Таким образом состав и территория Киевской епархии надолго определились еще в самом начале XVIII в., когда из её ведомства выделена была область ведения переяславского коадъютора. Из названий протопопии видно, что территория Киевской епархии, как в первые, так и в 50 годы XVIII в. была очень обширной. В 1757 году она занимала большую часть нынешней Полтавской и Черниговской епархий и была расположена, как раньше преимущественно по левую сторону Днепра; по правой стороне Днепра киевскому митрополиту подчинены протопопии – Нижне и Верхне-Киевская и Трипольская, занимавшие территорию нынешнего Киевского уезда. 909 Пространственной величине её в пределах Русской империи соответствовало число киевских епархиальных церквей и монастырей. В половине 20-х годов XVIII в. в Киевской епархии насчитывалось – 987 церквей. Столько же церквей в ней показано за 1729 год, та же цифра повторяется в половине 30-х годов. Несомненно, что эта цифра, долго обозначавшая число киевских епархиальных церквей, ниже действительной. В 1737 году в Киевской епархии по семи малороссийским и двум гарнизонным полкам значилось 1030 церквей, хотя тогда от нее уже отошла Ивановская протопопия. С киево-печерскими 75 церквами и 2 межигорскими в Киевской епархии насчитывалось 1107 церквей; в 1743 году – 1110 церквей; в 1751 – 1752 гг. – 1130 церквей при 21 городе и местечке; по ведомости 1756 года их было 1141 (в Киеве 22, в епархии 1119). 910 Число церквей по разным протопопиям Киевской епархии было далеко не одинаковое. В то время как в Полтавской протопопии их насчитывалось 115, в Трипольской – только 18 церквей. Это видно из подробных ведомостей о числе церквей в Киевской епархии по отдельным протопопиям за 1757 год. Во всех протопопиях тогда было 39 соборных, 7 ружных и 1097 приходских, 1 праздная и 6 вновь построенных церквей. 911 В 1759 году в Киевской епархии насчитывалось 1157 церквей, из них 1110 приходских и 47 соборных, 912 очевидно ружные церкви причислены к соборным. Что касается числа монастырей Киевской епархии то подробные сведения о них, как о внешних границах и церквах ее, имеются пока только от начала 20-х годов XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Впоследствии, именно в 1757 году, ясский митрополит о руковозложении, совершенном Даниилом, так говорил агенту, посланному для расследований об Анфиме от киевского вице-губернатора: «а в прошлом 1756 году каковы прислал означенный лжеархиепископ (Анфим) к нему, ясскому митрополиту, два письма, оные, також и грамоту, по которой будто он, Анфим архиепископ, посвящен, показывал и о грамоте упоминал, то оная фальшивая, и ежели б она была подлинная, то должна б быть на греческом диалекте». Но грамота, о которой говорит здесь Иаков (она помещена ниже в примечании), дана была Анфиму впоследствии не на сан архиерея: эта грамота «избирательная» в «архиепископы всего православия», то есть в главные архиереи над всеми, бывшими тогда, старообрядческими архиереями. Не зная по-русски, Иаков, вероятно, принял эту грамоту за настольную на епископство, или за благословенную от Мисаила и Даниила. Но ведь Анфим писал же Иакову, что эту грамоту отнял у него католический епископ в Радомысле. Напротив, если бы грамота, которую представил Анфим Иакову, была написана по-гречески, она, бы должна была почесться за фальшивую, ибо старообрядческие архиереи ни в каком случае не написали бы ее по-гречески. Далее Иаков говорит русскому агенту: «А чтобы браиловский греческий митрополит объявленного лжеца в архиепископы посвятил, то неправда: оный митрополит Даниил человек ученый, постоянный и всякой чести достойный, которому по его благочинию знатная епархия поручена, и чтобы такого плута в такое знатное архиепископство посвятил, и подумать нельзя, да и без патриаршаго благословения никак митрополиту в архиепископы посвятить не можно». Однакоже Епифаний был посвящен ясским митрополитом без патриаршего благословения. От самого Даниила посланный из Киева узнать ничего не мог, ибо он в то время (1757) уже пропал без вести. Этому посланному так говорил митрополит Иаков. «А объявленный греческий митрополит Даниил в прошлом году, в ноябре месяце, был в турецком городе Белграде, и оттуда куда и зачем отъехал и где ныне находится, или от разбойников на дороге убит, — о том никакого об нем слуху в Яссах и поныне не имеется».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В 1756 году, ввиду начинавшейся войны, поручено было Петру Шувалову сформировать новый корпус войск числом в тридцать тысяч человек. Главный способ восполнения военных сил был рекрутские наборы, определяемые по одному рекруту на различное число душ, смотря по надобности в войске. В 1757 году, по представлению Петра Шувалова, введен был новый порядок в отправлении рекрутской повинности. Все десять великороссийских губерний разделены были на пять частей, и эти части по очереди должны были укомплектовывать войско, а губерния Архангельская с провинциями Вологодскою, Устюжскою и Галицкою - флот и адмиралтейство. Рекрут набирали из записанных в подушный оклад возрастом от 25 до 30 лет, а ростом в 2 аршина 6 вершков; для флота же двумя вершками менее. Для предупреждения побегов введен был обычай, надолго вошедший в употребление: брить лоб принятым в военную службу. Помещики могли по своему произволу сдавать своих крепостных в рекруты с зачетом и без зачета, а беглых предоставлялось помещику или сдавать в рекруты, или ссылать в Нерчинск. Отдача рекрут в других крестьянских ведомствах подчинялась правилам, и если оказывалось, что рекрут отдан неправильно, то увольнялся. После беспорочной восьмилетней службы рядовой, по своему желанию, отпускался на прежнее место жительства. Унтер-офицеры из дворян после десятилетней беспорочной службы производились в прапорщики и определялись к статским делам. Наказанных шпицрутенами рядовых ссылали на работу в Нерчинск . О строгости наказания можно судить по такому случаю, что в 1757 году за оскорбление священника драгун подвергся шестикратному прогнанию сквозь строй в 1000 человек. Солдатские дети, рожденные после отдачи отцов их в военную службу, до десяти лет содержались при матерях, а потом отдавались в училища; впрочем, помещик мог оставлять их у себя до четырнадцатилетнего возраста, обязавшись подпискою, что не обратит их в крепостных крестьян. Солдатские дети пятнадцати лет должны были поступать на службу, и те, которые будут проживать вне службы долее, признавались за беглых.

http://sedmitza.ru/lib/text/443423/

И. Шувалова, поручил «учреждение и весь распорядок университета и гимназии одному Ломоносову по сочиненным от него регламентам»; и в начале 1760 года было объявлено в «Ведомостях», что граф Разумовский втрое умножил число содержащихся на казенном счету гимназистов, а потому родители приглашаются отдавать своих детей для определения к гимназическим наукам. Удаляя инспектора гимназии Модераха, в котором «не усмотрев более охоты заботиться о молодых людях», Ломоносов высказал мнение, что «инспектором должен быть: 1) природный россиянин для того, чтобы, во-первых, имел о учащихся усердное попечение, как о своих свойственниках или детях; 2) чтобы главный командир больше имел повиновения и не всегда бы чинил для малейших причин отговорки, ссылаясь на свой контракт и угрожая требованием абшида (увольнения); 3) чтобы, зная российский язык и обряды совершенно и быв сам здешним и в чужих краях студентом, знал бы с порученными ему поступать с умеренною строгостью». 29 апреля 1757 года именным указом велено находящихся как в Петербурге, так и в Москве в частных домах иностранных учителей в их науках свидетельствовать и экзаменовать в Петербурге в Десьянс-академии, а в Москве в императорском университете и без такого свидетельства и аттестатов никому в домы не принимать и до содержания школ не допускать. Ломоносов нашел, что в Десьянс-академии испытания производятся слабо, и предписал экзаменовать строже. Но при этой деятельности советника Академической канцелярии продолжалась деятельность ученая и литературная. В 1756 году Ломоносов в публичном собрании Академии говорил на русском языке «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», Более значения специалисты приписывают последующим его трудам: «Слову о рождении Металлов от трясения земли» (1757 года), в котором находят драгоценные замечания, и «Рассуждению о большей точности морского пути» (1759 года). В том же 1759 году Ломоносов исходатайствовал у Сената рассылку по всем губерниям составленных им вопросов для собрания географических известий о России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Занятия Ладожским каналом, если приурочить их начало к тому же 1756 г., не мешали Ганнибалу попасть вторым членом (первым был генерал-аншеф Фермор, впоследствии граф 126 , в восьмичленную «Комиссию для рассмотрения положения российских крепостей», учрежденную 21 мая 1757 г. – Коммссия эта учреждалась, главным образом, по следующему поводу: «Многие пред сим бывшия на границах крепости – гласит сенатский указ 21 мая – по распространении российских границ, от оных уже удалены, и прежней своей надобности уже не имеют, и та служба, для чего они тогда были построены, не весьма нужна, а оныя еще и по ныне равное содержание и починку из фортификационной суммы, без дальной в них нужды получают, чрез что оная напрасно излишние расходы нести принуждена; а напротив того при самых границах в некоторых местах, в потребных, для закрытия оных, укреплениях недостаток находится, да и некоторыя крепости совсем, за худобою положения мест, к переноске на другие места подлежать, а к тому за неузаконением в крепостях надлежащей фигуры, происходят в укреплениях великия перемены, и от излишней переломки, и употребляемой на то из фортификационной, сверх надобности и необходимой нужды, суммы, некоторыя крепости уже, за недостатком денег, без починки остаются» 127 . Вопрос этот надо было обдумывать и решать, а между тем Ладожский канал требовал также внимания генерал-инженера. Там, по случаю засорения русла и уменьшения глубины (именно: у Красного Слюза и Бела Зерна) до 3–5 фут., принуждены были, в 1757 г., расчищать первые 12 верст канала, берега которого, укреплялись тогда же – но не везде – каменной надводной одеждой, вместо деревянной 128 , а в 1758 г. вода в Ладожском озере, питающем канал, «так была мала, какой 50 лет назад, не видано было, т. е. 7 или 8 футами ниже обыкновенной высоты Ладожского канала» 129 . Наконец, в самом начале этого, же 1758 года, к прочим служебным заботам генерал-инженера прибавилась новая, характера педагогического: генерал-фельдцейхмейстер, граф Шувалов, «рассмотрев состояние и обучение в науках артиллерийской и инженерной школ, нашел, что в артиллерийской фортификации, а во инженерной артиллерии не обучают, которые науки знать им взаимно необходимо надобны; и для того от него, генерал фелтьцейхмейстера, генваря 7 числа сего (1758) году, артиллерии к генерал лейтенанту Глебову 130 и генерал-инженеру и кавалеру 131 Ганнибалу ордерами и предложено, чтоб в школах артиллеристов Фортификации, а инженеров Артиллерии обучать; а для каких-то резонов определено, о том к ним довольно в тех ордерах изображено» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

15 января 1750 года между Испанией и Португалией был заключен договор о разграничении американских владений, по которому первая из этих держав передавала Бразилии семь областей иезуитского государства в Парагвае, расположенных на востоке от Уругвая. На основании этого договора испанское правительство приказало иезуитам вместе с 30000 индейцев в течение одного года покинуть эти области, оставив свои поселения, и основать новую колонию на другом берегу реки, на испанской территории, то есть начать все заново в пустыне. Этот приказ не только доказывал, что иезуиты потеряли свое преобладающее влияние в Мадриде и Лиссабоне, но показывал также, что в колониальной политике Испании одержала верх система бессмысленного, грубого насилия, которая грозила худшими катастрофами для огромной колониальной империи. Но случилось то, что должны были бы предвидеть оба правительства заранее. Не только индейцы, но и некоторые иезуиты оказали сопротивление португальской комиссии, которой было поручено провести новые границы. Когда обе заключившие договор державы ввели в 1756 году на территорию Уругвая две небольшие армии, краснокожие христиане выступили с оружием в руках против солдат. Произошла настоящая битва, в которой, как и следовало ожидать, победа досталась европейцам. Однако индейцы начали упорную партизанскую войну, от которой страдали главным образом португальские войска. Истощенные, деморализованные, сильно поредевшие, они были вынуждены отступить, а так как оба правительства были по разным причинам недовольны условиями договора, то в 1760 году они отказались от попытки урегулировать границы и территория уругвайской миссии была возвращена Испании. Эти события составляют исходный пункт крушения не только иезуитского государства в Парагвае, но и самого иезуитского ордена. Помбал, давно уже возмущенный влиянием иезуитов на двор и правительство, решил уничтожить орден в Португалии. 19 сентября 1756 года он приказал изгнать всех находившихся при дворе иезуитов. Некоторое время спустя, в 1757 году, опубликовал свой знаменитый «Краткий отчет о государстве иезуитов в Парагвае», представлявший собой, несмотря на официальную сдержанность стиля, объявление войны опасному обществу, которое осмелилось основать собственное государство вне всякого контроля светских властей и тем самым ясно обнаружило руководившие им всюду и всегда политические расчеты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Америке не прекратилось. Между англичанами и французами развернулась борьба за долину р. Огайо, принадлежавшую французам. К 1755 г. столкновения переросли в полномасштабный конфликт, в 1756 г. боевые действия продолжились, в Европе началась война, позже получившая название Семилетней (1756-1763). Британское правительство, возглавлявшееся У. Питтом Старшим, поставило перед военными задачу сокрушить морское и колониальное могущество Франции. Одной из главных целей Лондона стало завоевание К. и полное изгнание французов из Сев. Америки. В колонии были переброшены крупные воинские соединения. Франция, вынужденная защищать свои границы от прусских войск, союзников англичан, не могла (да и не хотела) отправлять в К. значительные контингенты. В 1757-1758 гг. французы под командованием маркиза Л. Ж. де Монкальма одержали победу при Карийоне, а англичане снова взяли Луисбур. Лишь в 1758 г. англ. экспедиционным силам ген. Дж. Вулфа удалось победить французов под Квебеком и захватить «столицу» Нов. Франции. В 1760 г. К. была окончательно оккупирована англичанами. При подписании Парижского мирного договора (1763) франц. правительство легко пошло на уступку К. (к-рую Вольтер тогда называл «несколькими арпанами снега» (арпан - франц. мера площади)), в ней тогда проживало не более 80 тыс. чел. Англ. завоевание Нов. Франции стало отправной точкой возникновения франко-канадской, а затем квебекской проблемы, связанной с наличием в К. значительного франкоязычного сообщества. Эпоха британского колониального господства (1760-1867) После 3 лет оккупационного «Временного режима» (1760-1763) завоеванные у Франции территории были реорганизованы. Долина р. Св. Лаврентия, где проживало большинство франко-канадцев, стала колонией Квебек, а остальные земли частично были объявлены Индейской территорией, частично включены в состав др. англ. колоний. В колонии Квебек англ. власти сохранили сеньориальную систему и разрешили жителям свободно исповедовать католицизм, однако занимать адм. должности имели право только протестанты.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Княжна Елисавета Петровна, рождение 31 июля 1763 † 1827, за князем Михайлом Яковлевичем Хилковым Князь Яков Александрович, бригадир, рождение 11 июня 1758 † 1823; женат: на графине Наталие Николаевне Головиной, рождение 15 июня 1765 † 1 апреля 1837 Князь Михайло Александрович, рождение 1768 † 1789 Князь Пётр Александрович, генерал-майор, рождение в апреле 1770 † 25 декабря 1827; женат на Марие Павловне Стурдза, рождение 1780 † 1846 Княжна Елена Александровна, рождение 1772 † 1834 Князь Михайло Васильевич Князь Дмитрий Васильевич, статский советник, рождение 2 декабря 1760 † 14 июня 1813; женат на Ирине Матвеевне NN † 9 июня 1843 Князь Борис Васильевич Князь Николай Васильевич Княжна Евдокия Васильевна, за Николаем Яковлевичем Аршеневским Княжна Анастасия Васильевна старшая, рождение и † 1756 Княжна Екатерина Васильевна старшая, рождение 1757 † 1766 Княжна Анна Васильевна, рождение 1758 † 1834 Княжна Варвара Васильевна, за генерал-лейтенантом Нелюбимовым Княжна Наталия Васильевна, за генерал-лейтенантом Турчаниновым Княжна Марго Васильевна, за генерал-майором Степаном Александровичем Талызиным Княжна Елена Васильевна, рождение 10 мая 1770 † 1854, за Александром Владимировичем Шереметевым Княжна Анастасия Васильевна младшая, за Михайлом Фёдоровичем Бестужевым-Рюминым Княжна Екатерина Васильевна младшая Князь Пётр Васильевич Князь Борис Васильевич Князь Дмитрий Васильевич Княжна Екатерина Васильевна Князь Пётр Владимирович, рождение 23 августа 1767 † 12 апреля 1778 Князь Борис Владимирович, генерал-лейтенант, рождение 6 января 1769 † в январе 1813 Князь Дмитрий Владимирович, генерал от кавалерии, государственного совета член, московский военный генерал-губернатор и кавалер всех российских орденов, рождение 29 октября 1771 † 27 марта 1844; женат на Татияне Васильевне Васильчиковой, рождение 1784 † 28 января 1841 Княжна Екатерина Владимировна, рождение 30 мая 1770 † 14 марта 1854, за генералом от кавалрии Степаном Степановичем Апраксиным, рождение 1756 † 1827 Княжна София Владимировна, рождение 11 ноября 1775 † 6 марта 1845, за генерал-лейтенантом графом Павлом Александровичем Строгоновым, рождение 1774 † 1817

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Серия 1. Москва. 2012. С.7-18. Комментарии ( 3): Кирилл 05 сентября 2012г. 16:50 Простите, не смог пройти мимо. Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» Папа не стал долго держать Галилея в тюрьме. Спустя пять месяцев Галилею было разрешено отправиться на родину, и он поселился в Арчетри, рядом с монастырём, где находились его дочери. Здесь он провёл остаток жизни под домашним арестом и под постоянным надзором инквизиции. К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Но в конце 1756 — начале марта 1757 года М. В. Ломоносов пишет направленный против обскурантизма антиклерикальный «Гимн бороде» — предположительно, в адрес одной конкретной персоны — архиепископа Сильвестра Кулябки. 6 марта 1757 года Синодом во всеподданнейшем докладе императрице высказана просьба «таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить запретить, и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещевания и исправления в Синод отослать» И так далее, простите. Мне просто не хватает времени, чтобы детализировать разногласия указанных вами верующих людей с официальными представителями религии. С. Гальперин, Москва 06 сентября 2012г. 20:43 По-видимому, упоминания о Православии авторы избегали в  докладе вполне осознанно, поскольку как начали его с сообщения о формировании «великой европейской цивилизации», так до самого конца и оставались  в е русле . Но и здесь они отошли  от  исторической правды,  ни словом не обмолвившись  о роли «концепции двух истин», которая и обусловила в дальнейшем развитии естественнонаучных знаний полное господство   ratio , что и поныне устраивает  учных, будь то вполне благочестивые христиане,  или же отъявленные богоборцы.

http://bogoslov.ru/article/2795995

В 1756-1760 гг. И. провел восстановительные работы в мон-ре Путна, разрушенном землетрясением 1739 г. Был возведен новый притвор соборного храма, отстроены монастырские стены с башнями (в т. ч. новая башня над въездными воротами) и кельи. И. продолжал помогать реставрировать мон-рь и по оставлении кафедры. Так, в 1773 г. на его средства был исполнен барочный резной иконостас для монастырского собора. И. открыто выступил против эксплуатации крестьян турками и фанариотами. Боярин-хронист Й. Канта писал, что в 1757 г. молдав. господарь К. Раковицэ по «духовному совету Преосвященного Иакова, митрополита Молдавского», отменил в княжестве вэкэрит - налог на крупный рогатый скот. Упразднение разорительного для крестьян налога произошло в виде торжественного акта. 1 марта 1757 г. в митрополичьем соборе в Яссах была совершена Божественная литургия, к-рую почтили своим присутствием господарь, высшие сановники и представители цинутов (волостей). Указ, принесший народу значительное облегчение налогового бремени, был направлен и против фанариотов, обогащавшихся за счет налогов. Упорное противодействие И. попыткам господарей С. Гике и И. Т. Калимаки восстановить отмененный налог привело в 1760 г. к отставке митрополита. По оставлении кафедры И. удалился в мон-рь Путна. Вместе с архим. Варфоломеем (Мэзэряну) основал в 1774 г. в мон-ре «духовную школу», учебная программа которой была организована по примеру Киево-Могилянской академии. Незадолго до кончины И. принял великую схиму с именем Евфимий. Был похоронен в притворе соборного храма рядом с родителями, принявшими в старости монашеский постриг, иеросхимон. Адрианом и мон. Марией. Часть имущества И., согласно завещанию, была пожертвована монастырю Путна. Лит.: I ftimie C. Viaa i activitatea mitropolitului Moldovei lacob I Putneanul. Bucur., 1900; Grigora N. Mitropolitul Iacob I Putneanul//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1958. N 9/10. Р. 791-810; L udat I. D. Istoria literaturii române vechi. Bucur., 1968. Vol. 3. P. 99-105; Teoctist (Ar pa u), mitr. Moldovei i Sucevei. În slujba Ortodoxiei româneti, a nzuinelor de unitate naional i de afirmare a culturii române: Mitropolitul Iacob Putneanul/Mnstirea Neam. S. I., 1978; Dicionarul literaturii române de la origini pân la 1900, Bucur., 1979. P. 5; P curariu. IBOR. Vol. 2. P. 345-351.

http://pravenc.ru/text/200295.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010