Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ САЛАБАСИС [Алабасис, Родосский (Линдосский); греч. Ιωακεμ Ροδτης (Λινδος) Σαλαμπσης (Αλαμπσης)] (сер. XVII в., близ Линдоса, о-в Родос - 15.08. 1720, Адрианополь (ныне Эдирне, Турция)?), митр. Визийский, греч. мелург. Сведений о жизни И. С. на Родосе почти не сохранилось. Как сообщает митр. Софроний (Евстратиадис) , в немногочисленных источниках упоминается крестильное имя И. С.- Иоанн. Вероятно, нек-рое время И. С. жил в К-поле, где обучался (кроме прочего) музыке, поскольку он назван учеником свящ. и номофилакса Баласиса в каталоге Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.). В К-поле И. С., вероятнее всего, принадлежал к патриаршему клиру (митр. Софроний (Евстратиадис) отмечает, что И. С. учился в Патриаршей академии), чем объясняется рост его церковной карьеры от иеромонаха (как он часто называется в более ранних источниках) до митрополита Визийского. В период жизни в К-поле И. С. поддерживал дружеские отношения с митр. Артским и Навпактским Неофитом (Мавраматисом) (происходившим с о-ва Парос), с к-рым он часто общался после своего избрания на митрополичью кафедру: сохранилась их переписка (9 писем; опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом)), содержащая сведения о жизни, нраве и деятельности И. С. Так, из нее известно, что И. С. стал митрополитом, возможно, в кон. 1713 г., т. к. уже 20 янв. 1714 г. он пишет в Арту о себе как о занимающем Визийскую кафедру и передает приветствие митрополиту Адрианопольскому (очевидно, Афанасию). В письмах И. С. вспоминает о др. близких друзьях, с к-рыми, по словам митр. Софрония (Евстратиадиса), ранее этот «тонкий, одареннейший и превосходный музыкант счастливо проводил время в Константинополе», напр. о митр. Смирнском Парфении (1707-1717). В последнем письме к митр. Неофиту (окт. 1717) И. С. просил писать ему в Адрианополь, что свидетельствует о начале устранения И. С. от дел собственной епархии и о последующем его смещении с кафедры (после 1718, поскольку в составленном И. С. 15 дек. 1717 письме Хрисанфу Нотаре , патриарху Иерусалимскому, и в др. документе, написанном в 1718, он подписался еще как митрополит Визийский). Спустя 2 года И. С. умер, скорее всего в Адрианополе, о чем свидетельствует запись в начале рукописи Kair. 59/154 (1674 г., писец иером. Климент Кузинский), сделанная, вероятно, ктитором рукописи Герасимом Леросским (впосл. Герасим III , патриарх Александрийский, 1783-1787/88). О смерти И. С. и последовавших за ней событиях говорится также в письме от 24 сент. 1720 г. великого архидиак. К-польской Патриархии Неофита митр. Артскому Неофиту (сохр. в архиве последнего; опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом)). |
Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры. |
Иркутск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Построен по образцу собора Троицы Живоначальной (1703-1709) в Верхотурье; элементы декора также близки к аналогам в постройках уральского извода узорочья (например, перспективный портал у входа в придел под колокольней, близкий к утраченному порталу верхнего этажа в Успенском соборе Далматова монастыря (1707-1720) в Курганской области) Карта и ближайшие объекты Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г. Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню " шатром " закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году. (Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили). Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛЛАЦ Голлац [нем. Hollatz, Hollaz; лат. Hollazius, Hollatius] Давид (1648, Вульков, Померания (совр. Уликово, Польша) - 14.04.1713, Якобсхаген (совр. Добжаны, Польша)), нем. лютеран. богослов, последний из систематиков лютеран. ортодоксии. Род. в семье бедного фермера-арендатора. Учился в ун-те Эрфурта, где занимался древними языками, в т. ч. еврейским, и где филолог Х. Нойбауэр привлек его к составлению латинско-нем. словаря; в Виттенберге слушал лекции лютеран. теологов-систематиков И. А. Квенштедта (1617-1688) и А. Калова (1612-1686) и получил степень магистра искусств (1670). Служил в различных приходах Померании, одновременно был ректором церковного уч-ща в Кольберге, а с 1692 г.- приходским пастором и пробстом в Якобсхагене. Г. уделял много внимания церковному просвещению, писал пособия для духовных школ, на основе к-рых составил «Examen theologicum acroamaticum» (Богословские беседы, 1707) (ок. 1500 страниц in quarto). Полемическая работа, направленная против квакеров и мистиков (отвергавших Свящ. Писание в пользу «внутреннего света»), «Scrutinium veritatis in mysticorum dogmata» (Проверка истинности утверждений мистиков, 1711) при жизни Г. не публиковалась, но его сын Иоганн Генрих, готовя 2-е изд. «Examen...», включил в него весь материал из «Scrutinii...» (Росток; Лейпциг, 1718). Последующие издания вплоть до 8-го (1763) воспроизводили этот расширенный вариант. Все вышедшие позднее компендиумы лютеран. догматики во многом уступали труду Г. по степени распространенности в Германии и Скандинавии. «Examen theologicum acroamaticum» состоит из 4 частей: Бог как цель и объект теологии; человек как субъект теологии; принципы, из коих проистекает спасение, средства спасения; человек в христ. обществе (церковь, священнослужение, гражданская власть, семья). Части делятся на главы, состоящие из вопросов; в ответах содержатся библейские цитаты с экзегетическими комментариями отцов Церкви, Г. и др. лютеран. богословов. Для разъяснения отдельных мест Писания Г. советовал обращаться к более понятным его местам, посвященным той же теме. Он назвал этот принцип толкования scriptura per scripturam explicanda. Ответы содержат критику древних ересей и совр. Г. католич., кальвинист. и лютеран. богословов. Как полемист Г. славился нехарактерным для того времени деликатным и миролюбивым тоном. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИКУ-КЛЯЙН [Румын. Micu-Klein] Иоанн Иннокентий (24.06. 1700, Саду, Трансильвания в составе Габсбургской монархии (ныне в жудеце Сибиу, Румыния) - 22.09. 1768, Рим), еп. Фэгэрашский (Трансильванский) Румынской греко-католической Церкви. Жизнь Род. в семье вольных крестьян Мику, признавших унию правосл. Церкви в Трансильвании с Римско-католической Церковью (1699) и исповедовавших греко-католический обряд. Интеллектуальное формирование М.-К. происходило в иезуитской системе обучения. Начальное образование получил, очевидно, в Сибиу. Согласно историческим источникам, в тот период там не было постоянных учебных заведений, однако иезуиты занимались дидактической практикой в своих резиденциях и миссионерских домах. Для получения гимназического образования отправился сначала в иезуитскую семинарию в Алба-Юлию, в 1718 г. стал учеником по классу грамматики в иезуитской академической коллегии в Клуже. В этом учебном заведении обучались немало румын, и в соответствии с представлениями примаса Венгрии кард. Леопольда Карла фон Колонича († 1707) деятельность коллегии считалась важной в деле закрепления унии 1699 г. В 1722-1725 гг. Иоанн Мику прослушал курс на философском фак-те коллегии. В 1725 г. продолжил образование в иезуитском ун-те в Трнаве (ныне в Зап. Словакии) в рамках семинарии св. Адальберта, будучи стипендиатом Фонда для студентов греко-католиков из Венгрии и Трансильвании, основанного кард. Л. К. фон Колоничем на средства, завещанные еп. Сремским Франческо Жани. Решив стать иезуитом, Иоанн прервал учебу и 20 дек. 1726 г. был принят на испытательный срок как послушник при иезуитском ун-те в Трнаве, затем направлен в т. н. domus probationis (испытательный дом) при иезуитской коллегии в Тренчине (ныне в Зап. Словакии). Через год в связи с ухудшением здоровья оставил послушничество и вернулся в Трнаву для продолжения теологического образования. После кончины (29 окт. 1727) Фэгэрашского еп. |
П.В. Долгоруков Князья, графы и дворяне Воронцовы отцовский КОЛЕНО I: Фёдор Воронцов, жил в начале семнадцатого века КОЛЕНО II: Никита Фёдорович Лукьян Фёдорович КОЛЕНО III: Елизарий Никитич Гавриил Никитич † 1678 Дмитрий Лукьянович, полковник стрелецкий КОЛЕНО IV: Пётр Елизарьевич Дмитрий Елизарьевич Фёдор Елизарьевич Иван Елизарьевич Максим Елизарьевич Прокофий Гаврилович Илья Гаврилович Иван Гаврилович † 1695 Илларион Гаврилович, тайный советник и святого Александра Невского кавалер; рождение 1674 † 25 мая 1750; женат на Анне Григорьевне Масловой † 1740 Пётр Дмитриевич, флота коммиссар, рождение 1687 † 1763; женат на Аксинье Яковлевне Порошиной, рождение 1698 † 1752 КОЛЕНО V: Андрей Максимович Алексей Прокофьевич Гавриил Иванович Граф Роман Илларионович, генерал-аншеф, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 17 июля 1707 † 30 ноября 1783; женат на Марфе Ивановне Сурниной, рождение 17 июня 1718 † 19 апреля 1745 Граф Михайло Илларионович, государственный канцлер, кавалер святого Андрея и прусского ордена чёрного орла; рождение 12 июля 1714 † 15 февраля 1767; женат на графине Анне Карловне Скавронской, рождение 7 декабря 1723 † 31 декабря 1775 Граф Иван Илларионович, генерал-поручик, рождение 1719 † 17..; женат на Марие Артемьевне Волынской, рождение 1725 † 1793 Прасковья Илларионовна, за Сергием Даниловичем Татищевым Дарья Илларионовна, рождение 1713 † 1765; за Петром Михайловичем Хрущовым Пелагея Илларионовна, рождение 1724 † 1757; за Александром Владимировичем Нарбековым Алексей Петрович, воевода во Владимире; женат на Евдокие Степановне Пратасовой Иван Петрович, вотчинной коллегии член; женат на Марфе Алексеевне Коробейниковой КОЛЕНО VI: Иван Алексеевич Алексей Гаврилович, воевода в Алатыре † 1765 Илья Гаврилович Граф Александр Романович, государственный канцлер, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 4 сентября 1741 † 2 декабря 1805 Граф Семён Романович, генерал от инфантерии и всех российских орденов кавалер; рождение 15 июня 1744 † в июне 1832; женат на Екатерине Алексеевне Сенявиной |
Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский (Петр) Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников. С 1704 года (по обращении в Православие) – строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года – игумен этого же монастыря. С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской. Владимирской, Нижегородской. Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь. С 1709 года – строитель этого монастыря. В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита. 23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем , † 1736) входил и архиепископ Питирим. Скончался 8 мая 1738 года. Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий. Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них. С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры. |
Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь построена в 1717-1718 гг. Стрельнинский храм представлял собой перевезенную сюда первую Исаакиевскую церковь, перестроенную из адмиралтейского амбара в 1707 г. В 1718 г. церковь в Срельне была освящена. Сохранились 2 чертежа петровской церкви. Скромный храм был увенчан высоким шпилем и опоясан галереей. Рядом с церковью - звонница. С юга к храму примыкала большая квадратная в плане пристройка - придел во имя св. Николая Чудотворца. В 1722 г. Петр изъявил намерение заменить деревянную церковь каменной. Проект выполнил Н. Микетти. Проект не был реализован. 1925 г. в церкви произошел пожар. Здание отреставрировали по проекту арх. А.Ф. Шварца. В 1932 г. церковь была закрыта. В 1933 г. в ней разместилась контора строительства стрельнинского парка культуры и отдыха, в здании была проведена перепланировка, сняты иконостасы. В 1936 г. в храме разместилась столовая, разобрана колокольня. В 1938 г. к церкви пристроили крытую веранду. Преображенская церковь сгорела во время Великой Отечественной войны. В 1995 г. на месте, где был храм, воздвигнут крест. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. Церковь выстроена по воле Петра Великого, который сам, говорят, участвовал в рубке ее. По другому преданию она была прежде немецкою киркою и, по приказанию Петра, обращена в православную церковь. Она выстроена из соснового леса и была окрашена без обшивки. В 1708 г. она освящена, как значится на старом антиминсе, освященным Варлаамом, митр. Киевским и Галицким. Церковь посвящена Преображению, с приделом во имя св. Николая чудотв., антиминсы новые. Антиминс главного престола освящен митр. Григорием в 1857 г., антиминс придела - митр. Исидором в 1863 г. В 1855 г. церковь обшита тесом и выкрашена желтой краской усердием отставного солдата Бориса Патрикеева и при посредстве петергофского купеческого сына Максима Малахиева. Тот же Патрикеев украсил серебряными ризами придельный иконостас. В благолепный вид храм приведен иждивением Вел. Кн. Александры Иосифовны, а серебряные ризы на местные иконы пожертвованы прихожанами вообще. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (18.02. 1690, Москва - 26.06.1718, С.-Петербург), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной. В 8 лет по воле отца его отняли у матери, к-рую постригли в 1698 г. в суздальском Покровском мон-ре . Разлука с матерью стала серьезной травмой для мальчика, заложила основы неприятия А. П. личности и дел отца-реформатора. А. П. обучался у хороших учителей, стал образованным человеком, знал иностранные языки, любил книги. Петр не уделял А. П. внимания, видел его урывками, между сыном и отцом возникло отчуждение. Наиболее близким к А. П. человеком был его духовник, протопоп ц. Спаса на Верху в Кремле Иаков Игнатьев , прививший царевичу религиозность, но одновременно полностью подчинивший юношу себе, так что тот однажды даже дал клятву во всем покоряться воле своего духовного отца. Иаков Игнатьев и его окружение из среды московского духовенства были в оппозиции Петру, и с годами царевич воспринял их идеи, хотя на людях проявлял скрытность и нелюдимость, показную покорность воле отца. С 1706-1707 гг. царь пытался привлечь сына к управлению, давал ему поручения, но, несмотря на проявленную А. П. исполнительность и энергию, к себе не приблизил. Петр полностью подавлял волю царевича, мало считался с его симпатиями и интересами. Только в кругу о. Иакова Игнатьева А. П. открывался и высказывал свое нежелание после прихода к власти продолжать реформы. В 1711 г., повинуясь отцу, А. П. женился на лютеранке - вольфенбюттельской крон-принцессе Шарлотте Христине Софии, у них родились дети Наталия и Петр (буд. имп. Петр II Алексеевич ). Отношения в семье не складывались, различия воспитания и вероисповеданий между супругами оказались непреодолимым препятствием для сближения. В это время А. П. порвал с кругом о. Иакова и приблизил к себе новых приятелей во главе с А. В. Кикиным, к-рые стремились во всем угодить царевичу, видя в нем буд. |
| |