По преданию в братии монастыря, настоятель Димитрий, был строг, неисправности нравственные преследовал бдительно и без пощады. Заслуги его для благоустройства монастыря очень значительны. В 1833 году дозволено ему перекрыть железом и окрасить медянкою кровлю на Соборной церкви и колокольне, высеребрить: 2 паникадила, 36 лампад и подсвечников в церквах: стоило все это – 1235 руб. В 1834 году, разрешено настоятелю Димитрию – покрыть железом корпус братских келлий и три башни. В 1836 году, покрыты два корпуса братских келлий, поновлен иконостас в соборной нижней церкви Св. Предтечи, и вызолочены главы на соборе и колокольне. В 1838 году, разрешено употребить на возобновление монастырской мельницы из монастырской суммы – 2500 р. В 1839 году, июня 10 дня, настоятель Димитрий награжден наперсным крестом. В 1844 и 1845 годах сделаны настоятелем Димитрием в соборной церкви Рождества Богородицы прекрасные сребропозлащенные ризы на местные иконы: Спасителя, Рождества Богородицы, Божией Матери и Успения Богоматери. Исправлены обветшалости иконостаса, выкрашены полы. В 1846 году, игуменом Димитрием, с разрешения епархиальной власти, пристроены к соборной церкви два входа с широкими деревянными лестницами, и вверху по сторонам обширной паперти – две палатки – для библиотеки и ризницы. Паперть внутри расписана и украшена трафаретами нового стиля. Игумен Димитрий скончался в 1848 году, сентября 5 дня. 8. Настоятель Игумен Иоасаф Настоятель иеромонах, а потом игумен Иоасаф, определен настоятелем Санаксарского монастыря в 1848 году сентября 27 дня, из казначеев Козловского Троицкого монастыря. Он был из вдовых священников, Козловского уезда села Еремеевки. В 1838 году поступил он в Архиерейский дом, где принял рясофорное пострижение. В 1839 году переведен в Лебедянский Троицкий монастырь; в 1840 году перемещен в Козловский Троицкий. В 1845 году пострижен в монашество с именем Иоасафа (мирское имя было Иоанн). В том же году, определен казначеем в Козловском монастыре, управлял и монастырем, за отсутствием настоятеля, – ректора Тамбовской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.). Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб. В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» ( Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Еще ранее, в XII веке, в Новгороде был создан воздвизальный крест в золотом окладе. В средокрестии его – ковчежец в форме шестиконечного креста для части Крестного Древа, покрытый слюдой. В верхнем перекрестии – ковчежец для других реликвий, также покрытый слюдой. Крест многократно поновлялся. В XVI веке он был вывезен в Москву и с ним совершали богослужения и крестные ходы в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В новгородском Софийском соборе хранились также шестиконечный крест XII века в серебряном окладе XIV века, обильно украшенный камнями, с частицами Крестного Древа под золотой пластиной в виде четырехконечного продолговатого креста, и шестиконечный крест XIIbeka в серебряном окладе с «мощьми в воскомастике». Оклад последнего креста полностью поновлен в XIX веке. Один из этих крестов был свидетелем чуда от иконы Знамение Божией Матери в 1169 году: «Нашедше суждалцы, и с ними 72 князи с воинством, на гад сей, и молящуся Иоанну архиепископу и глас бысть: веляше вынести на град икону Богородицыну из храма Спасова с Ильины улицы; посла же святитель архидиакона, и не движеся икона, сам же пришед со кресты, и образ сам о себе двигнулся на град, и слезы источи; абие противнии ослепоша и побеждени быша». В 1342 году крестным ходом боролись против разбоя «лихих людей». «И много пакости бысть людем и убытка от лихих людей, иже Бога не боятся, владыка же, сигумены и попы, замысли пост, и хождаху с кресты по монастырем и по иным церквам весь град, молящеся Богу и Пресвятеи Богородици, дабы отвратил от нас праведный гнев свой». О том, что в крестные ходы носили и запрестольные, и напрестольные кресты свидетельствует описание событий 1418 года, когда Торговая сторона города восстала на Софийскую, и на мосту через Волхов состоялась битва. «Архиепископ… своим собором повеле взяти крест Господень и Пречистыя Богородицы образ, и пойде на великий мост, и по нем последующе священици, и причет церковный, и христоименитое людство; бяше же на пути теснота доспешными людми… Пришед святитель, ста среди мосту, и взем животворящий крест, нача благословляти обе страны; овии же взирающе на честный крест кланяхуся, инии, видяще архиепископа, из очию слезы испущающа, …благодаряще Бога и Пречистую Его Матерь, глаголюще сице: давшего нам такового святителя, …сию брань крестом Господним и поучением укроти».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михайли Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. Церковь иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1805-1818 гг. Большой пятиглавый храм в виде четырёхлистника-квадрифолия - к основному среднему кубу с четырёх сторон примыкают полукруглые выступы с четырёхколонными портиками. Завершением служат пять световых барабанов-ротонд, увенчанных куполами, малыми барабанами и луковичными главами. В 1836-1839 гг. к западному фасаду храма пристроена внушительная трёхъярусная колокольня. В 1930-х гг. после закрытия монастыря колокольня была разрушена. В 1980-х гг. и в 2010 г. церковь отреставрирована. Возвращена верующим в 2003 г. В настоящее время является летним храмом монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 20-22 В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек. Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=02890

Об этом погосте в писцовых книгах 1628 г. говориться, что погост Прибуж на реке Плюсе, а на том погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, деревянная, в церкви образа, свечи, книги, колокола и всякое церковное строение мирское приходских людей… В 1753 г. июня 28 копорского полка полковник Иван Стефанов, сын Хвостов, в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения в погосте Прибуже, весьма древнею, построенную родителем его, просил дозволения построить каменную церковь. Брат Ивана Хвостова, Семен, построил новую каменную церковь. Надпись на деревянном кресте свидетельствует, что церковь освящена при Елизавете Петровне, при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук, 1755 г. октября 7 дня, индикта 3-го Череменецкого монастыря игуменом Иоилем. А почему храм с 1753 по 1755 гг. не был освящен, на это есть ответ: Стефан, управляющий епархией новгородскою, к которой принадлежал Прибуж, не хотел освятить храм на том основании, что причт не имел на церковную землю выписи из писцовых книг. Кроме этой церкви, здесь, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоящая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановичем Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви несчастна: сильный ветер сорвал главный купол с нее, а приемники Хвостова или по нерадивости, или по недостатку средств, не возобновляли ее. В 1821 г. она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева. Вместе с церковью сгорели дома священника и дьячка и колокольня. Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митрополитом Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым на средства князя Салтыкова, но вследствие сырости, печи выломаны. В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Иконостас поновлен иконописцем Выскатной волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности.

http://sobory.ru/article/?object=14676

В дореволюционных изданиях помещен снимок иконы в ризе (см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 574; Сенаторский. 1913. Фотография на 1-й вставке). Она сплошная, закрывает все изображение, отверстия сделаны по контурам рук и ликов святых; была украшена жемчугом, розетками и драгоценными камнями, на венце Богоматери укреплена корона с 2 крупными камнями (жемчужинами?). Средник с изображением Богоматери закрыт сплошным гладким низанием жемчуга, на раме на изображениях пророков - орнамент в виде крупных завитков, напоминающих лозу. Согласно описи собора, риза была выполнена в 1665 г., при архим. Александре ( Танков. 1891. 35. С. 720-722). В 20-х гг. XX в. Н. М. Беляев с разрешения архиеп. Курского и Обоянского Феофана (Гаврилова) осматривал икону, хранящуюся в рус. Троицкой ц. в Белграде. Он отметил, что икона состоит из средника (17×14,5 см) и большой доски (41×34 см), в к-рую вставлен средник. Обе доски с ковчегами. Большая доска составлена из 2 частей, скрепленных 2 шпонками. Увидеть тыльную сторону средника было невозможно. Лицевая сторона средника имеет неровную поверхность, что свидетельствует о реставрационных вставках грунта и позднейших прописях. Небольшие реставрационные пробы показали, что средник и поля написаны на золотом фоне, но относятся к разному времени. Живопись в среднике соответствует XV в., на полях - кон. XVI в. ( Беляев. 1929. С. 287-299). Раскрытие иконы, произведенное в Женеве во 2-й пол. 40-х гг. XX в. иконописцем и реставратором иером. Киприаном (Пыжовым) из Братства прп. Иова Почаевского (впосл. архимандрит Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле, США), показало, что фон в среднике темно-оливковый, по сторонам Богоматери - крупные буквы Ее монограммы. Богомладенец изображен на лоне Матери в круглой славе, руки опущены и скрыты под одеждой. Фигуры пророков - на золотом фоне, широкие поля c надписями имен пророков - зеленого цвета. Образ Богоматери в среднике, видимо, был поновлен в XVII-XVIII вв. (на это указывают палеография надписей и начертание монограммы Иисуса Христа - UIC ХС ( Серафим (Иванов). 1963. С. 67, на с. 77 - фотография иконы после раскрытия). На раме и в среднике видны позднейшие реставрационные тонировки. Особенности иконографии

http://pravenc.ru/text/2462319.html

В самое последнее время хозяйственные заботы, конечно, исказили одну наружную стену Ватопеда пестрою раскраскою, но в общем царствующая здесь, несмотря на богатство обители, простота жизни и потребностей, совершенно одинаковых для всех обитателей, способствовали сохранению старинной живописности и картинности, которые отличают в пределах Европы пока все средневековое, в отличие от всего современного. Причина этого простая, но не малая и для современной Европы – жестокий приговор: все средневековое было национальным, все новое – чужое, противунациональное, лишенное нерва жизни. Недаром даже описание Ватопедского монастыря у простого человека, каким был Барский, нарочито веселое: «Внутрь же имать (Ватопед) пространство большое, паче иных монастырей, и места празднаго довольно, и на подвории кипарисов изрядных и помаранчов, и лимонов, и иных древес число немало, лепоту зрящим и плоди вкушающим приносящих. И тамо такожде гостинници летние и зимние, странных ради и различных гостей, лепо устроенны... Отнюду же весело зрится море на страну северную, на стране же десной монастира, при косой стене, просворница, болница и стайня, при западней же стене житница, пивница, келарня и полата, на подвории же церковь , звоница, библиотека, скарбница, водосвятница, трапеза и поварня»... Большинство монахов Ватопеда, озабоченное выращиванием огородных овощей, устраивает садики и парники даже у себя на балконах, и живописный вид разнообразных пристроек, галерей и балконов оживляется свежею зеленью. 8. Ватопед. Южная сторона и церковь Пояса Пр. Богородицы. Монастырь св. Павла Ксиропотамскаго содержится почти исключительно земледельческими и садовыми работами своих монахов, устроивших на привольных долинах обильно орошенного горного склона образцовые плантации, и по своей бедности сохранил свою строгую на взгляд и скудную в художественном отношении старину. Против того, как видел обитель Барский, мало что в ней переменилось: поновлен стоящий у собора водосвятный фиал, построенный в 1500 году молдавским господарем, пристроено несколько келлий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

3.  Церковь крестовая в Архиерейском доме во имя св. Апостолов Петра и Павла. 4. Колокольня каменная, вновь выстроенная, на ней довольное количество находится колоколов с надписями, означающими, когда и при ком оные литы. Большой из оных лит в 1634 году для Ростовской соборной церкви Государем Царём Михаилом Феодоровичем, на поминовение по отцу своему, Патриарху Филарету, а полиелейный лит в 1734 году; оба Русских мастеров. 5. Дом Архиерейский, огромный, построенный в новейшем вкусе, видом на Ивановскую площадь. 6. С западной, северной и восточной сторон окружён монастырь пространными флигелями, в коих помещаются монашествующие, Консистория и Грузинские Преосвященные, в Москве находящиеся. О достопамятностях Из достопримечательнейших вещей в Чудове монастыре имеются: 1. Мощи св. Алексия, Митрополита Всероссийского, открыто почивающие в богатой серебряной раке, устроенной по повелению Великого Князя Василия Иоанновича в 1534 году. 2. Евангелие письменное, принадлежавшее сему Святителю, которое тщанием Преосвященного Митрополита Платона всё обложено жемчугом и убрано каменьями. 3. Образ св. Алексия, писанный на верхней доске гроба его, украшенный серебром и драгоценными каменьями, который в 1683 году был изъязвлен ножом от еретика Фомки Иванова, по ремеслу цирюльника, заразившегося Кальвинистской ересью. Образ сей поставлен в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. 4. Саккос Кресчатый, принадлежавший сему Святителю, сделанный по его повелению в 1364 году, шит по таусинной камке, оплечье, зарукавье и подольник низаны жемчугом. 5. Его же Епитрахиль, низанная жемчугом по таусинному атласу. 6. Подризник камки кизильбашной, кушатчатый полосатый. 7. Посох дорожчатый, в возглавии оправлен серебром и на возглавии по обе стороны вырезаны кресты; наверху подпись: смиренный Алексей Митрополит всея России. Под возглавием над яблоком другая надпись: лета 7186, поновлен бысть сей жезл Иоакимом Патриархом Московским и всея России. 8. Записка собственной руки сего Святителя, из которой явствует, что подмосковное село Черкизово, до штатов Чудову монастырю принадлежавшее, куплено на собственную сего Святителя сумму. Ныне находится там загородный Архиерейский дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сама же Навигацкая школа поначалу подлежала административному ведению Оружейной палаты, а потом по царскому указу перешла в Адмиралтейский приказ, созданный в 1700 году под началом Апраксина. В 1715 году Навигацкую школу перевели в Петербург, где, разумеется, были более благоприятные условия для изучения морского дела, а в Сухаревой башне остались подразделения Адмиралтейства, и ведала ей Адмиралтейская коллегия. До самого 1806 года здесь размещалось присутствие Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Кроме того, здесь сохранялась московская школа под руководством Магницкого, которая была приготовительным училищем для петербургской Морской академии. Потому Троицкий храм все равно оставался адмиралтейским, где поминали и чтили всех русских моряков. В 1752 году школа в Сухаревой башне закрылась. Но и после того московский люд продолжал овеивать Сухареву башню легендами. Уверяли, например, что именно здесь начальник Тайной экспедиции Степан Шешковский по приказу Екатерины II допрашивал просветителя Н. И. Новикова, издавшего известную книгу Радищева о путешествии из Петербурга в Москву. На самом же деле это происходило на Лубянке, где размещалась Тайная экспедиция. Екатерининская эпоха отчасти повлияла и на Троицкую церковь: в конце 1780-х годов у нее появилась новая колокольня, в нарушение канонов поставленная с восточной стороны. Это было вызвано указом императрицы о красных линиях московских улиц, согласно которому все строения должны были стоять в ряд. А в XIX веке Троицкий храм стараниями настоятеля протоиерея Павла Соколова был столь благолепно поновлен, что священник и художники получили личную благодарность святителя Филарета, митрополита Московского. В то время напротив храма уже стояла Шереметевская больница с собственным домовым Троицким храмом. В ней после Отечественной войны 1812 года лечились русские офицеры. Потом появилось и другое наследие 1812 года – Сухаревский рынок, снискавший, наверно, мировую известность. Сухаревка увенчала собой многовековую традицию местного торга. И раньше крестьяне торговали здесь с возов всякой деревенской всячиной, чтобы не платить таможенную пошлину за въезд в Москву.

http://pravoslavie.ru/528.html

Ко 2-й пол. XVIII в. относится портрет И. другого иконографического типа (Тюменский обл. музей изобразительных искусств): поясное изображение в архиерейской мантии лилового цвета и митрополичьем белом клобуке, с высоким жезлом и четками в руках. Несмотря на репрезентативный характер портрета, фигура святителя с широкими плечами выглядит некрупной, лицо худощавое, аскетическое; как и на черниговском портрете, сохраняются острота взгляда и нек-рые индивидуальные черты лица (форма носа, линия бровей). В целом изображение довольно условно, что объясняется его копийным характером. Один из образцов такого извода (1826?, поновлен в 1896) находился в приделе Софийского собора в Тобольске на правой стене алтаря («изображен Иоанн Максимович во весь рост, в белом митрополичьем клобуке и голубой, с источниками, мантии» - Сулоцкий А. И., прот. Соч. в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 40; см. также: Фомин. 2003. С. 29, 66, 298, 319). Известен укр. портрет кон. XVIII - нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 43) - И. вполоборота вправо, в мантии и клобуке, с благословляющей десницей, с жезлом, на фоне герб и монограмма. В 1849 г. иконописец из тобольских мещан Иван Козлов исполнил портрет И. (ТГИАМЗ), иконографически близкий к тюменскому образу, с более идеализированными чертами лика. Живописная манера мастера ориентирована на реализм, поэтому в образе подчеркнуты некоторые физиогномические признаки: носогубные мышцы, складка на переносице, образованная сдвинутыми бровями. На темном фоне, исключающем пространственную глубину, полуфигура святителя выступает вперед благодаря активной светотеневой моделировке. Др. портрет И. нач. XIX в., написанный в академической манере, хранится в Петропавловском соборе Томска. Изображение И. входило в серию портретов, украшавших конгрегационный зал КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). Портреты И. хранились у мн. жителей Сибири; известны чудеса с видением образов И., в т. ч. с др. Тобольскими святителями (см., напр.: Фомин. 2003. С. 68-69, 73, 411). Нек-рые портреты И. и свт. Филофея (Лещинского) близки по иконографии.

http://pravenc.ru/text/468961.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010