Из церковных документов имеются: метрические книги с 1807 года и составленный в 1816 году акт на получение руги. Причт Заболотской церкви издавна составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: Еремей Иванов, указанный в старинной рукописи, Мокей Еремеев, упомянутый в надписи на евангелии; Артемон Мокеев, упоминаемый в летописи, имеющейся при Гостинопольской церкви. В 1734 году упоминается Симеон Саввин, бывший поповским старостою. В 1748 г. священником был Василий Родионов. В 1779 году, кроме священника Трифона Васильева, упоминаются: Иоанн Иоаннов (он же и благочинный) и Никита Артемьев. Потом известны: Григорий Иоаннов, после 20 лет служения, поступивший в монахи, с именем Гавриила; Иаков Тимофеев, поступивший сюда из Рождественского Сясьского погоста; Семен Васильев, также поступивший в монахи, с именем Сергия. С 1809 по 1823 год священствовали: Иоанн Семенов, Иаков Тимофеев и Петр Яковлев. На место Иакова Тимофеева, в 1823 году, поступил Иаков Никитин Азиатский, а вместо уволенного в 1824 году за штат Иоанна Семенова, поступил Александр Иродионов Звонарев. Эти три священника, т. е. Яковлев, Азиатский и Звонарев, служили до 1843 года, когда на место уволенного за штат Яковлева поступил Алексей Григорьв Розанов. На место умершего в 1848 году Розанова, поступил Николай Михайлович Хрусталев. Хрусталев умер 31-го октября 1857 года и, на его место, поступил Иаков Федотов Пикалев. Потом служили: Михаил Азиатский (1862–1879), Феодор Эвенхов (1870–1874), Алексей Куженский (1874–1876) и Иоанн Вороновский (1876–1878). Ныне священствуют: Алексей Дмитриев с 1878 года и Дмитрий Осиновский с 1879 г. До штатов причт содержался: а) ругою, которая, по положению 1816 года, состояла из четверика ржи и четверика овса с 6 ревизских душ, взамен неполной пропорции церковной земли; б) доходами за требы; в) сборами Петровшины и Осеньшины, доходами от земледелия. Трудом обработки земли особенно славился священник Петр Яковлев. Обладая крепким телосложением, он не только возделывал, землю, но распахивал в лесу нивы, выворачивал пни и коренья, огораживал поля кольями, которые на своих плечах носил за две версты. После его смерти поля, возделанные им, достались крестьянам и в память об о. Петре называются «поповы нивы».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К 40-м годам церковь изветшала: в восточной стене и колокольне оказались трещины, в крыше – течь; закладные рамы и переплеты окон угрожали падением; в потолке и полу появились щели, двери затворялись неплотно и все эти неудобства усиливались особенно зимою; св. дары застывали; к металлическим предметам нельзя было прикоснуться. В церкви находилось только 19 р. 71 коп. По просьбе причта и старосты выдана была сборная книга и сбор продолжался до 1860 года. Церковь исправлена на средства помещиков и других благотворителей и 1-го августа 1859 г. освящена протоиереем Смольного собора Филиппом Сперанским, во имя св. Архистратига Михаила. Антиминс в церкви новый, освященный митрополитом Исидором в 1876 году, декабря 19-го дня. Иконостас взят из прежней церкви. Он одноярусный, выбеленный. Иконы работы академика В. В. Васильева, устроены частью на церковные суммы, частью на пожертвования священника, старосты и прихожан. Из четырех напрестольных евангелий, печатанных в Москве, два – 1809 года, одно – 1788 и одно – 1800 года. В церкви замечательны: 1) икона Тихвинской Божией Матери, копия с чудотворной, в серебряном окладе, украшенная венчиками и «привесками» из драгоценного металла; пред нею – серебряная лампадка, дар священника Стефана Смирницкого. Икона досталась ему от родителя его, священника Ямской, в Петербурге, церкви, Иакова Васильева, а им пожертвована сюда 6-го ноября 1866 года, по обещанию, после болезни. В 1883 году икона, вместе с двумя иконами, пожертвованными Удосольским крестьянином Егором Стефановым Лимонцовым, вставлена в одну, обделанную под орех, киоту. 2) икона преп. Сергия Радонежского, замечательная древностью, отчетливостью и правильностью рисунка. Писана в 1748 году Иваном Ивановым Мощеевым, а в 1879 г. возобновлена академиком В. В. Васильевым. Из церковных документов замечателен лист пожертвований, на последнее, в 1855 г., обновление храма, сделанным Членами Царского Семейства. Здесь написано: «Камер-фрау К. К. Ралль ходатайствует о вспомоществовании от Монарших щедрот, на перестройку церкви, во имя св. Архистратига Михаила, находящейся в С.-Петербургской губернии, Ямбургского уезда, в селе Удосоле. От Государя Императора – 50 р.; от Императрицы Марии Александровны – 50 р.; от Императрицы Александры Феодоровны – 50 р.; от Государя Цесаревича – 30 р.; от Вел. Кн. Константина Николаевича и Вел. Кн. Александры Иосифовны – 30 р.; от Вел. Кн. Николая Николаевича и Вел. Кн. Александры Петровны – 30 р.; от Вел. Кн. Михаила Николаевича и Великой Княгини Ольги Феодоровны – 30 р.; от генерал-лейтенанта Герздорфа–50 р.».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К достопримечательностям храма принадлежат: 1) древняя икона Тихвинской Божией Матери, точная копия с Чудотворной, писанная, как показано на иконе, 7184 г. августа 1, при Федоре Алексеевиче и патр. Иоакиме, при митр. новгородском Корнилии. Внизу подпись: «многогрешный раб Парфенище». Икона украшена ризою с цветными камнями в венце; 2) оловянные ковчег и дароносица; 3) старинные венцы из белой жести; 4) древнее Евангелие 1748 г., обложенное полинявшим от времени бархатом. Из колоколов замечательны два. Один, весом около 6 пуд. с надписью: Gloria in excellsis Deo anno 1645; другой, в 30 фунтов, 1763 г. работы Алексея Кузмина. Документы церковные существуют с 1720 года. Описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 годов; метрические книги с 1811 г. Причт, как видно по Писцовой книге 1676 года, состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. В позднейшее время, около 100 лет назад, причт составляли: два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня. Из священников прежних известны: Тимофей Егоров и Иоанн Феоктистов, подписавшиеся на упомянутой описи; Игнатий Тимофеев, Иван Игнатьев; Евсевий Афиногенов († 1797); диакон Алексей Иванов; Евфимий Евсевиев († 1841); Василий Филиппов († 1836); Иван Саввин Беляев, перемещенный в Ям Ижору в 1847 г.; Иван Петров Верольский, поступивший в 1849 г. в монахи. Потом служили: Матфий Петров Соколов и Иоанн Васильев Молчанов, оба из студентов Спб. дух. семинарии. По смерти Соколова в 1870 г. поступил Валентин Михайлов Кедров, служащий ныне; по смерти Молчанова, в 1868 г. поступил Петр Лабецкий, а по переходе Лабецкого в Рель поступил, служащий ныне, Григорий Петров Певцов. До штатов причт содержался ругою и платою за требы. Руга, в размере четверика хлеба с 2-х душ, собиралась осенью. Плата за требы была ничтожная; за молебен в доме платилось 5 коп. меди; доходъ свечной и кошельковый был не свыше 8 р. асс. в месяц. Священники и причетники жили, главным образом, от земли; домы причта не отличались от крестьянских; рясу священник надевал только по праздникам. В 1844 г. священникам положено по 156 р. 80 к. в год, диакону – 78 р. 40 к., дьячку – 54 р. 48 к., пономарю – 47 р. 2 коп., просвирне 23 р. 52 к. Жалованье платилось в уменьшенном размере потому, что делался вычет за лишнюю пропорцию земли. Но этот вычет был для причта весьма стеснителен, потому что лишняя земля находится в 15 верстах от церкви и мало приносит дохода. За молебны в сельские праздники платится всей деревней, от рубля до трех рублей; в осенний праздник Георгия, священник в течении трех или четырех дней служит молебны в 200 домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Новая система имела множество значимых последствий. Самое важное, она позволила церкви выжить как институту; действительно, авторитет церкви реально возрос, поскольку для христиан церковь теперь стала единственным источником образования и лишь она предоставляла возможность социального продвижения. Сверх того, вследствие законодательного запрета на миссию членство в церкви теперь стало практически отождествляться с этническим происхождением. И наконец, с того момента, как весь христианский миллет стал управляться патриархом Константинопольским и его греческим штатом, фанариоты, греческая аристократия Фанара (ныне Фенера, района Стамбула, где располагалась и до сих пор располагается патриархия) получили гарантированную монополию в вопросе избрания епископов. Таким образом, греческие архиереи постепенно заняли все иерархические позиции. Древние патриархаты Ближнего Востока практически перешли под власть Фанара. Сербскую и Болгарскую церкви ожидала та же судьба: последние остатки их автономии были официально упразднены в 1766 и 1767 гг. фанариотским патриархом Самуилом Ханджерли. По мере того, как турецкий режим становился все более деспотичным, а налоги более тяжелыми, власть греков, осуществлявшаяся при поддержке ненавистных турок, вызывала все больше и больше возмущения у балканских славян и румын, и это стало началом развития современного национализма. Необходимо, однако, отдать должное фанариотам за их вполне искреннюю приверженность делу науки и образования, которое только они и могли поддержать внутри угнетенного христианского гетто. Полученные от Порты (турецкого правительства) привилегии в области строительства школ и распространения греческой учености в румынских княжествах Молдавии и Валахии, вверенных их управлению, в конечном счете сыграли существенную роль в возрождении Греции. Отношения с Западом. Флорентийская уния утратила всякую силу с того самого момента, как турки захватили Константи-нополь (1453), а в 1484 г. она была официально осуждена собором епископов. Ни султан, ни большинство православных греков не были расположены развивать политические отношения с западным христианским миром. Византийское культурное возрождение эпохи Палеологов первым испытало на себе неблагоприятное воздействие оккупации. Интеллектуальный диалог с Западом стал невозможен. В бывшем византийском мире православная вера сохранялась единственно благодаря богослужению и традиционной монастырской духовности. Некоторые самоучки достигали замечательных результатов в развитии православной традиции посредством писательской и издательской деятельности, но то были лишь редкие исключения. Самым выдающимся из них был, вероятно, прп. Никодим Святогорец (1748–1809), опубликовавший знаменитое «Добротолюбие», антологию святоотеческих духовных текстов, а также переводивший на новогреческий язык и адаптировавший западную духовную литературу (например, труды Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Ныне храм пришел в ветхость, и с 1881 года начата постройка нового каменного храма. В церкви находятся: исповедные росписи с 1802 года, брачные документы с 1795 г., копии с указов и др. предписаний – с 1795 года, приходорасходные книги с 1809 г., клировые ведомости и обыскные книги – с 1793 года и пр., метрические записи с 1804 г., и кроме того копия с ингерманландского плана писцовой земли церковной, отведенной в 1748 г. Сперва причт составляли два священника, диакон, два дьячка и два пономаря. В 1843 г. причт составлен из двух священников, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; с 1876 года причт составляют: священник и псаломщик. Прежние священники были следующие: Стефан Савельев, служивший до 1800 г.; Иоанн Марков (1788–1819); Иаков Васильев Дивов (1802–1829); Петр Семенов Добронравин, переведенный в 1828 году на Московскую Славянку; Иоанн Яковлев, переведенный в 1836 году в село Вруду; Максим Алексеев Пашский († 1814), Иоанн Петров Лукианов († 1847), Иоанн Яковлев Тихомиров († 1859), Иоанн Степанов Покровский, переведенный в 1862 г. в Сойкино; Алексей Николаев Сахаров († 1865), после Сахарова (с 1867 г.) служили: Василий Алексеев Малоземов и Алексей Александров Смирницкий. Ныне священствует Иоанн Каменев; псаломщиком Василий Ярославский. Причт сперва содержался ругою, доходами за требы и разными сборами. С 1843 года священникам положено по 200 р. в год, диакону – 100, дьячкам – 70, пономарям по 60, просвирне – 30. Хлеба собирается до 12-ти четвертей. 29½ десятин земли церковной находятся в 3-х верстах за помещичьем полем. Усадебной земли полторы десятины; сенокосный участок, в 2 десятины, которым прежде пользовался причт, отнят помещиком в 1860 году, так как на владение им у причта не было документов. Церковная земля отдается в аренду крестьянам. Причт помещается в трех церковных домах. Соседние приходы: Сойкинский, Копорский, Керстовский и Удосольский. В приходе находятся следующие мызы: мыза Котловская – г. Альбрехт, Георгиевская – графа Сиверса, Вольно – наследников Рихтера при озере «Глубоком», Великино – Каблуковой, Валговицы – г. Фан дер-Флит и Луизино – помещика Притвица. Деревни суть следующие: Котлы, Руддила, Пуммолицы, Раколово, Ранолово, Русская Рассия, Матовка, Каллино, Коровай, Пиллова, Войносола, Крупина, Монастырек, Васакара и Матиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О подвигах прп. Нила нам ничего не известно. Их видела, по словам жития, лишь пещера, «вместившая сего мужественнейшего подвижника». Бог прославил Своего угодника только после его блаженной кончины. Тело его стало источать благовонное миро, которое, по свидетельству предания, стекало по скале высотой около 60 сажен до самого моря. Его было так много, что люди черпали драгоценное миро ковшами, а струйка, истекающая от мощей, промыла в камне ложбинку. Множество людей приплывало на лодках за драгоценным миром, отчего и место это названо Карабостасион (кораблестояние). Рассказывают, что ученик святого, знавший глубокое смирение своего старца и измученный многолюдством, взмолился ему, сетуя, что преподобный вопреки своему слову – не искать славы от людей, весь мир скоро наполнит молвой о себе, а множество мирян, приходящих за миром, нарушают покой Святой Горы. Преподобный, видимо, внял этой молитве, потому что миро с тех пор исчезло. Но исцеления через молитвенное призывание прп. Нила продолжались. Пещера прп. Нила, как и многие другие святыни Афона, сохранилась до сего дня. Преподобный Никодим Святогорец (1748–1809, канонизирован в 1955) является самой крупной фигурой в истории духовного просвещения Греции в послевизантийскую эпоху. Православные греки почитают его как своего великого духовного просветителя и учителя. Преподобный Никодим поддерживал дружеские отношения с Коринфским епископом св. Макарием Нотарасом (†1795), по совету и при содействии которого он предпринял все свои важнейшие труды по изданию святоотеческих творений. В 1775 г. преподобный Никодим начал подвизаться на Афоне, а через два года, по поручению еп. Макария Коринфского, стал готовить к изданию рукопись «Добротолюбия» 569 , найденную им в 1777 году в Ватопедском монастыре, а также книги «Евергетинос» (или «Отечник») и «О постоянном причащении Божественных Таинств». Это явилось началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца . В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова . Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об особенностях подвига духовного водительства преп. Ефрем Сирин , обращаясь к старцам, пишет: «Тебе, брат, вверена душа, препояшь чресла свои, как муж, потому что не малый совершаешь подвиг; ты принял на себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись, великого внимания требует дело, не пренебрегай им, напротив того, взаимное наше обращение да будет во всякой святости, чтобы, по невнимательности нашей, враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послушанием подчиненного. А старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели, чтобы не подать нам вину хотящим вины... Новоначальным должно управлять с рассуждением, не налагать на него бремени по тщеславию и не пренебрегать души его... Приложи все старание представит тело его жертву живу, благоугодну Богови, чтобы и нам не быть осужденными с теми, которых обвиняет апостол, говоря: «Имущий образ благочестия, силы же его отвергшиися» ( 1Тим.3:5 )» 53 . С V в. начинается история афонского монашества. Вследствие постановления Шестого вселенского собора о переселении монахов из городов в пустыни, император Константин Погонат отдает им во владение Афон. Вначале здесь устанавливается отшельничество, затем, в X в., по причине упадка отшельнической жизни, св. Афанасий основывает здесь общежительную лавру, вследствие чего начинается борьба двух взглядов на подвижничество, и духовное делание ослабевает. В XIII в. Афон был захвачен латинянами (освобожден в 1313г.). Возрождение его происходит в XIV в., оно связано с признанием Церковью учения исихастов, деятельностью преп. Григория Синаита (†1346) и свт. Григория Паламы (†1360). Их взгляды отразились в творениях многих церковных писателей эпохи духовного расцвета Афона – святителей Каллиста, патриарха Константинопольского, Каллиста Катафагиота, Симеона, архиепископа Солунского, Филофея, патриарха Константинопольского. Затем, с наступлением владычества турок (1371г.), снова наступает упадок, новое возрождение исихии происходит во второй половине XVIII в. и связано с именем преп. Никодима Святогорца (1748–1809), долгое время изучавшего творения отцов-исихастов и создавшего известный труд «Добротолюбие», переведенный на славянский язык преп. старцем Паисием Величковским (1722–1794), возродившим традицию старчества в Молдавии и России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Одним из главных деятелей движения был преподобный Никодим Святогорец (1748–1809), перу которого принадлежат многочисленные оригинальные сочинения, в том числе книга «О частом причащении», толкования на Послания апостола Павла и на богослужебные тексты. Книга под названием «Невидимая брань», получившая широкое распространение и переведенная в конце XIX века на русский язык, представляет собой переработку сочинения латинского монаха-театинца Лоренцо Скуполи. Однако главным трудом Никодима является «Филокалия», или «Добротолюбие», – многотомное собрание произведений восточно-христианских аскетических авторов с по XV век, посвященных умному деланию. Именно благодаря «Филокалии», впервые напечатанной в Венеции в 1782 году, были возвращены к жизни многие творения древних церковных писателей, таких как Евагрий Понтийский , Марк Подвижник , Максим Исповедник , Исихий Синайский, а также византийских исихастов – Никифора Уединенника, Григория Синаита , Григория Паламы . В 1793 году «Добротолюбие» было переведено на славянский язык, в конце XIX века – на русский, а в течение XX века – на некоторые европейские языки. До настоящего времени этот сборник остается одной из наиболее читаемых книг в среде монашествующих и мирян Православной Церкви 140 . 2. Православие на Руси Православие в Киевской Руси «Отметить особо на историческом пути православия “русскую главу” требует не только особое значение ее для нас, русских, но, превыше всего, простая историческая правда», – писал протоиерей Александр Шмеман в книге «Исторический путь Православия». Значение России в исторической судьбе православия является, по мнению исследователя, исключительным, ни с чем не сравнимым 141 . Ко времени падения Византии православие на Руси насчитывало уже несколько веков. После того как Русь была крещена князем Владимиром, в ней была образована Киевская митрополия в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Первые митрополиты были греками и присылались из Константинополя, богослужение поначалу совершалось тоже на греческом языке. Точная дата основания митрополии, так же как и имена первых митрополитов, является предметом споров среди ученых. В Русской Православной Церкви первым митрополитом Киевским признается Михаил († 992): считается, что святой князь Владимир привез его с собой из Корсуни. Одновременно или почти одновременно с митрополией в Киеве епископские кафедры были основаны в Новгороде, Полоцке и некоторых других городах. Множество храмов строилось по всей Руси, открывались приходские школы, и во всех городах и селах совершались массовые крещения. К концу правления Владимира в одном только Киеве было около 400 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одним из главных деятелей движения был преподобный Никодим Святогорец (1748–1809), перу которого принадлежат многочисленные оригинальные сочинения, в том числе книга «О частом причащении», толкования на Послания апостола Павла и на богослужебные тексты. Книга под названием «Невидимая брань», получившая широкое распространение и переведенная в конце XIX века на русский язык, представляет собой переработку сочинения латинского монаха-театинца Лоренцо Скуполи. Однако главным трудом Никодима является «Филокалия», или «Добротолюбие» – многотомное собрание произведений восточнохристианских аскетических авторов с IV по XV век на тему умного делания. Именно благодаря «Филокалии», впервые напечатанной в Венеции в 1782 году, были возвращены к жизни многие творения древних церковных писателей, таких как Евагрий Понтийский , Марк Подвижник , Максим Исповедник , Исихий Синайский, а также византийских исихастов – Никифора Уединенника, Григория Синаита , Григория Паламы . В 1793 году «Добротолюбие» было переведено на славянский язык, в конце XIX – на русский, а в течение XX – на некоторые европейские языки. До настоящего времени этот сборник остается одной из наиболее читаемых книг в среде монашествующих и мирян Православной Церкви. 2. Православие на Руси Православие в Киевской Руси «Отметить особо на историческом пути Православия «русскую главу» требует не только особое значение ее для нас, русских, но превыше всего простая историческая правда», – писал протоиерей Александр Шмеман в книге «Исторический путь Православия». Значение России в исторической судьбе Православия является, по мнению исследователя, исключительным, ни с чем не сравнимым. Ко времени падения Византии Православие на Руси насчитывало уже несколько веков. После того как Русь была крещена князем Владимиром, в ней была образована Киевская митрополия в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Первые митрополиты были греками и присылались из Константинополя, богослужение поначалу совершалось тоже на греческом языке. Точная дата основания митрополии, так же как и имена первых митрополитов являются предметом споров среди ученых. В Русской Православной Церкви первым митрополитом Киевским признается Михаил: считается, что святой князь Владимир привез его с собой из Корсуни. Одновременно или почти одновременно с митрополией в Киеве епископские кафедры были основаны в Новгороде, Полоцке и некоторых других городах. Множество храмов строилось по всей Руси, открывались приходские школы, и во всех городах и селах совершались массовые крещения. К концу правления Владимира в одном только Киеве было около 400 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одним из наиболее значительных плодов этого духовного возрождения стало составление «Добротолюбия» — обширной антологии аскетических и мистических текстов IV–XV вв. Объемистый том, опубликованный в Венеции в 1782 г., содержит 1207 страниц in folio. Издателями выступили лидеры движения колливадов св. Макарий (Нотарас), митрополит Коринфский (1731–1805), и св. Никодим Святогорец («Агиорит», 1748–1809), которого справедливо называли «энциклопедией афонского учения того времени». «Добротолюбие» предназначалось издателями как для мирян, так и для монахов. Оно посвящено, главным образом, теории и практике внутренней молитвы, в частности, Иисусовой молитвы. Вначале антология не произвела особого впечатления на греческое общество и была переиздана лишь столетие спустя. Но ее славянский перевод, опубликованный в Москве в 1793 г., придал решающий импульс возрождению русской духовности в XIX в.; а совсем недавно, с пятидесятых годов нашего столетия, «Добротолюбие» привлекает все большее внимание и в самой Греции. Стали также появляться переводы на европейские языки, причем они вызвали интерес неожиданно широких читательских кругов. В действительности «Добротолюбие» сработало как духовная «мина замедленного действия», ибо его подлинное время пришло не в конце XVIII в., а в конце XX в. Никодим сотрудничал в издании множества других текстов, в том числе сочинений Симеона Нового Богослова. Он также подготовил издание трудов Григория Паламы, хотя оно так и не было опубликовано. Несколько неожиданным, если учесть резкие антикатолические настроения в тогдашнем греческом мире, было его обращение к римско–католической благочестивой литературе. Так, Никодим адаптировал для православного греческого читателя сочинения Лоренцо Скуполи и Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. Другой монах Святой горы, Косма Афонский (1714–1779), содействовал возрождению греческого народа в XVIII в. не книгами, а миссионерской проповедью. Его служение напоминает служение Джона Уэсли. В эпоху, когда религиозная и культурная жизнь греков под турецким правлением во многих местах пришла в глубокий упадок, Косма предпринял ряд апостольских странствий по континентальной Греции и островам, проповедуя толпам людей. Он считал, что греческая православная вера и греческий язык неразрывно связаны между собой, и везде, куда бы ни приезжал, основывал греческие школы. В конце концов Косма был казнен турецкими властями. Он — один из «новомучеников», пострадавших за веру в период турецкого господства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010