Суд над всеми подведомыми людьми предоставлялся Игумену. За Новинским монастырем было 360 крестьянских дворов. (6) С 7133 (1625) года, давалось «в Новинской монастырь Пречистыя Богородицы Введения Великого Государя жалованья на службу и на просвиры Игумену да дьякону вопче 6 рублев 7 алтын 4 деньги; попу 2 рубли 5 алтын з деньгою, 30 человеком старцом 3 рубли 17 алтын 3 деньги, по 3 алтына нополуденьги, человеку.» (7) Так как в Истории Российской Иерархии значится, что за Владычним монастырем в 1744 г. было 1331 душа: то один любитель Истории замечает, что «не относится ли это к Новинскому митрополичью монастырю?» (8) Владычний монастырь, построенный Владыкою Св. Алексием Митрополитом в честь Владычицы Богородицы, находится под Серпуховом, а Новинский в 1744 году был уже не Митрополичьим, но Синодальным. По упразднении Патриаршества в России, Новинский монастырь, подобно прочим Патриаршим, поступил в Синодальное ведомство и стал именоваться Синодальным. По указу 1704 года, велено было выдавать на церковные его потребы, по табели, по 38 руб. 20 к. Игумену с 36 человек братии в жалованье, и на иные расходы 250 руб. 57 коп. в год. С уничтожением Патриаршего домового Федоровского монастыря у Смоленских ворот, в 1709 году, монахи его переведены были в Новинский. В 1737 г. Троицкий пожар, опустошивший Москву, истребил и там не только деревянное строение, но не пощадил и каменного. Обитель сия опустела; монахи перемещены в другие монастыри. Но вдова Грузинского Царевича Симеона, Княгиня Анна Потаповна, по благочестивому усердию своему, возобновила и устроила монастырь и четыре в нем церкви. (9) В царствование Елисаветы Петровны, 1746 года, Синодальным указом повелено было Новинских монахов развести по разным монастырям, а Новинской со всеми угодьями, по надлежащей описи, отдать Грузинскому Игумену Григорию под ведомство Митрополита Самтавринского и Горского Романа. (10) С того времени монастырь стал называться Грузинским Новинским девичьим. Первою его Игуменьею была Имеретинская Царевна Нина, скончавшаяся 1760 года. Здесь учрежденное, в 1749 году, Марта 14, Синодальным Указом, общежитие продолжалось до 1764 года, когда упразднена монашеская обитель. Хотя с учреждением Духовных штатов, церкви этого, тогда упраздненного, монастыря обращены были в приходские; но, как видно из жалобы Грузинского Архимандрита Григория, с 1769 года, в нем еще занимал келлии этот Архимандрит с несколькими монахами; (11) там же пребывал на покое Архиепископ Грузинский Иоанн. Но церкви сии удержали доселе название Новинского монастыря. Для приписанного к нему прихода, там находился священник с викарием. В зданиях монастырских сперва помещалась школа солдатских детей, потом съезжий двор Новинской части. Прежние святительские палаты сломаны во второй четверти XIX столетия. Еще в 1804 году пожар, истребив деревянные здания в Новинском монастыре, коснулся и каменных. В 1812 году, он понес многие утраты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Иоанно-Предтеченский Вяземский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский Вяземский монастырь был основан в 1535 году преподобным Герасимом Болдинским. Содержание История [ править править код ] Начало было положено в 1535 году Герасимом Болдинским. В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители. Первая деревянная церковь — во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю — была поставлена в том же году. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня. В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный; в 1598 году — Борис Годунов; 1619 — митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Филарет; в 1654, 1655, 1656, 1657 годах — царь Алексей Михайлович; 1656 — патриарх Никон. В годы Смуты монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви в 1630—1638 годах был возведён трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. В 1650 году при архимандрите Пахомии построена новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной. С 1665 по 1742 гг. монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана. В 1692 году, в грамоте Иоанна и Петра Алексеевичей, игуменом монастыря был упомянут архимандрит Феодосий. В XVIII веке в монастыре была организована семинария (1739—1744), переведённая по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 21 июня 1744 года, в Москву на Крутицкое подворье. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года. В 1750 году при архимандрите Венедикте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1812 году монастырь был разграблен, восстановление шло медленно.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

7 В 1213 г. в Суздале учрежд. еп. Суздальская и Владимирская; в 1239 г. упразднена; в 1274 г. восстановлена во Владимире; в 1299 г. закрылась и вошла (по перенесении престола Всероссийской митрополии во Владимире) в состав митрополичьей области; в 1744 г. восстановлена с кафедрою во владимире; в 1786 г. соединена в Суздальской, вновь открытой, ок. 1330 г., кафедра которой в 1798 г. перенесена во Владимир; в 1788 г. к ней присоединена ер. Переславская, существовавшая с 1744 г. 8 Переименована из Велико-Пермской в 1556 г.; в 1682 г. от нее была отделена, а в 1788 г. присоединена Велико-Устюжская. См. Пермскую. 10 В 992 г. учрежд. во Владимире-Волынском Владимиро-Волынская еп. С 1371–1391 г. находилась в подчинении Галицких митрополитов; с 1415–1419 г., с 1433–1435 г., с 1458–1626 г. – митрополитов Западной Руси. С 1520 г. и с 1625–1795 г. отпала в унию. В 1795 г. вместо нее было учрежд. викариатство Житомирское при Минской епархии, которое в 1799 г. (16 окт.) обращено в самостоятельную еп. Волынскую и Житомирскую; в состав ее выошли бывшая еп. Луцкая (1288–1711 г.) и часть Владимирской и Туровской (1072–1633 г.). 11 Преемником преосвящ. Михея был назначен 7 ноябр. 1908 г. архим. Стефан (Данилов), настоятель придворной церкви в Баден-Бадене; но в том же году, 5 дек., он был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению по болезненному состоянию, и оставался на прежнем своем месте. 15 Назначенный непосредственно после преосвящ. Арсения архим. Владимир, настоятель Никандровой пустыни (Псковской еп.), был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению. 17 Грузинский экзархат был учрежден в 1812 г. и первоначально состоял из двух епархий; Мцхетской-Карталинской и Алавердской-Кахетинской. В 1818 г. эти епархии были соединены в одну (Карталинскую и Кахетинскую) и было образованно по одной епархии в Имеретии, Мингрелии и Гурии. Некоторые изменения в распределение епархий вносились и впоследствии. B настоящее время Грузинский экзархат состоит из епархий: Грузинской (заключающей в себе Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую и Эриванскую губернии и Карсскую область), Имеретянской, Гурийско-Мингрельской (обнимающих Кутаисскую губернию, за исключением Сухумского округа) и Сухумской (заключающей в себе Черноморскую губернию и Сухумский округ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Постепенно место погребения преподобного было забыто, хотя его почитание афонскими монахами сохранялось. В 1744 г. над пещерой преподобного был воздвигнут храм в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1812 г. в пещере Н. М. произошло чудо исцеления некоего инока. Об этом стало широко известно, и монахи находящегося неподалеку Кавсокаливийского скита решили построить близ пещеры церковь. При проведении строительных работ, 7 мая 1815 г., они обнаружили погребение Н. М. и обрели нетленные благоухающие мощи, которые вскоре были перенесены в Великую Лавру, где их торжественно встретил К-польский Патриарх Григориий V . В наст. время честные мощи Н. М. находятся в этой обители, там же хранятся фелонь и епитрахиль преподобного. В 1968 г. в мон-ре Малеви построен парекклисион во имя Н. М., куда с Афона были переданы частицы его мощей; они хранятся также в нек-рых др. афонских обителях (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 228). Пещера Н. М. в 1744 г. описана рус. паломником В. Г. Григоровичем-Барским , отметившим исключительную труднодоступность местности, где она расположена. В наши дни пещера относится к Великой Лавре и является местом паломничества, хотя она по-прежнему труднодоступна. Пещера представляет собой большую нишу в скале, разделенную на 3 этажа деревянными перекрытиями. В неск. кельях, расположенных поблизости, живут немногочисленные монахи, в самой пещере, где жил преподобный, не было насельников с самой его кончины. Над могилой святого находится небольшая церковь. Н. М. иногда называют автором сочинений по аскетическому богословию, однако в данном случае имеет место контаминация Н. М. и Нила Синайского, к-рому действительно принадлежит корпус аскетических сочинений. Смешение, вероятно, обусловлено совпадением имен подвижников и дня их памяти. По свидетельству афонского инока Феофана, Н. М. являлся ему с 1813 по 1819 г. и обращался к нему с духовными наставлениями. Будучи неграмотным, Феофан позже продиктовал беседы с Н. М. пресв. Герасиму, к-рый их записал. Этот труд стал известен как «Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого» (Изд.: Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского/Ред.: архим. Феодор (Поздеевский). СПб., 2000з). Сочинение содержит аскетические наставления и апокалиптические пророчества.

http://pravenc.ru/text/2577643.html

185 Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – публицист и экономист, автор «Книги о скудости и богатстве» (1724). После смерти Петра I заключен в Петропавловскую крепость, где умер. 186 Анна Иоанновна (1693–1740) – русская императрица с 1730 г., дочь царя Ивана V (Алексеевича), племянница Петра I. С 1710 г. замужем за герцогом Курляндским. Приглашена Верховным Тайным советом на определенных условиях («кондициях»), которые подписала, но при поддержке дворянства отказалась исполнять. 187 Фоккеродт Иоганн Готхильф (ум. ок. 1750) – в 1717–1733 гг. секретарь прусского посольства в Петербурге, автор записок о России (1737 г.), изданных впервые в 1872 г. в Вене. 188 Разумовский Кирилл Григорьевич (1728–1803) – государственный деятель, граф (1744 г.). В 1743–1745 гг. учился за границей. Камергер, в 1746–1765 гг. президент Петербургской Академии наук, с 1750 г. гетман Украины. Активный участник переворота 1762 г., затем сенатор, генерал-адъютант. В 1764 г. после ликвидации гетманства генерал-фельдмаршал. В 1768–1771 гг. член Государственного Совета. 189 Платон Левшин (1737–1812) – церковный деятель, писатель и историк. Сын сельского причетника, учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1761 г. принял монашество; ректор Троице-Сергиевой семинарии. В 1763 г. обратил на себя внимание Екатерины II проповедью «О благочестии» и стал законоучителем наследника Павла Петровича. В 1766 г. архимандрит Троице-Сергиевой лавры, с 1768 г. – член Синода, с 1770 г. архиепископ Тверской, с 1775 г. Московский. Автор соч.: «Житие св. Сергия Радонежского», «Краткая российская церковная история». 190 Бестужев-Рюмин Алексей Петрович (1693–1766) – государственный деятель и дипломат. Граф (1742). В 1734–1740 гг. посол в Дании, в 1740 г. кабинет-министр. Участник дворцового переворота 1741 г., вице-канцлер, с 1744 г. канцлер. В 1758 г. обвинен в поддержке великой княгини Екатерины Алексеевны и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. После переворота 1761 г. восстановлен во всех званиях, произведен в генерал-фельдмаршалы, но от активной политической деятельности отошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Владимирской Божией Матери, что на Никольской, у Владимирских ворот. Построена Царицею Натальей Кирилловной в 1691–1692 годах. Трапезная пристроена в 1694 году. В эту церковь бывает крестный ход 21 мая в воспоминание отражения татарского набега 1521 года. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Воздвижения Креста Господня, в Алексеевском монастыре. Построена в 1692 году, расширена и получила нынешнюю отделку в 1841 и 1857 годах. Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Симеона Персидского. Монастырь был перенесен к этой церкви в 1837 году. Николая Чудотворца, что в Кошелях. Яузская ул., угол Устьинского проезда. Построена в 1692 году. Пристройки XVIII и XIX веков. Приделы: 1) Бориса и Глеба, 2) Всех Скорбящих Радости. Николая Чудотворца, что в Воробине (на Гостиной Горке). У Яузского бульвара, угол Воронцова Поля. Построена в 1690–1693 годах. Придел Иоанна Воина устроен в 1782 г., Петра, Алексея, Ионы в 1792 году. Рождества Христова, что в Кудрине. Поварская, Трубниковский переулок. Построена в 1692–1693 годах. Обновления были в 1757, 1812 и 1856 годах. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Тихвинской Божией Матери. Георгия Великомученика, что в бывшем Георгиевском монастыре, на Б. Дмитровке. Построена в конце XVII века на месте древней церкви, стоявшей с 1493 года. С северной стороны пристроен придел Успения св. Анны, не восстановленный после 1812 года. С этого же года упразднен монастырь. 164. Георгия Великомученика, что в Старых Лучниках. Лубянский проезд, между Мясницкой и Маросейкой. Построена в 1693 г. гостем Гавриилом Романовичем. Приделы: 1) Нила Столобенского, 2) Феодора Сикеота. Вверху престол Благовещения Божией Матери. Иоанна Предтечи, что на Пресне. Средняя Пресненская, Предтечевский переулок. Главный храм построен в 1693 году, колокольня – в 1810 году, трапезная – в 1828 году. Приделы: 1) Иоанна Воина, 2) Софии, Премудрости Божией. Иоанна Воина, что на Убогих Домах. Угол Старой Божедомки и Самарского переулка. Построена в 1693 году, обновлялась в 1744 году. Колокольня построена в ХХ веке по проекту архитектора Курдюкова. Главный престол Воздвижения Креста Господня. Другой придел Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Сергий , 1720. Феодосий , 1725. Даниил , 1726. Никанор , 1732–37, лишён сана. В 1737–40 управляли наместники. Герасим , с 1740; † 1760. Софоний Македонский , 1760–64, перев. в Трифонов. Давид перев. из Трифонова, 1764–1768. Игумены Нафанаил 1769 перев. из Верхочепецкого; † 1771. Платон Любарский произведён 1771 и 5 авг. 1772 перев. в Казанский Спасопреображенский. Мисаил , 1772–78, лишён сана. Адам , 1779–82. В 1782–85 управляли казначеи. Димитрий , 1785–91. Евгений , 1791–97. Архимандриты Мануил , 1798; † 1801. Иероним , 1801. Иннокентий 28 мая 1802 перев. из Орловского Спасского; до 1812. Иона , 1812–14. Феофилакт , 1814–24. Анастасий , 1824 и 25. Андрей , 1825–27. Иероним , 1827–29. Адриан Тяжелов произведён 22 окт. 1829, а 24 сент. 1833 перев. в Козловский Троицкий. Варлаам Денисов , 1834–40, 30 сент. (инспектор семинарии) перев. в Иркутский Вознесенский. Евгений , 1841–46. Вениамин , 1848–50. Гавриил , 1851–55. Вениамин , 1856. В 1857–9 вакансия. Евфимий , 1860–62. Дионисий , 1863–69. 3 Спасо-Преображенский, в Вятке, основан в 1624 г., ныне 3-го класса. [III, 682.] Игуменьи Евфимия , 1624–54. Мавра , 1661–71. Параскева , 1679–84. Анна Рязанцева , 1687–1703, окт. Варвара , 1711–14. Феодосии , 1737 и 38. Маргарита , 1764–72. Марианна , 1772–79. Афанасия , 1840. Сусанна , 1848–62. Емерентиана , 1863–66. 4 Богословский, близ Вятки, основан в 1723 г., упразднён в 1764. [V, 557.] Архимандриты Лаврентий Полторац кий , 1737–39. Иоасаф Потемкин , 1744, перев. в Трифонов. Иезекииль , 1760 и 61. Софоний , в окт. 1763. 5 Верховятского Преображенского Екатерининского, упразднённого [IV, 81]: Строители Павел , 1596. Гурий , 1614. Пахомий , 1693. Серапион , игум., 1707. Варсонофий , 1720. 6 Чепочкин Спасский, близ города Уржума, основан в 1622 г., упразднён. [VI, 655.] Игумены Кирилл Мачехин (строит.) 1645–47. Самсон , 1648 (строит.) Геласий , 1669 и 70, авг. Авраамий , 1674–77. Ануфрий , 28 дек. 1686. Макарий , 1687–99. Софроний , 1702, 15. Александр , 1716 и 17. Михаил , 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2692 Архимандрит Витебского Маркова (или Слуцкого Свято-Троицкого) монастыря. «...Когда белорусская епархия по проискам иезуитов оставалась незанятою, слуцкие архимандриты заведывали всеми церковными делами в северо-западной Руси...» ( Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 2. С. 187). 2693 По Строев. С. 494, титуловался: Могилевский, наместник митрополии Киевской и Экзаршеской трона Константинопольского. 2695 Архидиакон. «...Присвоил себе... звание администратора епархии... Св. Синод, не зная настоящего положения дел, утвердил эти назначения; но когда... открылся его обман, Св. Синод... устранил Каллиста из Белоруссии...» ( Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. . 259–260). 2697 «...Хир. 20 марта 1743 г., привилегию (королевскую. – Сост.) получил 03 окт. 1744 г...» (Н.Д. Иерархия... С. 390). Скончался 02.12.1754. 2698 Архиепископ с 22.09.1783. Выдающийся борец за Православие в белорусских землях в эпоху разделов Польши. «...Скончался в Могилеве 13 Февраля 1795 года на 78 году жизни и погребен в Спасо-Преображенской церкви. Во время нашествия... в 1812 году французы открывали гроб Георгия; в то время было уже 18 лет, как скончался он, но тело его было еще нетленно...» ( Тихомиров Д. Ук. соч. С. 7). 2699 Вторая дата – определение на покой. Скончался 01.01.1801. Память в Соборе Белорусских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2700 По ААО. Т. 1. С. 150, на епархии не был. Вторая дата – определение на покой. Скончался 12.01.1799. 2701 Архиепископ с 15.09.1801. Духовный ритор; автор известного религиозного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе». 2702 Архиепископ с 23.03.1808. Дальнейшая судьба его сложилась печально. «...В злополучный двенадцатый год Преосвященный Варлаам, вместе со всем своим духовенством, принес присягу Наполеону 14 июля. За это был отрешен от управления епархией – высочайшим повелением 5 декабря 1812 г. – и подвергнут суду. По указу 1 мая 1813 года лишен архиерейства и священства в Черниговском кафедральном соборе 29 июня – и доживал свои печальные дни в келлии над воротами Новгород-северского Спасского монастыря, под колокольней по преданию – «в качестве звонаря и привратника», до самой кончины – в сентябре 1823 г. Преосвященному Варлааму приписывается несколько элегических строф, составленных будто бы им в печальные дни. К концу жизни Варлаам выплакал свои очи и местные интеллигенты, из сожаления к разжалованному владыке, приходили и читали ему его любимые книги. Существует несколько объяснений злополучного поступка Преосвященного Варлаама. Современные ему свидетели выставляли мечты Варлаама стать Патриархом юго-западной России. Сам он говорил, ссылаясь не свое прошедшее, что теперь он «душу свою положил за овцы своя», выставляя на вид, что к церквам его епархии не прикоснулась рука французов...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893. С. 211).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010