Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ II [Греч. Πασιος Β] ( осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752). Патриаршество П. пришлось на эпоху глубокого кризиса Константинопольской Православной Церкви: долги Вселенского Патриархата росли, внутрицерковные группировки боролись друг с другом и использовали в этой борьбе тур. власти, занять К-польский престол можно было благодаря взятке. П. происходил из Кесарии Каппадокийской, носил фамилию Киомурцоглу (Κιουμουρτζγλου). Возможно, какое-то время в молодости П. провел в столице, греч. историк А. Комнин-Ипсиланти называет его выходцем из К-поля ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). До вступления на К-польский престол П. был митрополитом Никомидийским (по крайней мере с 1721). Первое избрание П. было связано с действиями сил, оппозиционных патриарху Иеремии III , к-рый к тому времени занимал К-польскую кафедру уже 10 лет. Первым претендентом на престол был Каллиник III , но он скончался на следующий день после избрания (19 нояб. 1726). В период 1-го Патриаршества П. активно взаимодействовал с вост. Патриархатами. В февр. 1727 г. в К-поле состоялся Собор под председательством П., в котором приняли участие патриарх Антиохийский Сильвестр (1724-1766) и патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара (1707-1731). Поводом к созыву Собора стала деятельность католич. миссионеров в Сирии. По итогам заседаний Собора было составлено (возможно, лично Хрисанфом Нотарой) «Краткое изложение священных правил и учения Восточной Церкви» в 16 пунктах (Τ δογματικ κα συμβολικ. 1968. Σ. 940-950). В авг. 1728 г. П. по просьбе патриарха Хрисанфа Нотары разослал соборное окружное послание с призывом жертвовать средства на нужды храма Гроба Господня в Иерусалиме ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). В 1727 г. П. издал призыв жертвовать средства на восстановление мон-ря в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник», начатое митр. Деркским и Неохорийским Никодимом ( Εγνιος. 1886. Σ. 225-228). В том же году П. издал документ об учреждении при Патриархате муз. школы ( Γεδεν. 1887-1888).

http://pravenc.ru/text/2578679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИЯ НАУК (АН), высшее научное учреждение России. Проект указа имп. Петра I об основании АН был составлен 22 янв. 1724 г., 28 янв. 1724 г. последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии наук и художеств». Постановление об учреждении АН вышло 21 дек. 1725 г., торжественное открытие состоялось 27 дек. 1725 г. Первоначально называлась АН, с 1747 г.- имп. Академия наук и художеств, с 1803 г.- имп. АН, с 1836 г.- имп. С.-Петербургская АН, с февр. 1917 г.- Российская АН, с июля 1925 г.- АН СССР, с 21 нояб. 1991 г.- Российская АН. Первоначально АН состояла из 3 «классов» (отд-ний) - математики, физики и гуманитарных наук, к-рые подразделялись на кафедры. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. По своей структуре и направлению деятельности АН отличалась от западноевроп. академий: она создавалась как гос. учреждение, обеспечивавшее научно-техническое обслуживание потребностей гос-ва и соединявшее научно-исследовательские функции с обучением. Для подготовки научных кадров при АН были учреждены ун-т, состоявший из юридического, медицинского и философского фак-тов, и гимназия (существовала до 1805). Из-за недостатка средств и незначительного числа слушателей лекции в академическом ун-те читались с перерывами и к 1732 г. фактически прекратились; занятия возобновились в 1751 г., тогда же были введены экзамены, лучшие студенты по окончании ун-та переводились в адъюнкты АН; ун-т был закрыт в 1760 г. АН возглавлял президент, назначавшийся императором. В состав АН входили ординарные профессора-академики и адъюнкты, в 1726 г. введена должность экстраординарного академика. В первый состав АН вошли приглашенные иностранные ученые (всего 11, среди них: математики Л. Эйлер, братья И. и Д. Бернулли, натуралист И. Г. Гмелин, историк Г. Ф. Миллер ). АН имела физический кабинет, лабораторию, астрономическую обсерваторию, анатомический театр, типографию, граверную школу, оптическую мастерскую, инструментальную палату, б-ку и архив. В ее распоряжение была передана Кунсткамера. В 1748 г. М. В. Ломоносов создал первую химическую лабораторию.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАМАН [лат. Karaman] Матей (6.06. 1700, Сплит - 5.06.1771, Задар), католич. архиеп. Задарский, миссионер, теолог и филолог. 18 сент. 1723 г. был рукоположен во священника. В 1724-1731 гг. преподавал в духовной семинарии в Задаре. По указанию архиеп. Задарского Вицко Змаевича, покровителя глаголической письменности, К., хорошо знавший церковнослав. язык рус. извода того периода, был направлен в Рим для подготовки к миссионерской деятельности среди правосл. славян. С 1732 по 1737 г. К. находился в России в качестве капеллана рус. вице-адмирала далматинского происхождения М. Х. Змаевича (ум. в 1735), брата архиеп. Вицко. В Римскую конгрегацию пропаганды веры К. в 1737, 1739 и 1742 гг. отправил 3 отчета о проблеме церковной унии в России. С 1738 г. в Риме в Конгрегации пропаганды веры преподавал церковнославянский язык и был ревизором глаголической литературы. В 1741 г. составил для Конгрегации пропаганды веры обозрение «De clero Illyrico», посвященное проблеме церковной унии и активизации распространения глаголического богослужения в Далмации. 9 июля 1742 г. назначен, 15 июля утвержден епископом кафедры в с. Осор (лат. Ossero) на о. Црес (Хорватия). 1 авг. 1742 г. по случаю вступления на кафедру опубликовал на слав. языке «Пастырское послание духовенству и мирянам Осорского епископства». 22 нояб. 1745 г. переведен на Задарскую кафедру. В 1748 г. открыл в Задаре «иллирийскую» семинарию для подготовки священников-глаголяшей, использующих при службах глаголические слав. книги. Считал церковнослав. язык рус. извода исконным слав. языком, составил грамматику «Язык славянский русской редакции» (текст, который был набран параллельно глаголицей и кириллицей, не был опубликован) и «Букварь Славенский писмены величайшего Учителя Иеронима Стридонского» (Bukvar slavenskij. R., 1739, 1753, 1788. Split, 2005). Вслед за Р. Леваковичем (1631) и И. Паштричем (1706) издал 3-ю версию глаголического Миссала на слав. языке рус. редакции (Missale Romanum Slavonico idiomate jussu SS. D. N. Papae Urbani Octavi=Миссал римский Славенским языком повелением П. Г. Н. папы Урбана Осмаго. R., 1741), но предложенные им глаголические графическая и фонетическая системы отличались от систем его предшественников (см.: Babi . 1998/1999). Версия Миссала К. подверглась серьезной критике, а впосл. ее издание считалось одной из причин упадка хорватско-глаголической книжности ( Kopitar B. Glagolita Clozianus. Vindobonae, 1836. P. 16-17; ср.: Ягич. 2003. С. 40).

http://pravenc.ru/text/1680979.html

Верхне-Паденгский Николаевский погост, урочище. Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца и иконы Божией Матери " Одигитрия " . /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1718 и 1799. Год утраты:Не установлен. Адрес: Предположительно около д. Поташевской. Координаты: 61.976132, 41.74781 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Приход был образован из Верхнепаденгской Николаевской пустыни, основанной на месте явления икон Николая Чудотворца и Божией Матери Одигитрии, почитавшихся чудотворными. Впоследствии иконы находились в приходских храмах. В описании прихода конца XIX в. упоминаются выписки из старинных документов протоиерея Шенкурского собора Иоанна Розова (1777-1808 г.г.), по которым известно было, что в 1656 г. существовала пустынь с двумя церквями - во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия и свт. Николая Чудотворца. Церкви были покрыты дертьем с берестой. Священные сосуды в них были деревянные, крест низан жемчугом, покровы для сосудов крашенинные, ризы холщевые, у образа св. Николая пелена атласная. Строители пустыни: монахи - Арсений 1690 г.; Савватий 1702 и 1706 г.г.; иеромонахи - Филарет 1730 г.; Афанасий 1732 г.; Савватий 1748 г.; Косьма 1748 г.; Ианнуарий 1754 г.; монах грек Серафим 1754 г.; иеромонахи - Венедикт 1757 г.; Порфирий 1762 и 1764 г.г.; Матфей 1764 г. Монастырь был закрыт в 1764 г., вместо него образован приход. В 1718 г., по благословению епископа Варнавы, была построена новая холодная церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, перестроенная заново в 1869 г. В 1799 г. была построена теплая церковь во имя свт. Николая, вместо ветхой монастырской. На одном из церковных колоколов была надпись: " сей колокол лит в Верхопаденскую Никольскую пустыню прилежанием монаха Лаврентия игумена и вдовы Анны игум. 5 вылит от сотворения 7277 " .

http://sobory.ru/article/?object=38857

[Серб. Napmehuje] (Павлович; ок. 1695, г. Силистра - 29.04.1760, Сремски-Карловци), викарный епископ Карловацкой митрополии . Род. в семье учителя греч. языка Павла, к-рый, вероятно, был болгарином. Рано выучил греч. язык. Начальную школу окончил в Силистре, впосл. учился в Охриде, в школе иером. Мефодия в Кастории, в Академии св. Саввы в Бухаресте у Марка Порфиропулоса († между 1708 и 1710) и Георгия Хрисогона Трапезундского. Хотел получить образование в Италии, посетил ряд итал. городов, но по причине постоянных конфликтов с католиками уехал в Задар. Объехал Македонию и Албанию, на границе с к-рой был арестован осман. властями. Через месяц освобожден, посетил Улцинь, Котор, из-за недостатка средств остался учителем в г. Рисан. Еп. Далматинский Стефан (Любибратич; 1719-1722; впосл. епископ Костайницко-Зринопольский; † 1737) оценил образованность П., в мон-ре Савина постриг его в монашество с именем Парфений и рукоположил во диакона. В 1725 г. П. уехал в Мостар, потом в Сараево. В г. Нови-Пазар безуспешно просил патриарха Печского Моисея (Райовича; 1712-1725) дать ему должность, соответствующую образованию. Мечтал поехать в Россию и встретиться с имп. Петром I. Митр. Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович; 1718-1730) в г. Сремски-Карловци рукоположил П. во иерея. В 1730 г. митр. Карловацкий Викентий (Йованович Видак; 1730-1737) назначил его ответственным за ежедневные богослужения. В 1731 г. П. захотел продолжить обучение в Германии и самовольно уехал в Вену, к-рую вскоре покинул из-за конфликта с католиками. Посетил Братиславу, Хорватию, Далмацию, Косово и Метохию, Ниш и Софию. Неск. месяцев изучал б-ку и архив Рильского монастыря . На рубеже 1732 и 1733 гг. уехал в Печ и получил титул протосинкелла при патриархе Печском Арсении IV (Йовановиче-Шакабенте; 1725-1748). В 1737 г., после подавления серб. восстания турками, вместе с патриархом ушел в Сремски-Карловци. В 1742-1744 гг. служил в ц. вмч. Георгия Победоносца в Вене, потом жил в Бухаресте. 16 месяцев по неизвестным причинам находился в тюрьме в Вене. 19 сент. 1748 г. назначен проповедником с правом посещения всех епархий Карловацкой митрополии. В празднование Вознесения Господня 1749 г. возведен в сан архимандрита и назначен членом суда митрополии, служил в соборе в Сремски-Карловцах. 14 сент. 1751 г. в мон-ре Раковац (см. в ст. Фрушка-Гора ) хиротонисан во викарного епископа (без кафедры), стал ближайшим помощником митр. Карловацкого Павла (Ненадовича; 1749-1768), по благословению к-рого объезжал епархии, освящал храмы, рукополагал священнослужителей, с 1752 г. вел «Протокол» митрополичьих актов, руководил комиссией, сформированной в 1753 г. для восстановления общежития во фрушкогорских мон-рях.

http://pravenc.ru/text/2579083.html

Болхов. Церковь Алексия, митрополита Московского, быв. Христорождественского монастыря. Карта и ближайшие объекты Ансамбль церквей Рождества Христова и святителя Алексия Митрополита Московского расположен в северо-восточной части города Болхова на высоком берегу реки Нугрь. Изначально церковь Алексия Митрополита Московского была надвратной и принадлежала Христорождественскому монастырю. Первое каменное здание храма было построено в 1701 году. В годы начала советской власти здание Алексеевской церкви и другие церковные постройки были перестроены и до сих пор используются как жилые дома (ул. Воровского д. 14, 19). Расположена к западу от Христорождественской церкви, вместе с которой первоначально входила в ансамбль Рождественского монастыря. Надвратная церковь Св. Алексея Митрополита со Святыми воротами и венчавшей ее колокольней построена в 1701 г. при игуменье Анне. С западной стороны к ней примыкала часовая будка, стоявшая на четырех деревянных столбах, а изнутри монастыря – две деревянные паперти. В 1732 г. обветшавший храм, с которого упала глава, отремонтировали. В 1748 г. церковь Св. Алексея Митрополита сгорела вместе со всей церковной утварью, но вскоре была восстановлена. Возможно, тогда же вместо сгоревшего деревянного столпа для «русских железных часов» устроили кирпичный с внутренним ходом, сохранившийся до нашего времени (без часовой будки). Особым богатством и обилием богослужебная утварь и иконостас Алексеевской церкви никогда не отличались, так как служба велась в ней, в основном, в летнее время, когда все нужное приносили из соборной Христорождественской церкви. В конце XVIII в. Алексеевская церковь в очередной раз сгорела, а висевшие на ее колокольне колокола разбились или расплавились. Сильно пострадавший ярус звона разобрали и вместо него возвели более высокую колокольню в «классицистическом» стиле. Возможно, тогда же сбили и заштукатурили красивые оконные наличники в стиле «нарышкинского барокко», следы которых и сейчас отчетливо видны на плоскости стены. Около 1800 г. новая колокольня была закончена, и на нее начали поднимать колокола, отлитые «старанием строителя болховского купца Василия Козьмина Поспеева» на московском заводе купца Струговникова. Всего их отлили шесть, из них наибольший весил 151 пуд 28 фунтов.

http://sobory.ru/article/?object=09673

Платон, архиепископ Московский и Севский (Малиновский Павел) Образование получил в Киевской духовной академии. С 1722 года – префект Киевской духовной академии. В 1724 году переведен в той же должности в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 1726 года – архимандрит Харьковского Покровского монастыря. 15 марта 1727 года по болезни уволен в Киево-Печерскую лавру. В 1729 году назначен ректором новооткрытого Харьковского коллегиума и архимандритом Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. 14 апреля 1731 года перемещен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря. 12 августа 1732 года арестован и предан суду за обвинение архиепископа Феофана (Прокоповича , † 1736) в ереси и за издание книги митрополита Стефана (Яворского , † 1722) «Камень веры». При допросе в Тайной канцелярии его подвергали пыткам. 27 июля 1734 года уволен из членов Святейшего Синода. 13 декабря 1738 года лишен сана и монашества и под именем Павла Малиновского сослан на вечное пребывание в Сибирь. Местный преосвященный епископ Иркутский Иннокентий (Неронович, † 1746) сделал его учителем своей архиерейской школы. 28 апреля 1740 года по ходатайству епископа Иннокентия ему возвращен сан. 19 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. Хиротония происходила в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. С 5 апреля 1744 года – член Святейшего Синода; 16 (17) июля того же года возведен в сан архиепископа, назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим Московской епархией. 5 апреля 1748 года назначен архиепископом Московским, а с 16 мая стал называться архиепископом Московским и Севским. В 1751 году вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 1753 года архиепископ Платон стал первоприсутствующим в Святейшем Синоде. Скончался 14 июня 1754 года. Погребен в Михаило-Архангельской церкви Московского Чудова монастыря. Архиепископ Платон был человек просвещенный и гуманных воззрений, заботливый и внимательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Порфирий, епископ Белгородский и Обоянский (Крайский Петр) Родился на юге России. С 1708 года – воспитанник Заиконоспасской духовной академии (т. е. Славяно-греко-латинской академии). В 1725 году назначен учителем духовной академии. В 1732 году пострижен в монашество. В 1741 году назначен префектом Московской Славяно-греко-латинской академии. С 5 сентября 1742 года – архимандрит Заиконоспасского монастыря. С 1743 года – ректор той же академии. 12 мая 1747 года назначен архимандритом Донского монастыря с оставлением в должности ректора и архимандрита Заиконоспасского монастыря. 30 мая 1748 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. С 9 октября 1755 года – епископ Коломенский и Каширский, член Святейшего Синода. С 29 октября 1763 года – епископ Белгородский и Обоянский. Преосвященный Порфирий сразу же после своего назначения в Белгород приступил к обозрению епархии. Эта работа была проведена с помощью нескольких архимандритов, каждый из которых обозревал определенный район епархии и свое заключение представлял епископу. Результаты этого обзора были очень неутешительными. В церквах чувствовалось запустение и недостаток всего необходимого для богослужений. Большинство священников были невежественными, но за неимением образованного духовенства с этим приходилось мириться. Сам епископ непосредственно занялся изучением положения духовенства в обществе. В своем донесении Святейшему Синоду доложил о бедственном состоянии священства, о притеснении и угнетении его со стороны помещиков и гражданских властей. При епископе Порфирии произошли и некоторые преобразования учебных заведений епархии, которые заключались в создании при Харьковском коллегиуме так называемых «прибавочных» или «вспомогательных» классов. Целью этих классов было изучение иностранных языков, а также ряда технических наук. Это преобразование производилось не по инициативе епископа Порфирия, даже против его воли, а по указанию правительства. В деле управления Белгородской епархией у преосвященного Порфирия были и свои недостатки и ошибки, за что он имел строгое замечание от Святейшего Синода и указание поступать во всех делах с пастырской кротостью и снисхождением. Дух снисхождения не был чужд епископу Порфирию. Он всегда старался смягчить меру наказания виновным, определенную духовной консисторией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Пуцек-Григорович), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. XVIII в. (Александро-Невская Лавра) Вениамин (Пуцек-Григорович), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. XVIII в. (Александро-Невская Лавра) (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700, г. Лохвица Лубенского полка - 21(?).06.1785, казанская Седмиезерная Богородицкая пуст.), митр. Казанский и Свияжский. Г. Григорович, отец В., служил в Лубенском полку, мать происходила из польск. дворянского рода Пуцеков. Получив хорошее домашнее образование, Пуцек-Григорович в 1728 г. поступил в КДА, по окончании к-рой в 1732 г. был приглашен Казанским архиеп. Иларионом (Рогалевским) для обустройства духовно-учебных заведений. В 1734 г. Пуцек-Григорович был направлен преподавателем лат. языка и арифметики в Казанское славяно-лат. уч-ще, преобразованное в 1733 г. из духовной школы Зилантова казанского мон-ря . 1 сент. 1739 г. назначен учителем новооткрытого философского класса Казанской ДС, в 1740 г.- учителем богословского класса, в 1741 г.- префектом, в 1744 г.- ректором ДС. В 1740 г. еп. Казанским Лукой (Конашевичем) пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. Был помощником епархиального миссионера архим. свияжского Богородицкого мон-ря Димитрия (Сеченова) , управлявшего Новокрещенской конторой в Казани, в ведении к-рой состояли Казанская, Астраханская, Нижегородская и Воронежская губернии. В. ездил в отдаленные места епархии для просвещения татар, чувашей, мордвы и вотяков, изучил татар. и чуваш. языки. 6 дек. 1744 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского в честь Преображения Господня мон-ря. В 1746-1748 гг. находился на чреде священнослужений в с.-петербургском Петропавловском соборе. 9 авг. назначен и 14 авг. 1748 г. хиротонисан в Петропавловском соборе С.-Петербурга во епископа Нижегородского и Алатырского. Стараниями В. в 1752 г. была построена крестовая ц. в нижегородском архиерейском доме, реконструированы здания Нижегородской ДС, в число изучаемых в семинарии дисциплин введен греч. язык. 2 марта 1753 г. В. был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. С 6 окт. 1753 г. до кончины являлся членом Святейшего Синода. С 2 апр. 1758 г. епископ Псковский, Нарвский и Изборский. 15 сент. 1761 г. назначен на С.-Петербургскую кафедру в сане архиепископа. В 1762 г. присутствовал при погребении имп. Петра III в С.-Петербурге, затем при коронации имп. Екатерины II в Москве.

http://pravenc.ru/text/150309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТРОПОВ Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Портрет Сильвестра (Кулябки), архиеп. С.-Петербургского. Худож. А. П. Антропов 1760 г. (ГРМ) Алексей Петрович (14.03.1716, С.-Петербург - 12.06. 1795, там же), рус. живописец. Отец - потомственный мастер Оружейной палаты. С 1732 г. А. обучался у Л. Каравака, А. М. Матвеева , И. Я. Вишнякова; в 50-х гг. XVIII в. брал уроки у итал. живописца П. Ротари, оказавшего на А. сильное влияние. В 1739 г. был определен в живописную команду Канцелярии от строений; в 1749 г. произведен в подмастерья. Участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Аничкова, Петергофского (1750) и др. дворцов. Под руководством Дж. Валериани и А. Перезинотти с 1750 г. писал декорации для Оперного дома. В 1752 г. послан в Киев для росписи Андреевского собора. В 1755-1758 гг. работал в Москве над росписями Головинского дворца. С 1761 г. официально зачислен на службу в Святейший Синод; получил чин подпоручика и должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Синоде. Написал большое количество икон, иконостасы в кладбищенских церквах (на Васильевском о-ве и Выборгской стороне в С.-Петербурге), в церквах Аничкова и Екатерининского дворцов, Златоустовской (Феодоровской) ц. Александро-Невской лавры , Рождественской ц. в С.-Петербурге и др. Писал иконы по заказам двора, нередко по случаю торжественных дат (напр., для венчания вел. кн. Павла Петровича). В 1762 г. А. был направлен в Москву для работ, связанных с коронацией императрицы Екатерины II . В 1767 и 1769 гг. дважды направлялся в Москву для изучения икон и росписей в кремлевских соборах, московских церквах и мон-рях. Сохранились подробные отчеты А. о состоянии росписей и икон. С 50-х гг. XVIII в. А. работал как портретист. Писал портреты членов имп. фамилии и высшей российской аристократии. Особое место в творчестве А. занимают портреты архиереев. Первый по времени - портрет Сильвестра (Кулябки) (1760; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Шлиссельбургского. Позднее художником были созданы портреты Гавриила (Петрова) (1774; ГРМ), архиеп. С.-Петербургского и Ревельского, с 1783 г. митр. С.-Петербургского и Новгородского, прот. Ф. Я. Дубянского, духовника императрицы Елизаветы Петровны (ГЭ), и Платона (Левшина) , митр. Московского (ТОКГ). Большинство портретов первоначально находилось в трапезной Александро-Невской лавры, затем в древлехранилище. Кисти А. традиционно приписывают и др. изображения архиереев.

http://pravenc.ru/text/114064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010