показан в числе умерших: был ревнитель благочестия и чистоты нравов прихода; 12) Михаил Андреев, переведенный в 1744 г., к Сергиевской церкви; 13) Николай Григорьев, учившийся в невской семинарии; в 1752 г., «за известную его преосвященству вину», лишен сана и сослан в монастырь на 2 года; 14) Иоанн Стефанов, из Московских купцов, сюда переведен из диаконов Спасобочаринской церкви в 1748 г.; 15) Иоанн Григорьев умер 1752; 16) Иосиф Иосифов умер в 1762 г.; 17) Иоанн Васильев и пр. Из позднейших протоиереев и священников достойны упоминания: Михаил Дмитриев, был судим за буйство и за какой то «секретный» поступок, и в 1761 г. переведен на большую Охту. Иоанн Стефанов Арктофилактов – строитель теплой Тихфинской церкви; был в лагере, в 1765 г., под Красным Селом. Георгий Федоров, из сержантов заграничной службы, куда определен из дьячков Ростовской епархии, служил при Ямской церкви священником 47 лет; вышедши за штат, жил еще 5 л. и пользовался диаконской кружкой; умер в 1814 г. Андрей Никитин, сперва служил священником при Сергиевской пустыни; сюда определен в 1764 г. и прослужил 40 лет. По выходе за штат, в 1804 г., он продолжал служить и исповедывать духовных детей, но последнее было ему воспрещено; служить разрешено «для спасения души до 4-х раз в год». Александр Андреев Чулков, слушал богословие, священником поступил в 1804 г., перестроил колокольню и много сделал для благолепия церкви и обеспечения причта; умер в 1827 году. Андрей Стефанов Славинский, из Кирилловского уезда, сначала был студентом богословия и, поступив диаконом Ямской церкви, продолжал учиться. В 1809 году, был определен во священника: во время пребывания здесь преподавал закон Божий в разных школах. Александр Тимофеев Камчатов – ныне при Андреевском соборе настоятелем; Иоанн Константинов Яхонтов, из законоучителей Смольного монастыря, известный духовный писатель, красноречивый проповедник, издатель Духовной беседы, ныне протоиерей Морского собора. Из прежних диаконов достойны упоминания: Степан Архипов, из келейников св. Димитрия Ростовского , был буйного нрава, лишен сана, и умер в доме сына своего, диакона Ямской церкви; Петр Стефанов, служивший 43 года; Михаил Добронравов, из Парголова, слушал богословие и, в тоже время, служил в сане диакона, дав подписку «продолжать ходить в академию». Потом перешел на Александровскую мануфактуру законоучителем у питомцев воспитательного дома; умер в 1831 г., в сане протоиерея Андреевского собора. Феодор Петров Осторожнов, из Пулкова, окончивший курс семинарии и после перешедший к Андреевскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Покрова Пресвятой Богородицы, что в Левшине. Пречистенка, Левшинский переулок. Главная церковь построена в 1712 году полковником Левшиным, трапезная – в 1748. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Димитрия Ростовского . Благовещения Божией Матери, в Златоустовском монастыре. Построена в 1713 году адмиралом Ф. М. Апраксиным. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кудрине. Главная церковь , построена в 1704–1714 годах, нынешняя трапезная и колокольня – в 1800–1819 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Алексея, Человека Божия. 212. Тихвинской Божией Матери, в Донском монастыре, над северными воротами. Построена в 1714 году на средства Царицы Прасковьи Феодоровны и Царевны Екатерины Иоанновны. 213. Архангела Михаила, в Донском монастыре. Построена в 1714 году стольником И. И. Дурново, и была освящена во имя Евфимия Великого. В 1806–1809 году переделана и получила свое нынешнее имя. 214. Николая Чудотворца, что в Дербентском. Близ Сретенского бульвара, между Стрелецким и Уланским переулками. Главная церковь построена в 1715 году, колокольня – в 1791, трапезная перестраивалась в 1878 и 1895 годах. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Всех Скорбящих Радости. Петра и Павла, что на Новой Басманной. Построена в 1714–1719 годах. Внизу престолы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Утоли .моя печали, 3) Николая Чудотворца. V. Время Синодального управления Непосредственное Святейшего Синода заведывание Патриаршею областью Спаса Преображения, что на Болвановке (Новой). Между Пятницкой и Кузнецкой улицами в Спасоболвановском переулке. Главная церковь построена в 1722 году, трапезная и колокольня – в XIX веке. Приделы: 1) Татианы Мученицы, 2) Евдокии Мученицы. Благовещения Божией Матери, что на Тверской. Главная церковь построена в 1722 году, колокольня – позднее, трапезная – в 1868 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) 3осимы и Савватия. Успения Пресвятой Богородицы, что в Кожевниках, близ Новоспасскаго моста. Главная церковь построена в 1724 году, колокольня – в 1795. Трапезная заново выстроена в 190З году по проекту П. В. Воейкова. Приделы: 1) Георгия Великомученика, 2) Николая Чудотворца, З) Священномученика Харла.мпия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Преп. Никодим Святогорец (1748–1809) объясняет, каким образом диавол вводит в обман через воображение: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению... Ибо он, будучи первоначально сотворенным Богом чистым и про­стым духом в отсутствии формы и образа, подобно другим божественным ангелам, впоследствии полюбил формы и воображение. Воображая, что он мог бы воздвиг­нуть себе трон над небом и стать, как Бог, он низвергнулся ангельского света и стал диаволом тьмы... Диавол использует воображение как свое орудие. Он обольстил Адама через воображение, воздвигнув в его уме образ того, что он станет равным Богу. До преслушания Адам не обладал вообразительным свойством» ( Никодим Святогорец , A Handbook of Spiritual Counsel, стр. 149–150). – Ред. 206 Святые Отцы учат о том, что в силу бестелесности диавола последствия избра­ния им зла по свободному волеизлиянию непреложны; в то время как человек имеет возможность покаяния, пока все еще находится в теле. Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что ангел «Он – не способен к раскаянию, потому что – и бестелесен. Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела». В ином месте тот же Отец утверждает: «Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подоб­но тому как и для людей оно невозможно после смерти». (Преп. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры 2:3, 2:4). – Ред. 207 Св. Петр Дамаскин (одиннадцатый век) учит: «Не существует ничего случай­ного или злого в творении, и даже то, что имеет место против Божией воли, чудес­ным образом изменяется Богом в нечто благое. Например, грехопадение диавола не являлось Божией волей, тем не менее, было обращено во благо спасаемых». Подобно ему и преп. Макарий Великий , Египетский (300–390) пишет, что «Князь мира [диавол] есть жезл наказания и бич для новоначальных в духовной жизни. Хотя, как и было уже сказано, он приносит им великую славу и прибавляет почести по причине претерпевания ими скорбей и испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

При построении храма, редкое усердие и неутомимую деятельность показал покойный протоиерей Михаил Васильевич Логановский. Им одним собрано от доброхотных дателей более 70 т. р. асс. Много потрудился в этом святом деле церковный староста, купец Наум Семенович Павловский, прослуживший старостой семь трехлетий, или 21 год. Кроме этих лиц, членами строительной комиссии были: действительный тайный советник, Аркадий Иванович Нелидов, коммерции советник Иван Федорович Жербин, купцы Александр Брызгалов, Иван Якимов и Николай Фомин. По настоятельному убеждению протоиерея Логановского, к ним присоединился впоследствии почетный гражданин Феодор Алексеевич Гудков, пожертвовавший на построение церкви более, нежели кто либо из прочих строителей и жертвователей. О причте церкви От основания церкви до 1841 г. при Екатерингофской церкви всегда состоял один священник и диакон. Неизвестно, когда последний был включен в штат причта церковного. Преемственный порядок священников можно указать с сороковых годов прошлого столетия, на основании тех записок, какие были адресуемы на имя священника начальниками разных ведомств, или господами, о дозволении вступить в брак подведомственным им лицам, или крепостным людям. Так, от 1748 до 1759 г. значится священник Алексей Парамонов, и вь тоже время, неоднократно упоминается Аникита Яковлев. Тот и другой оказываются совершающими требы в приходе, Была-ли это попытка завести другой штат, или один из них был прикомандирован по болезни другого, определить трудно; но с 1760 года этой двойственности нет. От 1760 года порядок священников следующий: Алексей Яковлев (1760–1763), Яков Григорьев с 15-го мая 1763 до 1800, Иоанн Алексеев (1801–1809), Платон Георгиев (1810–1820), Михаил Никитин Малеин (1821–1823), Иоанн Торопогрицкий (1823–1825), протоиерей Михаил Логановский (1825–1841). В 1841 г. штат удвоен. В помощь священнику Михаилу Логановскому определен был к сей церкви вторым священником, бывший в городе Риге, при Алексиевской церкви, священник Николай Фасанов (ныне протоиерей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Райнер Мария Рильке (1875–1926) – австрийский поэт, один из представителей западноевропейского символизма. Его произведения были популярны в России начала века. Комнены и Палеологи – знатные византийские роды, давшие в XI-XV веках многих византийских и трапезундских императоров, покровительствовавших Афону О преп. Савве Сербском см. примечание Зайцева в “Пантократор, Ватопед и старый Руссик”. Схоларий – ученый. Исихазм (от греч. hesychia – безмолвие) – древнее понятие Восточной Церкви, обозначающее подвиг, связанный с отшельничеством и молчанием. Исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши, священному покою, внутреннему духовному сосредоточению и непрестанной “умной” молитве, что приводило их к состоянию неизъяснимого блаженства и лицезрению небесного света. Истоки исихазма восходят к Святым Отцам III-VI веков ( Антонию Великому , Макарию Великому , Иоанну Лествичнику ), а основоположником его считается Симеон Новый Богослов (XI век), развивший учение о Богосозерцании. Основоположником исихазма на Афоне был преп. Петр Афонский, а своеобразным центром – “исихатрион” (“безмолвище”), построенный грузином Саввой Халдом между монастырями Ивером и Филофеем в конце IX века. Расцвет афонского исихазма связан с именами преп. Григория Синаита (сконч. в 1346) и святителя Григория Паламы (сконч. в 1360), а также целого ряда духовных писателей. В XV-XVII веках исихазм переживает упадок, и вторичное возрождение начинается только со второй половины XVIII века, когда греческий монах Никодим Святогорец (1748–1809) систематизирует святоотеческие творения и издает их под названием “Добротолюбия”, а старец Паисий Величковский (1722–1794) переводит его на славянский язык (см.: Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Париж, 1952). Пещера преп. Петра Афонского находится во владениях Лавры Св. Афанасия. В келью с церковью, посвященной Св. Петру, монахи сходятся для совершения службы в день Ап. Петра – 12 июня. Св. Афанасий Афонский (в миру Авраамий) скончался в 980 году. Память его празднуется 5 июля.

http://azbyka.ru/fiction/afon/

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Симеона Нового Богослова взял на себя преп. Никодим, как об этом свидетельствует его биограф Евфимий . Дионисий, по всей видимости, помогал св. Никодиму исправлять текст. Почему, тем не менее, только его имя упомянуто в титуле издания, можно объяснить либо тем, что св. Никодим по смирению не желал, чтобы его имя фигурировало в издании, либо ошибкой типографии . Как и в случае с другими святоотеческими изданиями, текст трудов преп. Симеона Нового Богослова был предоставлен св. Никодиму св. Макарием, который собрал его из различных рукописей и свел в один сборник. Он также нашел деньги для издания трудов в Венеции. Об этом существует два верных исторических свидетельства. Первое - Георгия Завираса (†1805), который сообщает, что Макарий " дал деньги на издание... и Симеона Нового Богослова " . Другим важным свидетельством является уже упомянутое письмо преп. Паисия Величковского болгарскому старцу Феодосию. Здесь он, в частности, сообщает: " По времени же малом (Макарий) имеет намерение печати предати и книгу великую святого Симеона Нового Богослова " . Так выглядела внутри вторая пещера св. Макария Живя на Хиосе, Макарий не изменил своему обычаю, которому следовал еще будучи управляющим отцовских имений, помогать нищим и обездоленным. Так, его современник Георгий Завирас сообщает: " Скольких пленников освободил (Макарий), скольким голодным и больным помог.., почти невозможно посчитать " . Приведем только несколько случаев его щедрой благотворительности. Так, например, он оказал существенную поддержку деятелю греческого Просвещения, Адамантису Кораису (1748-1833), когда тот юношей учился в Montpellier. Он помог старцу Нифону-колливаду (1736-1809) построить на острове Икария монастырь Благовещения. В 1779-м году он посетил этот монастырь и провел в нем некоторое время. Также, живя на Хиосе, св. Макарий принял важное служение " наставника мучеников " . В Османской империи христиане за свои христианские убеждения не преследовались. Им позволялось держаться своей веры, не опасаясь за свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/39704.html

Такое явление продолжалось с кон. XVII до кон. XIX в. В этом регионе были и новомученики: прп. Никодим († 1722, Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник , или Арванитис (т. е. Албанец; † 1748, К-поль, пам. 12 февр.). Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви . В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, к-рый с 1775 г. подвизался в А., завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в 1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии - сщмч. Никита Албанский , проповедовал Христа и пострадал в р-не Серр и Драмы († 1809, пам. 19 февр.). В XVIII-XIX вв. предпринимались попытки перевода Свящ. Писания на албан. язык. Среди переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис, впосл. митрополит Диррахия, к-рый перевел ВЗ и НЗ, используя албан. графику, по собственному творческому замыслу (перевод утрачен). В XIX в. Григорий Аргирокастрский (еп. Эвбейский) опубликовал перевод НЗ на албан. языке греч. графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христофоридиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греч. литерами. В этот период выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий Константинидис Мосхополит (1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателей нового метода , греч. певч. нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей (1760-1799), Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835), к-рый дважды восходил на К-польский Патриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см. Иоаким II , Патриарх К-польский); Белиградские митрополиты Иоасаф II (1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).

http://pravenc.ru/text/64028.html

Фризе (Friese) Kirchengeschichte von Pohlen. Breslau, 1786. (Церковная история Польши). Хартуит: Chartuitii Vita s. Stephani (Житие Стефана). В сборнике Швандтнера. Ходынецкий (Chodyniecki): Historya miasta Lwowa. We Lwowie. 1829. (История города Львова). Шафарик (Szafarzyk) 1) Slowanské staroitnosti. W Prae, 1837. (Славянские древности). 2) Ueber die Abkunft der Slaven. Ofen. 1823(О происхождении славян). 3) Статья о земле Боики, помещенная в журнале asopis. XI. Швандтнер (Schwandtner): Rerum hungaricarum Scriptores. Vindobonae, 1746, sq. (Венгерские писатели). Из сего сборника автор приводит Диоклеата, Луция, Нотариуса, Короля Белы, Павла диакона, Фому архидиакона и Хартуита. Шварц: Initia religionis inter Hungaros. Francofurti et Lipsiae, 1748. (Введение христианства у венгерцев). Шердагелий: Diploma graecum s. Stephani Regis monialibus coenobii Vesprimiensis datum. Budae. 1804. (Диплом (греческий), данный королем Стефаном монахиням веспримского монастыря). Шлецер (Schlözzer). Издатель и комментатор Нестора. Автор пользовался вышедшим в Гестингене изданием (1802–1809) в пяти томиках. Шмидт Самуил: Historische Untersuchung der Frage: ward das Christenthum in Böhmen von Method nach den Grundsätzen der griechischen oder lateinischen Kirche eingeführt? Leipzig, 1789. (Историческое исследование вопроса христианство было ли введено в Богемии Мефодием по догматам греческой или латинской церкви). Юлий Цезарь (Julius Cesar): De bello gallico (О гальской войне). Юнгманн (J. Jungmann): 1) Slownjk esko-nemecky. W Prae, 1834. sq. (Словарь богемско-немецкий). 2) Historie literatury eské. W Prae, 1825. (Истории богемской литературы). Юстелли: См. Вёлл. Юстиниан: Corpus juris (Собрание законов). Эйнгард: Einhardi vita Karoli (Жизнеописание Карла Великого), его же Annales (Летописи). В сборнике Пертца. Энгель (Engel): Geschichte des ungarischen Reichs, Wien 1813. (История венгерского королевства). Феодосий: Codex Theodosianus. Автор пользовался изданием Риттера. Лейпциг, 1736–1745.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77 …плоский и пошлый бентамизм — имеется в виду утилитаризм — учение английского философа, социолога и юриста Иеремии Бентама (1748—1832), возводившего принцип выгоды, пользы в основной закон нравственного поведения; философия утилитаризма подверглась резкой критике в романе Диккенса «Тяжелые времена». 78 …он ненавидел новый закон о бедных, когда тот был нов — Закон о бедных действовал с 1834 по 1848 г.; в соответствии с этим законом были учреждены работные дома, нравы и порядки которых неоднократно подвергались сатирическому обличению в творчестве Диккенса («Оливер Твист», «Наш общий друг» и др.). 79 Честертон имеет в виду Оливера Уэнделла Холмса (1809— 1894) — американского писателя. Холмс действительно это сказал («Законодатель утреннего стола»), но сослался на «своего друга–историка», то есть Плутарха. — Прим. перев. 80 …стремление стать литературным Уайтли — Уильям Уайтли (1831—1907) был основателем и владельцем огромного универсального магазина в лондонском Уэст–Энде. 81 …В «Холодном доме» есть Хэролд Скимпол, за сходство которого с Ли Хантом Диккенса немало ругали — основанием для сатирического изображения английского поэта и публициста Ли Ханта (1784—1859) была, в частности, его статья, опубликованная в журнале «Болтун», где говорилось: «Допустим, что мы нуждаемся в покровительстве и обладаем таким талантом, что покровительствующий будет считать за честь заметить нас; мы с несравненно большей радостью предпочтем личное благодеяние человека, достаточно богатого, чтобы помочь нам, и достаточно милого, чтобы сделать одолжение приятным, чем превратимся в общественную собственность какого–либо человека или учреждения». По совету Форстера Диккенс еще в рукописи несколько притушил сходство с поэтом, в том числе заменил имя Лионард на Хэролд. Однако и после редактуры прототип прослеживался достаточно ясно, что привело к неприятным объяснениям между Диккенсом и Ли Хантом. Уже после смерти Ли Ханта Диккенс публично признал (в издаваемом им журнале «Круглый год»), что сожалеет о созданном им сатирическом портрете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010