Автор поговорки про крепость — английский юрист, сэр Эдвард Коук (1552–1634). Напомним, что по–английски «крепость» и «замок» — одно и то же слово («castle»). 29 Герберт Спенсер (1820–1903) — английский философ, с успехом вводивший в обиход понятие прогресса. И в Англии, и в России был очень моден, у него учились материализму, хотя был он скорее агностиком. 30 Миссис Гилпин — персонаж поэмы Уильяма Купера (традиц., но неверно — Каупер; 1731–1800) «Занимательная история Джона Гилпина» (1785). 31 Эми Робсарт — жена Роберта Дадли, графа Лестерского, фаворита Елизаветы I (правила с 1508 по 1603 г.). Честертон имеет в виду сцену из романа Вальтера Скотта (1771—1832) «Кенилворт» (1821), причем, как ему свойственно, вспоминает ее неточно. 32 бесконечную балладу — в поэме «Баллада о белой лошади» (1911) речь идет о борьбе с данами (датчанами) короля Альфреда Великого (848—901, правил с 871 г.). Рядом с оксфордским колледжем, где недавно разместили честертоновский архив, стоит довольно старый кабачок «Белая лошадь». 33 день… свадьбы — Честертон женился 28 июня 1901 г., венчал их с Франсис преп. Конрад Ноэл (см. ниже). После свадьбы молодые Честертоны уехали в Норфолк всего на 6 дней. 34 Роберт Луис Стивенсон (1850—1894) оказал на молодого Честертона очень большое влияние (см. посвящение к «Человеку который был Четвергом»). Честертон написал о нем несколько эссе и книгу. 35 Роберт Браунинг (1812—1889) — о нем Честертон написал первую из своих биографий (1903). 36 Джордж Макдоналд (1824—1905) — христианский проповедник, написавший много сказок, притч и романов. Честертон любил его, хотя и не так безоговорочно, как Клайв Стейплз Льюис (1898—1963), и написал предисловие к воспоминаниям его сына Грэвила (1924). 37 «Сэндфорд и Мертон» — детская повесть Томаса Дэя (1748—1789), выходившая, том за томом, в 1783—1789 гг. 38 Натаниэл Готорн (1804—1864) — американский писатель, автор прославленных романов «Алая буква» (1850) и «Дом о семи фронтонах» (1851). 39 Эдгар Аллен По (1809—1849) — американский писатель, которого не без оснований считают создателем детективного жанра. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

– Блудные мысли мы убрать не можем – это не в нашей власти, но в наших силах на них не отвечать. – Прекрасный ответ. Один из святых такой образ нарисовал: удалить блудные мысли из головы мы не можем так же, как остановить ветер. Но действие помыслов в голове подобно жерновам мельницы. Если насыпать пшеницу, получится хорошая мука, из которой можно испечь хлеб. Если же насыпать грязь, плевелы, то выйдет нечто неудобоваримое. Господь дал нам такой дар: во власти человека не принимать блудные помыслы, чтобы они не попали в жернова наших мыслей. В нас стреляют, но эти мысли нам противны; они вызывают у нас тошноту, а не сочувствие. Это может быть очень тяжелая борьба. Но здесь важна наша позиция и наша воля. Почему святые были святыми? Они изнемогали от множества подобных мыслей, которые стреляли в них каждый день с утра до вечера. В патериках можно найти тягчайшие примеры, когда человек был изнурен этими помыслами, однако воля его не хотела их принимать. Он сопротивлялся. И за этот подвиг сопротивления был увенчан благодатью, святой жизнью. Как не сдаться? Прежде всего, конечно, вопиять к Богу. Но можно и просто отвлечься. Как ребенка отвлекают, когда он плачет: то чайку нальют, то игрушкой помашут, так и мы себя, как детей, должны уговаривать. Стреляет такая блудная мысль, а ты себе говоришь: «Слушай, что-то полы грязные, надо бы помыть или что-нибудь постирать». На какое-то внешнее физическое действие переключиться. Поклоны поделать, если есть возможность. С кем-то поговорить, кому-то позвонить. Даже такие внешние, не духовные, а душевные действия все равно отвлекают, и мы выходим из дьявольского плена. В «Невидимой брани» Никодима Святогорца (1748–1809) есть две главы о целомудрии с очень сильными афонскими молитвами: «Иисусе мой Господи! Сладчайший мой Иисусе! Ускори на помощь мне и не дай врагу моему полонить меня!» (гл. 19 «Как побороть плотские страсти?»). Если такие сильные молитвы читать медленно, с уверенностью, то бес как ошпаренный отскакивает, и все нападения прекращаются. Опыт Церкви в борьбе с блудными помыслами выношен веками, и если мы желаем не поддаваться, не падать, а сохранять себя в целомудрии, иметь целостное воззрение на мир, то этим оружием должны владеть во всей полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В ответ на «Отеческое наставление» лидер новогреческих Просветителей Адамантиос Кораис опубликовал в 1798 г. «Братское наставление» 779 . Полемика между Кораисом и Афанасием Паросским продолжилась в их личной переписке, которая менее известна общественности, но представляет значительный интерес. Среди представителей движения коливадов особо необходимо выделить Никодима Святогорца (1748–1809), автора духовно–богословских текстов, издателя святоотеческой литературы и источников канонического права. Творческое наследие Никодима беспрецедентно по объему и масштабам. Им написано более двух сотен произведений, некоторые из них – объемные, иногда многотомные сочинения. На русский язык переведена лишь их малая часть. Писательские интересы Никодима чрезвычайно многогранны – он касается самых разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания 780 . Выдающимся традиционным просветителем, оставившим большой след в греческом богословии поствизантийского периода, был Косма Этолийский (1714–1779). Он известен как талантливый проповедник, посетивший практически все области Константинопольского Патриархата, и его по праву называют «равноапостольным». Устная проповедь Космы быстро облеклась в письменную форму и распространилась по всем Балканам. Уже в 19 в. в дополнение к рукописям появляются первые печатные издания. С тех пор «Поучения» Космы издавались десятки раз многотысячными тиражами. Косма далек от богословского рационализма, который в то время господствовал в Европе и проникал на православный Восток силами людей, получивших образование на Западе. Основа его богословия – исихастская традиция 781 . Важным событием в жизни Элладской Церкви второй половины 20 в. стала публикация писаний свв. отцов. В Афинах издательство «Апостолики Диакониа» публикует «Библиотеку греческих отцов» и параллельно выпускает перевод святоотеческих работ на новогреческий язык под названием «Все писания святых отцов» (παντα Αγων Πατρων). В Салониках Общество святоотеческих исследований во главе с профессором Панайотисом Христу также издает собственную аналогичную серию. § 6. Источники «протестных» социальных групп (ереси; секты; агностицизм и атеизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[нем. Hospitalschwestern von Heilige Elisabeth], неск. жен. госпитальных конгрегаций францисканок-терциариев в Германии и на территории бывш. Австро-Венгерской империи. Одна из старейших конгрегаций госпиталиток была основана в 1622 г. в Ахене. Помимо работы в госпитале нек-рые члены конгрегации св. Елизаветы образовывали внутри общины особую группу, к-рая пела на ежедневных церковных службах. К нач. XX в. филиалы ахенской конгрегации были созданы в Бенсберге, Дюрене, Дюссельдорфе, Хайдхаузене и Хорбахе. Филиалы основанной в 1719 г. в Праге конгрегации были открыты в 1738 г. в Пресбурге (совр. Братислава), в 1747 г. в Мюнхене, в 1748 г. в Кадене (совр. Кадань, Чехия). В 1809 г. мон-рь в Мюнхене был упразднен. В 1928 г. ряд отд-ний госпиталиток объединился вокруг еп-ства Бреслау (совр. Вроцлав, Польша), создав новую конгрегацию св. Елизаветы. Мон-ри на территории совр. Чехии также объединились в самостоятельную конгрегацию, ее устав был одобрен Папским престолом 17 июня 1931 г. Сестры-госпиталитки и преподавательницы Непорочной Девы Марии [франц. Sœurs hospitalières et enseignantes de Marie Immaculée]. Созданный в 1657 г. в Бурже госпиталь был поручен заботам группы благочестивых женщин. В 1663 г. они приняли устав, согласно к-рому госпиталитки представляли собой общину женщин, проживавших совместно, не приносивших монашеских обетов, но имевших право ходить в монашеской одежде. В 1793 г. они вынуждены были покинуть госпиталь, однако вернулись туда в 1802 г. В 1811 г. деятельность госпиталиток была признана имп. Наполеоном Бонапартом. В 1825 г. община была преобразована в религ. конгрегацию, получившую одобрение Папского престола в 1850 г. Через год в название конгрегации был добавлен термин «преподавательницы», что дало госпиталиткам возможность открыть неск. школ для детей. С 1864 г. утвердилось совр. название конгрегации. В результате действия антиклерикальных законов во Франции к нач. XX в. сестры были вынуждены оставить многие из своих школ. Конгрегация ограничила деятельность призрением бедных и больных в госпиталях и посещением больных на дому, социальной опекой девочек. Конституции госпиталиток были утверждены в 1942 г. Госпиталитки - дочери Богоматери 7 скорбей

http://pravenc.ru/text/166293.html

О, чудо!.. Вижу свет, которого не вмещает мир, и, сидя в келлии, вижу внутри нее Творца мира, и бе­седую с Ним, и люблю Его, и питаюсь единым бого-ведением и, соединившись с Ним, превосхожу небе­са... Господь меня любит и в Самого Себя приемлет, и в объятиях скрывает... Невидимый для ангелов и Неприступный существом мне видится и с моим со­единяется существом... 1581   Будучи сам выдающимся мистиком и одним из вели­чайших борцов за сохранение чистоты монашеского предания, Нил Сорский находил опору в духовности Симеона, где акцент также ставится на внутренний опыт и видение Божественного света. Менее ожидаемым может показаться то, что и в со­чинениях Иосифа Волоколамского, главы партии «стяжателей», встречается немало ссылок на Симеона. Иосиф тоже был выдающимся организатором монаше­ской жизни, но усилия свои направлял главным обра­зом на ее внешнюю сторону: его более всего заботило улучшение монастырской дисциплины, основанной на безусловном послушании всех иноков игумену 1582 . По­этому его по преимуществу вдохновляли места, где Си­меон касается монастырской дисциплины. В «Духовном завещании» Иосиф несколько раз цитирует Симеона; в частности, он приводит рекомендации Симеона во вре­мя богослужения не опираться на столпы, не переми­наться с ноги на ногу, не сходить с места 1583 . Мы видим, как различные стороны учения Симеона воспринимают­ся представителями разных (чтобы не сказать противо­положных) течений внутри русского монашества. Если вернуться к грекоязычному миру, то здесь ин­терес к Симеону оживляется во второй половине XVIII века: это было вызвано возрождением монашества на Афоне и во всей Греции. Множество монахов выступи­ло тогда за возврат к корням восточного христианства и святоотеческого богословия: лидеры движения получи­ли название «колливадов» 1584 . Одним из важных пунктов их программы было возвращение к практике частого, по возможности ежедневного причащения. Симеон Новый Богослов с его особым евхаристическим благочестием и его призывом к напряженной мистической жизни вновь оказался в центре внимания. Некоторые его творения были включены в «Добротолюбие» – собрание свято­отеческих текстов о молитве и трезвении, изданное в 1782 году Макарием Коринфским (1731–1805) и Нико-димом Святогорцем (1748–1809) 1585 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Основными представителями коливадского движения были следующие личности: Неофит Кавсокаливит, св. Афанасий Паросский, св. Макарий Коринфский, св. Никодим Святогорец . Наиболее выдающимся среди них являлся основатель движения Неофит Кавсокаливит (1720–1780) 326 . По своему происхождению Неофит был евреем, принявшим христианство и ставшим святогорским монахом. Заставленный «антиколивадами» покинуть Святую Гору, он уехал в Румынию, где провел остаток своей жизни и, в частности, написал на румынском языке работу Опровержение еврейской религии , которой продолжается и вновь оживляется эта многовековая борьба между еврейской (раввинской) и христианской экзегезой Ветхого Завета и его новозаветного исполнения. Другой выдающейся личностью движения коливадов был ревностно настроенный иеромонах св. Афанасий Паросский (1721–1813) 327 , также святогорский монах. Афанасий в своих богословских и полемических трудах касается иногда и ветхозаветного Откровения, придавая ветхозаветным событиям и лицам духовный смысл. Так, например, когда он говорит об истинной мудрости, которая, по его мнению, состоит в исполнении заповедей Христовых и очищении души, т. е. в соединении души с Богом и обретении Его мудрости, он подчеркивает, что прообразом совершенной мудрости была Сарра, а прообразом мирской мудрости, мудрости рабской, была наложница Авраама Агарь 328 . Среди представителей движения коливадов особо необходимо выделить св. Никодима Святогорца (1748–1809) 329 , очень плодотворного автора духовно-богословских текстов, издателя книг святых отцов и их переводчика на новогреческий язык. Наряду с другими произведениями, он написал и издал книгу Сборник пророческих псалмов Давида 330 , которая содержит почти все псалмы, вместе с чудесными молитвами и песнопениями великих отцов 331 . Святой Никодим также перевел на народный язык и издал Толковую Псалтирь Евфимия Зигабена 332 , обогатив ее многочисленными дополнениями и своими объяснениями. Причиной этого перевода и издания стало то, что «толкования псалмов говорят непонятным языком, так что большинству людей от них нет пользы». Добавляя и свои толкования к толкованиям Евфимия, он стих за стихом толкует каждый псалом, предваряя общим введением всю Псалтирь, а затем отдельным введением – каждый псалом 333 . Святой Никодим толковал и богослужебные тексты; толкования многих мест из Ветхого Завета особенно можно найти в объяснении катавасий, основанных на ветхозаветных мотивах и событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Очень важные примечания для объяснения Библии и для археологии собраны также в нескольких особенных сочинениях, между которыми еще теперь для этой цели доставляют годное вспомогательное средство: (Harmar) Beobachtungen uber Orient, aus Reisebeschreibb E. Faber. 3 Theile. Hamb. 1772–79. E. Ф. К. Розенмиллера Das alte und neue Morgenland od. Erlaut. d. heil. Scbrift aus der naturl. Beschaffenheit, den Sagen, Sitten u. Gebrâuchen des Morgenl. u. s ; w. Lpz. 1818–20. 6 Tble. Г. Xp. Паульсона: Zufferlass. Nachrichten von Ackerbau der Morgerlander u. s. w. Helmst. 1748. 4 и его же: Regierung der Morgenlander. 1 Theil Altona. 1755. 4.–Нравы Бедуинов–Арабов рассмотрены у Arvieux с замечаниями, заимствованными у Розенмиллера. Лейпц. 1789. Буккгардта и Вейма 1831. Эд. Вильг. Лане: Sitten und Gebrauche der heutigen Egypter. С англ. пер. Ценкера, 3 тома. 1852. Еще важнее начавшиеся в новейшее время ученые исследования и описания древних памятников Египта, Вавилона и Ассирии. О Египте Description de l’Egypte eu recueil des observations et des recherches, qui ont été faites en Egypte pendant l’expedition de l’armée francaise Paris (1809 ff) 1831 ff. Шамполлиона, Monumens de l’Egypte et de la Nubie. Par. 1837 ff. Иппол. Розеллини – I menumenti dell’ Egitto e della Nubia, disegnati della spedizione scient. letteraria Toscana in Egytto etc. P. 1. monim. storici 4 tomi в 5 отделах. P. II monim. civili 3 tomi 8 с атласом и изображениями в бол. лист. Pisa 1832 ff. И. T. Вилькинсона Manners and costums of the ancient Egyptians. Lond. 1837. III и second series of the manners etc. 1841. IΙΙ тома 8. Ричарда Лепсиуса «Памятники Египта и Ефиопии». Берл. 1849. О Вавилонии и Ассирии: Ричард. Narrative of а Residence in Koordistan. Lond. 1836. 2 Voll. Энсворта: Travels and Researches in Asia minor, Mesopotamia etc. 1842. 2 Voll. – Ботта и Фляндиля Monuments de Ninivélï, illustrated in 100 plates, Lond. 1851 Imp. fol. и A second scries of the Monuments of Niniveh, including Bas-Reliefs from the Palace of Sennacherib and from Bronces the Ruins of Nimroud Lond. 1853 fol. Его же «Niniveh und its remains. 2 Voll. ed, 3, Lond. 1850. На немецком языке: Niniveh und seine Ueberreste Мейснера Лейпц. 1850. Его же А popular account of discoveries at Niniveh etc. На немецком языке: popularer Bericht üb. d. Ausgrabb. zu Niniveh ff. Meissner Lepz. 1852. Его же: Descoveries in the Ruins of Niniveh and Babylon, with travels in Armenia, Kurdistan and the Desert etc. Lond. 1853. По немецки: Nineveh und Babylon nebst Beschreibung seiner Reisen in Armenien, Kurdistan u. der Wüste, übers. von I. Th. Zenker. Lepz. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

рационализм). В число других мыслителей, внёсших свой вклад в Просвещение, входят Дэвид °Юм, особенно благодаря его трудам «Исследование о человеческом познании» (1748) и «Диалоги о естественной религии» (1779); Герман С. Реймарус (Reimarus; 1694–1768); а также деисты (см. деизм) Джон Толанд (Toland; 1670–1722), Мэтью °Тиндал (Tindal; 1655–1733), Томас °Пейн (Paine; 1737–1809) и Франсуа-Мари °Вольтер (1694–1778). Драма Готхольда Лессинга (Lessing) «Натан Мудрый» (1779) призывает к религиозной терпимости, так как истина не есть исключительная прерогатива христианства, но величается во многих религиях. Просвещение возвеличивало разум и независимость человека и возбуждало резкое недоверие к авторитетам. Истину следует обретать благодаря разуму, наблюдению и эксперименту. В Просвещении начало доминировать отрицание всего сверхъестественного (см. чудеса: аргументы против). Итогом стал религиозный плюрализм (см. плюрализм религиозный). Из этого контекста возникли деизм, библейская критика и отрицание божественного откровения (см. Библия: критика; Библия: свидетельства). Особое внимание уделялось естественной религии. В своём более радикальном выражении Просвещение вело к агностицизму, скептицизму и атеизму. Эта радикальная форма жива сейчас в секулярном гуманизме. Карл °Барт охарактеризовал Просвещение как «систему, основанную на всемогуществе человеческих способностей» (цитируется в «Enlightenment»). Библиография : G. R. Craig, Reason and Authority in the Eighteenth Century. «Enlightenment»//F. L. Cross, ed., The Oxford Dictionary of the Christian Church. J. D. Douglas, Dictionary of the Christian Church. P. Gay, The Party of Humanity. Пэйли, Уильям (PALEY, WILLIAM) Уильям Пэйли (1743–1805), английский апологет, поступил в Кембридж (1759), чтобы изучать математику. После рукоположения в сан священника (1767) он в течение девяти лет преподавал в Кембридже. Пэйли достиг сана архидиакона г. Карлейля. Им написаны три главных труда: «Принципы морали и политическая философия» (The Principles of Moral and Political Philosophy, 1785), «Обзор свидетельства о христианстве» (A View of the Evidences of Christianity, 1794) и «Естественное богословие, или Свидетельства о существовании и атрибутах Божества» (Natural Theology: or, Evidences of the Existence and Attributes of the Deity, 1802). Уже в 1831 г. Чарлз °Дарвин, готовясь в Кембридже к экзаменам на степень бакалавра, изучал «Свидетельства» Пэйли, которые произвели на него глубокое впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Исихастская традиция в течение столетий сохранялась на Афоне. Здесь научились безмолвной молитве прп. Максим Грек (XVI в.) и прп. Никодим Святогорец (1748-1809). Афонский мон. прп. Никодим и Макарий, еп. Коринфский, в 1782 г. в Венеции издали собрание святоотеческих текстов о чистой молитве «Θιλοκαλα» (Добротолюбие), переведенное на слав., а затем на рус. язык (со мн. добавлениями), оно стало источником возрождения исихазма (Мейендорф. История Церкви. С. 321). Отношение подвижничества к общественной деятельности Будучи личной жизнью человека, А. предполагает и служение общественному благу. Вступая на путь подвижничества, аскеты отдают свое имущество, все заработанное ближним (нестяжательство). Но основная роль А. в об-ве - духовная: сочувствие, сострадание и нравственное руководство. «Самое упокоение», молитва, согласно прп. Макарию Египетскому, «в избытке своем приводит к милосердию и другим служениям, как-то: к посещению братии и служению словом» (Hom. spiritual. 40. 6). «Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Блажен инок, который на содеяние спасения и преспеяние всех взирает, как на свое собственное. Монах тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении» (Evagr. De orat. 121-122, 124). Прп. Даниил Столпник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Даниил Столпник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Паисий (Величковский). Портрет с акафистом, составленным учениками преподобного. Кон. XVIII в. (ЦАК МДА) Афонскому мон., впосл. старцу Нямецкого мон-ря Паисию (Величковскому) принадлежит труд славяно-рус. издания «Добротолюбия» (1793), где он не только дал перевод греч. «Филокалии» прп. Никодима Святогорца, но и включил нек-рые переводы на рус. язык, не вошедшие в греч. издание. Имея личное общение со старцами Оптиной пустыни, старец Паисий познакомил их с Иисусовой молитвой, способствовал утверждению исихастской традиции на Русской земле. В XIX в. еще более расширенное издание «Добротолюбия» осуществил на совр. рус. языке прп. Феофан Затворник.

http://pravenc.ru/text/76618.html

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010