Николая – в «переписных книгах» 1705 г. мы не находим, но в них находим церкви с новыми наименованиями: Вознесения Господня, Преображения Господня и Сергия чудотворца. В Елецком уезде упоминаются не встречавшиеся в 1676 году 15 церквей в Бруслановском стане, 4 церкви в Елецком стане, 2 церкви в Ворголском стане и 14 церквей в Засосенском стане. Всех таких церквей 35; между тем общее число церквей по этому уезду увеличилось на 28 (по окладн. кн. 62, по переписным 90). По всей вероятности или некоторые церкви прекратили свое существование или не совпадают названия сел [из бывших в 1676 году церквей не упоминаются в 1705 г. Бруслановского стана: 1) Троицкая села Троицкого, 2) другая Троицкая села Троицкого-же, 3) Николаевская села Завертяева, Елецкого стана, 4) Пятницкая села Ольховца, 6) Архангельская слободы Хмелевой]. Кроме того из приходных книг Воронежского архиерейского дома видно, что 28 ноября 1699 года Св. Митрофаном дана благословенная грамота на постройку новой церкви в деревне Пальна Елецкого уезда. Из тех же приходных книг архиерейского дома узнаем о выдаче грамот 1) на постройку храмов: Архангельского в селе Кривке Усманского уезда (29 февраля 1700 года); великомученика Димитрия в селе Куликове того же уезда (5 июля 1700 года), великомученика Георгия в новосельной деревне Завершни Острогожского уезда (7 октября 1700 г.), Иоанна Богослова в деревне Карамышевке Белоколодского уезда (27 февраля 1702 года и 20 июля 1703 года), Успения Пресвятыя Богородицы в Битюцкой Лосовской слободе или Лосовской Поляне (ныне слобода Лосева) (16 июля и 21 августа 1703 года); 2) На устройство новых церквей вместо сгоревших: Пятницкой церкви села Оськина Коротоякского уезда (28 октября 1700 г.) и Богоявленской церкви города Воронежа (21 ноября 1703 г.); 3) на перестройку церквей: в 1700 году – в селе Глушицах и Ендовищ Ворон.у., с Болховском Елецкого уезда и Николаевской церкви города Коротояка; в 1702 году – Пятницкой церкви города Коротояка, в селе Русской Гвоздевке и Бобякове Воронежского уезда и селе Рысине Елецкого уезда, в 1703 году в селе Ссыльном (Терновое тож) Острогожского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

914 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 31–41, 54. Киево-Межигорский монастырь по грамотам восточных константинопольских патриархов 1617, 1620 и по грамоте, подписанной патриархами Иоакимом, а затем Адрианом 1695 г., по грамоте Петра I, подписанной графом Гавриилом Головкиным, данной наместнику монастыря Иродиону (Жураковскому по его челобитью 1708 года), и по определению Св. Синода 1 июня 1722 года, а затем 17 мая 1744 года был ставропигией сначала в ведении патриархов, затем Св. Синода. Как известно, он слишком недолго был в ведении московского архиепископа Иосифа Волчанского. Раньше он несколько раз был подчиняем киев. митрополитам, но также ненадолго. Это было по грамотам и указам 1686 г., 1700 г., 1703 г. и 1708 г. В 1703 г. Киево-Межигорский монастырь был подчинен киевскому митрополиту в силу доноса м. Стефана Яворского о том, что игумен Киево- Межигорского монастыря с братией «имели противность к Варлааму Ясинскому, митрополиту киевскому, галицкому и Малыя России». Указом 12 февр. 1703 г. игумену Феодосию Васковскому с братией велено «никому иному, кроме киевского митрополита и по нем будущих, послушания не отдавать» (там же, л. 6–7). Но в 1710 г., по челобитью наместника Иродиона 1708 г., он опять превращен в ставропигию. Киево-Межигорский монастырь, во главе с архимандритами и игуменами, имел в своем ведении целую область – Запорожскую Сечь (Киев. Епарх. Вед. 1895 г., стр. 855). 915 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. III, приложение XXIX, стр. 111–112. Ведомость о монастырях и протопопиях Киевской епархии, представленная архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) 8 июня 1722 г. Св. Синоду. 916 Там же, XI, приложение XVII, стр. 163. Тут названы следующие монастыри: Киево-Печерский, Киево-Софийский, Николаевский, Михайловский, Братский, Выдубицкий, Кирилловский, Петропавловский, Троицкий Больничный, Батуринский, Сорочинский (прежде Пусковенский), Китаева пустынь, Красногорский, Мутинский (вм. пустыни), Моравский скит, Братский монастырь, Скельский, Нехворощанский и Николаевский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И так не может подлежать сомнению, что дата гравюры на рассматриваемом нами Евангелии, не дозволяя относить его издание ко времени ранее 1697 года, нисколько, сама по себе, не препятствует отодвигать его далее сего года. Теперь посмотрим, нет ли каких других данных в означенном Евангелии, которые имеют отношение к трактуемому нами вопросу. Такие данные есть, и они заключаются в следующем. Обычно и даже обязательно в издаваемых Львовским братством Евангелиях помещалась (в начале) молитва , в которой, между прочим, воссылалось прошение к Господу о здравии короля. В молитве при рассматриваемом Евангелии читается: «спаси Господи владущаго нами короля Иоанна». Сей же король Иоанн (Ян III Собеский), вступивший на престол в 1674 году, скончался 30 июня (по новому стилю 10 июля) 1696 года. Отсюда следует, что если бы Евангелие издано было и в 1697 году (дата гравюры, помещенной в нем), то и тогда мы имели бы дело с сознательно допущенным братством анахронизмом, объяснить который было бы в высшей степени затруднительно. Мы и не будем объяснять, потому что в этом надобности нет, а пойдем далее. А дальнейшее заключается в следующем: издательская деятельность Львовского братства за нужные нам годы, благодаря сохранившимся записям, показывает, что ни в 1697 ни в последующих годах до 1703 года Львовское братство к изданию Евангелия не приступало; оно приступило к нему только в апреле 1703 года, заключив условие с тем самым типографом, подпись которого мы видим на рассматриваемом нами Евангелии. Условие это типографом было выполнено. Евангелие отпечатано в количестве 1200 экземпляров; между тем, несмотря на обилие экземпляров Львовских братских Евангелий всех изданий, даже старейших, экземпляров только этого Евангелия (предположив, что дата на нем выставлена верно) мы не видим ни одного. Что сие означает? Сие означает, что рассматриваемое нами Евангелие с сознательно неверной датой и сознательным анахронизмом в молитве, допущенными Львовским братством, есть Евангелие, изданное Братством в конце 1703 или начале 1704 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Коренево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная Преображенская церковь построена в 1762-1777гг. в усадьбе А.В.Набекова. Бесстолпный восьмигранный от основания одноглавый храм представляет собой интересный образец стиля барокко. К восьмерику примыкают прямоугольные в плане помещения алтаря и притвора. Снаружи восьмерик расчленен антаблементами на два яруса. Нижний ярус обработан парными пилястрами. Трапезная пристроена в 1913г. Церковная ограда с надвратной колокольней 1794г. утрачена. Церковь недавно ремонтировалась. Правда, покрытые жестью барабан и глава мало соответствуют барочному облику здания. Территория окружена безобразным бетонным забором, с востока, со стороны дороги, отгорожена всякими лавочками. Вместо прежней церковной ограды существуют довольно мерзкие ворота из металлических прутьев. Все это тоже есть у меня на фотографиях, но не присылаю. Первая фотография - вид с востока, через прутья ворот, вторая - с юго-запада, то, что видно через дырку в заборе. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Креневе, Кореневе тож. Церковь Преображения Господня построена была в 1691 г. деревянная. В ноябре 1703 г., по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, «велено новопостроенной церкви Преображения Господня, которую построил окольничий Василий Саввич Нарбеков в вотчине своей, в сельце Креневе, на попа с причетники дани положить… 10 алтын 2 деньги, заезда гривна, и те деньги имать с 1703 г., да с той же церкви данных денег на прошлые годы с 1691 по 1703 гг., как та церковь освящена, всего дани на 13 лет 5 рублев 11 алтын». Под 1704 г. значится: в селе Креневе, Спасское тож, церковь деревянная во имя Преображения Господня, при ней священники: Степан Яковлев 1704 г., Захар Иванов 1709 – 15 гг., Прокофий Терентьев 1726 г.; дьячки: Патрикей Тимофеев 1704 – 09 гг., Яков Иванов 1722 – 26 гг. Село Кренево в 1687 г. – сельцо Московского уезда, вотчина окольничего Василия Саввича Нарбекова; в 1705 г. владела селом его жена вдова Аграфена Павловна и в 1715 – 22 гг. Степан Саввич Нарбеков.

http://sobory.ru/article/?object=01146

Писано в 1702 году, апреля – в день. (Греческие дела 1702 г. 1) Грамота четвертая 1703 года «Святейшему и всеблаженнейшему отцу и владыце, господину, господину Досифею святаго града Иерусалима и всей Палестины патриарху, мирнаго и душеспасительнаго состояния истинно желаем. Понеже выразумели мы из доношения посла нашего, в Адрианополе пребывающаго, вашего блаженства искреннее радение и труды, которые полагаете во всяких случаях благопотребных к делам нашим, паче же ко всему православному християнству, по-прежнему вашему блаженству благодарствуем, желая, дабы и впредь, по своей к нам ревности, во всяких приключающихся делех благонаставительный свой совет подавати послу нашему и вспоможение всякими уведомлении чинити изволили, и оного блаженства вашего радение о делех наших никогда забвению предано не будет, но и всякою нашею сердешною любовью воздавати потщимся, прочее же повелели есмь словесно послу нашему вам донести. При сем и паки желаем от Господа Бога вашему блаженству мирнаго и душеполезнейшаго состояния, себя же вашим отеческим священным молитвам и благословению поручаем, и есмь вашего блаженства сын послушнейший. Из Шлозбурка майя в 20 день 1703 году. А внизу помета: «Подчерченное писано рукою государя». (Греческие дела 1703 г. Записка о начале и продолжительности разных церковных служб на Афоне, написанная жившим в Москве архимандритом афонского Иверскаго монастыря Дионисием. «Перевод с греческаго письма». Во святой горе Афонстей обычай имеет такой: во владычних праздниках благовестят малую вечерню за два часа денных, а зимнею порою, как бдение бывает, благовестят за восемь часов ночных, а летнею порою за семь часов, и по вся воскресении за семь часов, и отпевание бывает от бдения во владычни праздники и по воскресным дням на восходе солнца, до отдачи часов, чтоб них тоне уснул после пения. А которому великому святому празнущему по уставу бывает також, как и прочие, а как бывает святому празнество, и в то время бдения не бывает, а бывает большая вечерня, и благовест бывает зимою за пол-три часа, а летнею порою за полчетыре часа, а завтреню начинают и поют за 6 часов до света, а поют в церкве пять часов, и выходят из церкви за час до света, чтобы братьи по кельям своим правило исполнить. А повсядневно зимнею порою поют вечерню за два часа, а летнею порою за три часа, а у завтрени повсядневной же зимою и летом всегда за четыре часа начинают и поем в церкве завтреню три часа и выходим за час до света, чтоб поотдохнуть небольшое время братьи и совершить бы им свои правила по кельям своим. А во обедни Ивана Златоустаго и во владычни праздники и по воскресным дням и повсядневно зимою и летом, как ударит два часа, учнут благовестить, и начнут обедню в третьем часу дни, и отпевают в четвертом часу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Так как автограф «Хождения в Святую землю» не обнаружен, то только анализ исторических реалий может помочь в решении вопроса о времени создания путевых записок Иоанна Лукьянова. Естественно, что сочинение не могло быть создано раньше лета 1703 г., когда писатель вернулся на родину. Предположение, что работа над рукописью шла параллельно с путешествием, не выдерживает критики. В основе «Хождения» лежат дневниковые заметки, но их литературная обработка состоялась после завершения паломничества, ибо в начале и середине произведения неоднократно упоминается о том, что было позднее. Путевые записки Иоанна Лукьянова не могли быть созданы после 1705 г., потому что в тексте ничего не сказано о судьбе полковника С.Ф. Палия, сосланного в этом году в Сибирь. Следовательно, «Хождение в Святую землю» было написано между 1703 и 1705 г. Произведение Иоанна Лукьянова – ценный исторический источник, которому нет равных в современной автору паломнической литературе по широте охвата реальных лиц и событий, глубине проникновения в суть происходящего в России, на Украине и в странах христианского Востока. Колоритны заметки Лукьянова о жизни русских старообрядцев и студентов Киево-Могилянской академии, калужских купцов и путивльских стрельцов, турецких янычар и мальтийских пиратов. «Хождение» содержит портреты известных исторических деятелей эпохи: русских дипломатов Д.М. Голицына и П.А. Толстого, фастовского полковника С.Ф. Палия, киевского митрополита Варлаама Ясинского, константинопольского патриарха Каллиника II. Наблюдательный и хорошо разбирающийся в вопросах политики человек, Иоанн Лукьянов за много лет до предательства Мазепы уловил негативное отношение к гетману простых украинцев, недовольных сепаратистскими тенденциями его политики. С иронией писатель-путешественник писал о том, что гетмана Украины от собственного народа охраняют: стрелцы московские, на карауле все они стоят. Тут целой полк стрелцов живут, Анненков полк с Арбату. И гетман, он есть стрелцами-та и крепок, а то бы ево хохлы давно уходили, да стрелцов боятся; да он их и жалует, безъпрестани им корм, а без них не ступит (л. 6 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1700 году приступили к постройке теплого храма для себя в честь Богоявления, освященного в 1703 году, имевшего 1 главу и крытого чешуей. В 1714 году начата постройка холодной церкви с тремя престолами: Рождества Пресвятой Богородицы, Святых Климента и Петра с южной стороны и Св. Алексия - с северной стороны. Освящена в 1718 году. (Этот храм существовал до 1935 года). В 1854 году под него был подведен каменный фундамент. Иконостас в нем ветхий с такими же иконами своеобразного письма. Богоявленский же храм, освященный в 1703 г., по ветхости заменен новым, ныне существуемым. Постройка его начата 28 сентября 1859 г., освящение состоялось 11 ноября 1861 года. Строительство велось на средства местного прихожанина купца Стефана Шевкуненко. Благоустраивался на средства купца Ивана Ефремова Ружникова. Храм этот имеет пять глав, построен на каменном фундаменте и имеет форму креста. Над папертью его возвышается колокольня. Оба храма обнесены деревянною оградою. http://mezensobor.narod.ru/p34.htm В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии» 1895 года издания сказано: «В 1700 году приступили к постройке теплого храма в честь Богоявления. Освящен в 1703 году. По ветхости заменен новым, ныне существуемым. Постройка начата в 1859 г., освящение состоялось в 1861 году». Сейчас этот храм относится к Нарьян-Марской епархии, его настоятелем служит иерей Алексий Жаровов. В маленьком эссе он описал свой приход и жизнь Мезенского района, одного из самых сложных по доступности в Архангельской области. Возрождение храма началось в 2000-м году. С этого же времени начались восстановительные работы. Сначала для богослужения оборудовали помещение пристройки (использовалось как фойе кинотеатра), сооруженной в 1940-х годах из старого амбара. Большую помощь оказал о. Андрей Близнюк со студентами Московского Свято-Тихоновского университета. К 2005 году это сооружение изрядно обветшало, было холодно так, что зимой вода на полу замерзала. Денег катастрофически не хватало на отопление, освещение, не говоря о восстановительных работах. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, решили, по старой поморской традиции, воздвигнуть православный крест перед алтарем собора. В 2007 году в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, после Божественной литургии, при большом стечении народа отслужили чин освящения креста, изготовленного мезенским мастером Юрием Масловым.

http://sobory.ru/article/?object=30162

В 1861 году на собранные пожертвования храм был возобновлен и в следующем году освящен. При этом он претерпел некоторые изменения: колокольню разобрали до основания; алтарь и два плеча (северо-восток), разобрав, выложили заново. Трещину заложили и скрепили железными связями, двери, окна, крышу, главу и крест исправили. Снаружи стен выложили цоколь из белого камня, выстлали полы, оштукатурили внутренние стены, возобновили иконостас и т.д. Иконостас в главной церкви, по словам старожилов, построен был после 1812 года на средства помещика А. М. Маслова, в 40-х годах он упал, был возобновлен и восстановлен, причем бывшая позолота покрыта миней краской. В 1861-1862 годах иконостас был окрашен кармином. В приделе иконостас сооружен в 1877 году на пожертвования купцов М.П. Макеева и Г.П. Сухова. Из древностей, хранящихся в церкви, заслуживают внимания: два месячных миней - один 1693 года, другой 1703 года и евангелие печатное 1703 года, все - вклад храмоздателя Дионисия, о чем и сделана на них соответствующая надпись, по его распоряжению, его архиерейским певчим: «1703 года декабря в день св. Володимера Боголюбова монастыря игумен Дионисий, что в мире был священник Давид Васильев, дал вклад книги сия, дваднадесятые минеи, в рязанской уезд в Перевицкой стан в погост Дощатой в церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа для поминовения родителей своих и по отшествии души своей грешной и детей своих Андрея и Якова Давидовых, поминать меня грешнаго. июля в преосвященный Дионисий, вятский и великопермский приложил сии книги в рязанский уезд к церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что именуется погост Дощатаго, в вечное поминовение и ради будущих благ восприятия детей своих и родителей своих и впредь будущим родом поминать. Подписал певчий его Димитрий по его архиерейскому приказу». Из документов хранятся: метрические книги - с 1875 года, исповедные - с 1800 года, ревизская сказка о причте 1811 года, церковная опись 1816 года и другие обычные документы.

http://sobory.ru/article/?object=06344

При этом владельце деревня Бурцева называлась сельцом, в котором был двор вотчинников, двор задворного человека, 8 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских и в них всего 44 человека. В 1703 г. сельцо принадлежало Михаилу Степановичу Аничкову. В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело о построении в сельце Бурцеве новой деревянной церкви во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению М.С. Аничкова. На прошении написано: «Дать благословенную грамоту церковь строить, 1703 года августа 4 дня». Поместный Приказ, вследствие челобитья стольника М. С. Аничкова, уведомил Патриарший Приказ 10 августа 1703 г., что из его, Аничкова вотчины, в сельце Бурцеве утверждено к новопостроенной церкви Пресвятой Богородицы Тихвинской пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на четверть по копне. Того же года 12 октября выдан антиминс в село Бурцево в новопостроенную церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, взял антиминс той же церкви поп Роман и расписался. Церковь Тихвинская в приходных окладных книгах Казенного Приказа с 1706 по 1711 гг. писалась под Загородскою десятиною «в вотчине стольника Михаила Степановича Аничкова, дани 16 алтын, 5 денег, заезда гривна», а с 1712-1740 гг. «30 алтын с деньгою». В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Бурцеве каменной церкви. Дело началось по прошению М. С. Аничкова. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 12 мая 1730 г., М.С. Аничков писал: «в Московском уезде, в Загородской десятине, имеется в вотчине моей, в селе Богородском, церковь Тихвинской Пресвятой Богородицы, которая от многих лет весьма обветшала, и служить не возможно и просил выдать указ о строении в селе Богородском, на прежнем церковном месте, вновь каменную церковь во имя Вознесения Господня верхнюю, а нижнюю – во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы»… По этому делу состоялось определение: «1730 году мая в 25 день по указу Ее Величества и по благословению Свят. Правит. Синода о строении церкви дать указ». Того же мая в 30 день из Синодального Казенного Приказа выдан указ г. Аничкову о строении каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01808

Жесткими правительственными мерами остановить паломничество старообрядцев на православный Восток не удалось. В начале 30-х годов XVIII в. в Палестину отправился бывший вязниковский подьячий, а затем выговский старообрядец Михаил Иванович Вышатин. Свое хождение он совершил по благословению знаменитого расколоучителя Андрея Денисова, который писал одобряющие послания «путешествующему брату Вышатину». Известно, что М.И. Вышатин побывал в Польше (на Ветке?) и в «земле Волоцкой», однако так и не сумел найти истинное «православное священство» и умер на чужбине 29 . В 1731 г. ветковские старообрядцы подали константинопольскому патриарху Паисию II прошение о назначении им епископа. Среди подписавших документ был старый знакомый Иоанна Лукьянова – «обители Введения Пресвятыя Богородицы строитель Лаврентий с братиею» 30 . В 70–80-х годах XVIII в. из старообрядческого климовского Покровского монастыря в Грецию был отправлен инок Иоасаф, который из путешествия возвратился архимандритом 31 . П.И. Бартенев, публикуя текст «Хождения в Святую землю» Иоанна Лукьянова, утверждал, что описанные в книге события относятся к 1710–1711 гг. Данная датировка является ошибочной. Лукьянов путешествовал в 1701–1703 гг., о чем свидетельствуют и сохранившаяся проезжая грамота паломника, и исторические реалии произведения. В проезжей грамоте указано, что московский священник отпущен... для моления... в государство великого государя Мустафы-салтана. Известно, что султан Мустафа II правил Турцией с 1695 по 1703 г. 32 В тексте «Хождения» есть ссылки на статьи перемирного договора между Россией и Турцией от 3 июля 1700 г., согласно которому русские люди могли беспрепятственно совершать паломничество к христианским центрам Востока 33 . Путешествие Иоанна Лукьянова совпало с назначением послом в Константинополь П.А. Толстого (ноябрь 1701 г.). На обратном пути именно П.А. Толстой вручает Лукьянову отпускную грамоту на Русь, в то время как по дороге в Константинополь паломники встречают бывшего посла России в Турции Д.М. Голицына, возвращавшегося на родину 34 . В Константинополе Лукьянов беседует с вселенским патриархом Каллиником II, который скончался 8 августа 1702 г. 35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010