Тутаев. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:Между 1703 и 1704. Год утраты:1936 (Разобрана на кирпичи) Адрес: Ярославская область, городское поселение Тутаев, площадь Ленина Координаты: 57.882778, 39.542625 Проезд:стояла на площади Ленина на месте памятника Ленину Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1703 году заложили храм, а в 1704 году освящён. Источники свидетельствуют, что возводилась церковь трижды. Первоначально это была деревянная церквушка Всемилостивого Спаса, сгоревшая в 1641 году. Через несколько лет в Романове и округе началось моровое поветрие, о котором упоминается в летописном сказании: «Лета от сотворения мира 7163 (1654г.) в городе Романове от морового поветрия посадских людей померло 603 человека, опустелых дворов стало тогда 81 двор». Жители усердно молились Богу об избавлении от болезни и обещали поставить церковь в знак благодарности. Болезнь отступила. Та же летопись рассказывает об этом событии: «Лета 7163 (1654г.) 18 октября в Романове построена церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что на площади. Заложена бысть вечером в 3 часу ночи. На утро того числа (церковь) освящена по обещанию всех того града Романова посадских людей и (построена бысть потому), что избавил Господь от морового поветрия». Недолго просуществовала эта церковь. Ее постигла та же участь, что и первую: в ночь на 14 ноября 1702 года она сгорела. В 1703 году романовцы заложили третью, каменную церковь Всемилостивого Спаса. В 1704 году церковь освятили. Храм и священники прослужили людям до 1935 года, когда власти вынесли решение о закрытии Спасской церкви. Сохранились фотографии конца XIX – начала XX в.в. этого храма, удачно вписанного в архитектуру площади, а также описание Спасской церкви: «Храм каменный одноэтажный, двухъярусный, с глухим сводчатым перекрытием, покрытым четырехскатной крышей. На храме 5 глав установлены на высоких узких барабанах, на алтаре тоже на высоком узком барабане установлена небольшая главка.

http://sobory.ru/article/?object=60782

– Иосиф , в нояб. 1707. Строители Иосиф , 7 янв. 1615, 1631. Кирилл , в янв. 1646, в мар. 1654, в мае 1656. Даниил , в февр. 1691. Трифон , 1697. Иона , в окт. 1703. Пахомий , 1704–1707. Иосиф , 1710. Никанор , игум., 1722. 13 Елабужская Троицкая, в Каменном городище, [IV, 82] пустынь, упразднённая; основана около 1616 г., 10 окт. приписана к Казанскому архиерейскому дому. Игум. Иона , 1616. Строит. Герасим , в сент. и дек. 1635. – Моисей , 1638. – Варлаам определён 31 мар. 1659. – Игнатий , в сент. 1663. – Галактион , 20 дек. 1663. Игум. Исаия , в нояб. 1677. – Евфимий , 1705. Особые заметки Разные Котельницкого Введенского: Иг-нья Елена , 1699–1704. – Пелагия , 1719–21. IV, 305. Истобинского Троицкого, перев-ного в Соликамск: Строит. Никита , 1680. – Киприан , 1705. Игум. Дамиан 1737 и 38. – Иоанн , 1742. – Авраамий , 1764; † 1765. (См. Пермскую епархию). III, 757. Вятский Григориев. VI, 147. Слободской Спасский. VI, 605. Слободского Рождественского: Иг-нья Евсевия , 1849. – Таисия , 1850. – Пульхерия , 1851–66. VI, 648. Царевосанчурские два. VI, 836. Яранские два. Яранского игум. Иларион , 1753–57. Яранского Богородице-Владычня иг-нья Парасковия , 1702–4. Вознесенского: Строит. Сергий , в апр. 1659. – Феодосий , в окт. 1679. Игум. Филарет , в нояб. 1707. – Захарий † 1765. Архиерейского дома казначей игум. Иоанн , 1743. Член Вятской консистории игум. Иезекииль , в янв. 1760. (См. Краснокутский мнтрь). Трифонова наместн. игум. Мельхиседек , 1762–1764. Слободского «Новодевича» иг-нья Анна , в окт. 1703. Рождественского Евсевия , 1840. (Адрес-Календарь). Хлыновского уезда, Богоявленской Раифской пустыни: Строит. Иаков , в окт. 1703. – Филарет , 1708. Кобрьской (Закобрской) Введенской пустыни игум. Питирим , 1705. Кайгородского Успенского строит. Зосима , 1705. Кайгородской Сретенской Сырьинской пустыни строит. Питирим , 1705. Сарапульского Успенского строит. Лаврентий , 1706 и 7. Царевосангульской Мусерской пустыни строит. Моисей , в мар. 1661, 1662. Уржумского уезда, Печерского строит. Ломей , в сент. 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В церкви хранится древний 1704 г. Св. Крест с мощами святых. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). - Вятка, 1912 Церковь в Савалях построена в 1703 году, по ходатайству помещика Никиты Даниловича Семичева. До этого сельцо Савали и окрестные деревни входили в православный приход Богородицкой церкви города Малмыжа. " Бoжieю милостию великий Господинъ Npeocbящehhйшui Тихонъ, митрополитъ Казанский и Cbuяжckiй. В ныншнемъ 1703 году Iюля 14 дня билъ челом нам, Преосвященнйшему Митрополиту, Никита Семичевъ: вотчина де ево в Казанском узде селцо Cabaлui да деревня Тавлцы в приход города Малмыжа к цepkbui Пресвятыя Богородицы Казанския, а ростояниемъ от Малмыжа в трёхъ верстах и за умножениемъ де прихода и за далностию крестьянъ ево во всяких домовыхъ нуждах трбах от священниковъ чинитца закоснние, а по oбeщahiю своему желаетъ онъ Никита в вотчинномъ своёмъ селе Савалях построить вновь церковь Божию деревянную во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с предлы во имя святых пророка Uлui да Николая чудотворца, а священнику с причетники даётъ на пропитание в годъ по три pyблui денгъ, да по дватцети осминъ ржи и овса тожъ число Казанских кром доходу " (Грамота Митрополита Казанскаго Тихона на nocmpoehie въ сельц Саваляхъ (село Савали, Малм. у.) вновь деревянной церкви во имя Казанской Бoжieй Матери съ придлами въ честь св. пророка Uлiu и Николая Чудотворца 1703 г. 14 Iюля.//Сборникъ храмозданныхъ грамотъ на построение церквей въ Вятской enapxiu. - Вятка: Вятская Учёная Архивная Koмucciя, 1914. - C.74). В 1764 году по грамоте Преосвященного архиерея Вениамина Казанского построено новое деревянное здание церкви. Холодный храм освящён 7 июля 1765 года бывшим заказчиком города Малмыжа иерееем Георгием Судовиковым. Придел во имя Святого Николая Чудотворца освящён 5 декабря 1770 года - тем же иереем Георгием. 30 сентября 1819 года по ходатайству помещицы Софьи Ивановны Овцыной была получена храмозданная грамота Преосвященного Амвросия, епископа Вятского и Слободского, на строительство каменного здания церкви вместо деревянной, пришедшей в ветхость. В 1827 году возведение каменной церкви было завершено, с тремя престолами: главный - холодный Казанско-Богородицкий, теплый - Никольский и в честь Св. Иоанна Златоуста.

http://sobory.ru/article/?object=35974

1702 г. и сохранившуюся в 4 списках (изд.: «Рождественская драма» Дмитрия Ростовского// Тихонравов Н. С. Рус. драматические произведения, 1672-1725 гг. СПб., 1874. Т. 1. С. 339-399; Рождественская драма: (Комедия на Рождество Христово)//Рус. драматургия посл. четв. XVII в. и нач. XVIII в. М., 1972. С. 220-274; Рождественская драма, или Ростовское действо: В 2 действ., с прологом и эпилогом/Муз.-сценическая реконструкция, предисл. и послесл.: Е. М. Левашёв. М., 1989). Возможно, «Рождественская драма» является переработкой несохранившейся польск. школьной пьесы. Вероятно, в 1703-1705 гг. ставилась др. пьеса Д.- «Успенская драма», дошедшая в 2 списках XVIII в. (изд.: «Успенская драма» св. Димитрия Ростовского//ЧОИДР. 1907. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-43; Успенская драма: (Комедия на Успение Богородицы)//Рус. драматургия посл. четв. XVII в. и нач. XVIII в. С. 172-220). Существует мнение, что пьеса могла быть создана на Украине, возможно в черниговском Елецком мон-ре, и не предназначалась для школы (представлялась 15 авг., во время школьных каникул). Исполнялись в Ростове и написанные Д. декламации: «На погребение Христово плач» (на утрене Великой субботы 27 марта 1703) и «На Воскресение Христово» (в Великую пятницу в 1703-1705). Вероятно, перу Д. принадлежит пьеса «Кающийся грешник», созданная на основе части 2-го действия «Успенской драмы» и отдельных сцен из «Рождественской драмы» ( Шаховской А. А. Описание трагедии «Кающийся грешник»//Театральный альманах на 1830 г. СПб., 1829). Драмам Д. присущи черты барочной поэтики. Картина мира в них «представлена... в трех ипостасях: мир небесный, земной и мир преисподней… Эмоциональная атмосфера постоянно колеблется от радости к скорби, от страдания и плача к ликованию и торжеству. Достижению эффекта катарсиса помогает музыкальность канонических песнопений, пение музыкальных номеров и поэтическая речь... Внимание зрителя концентрировали яркие театральные эффекты: театр теней, эффект «эха», вращающегося колеса и песочных часов; звучал голос из «гроба», сверкала «молния» и гремел «гром»...» ( Жигулин.

http://pravenc.ru/text/178011.html

В начале XVII в. в селе Ивашкове находилась церковь Успения Пресв. Богородицы " деревянная клетцки " , стоявшая в 1626 г. без пения. Село Ивашково находилось в 1626 г. Волоколамскаго уезда, Издетемскаго стана, в вотчине " за Степаном, да за племянниковым сыном Дивова " . В 1639 и 1640 г.г. Степан Иванович и Богдан Кириллович Тарбеевы продали свою вотчину Якову Ивановичу Загряжскому. В писцовых книгах 1661 г. при Успенской церкви написано: " двор попов, в приходе 24 двора, пашни церковной земли 6 четвертей, да на пустоши Пустодола на речке на Лгоше 5 четвертей в поле, а в дву потому ж " . Между тем, как Успенская церковь не была обложена данью и в приходных окладных книгах не писалась до 1673 г. В 1668 г. у Загряжского это село куплено окольничим боярином Родионом Матвеевичем Стрешневым. 7181 г. " по книгам десятильника Василья Салманова да старосты поповскаго Ильинскаго попа Федора " записано в приходную окладную книгу Патр. Каз. Приказа: " прибыла вновь в Волоколамском уезде и данью обложена церковь Успения Пресвятыя Богородицы в вотчине окольничаго Родиона Матвеевича Стрешнева, в селе Ивашкове, дани 3 алтына 5 денег, заезда гривна " . За 7185 (1677) г. и далее в тех же окладных книгах Казеннаго приказа пишется: " церковь Спаса Нерукотворного образа с приделом Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ивашкове, дани 18 алт. 2 ден., заезда гривна " . 7202 (1694) г. генваря в 24 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Спаса Нерукотвореннаго образа, да в пределе Успения Пресвятыя Богородицы Волоколамскаго уезда в село Ивашково; тоя ж церкви поп Иван взял антиминс и росписался. В 1695 г. церковь деревянная; при ней находились священники: Трофим и Иван и дьячек Филипп Ларионов; в 1703-1710 г.г. поп Иван Трофимов 1715-1730 г.г. поп Кузьма Иванов ; в 1703 г. дьячек Герасим Филиппов, пономарь Никифор, просвирня Ефимья и в 1715-1730 г.г. дьячек Михаил Иванов и пономарь Петр Иванов; " в приходе у той церкви за 1703 г. было 58 дворов; пашни церковной земли 4 десятины в поле, а вдву потому ж, сенных покосов 117 копен " .

http://sobory.ru/article/?object=00689

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ II [Греч. Μελτιος] (1661, Янина, Греция - 12.12.1714, К-поль), митр. Афинский (1703-1713), географ, историк Церкви. В миру Михаил Митрос. Получил начальное образование в Янине. Год и обстоятельства его поставления во иерея неизвестны. В предисловии к «Географии», написанной М. и изданной в 1728 г., анонимный биограф сообщает, что он был рукоположен во иерея митр. Климентом в Янине, а в приписанной М. «Речи о священстве» ( Δυοβουνιτης. 1938) сказано, что его рукоположил митр. Филадельфийский Герасим Влах в Венеции. Решение вопроса зависит от того, является ли подложной «Речь о священстве». В 80-х гг. XVII в. М. обучался в Венеции и Падуе. В 1686 г. занял преподавательский пост в Греческом училище в Венеции, принимал участие в работе греч. типографий, переводил с латыни, подготовил издание греч. Минеи на декабрь, пособий по греч. грамматике, богослужебных книг. В 1687-1691 гг. М. преподавал в Янинском уч-ще. В июле 1691 г. или, что более вероятно, в нояб. 1692 г. патриарх К-польский Каллиник II поставил М. митрополитом Навпакта и Арты. Осенью 1696 г., после разграбления Арты перешедшим на венецианскую службу греч. пиратом Либеракисом Геракарисом, М. был обвинен турками в измене, низложен, 2 месяца скрывался в Янине, а затем вернулся в занятый венецианцами Навпакт, где занимался научной работой. В 1701 г. М. получил прощение и был отправлен в качестве Патриаршего экзарха на Пелопоннес для сбора налогов с архиереев и ставропигиальных мон-рей. В 1701-1703 гг. М. жил в К-поле. В окт. 1703 г. патриарх К-польский Гавриил III поставил М. на Афинскую кафедру, по просьбе паствы сместив для этого митр. Кирилла и переведя его на Паронаксийскую кафедру. В кон. 1705 г. у М. осложнились отношения с афинской знатью: по всей видимости, конфликт был связан с Афинским подворьем храма Гроба Господня в Иерусалиме, поскольку жалоба на М. была направлена Иерусалимскому патриарху Досифею II Нотаре .

http://pravenc.ru/text/2562864.html

В истории Российской иерархии Амвросия Парфений поставлен первым Азовским архиереем, а Досифей вторым, причем время назначения Досифея совсем не показано. В статье «Епархия и иерархи архангельские», составленной на основании губернских ведомостей и помещенной в Жур. Мин. Народ. Просвещения, т. 58, отд. VI, стр. 58–77, Парфений (Небоза) также называется первым Азовским епископомь». «Когда Петр I завоевал Азов, читаем в названной статье и хотел основать там губернский город и епархию, то Парфений определен туда в 1701 году епископом; но неизвестно почему, не быв на этой епархии, переведен 2 дек. 1703 г. в Холмогоры... Стр. 63–64, Н. Д. в своей «Иерархии Всероссийской церкви» первым (верно) называет Досифея, прибавляя при этом о смерти его в Москве в 1701 г. По переводе Парфения в Холмогоры Азовская епархия «в 1703 г. прекратилась» стр. 142. Последнее мнение мы тоже разделяем и считаем неточным выражение Истории Российской Иерархии стр. 255, будто бы, Азовская епархия упразднена с возвращением туркам Азовской крепости: возвращение Азова туркам случилось гораздо позже – в 1712–1713 гг., а прикрытие Азовской епархии в 1703–1704 гг. 103 Журн. Мин. Народ. Просвещения, т. 58, отд. VI, стр. 63. Парфений Небоза долго странствовал по св. местам Востока, проходил разные церковные чины, потом поставлен был в Назарет митрополитом и экзархом всей Галилеи, откуда переведен митрополитом в Лаодикию, он выкупил много русских из турецкого плена, в своей Лаодикийской епархии, в г. Кизике, установил в церкви св. Параскевии священнослужение на славянском языке и посвятил туда русского священника; находясь в Константинополе, в 1686 г., он много помогал русскому посланнику, когда прислано было к константинопольскому патриарху Дионисию от Русского Двора посольство для переговоров об уступке в ведение Московского патриарха Киевской митрополии, бывшей дотоле экзархией Константинопольского патриарха. Около 1695 г. он приехал в Россию. 104 В объяснении к карте Воронежской епархии конца XVII и начала XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пастырская ревность побудила нового Сибирского Архипастыря описать плевелы на вверенной его попечению ниве, а особенные обстоятельства его посвящения, мудрость и преобразования в России Петра дали ему смелость доложить Государю о тех плевелах, а также и о разных нуждах Сибирской Церкви, и возбудили в нем надежду получить от Государя средства к истреблению первых и восполнению последних, и к произращению в Сибири плодов истинной веры и чистой нравственности. Беспорядки, существовавшие в Сибири по духовной части, равно как и её церковные нужды, М. Филофеем описаны в 25 статьях, которые и были отправлены к Петру I-мy, при особой Челобитной к сему Государю от 31 Декабря 1703 года. 20 и 27 Генваря следующего 1703 года Петр Великий слушал Челобитную своего Сибирского Богомольца; Думный Царский Дьяк, Андрей Андреевич Виниус, 11 навел справки против просительных статей Челобитной и, кроме того, со слов Государя, написал к ним пометы (резолюции), и все это прислано было в Тобольск к самому челобитчику, при Указе от 1 Марта, а к Воеводам Тобольским, Князьям Михаилу Яковлевичу и Алексею Михайловичу Черкасским, в грамоте от 28 Февраля 1703 года. Из справок Андрея Виниуса и из помет Государя увидим, что челобитья Филофеевы не все одинаково были приняты Государем: по одним велено было удовлетворить его вполне, по другим велено было удовлетворить, но с ограничением, а на некоторые последовал чистый отказ. Нужно сказать, что подлинной, описываемой Челобитной М. Филофея, не найдено, и она и с просительными статьями представляется здесь в том виде, как была внесена в ответный Указ Петра Великого к челобитчику. Но ущерба достоинству челобитной от этого нет: по обычаю старинных дельцов, впрочем, и доселе у весьма многих свято сохраняющемуся, челобитная, без сомнения, прописана в Указе словами Филофея; только Царский титул, бывший в начале её, оставлен, да просительные статьи размещены в другом порядке, не по цифрам, а по сходству их содержания. Челобитная М. Филофея, или что тоже, Указ Петра Митр. Тоб. Филофею, посланный в ответ на его Челобитную, и грамота к Воеводам Тобольским, Князьям Черкасским, писанная по поводу той же челобитной и от того же Государя, были найдены случайно, при просмотре довольно страшного по надписи дела: «О 200 ведрах вина и о 1000 пудах соли», находящегося между делами Консисторского Архива за 1745 год, по старой описи под 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Александро-Невский монастырь в царствование Петра Великого (1713–1725 годы) Глава первая Основание Лавры Основание Петербурга. История края. Мысль у создании Лавры. Осмотр места для Монастыря; два креста. Начало строения. Освящение первой церкви. 1703-й год мощною рукою Петра Великого вернул России древнее ее достояние – берега Невы. Устье этой реки открывало Русскому Государству новый, – свободный и удобный – водный путь в Западную Европу. При тогдашних средствах передвижения международные сношения России сухим путем обходились дорого и длились долго. Путь Северным Ледовитым океаном от Архангельска был мало доступен и очень далек. Царь Петр тотчас же основал на выходе Невы в море новый город – Санктпитербурх, будущую новую столицу. Побуждением к этому служили ясно сознаваемые государственные «пользы и нужды». Быть может, Великого Преобразователя к этому влекло и свойственное древним знаменитым и великим властителям мира стремление при обновлении Царства полагать основание и новому «престольному граду». Наконец, творческий гений Петра не мог не чувствовать себя тесно в плотно-застроенной и крепкой стариною Москве и рвался к простору моря; его пленяла мечта о новой столице с новым укладом быта, распланированной прямыми и широкими улицами на могучей реке. Первый камень в основание Петербурга Царь положил 16-го мая 1703-го года, в лень Святой Троицы, заложив крепостной бастион 1 . Край, где положено было основание новой столицы, на заре его истории, в XI-м веке, был под властью Великого Новгорода. Нева, текущая с Востока на Запад, отделяла расположенную от нее на Север Карелию от Ингрии или Ижорской земли, лежащей на Юге 2 . С половины XII-ro века этот край является ареной борьбы Великого Новгорода со Шведами и Немецкими рыцарями, безуспешно пытавшимися его отвоевать, но все же постепенно оттеснявшими Новгородцев. В 1300-м году Шведы построили на устье Охты крепость Ландскрону, в переводе «Венец Земли», а в 1323-м году Новгородцы на истоке Невы – Орешек, нынешний Шлиссельбург. В 1478-м году Великий Новгород, завоеванный Царем Иоанном III-м, включен был в состав Московского Царства. В начале XVII-ro века, в лихолетье, Карелия и Ингрия отпали от России и в 1617-м году это отпадение было закреплено договором. В 1611-м году Шведы построили на устье Охты, на месте бывшей Ландскроны, новую крепость Ньюэнсканс, или Ниеншанц, в переводе «Невскую Крепость», впоследствии, у первых Петербуржцев, получившую именование Новые Канцы, или, короче, Канцы. В 1656-м году, при Царе Алексее Михайловиче, Нева была отвоевана Русскими, однако ненадолго: через 5 лет, вследствие военных неудач при продолжавшейся войне, край пришлось вернуть Шведам. С 1700-го года началась продолжительная борьба двух Северных Государей – Царя Петра Первого и Короля Шведского Карла Двенадцатого, вернувшая в 1703-м году Неву уже навсегда России 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Подведем итог всему нами сказанному. Принимая во внимание, что рассматриваемое нами Евангелие имеет на обороте заглавного листа гравюру с ясно обозначенной датой – 1697 год, ранее которого, следовательно, оно не могло быть издано; принимая во внимание, что в сохранившихся записях о типографской деятельности Львовского братства за 1697 и последующие годы вплоть до 1703 года нет никаких следов об издании за это время Братством Евангелия; принимая во внимание, что означенные записи свидетельствуют о заключении Братством в апреле 1703 года условия с типографом Василием Ставницким, имя которого значится на обороте заглавного листа рассматриваемого Евангелия; принимая во внимание, что сим Ставницким Евангелие напечатано было в количестве 1200 экзелтляров, а между тем в настоящее время мы не знаем ни одного экземпляра Евангелия с датой 1704 (или 1703) года. Евангелий же других изданий, начиная с первого братского (1636 г.) сохранилось достаточное количество, даже очень достаточное; принимая, наконец, во внимание, что самый факт сознательно допущенного Братством анахронизма, сделанного, без сомнения, для молитвы за короля, находит довлеющее объяснение в политических событиях того времени, когда неизвестно было кто из борющихся за польскую корону лиц одержит верх; принимая во внимание все сие, в совокупности взятое, мы приходим к выводу, что рассматриваемое нами Евангелие, изданное якобы (судя по дате) в 1690 году, на самом деле издано было или в конце 1703 или начале 1704 года 2 . И вывод этот я считаю столь твердым, что если бы даже, паче чаяния, нашелся экземпляр братского Евангелия с датой 1703 или 1704 г., то и тогда он не был бы поколеблен. Тогда только пришлось бы объяснять, почему это Братство, издавая Евангелие с неверной датой, в то же время один или несколько экземпляров напечатало и с верной? А для того, чтобы воочию убедиться что найденный (употребляем это выражение в смысле маловероятного предположения) экземпляр Евангелия с датой 1703 или 1704 г. есть то же самое Евангелие, о котором мы так долго говорили, следует сличить сие найденное Евангелие с тем Львовским Евангелием, которое условно в наших «Объяснительных параграфах» обозначено буквой Б. (Евангелие с ложной датой). Уверен, что сходство будет полное, разумеется, кроме заглавного листа и предъевангельских статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010