В храме достопримечательны: 1) четырехконечный, кипарисовый крест. На концах его разные священные изображения в кругах, величиною с 15 копеечную монету. В кресте вложены частицы мощей. Крест найден под престолом. Он вложен в серебряный оклад и покрыт слюдою, для сбережения от пыли и копоти; 2) оловянный дискос, с изображением младенца Иисуса, лежащего в сосуде, в виде купели и с надписью вокруг: «се агнец божий вземляй грехи всего мира»; 3) оловянный ковчег, в виде двух, стоящих один па другом, квадратных ящиков. Верхний ящик, меньшого размера, увенчан крестом. На лицевой стороне его – два ангела с рипидами в руках, а на задней – слова: «положен Христос». На 4 сторонах нижнего ящика – положение во гроб Спасителя и лики святых; 4) жестяные, старинные венцы; 5) два старинные евангелия, из коих одно печатано в 1703, а другое в 1763 году; на окладе последнего евангелия надпись: «коштом справлено с куреня поповичовского в вербове в церковь тамошнюю за отамана Софонию Черного», внизу «1766 г. ценою за 140 рублей»; 6) месячные минеи, печатанные в 1692 году и другие старинные богослужебные книги, напр. служебник 1763 г., молебенная книжка 1743 г., требник 1641 г.; 7) большой, пудов в 60, колокол с следующею над писью: «1748 Tho Lester MADE LISALL» и с какими то непонятными печатями. Планы и межевые книги существуют с 1811 года. Сюда принадлежат 2 плана на церковную землю, составленные 1856 г. сентября 30; план на участок земли в 4 дес. 1710 квадр. саж. составленные в 1870 г.; план церковного дома, пожертвованного в 1857 г. С древних времен и до ныне причт состоит из священника, дьячка и пономаря. Вот имена прежних священников: Феодот Кондратьев (1711), Алексей Яковлев (1771), Петр Васильев (1801), Николай Иларионов (1818), Иоанн Студийский, перешедший после в Шлиссельбург и бывший там соборным протоиереем и благочинным, Феодор Сампсоньевский († 1838), Александр Лебедев († 1855), Феофан Разумовский, перешедший отсюда в Петербург, в церковь при министерстве народного просвещения; Николай Тихомиров († 1859), Александр Преображенский, открывший здесь, в 1860 году, училище, а потом, в 1861 г., приобревший для училища небольшой дом, принадлежавший помещице Елене Феодоровне Уховой. В 1879 г. он переведен в Гостилицы. Вместо него поступил, священствующий до ныне, Дмитрий Иоаннов Старопольский, из диаконов села Путилова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Грушеве мон-рей действовал Михаила арх. мон-рь (совр. с. Драгово Хустского р-на Закарпатской обл.), в комитате Земплен - Краснобродский мон-рь (совр. с. Брод Иршавского р-на Закарпатской обл.). В 1661 г. на средства валашского господаря Константина Шербана Басараба в мукачевском Никольском мон-ре львовский архит. С. Пьяменс построил каменную ротонду (монастырь был возобновлен в 1538-1550 по приказу кор. Фердинанда Габсбурга и на его средства после разорения в 1537). Греко-католики утвердились в Марамороше после 1735 г. Наибольшую известность среди критиков унии в З. приобрел правосл. полемист Михаил Андрелла (Оросвиговский; 1637-1710), автор «Логоса» (1691-1692) и «Обороны верному человеку» (1699-1701). Ужгородская уния не внесла положительных перемен в жизнь присоединившегося к ней правосл. духовенства. Католич. духовенство отказывалось на практике признавать униат. священников равными себе и считало последних «полукатоликами», подлежащими дальнейшей латинизации. 1711-1848 гг. Сатмарский мир 1711 г. завершил освободительную войну 1703-1711 гг. венг. народа и утвердил господство Габсбургов во всем Венгерском королевстве, в т. ч. на востоке З. Большое значение для З. имели реформы имп. Марии Терезии (1740-1780) и имп. Иосифа II (1765-1790), представителей т. н. просвещенного абсолютизма. В 1748-1756 гг. проводилась опись земельных наделов разных групп населения с целью упорядочения налогов (терезианский кадастр). Мария Терезия ввела частичное налогообложение дворянских земельных владений и доходов от мануфактур, крестьянских податей и барщины. Также налоги должны были платить церковные приходы и города. В 1777 г. имп. Мария Терезия издала школьный статут для земель Венгерского королевства Ratio educationis. На его основании вводилось обязательное посещение школы детьми от 6 до 12 лет. Преподавание должно было вестись на родном языке. Греко-католический собор в честь Воздвижения Креста Господня в Ужгороде. 1641–1646, 1848–1877 гг. Фотография. Нач. XXI в. (ГПИБ) Греко-католический собор в честь Воздвижения Креста Господня в Ужгороде.

http://pravenc.ru/text/182499.html

К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанская и Покровская церкви, к последней перешел статус собора. Церковь на улице Таранченко постепенно восстанавливала свое былое великолепие. В год тысячелетия крещения Руси она была заново расписана внутри. В ее интерьере сохранилось немало икон и других предметов культа, относящихся к XIX — началу XX века. Не все из них издавна были у Николы, часть перешла сюда во время печальных событий 1930-х годов. морали до любой аудитории. К примеру, возникла община верующих в тюрьме — пригласили отца Петра, дабы попытаться смягчить заблудшие души. Справа от храма, на обрыве холма, ведется строительство отдельного придела во имя Толгской иконы Божьей Матери. Проект двухэтажного краснокирпичного здания исполнил архитектор Николай Топоев. Церемония освящения и водружения над куполом будущего храма креста состоялась в конце ноября 1992 года. Здесь будут размещены крестильня, просвирня, классы воскресной школы, библиотека и лекционный зал православного братства. http://vrnchurch.narod.ru В начале XVII века в крупном поселении Комарёво, раскинутого на левом берегу Оки, была построена деревянная церковь в честь святого Димитрия, царевича Угличского. По преданию, в том храме был почитаемый чудотворный образ святителя Николая. Эта икона единственная сохранилась после пожара в 1703 г. Горожане на пожертвования построили каменную церковь в честь Святителя Николая Мирликийского чудотворца в 1720 г. Пожар 1748 года вновь повредил Никольскую церковь: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1788 году в Никольской церкви был обновлен иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках Никольская церковь была одной из самых богатых в городе.

http://sobory.ru/article/?object=00819

На первых его листах вверху надпись: «сие святое евангелие соборныя церкви Исаакия Далматского тщанием протопресвитера и благочиния надзирателя Иоанна Матфеева». На лицевой стороне оклада, писанные на финифти изображения Господа и четырех евангелистов, убраны стразами и каменьями, а на оборотной стороне внизу, под изображением святых, вензелевое изображение имени Ее Императорского Величества.  3) Евангелие напрестольное в лист, в серебряном, позолоченном окладе, печатанное в 1748 году, при императрице Елисавете Петровне. На первых листах его также наверху надпись: «сие евангелие Исаакиевского собора исправлено в 1774 году тщанием протопопа и благочиния надзирателя Иоанна Матфеева». В конце евангелия есть подпись: «отдано в Исаакиевский собор Николаем Кацаревым марта 25 дня 1768 года. В Санкт-Петербурге». Следовательно, евангелие это пожертвовано, оклад только сделан тщанием протоиерея Иоанна Матфеева. Следовательно, евангелие это пожертвовано, оклад только сделан тщанием протоиерея Иоанна Матфеева.  4) Четвертое евангелие траурное, обложенное черным бархатом с пятью серебряными вызолоченными изображениями Господа и четырех евангелистов. На нем надпись: «Печатася в типографии царствующего града Москвы повелением Благочестивейшего Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца. При благороднейшем Государе нашем Царевиче и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца. При благороднейшем Государе нашем Царевиче и великом Князе Алексии Петровиче, благословением же преосвященных архиереев, между патриаршеством». От Рождества Христова в 1703 году. На листах нигде не видно никакой надписи, хотя надо заметить, что края Евангелия, при недавнем его переплете, очень обрезаны. Три потира серебряные вызолоченные. Один очень большой и старой работы. Другой меньше, но высокий, филиграновой работы, был, в свое время парадный и употреблялся в большие праздники. Третий устроен лет 15 тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Я. Заор из Кракова) с богатейшим декором интерьера. Крестообразный план имеет 2-башенный однонефный 2-ярусный храм Св. Троицы монастыря тринитариев, также выделяющийся богатым наружным декором (Тринаполис в черте Вильнюса, 10-е гг. XVIII в.- 1722, 1750-1760, с 1849 ц. св. Иосифа Обручника при летнем архиерейском доме правосл. митрополита, с 1918 католич. храм). Участие в Северной войне и междоусобицы XVIII в. не способствовали развитию строительства и архитектуры. Католич. храмы позднего литов. барокко не имеют куполов и трансептов, нек-рые - зальные, как правило, 3-нефные, с плоским 2-башенным фасадом, главная роль во внешней декорации принадлежит пилястрам удлиненных пропорций, волютам (доминиканская ц. Св. Троицы в с. Лишкява Варенского р-на, 1704-1741, ц. бенедиктинок св. Екатерины в Вильнюсе, 1703, перестроена в 1741-1743 архит. Глаубицем в формах рококо). Бенедиктинский и доминиканский мон-ри являются важнейшими компонентами юго-зап. квартала старого Вильнюса. Вильнюсский монастырский храм миссионеров в честь Вознесения Господня (1695-1753) отличается изысканностью форм позднего барокко. Трехнефная базилика имеет 2 пятиярусные башни, в интерьере - пышный рокайльный декор. В 1737-1748 гг., после пожара, архит. Глаубиц реконструировал готическую ц. св. Иоаннов в Вильнюсе (повторно перестроена с чертами классицизма в 1827, архит. К. Подчашинскис). Являясь частью ансамбля Вильнюсского ун-та, она выделяется грандиозным объемом (высота колокольни 68 м). При реконструкции была изменена композиция главного, зап. фасада. Самым значительным однобашенным строением является 3-нефная базилика августинцев во имя Девы Марии Радости в Вильнюсе (1746-1768, в 1859-1918 ц. во имя ап. Андрея Первозванного при ДУ), которая по архитектурным формам имеет сходство с дрезденской Хофкирхе (дворцовой церковью) Г. Киавери. Примером здания с планом в виде латинского креста, чей интерьер обрел нарядные формы рококо, является 3-нефный доминиканский католич. храм Обретения Св. Креста в Вильнюсе (1755-1772 или 1753-1770 (?), архит.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ «ХОЖДЕНИЯ» РНБ. Общее собр. ркп. книг (Ф. 560). F. IV. No 319. «Путешествие Иоанна Лукианова». Рукопись последней четверти XVIII в. (водяные знаки: вензель – типа Тромонин, No 1099 – 1742 г., No 1100–1748 г.; герб Ярославской губернии, по Клепикову, II, третьего типа – 1748–1751, 1756 гг., по Тромонину, No 427 – 1748 г.; «Pro Patria» с литерами «АГ» и вензелем – Участкина, No 707 – 1786 г.); 1° (34,0 х 21,5); 78 л. (76 II; л. I – поздний, без филиграней, с комментарием С.А. Соболевского; л. II – единственный в рукописи с филигранью герба Ярославской губернии, на нем рукой С.А. Соболевского написано название произведения; л. II об. – чистый); полуустав. Нумерация листов цифровая, выполнена рукою С.А. Соболевского: сверху черными чернилами указан номер листа, красными – номер страницы; в нижнем углу каждой страницы дано указание на количество строк (как правило, на странице 40–41 строка). В рукописи есть выделенные киноварью инициалы (л. 1 и л. 1 об.) и целые строки (л. 2–7, 8, 9–12 об., 13 об.–16 об., 21 об.–22, 26, 27 об.–28 об., 30 об.–34 об., 36–37, 38, 39, 40 об., 42 об., 43 об.–44, 46 об.–47, 48–48 об., 54–55 об., 56 об.–57, 60, 61, 63, 65 об.). Текст на листе с двух сторон очерчен полями (двойными вертикальными линиями, проходящими от верхнего края листа до нижнего; поля от внешнего края – 3–4, 5 см, от внутреннего края – 2–2, 5 см). Переплет рукописи (XIX в.) сделан из плотного картона; на кожаном корешке переплета вытиснено: «Путешествие Лукьянова». На внутренней стороне верхней обложки – экслибрис С.А. Соболевского, книжный знак из белой бумаги: «Ex Bibliotheca Sobolewskiana» со вписанным от руки номером «22»; здесь же помещен текст дарственной: «В Императорскую Публичную библиотеку от С.А. Соболевского» – и новый шифр рукописи «F. IV. No 319». На л. I запись рукою С.А. Соболевского: «Эта рукопись доставлена мне из Орла в 1853-м году. Переплет на ней был старинный кожаный; никаких приписок или заметок нигде не находилось, кроме No 21-ого и слова путешественник, написанных внутри переплета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. ГАТО, ф. 1409 (коллекция рукописных книг) No 1468. Рукопись середины XVIII в. (водяной знак: «Pro Patria» с литерами « [Г]УБР» и «ФСМП» – типа Клепиков, II, NoNo 219–220 – 1752 г.); 4° (20,0 х 16,0); 285 л. (VII 275 л. III; л. 25 и 95 об. – чистые); полуустав. Начальные листы рукописи утрачены. Нач.: виши, спаси ево Господь, то бы нам пути не найти ко граду, нужно сильно... На л. 105, 117, 127 об., 222 заглавия писаны киноварью. Переплет – доски в коже с серебряным тиснением и остатками застежек, корешок лопнул. Сохранилась владельческая запись: «Сия книжица города Торжка мещанина Степана Мичурова с сыном» (л. 275 об.) и номера рукописи: «1468» (на верхней крышке переплета синими чернилами, на л. I красным карандашом); «1235» (на обороте верхней крышки синим карандашом); «1353» (на форзаце синим карандашом, исправлен красным карандашом на «1468»). 4. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) No 1543. Рукопись середины XVIII в. (см. пометы 1748–1758 гг.; водяные знаки: гербовый щит под короной с вензелем и литерами «masalova», малая контрамарка «я» – типа Клепиков, I, No 517–175... г.; типа Участкина No 625 – 1768 г., No 626 – 1775 г.); 4° (18,5 х 16,5); 255 л.; скоропись. Текст очерчен с обеих сторон полями (вертикальные линии идут от верхнего до нижнего края листа на расстоянии около 3 см от внешнего края, от внутреннего – около 2 см). Рукопись имеет нумерацию трех видов, выполненную разными почерками. На верхних полях сохранилась ранняя нумерация, частичная и неточная; судя по ней, в рукописи недостает первого листа. По нижнему полю (в правом углу) идет цифровая нумерация через 10 листов, выполненная чернилами; также через 10 листов проходит карандашная нумерация, соответствующая нижнему цифровому ряду. Заглавия выделены более крупной скорописью. Переплет – толстый картон, обтянутый кожей, с внутренней стороны обклеен бумагой, ныне сильно загрязненной. На верхней обложке кожа повреждена. В рукописи имеются записи, в том числе 40–50-х годов XVIII в.: «сия» (л. 1), «книга» (л. 2), «1755 году» (л. 218), «Сея книга, глаголемая ... путник ... купца Ивана Логинова (?)» (на внутренней стороне верхней обложки), «1756 год», «1753 году августа 1 дня», «1758 год», «Дмитрей Филатов (?)», «1748 год» (на внутренней стороне нижней обложки). Сохранились карандашные записи со старыми номерами рукописи: «инв. 1548» (л. 1); «896» (на внутренней стороне верхней обложки) – и запись библиотекаря И. Бычкова о том, что в рукописи 255 листов (л. 255 об.). В верхней части корешка книги имеется наклейка из красного сафьяна с вытесненной золотом надписью: «Из древлехранилища Погодина», ниже помещена наклейка из белой бумаги с шифром рукописи «1543».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сатмарский мир (30 апр. 1711), заключенный между императором Свящ. Римской империи Карлом VI (1711-1740), венг. знатью и восставшими против Габсбургов повстанцами (венг. куруцы, румын. хайдуки), положил конец длительной (с 1703) и охватившей всю территорию Трансильвании войне между имперскими войсками и повстанческим войском во главе с трансильванским кн. Ференцем II Ракоци. Княжество Трансильвания, включая зап. владения (т. н. Парциум), стало частью конгломерата гос-в под властью Габсбургов (т. н. Габсбургская, или Австрийская, монархия; с 1804 - Австрийская империя, с 1867 - Австро-Венгрия), и император получил титул князя Трансильвании. Власть Габсбургов укрепилась в Трансильвании при помощи остававшихся здесь значительных частей императорской армии. Координацию осуществляло центральное правительство через верховное командование императорско-королевской армии, созданной в 1703 г. в Сибиу. Старые формы организации армии Трансильвании, основанные на мобилизации знати, прекратили свое существование. На основании Пожаревацкого мира (21 июля 1718) Османская империя уступила Габсбургам Банат. Эта территория получила автономный статус, подчиняясь непосредственно имп. двору, к-рый управлял ею через военных губернаторов (1718-1751) и через гражданских губернаторов (1751-1777). В июне 1778 г. Банат в адм. отношении вошел в состав венгерской части империи, им стал управлять наместнический совет (лат. consilium regium locumtenentiale Hungaricum; венг. A Magyar Királyi Helytartótanács). В 1779 г. Банат был разделен на 3 комитата (Караш, Тимиш, Торонтал), к к-рым в 1781 г. добавился свободный королевский город Тимишоара. Под скипетром Габсбургов гос. собрание Трансильвании созывалось довольно редко, его законотворческая активность не вела к осуществлению реформ; законы, принятые на местном уровне, в основном не представляли интереса для Вены, лишь наиболее значительные были объединены в свод Articuli novellares (Новые законы), отпечатанный на латыни (за 1744 - 9 законов, за 1747 - 14, за 1748 - 1, за 1751 - 9, за 1752 - 4, за 1753-1757 - 5, за 1791 - 64, за 1792 - 4, за 1838 - 1, за 1847 - 29; за 1848, в авторизованном нем. переводе,- 11) ( Pop. 2016. Vol. 3. P. 17). Центральные власти создали в Трансильвании политико-адм. структуру, параллельную уже существующей, которая функционировала в соответствии с постановлениями, направленными на расширение абсолютной власти монарха: в XVIII-XIX вв. высшие органы управления гос-вом издавали нормативные акты (дипломы, патенты) без участия трансильванского гос. собрания.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Genev 1881–1882 Vilasse: «De Confirmamione». Curs. Complelus Theologiae. Tom. XXI. Поспелов (Семен) «Рассуждение и таинстве миропомазания М. 1840г. Красноселцев Н. «Очерки из истории христианского храма». Вып. I. Каз. 1881, г. (отдел о крещальных). Серафимов Александр (свящ.) Правила и практика церкви относительно присоединения к православию не православных христиан». Историко-каноническое исследование. Кострома. 1881г. Vallas «Historia haptismi infantum». Ex anglico latine verlil... Schlosser. Рат. 1–2, Bremae. 1748–53. Viddcrcampius «De baplisteriis velerum libellus». Helmsiadt. 1703. Rciche» De baplismalis origine et necessitate nec non do formula batismali disserlatio». Gottingae. 1816г. Zimmermann «Commentatio de baplismi origine ejusque usa hodierno». Gottingae 1815 Voldebing «Thesaurus commentalionum seleecerum et antiquiorum et recentiorum inserventium». Tom, II, pars. I. Lipsiae. 1848г. (Здесь помещены следующие рассуждения, имеющие отношение к нашему предмету: A. Schuler : «De susceptoribus, Vicdlinq, «De baptisteriis velerum christianorum». Wicdenlcld «De exorcismi origine, mutatione deque ejus ritus peragendi ratione»). Ios. Binghamus. «Quatuor dissertationes». Ed. Halae 1738. Diss. I «Historia, scholaslica baplismi laicoium». Pars. I-II. Яблоков: «О происхождении чина присоединения мухаммедан к православной христианской вере». Казань. 1881г. (То же Правосл. Соб. 1881г. Toм.I) Gun. «De valore manuum imposilionis alque unetionis in sacramento confirmationis». Dissert. Historico-dogmatica. Coloniae. 1832г. Мелкие статьи и исследования по разным вопросам из области нашего предмета, помещенные в периодических изданиях: «О заклинаниях совершаемых при св. таинстве крещения. (Руковод. для сельск. пастыр. 1874 г. 34). «О крещальных в древней христианской церкви» (Правосл. Соб. 1859 г. ч. III). «Древнее оглашение» (Христ. чт. 1849 г. ч. I). «О восприемниках при таинстве св. крещения» (Руковод. для сельск. пастыр. 1878 г. 20 и 50). «Исторические сведения о чине миропомазания».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Отец будущего архитектора – Матиас Фельтен с 1725 г. был экономом при только что созданной Санкт-Петербургской Академии наук. (Матиас приходился троюродным братом Иоганну Фельтену – главному повару-оберкухмистеру императора Петра I, приехавшему в С.-Петербург из Данцига в 1703 г.) В 1730 г. у Матиаса Фельтена родился сын – Георг Фридрих, соответственно русскому варианту Юрий Матвеевич Фельтен. В 10-летнем возрасте Юрий был отдан в обучение в гимназию, открытую при Академии наук, и провел здесь 5 лет. В мае 1745 г. Юрий Фельтен был вынужден по семейным обстоятельствам оставить гимназию и вместе с родными уехать в Германию – в Тюбинген, чтобы продолжать занятия в Тюбингенском университете. Здесь в течение нескольких лет он изучал математические и физические науки. (В списке студентов Тюбингенского университета за 1745 г. под 13 значится Георг Фридерик Фельтен). Несколько позднее Фельтен писал: «...при том по склонности моей прилежал особливо к архитектуре и к прочим художествам, которые доброму архитектору знать должно. В практике был я в герцогской Виртембергской резиденции Стутгарт (Штутгарт. – а. А.) у строения тамошнего великолепного замка весь 1747 и 1748 год, а оттуда объездил некоторую часть Германии, прибыл в 1749 году в Берлин, где также, препроводя целое лето, имел случай еще больше утвердиться во всем том, что принадлежит архитектуре». 354 Все виденное в Германии стало определенной школой, заложило прочную основу его архитектурного мышления и, несомненно, повлияло на все дальнейшее творчество зодчего. Осенью 1749 г. Юрий Фельтен вернулся в С.-Петербург. 2 декабря он экзаменовался в Собрании Академии художеств; к экзаменационному делу было приложено и задание, выполненное Фельтеном, – фасад церкви. Первым наставником Фельтена в архитектуре стал И. Я. Шумахер (1705–1767), брат библиотекаря Петра I. В Архитектурной палате, образованной при Академии наук и художеств, учителями Фельтена стали скульптор И. Ф. Дункер (из Вены), физик и математик профессор Г. Б. Рихман, а также уже упоминавшийся художник И. Э. Гриммель. В марте 1752 г. Фельтен был зачислен архитекторским гезелем (подмастерьем) на службу при Академии; 355 а в 1760–1770-х гг. он уже был главным архитектором «Канцелярии от строений». Задачей «Канцелярии» было «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010