6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1702 году приписывается к каргопольскому Спасскому монастырю пустынь «Касьянова, – Касьянов волочек» 67 ; под этим же именем значится она и «в половной записи» названного монастыря 1707 г. 68 . – Не «Емецкаго» ли «волока, Благовещенская пустынь» и здесь так названа? Тем более, что «Касьяновой пустыни» ни в каких бумагах Спасского монастыря более не упоминается, да таковой не значится и в «Указателе» Е. Барсова , а хотя в «Истории российской иерархии» (ч. IV, стр. 830) и упоминается, но во 1-х с именем «Благовещенской» же («Благовещенская на Касьянове Волочке, мужеск.), во 2-х приписною к Крестному монастырю (когда " приписана?»), тогда как нам хорошо известно, что эта «История» не редко описывает одну и туже обитель под двумя и даже тремя названиями, в разных местах... в указе «Каргопольской, разбора цервовников и их детей, экспедиции», от 20 ноября 1755 года, и современной ему ведомости, также упоминается «Касьянов волочек» в числе приписных к Спасскому монастырю пустынь, что определяется в него «Шалекушской вол., церкви Сретения Господня поп Михайло Гаврилов»; за то вовсе не упоминается Ямецкая пустынь, которая в названном году уже состояла приписною за названным монастырем. О приписке описываемой пустыни в первой четверти XVIII века к Спасскому монастырю упоминается в – так сказать – формуле казначея Спасского монастыря монаха Киприяна за 1733 г. «От пострижения мне, – говорит казначей, – Каргопольскаго уезда, Ямецкаго волока, в Благовещенской пуст. 15, от пребывания в Каргопольском Спасском монастыре 8 лет. А в Спасской монастырь из той Благовещенской пуст. переведен в прошлом 724 г. бывшим Архимандритом Иосифом, когда та Благовещенская пустыня была к тому Спасскому монастырю приписана... пострижен я в монашество в 718-м году, тое, Ямецкаго Волока, Благовещенской пуст. Строителем Иеромонахом Павлом», следовательно в 1724 году она состояла тогда уже приписною и в доношении от 26 августа 1725 года «о пятинном хлебном сборе» называется «Емецким Волочком» 69 . Разница только в первом слове: там «Касьянов», здесь «Емецкий», но тут и там – «волочек». В указе от 31 августа 1731 г. – о представлении ведомостей о количестве в монастырях хлеба, – названа «Ямецкаго Волочка, Благовещенской пустыней» 70 , подобно и в ведомости 1741 г. «Ямецкаго волока, Благовещенская пустыня» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. п. соловецкому настоятелю (1689-1718) архим. Фирсу (Шарапову) от 30 дек. 1700 г. со ссылкой на описные книги приказа Большого дворца имеется наиболее раннее упоминание монастырских построек. В обители были «верхняя церковь Троицы, под нею церковь Благовещения с трапезною, к церкви приделана колокольня, на колокольне часы... да к трапезе приделана келарская... все каменное. Около монастыря городьба деревянная, передние ворота... да две кельи каменные, три кельи деревянные... за монастырем двор конюшенный и двор скотный» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 403-409). По описи 1741 г., в Н. М. п. находились каменные собор во имя Св. Троицы с ризницей и колокольней (7 колоколов), надвратная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, кельи настоятеля с кладовой палатой, неск. братских и 2 больничные кельи, келарская с сенями, поварня, хлебная, деревянные ледник, колодец, 2 житницы, ограда с башнями. На территории мон-ря имелись 2 фруктовых сада, за оградой - деревянные службы, в т. ч. конюшня с избой и 2 сараями, сушило, 2 скотских двора, гумно, 2 овина, а также мукомольная мельница на р. Угоще. В полуверсте от Н. М. п. стояла деревянная часовня во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В XIX в. в ризнице Троицкого храма хранились Евангелие учительное (1607), сребропозлащенный чеканный напрестольный крест с частицами мощей 12 святых, в т. ч. вмч. Пантелеимона и сщмч. Артемона (пожалован в марте 1678 царем Феодором Алексеевичем), большое чеканное блюдо (для выноса креста) с изображением пеликана и орла и серебряное кадило (пожаловано царем Феодором Алексеевичем в 1679), «древнейшее» серебряное кадило с надписью «большею вязью, весьма изглаженною», потир и дискос (изготовлены в 1598 «повелением благовернаго государя царевича князя Феодора Борисовича» для храма Св. Троицы в с. Хорошёве), 3 напрестольных серебряных креста. Также в Троицком соборе находились чтимая Казанская икона Божией Матери, украшенная крупным жемчугом, деревянный запрестольный крест, согласно надписи изготовленный в 1707 г.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

Общий состав и пределы Киевской епархии за это время можно представить по названиям протопопий и наместничеств, на которые делилась Киевская епархия в церковно-административном отношении. Число и название их в конце XVII и начале XVIII в. (с 1685 по 1722 г.) говорят о довольной устойчивости территории Киевской епархии, обнимавшей за это время обширное пространство по обеим сторонам р. Днепра: по левой – на север от Козельца, Нежина, Батурина и Глухова все церкви малороссийских полков до Запорожской Сечи, служившей южной границей Киевской епархии, а по правой стороне Днепра – от Слутчизны и Мозирщины на север до южных пределов Киевской и Подольской Украины, причем часть этой правой (Заднепровской) половины Киевской епархии составляла уже, так называемую, заграничную епархию митрополита. 866 Непостоянство киевской епархиальной территории в конце XVII и начале XVIII в. отмечалось только на границе её с Черниговской епархией – в области Глуховской, Конотопской и Борзенской протопопий, переходивших то в Черниговскую, то в Киевскую епархии. Как известно, по листу Киевского митрополита Дионисия Балобана 20 ноября 1658 г. они в числе других протопопий (Черниговской, Менской, Новгородсеверской и Стародубской) вошли в состав восстановленной Черниговской епархии. Вскоре по вступлении на Киевскую митрополию, м. Гедеон, отняв у черниговского архиерея Лазаря Барановича титул архиепископа, пытался возвратить в Киевскую епархию три названные протопопии. Но 24 июня 1688 года московские великие государи, по просьбе самого Лазаря Барановича, возвратили ему титул архиепископа, утвердили за ним три спорные протопопий и подчинили его непосредственно московскому патриарху. Протопопии – Барзенская, Глуховская и Конотопская после того недолго оставались за Черниговской епархией. По челобитью преемника митр. Гедеона Варлаама (Ясинского) и по настольной царской грамоте ему в 1691 г. они снова перечислены в Киевскую митрополию-епархию на том основании, что эти протопопии никогда не принадлежали Черниговской архиепископии и отданы были в 1658 г. м. Дионисием (Балобаном) «мимо древнего поведения». 867 Царская грамота, однако, не прекратила пререканий между киевским и черниговским владыками из-за трех протопопий. Пререкания прекратились только с кончиной архиепископа Лазаря Барановича (3 сентября 1693 года). Тем не менее в настольной царской грамоте (в 1709 г.) киевскому митрополиту Иоасафу Кроковскому (15 августа 1708 г. – 1 июля 1718 г.), преемнику м. Варлаама. († 22 августа 1707 г.), пришлось вновь подтвердить, чтобы, протопопиям: Глуховской. Конотопской и Барзенской «быть по-прежнему, как исстари бывало, при митрополии Киевской, а к Черниговской епархии впредь им не быть». 868 II

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Князь Пётр не знал тогда, что его единственная дочь будет князь-игуменьей Всепьянейшего собора», по воле царя станет шутихой императрицы Екатерины, бывшей прачки, в 1717 г. в деле царевича Алексея, за недонесение, её отошлют на прядильный двор, будут бить батогами, а потом простят. Князю Петру пришлось ещё много раз выдавать огромные суммы по требованию царя. В 1703 г. был приказ о выдаче 200 000 рублей в помощь польскому королю в войне. Значительные суммы выданы в 1703, 1705 гг. в Ратушу и в Посольский приказ. В 1716 г. он получал приказы о чеканке медалей, продаже поташа, смолы, мачтового леса за ефимки, которые портом должен был перечеканить в русскую монету. В 1718 г. в Бражникове освятили приделы храма: первоверховных апостолов Петра и Павла и Великомученика Георгия Победоносца. Главный престол был освящен в 1726 г., уже при новом владельце, муже дочери князя П. И. Прозоровского Анастасии (1665-1729), князе Иване Алексеевиче Голицыне (1658-1729). У Голицыных было два сына Фёдор (1700-1759) и Алексей (1707-1739). Голицыны разделили владение. Часть земли с с. Благовещенским (Бражниково тож) была продана Удельному ведомству. В 1859 г. владельцем с. Александровское Николаем Павловичем Шиповым на месте прежней возведена новая колокольня (в советское время разрушена, сохранился только 1-й ярус). В 1863 г. при ремонте храма растёсаны нижние окна. В 1874 г. в трапезной устроен тёплый придел. Земли у с. Благовещение (Бражниково) входили в состав имения с центром в с. Александрово-Осташево, и принадлежали Шиповым, А.А. Непокойчицкому, А.Г. Кузнецову, Г.К. Ушкову, великому князю К. К. Романову. В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его колокольня. В наше время руины храма возвращены верующим и восстанавливаются. В 2000 г. организован приход, отслужен первый молебен после времен забвения. Жизнь прихода [ править править код ] У истоков возрождения приходской жизни и Благовещенского храма стоял протоиерей Игорь Бондарев настоятель Преображенского храма села Спас. Также посильные труды по возрождению святыни понесли протоиерей Владимир Митякин и священник Олег Кириллов. В 2010 г. трудами благотворителей был создан иконостас в главном пределе храма. В 2015 г. к 300-му юбилею постройки храма на территории был установлен поклонный крест. Средства на поклонный крест жертвовали прихожане.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

(Этот козырь чуть не засветил малороссийский генеральный писарь В.Л. Кочубей, ещё в 1707 г. написавший Петру о замыслах Мазепы. Но Пётр просто не мог поверить, что старик, соблюдавший присягу дольше всех малороссийских гетманов (21 год!), перебежит к тому, с кем дрался с 1701 года! И в апреле 1708 г. Кочубей и полковник Искра были выданы Мазепе. В июле их обезглавили) Эпическая картина «Карл XII (1682-1718) и И.С.Мазепа (1639-1709)» Войска двигались медленно, постоянно маневрируя: русские подстраивались под шведов (параллельно им и севернее, отрезая коммуникации), шведы - потому что ждали корпуса Левенгаупта с продовольствием и боеприпасами. Но он не приходил. «Солдаты должны были снимать с полей колосья и молоть их между камнями, а тут ещё льют беспрерывные дожди, негде укрыться и высушиться. Явились болезни. Солдаты говорили, что у них три доктора: доктор Водка, доктор Чеснок и доктор Смерть» (С.М. Соловьёв. Там же) А Левенгаупта от главных сил отделяли две реки (Днепр и Сож), между которыми стоял царь. Левенгаупт попытался запутать следы - послал к царю дезинформатора. Но местный житель раскрыл обман и указал, где находятся шведы. Их настигли 28 сентября (9 октября) у деревни Лесной. «Начав час после полудня, даже до темноты бой сей с непрестанным зело жестоким огнем пребывал, и неприятель не всё отступал, но и наступал, и виктории нельзя было во весь день видеть, куды будет. На последи, милостью победодавца Бога, онаго неприятеля побили на голову, так что трупом с 8 000 на месте осталось (кроме что по лесам от ран померло и калмыки побили), обоз весь с 2000 телег и всё поле... и достальной обоз с 3000 телег. А достальные шведы побежали по реке Соже, за которыми сзади калмыки гнали и зело много побили» (из донесения Петра сенату). «Сражение при Лесной» Жан-Марк Наттье , 1717 Командующий разгромленного корпуса всё же сумел добраться до своего короля, но без провианта и пороха «утехи было мало». И тут король бросил в игру свою заветную карту - Мазепу. С его буйным, но действенным войском. С его военными запасами, накопленными за 1708 год. С его золотом, хранящимся в гетманской столице - Батурине. Это вам не Левенгаупт с телегами! Громом разошлась эта весть по всей Европе! До сих пор гремит!

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/14/...

Однако такое событие, как приписка Касьяновой или Емецкой пустыни к монастырю ни чего до нас не сохранило... Половная же запись ничего не разъясняет – ни о зданиях, ни о монашествующих; из нея видно только, что архимандрит подрядил в 1707 г. в Касьянову пустыню половника на 10 лет, что там было хлебопашество, небольшое скотоводство, и что от последнего должен был получаться монастырем очень незначительный доход, в роде коровьего масла 72 – вот и все! Строитель иеромонах Павел, 1718–1741 гг. Все, приписанные к более многолюдным или известным обителям по воле Петра 1-го, в последние годы его царствования, малолюдные монастыри в 1727 г. согласно царскому указу вновь получили самостоятельность, в том числе и Ямецкого волока Благовещенская пустыня, при настоятеле своем строителе иеромонахе Павле 73 , который упоминается и в 1741 г. 74 Кроме его, строителя, в 1738 – 1741 гг. жителей было в пустыне: «казначей монах Иона, крылашанин монах Иосиф; бельцов: псаломщик 1, хлебопекарной и повар 1, сторож и келейник 1, скотник и пастух 1, помельщик на мельницах 1, коровница 1; в деревни Скомороховской: поверенной 1, коровник 1, пастух 1, коровница 1»; итого 13 человек; в том числе 3 монашествующих. – Церковь была «1, а в ней престолов 2»: один Благовещению 75 , другой неизвестно кому. Доход «убогой пустыньки» в 1734 – 1737 гг. простирался от 22 р. 25 к. до 23 р. 52 к. на ассигнации; в 1741 г. показан в 21 р. 67 к. Он проистекал: «от подаяния в кружку проезжих мирских людей, и собранных на храмовые праздники, и от промену восковых свечь» ежегодно от 4 р. 5 к. до 5 р. 27 к.; «с монастырской мельницы за меливо у окольних жителей помельних» денег от 4 р. 1 к. до 12 р. 19 к. (преимущественно около 9 р. и более); «от продажи скота» («рогатаго» и проч., в 1735 г. и «лошади») – от 6 р. 90 к. до 8 р. 24 к.; «из продажи покупных от моря сельдей» (в 1734 г. 5 р. 97 к.), в 1737 г. сверх того еще «извозных, в зимнее время, 6 рублев 11 к.»; «от извозу сухим путем клади», в 1734 г. – 82 коп.; «за извоз от подряду у каргопольцов от моря товаров», в 1736 г. – 6 руб. – В 1741 г. доходы «от извозу и продажи сельдей» не показаны; а вместо их почему то выставлены в доход какие-то «взятые, за неимением монастырской казны, на расходы, заимообразно», в 1738–1741 гг. по 3 р. 33 1/3 к. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Земли при сей церкви дворичной и усадебной 1120 кв. сажень, каковая земля определением Вятского окружного суда, состоявшегося 3 октября 1893 г. Закреплена за Владимирской церковью на право владения ею по з. давности, равно как и возведенными на оной церковными постройками имеется свидетельство, выданное вятским нотариусом Эрмингельд Свенторжецкий от 13 апреля 1894 г. за 703. Священнослужители усадебной землей и домами пользуются. Дом у священнослужителей полукаменный, стоит на церковной земле. На содержание священно-церковнослужителей жалования и постоянного оклада не положено, а довольствуются они добровольными даяниями от прихожан за требоисправления и сверх того пользуются процентами с капитала, пожертвованного разными лицами на помин их с родными. Капиталы сии закладываются в билетах в государственных банках и других кредитных учреждениях. Ближайшие церкви: градская Всесвятская и Благовещенская – приютская и Ахтырская кладбищенская. Опись церковного имущества с 1861 г. Метрические книги с 1781 г., кроме 1784, 1785 и 1788 г.г. Исповедные росписи с 1774, кроме 1781, 1784 и 1789 г.г. http://urzhum-uezd.ortox.ru Владимирская церковь, каменная, построена в 1718 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усадебной 1120 саж.; братский денежный доход: священ. 1 500 руб., псал. 500 руб.; прихожан городских 282 м.п., 362 ж.п. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. Начало постройки каменной церкви относится к 1707 г. В 1718 г. преосвященным архиепископом Вятским Дионисием разрешено освятить вновь заведенную церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. На освящение церкви в феврале месяце 1718 г. дан указ архиепископа Вятского, который в подлиннике хранится в архиве Кафедрального собора г. Вятки. Об освящении сей церкви били челом преосвященному архиепископу Вятскому Дионисию поп Иван с причетники да староста церковный Василей Силин Хохряков с приходскими людьми.

http://sobory.ru/article/?object=32525

В первые годы царствования юный А. М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А. М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М. И. Милославской А. М. имел детей: Дмитрия (1649-1651), Евдокию (1650-1712), Марфу (1652-1707), Алексея (1654-1670), Анну (1655-1707), Софью (1657-1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658-1718), Марию (1660-1723), Феодора (1661-1682, царь с 1676), Феодосию (1662-1713), Симеона (1665-1669), Ивана (1666-1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669) А. М. женился на Н. К. Нарышкиной, от брака с ней имел детей: Петра (1672-1725, царь с 1682, имп. Всероссийский с 1721), Наталью (1673-1716) и Феодора (1674-1678). Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования гос. управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией). Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А. М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь . После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.

http://pravenc.ru/text/82384.html

В 1481 г. настоятелем Спасского монастыря был игумен Иннокентий, в 1548 г. - Феодосий, в 1577 г. снова управлял архимандрит. Коломенские монастыри в XVI веке давали в долг значительные деньги. Так в Спасском монастыре имелось семь кабал под залог земли на 85 р. и «…еще на кобал в казне на 14 рублев и на две гривны, а взятии на них не на ком, что стары». В XVII в. настоятелями монастыря были архимандриты Леонид (1621), Дионисий (с 1633 по 1640 г.), Феодосий (с 1643 по 1653 г.), Иона (1653), Пафнутий(1658), Иона (1659-1662), Савватий (1662-1665, переведен из Голутвина монастыря), Евстафий (1669), Сергий (1694-1695). Братия служила у коломенских владык на подворье, что ныне Троицкий Ново-Голутвинский монастырь. В начале XVIII в. монастырь по бедности был освобожден от содержания школ. В 1700 г. у него было 47 дворов крестьян. Во времена царствования Петра I власти не останавливались перед прямым изъятием церковного имущества. В 1707 году из архиерейских домов и монастырей велено было свозить в Москву серебро. Собрано было 19 с лишним пудов, причем из коломенского архиерейского дома, Голутвина и Спасского монастырей доставили серебряную посуду, конскую сбрую, оправленную в серебро, и просто серебряный лом. С 1715 по 1716 г. Спасским монастырем управлял архимандрит Сильвестр. В постоянных войнах подходило к концу царствование Петра Великого, государство обнищало, доходы с монастырских угодий, труд монастырских работников - все направлялось на нужды армии и строившегося Петербурга, власти снова и снова требовали денег. В 1718 г. из Николо-Радовицкого монастыря в Спасо-Ядринский был переведен архимандрит Софоний (управлял монастырем с 1718 по 1728). При нем в 1722 г. монастырь отдал серебряную посуду и лом для денежного двора. В 1744 г., при архимандрите Давиде (1742-1745), обитель имела 192 души крестьян. 10 мая 1745 г. архимандрит Давид был уволен на покой. С 1756 по 1770 г. монастырем управлял архимандрит Игнатий, переведенный из Бобренева монастыря. В Спасском монастыре в 1761 г. кельи и ограда значились как деревянные. К 1773 г. монастырь обносится с трёх сторон каменной стеной. В нём располагался иррегулярный сад с яблонями и вишнями. По отобрании монастырских вотчин, при последнем архимандрите Вонифатии (Борейко, управлял с 1762 по 1766 г.), по штатам 1764 г. Спасо-Ядринский монастырь был положен в 3-й класс.

http://sobory.ru/article/?object=35100

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010