К л. 147. ...поехали на Фенар... – Фанар (Фенар) – район Стамбула. Селдеган – видимо, велдеган (валидеган) – гостиница, находящаяся в ведении валиде, матери правящего султана, получавшей большие политические права и полномочия при восшествии на престол сына. В 1703 г. титул валиде принадлежал Гюльнюш Эметтулах султан, вдове Мехмеда IV, матери султанов Мустафы II (1695–1703) и Ахмеда III (1703–1730). К л. 147 об. ...в мори устья заваливать каменьем, чтоб московским корабли с войском не пришли. – Русский резидент в Константинополе П.А. Толстой сообщал Петру I, что визирь Далтабан Мустафа-паша (1702–1703) и визирь Реми Мехмед-паша (1703) – сторонники решения споров с Россией военным путем, предлагали засыпать Керченский пролив, чтобы русская эскадра не смогла выйти в Черное море. Проект не был осуществлен из-за опасения, что это навлечет на Турцию «великое вечное бесславие и срамоту». ...янычары стали просить... от азовской службы походное жалованье. – Речь идет о русско-турецкой войне 1686–1700 гг. и Азовских походах Петра I (1695 и 1696). Первый поход, которым руководил А. Головин, Ф. Лефорт и П. Гордон, закончился для России неудачно. Во время второго похода русский флот блокировал крепость Азов с моря, крепостные валы и стены были взяты штурмом с суши, после чего гарнизон Азова капитулировал. К л. 148. ...на них и страх Бог попускает, знамение предпосылает страхованное. – Пророчества и знамения о падении Турецкой империи и о царе-освободителе из «восточной страны православной» были популярны в греческой средневековой литературе и известны на Руси в переводах и литературных обработках. К л. 149. ...в вечер против Сошествия Святаго Духа... – Так называют праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, потому что в этот день, по евангельскому преданию, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 2, 1–4 ). По обычаю храмы и дома верующих в этот день украшают ветками деревьев, травами и цветами, что символизирует обновление природы и человека. К л. 149 об. ...ладону напустили поболе росова... – Ладан – ароматическая смола; росный ладан – ладан, получаемый от бензойного дерева, бензойная смола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх. Мин. Юст. Переп. кн. 11457) и в 1703 г. вдова Анна Кокошкина. Она построила в сельце Старом вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом находим сведения в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1703 год (кн. 184, стр. 493 об.). В ней написано: «в нынешнем в 1703 году, по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, велено новопостроенные церкви Рождества Богородицы, которую построила вдова Анна Кокошкина в Русском уезде на пустовой церковной Дмитриевской земле, на попа с причетники дани положить, по сказке человека ее с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницына, с одного вотчинникова, с 6 крестьянских, да с церковной земли по писцовым книгами, с 20 четвертей пашни, да с 37 копен сена, по указной статье, 28 алтын, заезда гривна и те деньги велено имать с 1703 года. Платил человека, ее Роман». В том же 1703 году сентября в 23 день, записано в книге 138, стр. 238 Патриаршего Приказа: «выдан антиминс но благословенной грамоте, в новопостроенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Русский уезд, в село Старое; той же церкви поп Григорий взял и расписался». Сия церковь в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа писалась по Русской десятине с 1704 по 1739 год в следующей форме: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Русском уезде, которую построила вдова Анна Кокошкина па пустовой церковной Дмитриевской земле, дани 28 алтын, заезда гривна; а в 1720–1739 гг. писалось дани «рубль 8 алтын, 3 деньги». (Там же, Патр. Прик. кв. 252, стр. 572 и кн. 418). При этой церкви находились «поп Григорий Афанасьева.» 1705–1715 гг. и дьячек Иван Алексеев 1715 г. и священник Иван Иванов 1781 г. «1722 г. ноября в » « день по указу Его Императорского Величества (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского за пометой архимандрита Сильвестра в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русские десятины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старой Рузе, поп Сава Иванов сказал по священству: та де вышеписанная церковь построена издревле в прошлом 7100 (1592 году) и освящена того-ж году при святейшем Иоакиме (?) 52 патриархе и за ветхостью та церковь перестроена и освящена-ж в прошлом 711 году по челобитью прежнего попа Иосифа Иванова и приходских людей, а по благословенной грамоте преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского и дани с той церкви платится по одному рублю по двадцати по четыре алтына по две денги на год, да казенных пошлин по пяти алтын по четыре денги, ямских и полоняничных с трех дворов; а он поп Сава посвящен в попы в прошлом 705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И 1703 го декабря в 8 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, в. в. и м. и б. Р. с., указал выезжего иноземца Христофора Бухнера, которого с проезжим листом отпустил посол Андрей Измайлов, принять в свою великого государя службу для учения европским языком, о которых он в роспросе своем выше сего объявил, руских детей, и ведать ево в Посольском приказе; а его великого государя жалованья давать ему на год по двести рублев, и сказать ему его великого государя указ, чтоб он Христофор учился читать и писать словенскому языку, и научился б того вскоре. И на нынешний 1703 год то его великого государя жалованье выдать по росчету с приезду ево в Колу, августа с девятого числа нынешнего 1703 года от расходу из Посольского приказу, и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. И о даче денег к росходу указ дан. И декабря в 22 день бил челом великому государю словесно Христоф Бухнер, что он в приезде до Москвы издержал свои многия деньги, от того на Москве должен многим людем и чтоб великий государь пожаловал ево, велел ему в зачет назначенного ему жалованья дать ему на оплату долгов на предбудущий 1704 год. Christoff Buchner. И 1703 го декабря в 22 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. с. пожаловал Христофора Бухнера, велел ему по ево челобитью на оплату долгов дать его великого государя жалованье в зачет на предбудущий 1704 год сто рублев от росходу из Посольского приказу и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. 1703-го декабря в 8 день по указу в. г. ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца дать его вел. государя жалованья выезжему иноземцу Христофору Бухнеру, которой принят в его вел. государя службу для учения русских детей латинскому, немецкому, французскому, италианскому, дацкому, швецкому, галанскому языком, с приезду его из-за рубежа в Колу генваря по 1-е число 1704-го году 79 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Это известие ошибочно относят к гимназии Глюка: оно помещено в 1-м Ведомостей, вышедшем 2 января, когда Глюка еще и не было в Москве. См. «Ведомости времени Петра Великого». Вып. 1-й, 1703–1707 гг. Издание Московской Синодальной Типографии, М. 1903 г., стр. 3. В справках Посольского приказа иногда начало преподавательской деятельности Глюка в Москве ошибочно относится к 1702 г., (смешивается со школой Швимера): «а которые русские ученики у того препозита учатся с 1702 г. подьяческие дети и иных чинов, всего 10 человек», тем идет поденный корм по 10 денег следует понимать так, что дети учатся с 1702 г., а не Глюк их учит с этого года. Приказные дела и л. 1704 года марта 9. 9 Вероятно ему же принадлежит перевод французской грамматики – «Преддверие к познанию русского, немецкого, латинского языков», – которое Глюк просил в декабре 1703 г. Напечатать. См. ниже стр. 47–48. 10 Остальные учителя «гимназии» Глюка прибыли в Москву или в самом конце 1703 г. (Бюхнер) или в последующих годах и след. не могли быть помощниками его в 1703 г. 11 Глюк занимался переводами для царевича. В 1703 г. ему «апту» после Андрея Батвинкина отдана для перевода книга на латинском языке «Толкование на обычай Парижа». «И он отказал, что ему за великою недосужностью государевых дел переводить невозможно, для того что переводить он непрестанно ко учению государя царевича иные книги. И сказал он апт, что той книги боярин Федор Алексеевич за помянутою недосужностью переводить ему не велел». 12 Об И. В. Паусе см. ниже стр. 55–56 и в III томе Историколитерат. исследований и материалов В. Н. Перетца, Спб. 1902 г. стр. 143–343 и Приложений стр. 87–147. Ср. П. Пекарского Историю Императ. Академии Наук, т. 1. Спб. 1870 г., стр. XVIII–XX. На договоре В. Пауса, напечатанном ниже на стр. 55–56, на обороте отметка: «концепт патента данного Иоганну Вернеру для пребывания ректором при Московском (sic) гимназии, 1705 г.» 13 О неприятностях Паузу см. у Перетца указ. соч., т. III, стр. 153–155, 187–198. О последующей его судьбе здесь же стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело об обложении данью новопостроенной Успенской церкви на посаде города Рузы. Дело началось вследствие прошения священника оной церкви Феодора. В своем прошении, поданном в Приказ в марте 1703 г. он писал: «по прошению земского старосты и всех посадских людей города Рузы построена на посаде, на старом торгу, церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая освящена и церковное служение совершается, а данью та церковь с земли и сенных покосов не обложена и просил, чтобы с церковной земли по дозорным книгам дань положить». Он же священник Феодор в сказке, отобранной от него в Казенном Приказе, показал, что «в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы на посаде состоит двор его попов и 8 дворов посадских». В справке Патриаршего Казенного Приказа вследствие сего прошения значится: «Успения Пресвятой Богородицы храм в Рузе, на торгу, по дозорным книгам 136 (1628) г. земли церковной паханой с десятину, да перелогом и лесом поросло десятин с 15; по оброчным приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа за 1703 год Русской десятины с церковной земли Успенской церкви на подячем Степане Никитине оброка 5 алтын, казенных пошлин 2 алтына 4 деньги, и того оброка и пошлин 7 алтын 4 деньги, о те деньги за прошлые и 1703 годы уплочены. О строении церковном благословенная грамота дана в 7194 (1686) г. По докладной росписке положено платить дани: с попова двора 4 деньги, с 8 дворов посадских людей по 4 деньги с двора, с 16 десятин пашни по шести денег с десятины, итого 22 алтына, заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятильнича дохода 10 алтын, всего рубль 7 алтын 4 деньги». По этому делу состоялось определение Казенного Приказа: «1703 года марта в 13 день, ,по указу Великого Государя велеть тою землею церкви Успения Пресвятой Богородицы попу с причетники владеть и дань по вышеозначенному окладу с их имать, и тое церковь внести в окладную книгу, а в оброчных деньгах в доимку впредь не выносить». (См. Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. вязка 1703 г., дела 34 и кн. 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В росписи значатся следующие сборы: оброчные деньги с крестьян, церковная дань или данные с священников и причетников, славленые, полонные, неокладные, ставленные, епитрахильные, перехожие, с венечных памятей, благословенные, новоявленные, на доимочные деньги намет. Прошение Боголепа архимандрита ржевского Владимир. монаст. с братиею о выдаче им денежного жалованья, от 12 авг. 1703 г. Выписка из дела за 1703 г. в. 213. 38. «Державнейший Царь. Милостивейший Государь. В нынешнем 703 году, по твоему Государеву указу и по грамотам из Монастырского Приказа, велено нам, богомольцам твоим, на нынешний 703 год денежной и хлебной оклад стольнику Ивану, Миронову сыну, Кологривову выдать весь сполна в генваре, и о той выдаче присланы к нему, стольнику, многие твои государевы грамоты. И он, стольник, в той выдаче чинится твоему государеву указу ослушен и денежного окладу нам, богомольцам твоим, сполна на нынешний 703 год не выдал, а которое и выдавал, с великим замедлением, по малому числу, и со многою волокитою. И за тою его невыдачею учинились нам, богомольцам твоим, многие убытки и непрестанная волокита. А ныне, Государь, мы во обители за тою невыдачею пребываем в великом оскудении, и годового запасу всякого на пищу братии у торговых людей забрано в долг, и они, торговые люди, к нам приходят и за тот запас просят денег, а платить нам нечем, и в том на нас хотят они бить челом и учинить нам убытки. А в иных, Государь, обителях тот оклад выдан весь сполна, а нам, богомольцам твоим, и по се число того денежного окладу сполна не выдано и от того в твоем государеве богомолии у нас, в Рожественском монастыре, чинится за оскудением остановка. Всемилостивейший Государь. Просим вашего величества вели, Государь, нам богомольцам твоим денежный оклад на нынешний 703 год додать против прочих обителей все сполна. Вашего Величества всегдашние богомольцы владимирского Рожественского монастыря архимандрит Боголеп с братьею. Авг. 12 д. 1703 г. 17. Прошение москов. Данилова монастыря игумена с братиею в М. Пр., от 18 авг. 1703 г., о поправке монастырских зданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Видимо, что кроме этого письма было еще и другое: святитель отвечал из Ростова в феврале: «...изволил святое архиерейство твое к нам писать паствы нашея города Ростова о жителе Петре Федорове сыне Кичигине, да уезда церкви Воскресения Христова, что на Пуре, Андрее Иванове, и молитвами твоими архиерейскими, за упрошением нас смиренных он вышеупомянутый Петр Кичигин от солдат отставлен, а Пономарева сына Андрея Иванова по очереди его мы смиреннии постричь во диаконы готовы». 1307 Были и другие сношения с Вологодской епархией. В 1703 году в Великоустюжской Георгиевской церкви был выстроен придел преп. Антония и Феодосия Печерских . Строитель, протодьякон Иван Федоров пригласил святителя написать канон пр. Антонию и Феодосию. 1308 Канон был написан в 1704 году. 23 февраля 1703 г. в Романове (а, следовательно, и в других городах епархии) была получена грамота с указом святителя. Кроме известия об открытии «грамотеческих учений» в Ростове для детей духовенства, грамота говорит о пощении в великий пост, обличает родителей, не отдающих своих девиц в честное супружество по мнимым религиозным соображениям и не пускающих их в церковь и к исповеди, требует сведений о расколе и присылки священнических детей к старосте поповскому, для отсылки в Ростов. 1309 В то же время, написанное святителем в 1702 г, лирическое произведение, соответствующее нынешним малорусским пассиям, «Плач на погребение Христово» 1310 было «чтено на утрени Страстной пятницы на трисвятом по славословии. 1311 Кроме того, в одном списке «Поклонения св. тайнам», есть пометка «сии стихи новоизданные Димитрия митрополита Ростовскаго; читать их повелел во своей епархии, приступаючи ко святому причащению». 1312 Вероятно, это распоряжение сделано тогда же. С другой стороны, Димитрий продолжал трудиться и по Четь минеям, над окончанием четвертой части (июнь-август). Сохранилось «житие св. благовернаго царевича Димитрия, слог сего жития благовернаго царевича и великаго князя Дмитрия Иоанновича Московскаго и всея России преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, иже сложи его в лето воплощения Бога слова 1703» 1313 и житие Козьмы и Дамиана, с отметкой 14 сентября 1703 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Издательская деятельность Львовского братства за указанные годы (1697–1708), благодаря сохранившимся записям, достаточно известна: за все это время мы видели только одно условие об издании Евангелия – упомянутое условие Василия Ставницкого, заключенное с Братством 2 апреля 1703 хода. Условие это своевременно было исполнено, между тем, несмотря на сравнительное обилие братских Евангелий всех, даже старейших изданий, мы не встречаем только Евангелий Львовского братства с датой 1703 или 1704 гг., а как бы взамен их в достаточном изобилии имеем под руками братские Евангелия ( Б ) с явно неверной датой по известным признакам вышедшие в свет в указанный промежуток времени .... Принимая во внимание все это, естественно является вопрос: не означенные ли Евангелия ( Б ) с неверной датой 1690 г., но, без сомнения, вышедшие в свет позднее, и суть Братские Евангелия, изданные в 1703 или 1704 гг.? – Нам кажется, что положительный ответ на этот вопрос как бы напрашивается сам собою. Трудно ответить на вопрос: почему братской типографией допущена была, без сомнения, сознательно, с анахронизмом и в предисловии („спаси Господи владущего нами великого короля Иоанна”: † 1696 г.) означенная ошибка в дате? Возможно, что Братство руководилось при этом отчасти и коммерческими соображениями: оно в 1703 году приступило к изданию Евангелия, имея довольно значительный запас этой книги прежнего издания (при ревизии братских книг 18 июля 1704 года в книжных складах находилось 1300 экземпляров Евангелия, по условию Ставицким отпечатано было 1200 экзем. этой книги; Арх. Юго-Зап. Рос., ч. 1, т. XII, 299). При новом издании продажа прежнего по той же (одинаковой) цене могла встретить затруднения. – Но вероятнее, что на решение Братства издать Евангелие с прежней датой повлияли бурные политические события того времени: выпустили Евангелие с молитвой за короля, который не сегодня–завтра мог лишиться престола, уступив его своему врагу, могло представляться, особенно при обостренных отношениях между поляками и русскими, делом рискованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Но в этом году четверток пятой недели был 29-го марта. Леонтий говорит, что из Иерусалима в Константинополь он приехал 1703 года, апреля 21-го в день Преполовения; в этом году действительно Преполовение приходилось в это число. Кто же у кого списал хождение? Поп ли Лукьянов, ездивший в 1711 и 1712 году, списал «хождение Леонтия», бывшее в 1702 и 1703 году, или старообрядцы впоследствии сделали выдержки из путешествия Лукьянова и, приписав его Леонтию, отнесли к 1702 и 1703 году? Заметим однако, что в проезжей грамоте, напечатанной в «Русском Архиве» и отнесенной к 1710 году, говорится, что Лукьянов едет в «государство великаго государя Мустафы», и о турецком султане говорится, как о союзнике. Но Мустафа низложен еще 23 августа 1703 года, а в 1710 году Россия была в разрыве с Ахмедом III, а в ноябре 1710 г., то есть еще до выезда Лукьянова, Турция объявила войну России. Еще: Лукьянов в 1711 г. говорит о Палии и Палиевщине, а Палий был убит в полтавском сражении 27-го июля 1709 года (Конисского «История Руссов», стр. 109). [По этим статьям полагалось: а) Жечь в срубе: тех, которые хулят господствующую церковь и производят в народе мятеж или соблазн и остаются упорными, а также и тех, которые на казни покорятся св. церкви, но снова обратятся в раскол; тех, которые увлекали других к самосожигагельству. б) Казнить смертью: тех, которые перекрещивали людей в свою секту; тех, которые, перекрестившись, не соглашаются возвратиться к церкви. в) Бить кнутом и ссылать в дальние города: раскольников, скрывающих принадлежность свою к расколу, хотя бы после и раскаялись; всякого звания людей (то есть и нераскольников), укрывших раскольников у себя в доме, зная, что они раскольники, и не донесших о них начальству. Имение казненных и ссылаемых конфисковалось на том основании, что на прогоны и на жалованье «сыщикам» по государству раскольников «много шло государевой казны». — См. «Полн. собр. зак. Росс. Имп.» т. I, и «Акты Арх. Эксп.» m. IV.] Макария, епископа врнницкого (потом архиепископа харьковского), «История русского раскола», стр. 133.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

заседал первоначально св. Синод, князя Гагарина, занятый, по отобрании в казну, синодальною канцелярией и тиунскою конторою или епархиальным петербургским правлением, великого канцлера Головкина, вице-канцлера Шафирова, в обширной зале которого было первое заседание академии наук, Зотова, Остермана, Строева, Макарова, Черкасского, Бутурлина и друг, и, наконец, целые слободы дворянских дворов, давшие названия нынешним улицам. О времени первоначального построения и освящения Троицкого собора существуют различные известия. Местное предание, сохраняющееся с давних пор и занесенное в позднейшие церковные документы, и на памятную доску, находящуюся в соборе, свидетельствует, что храм этот «построен государем императором Петром 1-м, 16-го мая 1703 года, в память взятия бывшей на Охте крепости новые Канцы или Шанцы». Здесь начало собора приурочивается к дню основания Петербурга и собор считается как бы краеугольным камнем, положенным великим государем в основу новой столицы, первым и древнейшим ее храмом. Но это предание противоречит другим более верным историческим известиям, по которым видно, что 16 мая 1703 г. Петр великий совершил торжественную закладку только петропавловской крепости, послужившей краеугольным камнем Петербургу; и что первые по времени построения и освящения церковь в Петербурге есть именно петропавловский собор в крепости, начатый в том же 1703 году и освященный 4 апреля следующего 1704 года, новгородским митрополитом Иовом. Притом же упомянутое предание несогласно и с обычаем Петра I-ro, по движению благочестивого сердца его, строить благодарственно-памятные церкви во имя святого того дня, в который случилось радостное событие 76 ; между тем известно, что взятие «Канцев» случилось 1-го мая, а праздник Троицы в тот год приходился 16 мая. По точнейшим указаниям, храм этот был построен Петром I-м и посвящен св. Троице в память основания Петербурга в день св. Троицы и в благодарность Господу Богу Триипостастному за благополучное построение крепости 77 заложенный в троицын день, следовательно позже 16-го мая, и даже после построения крепости. Но когда именно совершилось заложение Троицкого собора, на этот вопрос за неимением достоверных сведений, нельзя дать определенного ответа. По одному известию 78 Троицкий собор основан, 1-го октября 1703 г., после торжественного, в этот день, освящения града С.-Петербурга. Это указание, как вполне соответствующее цели или побудительной причине к построению храма, можно было бы считать вероятным; но важность его уменьшается от того, что оно говорить только о заложении собора и не сообщает сведений ни об окончании постройки, ни о времени освящения его; между тем, как помимо него, до 1710 г., нет других достоверных известий о том, в каком положении находился заложенный храм, и даже неизвестно вовсе о самом существовании храма до сего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010