26. Филарет , «архиепископ Смоленский и Мстиславский», упом. 2 дек. (sic) 1658, 1660 и 61, – в 1658 перев. из Суздаля, а в 1671 уволен на покой в Саввин Сторожевский мнтрь; † после 1676. 27. Варсонофий Еропкин 9 апр. (sic) 1671 хирот. из архим. Симоновских, а в начале 1676 перев. на епархию Крутицкую. V. Митрополиты Смоленские и Дорогобужские 28. Симеон Милюков хирот. 9 апр. 1676 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; его присяга 9 апр. 1681, ещё архиепископа 170 ; с 1 сент. (sic) 1681 митрополит; 10 февр. 1686 был отправлен в Троице-Сергиев мнтрь, как бывший; † янв. 1699. 29. Сильвестр Черницкий хирот. 26 мар. (sic) 1699 из архим. Саввина Сторожевского монастыря; † 1704. 30. Сильвестр Крайский в сент. 1707 перев. из Архангельска; † 1712. 31. Дорофей Кроткевич хирот. 1712 и из архим. Симонова монастыря; † 3 июня 1718. 32. Сильвестр Холмский (Волынец) , митрополит 5 мар. (sic) 1719 перев. из Нижнего-Новгорода, а 3 мар. 1720 – в Тверь. 33. Варлаам Косовский 3 мар. 1720 и перев. из Твери; † 24 мая 1721. 34. Филофей , Грек, (бывший митрополит Охридский и Халкидонский) определён 13 февр. 1722, а 1727 (упом. в июне), по суду, отрешён; † в Москве... VI. Епископы Смоленские и Дорогобужские 35. Гедеон Вишневский хирот. 19 июня 1728 из архим. Заиконоспасского монастыря; † 2 февр. 1761. 36. Парфений Сопковский 7 мар. 1761 перев. из викариев Новгородских; † 7 мар. 1795. 37. Димитрий Устимович 1 мая 1795 перев. из викариев Киевских; † 26 мая 1805. 38. Серафим Глаголевский 7 июля 1805 перев. из Вятки, а 7 февр. 1812 – в Минск. 39. Ириней Фальковский 7 февр. 1812 перев. из викариев Киевских, а 6 июля 1813 обратно, с наименованием «коадъютор Киевской митрополии.» 40. Иоасаф Сретенский 6 июля 1813 перев. из викариев Новгородских, а 7 июля 1821 – в Могилев. 41. Иосиф Величковский 3 июля 1821 перев. из Архангельска, а 17 февр. 1834 уволен на новой; † 28 сент. 1851, в Киеве. 42. Тимофей 24 февр. 1834 перев. из викариев Новгородских; 26 авг. 1856 пожалован в архиепископа, а 16 мая 1859 уволен на покой; † 24 июля 1862. в Ордынской пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книгу издали в Риме в 1710 г. На следующий год ее перевели на латынь. В 1718 г. Евфимий предложил своим ватиканским кураторам подготовить греческий перевод трактата. Похоже, это был бестселлер: сотни экземпляров доставили на Ближний Восток и распространили среди местных христиан. Характерно, что пропаганде Сайфи пыталось противодействовать не священноначалие Антиохийской Церкви, а греческий патриарх. В декабре 1714 г. Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара (на кафедре в 1707–1731 гг.), который в этот момент находился в Молдавии, далеко от Леванта, написал окружное послание против трактата митрополита Сайды . Когда Афанасий Даббас в 1720 г. окончательно утвердился на Антиохийском престоле, он был приглашен в Стамбул Константинопольским патриархом и Хрисанфом Нотарой, которые потребовали от Афанасия подтвердить свое православное исповедание и доказать приверженность православию реальной борьбой против католицизма. Афанасий опубликовал полемический антилатинский трактат «Камень сомнения» ( aratal-Šakk), обличавший гегемонистские притязания епископа Рима. Фактически, это был просто арабский перевод известной в то время книги греческого богослова Элиаса Миниатиса (1669–1714 гг.) PetraScandalou, изданной в Лейпциге в 1718 г. Миниатис, учившийся в Венеции, был одним из наиболее влиятельных греческих интеллектуалов рубежа XVII и XVIII вв. Его книги активно печатали и переводили на многие языки. Например, PetraScandalou на протяжении XVIII в. была переведена на арабский, латинский, русский и немецкий и в 1764 г. вызвала полемический ответ с католической стороны . Арабская версия трактата появилась почти сразу же после публикации оригинала, на много лет раньше других переводов. Текст Афанасия, подготовленный в Халебе в 1721 г., напечатали в Оксфорде в 1726 г. Православное антиохийское духовенство пыталось сотрудничать с протестантами, в частности, с англиканами, в борьбе против католицизма и пользовалось услугами типографий протестантских стран . В 1722 г. Константинопольский патриарх направил христианам Сирии окружное послание с обличением латинского «лжеучения», распространяемого митрополитом Сайды. Решением константинопольского Синода Евфимий и несколько его сторонников были анафематствованы. Патриархи Константинополя и Иерусалима призвали сирийских христиан не читать арабские книги, изданные Евфимием, потому что они содержат латинские новшества и нападки на православную Церковь. Таковые книги следовало сжигать. Вместо них Синод направил в Сирию православный трактат о расхождениях двух Церквей. Очевидно, это была арабская версия «Камня сомнения» в переводе Афанасия Даббаса .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

О постоянных пожертвованиях, поступавших в К.-Б. м. из Москвы, свидетельствуют документы фонда Приказного стола (РГАДА). Так, в 1671 г. игум. Варлаам (Ясинский) подавал челобитную о разрешении отпустить в Москву строителя Антония (РГАДА. Ф. 210. Стб. 402. Л. 246). Здесь же хранятся прошения игум. Лазаря (Барановича) и др. монастырских властей, направлявшиеся в Москву, сведения о пожертвованиях и благодарности настоятелей (Там же. Л. 250, 251, 254, 255, 258, 279-281, 283). В 1670 г. префект и учитель В. Галевский получил в Москве меха и деньги на 92 р., книги, ризы, ладан; в 1671 г. гетману было рекомендовано выделить лес для восстановления сгоревших монастырских построек. Гетман Д. И. Многогрешный передал мон-рю с. Муромское. В 1676 г. в К.-Б. м. были переданы книги и др. имущество скончавшегося в Москве иером. Епифания (Славинецкого). В 1679 г. находившийся в ссылке бывш. местоблюститель Киевской митрополии Мефодий (Филимонович) передал мон-рю одно из своих имений. Среди тех, кто оказывали К.-Б. м. помощь, был и митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , он подарил обители местечко Стайки на Правобережье. В 1682 г. К.-Б. м. в очередной раз получил подтверждение своих владений в грамоте-столбце царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Материальное положение К.-Б. м. постепенно улучшалось, чему содействовали и помощь, получаемая из Москвы, и общее «успокоение» жизни на Левобережье и в Киеве после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., «Вечного мира» 1686 г., и переход Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси, осуществленный при патриархе Иоакиме (Савёлове) . Впосл. игуменами и ректорами коллегии-академии были: до 1683 г. Сильвестр (Головчич), до 1684 г. Феофан (Прокопович), в 1684-1686 гг. Иезекииль (Филиппович), в 1686-1689 гг. Феодосий (Гугуревич), в 1690-1691 гг. Пахомий (Подлузский), в 1691-1692 гг. Кирилл (Филимонович), в 1693-1697 гг. Иоасаф (Кроковский), в 1697-1701 гг. Прокопий (Калачинский), в 1701-1704 гг. Гедеон (Одорский), в 1704-1706 гг. Иннокентий (Поповский), в 1706 (1707?)-1708 гг. Христофор (Чарнуцкий), в 1711-1717(1718?) гг. Феофан (Прокопович), в 1717 (1718?)-1722 гг. Сильвестр (Пиновский), в сер. 1722-1727 г. Иосиф (Волчанский) , в 1727-1731 гг. Иларион (Левицкий), в 1731-1735 (1737?) гг. Амвросий (Дубневич).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

«Не рыдай Мене, Мати». Роспись алтаря Троицкой ц. мон-ря Сурпателе. 1706–1707 гг. Фото: свящ. Силвиу Клуч В 1708 г., после избрания сщмч. Антима на Унгро-Влахийскую кафедру, на Рымникскую кафедру был перемещен еп. Бузэуский Дамаскин (Даскэлул). В первые годы его архипастырства увеличилось имущество епископии, при нем была расписана церковь скита Езер, построен скит Пэпуша. После того как Олтению заняли австр. войска, еп. Дамаскин в февр. 1717 г. возглавил посольство в Вену, где выдвинул меморандум из 10 пунктов, содержавший прошение о сохранении прав Церкви и об избавлении мон-рей от расквартировки в них австр. войск. 30 мая имп. Карл VI подписал соответствующий декрет, однако австр. части продолжали располагаться в монастырях. Согласно австро-тур. мирному договору (Пожаревац, 21 июля 1718), Олтения отошла Австрии. 22 февр. 1719 г. император издал декрет об обустройстве Олтении, была объявлена свобода культов и протекция православной конфессии. Рымникская епископия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в подчинение Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. Были запрещены преклонения монастырей обителям Св. земли и Афона, а также связи с ними. Административно мон-ри подчинялись австр. правительству, к-рое утверждало настоятелей и разрешало привилегии. 29 нояб. 1719 г. еп. Дамаскин, настоятели Иоанн (мон-рь Хурези), Стефан (мон-рь Бистрица), Стефан (мон-рь Арнота) и Пахомий (мон-рь Говора) выдвинули венскому двору меморандум из 11 пунктов с просьбой повысить статус Рымникской епископии до митрополии (апеллируя к статусу Северинской митрополии) и перевести ее в юрисдикцию К-польского Патриархата; даровать епископу право контроля над мон-рями; открыть епархиальную школу в Рымнике под патронатом епископа и на средства епархии и мон-рей и др. Однако австр. власти сохраняли сложившееся положение вещей. В Рымнике с отъездом сщмч. Антима в Бухарест печатная деятельность прекратилась, еп. Дамаскин активно занимался переводами. К концу архипастырства он смог добиться согласия властей и возродить книгопечатание: в 1724 г. были изданы Часослов и «Учение о семи таинствах», в 1725 г.- Псалтирь. Бóльшая часть переводов еп. Дамаскина осталась в рукописях (перевод Толкований на Евангелия свт. Феофилакта Болгарского и др.), однако впосл. некоторые были изданы в епархиальной рымникской типографии его преемниками. Еп. Дамаскин умер, выходя из церкви, 5 дек. 1725 г.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Понятие Е. п. вообще неприемлемо в совр. юриспруденции, поскольку в действительности Е. п. представляет собой совокупность правовых ценностей и идеалов, т. е. часть правосознания, существующих на индивидуальном, групповом и социальном уровнях, и исторически изменяющихся представлений о праве. Правосознание играет важную роль в развитии любой правовой системы, т. к. посредством него происходит критическое осмысление правовых реалий. Однако правосознание в силу своего субъективного характера не может являться разновидностью права - объективно существующего в обществе нормативного порядка. Лит.: Grotius H. De jure belli ac pacis libri tres, in quibus ius naturae et gentium: item iuris publici praecipua explicantur. P., 1625. Lugd. Batav., 1919r; Thomasius C. Fundamenta Iuris naturae et gentium. Halae, 1718. Aalen, 1963r; Voigt M. Das Ius naturale, aequum et bonum und ius gentium der Römer: In 5 Bde. Lpz., 1856-1876. Aalen, 1966r; Новгородцев П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896. СПб., 19992; Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909; Valensin A. Traité de droit naturel. P., 1922-1925. 2 t.; Leclercq J . Leçons de droit naturel. Namur, 1933-19372. 4 vol.; idem. Dal diritto naturale alla sociologia. R., 1962; Rommen H. Le droit naturel: Histoire - doctrine/Trad., introd. E. Marmy. P., 1945; Del Vecchio G. Diritto naturale e divino//Enciclopedia cattolica. Vat., 1950. Vol. 4. Col. 1707-1712; Díez-Alegria J. M. El desarrollo de la doctrina de la ley natural en Luis de Molina y en los maestros de la Universidad de Evora de 1565 a 1591: Estudio hist. y textos inéditos. Barcelona, 1951; Leibniz G. W. Scritti politici e di diritto naturale. Torino, 1951; Biavaschi G. B. Il diritto naturale nel moderno pensiero filosofico-giuridico. Udine, 1953; Strauss L. Natural Right and History. Chicago, 1953 (рус. пер.: Штраус Л. Естественное право и история/Пер.: Е. Адлер, Б. Путько. М., 2007); Ramirez S. M. El derecho de gentes: Examen crítico de la filosofía del derecho de gentes desde Aristóteles hasta Fr.

http://pravenc.ru/text/190261.html

Правительственные розыски привели к уходу казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После подавления восстания К. Булавина (1707-1708) царь приказал «все казачьи городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате, как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились более 2 тыс. старообрядцев. Большинство совр. центров старообрядчества в В. о. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII в. на основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская (на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский (Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом поселении совр. В. о. можно выявить последователей староверия. В 1917 г., по неполным данным, в границах совр. В. о. действовало 30 приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев . В Камышине, куда в 1697 г. переселились принадлежавшие к правосл. Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX в. проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ Камышинского у. (в наст. время в Красноармейском р-не Саратовской обл.) был населен преимущественно представителями разных направлений поморского согласия и странниками -подпольниками. В 1912 г. в Камышине и в округе числилось более 7500 беспоповцев . Др. центром беспоповства был Царицынский у.: на хуторе Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н. Ельшанка жили выходцы из Архангельской губ. и с Урала, в 1912 г. в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети XX в. в Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало малочисленное сообщество самокрещенцев , ведущих начало от симбирско-самарского основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев, отрицающих брак.

http://pravenc.ru/text/155148.html

Иринарх Добротин , 6 окт. 1841, из Арсениева Комельского, а в 1846 – в Сольвычегодский Введенский. Анатолий в янв. 1846 перев. из Лопотова, а 1861 перев. в Сольвычегодский Введенский. Иоасаф , бывший строит. Оранского монастыря, определён 3 мар. 1861; до ныне (1869). 7 Дионисиев Глушицкий Покровский, от Вологды в 45 верстах, основан св. Дионисием в начале XV века. Ныне третьеклассный. [III, 698; V, 564.] Игумены Св. Дионисий Глушицкий † 1 июня 1437; 224 в лике святых с 1547. Св. Амфилохий , ученик его, с 1437; упом. 1448. Макарий , преемник, упом. до 1478. Иоаким , 1495. Никон 5 мая 1502 хирот. в еписк. Пермского. Антоний , 1533 и 34. Феодосий , 1535. Арсений , 1548. Афанасий , 1551, 73. Адриан , в янв. 1580. Иона , 1584. Никон , 1589. Адриан , 1596–1600. Захарий , 1606 и 7. Савватий , келарь, в мар. 1613, 9 янв. 1614. Симеон , 1619. Памво , 1621–27. Гермоген , 1629–31. Иринарх , 1635. Иона , 1638–47. Сильвестр , 6 янв. 1651. Евфимий , 1652–56. Иона , за ним. Ефрем , в сент. 1657. Дионисий , в мае 1664, в июле, дек. 1665, в нояб. 1667. ?( Исаия , 1667–69). Дионисий , в мар. 1670; † 15 апр. 1675. Кирилл , в мар., авг. 1677. Иосиф , 1679–81. Пахомий , 1684. Иосиф , 1686, 96–98. Филарет , 1699 и 1700. Герасим , 1702 и 3. Георгий , 1705 и 6. Филарет , 1707–13. Иона , 1714–16. Александр , 1716–18. Иоиль , 1718–23. Феофилакт , 1724–27, 20 авг. перев. в Корнилиев. Иоиль , 1727 и 28. Феофан , 1729–33, перев. в Павлов. Арсений , 1733 и 34. Сильвестр , в янв. 1735–53. Ефрем , наместник, 20 мар. 1756 перев. в Семигородную пустынь. Иоаким Инихов , 1762–67. Иннокентий Лавров , 1767–70, перев. в Корнилиев Комельский. Михаил , 1770 и 71. Марк , 1771–80. Август Албенский , 1781–84, перев. в Корнилиев. Гедеон Тихой , в 1784 и 85, перев. в Корнилиев. Август Албенский (паки) 1785 перев. из Корнилиева, а в дек. 1794 – в Спасо-Каменный Духов. Сиф Шляпин , с 5 мар. 1799; до 1803. Платон Лаврентьев в 1804 перев. из Лопотова; до 1816. Никодим 28 май 1817 перев. из Заоникиевой пустыни; до 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Михаил , Серб, † 11 февр. 1718, на покое в Симонове. Макарий , в янв. 1724. Аарон , 1734 и 35. Макарий , 1738. Варлаам , 1753–59. Анания , 1760–63, (в Шартомском?). Никодим , С 1763; † 1770. Архимандрия кончилась. За тем, до ныне строители. Строители Антоний , 1784 и 85. Иринарх , 1786–1794, 26 мая перев. в Вязниковский Благовещенский. Феотим , 1862. Модест , 1864–70. 13 Николаевский, на Болоте, под Переяславлем-Залесским, основан св. Димитрием Прилуцким около 1370 г. Ныне заштатный. [V, 198.] Игумены Иосиф , 2 февр. 1506. Мисаил , 27 дек. 1509. Никифор . Сергий , 1534. Игнатий , 1551. Герман , за ним. Макарий , 1558–62. Феодор , 1564–66. Иона , 1611. Строители Дионисий Затворник определён 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил мнтрь после Литовского разорения. Никита , 1644–53. Варлаам , 1654. Гурий , 1655. Роман , 1657–61. Герасим , 1663–90. Игумены Паисий , 19 нояб. 1634. Варсонофий , 1671–75. Варлаам , 1693–1701. Питирим , 1704 строит., с 1713 игум.; в 1718 произведён в архим. Кержебельбашского, а 23 мар. 1719 хирот. в епископа Нижегородского. [ Тихон , 1720, апр.??] Пахомий , 1719–27. Протасий определён 31 мар. 1728–1730. Иаков Пивницкий , 1734–54. Строит. Владимир , 1862. 14 Николаевский, под городом Гороховцом, построен в 1643 г. Заштатный с 1764 г. [III, 752.] Строители Феодосий , игум., 1660–1672. Варлаам , 1673–81, нояб. Иоасаф Борщев , 1682 и 83. Феодосий , 2 мая 1685. Леонид , в дек. 1686. Макарий , 1695–97. Иоасаф , 1699–1707. Игумены Даниил , 1707–9. Исаак ( Исаия ?), 24 окт. 1716. Иоасаф , строит., 1718–23. Варлаам , 1723–27. Филарет , строит., 1728, игум. в янв. 1735, в нояб. 1742. Иаков перев. из Златовратского; упом. 1756 и 57. Строители Иринарх 4 авг. 1766 перев. из Вязниковского Благовещенского. Иоасаф 26 окт. 1799 перев. из Вязниковского Благовещенского. Мельхиседек 2 авг. 1803 перев. в Вязниковский Благовещенский, а 27 янв. 1805 – сюда-ж обратно. Логгин 23 окт. 1831 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений 23 окт. 1831 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

апостолов Петра и Павла в крепости была готова и освящена новгородским митрополитом Иовом. Обряд освящения сопровождался, по обычаю, пушечной пальбой. То была первая и старейшая из церквей в Санкт-Петербурге. При первом еще обозрении Заячьего острова 14 мая 1703 года, Петр Великий, идя пешком вверх по берегу Невы, взяв топор, ссек ракитовый куст и немного пройдя, ссек также другой куст и затем сев на шлюпку, отъехал рекой в Канцы. На том месте, где ссечен второй куст, построен вскоре и доныне сохраняется первоначальный дворец Петра Великого с иконой нерукотворного образа Спасителя. А на месте ракитового куста, впервые срубленного, государь, 1 октября того же года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, по освящении града Санкт-Петербурга, положил основание нынешнему собору св. Живоначальной Троицы. До 1710 года ничего неизвестно, в каком положении находился сей храм. Темное и разноречивое предание о браке Петра 1 с Екатериной Алексеевной говорит, будто этот брак в 1707 г. венчан был секретно в Троицком соборе (Опыт обозр. русск. сановник. Терещенко, ч. II, стр. 287–288). На стороне другого мнения, рассказываемого подробнее, что Петр венчан в Екатерингофской церкви, как увидим, гораздо более достоверности и есть фактическое предание. Троицкий же собор, стоящий на Петербургской стороне, у большой дворянской слободы (ныне улица), недалеко от крепости и первоначального Петровского дворца, по новейшим сведениям, освящен только в 1710 году. Собор этот посвящен государем св. Троице, в память основания города в троицын день и в благодарность Господу Богу, сохранившему юную столицу от многих опасностей. Первоначальная церковь была небольшая деревянная, без трапезы и приделов, которые были пристроены в ней в 1715 году. В 1707 году стояла, по преданию, в Екатерингофе, в роде часовни, небольшая деревянная церковь самой простой архитектуры. По местному преданию, Петр Великий в ноябре 1707 года, при холодной погоде, в сумерки приехал в этой церкви в санях с Екатериной Алексеевной и генералом Брюсом. Генерал пригласил священника, который, при слабом мерцании лампады, и совершил браковенчание государя с Екатериной (Достопримечательности, ч. III, стр. 79). С построением зданий на той и на другой стороне Невы, созидались постепенно, одна за другой, и церкви. В 1708 г. на Петербургском острове у Тучкова моста построена деревянная церковь в память Успения Пресвятой Богородицы. Ее освятил высокопреосвященный Стефан Яворский , митрополит рязанский и местоблюститель патриаршего престола. В 1718 году церковь эта, по указу государя, наименована собором. Она имела два придела: Рождества Предтечи и свят. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010