Переписка кол. Иностр. дел с учрежденною при дворе следственною коммиссиею об описи имения сосланных при вступлении на престол императрицы Елизаветы I в Сибирь разных чинов. Без Переписка собственной ея величества Вотчинной канцелярии с конторою кол. Иностр. дел. 1753. Без Промемории и запросы из Статс-конторы в кол. Иностр. дел. 1744–1762, 2. Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел В Статс-контору. 1745–1758, Промемории из канцелярии от строений в кол. Иностр. дел и в ея контору. 1749–1761, Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел и из ея конторы в канцелярию от строений. 1749–1762, Переписка следственной в Москве о суровских рядах коммиссии с кол. Иностр. дел. 1749. Без Промемории из канцелярии Тайных розыскных дел в кол. Иностр. дел, Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел в канцелярию Тайных розыскных дел 1742–1762, Доношении С-П-бургской Портовой таможни в кол. Иностр. дел. 1746–1757, Запросы (в отпусках) из кол. Иностр дел в С-П-бургскую Портовую таможню. 1752–1762, Доношении из Камор-конторы в кол. Иностр. дел 1746–1761, Указы (в отпусках) из кол. Иностр. дел в Камор-контору. 1746–1761, Промемории из Ямской канцелярии в кол. Иностр. дел. 1745–1757, Промемории (в отпусках) из кол. Иностр. дел в Ямскую канцелярию. 1742–1758, Доношении в кол. Иностр. дел из конторы Юстиц коллегии 1743–1751, Указы (в отпусках) из кол. Иностр дел в контору Юстиц-коллегии. 1743–1761, Дело по тайной експедиции о конфектурщике италианце Алипрандии. 1745–1748, Переписка коммиссии разбора и описи писем барона Шемберга и купца Меера с кол. Иностр. дел. 1743. Без Переписка Юстиц-коллегии с кол. Иностр. дел. 1754–1760. Без Переписка Камер-Цалмейстерской придворной конторы с кол Иностр. дел. 1759–1762. Без Переписка кол. Иностр. дел с императорским Московским университетом. 1761. Без Доношении из крепости св Анны от обер комендантов в кол. Иностр. дел. 1741–1763, Указы (в отпусках) из кол. Иностр. дел в крепость св. Анны. 1742–1763, 2. Дело о имеющихся на Дону в крепости св. Анны на заграничные расходы деньгах. 1743–1759,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В «Г. к.» уделяется особое внимание царственному священству Народа Божия (1 Петр 2. 9), к-рое трактуется достаточно широко: «Есть только одно священство - Иисуса Христа. Именно в этом священстве участвует Народ Божий», принимающий его «через слово и таинство» от священнослужителей (NK. 1744-1745). Царственному священству причастны все члены Народа Божия посредством таинств Крещения и Конфирмации (NK. 1670), и они обязаны воплощать его как непосредственно в общине верных, так и в служении своей жизни («можно говорить о священстве каждой профессии» - NK. 1676). Епископ, преемник апостолов в функциях управления, наставления и совершения таинств, «обретает свое назначение и получает свои полномочия лишь в среде Народа Божия и от его имени», т. к. «Господь доверил обязанности и права Народу Божию, вручив эти обязанности и права апостолам» (NK. 1740, 1743). В священнослужителе видится в первую очередь духовный наставник и совершитель богослужений, «представитель своей функции в общине», сравнимой с функциями родителей в семье (NK. 1177). Говоря о «пастырстве у христиан-некатоликов», «Г. к.» умалчивает отрицание таинства Священства в протестантизме и указывает, что протестант. пастор принимает «миссию Христа» - возглавление христ. общины - непосредственно от нее, а не от епископа (NK. 1154). Совесть Человек, по «Г. к.», обладает «врожденным чувством духовных ценностей» и «инстинктивным ощущением должного» (NK. 1803). Авторы «Г. к.» представляют субъективную совесть основным критерием добра и зла, ссылаясь при этом на конституцию «Gaudium et spes», утверждающую, что «человек должен руководиться глубокими побуждениями совести», даже если она пребывает в заблуждении (GS. 16; NK. 1812). Заложенный в человеке «голос совести» и заповеди божественного закона «выражают одни и те же духовные ценности» (NK. 1804); разногласия, возникающие между ними, обусловлены тем, что заповеди не обладают универсальностью для всех случаев. Поэтому совесть, чувствующая благо в конкретной ситуации, может не следовать «исключительно букве закона» и иногда даже «должна отклоняться от него ради воплощения высших моральных ценностей» (NK. 1808). Др. причина разногласий между совестью человека и божественным законом заключается в постепенном изменении нравственных ценностей (NK. 1809). В совр. период развития истории, «когда наши представления о духовных ценностях претерпевают чрезвычайно глубокие изменения», суждения личной совести становятся наиболее важными в понимании добра и зла (NK. 1815), окончательным знанием о к-рых человек не обладает (NK. 598). «Правильная» совесть непосредственно связана в «Г. к.» с идеей о причастности к всеобщему Искуплению и спасению не только христиан, т. к. на некрещеных, имеющих «чистую совесть… распространяется Искупление Христа. Верность в выполнении задачи своей жизни, желание служить вплоть до конца - вот их крещение, крещение, которым был крещен и Сам Иисус» (NK. 1144). «Поиск истины». Экуменизм и межрелигиозный диалог

http://pravenc.ru/text/165269.html

218 Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778 гг.) – крупнейший деятель французского просвещения XVIII в., писатель, философ, член Французской академии (с 1746 г.). Сын нотариуса, окончил иезуитский колледж. Последовательный противник католической церкви и феодального строя. В 1717 и 1725 гг. заключался в Бастилию. В 1726 г. был изгнан из Франции, в 1745 г. приближен ко двору Людовика XV в качестве королевского историографа, в 1750–1753 гг. при дворе Фридриха II в Пруссии. В 1758–1778 гг. жил в своем имении Ферне (Швейцария). Состоял в переписке с Екатериной II, шведским королем Густавом III и другими политическими деятелями своего времени. Оставил огромное литературное наследие. 219 Бейль Пьер (1647–1706) – французский философ и публицист; основное произведение – «Исторический и критический словарь» (1695–1697 гг.). 220 Брейтель Луи Огюст де Тоннелье (1733–год смерти не изв.) – барон, французский дипломат. В 1758 г. посол в Кельне, в 1760 г. в Петербурге, затем в Стокгольме, Голландии, Неаполе, Вене. В 1783–1787 гг. министр двора. 221 Алкивиад (ок. 450–405 до н. э.) – политический и военный деятель Афин, родственник и воспитанник Перикла, ученик Сократа. 222 Плутарх (ок. 46–ок. 127) – греческий философ, писатель, историк, почетный гражданин Афин. Автор знаменитых «сравнительных жизнеописаний» – биографий крупнейших деятелей Греции и Рима. 223 Чеботарев Харитон Андреевич (1746–1819) – профессор истории, нравоучения и красноречия, ректор Московского университета, первый председатель Московского общества истории и древностей российских. 224 Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744–1817) – граф, государственный деятель, коллекционер, археограф и историк, член Российской Академии с 1789 г. С 1775 г. начал собирать памятники истории, открыл Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение» Владимира Мономаха , «Слово о полку Игореве». Коллекция погибла при пожаре Москвы в 1812 г. 225 Гримм Фридрих Мельхиор (1723–1807) – барон, немецкий писатель, публицист и дипломат. С 1748 г. в Париже, основал газету «Литературная, философская и критическая корреспонденция» (1753–1792 гг.), подписчиками которой были Екатерина II, король Швеции и др. Попал в Петербург в свите ландграфини Гессен-Дармштадтской, прибывшей на свадьбу дочери с великим князем Павлом Петровичем. С 1774 г. переписывался с Екатериной II.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В Немецкой слободе на рубеже XVI и XVII вв. появилась (в 1621 возобновила деятельность) лютеран. школа, в к-рой обучали лат. и нем. языкам. В 1673 г. в эту школу направляли учиться и русских. По донесениям иезуитов, на рубеже XVII и XVIII вв. в Москве была открыта школа ордена Иисуса. Д. Г. Давиденко Духовные учебные заведения на территории М. е. в 1700-1917 гг. Академия После смерти патриарха Адриана в 1700 г. академия, как и вся Патриаршая область, была поручена местоблюстителю Патриаршего престола митр. Стефану (Яворскому), который при формировании образовательных программ ориентировался на Киево-Могилянскую академию , оттуда он вызывал в Москву преподавателей, заказывал учебники и т. д. Преподавание греческого языка в академии прекратилось, академия стала называться Славяно-латинской. После переезда митр. Стефана в 1718 г. в С.-Петербург академия состояла в ведении Монастырского приказа, в 1721 г. стала подчиняться непосредственно Синоду. В 1738 г. в академии возобновилось преподавание греч. языка. С 1744 г. выпускники академии определялись на служение в лучшие храмы Москвы. С назначением на Московскую кафедру архиеп. Платона (Левшина), который одновременно стал «полным директором и протектором» академии, ее положение существенно улучшилось, в 1781-1783 гг. были введены новые предметы: чтение книг гражданской печати, гражданская история, география, математика, французский и немецкий; существенно возросло значение рус. языка, на к-ром стал преподаваться ряд основных дисциплин. Лучшие из студентов академии слушали лекции в Московском ун-те. Тогда же был введен регламент духовной жизни воспитанников: строго соблюдались частое посещение богослужений, положенные молитвенные правила и посты. Во время оккупации Москвы в 1812 г. франц. войсками Заиконоспасский мон-рь был полностью разорен, учебная деятельность возобновилась в обители в марте 1813 г. В 1814 г. состоялся перевод академии в Троице-Сергиеву лавру (см. Московская Духовная Академия ). Духовные семинарии «Первое учение отрокам» Феофана (Прокоповича). Титульный лист. М., 1759

http://pravenc.ru/text/2564192.html

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Царевич Вахушта Вахтангеевич; женат на Княжне Мариамме Георгиевне Абашидзе Царевна Тамарь Вахтангеевна † 1746, за Царём Грузинским Теймуразом II Царевна Анука Вахтангеевна † 1746, за Князем Николаем Абашидзе Царевич Степан Семёнович † 1744 Царевич Дмитрий-Николай Семёнович † 1745 Царевич Антоний, католикос † 1790 Царевич Александр Иессеевич, российский подполковник Царевич Арчил Иессеевич Царевич Георгий Иессеевич Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Теймураз I, Царь Кахетинский † 1663. Женат 1) на Княжне Анне Гуриелъ † 1610; 2) на Царевне Карталинской Кварашане, родоначальник Царей Грузинских осьмнадцатого века и родоначальник младшей ветви нынешних князей Грузинских Иессей, Царь Кахетинский, в последствии мусульманин Иса-Хан † 1615. Женат на Зубеде, дочери Персидского Шаха Аббаса I КОЛЕНО XXXIV: Княжна Мария Егоровна, за генерал-майором Князем Алексеем Борисовичем Голицыным Князь Иван Вахуштович Багратион, российский генерал-поручик 25 декабря 1781 Князь Давыд Вахуштович Багратион Княжна Александра Вахуштовна Княжна Мария Вахуштовна Князь Иван Александрович Багратион Князь Кирило Александрович Багратион, сенатор. Женат 1) на Княжне Варваре Алексеевне Хованской † 18 апреля 1788; 2) на Александре Ивановне Голиковой † 18 февраля 1853 Князь Георгий Арчилович Багратион Князь Давыд Георгиевич † 1765 КОЛЕНО XXXV: Князь Пётр Иванович, генерал от инфантерии и всех российских орденов кавалер, рождение 1765 † 7 сентября 1812. Женат на Графине Екатерине Павловне Скавронской Князь Роман Иванович Князь Александр Кириллович. Женат на Вере Александровне Сонцовой Княжна NN, за Альбединским Княжна NN, за генерал-майором Николаем Петровичем Годейн Князь Дмитрий Егорович † 1826 КОЛЕНО XXXVI: Князь Пётр Романович, полковник и флигель-адьютант. Женат на Мартыновой Князь Пётр Александрович Князь Александр Александрови Бывший Грузинский Царский дом разделяется ныне на четыре ветви: 1) Князья Грузинские старшей ветви, предки коих царствовали в Карталинии до 1724 года; 2) Князья Багратионы, младшая отрасль предъидущей ветви; 3) Князья Багратионы-Мухранские, ветвь коих отделилась от общего корня двух предъидущих ветвей, в семнадцатом веке, и до первых годов девятнадцатого столетия владела уделом Мухранским; 4) Князья Грузинские младшей ветви, предки коих царствовали в Кахетии до 1744 года, потом в Кахетии и Карталини и вместе с 1744 по 1800 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

65. Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66. Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит 67. Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68. Гедеон Криновский, из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69. Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 Архиепископы и митрополиты: 70. Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

А.М. Сычев Село Лосьмино расположено на речке Лосьминка (Лосмина), и было центром Лосьминской волости, Юхновского уезда Смоленской губернии. Ранее Лосьмино имело название Скоблево. В селе находилась деревянная церковь Преображения Господня с приделом Офонасия и Кирилла Александрийских. Позднее была поставлена новая деревянная церковь св. Николая Чудотворца. В 1755 году на месте деревянной церкви была поставлена каменная церковь Преображения Господня с приделом св. Николая Чудотворца на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. Храм выполнен в стиле барышкинского барокко, с западной стороны по середине придела примыкает трехярусная колокольня. 17 августа 1812 года (ст. ст.) в село Лосьмино прибыл отряд французов. Храм был разграблен. После войны 1812 года в храм был подарена Владимирская икона Божией Матери, написанная на холсте, в серебряной ризе. Образ был передан в церковь генеральшей Коховской в память о спасении имения в Лосьмино от пожара в 1812 году. 25 июля 1851 года на средства помещика из сельца Кошелево Ковалева Александра Егоровича в храме был заново вызолочен иконостас. Кроме того, вяземским живописцем Петром Макаровичем Зуевым был расписан храм, о чем свидетельствовала надпись на стене за иконостасом. В середине 1920-х годов с храма были сняты колокола. В 1930-х годах храм был закрыт. Главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня разобраны, от приделов сохранились лишь плоские восточные стены. По материалам сайта http://www.vyazmablago.ru/inactive/9 Село Лосьмино (Скобелево) - волостное село. Между деревнями Лосьмино и Татарками есть кусты в народе получившие название Кирпичики, там брали глину на постройку церкви, ямы видны и сейчас. Церковь расположена на открытом возвышенном участке между жилой застройкой села и кладбищем, заросшим деревьями. К северо-востоку от здания сохранились остатки усадебного парка с каскадными прудами. Церковь во имя Преображения Господня «холодный» храм и «теплый» придел во Имя Святителя Николая построена в 1744-1755 гг. на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. В конце 19 или начале 20 вв. кирпичные стены на многих участках закрыла цементная штукатурка. Ажурный крест над храмом изготовлен в последней четверти 19 в., главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня с основанием той же ширины разобрана. От приделов сохранились лишь плоские восточные стены. Ярусная объемная композиция и декор уцелевшего ядра здания близки нарышкинскому барокко.

http://sobory.ru/article/?object=08268

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящен был оного же месяца ноемрия в 18-й день. А освящал сея обитель игумен Арсений с освященным собором». Афанасий Авраамович (так его имя указано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона) занимался производством парусов для флота с петровского времени. За возведение многочисленных полотняных фабрик в 1744 году пожалован чином коллежского асессора. Дал начало нескольким дворянским родам Гончаровых. Его правнучка Наталья Николаевна была женой А.С. Пушкина. Церковь святой Марии Египетской пострадала от французов в 1812 году: «По разорению неприятелем и за ветхостию иконостас не исправен. Утвари в оной церкви никакой не имеется. Также и придел Сретения Господня». После 1816 года был сооружен новый иконостас, однако богослужение из-за ветхости храма опять было прекращено в 1832 году и больше уже не возобновлялось. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской после принесения в Сретенскую обитель был помещен во Владимирский собор на самое видное место, перед самой почитаемой Владимирской иконой 1514 года местного ряда иконостаса, слева от царских врат: «При онем образе на аналогии мощи Марии Египетской стоят в серебряном ковчеге. На аналогии одежды голубого левинтину, обложены серебряным галуном». Москвичи считали, что святые мощи преподобной обладают особой, ограждающей от зла силой. О великих возможностях молитв святой Марии они знали из жития со слов старца Зосимы: «Твоими святыми молитвами Бог даровал Церкви прочный мир. Ты же помолись за весь мир и за меня грешного». В 1812 году, перед вступлением французской армии в Москву, владыка Августин (Виноградский) дал указание игуменам монастырей вывезти из Москвы церковные святыни и ценности, чтобы спасти их от разграбления. Игумен Сретенской обители собрал драгоценную утварь и вывез ее в Суздаль. Однако ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской остался в соборе на аналое, находясь все время на виду у молящегося народа. Генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин запретил увозить святые мощи преподобной, чтобы не допускать у москвичей паники, ропота и уныния. Об оставлении святыни в Москве было публично объявлено. На время пребывания французов в монастыре оставались казначей иеромонах Алексий, престарелый иеромонах Иона, иеромонах Варсонофий, иеродиакон Иоаким, послушники Алексий Семенов, Андрей Устинов, Симеон Иванов, Никифор Леонтьев и Феодор Парфеньев. Французы ограбили собор и храм святой Марии Египетской, жили в храмах и устроили в них лазарет для раненых. Церковь святого Николая Чудотворца, скромная в убранстве, не была разорена, и в ней служили иеромонахи. Захватчики избивали монахов, особенно иеромонаха Алексия, пытая, где ценное имущество, указанное в описной книги обители. Иеромонах Алексий был родом из села Савелово, в 1812 году ему было 64 года. Ковчег со святыми мощами чудесно сохранился от грабителей и остался одной из главных московских святынь.

http://sobory.ru/article/?object=41483

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010