33. ИСАИЯ с 1698 по 1699 годы. Потом Митрополит Нижегородский. 34. UOACAФ I с 1701 по 1702 годы. 35. UЛAPUOH I с 1703 по 1709 годы. 36. UOACAФ II с 1709 по 1711 годы. 37. ДОСИФЕЙ в 1711 году хиротонисан в Епископа Ростовского. 38. МОИСЕЙ с 1711 по 1714 годы. 39. АРСЕНИЙ с 1715 по 1716 годы. 40. CEPГUЙ III. В 1720 году переведён во Владимиро-Рождественской монастырь Архимандритом же. 41. ИЕРОФЕЙ Прилуцкий, из дворян, родился в Подольском городе Немирове в 1682 году, Октября 26, в Святом крещении наречён Димитрием. В 1707 году, Мая 2, пострижен в монашество, и произведён в иеродиакона в тот же день в Сибирском городе Тюмени и наименован Дамаскин; при посвящении в сан Иеромонашества в соборной Иркутской церкви в 1709 году, Августа 16, переименован в Иерофея изволением и рукоположением Преосвященного Варлаама Косовского, Епископа Иркутского и Нерчинского. В 1718 году определён на корабли. В 1721 году, Июня 30, пожалован Святейшего Синода Советником и Архимандритом. В 1725 году, заболев, через три года и шесть месяцев скончался 28 Октября 1728 года. 42. ЕВФИМИЙ. 43. ФЕОФИЛ Кролик, скончался в 1732 году, Августа 22, по другим – Декабря 22. 44. UЛAPUOH II в 1733 году. Скончался в 1735 году. Он был Членом Святейшего Синода. 45. НИКОДИМ с 1736 года Июля 20, и был членом Св. Синода. В 1738 году, Ноября 28, пожалован крестом для ношения на персях, а Декабря 6, хиротонисан в Епископа Черниговского. 46. АНТОНИЙ Илляшевич, с 1739 года. В 1748 году хиротонисан в Епископа Вятского. 47. ГABPUUЛ II Кременецкий, в 1748 году, Апреля 5, пожалован и вскоре произведён в Архимандрита. В 1749 году Сентября 17, хиротонисан в Епископа Коломенского. 48. МИСАИЛ Чирский, в 1749 году, Сентября 24, произведён из Казначеев Троицкой Лавры. Скончался в 1764 году, Августа 17, и погребён под колокольней. 49. КИРИЛЛ Ляшевецкий, Малороссиянин, из наместников Свято-Троицкой Лавры по Именному Указу 14 Июня 1758 года произведён в Архимандрита Новоспасского на место Мисаила в Воронежскую епархию Епископом в том же Указе пожалованного. Но как Мисаил отказался от Архиерейства, а пожелал остаться навсегда в оном же Новоспасском монастыре Настоятелем; то Кирилл того же 1758 года Августа 6, хиротонисан в Епископа в Воронежскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

был на Московском соборе для рассуждения о мощах благоверной княгини Анны Кашинской. 18 Он же с 1680 г. († 1687 г.) был первым Богоявленским архимандритом, для которого в конце 1680 г. сделана первая митра. В 1681 г. в Богоявленскую обитель по грамоте патриарха Иоакима переведены архимандрит и братия (только четверо) Анастасиина монастыря, который отдан инокиням Крестовоздвиженской обители, до пожара своего существовавшей близь Успенского собора. Настоятели архимандриты: 18) Сергий (1687–1691 г.). По указу патриарха Адриана в 1691г. Спасский Подвязный монастырь обращен в приходскую церковь , а строитель его с братиею переведен в Богоявленский монастырь, куда поступило и недвижимое имущество упраздненного монастыря; 19) Корнилий (1691–1700 г.), при нем сделана наилучшая архимандричья митра. Архимандриты XVIII века: 20) Феофилакт (1703–1720 г.); 21) Иов (1725–1739 г.); по донесению его Св. Синод в 1725 г. приговорил: «Спасской Запрудный монастырь с угодьи и со всяким заводом приписав к Богоявленскому монастырю упразднить и обретающихся в нем монахов (четверо с строителем) вывесть и все, что прилично, перевесть в Богоявленский монастырь». 22) Никанор (1739–1748 г.); 23) Феодосий (1748–1752 г.); 24) Андроник (1753–1755 г.). С 1755 г. временно Богоявленским монастырем управлял Железноборовский игумен Досифей до июля 1756 г., когда посвящен архимандритом этого монастыря; 25) Софроний (1756–1771 г.); при нем к 1760 г. сооружен г-жей Салтыковой Никольский храм; он же заведовал постройкой дух. семинарии на Запрудне, на какой предмет с 9 июня 1759 г. по 30 мая 1760 г. выдано ему 390 р.; носил титул ректора семинарии и кафедрального управителя Ипатьевского монастыря; при нем введены т. н. монастырские штаты; 26) Аггей (1771–1773 г.); 27) Феодосий II, (1773–1779 г.); при нем случился в 1779 г. пожар, во время которого стенная Смоленская икона Божией Матери и киот сохранились невредимо; в монастырских зданиях помещены присутственные учреждения; 28) Парфений (1780–1809 г.), составитель описания Богоявленского монастыря, которое напечатано в Истории Российской иерархии (см. под словом «Богоявленский»). Архимандриты XIX века: 29) Август (1809–1820 г.); при нем правительственные учреждения совершенно выведены из монастыря, а в 1814 г. помещена в нем д. семинария; 30) Макарий Глухарев (1821–1824 г.), впоследствии знаменитый миссионер на Алтае; тщанием его устроена часовенная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери; 31) Евгений Бажанов (1824–1829 г.); 32) Афанасий Дроздов (1829–1837 г ); оба они благоустроили Смоленскую часовенную церковь ; последний в 1837 г. издал «Исторические известия о Богоявленском монастыре с XV по XIX век», вышедшие в 1887 г. 2-м изданием; 33) Платон Городецкий (1837–1839 г.); 34) Нафанаил (1839 –1845 г.) и 35) Агафангел, при котором, по опустошении обители огнем в 1847 г., последовало упразднение её в 1848 г. и затем обгоревшие здания и местность монастыря переданы в духовно-учебное ведомство для постройки семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Евгений Казанцев , бывший Ярославский архиеп., управлял с 1 мая 1854; † 26 июля 1871. 6 Заиконоспасский, Спас на старом, за иконным рядом, в Москве, в Китай-городе, на Никольской, основан в начале XVII века. Ставропигиальный, 2-го класса. [I, 554; II, 503.] Игумены Макарий , 1620. Варлаам , 1634–44; (в нояб. 1648). Пафнутий , 1645–47. Мисаил , 1650–53. Иосиф , строитель, 1675. Сильвестр Медведев , строитель, в февр. 1683,1690 бежал; казнён 1691. Лукиан , в окт. (sic) 1700. Палладий Роговский , 1700–1703; † 23 янв. Архимандриты и Ректоры академии Рафаил Краснопольский , с 1703, в начале 1704 перев. в Симонов мнтрь. Сильвестр Крайский , с 1704, а 11 мар. 1705 хирот. в архиеп. Архангелогородского. Антоний Кармелит , Святогорец, 1705–1706; † … Иосиф Туробойский , из префектов, в авг. (sic) 1706, в янв. (sic) 1708. Перев. в Симонов мнтрь. Феофилакт Лопатинский , с 1708–22; перев. в Чудов мнтрь. Гедеон Вишневский , с 10 мая 1722, из префектов; 19 июня 1728 хирот. в еписк. Смоленского. Герман Концевич , с авг. 1728, а 2 мая 1731 хирот. в еписк. Архангелогородского. Софроний Мигалевич , с 2 мая 1731; взят в С.-Петербург 16 авг. 1732 и отставлен. (Был жив в 1742). ( Феофилакт Журовский , иеромонах, управлял с 30 авг. 1732 по 12 дек. 1733). Стефан Калиновский , с 12 дек. 1733, из префектов; в 1736 перев. в Александро-Невскую Лавру. Антоний Кувечинский , с 14 окт. 1736, из префектов; † 10 апр. 1737. Митрофан Слотвенский , в дек. 1737. из ректоров Харьковского коллегиума; в начале 1739 хирот. в еписк. Тверского. Платон Левитский , 4 мар. 1739, из наместн. Киево-Софийского монастыря; в 1741 возвратился в Киев настоятелем того же монастыря. Кирилл Флоринский , в июле 1741, из префектов; 5 сент. 1742 перев. в архим. Троицкой Сергиевой Лавры. Порфирий Крайский , 5 сент. 1742, из префектов; 18 мая 1747 определён архим-том Донского монастыря, с сохранением и Заиконоспасского; 30 мая 1748 хирот. в еписк. Суздальского. Иоанн Козлович , архим. Донского и Заиконоспасского мнтрей, определён 8 мая 1748, из префектов; 7 мар. 1753 хирот. в еписк. Переяславльского (викария Киевской митр-лии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 20.07.1699 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий (Вадбольский), епископ рукоположен с 25.03.1711 13.08.1712 Алексий (Титов), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 епископ Вятский и Великопермский Игнатий (Смола), митрополит бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 08.09.1721 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид, архиепископ рукоположен с 18.02.1722 по 01.09.1742 на покое; 18.02.1743 Платон (Малиновский), епископ рукоположен, с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 05.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией архиепископ Московский и Севский Иларион (Григорович), епископ рукоположен 22.05.1748 (14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Московской епархией) 03.12.1760 Амвросий (Зертис-Каменский), епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский, с 08.03.1761 архиепископ с 07.10.1761 по 06.07.1764 переименован архиепископ Крутицкий и Можайский Крутицкая и Можайская С 6 июля 1764 года Имена Сведения Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ бывший архиепископ Сарский и Подонский с 06.07.1764 по 18.01.1768 архиепископ Московский и Калужский Сильвестр (Страгородский) епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский с 04.02.1768 по 24.02.1771 на покое; 19.10.1802 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Белгородский и Обоянский с 24.09.1771 по 17.03.1776 епископ Ростовский и Ярославский с 16.09.1771 по 20.01.1775 управлял Московской епархией бывший епископ Севский и Орловский с 25.04.1781 по 27.03.1785 архиепископ Казанский и Свияжский В 1785–88 годах епархия управлялась Московской синодальной конторой, а 29 мая 1788 года кафедра была упразднена и присоединена к Московской епископии. Симбирская Учреждена 10 февраля 1832 года Симбирская и Сызранская Кафедра в Симбирске Имена Сведения Анатолий (Максимович), архиепископ бывший архиепископ Минский и Литовский с 10.02.1832 по 7.08.1842 на покое; 14.02.1844

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

19 На основании описи построение Григорьевского придела нужно относить к 1748 году, но так как в этом приделе получен антиминс еще в 1711 году, то очевидно, гг. Ададуровы только возобновили его. В именной кн. переписи ген-майора Чернышова за 1722–26 гг., хранящейся в Моск. Арх. Мин. Юст., придел Григ. Бог . показан также существующим. По этой же книге, следует заметить, кроме главного Воздвиж. храма и Григорьевского придела, показаны еще следующие приделы: Введения Пресвятой Богородицы, Дионисия Ареопагита , Симеона, иже в Персии, и церковь Казанская (Хавский, Семисотлетие Москвы, стр. 32, § 103, Чт. Общ. люб. Д. Просв. 1882 г ноябр.-дек., стр. 144–145). Мы не нашли никаких указаний на существование в монастыре приделов Введения Пр. Бог . и Дион. Ареоп. Не следует ли видеть ошибку в наименовании приделов? Во всяком случае. Успенский храм в данное время был, а в рассматриваемом документе не указан. 20 Советник Симеон Молчанов возобновлял придел в 1747 году, иконы написал вновь, а старые взял в свою вотчину, в приходской храм. Арх. М. Д. К. по Крест. м., вяз. I, д. 13. 21 Освящ. церквей в Москве издавна принадлежало Успенским соборянам. См. Розан. Ист. Моск. Еп. Упр. Ч. I, стр. 72. 25 Чт. в Об. Л. Д. Пр. 1882 г. Окт. 233–260. В описи подробно перечислены иконы, сосуды, ризница и проч. 26 В 1776 году на храмовой образ и на образ Св. Пр. Илии сделаны медные высеребреные оклады. Арх. М. Д. К. на Крест. мон. д. 128, вяз. 1. 27 Там же, вяз. 1, д. 112. Евангелия были след. изданий: 1628, 1637, 1663, 1667, 1677, 1681, 1694, 1703, 1716, 1722, 1735, 1763 годов. Некоторые из сосудов, крестов и евангелий сохранились до настоящего времени. 33 Еще в 1784 году иг. Гедеон испрашивал на исправление ветхостей в соборной церкви 500 руб. Поэтому церковь была осмотрена архитектором С. Хариным и ветхости, которые «ни мало не отлагая времени, исправить следует», указаны следующие. 1) на церкви у осмериков кровли нижние проржавели, и протечка вредит своды; 2) над означенными осмериками куполы покрыты лещадью по самым сводам, за ветхостью которой от протечки сводам чинится повреждение, кроме того, архитектор находил нужным вызолотить кресты. Смета по указанному ремонту составлена на 874 руб. 500 руб. отпущено из Губернского Правления. Арх. Моск. Д. Кон. по Крестовоздв. мон. д. 25; вяз. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

7 . КИРИЛЛ Ставровецкий, прозываемый Безбородый, в 1635 и 1637 годах. 8 . ЛАЗАРЬ Баранович, восстановитель попечитель этой обители, с 1653 года. Он, будучи Игуменом Братского монастыря и Ректором Киевской Академии, управлял сим Черниговским Елецким, равно как и во время Архиерейства своего неусыпное имел о нём попечение всего через 16 лет. Скончался в 1693 году, Сентября 3 дня. 9 . ИОАННИКИЙ Галятовский, из Ректоров Академии Киевской и Игуменов Братского монастыря с 1669 года. В 1687 году переведён в Спасский Новгород-Северский монастырь, и там скончался. 10 . ФЕОДОСИЙ Углицкий, с 1688 года. В 1693 году хиротонисан в Архиепископа Черниговского с предоставлением ему и титла Архимандрита Елецкого монастыря. Скончался в 1695 году (см. выше, ч. III, стр. 437). 11 . ИОАНН Максимович, с 1695 по 1697 годы; потом Архиепископ Черниговский. 12 . ДИМИТРИЙ I Савич Туптало, с 1697 по 1699 годы, потом Архимандрит Новгород-Северский Спасский, а, наконец, Митрополит Ростовский. Примечание. Сего святого мужа находятся в монастыре сем собственноручные черновые краткие записки, по которым значится время вступления его в монастырь Елецкий на настоятельство, и выбытия из оного. Для любопытства несколько строк из оных здесь помещается: «Року ахчз (1697), месяца Июня, принявши Архимандрию Елецкую Черниговскую, зревидовалисьмо скриньку скарбцовую. Зличили в ней таляров битых сто, а золотых чехами, а остаток чехов велелисьмо отцу Геннадию Шафару взяти до шафованья на монастырьский росход – – – Року ахч (1699) Сентебрия з (7); отъежаючи с монастыря Елецкаго оставляю господарство таковое и проч.» (здесь прописано частью церковное, частью экономическое монастырское имущество). 13 . НИКОН, с 1700 года. В 1703 году переведён в Новгород-Северск Архимандритом же. 14 . ИСААКИЙ Васенькевич, с 1706 по 1714 годы. 15 . ЕВСТРАТИЙ Самборович, с 1719 по 1722 годы. 16 . НИЛ Березовский. Упоминается в 1722 году. 17 . ТИМОФЕЙ Максимович, с 1724 по 1748 годы. 18 . ДИМИТРИЙ II Белинский. Упоминается в 1750 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

XVII в.//ОФР. 2001. Вып. 5. С. 96). Сохранилось немало напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков петровского времени, созданных в Москве, заключавших частицы мощей Л.; мощи для них были переданы, вероятнее всего, из патриаршей (позднее синодальной) ризницы или из сокровищниц кафедральных (епархиальных). Как правило, в подобных крестах находились мощи 3 евангелистов (Л., Марка и Матфея), части к-рых хранились к сер. XVII в. в государевом дворце. Эти кресты были вложены не только в нек-рые московские храмы, но и в храмы др. земель, напр. в псковские: крест московской работы из ц. погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в., ПГИАХМЗ), из неизвестного храма (нач. XVIII в., там же; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Там же. С. 237, 241). Происходящие из московских храмов кресты интересны социальной принадлежностью вкладчиков. Среди них были духовник царя Петра Алексеевича, прот. московского Архангельского собора Петр Васильев, вложивший крест с мощами не только Л., но и др. святых (1701) в московскую ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (перенесен в ц. вмч. Георгия на Красной горке на ул. Моховой, ныне в ГММК), житель московской Кадашевской слободы Т. В. Корыхалов, вложивший в 1711 г. в Кириллов Новоезерский мон-рь крест-мощевик (1703, мастер Н. М. Пшеничный), и прихожане («прихоцкие люди») ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках, заказавшие крест для своего храма (20-е гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров, позднее находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Ряд крестов 1-й пол. XVIII в. по форме (четвероконечный, с равновеликими ветвями), видимо, восходили к Кресту имп. Константина Великого, принесенному с Афона и вошедшему в число первых по значению святынь царской сокровищницы. Они близки и по составу мощей, включающих реликвии Распятия. Напр., крест благословенный 1-й трети XVIII в. (мастера-монограммиста НГП), крест напрестольный, заказанный московским купцом А. И. Рыковым. Мастер И. Егоров сделал 2 креста-мощевика (один в 1748, для ц. Воскресения словущего на Таганке, другой - благословенный крест с мощами святых, среди к-рых мощи Л., 1750). В напрестольный крест, происходивший из Вознесенского мон-ря Московского Кремля (1709) были тоже вложены частицы мощей Л. В личных святынях - ковчегах-мощевиках петровского времени, таких как серебряный золоченый крест-мощевик (1720, мастер Г. Ф. Копылов), подвесной серебряный 8-угольный ковчег для мощей (1-я четв. XVIII в.) с темперным изображением на лицевой стороне Божией Матери в изводе иконы Иерусалимской с ангелами, также хранились частицы мощей Л. В нек-рых произведениях находила продолжение известная в Византии традиция сопровождать вложенные мощи изображением святого, как на складне-мощевике (1720, мастер А. А. Жданов), где рядом с отдельным окошком для мощей в виде квадрифолия помещен поясной образ Л. (все в ГММК).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Барочная Свято-Никольская церковь - одна из самых " намоленных " , по мнению прихожан, поскольку в течение своей трёхвековой истории закрывалась только на три года. При этом она выстояла в немецкую оккупацию и во время боёв за освобождение города. Возведение её деревянной предтечи имело важное государственное и политическое значение: страна нуждалась в пресечении Смуты и слухов о том, что царевич Дмитрий якобы уцелел. В этом храме было немало икон безвременно погибшего царевича, и здесь его постоянно поминали. Сама церковь была выстроена за казённый счёт по велению государя Михаила Фёдоровича, который пожаловал храму немало земель. Век деревянной церкви оказался слишком короток: уже в 1703 году её уничтожил пожар - подлинный бич всей тогдашней деревянной застройки. После взятия Петром I Азова корабельное строительство на реке Воронеж захирело, и город стали покидать иностранные специалисты. А в начале XVIII века в город хлынул поток чиновников, военных и жителей отданных противнику азовских территорий. И все они нуждались в храмах. Это прекрасно понимал святитель Митрофан, повелевший заложить рядом с местом сгоревшего при пожаре Димитриевского храма новую каменную церковь, третью такого рода в Воронеже. За пять лет всем миром собрали деньги, подыскали опытных мастеров и к 1720 году завершили строительство. Новый храм освятили во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. В мае 1748 года церковь пережила сильный пожар, однако выстояла, хотя и лишилась большей части внутреннего убранства. Здание отремонтировали и добавили придел во имя великомученика Димитрия Солунского, а затем пристроили и колокольню. Спустя столетие (1831) в Воронеже разразилась масштабная эпидемия холеры, которая унесла в могилу каждого шестого жителя города. Прекратилась она довольно быстро, и причиной этого горожане сочли массовые молебны в Никольском храме об избавлении от моровой язвы. Они проходили перед иконой Божией Матери Толгская, после чего образ носили по всем городским улицам, и верующие по молитвам исцелялись. В честь этой иконы в Божием доме обустроили новый придел. При храме с 1881 года существовало церковноприходское попечительство, притом что причт был невелик: священник, дьякон и псаломщик. Известно, что накануне революции 1917 года в храме служил священник Фёдор Лукин. Члены причта проживали рядом с храмом, в домах, принадлежавших церкви. Несмотря на небольшой штат, причт Никольского храма немало сделал в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Проводились особые молебны о ниспослании победы русскому оружию, а приходской попечительский совет собирал пожертвования для действующей армии и семей погибших и раненых, помогая родным воинов, которых немало ушло на фронт из полутысячного Никольского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=00819

Большинство художников работали на Керкире и Закинфе. На Кефалинии поселились критские иконописцы: свящ. Мелетий Арколеос (упом. в 1658), Георгиос Номикос (упом. в 1687), иеродиакон, а затем иером. Стефан Цангаролас (упом. в 1688-1710). В семьях критских эмигрантов родились художники свящ. Герасим Коккинос (Струмбулос) (упом. в 1807-1839) и Димитрий Критикос (упом. в 1801, 1811). Некоторое время на Кефалинии работали Илиас-Леон Москос († 1687), свящ. Эммануил Цанес († 1690) и, возможно, Теодорос Пулакис († 1692). Кроме того, в храмах Кефалинии хранятся произведения критских мастеров, живших в Венеции и на других Ионических о-вах: Михаила Дамаскина († 1590 или 1592), Эммануила Лампардоса (упом. в 1619, † 1644 (?)), иером. Филофея Скуфоса († 1685), Константина Буниалиса Цанеса († 1682/85). На основе критской и итальянской художественных традиций сложилась ионическая школа живописи. Наиболее известные ее представители, работавшие на Кефалинии: свящ. Андрей Карандинос (1703-1740, ученик Стефана Цангароласа), иеродиак. Афанасий Аннинос (1713-1748, ученик Карандиноса), свящ. Леон Ласкарис Лихудис (упом. в 1734), Евстафиос Карусос (упом. в 1756-1818). В Ликсури действовали иконописные мастерские свящ. Иоанна Каридиса (упом. в 1680-1722) и его учеников Манолиса Манесиса (упом. в 1691-1708) и свящ. Антония Миньятиса (упом. в 1691-1709). Одним из видных представителей неоклассицизма на Ионических о-вах был кефалониец Антониос Куркумелис Рифиос (2-я пол. XVIII - 1-я пол. XIX в.). В период венецианского господства местная храмостроительная традиция подверглась значительному влиянию ренессансной, а затем барочной архитектуры. Святые, особо чтимые в К. м. Св. воины Григорий, Феодор и Лев. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (мон-рь Пресв. Богородицы в Агрилия) Св. воины Григорий, Феодор и Лев. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (мон-рь Пресв. Богородицы в Агрилия) ап. Павел (пам. 29 июня), ап. Андрей Первозванный (пам. 30 нояб.; его ступня хранится в монастыре ап. Андрея Первозванного (Милапидиас)), сщмч.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

В XVI-XVII вв. частицы мощей М., как правило, вкладывали в кресты вместе с частицами мощей др. апостолов и евангелистов (кроме ап. Иоанна Богослова). Такая частица была вложена в напрестольный крест из новгородского Вяжищского мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца (1553, ГММК), изготовленный при архиеп. Пимене Новгородском и вывезенный, вероятно, в 1570 г. в Москву. В ряде напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков петровской эпохи, созданных в Москве, хранились и мощи М., к-рые были переданы, вероятнее всего, из патриаршей (позднее синодальной) ризницы или из кафедральных (епархиальных) сокровищниц. Эти кресты были вложены не только в московские церкви, но и в храмы других епархий (напр., на Псковской земле: крест московской работы из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в.), из неизв. храма (нач. XVIII в., оба - в ПИАМ), из Благовещенской ц. на Тутовой горе в Ярославле напрестольный крест-мощевик 1698 г. ( Игошев. 1997. С. 209)). Кресты с подобными вложениями находились: в московской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1701, ныне ГММК, дар протопр. московского Архангельского собора Петра Васильевича, назвавшего себя во вкладной надписи «великого государя духовником»), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках («прихоцкие люди» заказали этот крест для своего храма в 20-х гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров; позднее крест находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Крест с мощами апостолов М. и Луки 1703 г. работы московского серебряных дел мастера Н. М. Пшеничного был вложен в 1711 г. в Кириллов Новоезерский мон-рь жителем московской Кадашевской слободы Т. В. Корыхаловым. Ряд московских крестов 1-й пол. XVIII в., четвероконечных, с равновеликими ветвями, по форме восходят к ватопедскому кресту царя Константина. В них были заключены мощи 3 апостолов и евангелистов, в т. ч. М.: крест благословенный 1-й трети XVIII в. (работа мастера с монограммой НГП), крест напрестольный мастера Никифорова из Успенской ц. в Кожевниках (20-е гг. XVIII в.), напрестольный крест работы мастера И. Егорова, заказанный московским купцом А. И. Рыковым для ц. в честь Воскресения Христова за Таганскими воротами (1748). Мастеру Егорову принадлежит и благословенный крест с мощами святых, в т. ч. М. (1750).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010