Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. и целе Umaлuje enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена в 1931 г. Объединяет приходы СПЦ на территории сев. части Хорватии, а также окормляет общину в Словении и 5 общин в Италии (Триест, Рим, Милан, Бари и Венеция). Кафедра в г. Загреб. Правящий архиерей - митр. Иоанн (Павлович) , на кафедре с 1977 г. Епархия разделена на 5 наместничеств, имеет 48 приходов, 2 мон-ря ( Лепавина и мон-рь во имя прп. Параскевы (Петки) в Загребе), 15 священников (2007). На территории Славонии (историческая обл. на северо-востоке совр. Хорватии) правосл. духовенство появилось благодаря Екатерине, дочери серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ). В 1433 г. она вышла замуж за гр. Ульриха Целльского и привезла с собой из Смедерева правосл. священника. По ее заказу был переведен на слав. язык Апостол (1454; Белград, МСПЦ). Но Ватикан дважды, в 1432-1434 и в 1435-1439 гг., посылал в Славонию францисканского миссионера Иакова из Марке (впосл. был канонизирован католич. Церковью) с целью обратить «схизматиков» в «римскую веру». После обновления Печской Патриархии в 1557 г. правосл. сербов в Славонии окормлял митрополит Пожегский. Во время австро-тур. войны (1593-1606) в окт. 1595 г. митр. Пожегский Василий основал Марчанскую епархию с кафедрой в мон-ре Марча . Архиереи этой кафедры активно противостояли навязыванию унии со стороны католиков. В 1640 г. благодаря действиям католического еп. Загреба Бенко (Бенедикта II) Винковича (1637-1642) на территории епархии были открыты униат. школы. В 1716 г. униаты на пороге храма убили игум. мон-ря Лепавина Кондрата. 29 авг. 1700 г. католич. еп. Загреба Стефан IV Селишичевич (1694-1703) отмечал, что мн. сербы перешли в католичество, а в 1702 г. католич. еп. Сеньско-Модрушский Мартин Брайкович (1699-1703) добился выплаты священникам-униатам жалованья. В 1708 г. Собор австр. сербов не допустил к работе епископов-униатов и лишил их сана.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Озерецкое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольская (Святителя Николая Чудотворца) церковь построена в 1703-1708 гг. Перестроена в 19 веке. Восстановлена из руин в 2001 г. Действует. Храм в честь свт. Николая в селе Озерецкое построен в 1708 г. на месте деревянного, известного под названием “Николы на озерце”. Село Озерецкое относилось к дворцовому ведомству до 1654 г., когда было пожаловано царем Алексеем Михайловичем Патриарху Никону. Согласно патриаршей Приказной книге, в этой церкви “июля 28 дня 1694 г. Патриарх Адриан слушал Божественную литургию...” В 1703 г. издается указ императора Петра I о возведении на месте деревянной церкви в селе Озерецкое каменного Свято-Никольского храма. Строительство велось в течение пяти лет под руководством боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, председателя дворцового Патриаршего приказа. Костромского уезда, патриаршего села Вяцка крестьяне “Василий Михайлов со товарищи” здесь же на месте выбивали, сушили и обжигали кирпич, каменщик Максим Парфеньев строил церковь. Никольский храм относится к распространенному на Руси типу архитектуры “восьмерик на четверике” с трехъярусной шатровой колокольней. Церковь вначале имела только один алтарь в честь свт. Николая, в XIX в. трапезную украсили еще двумя приделами, один из которых, в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, был устроен по благословению свт. Филарета Московского. Другой придел посвящен сщмч. Харлампию епископу Магнезийскому (в храме имеется частица мощей этого великого святого). При советской власти церковь действовала приблизительно до 1939-1940 г. Последний священник Павел Александрович Виноградов в Никольском храме села Озерецкое служил с 1902 г. и до своего ареста в 1939 г. После ареста настоятеля и диакона Виктора Орлова храм был закрыт. Имущество разграблено. В 1990 г. Никольский храм был передан православной общине. В храме проведены восстановительные работы. Регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням. При храме существует воскресная школа для детей. 

http://sobory.ru/article/?object=00463

Москва. Новодевичий монастырь. Колокольня с церквями Иоанна Богослова и Варлаама и Иоасафа. Карта и ближайшие объекты Колокольня Новодевичьего монастыря: архитектура, символика, Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году, пользовался особым почитанием царской семьи. В начале XVII века – эпоху Смутного времени - он, как и многие обители, сильно пострадал и был почти разорен, однако с воцарением династии Романовых обитель быстро восстановили, и она стала «излюбленным царским богомольем». Особенно интенсивные строительные работы здесь велись в период недолгого правления царевны Софьи: с 1682 по 1689 год. Всего за семь лет неизвестные зодчие возвели Успенский храм с трапезной палатой, две надвратные церкви (северную во имя Спаса Преображения и южную - Покрова Пресвятой Богородицы), покои для царевен Марии Алексеевны и Екатерины Алексеевны и уникальную по своей архитектуре колокольню. О ней и пойдет речь ниже Дата начала строительства колокольни точно не установлена. Тем не менее, в 1684 году мастер Федор Моторин изготовил для нее 555-пудовый благовестник, это дает нам право считать, что работы тогда уже шли. Продолжались они, по всей вероятности, до конца 1691 года. Косвенное указание на это сохранилось в одном из документов: «Лета 199 года декабря в 30 день… Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия малыя и белыя России самодержцы указали из Приказа каменных дел в Новодевиче монастыре Каменную Колокольню достроить» Имя строившего ее архитектора не выяснено. Некоторые ученые называют крепостного зодчего Якова Григорьевича Бухвостова основываясь на сходстве мотивов белокаменного декора и ярусной конструкции колокольни с храмами «иже под колоколы» его работы: надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим в Новом Иерусалиме – 1693 года; Спасским храмом в селе Уборы – 1694 года; Троицкой церковью в Троицком-Лыково – 1703 года и, предположительно, церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1690-1693 годов. Документальных подтверждений авторства Я.Г. Бухвостова пока не найдено.

http://sobory.ru/article/?object=02280

П.В. Долгоруков Граф Бреверн-де-Лагарди и дворяне Бреверны Иоанн Бревер, родом из Силезии, рижский супер-интендент (рождение в марте 1616 † 12 мая 1700), женат был два раза: на Гедвиге Самсон († 1657) и на Софие Дюнте (рождение 15 октября 1635 † 168.), и от второго брака имел сына и трёх дочерей: 1) Анна, за рижским обер-пастором Давыдом Каспари; 2) Магдалина, за вице-президентом рижского гофгерихта Иоахимом ф. Шульц; 3) София, за рижским ратсгером Павлом Брокгаузеном; 4) Германн Бревер возведён был Королём Шведским Карлом XI в дворянское достоинство под именем Бреверна (Brevern), 5 октября 1694 года. Вот родословие его потомству, внесённому в матрикул лифляндский в 1742 году, а в матрикул эстляндский в 1745 году. отцовский КОЛЕНО I: Германн ф. Бреверн, вице-президент рижского гофгерихта, потом, при учреждении коллегий в 1717 году, вице- президент российской юстиц-коллегии и действительный статский советник, рождение 20 июля 1663 † 3 июля 1722; женат на Екатерине ф. Рейтерн, рождение 6 сентября 1679 † 21 октября 1746. Она была во 2-м браке за российским генерал-аншефом Боном (Вонп) КОЛЕНО II: Иоанн, рождение 1 августа 1695 † 31 мая 1735; женат на Варваре- Елене ф. Циммерманн (овдовев, вышла за барона Оттона-Фридриха Будберга) Германн, рождение 18 июня 1696 † в мае 1741; женат на Елисавете ф. Мейнерс, рождение 1690 † 1767 Георг, рождение 8 июля 1703 † 1788 Карл, тайный советник, президент СПб академии наук и святого Александра Невского кавалер, рождение 1704 † 3 января 1744; женат на девице Кейзерлинг Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Екатерина, рождение 1697 † 1730, за Юстом-Генрихом ф. Радинг Анна-Магдалина, рождение 1702 † 1748; за бригадиром Христианом ф. Фредерици Беата-Христина, рождение 1706 † 1734; за Гисбрехтом ф. Рейтерн КОЛЕНО III: Германн-Иоанн, рождение 1727 † 1734 Георг, рождение 1732 † 1753

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Первоначально приход храма состоял из 35 дворов, а к 1703 г. - из 48 дворов. В 1694 г. вотчина А. И. Траханиотова досталась его детям Роману и Петру. По «полюбовному» разделу село отошло стряпчему Петру Александровичу Траханиотову. В 1704 г. он заложил село майору Иеву Мисюреву. Выкупил родовую вотчину стольник Роман Петрович Траханиотов. Он же в 1720 г. купил соседние деревни Берково и Остров у княгини Марфы Степановны Черкасской, урожденной княжны Ромодановской. В 1719 г. в селе Горках значилось: «в помещиковом дворе дворовых деловых людей, которые своей пашни не имеют, а пашут на помещика и берут месячину 18 мужского пола душ, да крестьян, кои имеют свою пашню 60 мужского пола душ». В 1724 г. карьера Романа Траханиотова неожиданно закончилась: он был сослан, а недвижимое имение опального «за его вины» было отписано на «Великого государя». Возможно, что произошло это в связи с делом камергера Вильяма Монса, который в 1724 г. потерял голову (в буквальном смысле) из-за чрезмерной благосклонности к нему императрицы Екатерины Алексеевны. Заподозрив супругу в неверности, Петр I сурово покарал всех причастных к этому делу. Среди них оказался и Р. А. Траханиотов. В том же 1724 г. по именному повелению Петра I село Горки было пожаловано капитан-командору флота Никите Петровичу Вильбоа, ко¬торый участвовал в петровских войнах со шведами и в персидском по¬ходе. В начале царствования императрицы Елизаветы Петровны Н. В. Вильбоа получил назначение командиром кронштадтского военного порта. В 1760 г. после смерти старого моряка в возрасте 82-х лет его имения разделили сыновья Александр и Даниил. Горки унаследовал Александр Никитич Вильбоа. Он в молодости был близок к «молодому двору» великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны, при которых состоял в звании камер-юнкера. В 1747 г. А. Н. Вильбоа из-за придворных интриг перевели полковником в армию. Там он дослужился до генерал-аншефа и в мае 1762 г. стал членом Совета императора Петра III. Пришедшей к власти в результате дворцового переворота императрицей Екатериной II А. Н. Вильбоа был назначен на пост генерал-фельдцейхмейстера — начальника артиллерии всей русской армии. В 1763 г. он продал село Горки жене ротмистра лейб-гвардии Конного полка А. Б. Челищева — Варваре Ивановне. К этому времени в селе Горки насчитывалось 158 мужского и 152 женского пола душ. К 1782 г. от бригадирши В. И. Челишевой Горки перешли к дочери генерал-поручика Ивана Васильевича Левашева - Елизавете Ивановне. Население села за 20 лет изменилось количественно мало и к 1782 г. составляло 152 мужского и 153 женского пола душ крестьян соответственно.

http://sobory.ru/article/?object=02468

Сертякино. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Краснокирпичная с белокаменными деталями церковь с двумя приделами была построена в 1859г. на средства, собранные по инициативе Е.И.Безобразовой. Кубический основной объем завершен невысоким куполом и увенчан одной главой на барабане, обшитом жестью. С востока к нему примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - трапезная и двухъярусная колокольня. Фасады обработаны в духе эклектики. Церковь была закрыта в 1930-х гг., здание разрушалось. В 1989г. церковь была восстановлена на средства общины и сейчас действует. Первые сведения о храме Воскресения Словущего, что в селе Сертякино Подольского уезда, который, по прошению, построил вотчинник Михаил Минин, относятся к 1694 году. Первым священнослужителем упоминается диакон Иоанн, «благословленный в попы». Из документа Поместного Приказа за 1729 год, мы узнаем, что одна треть села Сертякино Московской губернии, Замыцкой и Перемышльской волости принадлежала семье Нагаевых. В феврале 1735 года Александр Степанович Минин обращается в Синодальный Казенный приказ с просьбой - вместо деревянной церкви в селе Воскресенском, Сертякино тож, «которая весьма обветшала и Божественной службы за ветхостью отправлять невозможно, чтоб повелено было вместо ветхой Воскресенской церкви на том же месте построить вновь деревянную во имя тот же храм и о строении оной дать указ». Из справки за 1703 год узнаем, что в переписной книге Воскресенской церкви в с. Сертякино «показаны поп Иван Тимофеев, дьячек Стефан Михайлов, приход 9 дворов, церковной земли 10 четвертей». По благословению Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского, новая Воскресенская церковь в Сертякине была освящена протопопом Большого Успенского Собора в Москве Никифором Ивановым с братией. Из событий, начала 18 века, происшедших в селе Сертякино, следует отметить, что в марте 1704 года у помещика И.К.Нагаева родился сын Алексей Иванович Нагаев, будущий адмирал, член Адмиралтейств-Коллегии, главный командир Кронштатдского порта и выдающийся русский гидрограф. Вероятно, А.И.Нагаев был крещен священником Воскресенской церкви о.Федотом Федоровым. По преданию, тело А.И.Нагаева, умершего в Петербурге в 1781 году было перенесено его родственниками в родовое поместье на погосте при Воскресенской церкви в Сертякине.

http://sobory.ru/article/?object=00782

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЬОН ДЕ МОНФОР [франц. Grignion de Montfort] Луи (Людовик) Мари (31.01.1673, Монфор, совр. Монфор-сюр-Мё, деп. Иль и Вилен, Зап. Франция - 28.04.1716, Сен-Лоран, совр. Сен-Лоран-сюр-Севр, деп. Вандея, Зап. Франция), католич. св. (пам. 28 апр.), основатель жен. конгрегации Дочерей Премудрости (франц. Filles de la Sagesse) и конгрегации священников-миссионеров Общества Девы Марии (лат. Societas Mariae Montfortana, S.M.M; франц. Monfortains). Род. в многодетной благочестивой семье. До 12 лет обучался в школе в Монфоре, с 1685 г. в иезуитской коллегии св. Фомы в Рене, по окончании к-рой отправился в Париж, где в 1693-1694 гг. учился на богословских курсах при Сорбонне, а с 1695 г. в парижской семинарии Сен-Сюльпис. 5 июня 1700 г. рукоположен во пресвитера Перпиньянским еп. Ж. Э. Базаном де Фламанвилем. Местом его назначения стал г. Нант (Бретань), однако из-за сильного влияния янсенизма среди местного духовенства Г. де М. не смог там служить. В ожидании решения он отправился в Пуатье, где ему позволили окормлять больных. Благодаря поддержке из Парижа Г. де М. получил разрешение проповедовать в деревенском приходе Граншан. Первые же публичные проповеди принесли ему известность. В это же время по настоянию жителей Пуатье еп. Ж. К. де Ла Пуап де Вертриё принял решение принять Г. де М. в еп-стве. 2 февр. 1703 г. в Пуатье вместе с Мари Луиз Трише Г. де М. основал конгрегацию Дочери Премудрости (в наст. время насчитывает ок. 4,5 тыс. сестер), к-рая стала заниматься опекой больных и обездоленных, созданием школ. В 1705 г. он получил разрешение для проповеднической деятельности в Пуатье и пригородах. Из-за препятствий, чинимых ему нек-рыми представителями местного духовенства, склонявшимися к янсенизму, ему нередко приходилось проповедовать за городом, на природе, за неимением кафедры иногда он обращался к собравшимся с дерева. Г. де М. способствовал возрождению мн. паломнических мест в зап. еп-ствах Франции, организовывал процессии верующих.

http://pravenc.ru/text/168149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Римский-Корсаков Иван Максимович; † 22.06.1717, г. Серпухов Московской губ.), митр. Псковский и Изборский. Происходил из знатного дворянского рода Корсаковых, 18 представителей которого 15 мая 1677 г. получили право именоваться Римскими-Корсаковыми, поскольку род их «восприял начало в пределах Римских» (т. е. в Чехии, входившей в состав Римской империи). С 1694 г. И. был архимандритом Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря в Москве. При нем в обители завершилось строительство храма прп. Сергия Радонежского и 1 дек. 1694 г. был получен антиминс к его освящению. 18 сент. 1698 г. (часто ошибочно указывается 1699) в Москве патриархом Московским и всея Руси Адрианом И. был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Псковского. При И. в Пскове завершилось возведение и состоялось освящение нового кафедрального Троицкого собора (1699). По благословению митрополита в том же году для собора был отлит колокол в 600 пудов, в 1700 г.- колокол в 150 пудов (оба - московским мастером Флором Терентьевым), в 1702 г. изготовлен напрестольный серебряный крест, украшенный эмалью. В 1703 г. в соборе был устроен теплый придел во имя св. блгв. кн. Всеволода (Гавриила) . В придел перенесли раку с мощами св. князя, на которой имелась надпись об этом событии: «1703 г. месяца априлия в 8 день освятися храм во имя святаго благовернаго и великаго князя Гавриила, в той же день и мощи его святые положены в нем при митрополите Иосифе Псковском и Изборском» ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. C. 153). В ходе Северной войны (1700-1721) в Пскове несколько лет находилась главная квартира российской армии. В 1701 г., когда царь Петр I руководил сооружением земляных укреплений Пскова «по правилам фортификации», город лишился мн. древних храмов: «...сверха своды обломаны и в середине насыпаны землею» ( Лабутина И. К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. М., 1985. С. 215). Фельдмаршал Б. П. Шереметев в сент. 1702 г. торжественно въехал в Псков. Он был встречен крестным ходом во главе с И. и препровожден в собор. 4 июня 1703 г. Шереметев писал царю из Ямбурга: «Свинцу во Пскове нет ничего и к нынешнему походу не достало... а свинцу много есть у митрополита; тайно его к Москве посылает и не объявливает». Тогда Петр I распорядился: «Взять сильно, а после деньги заплатить» ( Ильинский Н. С. Историческое описание г. Пскова и его древних пригородов. СПб., 1795. Ч. 6. С. 10).

http://pravenc.ru/text/578537.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Небольшая кирпичная одноглавая церковь с полукруглым алтарем и притвором. Построена в 1713-1714 г.г. на средства царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Отремонтирована в середине 2000-х г.г. На монастырском подворье располагается церковь Казанской иконы Божией Матери при монастырской больнице. Это небольшая одноглавая белокаменная церковь, построенная также стараниями Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Во время одного из посещений монастыря царевна заметила, что престарелым монашкам в больнице нужна церковь и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство церкви заняло год и было завершено в 1714 году. Рядом был построен новый больничный корпус, соединенный с храмом переходом. Рядом с церковью расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX века: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома. Значительные вклады стали поступать в монастырь в конце XVII – начале XVIII в.в. В 1703 г. «две тысячи денег» пожаловала сестра Петра I Наталья Алексеевна. По указу митрополита Рязанского и Муромского Стефана прежнюю церковь разобрали, а новую на средства царевны Натальи принялись строить на другом месте. Сведения о переносе церкви подтверждаются сопоставлением имевшегося в монастыре плана 1694 года с современным расположением храма. Строительство завершено в 1714 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери и примыкающие к ней кельи расположены в юго-западной части монастырской территории. К апсиде храма подходит главная монастырская дорога, идущая от северных проездных ворот. Интересна история возникновения храма. Во время одного из посещений монастыря царевна Наталья заметила, что престарелым монахиням в больнице нужна церковь, и решила построить храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Рядом с храмом были возведены двухэтажные больничные палаты. Новый корпус соединялся с церковью переходом. В непосредственной близости были расположены несколько строений, возведенных в период с XVII по XIX в.: настоятельский и трапезный корпуса, регентский и странноприимный дома.

http://sobory.ru/article/?object=05690

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010