В нынешнем храме некоторые иконы написаны при священниках: Иоанне Сухареве и Максиме Шарфском; самые древние из них большею частью относятся к средине прошедшего века. Из богослужебных книг уцелели: общая минея, М. п. 1681 г.; служебник, М. п. 1705 года и К. п. 1740 года; требник, в лист, М. п. 1732 года; евангелие, М. п. 1733 года; постная триодь, М. п. 1748 года; цветная триодь, М. п. 1749 года. Другой храм в Савинцах, в честь Вознесения Господня, построен в 1779 году. Так говорит надпись на кресте. Метрики Успенского храма начинаются с 1729 года, а Вознесенского – с 1775 года. Выше упомянуто, что в 1727 году считалось в приходе Савинцевского храма 120 дворов; в ведомости 1732 года показано уже 160 дворов, 567 душ муж., и при храме шпиталь (богадельня), и кроме того, в Ольховом Роге 139 душ муж.; в Жуковке (Чепеле), сотника Семёна Быстрицкого, 139 душ муж.; всего же 845 душ муж. Умножение населения Савинцев впоследствии происходило от переселения сюда значительного числа черкасов из западного края губернии, преимущественно из Лебединского уезда. От цинги в 1849 году умерло в первом приходе 183 человека, во втором 150; от холеры в 1848 году умерло в обоих приходах 248 человек. Относительно тревог и бед, какие наносили татары жителям Савинского города, в Чугуевской переписке находим следующее: в 1673 году татары грозили опустошить Савинский город. «Татарове стоят на Чепели, тысяч с восемь, и Уманский полк весь с ними (это при Дорошенке); а хотят под Савинскую слободу, чтоб взять Савинскую да Спеваковскую слободы, чтоб те де им слободы опустошить». В какой мере татары выполнили свою угрозу над Савинцами из переписки не видно. В челобитной 1674 года Савинские черкассы жалуются на сильные тревоги, и на военные труды, какие несут они по милости татар, но они ясно не говорят того, что татары разорили укрепление их. Орновский, в истории Захаржевских пишет: «в 1675 году, по распоряжению Полковника Григория Донца, Савинцевский Сотник Могилка, нахватал множество Татар в плен, эти добычи отосланы в Москву и Полковнику прислана похвальная грамота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Всепокорное прошение Новгородского(ой) Вашего Преосвященства епархии Олонецкого уезда, Оштинского погоста, Тморецкой волости, церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, попа Родиона Григорьева сына его Алексея Родионова, а о чем тому следуют пункты: 1. Имел (имел) я нижайший от рождения своего по прошлой 1732 год жительство при оном отце своем и состоял в правоверии, а с того (с того) 1732 год по 1747 год состоял в расколе и жил в выгорецких раскольнических жилищах по научению меня к оному раскольническому заблуждению жительствующими в тех скитах раскольниками, о которых в допросе моем, чинимом в Новгородской Вашего Преосвященства духовной Конси- —359— стории значит в которую свою в оных жилищах бытность познав от чтения божественного писания, что вера православная, которую содержит восточно-католическая святая православная всероссийская церковь есть правая и истинная а в расколе различные суеверия. 2. Чего ради сего 1748 года в пре(о)шедшем марте месяце поданным святейшему Правительствующему Синоду доношением я нижайший просил что б меня принять и соединить ко святей церкви, по которому моему доношению из оного Святейшего Правительствующего Синода отослан я на рассмотрение к Вашему Преосвященству по оному самопроизвольному своему желанию в соединение православных христиан по напечатанному в прошлом 1742 году о принятии обращающихся от раскола чиновнику и присяге в Новгородском Софийском соборе приведением принят и по исповеди святых Таин сподоблен и что я впредь состоять в правоверии совершенно и к раскольническому заблуждению ни тайно, ни явно, ни в чем, нигде, ни для чего, ни мало непоползнуся; но содержать тое православную грекороссийскую веру в реченной Консистории и подпиской обязался. 3 А ныне уведомился я нижайший, что в Новгороде при соборной Знамения Пресвятыя Богородицы церкви имеется попа Анисима Аврамова праздное место, а наследников мужеска полу, кроме трех дочерей никого не обретается, чего ради желаю я большую (старшую) дочь девицу Евфимию понять себе в законное супружество и быть по наследию на месте оного умершего попа Анисима при том Знаменском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поскольку же тот-же полковник, в отписке от 4 апреля 1675 года, упоминает о Беречанском сотнике Панасе Трофимове и его товарищах, то это дает видеть, что здесь, на Береке, было уже значительное число поселенных черкасов, которые однако в последствии уступили места однодворцам. В 1698 году Чугуевский воевода доносил в Белгород, что, по известию полковника Григория Донца, относительно казаков, не бывших в Крымском походе 1682 года, «с иных городов – Новоберековских, Валковских, Мерефянских, Соколовских (казаков) в домах оставалось малое число, и те все были в черте с наказным (полковником) с Иваном Сербиным; а Лиманских, Бишкинских, Андреевских, Савинских, Изюмских, Цареборисовских и иных Украинских городков и слобод большая часть (казаков) оставались в домах, и были для сбережения по р. Донцу с Наказным Полковником, с Гаврилою Могилкою». Русские однодворцы поселены здесь в 1732–1736 г., когда образовался Ландмилицкий корпус для охранения южной пограничной линии от крымцев. В 1732 году Харьковский протоиерей, в следствие предписания Консистории – доставить сведения о священниках Ландмилицкаго корпуса, доносил: «в Береке – крепость, в ней а) полк Ландмилицкий команды г. Маиора Дмитрия Петровича Колюбакина, в полку поп Иван Кузмин из Старооскольскаго уезда; б) полк Орловский, в котором поп Василий Кузмин из гор. Болхова Крутицкой епархии; в) новый полк команды Любима Перфильевича, поп Григорий Никонов из Вяземскаго уезда Крутицкой епархии; г) новый полк команды Семена Пантелеевича Шеншина, поп Семен Григорьев из Мценскаго уезда». Это священники полков, занимавшихся построением крепостей. Таким образом первый храм в Береке построен был около 1675 г. Ныне существующая здесь деревянная, на каменном фундаменте, церковь во имя Рождества Христова, построена в 1787 г. старанием прихожан. Замечательныя книги в храме: праздничная минея 1730 г., цветная триодь 1731 г., служебник 1744 г., постная триодь 1748 г., все Московской печати. Церковной земли 66 десятин. Из священников, бывших при сем храме, известны в памяти народной: Лаврентий Тарановский и Григорий Чернявский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 . ЛАВРЕНТИЙ, переведён в 1699 году из Вяжицкого монастыря. В 1702 году скончался. 18 . ИОСИФ II, с 1702 по 1703 годы. 19 . КИРИЛЛ I, с 1703 по 1705. 20 . ИСАИЯ II, с 1705 по 1708 годы. 21 . ФЕОДОСИЙ, с 1708 по 1815 годы. 22 . ИЛАРИОН, с 1715 полтора года. 23 . АЛЕКСАНДР III, в Феврале 1717 года произведён из Иеромонахов Николаевского Перервинского монастыря и был до Мая 1719 года. 24 . КИРИЛЛ II, из игуменов произведён в 1719 году; в Декабре 1732 года скончался. 25 . ВИССАРИОН, бывший игумен Псковского Елизарова монастыря, а потом отправлявший при Новгородском Архиерейском доме должность крестового Иеромонаха, произведён в Апреле 1733 года. В Марте 1738 года лишён сана, священства и определён простым монахом. 26 . ЕФРЕМ, произведён в 1738 году из Ризничих Новгородского Архиерейского дома и был до 1740 года. 27 . ВЕНЕДИКТ Коптев, с 1740 по 1742 годы. 28 . СЕРАФИМ, с 1742 по 1748 годы. Примечание: с 1748 по 1752 годы Настоятеля не было, а управлял монастырём Наместник. 29 . АНДРОНИК, произведён в Январе 1752 года из Игуменов Сковородского монастыря и был до 1759 года. 30 . ПАХОМИЙ, с 1759 по 1761 годы. 31 . ВАРСОНОФИЙ, с 1761 года; в 1763 году за старостью от Настоятельства уволен. После того, по учинению этого монастыря Кафедральным, управляли оным Преосвященные Олонецкие (см. Историю Российской Иерархии, ч. I, стр. 87–88). Свияжская Подгородная Макарьевская пустынь См. Макарьевская Свияжская Подгородная. Свияжский Богородицкий монастырь Казанской губернии и Епархии мужской первоклассный, находящийся в самом уездном городе Свияжске, основан Св. Германом, который, будучи из города Старицы из фамилии Сидоровых Полевых, прежде был в Троицкой Сергиевой Лавре Архимандритом, а потом переведён в город Свияжск для составления обители Пресвятой Богородицы, честного и славного её Успения, а наконец, по первом Архиепископе Казанском, Св. Гурии, был в Казани вторым Архиепископом с 7073 (1565) года, Марта 12. Преставился же в Москве в лето 7076 (1567), Ноября 6, во время моровой язвы, тогда в Москве бывшей. Пас церковь Божью три лета и восемь месяцев. Погребён у церкви Св. Николая, прозываемого Мокрым. Ученики его после испросили мощи у Царя Феодора Ивановича и привезли в монастырь Свияжский, где по благословению Святейшего Патриарха, Иова Московского, погребён 25 Сентября. Мощи его находятся в соборе этого монастыря посреди церкви между столбами в серебряной раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

27». В 1748 г. жители г. Золочева жаловались государыне, что в прежние времена было в городе (укреплении) Золочеве до 1040 казаков, кроме свойственников их, и на посадах под городом «у воевод под ведением» более 700 дворов, «а ныне (т. е. в 1748 г.) 50 человек нас казаков не имеется и земли кругом города остались только на версту, прочая вся земля захвачена то бывшим Харьковским городничим Голуховичем, то кня­зем Яковом Кропоткиным и жители оставшись без земли, разошлись в разныя места». СЛОБОДА ДЕРКАЧИ В 15 верстах от Харькова, при речках Лопани и Лубянке, на дороге из Харькова в Золочев. Население слободы Деркачей относит­ся к первым временам поселения слобожан. В грамоте 1682 г. видим до 4 мельниц, стоявших «в селе Деркачах». Местечко Деркачи не только постоянно было сотенным местеч­ком, но с самого начала XVIII ст. в нем видим уже двух сотников. Ныне в Деркачах два храма – Николаевский и Рождества Богородицы. По документам о Богородичном храме несомненно, что самый древний храм Деркачей есть храм Свят. Николая; по тем же документами, равно по книгам Николаевского храма и по числу прихожан его в начале XVIII ст., нет сомнения, что первый Николаевский храм построен не позже 1660 г. В нынешнем храме Свят. Николая сохраняется собствен­ность древнего Николаевского храма – серебряный напрестольный крест, пожертвованный Осипом Мироновичем в 1717 г. По Куряжским актам июня 24, 1693 г. житель села Деркачей продал Куряжскому архимандриту о. Онуфрию сенные покосы на р. Куряже и Удах за 9 золо­тых и акт писал «в дому отца Гаврилы Михайлова Никольскаго Никольский Дьячек». По переписи 1732 г. при Николаевском храме школа и шпиталь (богадельня). Нынешний деревянный храм построен в 1780 г. Храм сей в недавнее время богато украшен: новый ико­ностас, балдахин над престолом и горнее место стоили усердным прихожанам 2800 р. серебром. Дворянки Елисавета Краснокутская, Радченкова и Екатерина Трухманова пожертвовали на местные иконы три серебряные ризы, из которых каждая в 300 р. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

33. ИСАИЯ с 1698 по 1699 годы. Потом Митрополит Нижегородский. 34. UOACAФ I с 1701 по 1702 годы. 35. UЛAPUOH I с 1703 по 1709 годы. 36. UOACAФ II с 1709 по 1711 годы. 37. ДОСИФЕЙ в 1711 году хиротонисан в Епископа Ростовского. 38. МОИСЕЙ с 1711 по 1714 годы. 39. АРСЕНИЙ с 1715 по 1716 годы. 40. CEPГUЙ III. В 1720 году переведён во Владимиро-Рождественской монастырь Архимандритом же. 41. ИЕРОФЕЙ Прилуцкий, из дворян, родился в Подольском городе Немирове в 1682 году, Октября 26, в Святом крещении наречён Димитрием. В 1707 году, Мая 2, пострижен в монашество, и произведён в иеродиакона в тот же день в Сибирском городе Тюмени и наименован Дамаскин; при посвящении в сан Иеромонашества в соборной Иркутской церкви в 1709 году, Августа 16, переименован в Иерофея изволением и рукоположением Преосвященного Варлаама Косовского, Епископа Иркутского и Нерчинского. В 1718 году определён на корабли. В 1721 году, Июня 30, пожалован Святейшего Синода Советником и Архимандритом. В 1725 году, заболев, через три года и шесть месяцев скончался 28 Октября 1728 года. 42. ЕВФИМИЙ. 43. ФЕОФИЛ Кролик, скончался в 1732 году, Августа 22, по другим – Декабря 22. 44. UЛAPUOH II в 1733 году. Скончался в 1735 году. Он был Членом Святейшего Синода. 45. НИКОДИМ с 1736 года Июля 20, и был членом Св. Синода. В 1738 году, Ноября 28, пожалован крестом для ношения на персях, а Декабря 6, хиротонисан в Епископа Черниговского. 46. АНТОНИЙ Илляшевич, с 1739 года. В 1748 году хиротонисан в Епископа Вятского. 47. ГABPUUЛ II Кременецкий, в 1748 году, Апреля 5, пожалован и вскоре произведён в Архимандрита. В 1749 году Сентября 17, хиротонисан в Епископа Коломенского. 48. МИСАИЛ Чирский, в 1749 году, Сентября 24, произведён из Казначеев Троицкой Лавры. Скончался в 1764 году, Августа 17, и погребён под колокольней. 49. КИРИЛЛ Ляшевецкий, Малороссиянин, из наместников Свято-Троицкой Лавры по Именному Указу 14 Июня 1758 года произведён в Архимандрита Новоспасского на место Мисаила в Воронежскую епархию Епископом в том же Указе пожалованного. Но как Мисаил отказался от Архиерейства, а пожелал остаться навсегда в оном же Новоспасском монастыре Настоятелем; то Кирилл того же 1758 года Августа 6, хиротонисан в Епископа в Воронежскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Арсений Костюрин 12 февр. 1692 перев. из Спасо-Андрониева, а 2 июля 1704 хирот. в еписк. Воронежского. Феодосий кн. Вадбальский , 1704, а 25 мар. 1711 хирот. в еписк. барского. Дионисий , из ризничих, определён 26 мар. 1711–14. (Упом. в нояб.). Геннадий Беляев 20 мая 1714 перев. из Андрониева, по 1722; уволен. Феофилакт Лопатинский 1722 (упом. 15 июня) перев. из Заиконоспасского, а в 1723 хирот. в еписк. Тверского. Феофил Кролик , из префектов Заиконоспасской акад. (упом. 3 дек. sic) 1723, 1724–27, в мае уволен. 16 сент. 1730 определён в Новоспасский. Геннадий Беляев (вторично) с мая 1727–29; † … Арсений Воронов , келарь, управлял в 1729 и 30. (См. Спасо-Прилуцкий мнтрь). Евфимий Коллети , Грек, 16 сент. 1730 перев. из Новоспасского; 10 авг. 1732 арестован; в июне 1735 лишён сана; † в дек. 1738, в крепости. Аарон в июле 1734 перев. из Спасо-Ярославского, а 28 дек. 1735 хирот. в еписк. Архангелогородского. Киприан Скрыпицын в мае 1736 перев. из Спасо-Андрониева, а 31 дек. 1737 хирот. в еписк. Вятского. Варлаам Скамницкий , с 1738, а 27 февр. 1743 хирот. в еписк. Вятского. Иларион Григорович в начале 1743 (упом. 23 мар.) перев. из Саввина Сторожевского; с 17 дек. 1744 архим. Новоиерусалимский. Указом 16 июля 1744 мнтрь обращён в дом Московских архиереев. Наместники Арсений Воронов , архим. Спасо-Прилуцкий, в сент. 1729 взят сюда в келари; после в Троицкой Сергиевой Лавре. Варлаам , архим., в 1730–34; с 1738 настоятель Нижнеломовского монастыря. Венедикт Коптев , архим., в 1745–1748. (См. Севский Столбовский, Волоколамский Возмицкий, Московский Андреевский мнтри). Варлаам (паки), архим. Нижнеломовский, определён 13 сент. 1748, а 9 окт. 1751 уволен на покой. Сила , игум., определён 9 окт. 1751; был 2 месяца и уволен. Иоасаф , игум., 20 янв. 1752 произведён в архим. Московского Богоявленского монастыря. Иннокентий , игум., в 1752–56; отрешён. Иларион Завалевич , игум. Угрешский, определён 8 февр. 1757; 6 февр. 1758 произведён в архим. Столбовского , но отказался. (См. Спасо-Ярославский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, в нынешнем храме хранятся 1) древние книги: а) Евангелие, печатанное по благословению патриарха Парфения, тщанием братства Святого Духа, в Вильне 1644 года. Оно отличается не малым числом разностей от нынешнего текста. По местам особая расстановка знаков препинания даёт особый смысл, как на пр. на л. 231 «и область даёт ему и суд творити, яко сын человеч есть». Поставленная здесь точка даёт особый смысл целому стиху. б) Евхологион «благословением яснепревелебного у Бозе Господина Отца Петра Могилы Митрополита Киевского», в Киеве 1644 года с надписью: «719 года ах Соборный Поп Григорий Данилович купил сию книгу за цену 10 руб. у Фёдора Окунеевича, который был в неволе». в) Триодь цветная, Московской печати 1680 года, октоих, Московской печати, 1683 года, евангелие, Московской печати 1685 года, минеи служебные 12 книг, Московской печати 1724 года, другой экземпляр 1735 года. Новый Завет без выходного листа, но с надписью: «принадлежит в Балаклейскую Успенскую Церковь , куплена за 3 рубля 1721 года». 2 . Крест серебряный вызолоченный, весом в 2? фунта, с вырезанными на нём буквами: «С. К. П. Т. Д. С. Год 1748», то есть сей крест подал Терентий Данилович Столбовой 1748 года. 3 . Икона Божьей Матери малорусско-греческого письма, на холсте. Она поступила в храм в незапамятное время и едва ли не принесена первыми поселенцами Балаклеи. Около 1804 года Бурлуцкая помещица сделала на неё серебряную шату в 8 фунтов. По делу 1731 года видим при Балаклейской Успенской церкви школу; а по переписи 1732 года – две школы. По делу 1742 года видим и учителей Балаклейских, при том одного такого, который бывал учителем и в других школах Изюмского полка. Послушник Святогорского монастыря Василий Жуковский в Консистории показал о себе: «родился он Изюмского полка в городе Балаклее; отец его при школе Успенской церкви города Балаклеи обучал школяров и крылосное пение и он жил при отце своём в школах в том городе Балаклее до возраста своего и учил; а по смерти отца своего живал в том же Изюмском полку по разным местах в школах; в 740 году, по желанию своему, пришёл в Святогорский монастырь, где пребывает в клиросном послушании, а ныне желает восприять монашество».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К Академии сей принадлежат училища Саранское и Алаторское, в 1773 году учреждённые по бытности тех мест в Нижегородской Епархии Преосвященным Антонием, Епископом Нижегородским. Список Ректоров и Префектов Казанской Академии РЕКТОРЫ ПРЕФЕКТЫ 1. ДИМИТРИЙ Сеченов, Иеромонах, учитель и смотритель; а потом Архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. Наконец же, Митрополит Новгородский. 1. СТЕФАН Гловатский, в монашестве Сильвестр. В 1732 году определён из учителей, а потом пожалован Ректором. 2. СИЛЬВЕСТР Гловатский, из Префектов; потом был Архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря. В 1749 году Июня 16 хиротонисан в Митрополита Тобольского. 2. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович. 1740 год, из учителей. В 1741 году он первый начал преподавать в Казанской Семинарии курс Философский. В 1744 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря. 3. ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович в 1744 году определён из Префектов. В 1748 году, Августа 14, хиротонисан в Епископа Нижегородского. 3. ФЕОФИЛ Игнатович, из Малороссиян, с 1748 по 1750 годы был учителем и Префектом; потом произведён Архимандритом Зилантова монастыря; а в 1751 году переведён в Спасо-Преображенский, и определён Ректором Семинарии. 4. ФЕОФИЛ Игнатович, из  Префектов, определён в 1751 году; он первый преподавал Богословие в Казанской Семинарии. В 1765 году переведён в Ставропигиальный Савин Сторожевский монастырь. В 1770 году, в Октябре хиротонисан в Москве в Епископа Черниговского. 4. ГЕДЕОН Криновский. В 1751 году назначен был Префектом, но в Июле того же года перешёл в Московскую Академию. Умер Псковским Епископом. 5. ЛЕОНИД Кременский. В 1751 году в Июле определён Префектом. В 1754 году уволен от должности сей. В 1765 году скончался в Кизическом монастыре. 6. ГЕННАДИЙ Халчинский. С 1757 года. В 1760 году произведён в Архимандрита Седмиезерной Богородицкой пустыни. В 1764 году переведён в Раифскую пустыню, оттуда, в 1765 году в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 7. ИЕРОНИМ Формаковский. С 1765 года. В 1766 году определён Ректором и Архимандритом Спасо-Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Об этом же было повторено Синодом 24 января и 15 сентября 1754 г. 1151 . В апреле этого года, как выше было замечено, Императрица вновь спрашивала о ведомостях, потребованных в 1748 году 1152 , вследствие чего 14 августа 1754 г. Синодом был подан в Кабинет экстракт, составленный еще в 1749 г. и очевидно уже устарелый. В то же время Сенат требовал у Синода сведений для себя; когда же Синод ответил, что достоверных и точных сведений он предоставить не может, Сенат потребовал себе копию с вышеупомянутого экстракта. 20 ноября 1754 г. Елизавета лично спрашивала обер-прокурора Св. Синода Львова, почему до сих пор не представлены ей ведомости о штатном числе монашествующих и убылых порциях для надлежащего распределения отставных? Львов ответил, что вообще штатов у Синода нет 1153 . То же подтвердил и Синод в своем ведении Сенату в декабре того же года, добавив, в ограждение монастырей, что хотя в некоторых монастырях монахи и получают от 1 до 5 руб. в год на одежду и обувь, за то в других не получают, а содержатся из случайного монастырского прихода вместе с отставными, которые не посылаются только в Троице-Сергиевский монастырь (согласно В. ук. 8 июня 1744 г.) и в Александро-Невский монастырь, где по штату 1732 г. на отставных никакого кредита не назначено. Поэтому некоторые монастыри терпят оскудение, как это и показано в ведомостях, составленных в силу указа 1 октября 1748 г., и в экстракте из них, поданном Кабинету 14 августа 1754 г. В архиерейских же домах не может быть убылых порций, ибо архиереи со своим штатом всегда на лицо; да и указа нет, чтобы в архиерейские дома посылать отставных 1154 . Сообщенные Синодом сведения были совершенно верны, и он старался воспользоваться ими, чтобы с подведомственными ему учреждениями уклониться от того материального ущерба, которым им грозили штаты. Время секуляризации приближалось, но заинтересованная сторона усиливалась по крайней мере его отдалить. В этих целях Канцелярия С. Э. Правления усвоила себе правило отставных в Монастыри не принимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010