«Подлинный протокол за закрепою маеора и воеводы г-на Хвостова». «Слушано и подписано апреля 24 дня 1732 году». «С подлинным читал канцелярист Василей Протопопов». Но если тогда монастыри и получали «царское жалованье», то, в свою очередь, и платили в казну оброки за земли, – которыми теперь владеют «безданно, безпошлинно». Челменская пустынь платила, например в XVIII веке, следующие платежи: «Взятки Челмогорскаго монастыря строителя иеродиякона Филофея, з братиею, да Лядинской волости Якова Кондратьева с сенных покосов по речке Пежме, четыре (4) алтына, да... с Челмы речки, – Лядина тож, – с мельницы, семь (7) алтын, полторы (1 1/2) денги»; такая плата с мельницы взималась в 1725 г. 359 , тогда как в 1761 г. достигла уже 71 копейки 360 . «С рыбных ловель... за Челмогорскую пустыню» платили «50 коп. с четвертью...» 361 . «Церковная дань» взималась не в одинаковом размере: в 1750 г. показано 25 к. «отвозных 16 к., и того 41 коп.» 362 ; в 1755 г. принято «с Челмозерского» монастыря «церковной дани 25 к., за десятильничи доходы – то ж число (т. е., 25 к.), отвозных 16 к.; и того 66 к.» 363 ; в 1761 г. " с Челмозерской пустыни,» принято «за двадесятую часть и рождественской хлеб – шесть четвериков с четью, – деньгами рубль 28 копеек» 364 . Не долго пользовалась в этот раз Челменская пустынь самостоятельностью: в июле 1727 г. она получила независимость, а чрез 21 год указом новгородской духовной консистории, от 28 марта 1748 г., она, в числе трех обителей – Кенской и Кодлозерской, была вновь приписана опять в тому же Каргопольскому Спасскому монастырю, за коим и состояла уже до самого своего упразднения, последовавшего чрез 16 лет после последней ееприписки к бывшей Строкиной пустыни. Причиною потери самостоятельности Челменской и других обителей – на этот раз было повсеместное безлюдье в монастырях новгородской епархии, к которой принадлежала тогда и теперешняя Олонецкая... При приеме строкинскими властями описываемой пустыни, была составлена (вследствие предписания указа) и опись ее имуществу, к сожалению, до нас не сохранившаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины Иркутского епископа Иннокентия II (Неруновича; 1732–1747) самая большая в то время епархия вдовствовала шесть лет. Наконец, императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду наместника Александро-Невского монастыря архимандрита Софрония как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского» 1328 . 18 апреля 1753 года, в неделю о Фоме, в кремлевском Успенском соборе иеромонах Софроний был посвящен во епископа Иркутского и Нерчинского. На него был возложен белый саккос, вышитый самой императрицей. Хиротонию иеромонаха Софрония возглавил архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский; 1748–1754). Он преподал ему затем отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был знаком с особенностями жизни в Сибири, предупредив о своеволии местных властей. Прибыл святитель Софроний к месту своего служения 20 марта 1754 года. Первоначально заехал он в Вознесенский монастырь и поклонился могиле своего предшественника, святителя Иннокентия Иркутского, молитвенно испросив у него благословения на начало своего служения. Заботясь о должном воспитании детей, Святитель издал в сентябре 1754 года указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства, которому вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим». Подобно Московскому митрополиту Платону, святитель Софроний заботился об освобождении духовенства от «крестьянских повинностей и телесного наказания» и добился успеха благодаря «знакомству» с императрицей Елизаветой Петровной 1329 . Благодаря усилиям Святителя в обширной епархии велась активная миссионерская работа приведения ко Христу местного населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Преп. Ипатия, в Руфианах игумена бывша. Из Фригии, возобновитель в Халкидоне обители, основанной Руфином. Преставился в 80 лет, настоятельствовав 40 лет и пережив 80 учеников, около 440 г. Пролог. (Act. SS. iun. III. р. 303. Vita anctore Callinnicio, discipulo). Март. Р. 17 июня. Преп. Аполлония , пустынника Египетского, в Финаиде. После подвигов в уединении, основал обитель близ Ермополя, в которую собралось братии до 500 человек. Скончался ок. 305 г. Пролог. (Созом. кн. VI. 29. Act SS. 25 iun. р. 623). Св. священномуч. Авды епископа, и Вениамина диакона. Св. Авда, еп. Сузы, усечен в 418 г. за сожжение огнепоклоннического капища, при Издегерде. Вениамин пострадал при Параране около 421 г. за ревность в проповедании Евангелия. Пролог. Феодорит кн. 5 гл. 39. (Act Martyrium or. ed. ав Evod. Ascen. 1748, Romae, I. 231. Act SS. 13 oct. et 31 martii.) Март. P. 16 мая. Мес. Вас. Вениамин вторично воспоминается 13 окт. Преставление св. Ионы, митрополита Киевского и всся России. Избранный в преемники св. Фотию в 1437 г., сделался преемником Исидора, рукоположенного Константинопольским патриархом Иосифом без ведома Московского князя и клира. Посвящен в митрополита в 1449 г., преставился 31 марта 1461 г. Мощи его обретены 27 мая 1472 г. К лику святых причтен Московским собором в 1547 г. Чет. Минея от Пролога и Минеи бл. Макария. (Прибавления к Творениям О. Ц. 1846. М. стр. 221). Вторично воспоминается 13 июня. Обретение мощей его 27 мая. В соборе трех святителей 5 окт. Св. праведного Иосифа прекрасного. Чет. Минея от Божественного Писания (Быт. гл. 37–50.) и от препод. Ефрема Сирина . (Opera S. Ephraem. ed Romae 1732. t II). Четья Минея помещает в конце марта Житие прав. Иосифа, как прообразователя страсти Спасовой, бывшей в семь месяцев. Св. Иосиф воспоминается в понедельник страстной седмицы. Апрель 1 Преп. Марии Египетской. После 17 лет беспорядочной жизни в Александрии, обратилась к покаянию в Иерусалиме, и 48 лет подвизалась в пустыне Иорданской. Там обрел ее преп. Зосима (4 апр.), приобщил Св. Таин, и в следующем году предал земле тело ее в 522 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

При Елисавете Синод с разрешения Сената послал новую миссию на Камчатку. В нее входили: архим. Иоасаф (Хутунцевич), начальник миссии, образованнейший пастырь, два иеромонаха, два иеродиакона и несколько студентов Московской Академии. За пять лет ими было окрещено еще до 5.000 человек. Студенты обучали детей крещенных закону Божию и русской грамматике. Заведены были три школы, где с успехом обучали даже рисованию. В 1748 году в них насчитывалось 200 учеников. Архим. Иоасаф написал для них краткий катехизис. Миссия имела семигодичный срок. В 1750 году архим. Иоасаф оставил вместо себя начальником Пахомия. Он еще более умножил число училищ. Синоду доложил, что за исключением немногих камчадалы окрещены и нуждаются теперь в постоянных священниках и учителях. Указом 1762 года дети крещенных по окончании школы исключались из податного состояния и принимались на государственную и духовную службу. Новый подъем миссионерской деятельности в Сибири относится ко времени Елисаветы и к управлению Тобольской епархией владыки Сильвестра (Гловатского) (1749–1755). Но своими решительными действиями против мусульман он возбудил против себя тобольских и татарских иноверцев. По их жалобе была создана комиссия для расследования. Владыку перевели в Суздаль. Западно-Сибирская миссия стала слабеть. Некоторое время пытался поддержать ее митроп. Павел (Конюскевич), но при Екатерине II она пришла в полный упадок. Сильно повредила миссионерскому делу секуляризация монастырских имуществ: обители были средоточием миссионерской деятельности. Для успешного распространения христианства в Восточной Сибири в 1706 году была открыта Иркутская епархия, до 1727 года входившая в состав Тобольской митрополии. Из святителей ее особенно прославились на миссионерском поприще еп. Иннокентий (Кульчицкий) (с 1727 года). Он развил миссионерское дело среди бурят и монголов. Много забот уделял иркутскому училищу. В 1804 году он был причислен к лику святых. Его преемник еп. Иннокентий (Нерунович) (с 1732 года) кроме бурят крестил много тунгусов и якутов. Новокрещенным даровалась свобода от податного состояния. Один верхотурский архим. Сильвестр обратил из язычества и мусульманства до 2.600 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 63-71; ныне в ГММК, см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 8. С. 134-135). Опубликовано изображение наперсного (нательного) креста из яшмы (XII в.; ГММК; Визант. древности. 2013. Кат. 60. С. 267), окованного с 3 концов и с оборота серебряной с позолотой оправой рус. работы XVII в.; по типу он сходен с крестом из Ст. Рязани и, возможно, связан с напрестольным крестом, созданным при игум. Трифене (Слепцовой) во время возобновления М. В. м., после 1812 г. В собрании Музеев Кремля исследованы и опубликованы литургические предметы из ризницы М. В. м., прежде всего изделия московских серебряников 1-й пол. XVIII в. В петровское время в обители был сделан серебряный золоченый напрестольный крест в упрощенном барочном стиле, в который вложили частицы Древа Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Луки, Филиппа, сщмч. Антипы, еп. Пергамского. При игум. Евстолии (Лодыгиной) из монастырского серебра были сделаны 2 тарели с композицией «Благовещение Богородицы» и изображением Распятия; согласно надписи, они были вложены в мон-рь 29 мая 1733 г. Московский мастер Иван Егоров сделал для обители серебряное кадило (1742). По заказу игум. Елены (Ржевской) был изготовлен сосуд для освящения елея, вина и хлеба на всенощной (1748); он имеет вид подноса сложной формы на 4 литых ножках и с 4 литыми фигурами ангелов, 2 из к-рых держат над головой чашу, один - букет и еще один - сосуд с крышкой. По заказу той же настоятельницы была сделана дарохранительница в виде престола на высоком фигурном подиуме под пышным киворием с подобными же изображениями объемных предметов (1748; мастер В. М. Орлов). Сохранилось Евангелие 1711 г. в драгоценном окладе 1710 г., на серебряной крышке к-рого закреплены сканные накладки XVII в., центральный медальон с Деисусом и наугольники с образами евангелистов. К числу шедевров рус. торевтики и эмальерного дела принадлежит оклад для верхней доски (1732) Евангелия (М., 1681): его поверхность, как и накладные наугольники и центральный медальон, отделаны просечной чеканкой и позолочены, традиционные типы изображений представлены в эмалевых медальонах (композиции «Воскресение Христово», «Страсти Господни» и образы Евангелистов).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Св. Синоду, от которого дело сие отдано было в рассмотрение Иностранной коллегии: но решения не последовало; а уже в 1738 г. по представлению его указом Св. Синода от 16 сентября дозволено греку Астаматею Николаеву на дворе его построить для греков Екатерининскую церковь , обращенную потом с 1748 г. по его же представлению в монастырь Синайской Горы. Сверх архимандрии Братского академического монастыря он в 1732 г. испросил у св. Синода еще архимандрию Пустыннониколаевскому монастырю, в 1734 году Златоверхомихайловскому, в 1743 г. Гамалевскому, а в 1744 г. Глуховскому, Петропавловскому и Лубенскому Мгарскому. Избрание и посвящение первых из сих архимандритов по указу Св. Синода 1737 апреля 30 предоставлено было его же рассмотрению с рапортованием только за известие Св. Синоду. Все почти свои монастыри снабжал он от себя денежными пособиями, ризницей и утварями; а о строениях его в Софийском монастыре выше уже сказано в V главе. В 1743 г. указом 11 июня государыня императрица Елисавета Петровна повелела в Киеве по-прежнему быть митрополитам, и в сан сей того же числа пожаловала Преосвященного Рафаила, о чем Св. Синод и объявил ему указом от 16 того же месяца; а в 1744 г. сама прибыла в Киев в августе для Богомоления и встречена у Триумфальных врат Преосвященными Рафаилом и Антонием митрополитом Белоградским, по своей просьбе на сей случай уволенным в Киев; и в присутствии их на одном старого Киева крепостном к Днепру бастионе в августе же заложила великолепный храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, а Преосвященному пожаловала две золотые с бриллиантами панагии и 1500 червонных, кои тогда же отдал он на обновление Софийского собора. Сей архипастырь по шестнадцатилетнем правлении Киевской паствой скончался 22 октября 1747 г. на 71 году жизни своей и погребен 30 ноября бывшим тогда в Киеве, присланным в Россию для собирания милостыни от Александрийского патриарха Матфея Макарием митрополитом Фиваидским, которому по смерти его впредь до местного митрополита поручено в Киеве иметь архиерейское епархиальное служение и посвящение ставлеников по рассмотрению консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

См. Huppel. Die Kirchliche Statistik Russland S. 110 Riga 1770. На указе 1739 г. янв. 8 сказано, что по ведомостям показано 16000 приходских церквей; а в синодском указе 4 авг. 1639 г. сказано, что кроме малорусских, всего приходских церквей 15761; но здесь же сказано, что это число показано в 20 епархиях и в Синодальной области. См. прим. 16. 15 Собр. Зак. ук. 1787 г. (6658). В последствии сделаны были более точные и более удобные распределения. См. ук. 19156. 21156. Прежде 1787 г., именно в 1764 г., для удобства в управлении уже было сделано размещение городов и уездов из одних епархий в другие. Ук. 12183. 16 Новые епархии кроме 3 показанных, из которых переяславская существовала до 1788 г., открыты сладующие: а) владимирская епархия; с 1748 до 1788 г. отделена от суздальской, но в 1788 г. совместившая в себе частию переяславскую и суздальскую; б) в 1765 г. херсонская или екатеринославская: в) в 1785 г. новгородосеверская, но которая в 1797 г. соединена с черниговскою; г) в 1785 г. возобновлена переяславополтавская; д) в 1788 г. орловск ая, открытая вместо севского викариятства, перенесенного в Дмитров; е) 1793 г. минская; ж) в 1795 г. подольская, частью заменившая древнюю галицкую; з) з том же году волынская; и) в 1799 г. на место прежней крутицкой явилась калужская, вместо коломенской тульская и возобновлена пермская; новые епархии с того же времени саратовская, харьковская и оренбургская; с 1812 кишиневская. Ист. Иер. 1, 37–60. 73–78. 345–347. Собр. 3ак. Указы 14366. 15863. 16163. 17113. 17318. 18124. 19156. 25210. Всех церквей в 1805 г. (за исключением грузино-имеретинских) считалось 26747, и в конце 1825 г. 28111. (Кеппена Библиогр. листы 15.). Сл. пр. 14. 19 Допол. к Регл. о мон. п. 12. 14. 30–33. Собр. Зак. Указы сент. 9. 1732. 1734 г. 6574); 1740. 8803). По указу 1730 мар. 17 д. никто из духов. лиц без определения духов. начальства уже не имел права священнодействовать, как бывало прежде. 20 Собр. Зак. ук. 1765 апр. 22. Духовенство в вотчинах Лавры и Межигорского монастыря только указом 1779 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

стиле, нередко из старого материала. Особенно часто такие случаи имели место в 40-60-х гг. XVIII в. в Уманской, Животовской, Кальницкой протопопиях. Как правило, инициатором выступал униат. Киевский митрополит или Львовский епископ, процесс возведения униат. храма курировал местный помещик-католик. В нач. XVIII в. такие случаи были единичными (напр., в мест. Оратов униаты отстроили на новом месте захваченную ими Успенскую ц.). В 1740 г. униаты захватили Никольский собор в г. Животове, который сразу же перестроили в католич. стиле. В 1743 г. аналогичная участь постигла правосл. Петропавловский храм в мест. Конела, в 1746 г.- Михайловскую ц. в мест. Маньковка, в 1748 г.- Иоанно-Богословскую ц. в мест. Соколовка и Воскресенскую ц. в мест. Балабановка, в 1752 г.- Троицкий храм в г. Тальное. Последний случай, когда по распоряжению униат. священника был снесен правосл. храм и на новом месте построен униатский, имел место в 1767 г. в с. Кривые Колена Уманского деканата. Это событие привело к возмущению прихожан, изгнанию из села униат. священника и возвращению прихода в Православие. Несмотря на активность униатов, в Подолье оставались правосл. приходы. 17 авг. 1730 г., когда в Брацлавском воеводстве находились рус. войска, правосл. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) выдал антиминс для правосл. прихода в с. Штылевка Брацлавского повета, близ Немирова. После долгого сопротивления к нач. 30-х гг. XVIII в. перешел к василианам правосл. Грановский Преображенский мон-рь (близ совр. с. Гранов Винницкой обл.), не позднее сер. 30-х гг. стал униатским немировский Николаевский мон-рь (в 1743 впервые упом. как василианский). Униат. митр. Афанасий Шептицкий боролся против правосл. священнослужителей, приезжавших в Подолье с молдав. земель. В письме подольским шляхтичам от 26 мая 1732 г. он сообщал о мн. «волошских духовных» в Брацлавском и Подольском воеводствах, к-рые, будучи православными, выдают себя за униатов или открыто провозглашают себя православными. Шептицкий требовал высылать таких клириков из Подолья.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Храм вмуч. Георгия в первый раз построен в Лебедине вероятно около 1700 г. В 1765 году построена ныне существующая деревянная церковь . В библиотеке храма: октоих М. п. 1727 г. и служебник 1734 г. Метрики начинаются с 1742 года. По одному делу 1740 г. видно, что Трехсвятительский храм существовал в Лебедине на посаде еще в 1709 г. Метрики сей церкви начинаются с 1742 года. Иконостас нынешнего храма, построенного в 1795 г., обновлен в 1828 г. Воскресенская деревянная церковь построена старанием священника Григория Шкурского в 1789 г. Но это не первый храм сего имени в Лебедине. Метрики Воскресенской церкви начинаются с 1742 г., и самая первая из уцелевших писана священником Иваном Ивановым Шкуркою; в 1725 г. Замечателен благочестивый обычай, исстари соблюдающийся Лебединскими церквами: – на озеро Лебедино за 2 версты от города, из храмов с иконами и хоругвями, а граждане с цеховыми значками, выходят для общественного моления, особенно во время бездождия и других бед. По переписи 1732 г. в г. Лебедине старшины и казаков 672, подпомощников 3022, работников и подданных 308, духовных 135, а всего 1087 душ муж. пола. В сказках, поданных Лебединскими священниками в 1748 г. приходские дворы делились на два класса – на дворы казачьи и на дворы посполитые; число же показано следующее: при Георгиевской 18 казачьих, 54 посполитых, при Ильинской – 12 и 52, при Николаевской – 11 и 50, при Воскресенской 120 дворов. Ныне к приходу Воскресенской Лебединской церкви принадлежит сельцо Кудиновка, где был храм св. Троицы, при котором было прихожан в 1750 году 150 муж.,141 жен., в 1770 г. 163 муж. 162 жен., в 1790 г. 172 муж. 202 жен., в 1810 г. 189 муж. 194 жен. Если бы прихожане лебединских храмов не переходили из Лебедина в другие места, то после 1790 г. по естественному ходу размножения людей, число жителей Лебедина чрез 60 л. возросло бы по крайней мере до 18000 душ обоего пола. По давнему обычаю в г. бывают четыре ярмарки в году: 1 января, в Вербную неделю, в десятую пятницу по пасхе и 20 сентября: но торг их не обогащает жителей; оборотного капитала бывает на них до 25000 руб. сер.; кроме того бывают торги два раза в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7) Грамотой Святейшего Синода, а по Именному Указу Государя NETPA I, данной 7232, от Р. Х. 1723 года, Октября 21, то же подтверждено, и сверх того велено иметь на мантии внизу две поматы, просто без нашвения с собой сшитые. 8) Грамотой Святейшего Синода 1726 года, Декабря 18, то же подтверждено. 9) Указом Святейшего Синода в 1731 году, Апреля 17, по Именному Повелению, того же 1731 года, Апреля 14, последовавшему, велено отправлять священнодействие во всём подобно Киево-Печерскому Архимандриту. 10) Указом Святейшего Синода 1732 года, Июня 13, по Именному того же года, Июня 10, Повелению дозволено Архимандриту Варлааму для подаяния осеняльных свеч и прочего служения во стихарях из мирских кого и колико человек потребно иметь, и оных в чтецы и певцы посвящать по церковному чиноположению самому Архимандриту Варлааму не в образец другим Архимандритам (смотри ещё выше сего). Статья II. Монастыри Великороссийские I. Cmabponuruaльhыe А)  1 класса 1. Новоспасский Архимандриты издревле отправляли священнослужение с двумя рипидами на ковре и в Епископской шапке (смотри выше стр. 320 PDF-фaйлa); а Именными Указами 1748 года, Апреля 5 и 29 чисел, позволено иметь Архимандриту Гавриилу и того же 1748 года, Сентября 10 и Сентября 23, Архимандриту Мисаилу мантию со скрижалями; а в 1765 году, Января 18, по указу Святейшего Синода, Архимандриту Симону, переведённому из Кирилло-белоезерского монастыря, дозволено священнослужение отправлять, по обычаю того монастыря, с осеняльными свечами, рипидами, и при том по великом выходе принимать дискос и потир в царских вратах. 2. Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый По указу Святейшего Синода 1749 года Октября 23, в силу Именного Высочайшего Указа от 8 Октября того же 1749 года Архимандриту Амвросию (бывшему потом Архиепископу Московскому) и будущим по нём, велено священнослужение исправлять по примеру Архимандрита Киево-Печерской Лавры. 3. Симонов в Москве Архимандриты служение отправляют на коврах, с полицей, с посохом, в шапке и с рипидами; Но грамот на сие не отыскано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010