Maybaum. Die Entwicklung des altisraelil. Priesterthums, 1880. Meyer I. Kritischi-exegetisches Commentar. Th. 13. Hebraerbrief, bearb. v. Lunemann. 3 Aufl. Gottingen. 1867. Moll С. Der Brief an die Hebräer. 2 Aufl. 1865. У Lange: Theolog. homiletisches Bibel. Werk des N. T. Th. 12. Ochler G. Théologie des Alton Testament. 3 Aufl. 1801. Олесницкий Л. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. Правосл. Палест. Сборник.Т. V, вып. 1, 1889. Переферкович. Талмуд, его история и содержание. Ч. 1. Мишна. С. Петербург, 1897 г. Reuss Ed. Die Geschichte der Heiligen Schriften Alton Testam ents. 1881. Ricmh. Handwörterbuch des biblischen Alterthums. В. I, II, 1884. Rosenniüller Km. S. holia in Vetus Tesmamynum. Pars 2. Ed. 2. 1748. Schegg I. Biblische Archäologie. 1888. Schenkel I. Bibel-Lexicon. В. I, V. Schulz Herm. Alttestamentliche Théologie. 4 Aufl. 1889. Spenccrus loh. De legibus Hebraeorum ritualibus. 1732. Strack-Zockler. Kurzgefasster Commentar zu den Heiligen Schriften Alton und Neuen Testament. 1 Abth. 3 Lief. 1894. Хрисанф епископ. Религия древнего мира в их отношении к христианству. T. III. С. Петербург, 1878. Троицкий. Религиозное общественное и государственное состояние евреев во время судей. 1880 г. Wangemann. Opfer nach Lehre der Heiligen Schrift. Th. I. Berlin, 1806. Wellhausen I. Geschichte Israels. В. 1. 1878. Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. 1885. Vigouroux F. Dictionaire de la Bible. T. 1, 1895. Winer. Real Worterbuch. В. I, II. 3 Aufl. Властов Г. Священная летопись. T. II. 1877. Zeitschrift fur die Historische Théologie. 1800. Zeitschrift der deutschen Morgenland. (Gesellschaft, В. XXVI). Zeitschrift fur die alttestament. Wissenschaft. В. IV, IX. Кроме указанных сочинений, есть еще несколько сочинений, посвященных, преимущественно, вопросу о козле отпущения. Некоторые из этих сочинений относятся еще к XVII веку. Таковы: De hirco emissario Th. Koser " a, Iena, 1664; De hirco emissario W. Heckel " a. Iena, 1008; De Azazelis hirco ejusque rilibus Schroder " a, Marburg, 1725. De hirco emissario ejusque rilibus Shafshausena, 1735 и некоторые другие. Но все эти сочинения уже устарели, потеряли научную ценность, поэтому совершенно почти не принимаются во внимание новейшими исследователями, писавшими по некоторым вопросам, имеющим отношение ко дню очищения. Глава I. Разбор возражений отрицательной критики против единства и подлинности 16 главы книги Левит

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

Венедикт Григорович в окт. 1821 перев. из Кутеенского монастыря, а 11 июня 1833 хирот. в епископа Ревельского (викария С.-Петербургского). Виталий Щепетев 8 июня 1833 перев. из Заиконоспасского; 27 июня 1837 хирот. в Московского викария. Геннадий Горнетский 10 авг. 1837 перев. из Рязанского Троицкого монастыря; † 1868 ... Владимир 1868 перев. из Лютикова (?). 2 Добрый (Добренский) Покровский, от Тихвина в 10 верстах, существовал в XV веке. Архимандрия с 1670 г. Ныне 3-го класса. [IV, 40; VI, 989.] Игумены Иона , 1612–14. Пафнутий , в сент. (sic) 1621. Иона , 1623, 26 авг., в мар. 1634. Феодосий , в февр. (sic) 1643, 1644, 1653, 1654. Гурий , 1655–59. Иов , 1661–69. Архимандриты Варсонофий произведён из игуменов 9 авг. 1670; упом. до 1678. Иларион , 1680–89; † 5 февр. 1692. Иоасаф определён 7 янв. 1693, а 2 февр. 1699 перев. в Московский Петровский. Авраамий , 1701–1703. Климент , 1703–5. Евфросин , не из Лютикова – ль? 1705–8. Макарий , 1709–11. Сергий , 1712. Евфимий , 1715. Пахомий , 1717. Макарий , 1719. Алексий , 1720. Пахомий , 1722. (Все шесть в Ист. Иер., VI, 994). Павел , 1725 –29, а 20 дек. 1731 перев. в Владимиро-Рождественский. Кирилл , с 1732. Алексий перев. из Дорогошанского; упом. 1732, 1737–47, февр. Питирим , с 17 мар. 1747. Алексий (паки) 1748–63, июль; † ... Симеон , из наместн. Ново-Иерусалимских, определён 11 мая 1763–67, перев. в Белевский Спасский. Стефан , в мар. 1768. Игумены Сильвестр Буявинский 9 апр. 1768 перев. из Московского Покровского, а 1 нояб. 1772 – в Пафнутиев. Амвросий , с 31 дек. 1772, а 11 мар. 1773 – в Белевский Спасо-Преображенский. Стефан 11 мар. 1773 перев. из Белевского Спасо-Преображенского; до 1775. Феодосий , с 29 июля 1776; в 1777 уволен. Гавриил 14 июня 1777 перев. из Чернигова; † 1786. Никодим , архим., 1786–94. Симеон , 1795. Авраамий , 1797. Авраамий в 1801 перев. из Оптиной пустыни, но там оставлен. Архимандриты Вениамин , до 1803, (перев. в Белев?) Галактион перев. из Белевского Спасского, 1803–7. (Не в Бизюков-ли?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 февраля 1731 г. вотчинная коллегия уведомила казенный приказ, что вследствие прошения вдовы Феклы Афанасьевны и ее дочери Любови Михайловны Протасьевых, в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на пропитание попу с причетниками утверждено вотчинною коллегию из дач сельца Надовражного пашни 15 четвертей и сенных покосов 20 копен. 19 марта 1731 г. в Синодальном приказе по прошению вдовы Феклы Протасьевой об освящении церкви Николая Чудотворца с приделом, определено: «об освящении той новопостроенной церкви с приделом Большого Успенского собора протопопу с братиею послан указ, и для освящения антиминсы выдать, оную церковь платежом данных денег вписать в окладную книгу Загородскую десятину…». 22 марта того же года из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом. В приходных книгах казенного приказа 1732-40 гг. новопостроенная церковь писалась под Загородскою десятиною: «церковь Николая Чудотворца с приделом св. мучениц Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови в селе Надовражном, дани рубль, 20 коп.», при церкви находился священник Петр Никитин. В 1748 г. жена Петра Афанасьевича Юшкова Любовь Михайловна, урожденная Протасьева, село Никольское-Надовражное заложила Федоту Никитичу Елагину, за которым оно и утверждено отказною книгою. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Церковь Рождества Богородицы в селе Надовражино, что находится нынче в Истринском городском округе - интересный образец новейшей храмовой архитектуры, спроектированый современными архитекторами, вдохновлёнными формами древнерусского зодчества. Этот храм был возведён в 2001 году, однако история прихода насчитывает не одно столетие. До 30-х годов ХХ века в Надовражино стояла другая каменная церковь, построенная ещё во второй половине XVIII века на средства коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново.

http://sobory.ru/article/?object=06763

7 янв. 1708 г. епископом Будимским был избран Викентий (Попович-Хацилавич , с 1713 г. митр. Карловацкий). При нем соборной церкви в Буде Патриарх Арсений III даровал стравропигию, что ограничило права Будимской общины и позже привело к столкновению между верующими и архиереем. В 1716-1728 гг. Б. е. управлял еп. Михаил (Милошевич), сохранилось неск. его посланий. При еп. Василии (Димитриевиче , 1728-1748) произошло объединение (1732) Б. е. с Мохачской епархией, и архиерей стал носить титул «епископ Будимский, Пештанский, Сентендрейский, Стонобеоградский, Сечуйский, Сигетский и Мохачопольский». Особое попечение еп. Василий имел о развитии церковного искусства, он построил и освятил 3 храма и кафедральный Преображенский собор со звонницей (1741-1746) в Сентендре, церковь в Грабоваце и мн. др. церковные здания, успешно боролся с насаждением унии и католицизма. 24 июля 1749 г. во епископа Будимского был посвящен Дионисий (Новакович) из Книнской Краины, но вскоре австро-венг. власти без уведомления митрополита и синода назначили его на новоучрежденную для правосл. румын Эрдельскую кафедру, оставив за ним пост администратора Б. е. Несмотря на территориальную удаленность кафедр друг от друга, еп. Дионисий ревностно управлял паствой в обеих епархиях до своей кончины в 1767 г. О положении Б. е. при его правлении свидетельствует «Екстракт описания Богоспасаемой епархии Будимской» 1751 г. (Екстракт Onucahuja Бorocnacajeмuja Enapxuju Бyдuмckuja; хранится в МСПЦ), в к-ром представлен список из 94 сел с правосл. населением с указанием количества домов (3087), храмов (46, в т. ч. 3 неосвященных), правосл. священников (47), мон-рей с числом насельников ( в Грабоваце - 13, в Ковине с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы - 4); кроме того, перечислены костелы и католич., лютеран. и кальвинист. молельные дома. В центре епархии, в Сентендре, находилось 716 домов с правосл. населением, 6 церквей и 17 священников. В этот период границы Б. е. на севере и востоке доходили до Дуная, на юге до Дравы, самым зап. был г. Сигетвар. Сев. приходы были объединены в церковно-адм. единицу «протопопия Будимская», юж. приходы обозначены как «страна Сечуйская». В акте 1765 г. Б. е. делится на Верхнюю и Нижнюю. Наиболее часто престолы церквей посвящались свт. Николаю, архистратигам, вмч. Георгию, освящались в честь Пресв. Богородицы. Еп. Дионисию в управлении Б. е. помогал игум. Грабоваца Софроний (Кирилович), к-рый в 1769 г. был избран епископом Эрдельским, с 1774 г. управлял Б. е., а в 1781 г. перешел на Темишварскую кафедру, скончался в 1786 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Иустин Вишневский , викарий Казанский, управлял в 1800 и 1801. Назарий Романовский в янв. 1802 перев. из Кирилло-Белоезерского; † в 1804. Евгений в 1804 перев. из Отроча; † 1808. Израиль Звягинцов 31 авг. 1808 перев. из Петергофской Троицкой пустыни; † в 1829. Иероним Визерский в 1830 перев. из Черниговского Елецкого; † в 1837. Мелетий Носков 1838 перев. из Мгарского Дубенского, а 31 дек. 1841 отставлен; † 15 февр. 1848, в Киево-Печерской Лавре. Мартирий 23 июля 1842 перев. из Задонска; до ныне (1869). 2 Спасо-Преображенский, в Казани, основан в 1555; ныне второклассный. [V, 627.] Архимандриты Св. Варсонофий 1555 перев. из Песношского, а в 1567 хирот. в еписк. Тверского. Иеремия , 1567–76, хирот. в архиеп. Казанского. Герман , 1577–82. Паисий , 1585 и 86. Гермоген , 1588, а 13 мая 1589 хирот. в митр. Казанского. Галактион , 1590–93, хирот. в архиеп. Суздальского. Герман , 5 нояб. 1593. Арсений , 1594–1606. Иоасаф , 17 окт. 1607. Сергий , 1613, в апр. уволен на покой, за немощью. Макарий перев. из Казанского Иоанно-Предтечева 16 мая 1613, а 13 янв. 1629 (sic) хирот. в архиеп. Астраханского. Варфоломей , 1630–33, потом на покое в Кирилло-Белоезерском. Пафнутий , 1633–41. (Бывший 16 сент.) Сильвестр , 1643–47. Никон , 1647–49. Прохор , 1650–57. Кирилл , 1660–62, авг. Мисаил , 1663–70. Иосиф 1673 перев. из Соловецкого; по 1678. [??Игум. Ефрем , в окт. 1679.] Софроний , 1680 и 81. Дионисий Кучин , 1683–90. Алексий , 1692. Макарий , 1698. Георгий Зубин , 1701–1709, перев. в Нижегородский Благовещенский. Иона Салникеев , из строителей Астраханского Троицкого; упом. в 1718–26, отрешён; в 1729, по суду, бит кнутом. Питирим Смирной в 1726 перев. из Седмиезерной пустыни; до 1732; 27 янв. 1733, лишённый монашества, сослан в Сибирь; в 1742 возвращён. Герман Барутович перев. из Назарета (упом. 29 мая) 1732–37, перев. в Московский Спасо-Андрониев. Иоасаф Орловский 1738 перев. из Симбирского Покровского, а 1742 обратно. (Упом. 1740). [В окт. 1742, Ист. Иер., V, 634.] Вениамин Пуцек-Григорович , с 6 дек. 1744, а 14 авг. 1748 хирот. в еписк. Нижегородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1738 г. на территории К. м. располагались также настоятельская и 11 братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня; постройки обнесены деревянной оградой (67 саж.). Вероятно, в том же году в обители произошел пожар: храм и почти все постройки сгорели, братия поселилась в небольших хижинах, богослужения совершали во временной часовне. Строительство новой каменной Казанской ц. (1739-1746) и восстановление келий инициировал и финансировал дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А. Н. Радищева ), неск. раз посещавший мон-рь. В марте 1741 г. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман в одном из московских мон-рей. По возвращении в К. м. он занял должность казначея. В 1741 г. завершилось строительство теплого придела во имя свт. Тихона Амафунтского, а 5 июля 1746 г. игум. Иларион освятил весь каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Одновременно полусгоревшая деревянная церковь (1714) была разобрана, перенесена к вратам обители и в 1740 г. освящена во имя мч. Иоанна Воина; во время возведения каменной Казанской ц. здесь совершались богослужения. В 1746 г. мон. Герман (Аблязов) принял постриг в схиму и до самой кончины подвизался в затворе, в «каменной палатке» у надвратной Иоанновской ц.; похоронен справа от алтаря Казанского храма. Согласно описи, составленной в 1763 г. прапорщиком И. Суховым, в Казанской ц. хранились серебряный чеканный напрестольный крест, 2 Евангелия, обложенные бархатом (одно с «евангелистами серебряными», другое «с медными»), серебряные богослужебные сосуды. В обветшавшей Иоанновской ц. «на вратах» богослужения уже не совершались, иконостас с иконами «греческого письма» перенесен в Тихоновский придел Казанского собора. В обители находились старая игуменская келия, 2 «новых» и 7 братских келий, погреб, 4 амбара, баня, скотный сарай и конюшня с сушильней для сена, за оградой (49 саж.) у родника - деревянная часовня и скотный двор (6 лошадей, 2 коровы, 10 овец). К 1744 г. к К. м. был приписан всего 21 крестьянин. В 1720 г. мон-рем управлял игум. Авраамий, затем - иером. Михаил, обвиненный в потакании раскольникам и казненный в 1722 г. в Пензе (см.: ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 858. С. 92), с 1732 г.- иером. Павел (Юзиров), в 1734 г. отстраненный от настоятельства за незаконное пострижение 2 чел. Затем К. м. возглавляли иером. Никон, с 1736 г.- иером. Тит, с 8 сент. 1744 г.- иером. Филарет, с 3 авг. 1745 г.- игум. Иларион, с 1748 г.- игум. Лука, с 1752 по 1764 г.- игумены Глеб, Питирим, Иаков и Иосиф. Братия была немногочисленна: так, в 1738 г. в обители проживали 4 монаха и белец, к нач. 50-х гг. XVIII в.- ок. 15 чел., в 1763 г.- 3 иеромонаха, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Книги: Евангелие в л. Киевской печати 1697 года, евангелие Московской печати 1716 года с надписью: «сие евангелие куплено до храму Воскресения Христова межирицким жителем Евстафием Селуановым и оправлено серебром в р. 1740»; евангелие Московской печати 1748 года с надписью «1752 года справил своим коштом монах Леонтий Межерицкий и отдал в церковь святой Троицы в граде Межириче»; евангелие Московской печати 1753 года с надписью: «Иван Иванов, Федя Артемьев и с ктитором Григорием Перебийносом»; служебник киевской печати в 4 д. 1737 года, минеи служебные 12 книг Киевской печати 1747 года, триодь постная Киевской печати 1743 года с надписью: «сия книга келейная архимандрическая: в церковь соборную Успения Пресвятой Богородицы Межирицкую Лавры Киевопечерской от архимандрита Луки. 1757 года». По переписи 1732 года при Успенском храме школа, при Троицком школа и шпиталь, при Воскресенском школа, при Михайловском школа – и при Николаевском школа, - наставники – дьячки. Филарет (Гумилевский) «Из историко-статистического описания Харьковской епархии». Недалеко от Лебедина есть село Межирич, названо так потому, что оно лежит между реками Пслом и Ольшаницей. Местность здесь холмистая, с выразительным ландшафтом и красивыми видами окрестностей. Дом основан в 1642 г., со времени освободительной войны он стал сотенным городом Сумского казацкого полка. С Междуречьем связаны первоклассные памятники украинской архитектуры – деревянная Преображенская церковь (1760 г.) и каменный Успенский собор (1759-1770, отделка - 1775 г.). Из них сохранился только Успенский собор. Ктитором его был архимандрит Киево-Печерской лавры Лука Белоус, уроженец Межирича. Образцом для строителя собора была Успенская церковь в Ахтырке (1728-1738 г.г.), от которой межирецкий храм отличается тем, что за пределы основного, квадратного в плане помещения едва выступают граненые апсида и притвор, а на северном и южном фасадах - небольшие прямоугольные ризары. . Следовательно, кубический массив умеренно расчленен. Как и в его прототипе, в межирицком соборе четыре опорных столба, поставленные по оси стен прямоугольных и граненых выступов, несут с помощью подпружиненных арок и парусов большую восьмигранную баню и полуциркульные и сомкнутые своды. На уровне хоров фасады опоясаны довольно широким карнизом. Архитектура здания достаточно сдержанна; только краеугольные пилястры, карнизы и наличники окон с лучковыми фронтончиками оживляют фасады.

http://sobory.ru/article/?object=59219

Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божьего, Ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам Консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, уроженец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. в Печерской Лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания Императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с Высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при Харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но к сожалению недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде. Достойны внимания: а) три евангелия, одно с изображением Успения Богоматери, К. п. 1707 г., другое, в серебряных досках, М. п. 1744 г., пожертвованное 1747 г. Натальей Лесевицкой; третье К. п. 1732 г.; б) книжка благодарных молебных пений М. п. 1743 г. 1857 год. Город Ахтырка " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " ; В первой половине XIX в. в Ахтырке было 2,5 тыс. домов, среди которых только 7 каменных. В 1837 г. на территории города проживало 14205 человек, которые, в основном, занималось сельским хозяйством. Многие из них ходили на богослужения в Успенский собор - один из древнейших в Ахтырке. Известно, что деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1666 г. Успенский собор - первое каменное сооружение Ахтырки. Был он двухъярусным, в нижнем ярусе размещалась теплая церковь, в верхнем - холодная. Чудо украинского зодчества разрушили в 1939 г.

http://sobory.ru/article/?object=45164

Такой тип храма - «надвратный иже под колоколы» - был распространен в русском церковном зодчестве в XVIII в., преимущественно в монастырях. Первым примером такой постройки можно назвать храм Покрова Пресвятой Богородицы Высокопетровского монастыря в Москве (1694 г.) с двухъярусной колокольней. В 1732 г. был построен надвратный храм святого Симеона Столпника с ярусом звона в Свято-Даниловом монастыре. К 1748 г. относится надвратный храм Андреевского монастыря в Москве, освященный во имя святого Иоанна Богослова, с трехъярусной колокольней. В 1750-е г.г. в Донском монастыре возвели храм во имя Захарии и Елизаветы. К концу столетия схожие по архитектуре сооружения становятся по истине грандиозными. Как примеры можно назвать церковь святого Сергия Радонежского с трехъярусной колокольней (1787 г.) в Новоспасском монастыре; и храм Симеона, сродника Господня (1796-1798 г.г.) в Спасо-Андрониковом монастыре. В работах XIX века колокольню над храмом Спаса Нерукотворного обычно называют трехъярусной. Очевидно, имеется в виду не только ярус звона (в данном случае он один), но и все ярусы колокольни: нижний четверик, восьмигранный ярус звона и декоративная беседка-бельведер над ним. Особенное изящество придает колокольне именно эта беседка в виде сквозной колоннады. Ярус, где размещены колокола, украшен скромно, и очень строго решен сам храм. Его украшают два дорических портика с южной и северной сторон, и два полукруглых выступа: алтарная часть с восточной стороны, и аналогично решенный западный фасад. Можно согласиться с недоумением некоторых авторов по поводу четырех малых глав храма. Они кажутся совершенно лишними и действительно являются лишь проявлением «уважения к традиции». Возможно, вдохновляющим фактором здесь послужила архитектура Борисоглебского собора (1784-1796 г.г.) работы Н.А. Львова. Праздничную нарядность и храму, и колокольне придает изысканная окраска стен: красивый тонкий рисунок теплого тона на бежевом фоне издалека создает эффект «под мрамор», подчеркивающий конструктивные детали храма. На фотографиях С.М. Прокудина-Горского можно разглядеть мельчайшие детали этого орнамента, гирлянды сложного рисунка, обрамляющие окна и изображения святых в рост, размещенные в нишах. Остается только пожалеть, что позднее эту красоту закрыл слой зеленой штукатурки, сохранившейся частично еще и сейчас.

http://sobory.ru/article/?object=05514

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010