Шварёва. Подлинной святыней храма была весьма почитаемая в Малоярославце древняя икона Благоверного царевича Димитрия (1685) работы И.И. Буренина, мещанина из Углича, где и погиб отрок. Служители храма преподавали в городских школах, а его настоятель отец Николай (Кременский) издал книгу " Бой при Малоярославце " к столетию войны 1812 года. При соборе существовало церковноприходское попечительство, ведавшее вопросами благотворительности и просвещения. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 году, устроив в нём Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку; уничтожили даже могилу устроителя храма А.П. Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, причём туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в " нулевые " годы храм возвратили верующим, и началось его восстановление. Сегодня храм полностью восстановлен. При нём открыт духовно-просветительский центр с православной общеобразовательной школой и кадетским корпусом. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 228, 2017 г. Храм Казанской иконы Божией Матери, возведенный в 1742-1744 г.г. из кирпича на том же месте, что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. В 1746 г. помещик Афанасий Прокофьевич Радищев скончался и был погребен в Георгиевском приделе, воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящен Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, - святому Иоанну Воину. Храм сильно пострадал во время сражения 1812 г. В 1855 г. было закончено строительство высокой трехъярусной колокольни. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 г., устроив в нем Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку, уничтожили даже могилу устроителя храма Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в 2002 г. храм вернули верующим, и началось его восстановление. В 2008 г. начата реставрация собора в ходе которой изготовлен купол колокольни, восстановлены третий и четвертый ярусы колокольни. В рекордные сроки был восстановлен восьмерик и установлен большой синий купол с золотыми звездами. В 2011 г. начата капитальная реконструкция здания бывшего кинозала, пристроенного к храму. Проведены работы по реставрации стен, подоконников, откосов, укрепление кирпичной кладки, усиление фундаментов. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02755

Мон-рь пострадал во время пожаров 1737 и 1748 гг. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1 об.): сгорели кровли, кельи, 2 конюшни и неск. дворов на монастырской земле ( Токмаков. 1896. С. 97). В 1752 г. на заводе Данилы Тулякова из старого монастырского колокола был отлит новый с прибавлением 38 пудов - вклад игум. Ольги (Дубенской). В 1755 и 1768 гг. были заменены иконостасы приделов и собора Преображения Господня (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 236. Д. 55, 119). В 1744 г. за М. А. м. числились 1586 крестьян (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 151) ( Малиновский. 1992. С. 135). К 1764 г. в обители проживали 4 священника, 2 диакона, 96 монахинь, а также 12 отставных убер- и унтер-офицеров и солдат ( Токмаков. 1896. С. 97-98). В 1764 г. М. А. м. был отнесен ко 2-му классу необщежительных мон-рей, в нем должно было быть не более 17 монахинь ( Ушакова. 2016. С. 40. Токмаков. 1896. С. 38). Перед 1764 г. в обители помимо собора с трапезной и колокольней находились построенные в 1713-1714 гг. каменные кельи, 9 каменных флигелей и 1 деревянный, 3 каменные сторожки, каменная ограда с 2 башнями и 3 воротами (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 1. Л. 1-2; Токмаков. 1896. С. 39). В 1779 г. вновь сообщается о починке ветхих зданий в мон-ре (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 236. Д. 209, 256, 258). В 1812 г., перед вступлением франц. войск в Москву, игум. Анфия (Козловская) удалилась «неизвестно куда», большинство сестер также покинули обитель. М. А. м. был сожжен, не пострадал только собор, в к-ром насельницы запирались, молились и окропляли стены св. водой; 4 послушницы угорели, одна была избита солдатами. Ценности, закопанные в землю и спрятанные под лавками, не пострадали. В восстановлении М. А. м. после 1812 г. принимал участие викарий Московской епархии еп. Августин (Виноградский) , чье мирское имя было Алексей (ЧОИДР. 1858. Ч. 4. Отд. 2. С. 47; Токмаков. 1896. С. 40-42, 99). Московский мон-рь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 1883 г. Московский мон-рь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 1883 г. Согласно планам нач. XIX в., М. А. м. занимал ок. 13-14 га. Территория обители была трапециевидной в плане, вытянутой параллельно реке, полого понижалась с запада на восток; западнее мон-ря обрыв оврага ручья Черторый был очень крутым, почти отвесным. На профилях 1806-1808 гг. Ф. К. Соколова мон-рь находился за невысокой каменной стеной. Кельи, судя по плану 1817 г., окружали собор с 4 сторон, но на западной и северной сторонах они были спланированы достаточно сложно, имели внутренние дворы и проходы. В сплошную линию келий с юж. стороны между 10-ми и 30-ми гг. XIX в. были встроены Водяные ворота с высоким псевдоготическим щипцом и пинаклями, представленные на картине К. И. Рабуса 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрия I. В 1679-1680 годах начинается реконструкция Чудова монастыря — было возведено новое здание храма Святителя Алексия, строится церковь Святого Апостола Андрея Первозванного. Статус кафедрального был закреплен за монастырем в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, когда при Чудовой обители была учреждена кафедра московского архиерея. Фактически с этого момента главным и официальным местом пребывания московских митрополитов и архиепископов с их консисторией становится Московский Кремль, сам Чудов монастырь. В 60-е годы XVIII века в Кремле сформировались лучшие во всей Москве хоры — хор синодальных певчих и певчих Чудова монастыря. Чудовский монастырский хор признавался лучшим монастырским хором в Москве до 1918 года, когда хористы были выселены из обители. Сквозь пожар 1812 года «В 1812 году Кремль в целом и Чудов монастырь в частности претерпели страшное разграбление и поругание. Так, в алтаре соборной церкви Чудова монастыря разместили спальню маршала Луи Николя Даву. Были сожжены многие древние священные иконы и богослужебные книги, переплавлены в слитки золотые и серебряные оклады, церковная утварь», — перечисляет убытки Девятов. Но, по его словам, после изгнания вражеских войск монастырь начал быстро восстанавливаться. Из эвакуации были возвращены наиболее ценные иконы, архиерейский архив. Старые ветхие строения частично ремонтировались и перестраивались, частично разбирались. При императоре Николае I Чудов монастырь становится и центром общественной жизни Москвы — здесь отмечаются крупные события жизни государства, например, в стенах монастыря 21 ноября 1826 года Николай I устроил торжества в честь первой военной победы над Персидской империей в Русско-персидской войне 1826-1828. Русская православная церковь 12 мая 1913 года причислила к лику святых Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, священномученика Гермогена. А уже на следующий день, 13 мая, в подклети собора Чуда Архангела Михаила была освящена новая церковь Святого Патриарха Гермогена — последняя церковь, учрежденная в Чудовом монастыре. «До 1917 года Чудов монастырь был весьма посещаемым местом, хотя численность проживавших там людей была относительно небольшой. В обители постоянно находился наместник — архимандрит, имевший отдельные обширные покои. Также в обители постоянно находились казначей-архимандрит, десять иеромонахов, четыре иеродиакона и тридцать четыре монаха. Кроме них на территории проживало некоторое количество светских лиц, занимавшихся обслуживанием и содержанием монастырских помещений, конюшни и кухни», — отметил Девятов.

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

Церковная библиотека, состоящая из журналов и других книг духовного содержания, заведена протоиереем Флоровским. В церковном архиве хранятся: 1) указ о выдаче сборных книг на постройку каменного храма, От 30 октября 1742 г., за 889, выданный духовным правлением С.-Петербургским; 2) указ об освящении этой церкви, данный священнику Дубянскому, от 10 января 1744 г., от епископа Никодима; 3) чертеж и полевая записка на церковную землю – губернского землемера Белова, от 20 июня 1850 г.; 4) дарственная запись на 584 кв. саж. усадебной земли, данных крестьянами села Рыбацкого для помещения причта, от 28 ноября 1880 г. и – вводный лист во владение тем участком, совершённый судебным приставом петербургского окружного суда от 30 января 1881 г., за 170; 5) планы и фасады церкви, церковной ограды и церковного дома. Планы церкви составлены в 1824 г. – Агафоновым и в 1861 г. – Карповым; план ограды Буланова – в 1872 г., план дома, его же, в 1878 году; 6) план местности церковного дома, составленный архитектором Булановым 15 марта 1878 г.; 7) план части села Рыбацкого, с показанием участка усадебной земли, уступленного крестьянами, писанный Булановым 8 мая 1878 г. Метрические книги существуют с 1765 года, но в целости находятся только с 1810 года. Исповедные росписи существуют с 1757 года, а в целости – только с 1839 г.; клировые ведомости – с 1803 года, но также не в целости до 1838 года. Обыски существуют с 1766 года, а в целости – с 1803 года. Есть еще ревизские сказки за 1815, 1834, 1850 и 1857 годы. По штату 1811 г. причт состоял из священника, двух дьячков и просвирни; с 1843 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня; с 1876 г. – причт состоит из священника и двух псаломщиков. Из прежних священников известны: Василий Алексеев, (1742–1757 г.), Ераст Тимофеев (1757–1763 г.), Алексей Яковлев, бывший прежде здешним дьячком и диаконом и служивший здесь с 1765 по 1772 год; Иоанн Иоаннов (1772–1777 г.), Иоанн Никитин (1777–1784 г.), Алексей Ефимов (1784–1788 г.), Иоанн Павлов (1788–1801 г.), Николай Яковлев (1801– 1808 г.), из философского класса новгородской духовной семинарии, служивший сперва диаконом при разных церквах; Лавр Степанов Зотиков (1808–1812 г), из окончивших курс семинарии, служивший сперва в Доможирке (Гдовского уезда). Он известен заботами об охранении здешнего прихода от раскола. Когда в 1803 г. появился в нем раскол Федосеевцев, тогда о. Лавр, кроткими вразумлениями успел удержать в повиновении церкви тех, которые начали уже колебаться под внушениями раскольников. Никита Фомин (1812–1839 г.), также из окончивших курс семинарии. Он был зятем о. Лавра и служил в то время, когда о. Лавр был в болезненном состоянии; Федор Андреев Флоровский, из студентов с.-петербургской духовной семинарии, служащий с 1839 г. до настоящего времени. 1879 г. марта 4 дня произведен в протоиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Храм Казанской иконы Божией Матери (Гагарин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Казанской иконы Божией Матери в городе Гагарин построен на средства гжатских купцов в 1734-1737 годах. Отдельно стоящая многоярусная колокольня в стиле классицизма была построена в начале XIX века. Содержание История [ править править код ] Архивное фото 1900 года. Каменный храм в честь Богоявления (ныне Казанский) с приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Димитрия Ростовского построен в 1743 году, в центре города на левом берегу реки Гжать. Храм был освящен в 1744 году по благословению епископа Феофилакта, Переславского и Дмитровского. Храм пострадал в войну 1812 года и был частично перестроен. В храме хранилась небольшая икона Казанской Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, пожертвованная в 1705 году при основании Гжатской пристани императором Петром I. Недалеко от храма стояла каменная часовня, построенная в XVIII веке. В ней хранилась большая древняя икона святителя Николая, почитаемая всеми горожанами включая и старообрядцев. В 1930 годы храм был закрыт и разграблен, колокольня разрушена. В ходе реставрации, проводимой в 80х годах 20-го века, к основному зданию храма был пристроен небольшой придел с юго-западной стороны храма. Позже, храм был приспособлен под выставочный зал и картинную галерею. После передачи храма Церкви, центральный престол был освящен митрополитом Кириллом 18 апреля 1992 года в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1996-1999 велись ремонтные работы на фасадах и в интерьерах храма. Описание [ править править код ] Общая композиция храма достаточно оригинальна. Архитектура близка к нарышкинскому барокко. После войны 1812 года на пострадавшем здании был частично изменен декор; в советское время была разобрана колокольня. При восстановительных работах 1980-х годах был сооружен придел на северо-западном углу храма. Кирпичные стены храма оштукатурены. Двусветный четверик, несколько растянутый вширь, несет два широких поставленных друг на друга восьмерика. Верхний (слегка уже и ниже) увенчан пятью небольшими луковичными главками на цилиндрических шеях. Своеобразны семигранный алтарь и одноглавый придел с миниатюрным восьмеричком на четверике и закругленной апсидой. От первоначального нарядного декора сохранились гладкие пилястры на углах объемов, уступчатые карнизы, филенчатые ниши и оконные наличники с полуколонками и разорванными треугольными либо лучковыми фронтонами. В боковых порталах до восстановления проемы, фланкированные полуколонками с дыньками и увенчанные фронтонами, имели срезанные углы, на боковых фасадах четверика были видны фрагменты круглых окон, типичных для рубежа 17-18 веков.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

над 13-м 48) На каменном возвышенном памятнике надпись: «Под сим камнем погребен от армии прапорщик Иван Алексеевич Карякин, скончался 1796 года октября 7 дня по полуночи восемь часов, от рождения своего на пятидесятом году. (IAK)» над 14-м 49) На камне в виде гробницы из надписи уже поврежденной видно, что под оным погребено тело Анны Михайловны Корякиной скончавшейся 1812 года мая 23 дня. над 15-м 50) 1798 годя сентября 30 дня преставилась раба Божия Анна Андреевна, дочь Татищева, урожденная Синявина от рождения в 64 год…» над 16-м 51) На мраморном возвышенном памятнике надпись: «Здесь положено тело Надежды Андреевны Енькодоровской, урожденная Боброва, скончалась 1805 года ноября 5 дня.» над 17-м 52) На камне в виде гробницы надпись по сторонам: «Под сим камнем положено тело корнета Николая Михайловича Карабьина, скончавшегося 1810 года декабря 19 дня от рождения своего на 33 году. Господи! Приими дух мой с миром.» над 18-м 53) Под колонной белого мрамора на жерновной плите: «Прасковья Васильевна Нарышкина, родилась 1783 года декабря 24, скончалась 1812 августа 5 д. над 19-м 54) На каменном в виде столпа памятнике: «В ожидании общего воскресения здесь лежит младенец графиня Софья Дмитриевна Бутурлина, родилась 1809 года февраля 29, а скончалась 1813 года июля 10 дня. Господи! да будет воля твоя. над 20-м 55) На каменном простом памятнике: «Под сим камнем погребено тело в Бозе почивающей Мавры Александровны Челищевой, урожденной Ермолиной, дети Матери. Господи! Приими дух её, родилась 1744 года апреля 20, скончалась 1818 года марта 20. Покойся почтенный прах до радостного утра». над 21-м 56) На мраморном возвышенном: «Здесь погребено тело князя Петра Ивановича Вадбальского, родившегося в 1774 году января 29 дня, скончавшегося в 1820 году июля 18 дня в 12 час 20 минут по полуночи на 46 году от рождения. Вечно незабвенному другу.» над 22-м 57) На таковом же: «Княгиня Александра Ивановна Вадбальская 1820 года августа 16 дня скончалась. Господи! Приими дух мой с миром.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

7. Очки изобрел монах Джордано да Риальто, хранитель библиотеки монастыря доминиканцев (XIII век). В монастырских библиотеках хранили и переписывали книги, зрение у переписчиков быстро портилось, так что очки были очень нужным предметом. Правда, в течение несколько веков они корректировали только дальнозоркость и только потом был создан второй вариант – для коррекции близорукости.  8. Кирилло-Белозерский монастырь (основан в 1397 году) был одним из одним из центров русской медицины. Именно здесь на русский язык монах Кирилл Белозерский (1337—1427) перевел с греческого языка комментарии Галена к «Гиппократовому сборнику» («Галиново на Иппократа») – синтез всей античной медицины. Благодаря ему русским врачам стали доступны знания и опыт, которые были накоплены их предшественниками. При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры. 9. Первую в России книгу по научной анатомии перевел монах Чудова монастыря Епифаний Славинецкий. Это был сокращенный труд Андреаса Везалия «Эпитоме» (изданного в Амстердаме в 1642 г.). Работа по переводу началась в 1657 году. Монах Епифаний (1609—1675) окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем — в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Андреас Везалий - врач и анатомом, лейб-медик Карла VII и затем Филиппа II, младший современник Парацельса, основоположник научной анатомии. Долгое время перевод «Эпитоме» хранился в Синодальной библиотеке, но во время Отечественной войны 1812 г. погиб при пожаре Москвы. 10. Первый российский профессор повивального искусства (1782), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогии в России Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812) родился в семье священника и первое образование получил в Киевской духовной академии. После этого он поступил в Петербургскую госпитальную школу, затем - на медицинский факультет Страсбургского университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека («De hepate humano»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. Высокопетровский мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1735 г. в В. м. проживал 71 насельник, к мон-рю были приписаны ок. 6 тыс. крестьян. В 1743-1745 гг. вместе с т. н. комнатными московскими мон-рями В. м. находился в ведении митр. Московского Иосифа (Волчанского) , с 1745 г.- в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. В. м. отнесен ко 2-му классу, в 1764-1775 гг. являлся ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель В. м. архим. Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архим. Пахомии (1735-1757) в В. м. были построены ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (1744-1750) - посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом мон-ре в день праздника Толгской иконы (8 авг. 1689) - и ц. во имя Пахомия Великого (1753-1755). Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, б-ки. С 5 сент. 1812 г. в В. м. квартировалось ок. 1 тыс. франц. конников, к-рые в поисках драгоценностей вскрыли 5 надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архим. Иоанникий перевез в Ярославль. В Боголюбской ц. маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни В. м. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864) церкви. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Пахомия Великого. 1753–1755 гг. Фотография. 2004 г. Иконостас собора во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 2004 г. В ризнице В. м. хранились 3 Евангелия XVII в., богатейшие вклады Нарышкиных (церковная утварь, облачения), имущество их политических противников, в т. ч. принадлежавший ранее кн. В. В. Голицыну портрет патриарха Никона , выполненный мастером Оружейной палаты (ГИМ). Среди святынь В. м. были серебряные кресты с частицами Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей великомучеников Феодора Стратилата , Пантелеимона , Иоанна Воина свт. Алексия, митр. Московского, преподобных Анастасия Синаита , Григория Декаполита , почитаемые списки с Боголюбской, Владимирской, Толгской икон Божией Матери, копия 1701 г. с Влахернской иконы, образ свт. Петра с частицей мощей. В 1849 г. митр. Филарет (Дроздов) передал в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, к-рый зимой хранился в Сергиевской ц., летом в Боголюбском храме. В 1905 г. в св. воротах была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рой постоянно читался акафист Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Антонин Державин 1889–1893 Александр Закке-Заккис 1893 Полтавская Учреждена в 1054 году. Кафедра в Полтаве. 61 Епископы Переяславские (в Переяславе): 62 Николай I 1054–1072 Петр, святой 1072–1082 Ефрем, святой 1089–1104 Симеон I Лазарь 1104–1117 Сильверст 1118–1123 Николай II 1123 Иоанн 1123–1125 Марк 1125–1134 Маркелл 1134–1135 Макарий 1135–1141 Евфимий, святой 1141–1155 Василий 1156–1168 Антоний 1168–1197 Павел 1198–1231 Симеон II, св.ятой 1239 Феодор 1239–1269 Феогност 1269–1279 Епископы Переяславские и Борисопольские: Захарий Корнилович 1700–1715 Кирилл Шумлянский 1715–1726 Иоаким Струков 1727–1730 Варлаам Линицкий 1730–1731 Арсений Берло 1733–1744 Никодим Скребницкий 1745–1751 Иоанн Козлович 1753–1757 Гервасий Линцевский 1757–1768 Иов Базилевич 1770–1776 Иларион Кондратковский 1776–1785 Виктор Садковский 1785–1793 Димитрий Устинович 1793–1795 Амфилохий Леонтович 1795–1799 Переяславские и Малороссийские: Сильвестр Лебединский 1799–1803 Переяславские и Полтавские: Сильвестр Лебединский 1799–1807 Феофан Шиянов 1807–1812 Анатолий Максимович 1812–1816 Мефодий Пишнячевский 1816–1824 Георгий Ящуржинский 1824–1830 Нафанаил Павловский 1830–1834 Гедеон Вишневский 1834–1849 с 1844 года архиепископ Иеремия Соловьев 1849–1850 Нафанаил Савченко 1850–1860 Александр Павлович 1860–1862 Иоанн Петин 1862–1887 с 1878 года архиепископ Иларион Юшинов 1887 Прилукское викариатство Учреждено в 1884 году. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887 Михаил Грибановский 1894 Псковская Учреждена в 1589 году. Кафедра в Пскове. Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592 Геннадий 1595–1609 Иосиф 1610 Сильвестр 1613–1615 Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские: Иоаким 1616–1623 Павел 1623–1626 Иоасаф 1627–1634 Левкий 1634–1649 Макирий 1649–1664 Арсений 1665–1681 Митрополиты: Маркел 1681–1690 Иларион Смирнаго 1691–1698 Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717 Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725 с 1720 года архиепископ Рафаил Заборовский, еп. 1725–1731 Варлаам Линицкий 1731–1738 с 1732 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

711 Речь идет о Елизавете Петровне Потемкиной (рожд. княжне Трубецкой; 1796–1870-е гг.), сестре С. П. Трубецкого. Она вышла замуж за С. П. Потемкина в 1817 г., и жили они на Пречистенке (ныне ул. Кропоткинская, д. 21). На свадьбе A. С. Пушкина она была посаженой матерью со стороны H. Н. Гончаровой. 712 Княгиня Наталья Александровна умерла в 1876 или 1877 году за границей и там схоронена. Княгиня Александра Александровна умерла в 1860 году в своей пензенской деревне. 713 Марья Алексеевна Ганнибал (1745–1818), бабушка A. С. Пушкина по матери. По словам П. И. Бартенева, она «любила вспоминать старину, и от нее Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии» (см.: Летописи Государственного литературного музея. Кн. 1. Пушкин. M.; Л., 1936, с. 451). 715 Визапур – имя эмигранта мулата, женатого на дочери купца Сахарова; в 1812 г. он был расстрелян как французский шпион (см.: Французы в России. 1812 год по воспоминаниям современников. M., 1912, с. 74–76). Имя Визапура стало нарицательным для обозначения арапа (или, например, прически «под арапа»– см.: Жихарев, с. 123). 716 Брак Марии Алексеевны с флота артиллерии капитаном 1-го ранга Ο. А. Ганнибалом (1744–1806) счастливым не был: последний, оставив семью, в 1779 г. женился на У. Е. Толстой, представив фальшивое свидетельство о своем вдовстве; когда это обстоятельство вскрылось (в 1784 г.), второй брак его был признан незаконным. M. А. Ганнибал с дочерью Надеждой Осиповной поселилась у своей матери, С. Ю. Пушкиной, в Липецке. 717 Один из мемуаристов свидетельствует, что Пушкины в это время жили «подле самого Яузского моста, т. е. не переезжая его к Головинскому дворцу, почти на самой Яузе, в каком-то полукирпичном и полудеревянном доме, в близком соседстве с Бутурлиными» (см.: Волович, с. 21). Бутурлины–это семья графа Дмитрия Петровича Бутурлина, находившаяся в родственных и дружеских отношениях с Пушкиными (см. там же, с. 32–34). 719 Имеется в виду Мария Сергеевна Грибоедова (в замуж. Дурново; 1792–1856), впоследствии талантливая музыкантша (арфистка).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010