Исаакия. Так он провел всю ночь без сна. Это явление крайне встревожило Епископа Александра, и он не мог утерпеть, чтобы не рассказать об этом странном явлении княгине О. и вслух всем на другой день, 24 числа, за обедом. По отъезде из Оптиной Пустыни он простудился, серьезно заболел и 8 Октября 1895 года – скончался. Приложения Списки Настоятелей Козельской Введенской Оптиной Пустыни Из «Списка Иерарх. и Настоят. монастырей Росс. Цер.» П. Строева. Из «Истории опис. Козельск. Введен. Опт. Пуст.» Л. Кавелина. Игум. Сергий, в дек. 1625. Строит. Феодорит, 1629–1631. Строит. Феодорит, в 1629, 1630 и 1631 г.г. Строит. Корнилий, в июне 1658. Строит. Иринарх, в окт. 1661. Строит. Исидор, 1672–80. Строит. Исидор, в 1675 и 1680 гг. » Дорофей, 1686–88. Строит. Дорофей, в 1688 г. » Серапион 1694–98. » Герасим, 1701–2: Игум. Моисей, 1703–4. Игум. Моисей, в 1703 и 4 гг. » Дорофей, 1709 и 10. » Иоасаф, 1716. Игум. Иоасаф, в 1716 г. » Леонид, 1717. » Леонид, в 1717 г. Строит. Леонтий, 1724–26. » Леонтий, » Сергий, 1728. Строит. Сергий, в 1728 г. » Авраамий, 1731. » Авраамий, в 1731 г. Игум. Пафнутий, 1760. Игум. Пафнутий, в 1760 г. Игум. Моисей, 1762. Игум. Моисей, 1762 г. » Филагрий, 1763;† 1765 » Филагрий, 1763. Строит. Никандр, определен 1765; † 27 мрт. 1768. Строит. Никанор, определен 1765, † 27 мрт. 1768 г. (У Строева ошибка). Игум. Аристарх, бывший Боголюбова монастыря, определен 8 дек. 1770; † в янв. 1775. Игум. Аристарх, определен 3 дек. 1770 г., † в 1775. Строит. Феодосий, определен 19 окт. 1775, по 1780. Строит. Феодосий, определен 1775 г. окт. 19. Строит. Корнилий, в 1779 г. до нояб. 1780 г. Строит. Александр, определен 22 дек. 1780, † 1782... Строит. Александр, назначен 22 дек. 1780 года † 1782. Строит. Корнилий, определен 1782 г. 25 июля вторично. Строит. Николай, определен 26 окт. 1782; уволен 1 февр. 1783. Строит. Николай, определен 26 окт. 1782; уволен 1 февр. 1783 г. Строит. Андрей, определен 31 мрт. 1783; уволен 29 янв. 1789. Строит. Андрей, определен 31 мрт. 1788; 29 янв. 1789 г. уволен. Строит. Иоасаф, 29 янв. 1789 переведен из Давидовой пустыни; в 1791 уволен. Строит. Иоасаф, определен 29 янв. 1789. из Давидовой пустыни. Выбыл в Москву. Строит. Антоний, 1792–94. Строит. Антоний, с 1792 г. Выбыл в Москву. » Иосиф, 1794 и 95. Строит. Иосиф, определен 1795 г. 1 февр. Уволен по прошении. » Авраамий, с 1796: в 1801 произведен в игум. Доброго монастыря, но здесь оставлен игуменом; † 14.янв. 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1703 г. персид. шах Султан Хусейн (1694-1722) помирился с Георгием XI, отстранил Ираклия I и управляющим (джанишином) Картли утвердил племянника Георгия XI царевича Вахтанга VI (1703-1712; царь Картли в 1716-1724). В 1705 г. Вахтанг VI созвал церковный Собор, на котором был смещен Евдемон II и на Мцхетский престол поставлен брат Вахтанга VI высокообразованный, талантливый и деятельный Доментий IV (Багратиони; 1705-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 481). Католикос-патриарх активно участвовал во всех начинаниях Вахтанга VI, направленных на возрождение страны: в установлении правопорядка в гражданской и церковной жизни, в развитии науки и культуры. При личном участии католикоса-патриарха Вахтанг VI составил свод законов (Законы Вахтанга). Ок. 1689 г. Доментий IV, находясь в Иерусалиме, познакомился с митр. Унгро-Влахийским сщмч. Антимом Ивиряну (1708-1716), ученик к-рого в 1709 г. основал в Тбилиси 1-ю груз. типографию (1709), где печатались гл. обр. богослужебные книги для груз. священнослужителей. Доментий IV особое внимание уделял пастве, укрепляя ее проповедями о христ. образе жизни. Одной из своих главных задач католикос-патриарх считал заботу об улучшении материального положения М. К. Он добился возвращения кахетинских владений Светицховели, что в первую очередь означало восстановление церковного единства царств Картли и Кахети, а затем рост экономических возможностей, без к-рых М. К. не мог продолжать свою культурно-просветительную деятельность. С 1712 по 1719 г. Вахтанг VI находился в Иране на положении почетного пленника, начатые им в Картли преобразования были приостановлены. После возвращения царя закавказские страны стали предметом интереса различных политических сил, в число к-рых вошла Российская империя. Вахтанг VI вел тайные переговоры с рос. императором Петром I Алексеевичем по поводу совместного выступления против Ирана. Политический выбор Вахтанга VI не был единодушно одобрен его сподвижниками, в числе к-рых оказался и католикос Доментий IV. По косвенным данным источников, католикос-патриарх более реалистичным считал союз с Османской империей, к-рая также предлагала Вахтангу VI довольно выгодные условия. Сохранившийся на тур. языке документ 1722 г. позволяет заключить, что Доментий IV устанавливал связи с Османской империей, просил К-польского патриарха о посредничестве перед султаном в борьбе против набегов дагестанцев. В ответ султан приказал эрзурумскому паше принять меры (НА Грузии. ArTur. Ф. 1453. Д. 78).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Афанасия , 1732–38; † Пелагия , 1746 и 47. Серафима , 1750, 68–78. Афанасия , 1778–80. 11 Краснокутский Петропавловский, от пригорода Краснокутска в 3 верстах, основан в 1673–75. Упразднён. [IV, 805.] Игумены Иоанникий Штепа , основатель. Мартиниан Штепин , преемник; упом. 15 апр. 1704. 309 Герасим , с 1710. Иосиф Зенкевич в июле 1730 перев. в Куряжский. Варлаам , 1740. Кирилл , 1742–44. Иоасаф Боровский , 1745. Венедикт , 1756–61. Иезекииль Орловский (архим. уволен из Вятской епархии) определён 2 нояб. 1762; до 1775. Феофил , 1775–78. Стефан , 1778 и 79. Иустин , с 1779. Лаврентий , 1787. 12 Сеннянский Покровский, в Богодуховском уезде, от бывшего города Сенного в 7 верстах, основан в 1682 г.; в 1703 приписан к Киево-Печерской Лавре; в 1788 упразднён. [В Ист. Иер. нет.] Игумены Варлаам , строит., основатель, до 1700. Феодосий , в 1740 покойный. Игнатий Копциевич , 1750. Никанор , 1758. Каллист , 1761. Исаия Земборский † 1788. Иосиф , при нём мнтрь упразднён. 13 Вольновский Троицкий, от Богодухова 40 вёрст, в 6 верстах от бывшего города Вольного, основан в исх. XVII века; упразднён в 1794 г. [III, 609.] Строители Анфим , основатель, † 1693 … Феодосий , с 1694. Ефрем , 1708. Иларион Томар , 1724–31. Игумены Афанасий Топольский , 1739. 310 Варфоломей Мозерян , 1748. Варлаам … Григорий Венецкий , с 1750. Варлаам , 1757–60. Лаврентий , с 1790–94. Мнтрь закрыт. 14 Аркадиевская Богородичная пустынь, в Чугуевском уезде, основана в 1653 г.; после разорений татарских возобновлена в 1712 г.; была приписной к Покровскому мнтрю; упразднена в 1788 г. [III, 277.] Строители Аркадий , основатель … Иов Ястребов , 1660, 63. Варлаам , 1676. Корнилий , 1728. Герасим , до 1744. Исаакий , в 1745. Каллист Федоров , с 1746. Паисий в 1751 отдан      под суд. Каллист (паки), с 1751. Иоанн Хандалей , 1759. Андрей Острогорский , 1760–62. Ефрем † 1770. Гервасий Помазановский , 1787. Мнтрь закрыт. 15 Гороховатская Богородичная пустынь, на реке Осколе, основана в конце XVII века; в 1760 г. перенесена на другое место; упразднена в 1788 г. [III, 751.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В силу такого значения крещения св. Амвросий приписывает ему те же действия, которые раньше соединял с верой. Так, крещение, по его словам, оправдывает человека, 1689 усыновляет его Богу 1690  и делает его наследником царства Божия, 1691 а благодать Св. Духа вливает в него радость, 1692 посылает душевный мир и дарует спокойствие ума. 1693 Само крещение, как таинство, слагается из двух элементов: омовения водой и причащения благодати Св. Духа: там, где нет благодати Св. Духа, вода крещения сама по себе недейственна. 1694 Отношение между водой и Духом св. Амвросий выясняет так: «В той водной стихии мы погребаемся с тем, чтобы восстали обновлённым Духом. В воде образ смерти, в Духе – залог жизни; как чрез воду умирает греховное тело, – воду, которая объемлет его как бы некоторой могилой, – так силой Духа, возродившись в Боге, мы обновляемся от греховной смерти». 1695 Иногда, применительно к евангельскому рассказу о крови и воде из прободённого ребра Христова, св. Амвросий говорит о воде крещения и крови искупления, 1696 как необходимых элементах крещения 1697 наряду с благодатью Св. Духа, причём эти три элемента называются свидетелями крещения. 1698 И потому, если есть какая-либо благодать в воде, то не в силу свойства воды, а вследствие присутствия Св. Духа. 1699 Точнее взаимное отношение этих свидетелей св. отец определяет так: «Выслушай, каким образом свидетели. Дух обновляет ум, вода содействует омовению (lavacrum), кровь относится к цене. Дух чрез усыновление делает нас сынами Божиими, вода св. источника нас омывает, Кровь Господня нас искупает». 1700 Как мы уже видели выше, св. Амвросий признаёт только одно крещение водой, однако, как оказывается, не исключительно 1701 : помимо крещения водой и Духом, он допускает ещё крещение страдания, «когда каждый очищается своей кровью» 1702 – затем огненное крещение в предверии рая и, наконец, крещение желания. Учение об огненном крещении в предверии рая, заимствованное св. Амвросием у Оригена , 1703 хотя, быть может, и не без влияния Василия Великого , тесно связывается с библейским сказанием об ангеле с огненным мечом, который был поставлен Богом в дверях рая. «Есть крещение в предверии рая. Этого крещения не было раньше. Но после того, как был изгнан грешник, появился меч огненный, который положил Бог ( Быт. 3; 24 ) и которого не было раньше, пока не было греха. Появилась вина, появилось и крещение, дабы очистился тот, кто хотел возвратиться в рай, чтобы возвратившиеся могли сказать: »Мы перешли чрез огонь и воду» ( Пс. 65; 12 ). Здесь – чрез воду, там – чрез огонь. Чрез воду, дабы омылись грехи, и чрез огонь, чтобы они сожглись». 1704 В тех случаях, когда человек, имея твёрдое и сильное желание креститься, всё-таки почему-либо не успевает креститься, он не может почитаться лишённым искупления, «ибо его окрестила собственная вера и освятило искание таинства», 1705 как это было, например, с императором Валентинианом II. 1706

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Источник: Московские епархиальные ведомости, 1-2, 2003. Оригинал статьи здесь Село Озерецкое с деревянною церковью во имя св. Николая чудотворца в начале XVII ст. находилось в дворцовом ведомстве. Николаевская церковь, обложенная данью, писалась в приходных книгах Патриаршего казенного приказа с 1628 г. под Селецкою десятиною: «церковь Николы чудотворца в государеве дворцовом селе Озерецком, дани 5 алтын полтрети деньги, по наказу гривна…». В 1646 г. в селе Озерецком числилось 63 двора крестьянских и бобыльских, при Николаевской церкви был поп Иван. В 1654 г. патриарху Никону выдана жалованная грамота на владение селом Озерецким, выменянное из приказа Большого Дворца в дом Пречистой Богородицы на домовую патриаршую вотчину Каширского уезда – село Сельму. Николаевская церковь в селе Озерецком в 1656 г. «по государеву указу и по челобитной, за пометою дьяка Лукьяна Голосова, была исключена из оклада, с той церкви дань не бралась и в окладных книгах не писалась. В 1678 г. в селе Озерецком находились: двор патриарха «становой», в котором жили посельской старец и приказчик, двор конюшенный с 8 человеками, двор скотный с 4 человеками, 3 двора плотничьих с 12 человеками, 4 двора кузнецовых с 21 человеком, двор неводчика с 5 человеками, 4 двора садовников с 19 человеками и 69 дворов крестьянских и бобыльских, в коих 208 человек. 8 ноября 1686 г. «св. патриарх Иоаким ходил в село Озерецкое, слушал божественной литургии в церкви Николая чудотворца и после литургии пожаловал той церкви попу Никите с причетниками на молебен полтину». 28 июля 1694 г. в том же селе св. патриарх Адриан слушал божественную литургию и после литургии пожаловал попу полтину, диакону 10 алтын, дьячку 5 алтын, пономарю и просвирне по гривне». В 1701 г. в патриаршем дворцовом селе Озерецком находилась церковь св. вмч. Димитрия Солунского, да в том же селе находились: двор святейшего патриарха со всяким дворовым строением, двор приказчика и 97 дворов крестьянских. В селе Озерецком, вместо деревянной церкви, разрешено было построить каменную церковь во имя св. Николая чудотворца. «1703 года мая в 26 день, по указу великого государя и по приказу боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, Костромского уезда патриаршего села Вяцка крестьяне Василий Михайлов с товарищи подрядились в селе Озерецком на церковное строение выбить 500 тысяч кирпича городового и, выбив, осушить и ожечь, сделать две печи из того же кирпича, а кирпич делать мерою против дела полевых сараев, а за работу себе и работников рядить по 15 алтын от тысячи, да хлеба по 5 четьи на 100 тысяч, итого 25 четьи, а на сарайное строение и щиты, и над печами шатры, и к печам выкопать ямы, и станки, и лопаты, и рогожи, и шайки, и на обжог кирпича дров и к сараям песок и вода – все домовое».

http://sobory.ru/article/?object=00463

По грамоте царя Феодора Алексеевича 1682 г. в академию вводился обширный курс учения, – именно, в ней предназначалось преподавать: грамматику, пиитику. риторику, диалектику, философию и богословие, – кроме того, право церковное и гражданское и прочие свободные науки 29 . Но эта обширная программа на первых порах не могла быть выполнена: наставников было всего двое. Братья Лихуды в продолжение осьми летъ (1685–1693) преподали ученикам своим, которых (кстати, заметить) было еще меньше ста человек, грамматику, пиитику на греческом языке, риторику, логику и малую часть физики на греческом и латинском языке. Следующие за ними опять два наставника, ученики Лихудов Николай Семенов и Федор Поликарпов в течении пяти с половиною лет (1694–1699) преподали на одном греческом языке грамматику, пиитику и риторику; философии же и богословия не преподавали, потому что и сами не успели слышать этих наук от Лихудов. Латинский язык, по настоятельному требованию патриарха иерусалимского, изгнан был из академии. Это – первый период в истории академии, когда она называлась в оффициальных бумагах «греческими школами,еллино-славенскими схолами» 30 . В 1701 г. последовало коренное преобразование. Император Петр I указом от 7 июля 1701 г. повелел местоблюстителю патриаршего престола и первому «протектору» московской академии Стефану Яворскому «завесть в академии учения латинския» 31 , что, впрочем, было сделано несколько раньше, само собою, так как заведывавший академией с 1700 г. доктор философских и богословских наук Палладий Роговский (23 янв.1703 г.) не знал языка греческого и учил только на латинском языке 32 . Стефан Яворский , питомец киевской академии, в силу указа царского, вызвал в 1701 г. из Киева наставников, которые ввели в московскую академию уже полный круг наук, какие читаны были тогда в Киеве, ввели в нее и ту же методу преподавания и все те же порядки, как училищные, так и домашние, словом, дали ей и дух и внешний вид академии киевской: московская академия явилась как-бы колонией киевской и точной копией своей метрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

От монастыря достались церкви серебряные: потир, дискос, лжица и звездица с украшениями и изображениями. На потире была надпись: " Сий потир в дом Божий в Уржумской Чепочкий монастырь москвитин Михаил Иванов сын Хомусовский при игумене Ефреме Богородицком весом лу (88) золотников”. Кроме сосудов, оставшихся от монастыря, в церкви имелись напрестольные кресты. Один из них был восьмиконечным, серебряным и позлащенным, чеканным с частями животворящего древа и святых мощей. Была на нем надпись: " Миротворения 7112 году от Рождества Христа Бога Слова 1703 построися сей крест Господень по благословению великого господина преосвященнейшего Тихона митрополита Казанского и Свияжского во град Уржум в Спасский Чепоцкий монастырь подаянием благочестивых христиан при игумене Софронии”. Долгие годы хранилось в храме массивное серебряное кадило. В церкви как святыня сохранялся игуменский посох, простой работы - резной винтообразный, с железным наконечником. Были при монастыре и старинные книги, которые дают представление о монастырской библиотеке. До нас дошло упоминание о двух Евангелиях. Первое - издания 1662 года и второе 1694 года (последнее - дар монастырю Федора Павловича Кондратова). Среди реликвий церкви, доставшихся от монастыря, был и Апостол (печатная книга 1666 г.). Еще в начале ХХ столетия при церкви в Цепочкине хранился монастырский синодик, в котором было записано значительно число родов. Все роды, записанные в синодике для поминовения, оплачивались вкладами, которые давались деньгами или натурой. Церковь в селе Цепчкине существовала до начала 1960 годов, потом была разрушена. Она была последним свидетелем некогда действующего здесь монастыря. http://buiskoe.ucoz.ru/publ/dukhovnost/ Построена в 1700 г., каменная, двух-этажная. В верхнем холодном храме престол в честь Преображения Господня, в нижнем теплом - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. При церкви состоят священник и два дьячка. Священник имеет казенную квартиру, у дьячков свои дома. Земли при церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=35165

Богородицы муж. мон-ря , и иеродиак. Никодиму (Пученкову), ректору С.-Петербургской семинарии, подготовить новое издание Четьих-Миней Д. Редакторы славянизировали язык «Книги житий...», сделали ряд цензурных исправлений, купюр и вставок. Издание вышло в сент. 1759 г. в Киеве. Позднее Четьи-Минеи Д. печатались в Московской Синодальной типографии, реже в Киево-Печерской лавре. Несмотря на довольно регулярное переиздание, спрос на «Книгу житий...» в XVIII в. превышал предложение. Известен ряд списков отдельных томов, напр.: ЯМЗ. 105 по каталогу В. В. Лукьянова (сент.-нояб., 1-я пол. XVIII в.), РГБ. Овчин. 268 (март-май, 1775 г.), не говоря об отдельных житиях в составе сборников. На рус. язык труд Д. не был переведен, существует выполненная под ред. В. О. Ключевского переработка: «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых». М., 1903-19112. 12 кн. Сент.-авг. Кн. доп. 1-2: Сент.-дек. М., 1908; Янв.-апр. М., 1916 (М., 1991-1994р. 12 кн., 2 доп.). " Келейный летописец " свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. 957. Л. 1. об. - 2) " Келейный летописец " свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. 957. Л. 1. об. - 2) Перу Д. принадлежат неск. служб святым. В 1694 г. по просьбе патриарха Адриана святитель написал службу 9 Кизическим мученикам для построенного в их честь в Казани в июле 1688 г. храма и при нем монастыря («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»), святитель также составил Слово в день памяти Кизических мучеников (29 апр.). По просьбе жителя Вел. Устюга И. Ф. Протодиаконова, окончившего в 1703 г. строительство в Вел. Устюге Георгиевского храма с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, Д. написал канон преподобным Антонию и Феодосию (1-е изд.: Канон прп. Антонию и Феодосию Печерским//ХЧ. 1859. Июнь. С. 427-435). Проповеди Уже на Украине Д. прославился как проповедник. Варлаам (Ясинский) в 1693 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Движение, сообщенное просвещению энергическим Никоном, уже не прекращалось. В 1679 году при типографском доме открыто училище, переименованное через два года в академию, с курсом наук словесных, философских и богословских; в распоряжение академии предоставлена была царская библиотека. В 1685 году, по приглашению патриарха Иоакима, прибыли из Италии два ученых грека, братья Иоанникий и Софроний Лихуды . Им поручено было преподавание в академии; преподавание шло на латинском и греческом языках, и ученики их 132 сделали такие успехи, что сами стали свободно объясняться по латыни и по-гречески, хорошо познакомясь, также, с правилами словесности и логики; а когда наставники их (Лихуды) вытеснены были из академии (в 1694 г.) и удалены из Москвы в заточение (в Ипатьевский монастырь, в Костроме), то заняли их место, при чем, как Лихудами, так и учениками их, составлено было для академии несколько словарей и руководств по грамматике (славянской, латинской, греческой) реторике, логике, психологии, физики и богословию 133 . Позже (в 1709 г.) возвращенному в академию Софронию Лихуду поручено было исправление славянской Библии. По примеру Москвы стали открывать училища и в других городах. Начало положил Ростовский святитель Димитрий, устроив в Ростове (в 1703 г.), на собственные средства, училище, в коем и сам преподавал уроки или толковал Св. Писание. Иоанн Максимович , архиепископ Черниговский, открыл училище в Чернигове. Иов, митрополит новгородский, вызвал из заточения Лихудов, при содействии их устроил (в 1706 г.) при своем доме две школы, одну греко-славянскую, другую славянскую, а потом завел в нескольких городах своей епархии меньшие школы. При Никоне же сделано было начало и живой проповеди, замолкшей на севере со смертью митрополита Фотия (1431 г.) 134 . Первые проповедники были с юга, где тогда живая проповедь приняла такое развитие, что при церквах учреждена была особая должность проповедника. Никон благословил Епифания Славинецкого произносить по временам проповеди. Дело это было тогда трудное. Против проповеди господствовало сильное предубеждение: опасались ереси. Епифаний говорил редко, и то лишь на известные случаи. Нужен был пример человека сильного, чтоб ослабить предубеждение народное против проповеди. Таким явился иеромонах Симеон Полоцкий , питомец Киевской академии, которому царь Алексей Михайлович поручил воспитание царевича Феодора. Значение Симеона еще увеличилось, когда воспитанник его взошел на престол. Симеон решился теперь вступить в борьбу с господствующим предрассудком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010