Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Учреждена в 1682 году. 74 Кафедра в Тамбове. Епископы Тамбовские и Козловские: Леонтий 1682–1684 Питирим, святой 1685–1697 Игнатий Шалгин 1697–1699 Епископы Тамбовские и Шацкие. 75 Феофил Раев 1788–1811 Платон Любарский 1794 Иона Василевский 1812–1821 Феофилакт Ширяев 1821–1824 Афанасий Телятьев 1824–1829 Евгений Бажанов 1829–1832 Арсений Москвин 1832–1841 Николай Доброхотов 1841–1857 Макарий Булгаков 1857–1859 Феофан Говоров 1859–1863 Феодосий Шаповаленко 1863–1873 Палладий Раев 1873–1876 Палладий Ганкевич 1876–1885 Виталий Иосифов 1885–1890 Иероним Экземплярский 1890–1894 Александр Богданов 1894 Козловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869 Тверская Учреждена в 1271 году. Кафедра в Твери. Епископы Тверские: Симеон, кн. Полоцкий, святой 1271–1289 Андрей Ерденев, кн. 1289–1315 Варсонофий 1315–1328 Феодор I 1330–1341 Феодор II 1342–1360 Василий 1361–1372 Евфимий Вислень 1374–1390 Арсений, святой 1390–1409 Антоний 1411–1434 Илия 1434–1457 Моисей 1458–1461 Геннадий Кожа 1461–1477 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский 1477–1508 Нил, грек 1508–1521 Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567 Варсонофий, святой 1567–1570 Савва 1570–1573 Феодорит 1573–1578 Архиепископы Тверские и Кашинские: Захарий, еп. 1578архиеп. 1579–1602 Феоктист 1603–1609 Арсений, грек 1613–1615 Пафнутий 1620–1627 Евфимий 1628–1642 Иона 1642–1654 Лаврентий 1654–1657 Иоасаф (Иосиф) 1657–1676 Симеон (Симон) 1676–1681 Варсонофий Чертков Еропкин 1681 Сергий, митроп. 1682–1702 Каллист Поборский 1703–1712 Епископы Тверские и Кашинские: Алексий Титов 1713–1714 Варлаам Косовский 1714–1720 Сильверст Холмский, митроп. 1720–1723 Феофилакт Лопатинский 1723–1738 с 1725 года архиепископ Митрофан Слотвинский 1738–1752 с 1744 года архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758 Афанасий Вольховский 1758–1763 Иннокентий Нечаев 1763 Гавриил Петров 1763–1770 Платон Левшин , архиеп. 1770–1775 Арсений Верещагин 1775–1783 Иоасаф Заболотский 1783–1788 с 1785 года архиепископ Тихон Малинин 1788–1792

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

499 После Лупула до Дпмптрия Кантемира, в течении 57 лет (1654– 1711 г.), правили Молдавией: Стефан XII Георгина (1654– 58 г.), Георгий Гика (1658– 60 г.), Стефан XIII (1660– 62 г.), сын Лупула; Дабиша (1662;– 66); Илья, сын Александра Ильича 2 раза (1666– 67 г., и 1668– 69 г.), Александр VII Дука 3 раза (1667 г.; 1669– 72 г.; 1679– 84 г.); Стефан Петричеу (1672– 73 г.); Димитрии Кантакузин 2 раза (1673– 76 г. и 1684 г.), Антоний Розетти (1676– 79 г.); Константин Кантемир (1684– 85 г.), Константин Дука 2 раза (1685– 93 г., и 1696– 1701 г.); Антиох Кантемир 2 раза (1693 – 96 г., и 1704– 705 г.); Михаил Раковица 2 раза (1701– –704 г., и 1705– 708 г.), Николаи Маврокордато (1708– 10 г.), Димитрий Кантемир (1711 г.). 501 В начале XVIII п XIX в. до соединения княжеств Валахиею управляли: Николай Маврокордато 2 раза (1716 г. и 1719– 30 г.), господарь замечательный жестокостью: он преследовал род Кантакузинов, конфисковал боярские имущества, увеличивал налоги, все изменял на греческий лад; Иоанн Маврокордато, брат Николая (1717 – 19 г.); Константин Маврокордато, сын Иоанна 5 раз: (1730– 31 г., 1735– 41 г., 1744– 48 г., 1756– 58; 1761– 63 г.); он произвел значительную реформу, вызвавшую против него неудовольствие бояр, среднего сословия и крестьян; Михаил Раковица 2 раза (1731– 33 г., и 1741– 44 г.), Григорий Гика 3 раза (1733– 35 г., " 1748– 52 г., 1768-– 74 г.); Матфей Гика (1752– 53 г.), Константин Раковица. 2 раза (1753– 56 г., и 1763– 64 г.); Скарлато Гика 2 раза (1758– 60 г. и 1765– 66 г.), Стефап Раковица (1764– 65 г.); Александр Гика (1766– 68 г.); Александр Ипсиланти (1774– 78 г.), лишен престола; Николай Кариджа (1778– 83 г.); Михаил Суцо (1783– 86 г.), Николай Маврогени (1786– 89 г.); временное правительство из бояр (1789– 91 г.); Михаил Суцо 2-в раз (1791– 1802 г.); Константин Ипсиланти; по низвержении его временное правительство под управлением особого комисара (1807– 8 г.); занятие княжества русскими войсками (1808– 12 г.); Янко Караджи (1812– 18 г.); Александр Суцо (1818– 21 г.), Скарлато Калпмахи (1821– 22 г.); Григорий Гика (1822 – 28 г.); занятие княжества русскими войсками и управление графа Киселева (1828– 34 г.), Александр Гика (1834– 42 г.), Георгий Бибеско (1843– 48 г.); временное правительство под руководством уполномоченных России и Турции– около 8 месяцев (1848– 49 г.); Барбо Старбей (1849– 53 г.); военное занятие сперва русскими, потом австрийскими войсками (1853– 54 г.), Барбо Старбей другой раз (с 1854 г.); каймакам бывший господарь (в 1834– 42 г.) Александр Гика; Александр Иоанн Куза (1859 г.; с 1 янв. 1862 г. господарь обоих княжеств); Карл Антон (1866 г. доселе).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Свято-Троицкая Сергиева лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. Содержание История [ править править код ] Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек , духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879) , а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей. В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия. В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Адрес: Россия, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Железнодорожная, 4 Телефон: +7 (48135) 3-43-91 , факс: 8 (48135) 3-43-90 Подробнее... Храм Казанской иконы Божией Матери (Гагарин) [ править править код ] Каменный храм в честь Богоявления (ныне Казанский) с приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Димитрия Ростовского построен в 1743 году, в центре города на левом берегу реки Гжать. Храм был освящен в 1744 году по благословению епископа Феофилакта, Переславского и Дмитровского. Общая композиция храма достаточно оригинальна. Архитектура близка к нарышкинскому барокко. После войны 1812 года на пострадавшем здании был частично изменен декор; в советское время была разобрана колокольня. При восстановительных работах 1980-х годах был сооружен придел на северо-западном углу храма. Кирпичные стены храма оштукатурены. Высокое основное помещение храма с тромпами при переходе от четверика к восьмерику имеет лотковый свод внутри верхнего восьмерика, освещенного люкарнами. Апсида перекрыта граненой конхой с распалубками, придел, также с тромпами при переходе к восьмерику, — лотковым сводом. В приделе сохранились фрагменты стенописи. Адрес: 215010, Смоленская область, город Гагарин, Центральная площадь Телефон: +7(48135)3-47-65 Подробнее... Храм Преображения Господня (Баскаково) [ править править код ] Храм построен из кирпича в 1760-70 годах в стиле барокко взамен обветшавшего деревянного, построенного в 1710 году. Храм был закрыт в 1939 году, в храме была устроена ремонтная мастерская. В Никольском приделе была демонтирована одна из межоконных перегородок и в образовавшемся проеме были оборудованы большие въездные ворота для въезда техники. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов, во время немецкой оккупации, храм также использовался как мастерская. По свидетельству местных жителей, в храм для ремонта загоняли немецкие танки. Храм сохранил внутренне убранство с ярусным иконостасом и иконами XIX-XX веков. Адрес: 215051, Смоленская область, Гагаринский район, село Баскаково, улица Центральная, дом 13

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

183 , и части его стали известны Эразму не ранее 1522 г. Издания гуманиста Дезидерия Эразма (1469–1536) 1516, 1519, 1522, 1527 и 1535 гг., Альдинское в Венеции 1518 г. и Парижское Колинея 1534 г., Стефановские (Robert Estienne, 1503–1559) 1546, 1549, 1550 (это textus receptus в Англии) и 1551 гг., десять Теодора Безы (1519–1605) и лейденских типографов братьев Бонавентуры и Абрама Ельзевиров 1624 и 1633 гг. (европейский textus receptus) 184 . Более критический характер имеют издания в полиглоттах Антверпенской (тома 5–6, 1571 г.), Парижской (том 5, части 1–2,1630–1633 гг.) и Лондонской (том 5,1657 г.) Бриана Валитона (1600–1661), позднее еп. Чес- терского; [издания] арминианина Стефана Курцеллея (de Courcelles, 1586–1659) в Антверпене 1658 г., Оксфордское 1675 г. Иоанна Фелля (1625–1686), другое там же 1707 г. Иоанна Милля (1645–1707), Людольфа Кюстера 1710 г., Гергарда 1711 г., Бенгеля (1687–1752) 1734 г., Веттштейна (1693–1754) 1751–1752 гг., Маттэи (1744–1811) 1782–1788 и 1803–1807 гг., Альтера 1786–1787 гг., Бирха 1788, 1798, 1801 гг. 185 Но собственно критическая разработка новозаветного текста была положена галльским проф. Иоанном Иаковом Грисбахом (1745–1812), который редактировал два издания 1774–1777 гг. и 1796–1807 гг. 186 Примыкая к воззрениям Бенгеля и своего учителя Землера, он первым высказал и научно обосновал критические приемы текстуальной реконструкции. Весь материал сначала был разделен на 5–6 фамилий 187 , но потом сведен к трем группам рецензий: александрийской (у Оригена , в А В С L и египетском переводе), западной (в D, древнелатинском, Вульгате, у латинских отцов) и византийской (19–20 минускулов и почти все прочие авторитеты). Решающими были для него первая и – по согласию с ней – вторая, а третья устранялась совершенно. Эта теория встретила яростную оппозицию со стороны Маттеи, но нашла поддержку в лице римско-католического декана богословия в Боннском университете Иоанна Мартина Августина Шольца (1794–1852), выпустившего Новый Завет в 1830–1836 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1702 году было установлено общецерковное почитание святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского и его сына Глеба, Владимирских чудотворцев. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире возродилась самостоятельная епископская кафедра. Успенский собор стал кафедральным. Первым Владимирским епископом стал архимандрит Рождественского монастыря Платон (Петрункевич). В 1768 году в Успенском соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной - во имя святого благоверного князя Глеба. В 1771 году по случаю избавления жителей Владимира от моровой язвы было установлено совершать крестный ход с чудотворной Боголюбской иконой из Боголюбова монастыря в Успенский кафедральный собор. В 1767 году Владимир посетила императрица Екатерина II. Увидев в Успенском соборе ветхость и бедность украшений, она выдала на ремонт, церковную утварь и облачения священнослужителей 14 000 рублей. К 1774 году основные ремонтные работы в Успенском соборе завершились. Древний иконостас был заменён новым, выполненным в стиле барокко и украшенным золочёной резьбой и колоннами, существующим до настоящего времени. Все новые иконы написал владимирский художник Строкин. Над престолом главного алтаря устроена сень. 25 мая 1774 года обновлённый Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним (Формаковский). В 1800 году на Владимирскую кафедру был назначен епископ Ксенофонт (Троепольский). В 1810 году при нём построена новая колокольня, сильно отличающаяся по архитектуре от старого здания. В годину тяжких бед, в 1812 году, из Москвы во владимирский Успенский собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. От стен собора отправлялись ополченцы на борьбу с Наполеоновскими захватчиками. В 1860 году был выстроен придел во имя святого великого князя Георгия, соединивший собор с колокольней. В 1862 году в колокольне устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В соборе в это время чугунная винтовая лестница на хоры заменила деревянную.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь–крепость до тех пор, пока двое изменников–воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн. Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице–Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке. В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум. Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова. Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г. Герб Боровска. В XVII-XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность. Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г. монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.

http://pravoslavie.ru/1905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

История обители прп. Сергия нераздельно связана с историей России. Так, в Смутное время поляки стремились овладеть Троице-Сергиевым монастырем. Обитель была важным стратегическим пунктом по пути на северо-восток от Москвы, привлекала своими богатствами и, кроме того, была символом борьбы русских людей с иноземными захватчиками. Поляки 16 месяцев осаждали обитель, но не смогли ее захватить. В это тяжелое для обители время прп. Сергий и Никон неоднократно помогали осажденным; свидетелями этого были даже враги. Один из присоединившихся к полякам казаков с раскаянием рассказал братии, что многие военачальники видели, как по монастырским стенам ходили два старца, похожие на прп. Сергия и Никона. Один из них кадил, а другой окроплял монастырь святой водой, потом они обернулись и стали укорять казаков за то, что они помогают разорять Дом Святой Троицы. Поляки стреляли в старцев, но пули не причиняли им никакого вреда. Потом во сне многим полякам старцы предсказали скорую погибель. После этого некоторые казаки ушли домой, дав обещание никогда больше не поднимать оружие на православных. В 1612 году поляки замучили заточенного в Кремле святого патриарха Гермогена, который призывал русских людей на борьбу с иноземцами. Троице-Сергиев монастырь продолжил дело Гермогена: по городам рассылались грамоты с призывом идти на освобождение Москвы. При участии Свято-Троицкого монастыря и прп. Сергия, явившегося Козьме Минину, было собрано народное ополчение, которое дошло до Москвы и освободило ее от поляков. В 1744 г., в правление императрицы Елизаветы Петровны, нередко ходившей сюда на богомолье, Троицкий монастырь получил статус Лавры . Во время Отечественной войны 1812 года отряды французов дважды предпринимали попытки захватить Лавру. В первый раз они сбились с пути из-за сильного тумана, в другой раз увидели скачущих на конях старцев и в недоумении повернули обратно. В 1814 году в Троице-Сергиеву Лавру перевели Московскую Духовную академию . В это время Лавра стала не только духовным, но и крупным просветительским центром: она обладала большой типографией и издавала книги и брошюры религиозного содержания.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010