пуд. 30 ф. и 5) 12 пуд. 30 ф.; всего весу – 479 пуд. 24 ф. 34 См. Арх. Морск. Министер. Дело на 71 листах с 1756 по 1760 год. О покупке паникадила и о золочении его мастером Венденбургом в общем деле под именем: наряд… см. примеч. 36 Там же об отпуске унтер-лейтенанту Хомутову 2000 руб. на покупку разных требностей, да 1000 червонцев на позолоту лампад 1760 г. на 8 листах. 37 Дело об отпуске унтер-лейтенанту Хомутову 1000 руб., на покупку разных шелковых материй... 1759 г. на 10 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но в том, что касается его отношений с Богом, он находится в состоянии отчуждения от Бога и порабощен грехом; из этого состояния он не может подняться собственными силами, одним лишь желанием воли, но только посредством возрождающего акта благодати, принятого в смирении и вере, освобождающего его для того, чтобы он мог поступать по христианской добродетели. Тогда, будучи рожден свыше, новый человек своей волей сотрудничает, взаимодействует с Божьей благодатью, возрастая в христианском образе жизни 1753 . Физическую смерть Пелагий рассматривал как закон природы, который существовал бы и без греха 1754 . Отрывки Писания, в которых смерть представлена как следствие греха, он относил к моральной развращенности или вечному проклятию 1755 . Однако Юлиан допускал, что, если бы Адам не согрешил, то по особой милости он мог бы получить освобождение от смерти. II. Грехопадение Адама и его следствия . Пелагий, избегавший представления об органическом единстве всего человечества и человеческой природы, рассматривал Адама просто как отдельную личность. Он не считал Адама представителем человечества, а следовательно, поступки Адама имели значение только для него самого. По мнению Пелагия, грех первого человека состоял в единичном и отдельном акте неповиновения Божьей заповеди. Юлиан сравнивает это с незначительным прегрешением ребенка, который позволяет себе пойти на поводу чувств, а потом раскаивается в своем заблуждении. «Грубый, неопытный, бездумный, еще не научившийся страху и не видевший примера добродетели» 1756 , Адам позволил себе увлечься приятно выглядевшим запретным плодом и позволил женщине убедить себя. Это единичное и простительное прегрешение не имело последствий ни для души, ни для тела Адама, и еще меньше – для его потомства, которое само выбирает правду или грех. Следовательно, согласно этой системе, не существует первородного греха или наследственной вины. Пелагий просто допускал, что Адам, ослушавшись, подал дурной пример, оказавший более или менее губительное влияние на его потомствомво. В этом отношении он и осудил на синоде в Диосполе (415) утверждение Целестия о том, что грех Адама повредил одному лишь ему, но не человечеству 1757 . Он также был склонен допустить, что развращенность человечества возрастает, хотя и объяснял это исключительно привычкой ко злу, которое усиливается, чем дольше действует и чем дальше распространяется 1758 . Грех, однако, не родился с человеком; он продукт не природы, но воли 1759 . Человек рождается без добродетели и без порока, но со способностями и к тому, и к другому 1760 . Всеобщность греха должна объясняться силой греховного примера и греховных обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

9,10 Говорим же это не только о молитве, но о всяком труде, подвиге, девстве, молитве, посте, бдении, псалмопении или служении, а также другом каком труде и делании, совершаемом нами ради добродетели. Если не находим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры, долготерпения, независтливости 1753 и для всех не приносим таковых плодов, то напрасны и суетны наши труды и подвиги, потому что всякое такое делание и подвиги должны были быть предприняты для сих плодов. Когда же не находится в нас плодов любви и мира, напрасно и суетно все наше делание. 9,11 В самом деле, не имеющие сих плодов 1754 окажутся в день суда подобными пяти юродивым девам, которые за то, что здесь в сосуды сердца не запасли духовного елея, то есть духовной действенности названных выше добродетелей, названы юродивыми и не допущены в духовный брачный чертог 1755 Царствия 1756 . И подвиг девства за недостаток добродетелей, за то, что не было действенного вселения [в них] Духа, вменен [им] ни во что. 9,12 Как при возделывании, например, винограда все попечение и труд предпринимаются для наслаждения плодами, и как скоро в винограднике не найдено плодов, все труды возделывания стали напрасны и суетны, – так, если действенностью Духа плодов любви, мира, радости и смирения, долготерпения, веры и остальных, какие исчислил апостол 1757 , со всей достоверностью и духовным ощущением не познаем в себе 1758 , то напрасным оказывается подвиг девства и суетным труд молитвы, псалмопения, поста и бдения. Ибо это такие душевные и телесные подвиги и труды, которые должны быть совершаемы в надежде духовных плодов. Плодоносие же Духа в добродетелях есть духовное наслаждение нетленным удовольствием, производимое Духом в сердцах верных и смиренных. 9,13 С великим разумением различения да оцениваются всякие делания, труды и подвиги природы, и в число плодов да вменяются плоды, производимые верой и надеждой Духом Святым в достойных. А если кто, по недостатку ведения, собственное свое делание и свой подвиг почтет плодами Духа, то весьма суетную приобретет о себе мысль и лишится великих духовных плодов, понадеявшись, что не от духовной действенности бывает успех во всех исчисленных выше добродетелях. Ибо, кто всецело посвящает себя всегда Богу и без остатка употребляет возможные по его силам тщательность и труд 1759 , надеясь [воспринять] от Него избавление от страстей по заступничеству благодати 1760 , тот удостаивается достичь самого верха 1761 добродетели и чистоты 1762 1763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Се твоя воля мною исполненна, велиим зело пещь огнем разжженна. И покажется пещь. Навходоносор Добре трудился, но не угашайте, изгребий 1748 , смолы, нафы прилагайте, Да, то видяще, вси ся поклоняют образу злату, нас с ним почитают. Зардан Рад то творити, еже ты велиши, Сам светлым оком работу узриши! Навходоносор ко Амире болярину Амире верный! В том прилежен буди, да всяких санов днесь предстанут люди Почтити образ; а вели играти в трубы, органы и свирелствовати 1749 , Во еже бы гласом небес доходити, и в то бы время всем поклон творити; Аще же чести кто не схощет дати, в пещь таковаго вели вовергати, Яже в седмеро 1750 буди распаленна, изгребей, смолы, нафы исполненна. Амир к царю Непобедиме царю! Здрав ты буди! На пол Дейре вси предстоят люди, И вся готова: изволь соглядати, како вси будут образ почитати. Навходоносор Убо есть время, повели трубити и златый образ наш поклоном чтити. Тогда помашет 1751 Амир, глаголя Слышите, гудци! Гласно 1752 вы свиряйте! Вы же, людие, образу честь дайте! Гудец речет Повеления токмо ожидахом, ко писканию 1753 вся уготовахом. И начнут трубити и пискати, народи же поклонятся, а трие отроцы не поклонятся, что видя, Амир велит их поимати, глаголя сице Поймите 1754 , поймите людей беззаконных, образу царскому нимало поклонных! Тогда их поймут и приведут пред царя. И речет Амир Пречестный царю! Се людие злии, не преклониша образу ти выи. Повеление твое укоряют, на честный образ хулы испущают. Навходоносор с гневом глаголет к отроком Седрах и Мисах, Авденаго и ты! Бысте вы у нас зело нарочиты 1755 , – Что слышим о вас? Вы ли обругаете Нас и образу поклона не даете? Сам хощу зрети, вы правду явите, со гласом трубным главы поклоните. Аще поклона не хощете дати, люте имате 1756 в пещи пострадати. Кто бог есть, могущ вас мук свободити, от рук пресилных наших исхитити? Седрах глаголет Несть требе, царю, нам ти отвещати. Бог всемогущий силен нас изяти Из огня люта силою своею и свободити от руку твоею. Мисах К тому веждь, царю, яко прещение 1757

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, их не могло быть, несмотря на неоднократные разборы богаделенных нищих 743 . В 1744 г. началась вторая ревизия населения, при которой было велено солдат и их жен принимать в Канцелярию С.Э.П., помещиковых же крестьян отсылать к помещикам, купеческих в Магистрат 744 . Наплыв был такой большой, что Канцелярия С.Э.П. не могла вместить всех в монастыри и даже получила указ Св. Синода не принимать, а отсылать в распоряжение Сената. Сенат же 16 мая 1746 г., ссылаясь на указ 25 июня 1744 г. и общий приговор свой с Синодом, велел безпрекословно принимать в монастыри, а дряхлых определять в богадельни 745 . В это время в них было 5328 чел. В 1753 г. вышло постановление Сената о приеме под покровительство Канцелярии С.Э.П. только отставных с их женами 746 . Однако, в 1756 г. в богадельнях были не только они, но канцелярские подъячие, сторожа, разсыльные, конюхи, плотники и т.д., всего числом 5416 человек. 585 чел. после разбора были из богаделен выключены, но и оставшиеся 4798 чел. превышали норму 1723 года (3601 чел.) на 1230 чел. тогда, как богаделен было в это время почему-то только 100 (44 каменных и негодных и 56 деревянных малогодных и совсем обветшалых), в которые вместить их было невозможно и особенно военным с женами чинилось немалое притеснение от прочих чинов. Поэтому Канцелярия С.Э.П. проектировала увеличить число богаделен до 110, как было в 1744 г., и быть в них установленному числу нищих 3601 на копеечных порциях или больше, но с выдачей женщинам по 1 деньге на день, а разночинцев, согласно указам 1744 и 1753 г., исключить. Тогда и ста богаделен будет достаточно и 2000 руб. на ремонт хватит. Если же принимать всех и до 5000 чел., или сколько пришлют, а разные присутственные места присылают особенно отставных «непрестанно» (например, в одном феврале 1757 г. прислано 158 чел. – в это время была Семилетняя война), то нужно будет построить еще 40, но уже каменных (согласно указа Св. Синода 1748 г.) приблизительно за 30000 руб., да перестроить деревянные 56 в каменные за 40000 руб., назначив на ремонт их уже не 2000, а 3000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010