Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVII веке каменные стены монастыря, выдержавшие натиск поляков, были надстроены и реконструированы. Дважды – в 1682 и 1689 годах – под их кровом нашёл защиту от заговорщиков Пётр I. В XVIII столетии, которое часто называют «веком секуляризации», русское правительство по-прежнему понимало значение Троице-Сергиева монастыря как своего рода духовной столицы. Поэтому после переноса государственных учреждений в Санкт-Петербург возникла идея перевода Троице-Сергиевой обители. В 1726 году в Стрельне, под Петербургом, начали возводить здания для монастыря. К счастью, эти планы не были доведены до конца. Ограничились открытием у северной столицы небольшой Троице-Сергиевой пустыни. Одним из её настоятелей в XIX веке станет известный учёный архимандрит Евгений (Болховитинов) . Императрица Елизавета Петровна часто приходила в Сергиеву обитель на богомолье. В 1744 году по её почину Троице-Сергиев монастырь получил высшее звание Лавры и особое самоуправление, установленное по образцу Киево-Печерской Лавры. Внутренние дела Лавры решались Духовным собором, в который входило 12 монахов, в их число включались наместник, казначей и келарь. Прочие кандидаты в члены собора принимались общим избранием по мере образования вакансий. В годы правления Елизаветы архитектурный ансамбль Лавры получил в основных чертах тот вид, который он имеет сейчас. Последующие правители России не оставляли вниманием Лавру: приезжать сюда и жить в загородном лаврском дворе Корбухе любили Екатерина II и Павел I. Екатерина, по народному русскому обычаю, совершала многодневные паломничества к мощам преподобного Сергия из Москвы пешком. Увлекаясь литературными опытами, она даже написала житие Сергия Радонежского. До секуляризации 1764 года Лавра была богатейшим русским монастырём. Обитель имела 150 подворий в 45 городах, в том числе в Московском Кремле. К Лавре было приписано 13 монастырей. В 15 губерниях она владела 106 501 крестьянской душой. При архимандрите Лавры Московском митрополите Платоне (Левшине ; архимандрит с 1766 по 1812 год) получает своё начало «созвездие» Лавры. С основанием Спасо-Вифанской пустыни вокруг Сергиева Посада начинает складываться ожерелье из небольших монастырей. Позднее в их число войдут Черниговский и Гефсиманский скиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю. В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта. В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг. В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г.  Святейший Патриарх Алексий II совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви. Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244563...

Свято-Троицкая Сергиева лавра была основана в 1337 г. как уединенная пустынь прп. Сергием Радонежским, великим русским подвижником, и его братом Стефаном. В 1355 г. в монастыре был введен общежительный устав. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку обители; возник деревянный городок из трех зон: общественной, жилой и оборонительной – эту планировку монастырь сохранил и по сей день. В 1408 г. монастырь был сожжен татаро-монголами и затем восстановлен преемником прп. Сергия прп. Никоном Радонежским. В 1422 г. состоялась канонизация прп. Сергия Радонежского, тогда же над его гробом был заложен белокаменный Троицкий собор. В 1608–1610 гг. монастырь выдержал 16-месячную осаду 30-тысячного отряда польско-литовских войск. В 1688 г. монастырь стал патриаршей ставропигией. При Императоре Петре I в нем были построены Царские чертоги, а в 1742 г. открылась Троицкая семинария на первом этаже чертогов. В 1744 г. монастырь удостоился статуса Лавры. В 1812 г. Лавра чудом избежала разорения от французского отряда, который заблудился в тумане и был вынужден вернуться а Москву. В 1814 г. в Лавру была перемешена из Москвы Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в Царских чертогах и переименованная в Московскую Духовную академию. В храмах Лавры, ее ризнице и церковно-археологическом кабинете Академии хранилось множество святынь и ценных реликвий. В начале XX в. братия Лавры составляла более 400 человек. При Лавре имелись больница, столовая для бедных, школы, мастерские, дом призрения, приюты для детей, типография, литография, фотография, две гостиницы. В 1919 г. советские власти устроили чудовищное вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского, а затем Лавру закрыли. Часть братии перешла в Гефсиманский и Черниговский скиты, часть поселилась на частных квартирах в Сергиевом Посаде. С 1920 г. на территории Лавры располагается музей. Большинство строений Лавры занимали научные, учебные, административно-культурные учреждения; остальная часть была отдана под жилье. В 1946 г. Лавра снова стала действующим монастырем и восстановила свое значение духовного центра России. В 1971, 1988 и 1990 гг. в ней проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, включающий двенадцать храмов, складывался с XV по XIX вв. и в 1993 г. был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Чудов (Алексиевский, Архангело-Михайловский) монастырь в Кремле был основан митрополитом Московским Алексием в 1365 г. в память о чудесном исцелении жены хана Джанибека, Тайдулы, от слепоты и беснования. При нашествии Тохтамыша в 1382 г. монастырь был сожжен, затем в 1493 г. и в 1547 г. опустошен, но каждый раз восстанавливался. В XVI–XVII вв. он был известен под названием Великой лавры. Многие иноки монастыря занимались переводом книг Св. Писания на славянский язык, в XVII в. здесь производилась книжная справа. При патриархе Филарете в монастыре было учреждено греко-латинское училище. С 1744 г. в монастыре находилась кафедра московского архиерея, а в XIX в. часть зданий занимали Духовная консистория (до 1833 г.), Епархиальное попечительство и Цензурный комитет. Последний раз монастырь перестраивался в 1814 г., после ограбления и поругания наполеоновской армией в 1812 г. В монастыре было пять храмов: Чуда св. Архистратига Михаила (1358), свт. Алексия, митрополита Московского (1686), Благовещения Пресвятой Богородицы (1686), апостола Андрея Первозванного (1814), свт. Иоасафа Белгородского (1911). В начале XX в. братия монастыря составляла 49 монахов. В 1918 г. монастырь закрыли. С 1919 г. на территории монастыря действовали: кооператив «Коммунист», лудильная мастерская, библиотека. В декабре 1929 г. монастырь был разрушен. Алексия святителя церковь Алексия святителя храм, сооруженный в 1483 г. по благословению архимандрита Чудова монастыря Геннадия (впоследствии святителя Новгородского), перестраивался в 1680–1686 гг. по указу царя Феодора Алексеевича: в нем были устроены две церкви Алексеевская (для мужчин) и Благовещенская (для женщин), соединенные внутри арочным проемом, где находилась рака с мощами свт. Алексия. В 1906 г под храмом была устроена церковь прп. Сергия Радонежского, ставшая усыпальницей убитого в 1905 г. Великого князя Сергея Александровича. В 1929 г. храм свт. Алексия был разрушен. Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Новгородский Рождество-Богородицкий Антония Римлянина особножительный мужской монастырь основал в 1106 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Церковь трехпрестольная: главный алтарь посвящен Святителю Николаю Чудотворцу, а два боковых придела, правый - во имя Спаса, левый - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была выполнена петербургскими мастерами согласно эскизу зодчего И.Е. Старова, имена их пока не известны. Однако с большой любовью построенная церковь нуждалась в дорогом приобретении. Вот о чем нам рассказывает текст приговора Еланской станицы 1839 года: «...приходская церковь, выстроенная и освященная в 1826 году, каменного здания, во имя Святителя и чудотворца Николая, хотя наружностью достаточно украшена, но внутри иконостас, перенесенный из прежней церкви, по древности своей пришел в совершенную обветшалость и до такой степени, что лика святых образов частию различить не можно». На станичном сборе Еланские казаки приняли решение: собрать деньги и заказать новый иконостас, что и было сделано. В 1873 г. антиминс главного алтаря церкви и алтаря правого придела были освящены Архиепископом Донским и Новочеркасским Игнатием (Донская епархия обособилась с 1829г., а с открытием в 1867г. в Новочеркасске духовной семинарии Дон официально вошел в лоно Православной церкви). В 1853г. по указу Донской духовной консистории в Еланскую церковь для алтаря левого придела был передан антиминс из Николаевской церкви Арчадинской станицы, освященный в 1808г. Епископом Воронежским и Черкасским Арсением. В документах Государственного архива Ростовской области сохранилось описание Еланской церкви 1853г. Вот как она выглядела: церковь кирпичная, внутри и снаружи оштукатуренная, покрытая железом, покрашена зеленой краской. Храм включает в себя: главное помещение, трапезную, притвор с колокольнею. Главы и кресты позолочены червонным золотом, вокруг церкви - кирпичная ограда, покрытая железом. Церковь увенчана барабаном с куполом и с ветровым фонарем, колокольня с купольным покрытием. Большой церковный колокол «Благовест» весил 100 с лишним пудов. Когда он звонил, его было слышно во всех окрестных хуторах. По рассказам старожилов, в церкви имелись ценные издания: напрестольное Евангелие 1744 года издания и «Триодь цветная» 1704г. Торжественность и благолепие были во внутреннем убранстве святого храма. Лучшие свои времена Свято-Никольская церковь пережила до 1917 г. Станица Еланская стала быстро разрастаться после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Уцелевшие в сражениях казаки вернулись в Елань с жалованием, трофеями, и стали строить дома на берегу Дона (позже Дон поменял свое русло и ушел от станицы вправо)...

http://sobory.ru/article/?object=15591

Дом его был на Воздвиженке, 5. Строил Казаков» (Экз. Β. К. Журавлевой, с. 79). 131 А. Б. Куракин в 1808 г. был назначен русским послом в Париже и пробыл там до 1812 г. Упоминаемый здесь праздник давался в 1811 г. австрийским послом князем Шварценбергом по случаю бракосочетания Наполеона I с эрцгерцогиней Марией-Луизой. Во время пожара на балу погибло около 20 человек и в их числе жена самого посла. М. И. Пыляев так описал «несчастье» с Куракиным: «Он очень обгорел, у него совсем не осталось волос, голова повреждена была во многих местах, и особенно пострадали уши, ресницы сгорели, ноги и руки были раздуты и покрыты ранами, на одной руке кожа слезла как перчатка. Спасением своим он отчасти был обязан своему мундиру, который весь был залит золотом; последнее до того нагрелось, что вытащившие его из огня долго не могли поднять его, обжигаясь от одного прикосновения к его одежде. Независимо от здоровья Куракин лишился еще во время суматохи бриллиантов на сумму более 70 000 франков. . .» (см.: Замечательные чудаки и оригиналы, с. 156–157). Причиной же такого несчастья с Куракиным была, по словам секретаря посольства барона Крюднера, его собственная «вежливость и рыцарское чувство к дамам»: он «оставался почти последним в огромной, объятой пламенем зале, выпроваживая особ прекрасного пола и отнюдь не позволял себе ни на один шаг их опереживать». В результате этого «Куракина сбили с ног, повалили на пол, через него и по нем ходили...» (см.: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 219). 133 Филагрий «имел дочь Прасковью, мать декабриста Ив. Дм. Якушкина. См. у Шторма, с. 188» (Экз. Β. К. Журавлевой, с. 80). 134 Воскресенский Смольный женский монастырь в Петербурге был основан в 1744 г. в Смольном дворце, принадлежавшем Елизавете Петровне. В 1764 г. при монастыре по указу Екатерины II было основано Воспитательное общество благородных девиц – закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати. В 1765 г. здесь же открылось отделение «для девиц мещанских», а в 1796 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Серафим, при первой встрече с ней, заповедал поселиться в сем святом месте. " Иди, матушка, иди немедленно в мою обитель " , сказал ей старец, " побереги моих сирот-то, и будешь свет миру и многие тобою спасутся " . Она прибыла в обитель в 1837 г. и преставилась в 1884 г. По указанию Пелагеи Ивановны, после ее кончины, поселилась в Дивееве, приходившая туда иногда и ранее, юродивая Прасковья Ивановна, крестьянка тамбовской губ., называвшаяся Паша Саровская, как спасавшаяся почти 30 лет, в вырытой ей пещере, в трудно проходимом тогда саровском лесу. Архим. Серафим, отмечая, что она бывала то чрезмерно строгой, сердитой, грозной, то ласковой и доброй, то горько-горько грустной, пишет: " Детские добрые, светлые, глубокие и ясные глаза ее поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в ее чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все эти странности ее, иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки — лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая величайшее смирение, кротость, любовь и сострадание " . Во время открытия мощей преп. Серафима, ее посетила имп. Александра Феодоровна. В 1812 г. в г. Мещовске, калужской губ., скончался юродивый Андрей, родившийся в 1744 г. в благочестивой деревенской семье. Придя в возраст, он много молился, особенно ночью. Поселившись в городе, Андрей ходил почти голым с топориком; одежду и все ему даваемое раздавал нищим. Одарен был он даром прозорливости. Погребен он был в выбранном им месте в Георгиевском Мещовском мон., где чтим был панихидами над его гробом. В Ростове почитался иером. Амфилохий (1748-1824), долгое число лет, стоявший у раки Свят. Димитрия. Он был духовником в Спасо-Яковлевском Дмитриевом мон. Советы и наставления о. Амфилохий предлагал тоном скорее друга, чем наставника, отличаясь большой проницательностью. Митрополит с. петербургский Серафим писал о нем настоятелю обители: " Сие светило, столько лет озарявшее святую обитель вашу и окрестные грады и веси, склоняется уже к западу. А посему я долгом своим считаю молить купно с вами Отца небесного, дабы Он долее и долее продлил тихое сиянье его к сердечной радости сынов Церкви и к нашему утешению " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Остробрамская Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота). Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Остробрамская (Виленская) " .

http://pravicon.com/info-141

752. Высокопетровский – Петропавловский или Петра Высокого, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, у Петровских ворот. Основан в XIV ст. на месте, где было селение Высоцкое или Высокое, принадлежавшее боярину Кучке. В 1377 г. упоминается настоятель Петровского м-ря в Москве архим. Иоанн, сопровождавший Митяя в Константинополь, и первый начальник общему житию на Москве. В 1505 г. он перестроен Вел. кн. Василием Иоанновичем, причем назван Петровским на Высоком, в честь св. Петра Митрополита, мощи которого были обретены незадолго перед этим. Ив. Зах. Крылов, “Достопам. могилы в Москов. Высокопетр. м-ре, с рисунком», М., 1841 г.; Архим. Григорий, “Высокопетр. м-рь в Москве», М., 1873 г.; “Ист. Рос. Иерарх.», II, 124, 566; V, 526; Ратшин, 225; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 99; “Опис. монаст.», 1817 г., 30; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 41; “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. имел 519 дв. крест.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 172, 10; Проценко, “М-ри в России», 20; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 328); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчан. на царство Иоанна и Петра Алекс.; назван просто Петровский); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 2 руб.); “Прибавл. к церковн. вед.», 1888 г., 45 (Архим. Вениамин); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 69, 191; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XII, смесь, 42 (Письмо архим. Моисея к кн. Вас. Вас. Голицыну); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 338, 147 (Купчая 1461 г. на селище Мариченское; игум. Петр); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 71); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 41 (Нашеств. франц. 1812 г. при архим. Иоанникие, после него архим. Лаврентий); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 5.998 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 111 (архим. Леонид с 1722 г., архиеп. Крутиц.); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г. дано при погреб. цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010