Итак, Патриархи-соперники закрепились каждый в своем мегаполисе и, как пишет Бейрутская хроника, «оба, по случаю взаимной вражды, писали в Константинополь, издерживались и В изложении Афанасия Даббаса это звучало: «Последовали смены на патриаршестве этих Кирилла и Афанасия дважды и трижды» (см. приложение 3). Фраза не позволяет понять, в какие годы и сколько раз Патриархи меняли друг друга. В этой связи очень важна запись Кирилла в рукописи В–1227 о рукоположении им Халебского митрополита, названного «Герман аль-Кубруси, первый служитель (?) Патриарха Кирилла. И была хиротония его в день праздника св. Георгия в богохранимой Антиохии в 1100 год Дата соответствует 23 апреля 1689 г. Рукоположение прошло не в Халебе, как следовало бы, а в Антиохии. Это значит, что сам город Халеб Кирилл не контролировал, но очень хотел поставить хотя бы титулярного Халебского митрополита, чтобы лишний раз подчеркнуть нелигитимность пребывания в городе Афанасия. Еще одна зацепка содержится в грамоте Константинопольского Патриарха Каллиника II от сентября 1689 г. о статусе Синайского монастыря и его епископа. Каллиник заявляет, что его решение принято единогласно с «лично соприсутствующими ныне с нами» Патриархами Афанасием Антиохийским и Досифеем Иерусалимским. Подпись Афанасия на грамоте следует сразу за подписью Вселенского Таким образом, осенью 1689 г. Афанасий добился восстановления своих полномочий, при этом он немалое время провел в Константинополе, вдали от Сирии. Указание на следующую смену Патриархов содержится в османских документах. 5 ноября 1691 г., вскоре после вступления на трон султана Ахмада II, последовало обновление берата на патриаршество, данного предстоятелю Антиохийской Церкви, которым на этот момент был Кирилл. Причем очевидно, что Кирилл уже занимал престол какое-то время до этой Похоже, что в отдельные периоды Патриархи правили не последовательно друг за другом, а параллельно, ссылаясь каждый на свой берат. Это видно из очередного прошения в Порту Афанасия от 2 июня 1693 г., где он называет Кирилла «бывший Патриарх», но жалуется на его непрекращающиеся претензии на патриаршество и отрицание им властных полномочий Афанасия. В этой связи Афанасий, указывая на данные ему ранее бераты и готовность уплатить налог пишкеш, причитающийся с Антиохийского Патриархата, просил нового официального подтверждения своего сана. Судя по приписке на полях документа, такое подтверждение он

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

е. Лихудов. Последними тогда было написано сочинение: «Акос или врачевание от угрызений змиевых». Архиеп. Филарет пишет: «сочинение это написано было в духе кротости и с сведениями обширными. Сильвестр отвечал злою критикою. Лихудами написаны были «диалоги грека учителя с некоторым иезуитом о единстве между церковью восточною и западною» 31 ). На стороне Сильвестра явилось довольно людей, которые настойчиво защищали мысли его; между ними был и известный Феодор Шакловитый. Этот спор возбудил волнение в народе, безполезное для веры, вредное для благочестия. Предмет священный, предмет, недоступный по высоте и величию, стал предметом разговоров праздности и суеты житейской. Каждая беседа оглашалась спором о нем, и на улицах шумели о том, о чем в храме остается только молчать в благоговейном трепете. Стали пересматривать книги и увидели, что во многих изданных на юге более или менее предложена была та же мысль о евхаристии, которую оправдывал Медведев; особенно отличалось тем сочинение киевского игумена Феодосия Сафоновича: «Выклад о церкви святой и о службе». Патриарх Иоаким много раз сносился по сему предмету с киевским митрополитом Гедеоном и черниговским архиепископом Лазарем. «Они, пишет Иоаким, также приняли было кое-что из римской церкви, но опять писаниями святых отец через нас обратились к православной греческой церкви». Дело Сильвестра было окончательно проиграно. Но полное торжество православия над латинством, влиявшим в Москве, последовало только в 1689 г., когда царевна София была свергнута и Шакловитый казнен. В октябре 1689 г. Сильвестр был осужден вместе с его сочинениями; ему назначено было тяжкое заточение. Узнав об участи своей, еще прежде решения, Сильвестр скрылся из Москвы. Пойманный в смоленском Бизюковом мон., он был лишен иночества, отлучен от Церкви и отослан в Троицкий-Сергиев мон. на покаяние. Здесь (в декабре 1689 г.) он письменно осудил свои мнения и изъявил раскаяние в нарушение церковного покоя. Собор в январе 1690 г. произнес ему прощение, не возвращая духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Пока ратники " в военной нужде страдали ныне, все же государство и сами... наши цари, также в наша мерность со всем народом в великой скорби душою и телом были по вас " . При том за грехи и Москва погорела.;. Впрочем, Господь помощь творит " не ради правды человека, ни ради преподобия сердца его или подвига какого в добродетели, но ради Своего всемогущего господства и премногой благости... " Итак, Бог спас Россию от ужасов войны (начатой, читаем между строк, князем Василием), но отнюдь не благодаря заслугам полководцев: " Милости же и щедроты Господни благодатно лиются человекам без дела, туне " . Вспомнив слова пророка Исайи о бренности " правды человеческой " , не преминул Иоаким и возвратиться к своей антивоенной проповеди по Пятикнижию Моисея. Наконец, в грамоте к победоносно возвращающимся полкам патриарх отвел изрядное- место " убиенным и умершим в полковом ныне служении... также и плененным от врагов " , несомненно, отразив свое истинное отношение к Крымскому походу, вошедшее позже и в Завещание: власти в ходе войны " бесчестно и на славе многие страны приписали, нужды же людские кто изочтет и убытки? " Патриаршая грамота подводила итог Крымского похода таким образом, что могла служить вступлением к подготовке приговора князю В. В. Голицыну с сыном, прозвучавшему 9 сентября 1689 г. В нем говорилось, что Голицыны, во-первых, докладывали государственные дела царевне и писали ее имя в титуле " мимо великих государей " ; во-вторых, князь Василий, посланный в Крым, под Перекопом " промыслу никакого не чинил и отступил, каковым нерадением царской казне учинил великие убытки, государству разорение, а людям тягость " . Но я более склонен видеть в грамоте выражение личной, освободившейся по завершении похода от официальности позиции Иоакима. Если В. В. Голицын лично был ему неприятен, если патриаршие друзья Нарышкины глубоко ненавидели канцлера, то в обострившейся летом 1689 г. борьбе за власть дразнить главнокомандующего, толкать его на активное выступление в пользу Софьи было не очень разумно.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

В «Окладных книгах Рязанской епархии» 1676 г. в обители упоминается деревянная ц. святых Бориса и Глеба ( Добролюбов. 1888. С. 190). Согласно «Описной книге Муромского Борисоглебского на Ушне монастыря», к 1689 г. главным храмом обители стал кирпичный 5-главый Вознесенский собор с приделом святых Бориса и Глеба (освящен в 1681). В соборе почитались образ благоверных князей Бориса и Глеба «в окладе чеканном» и икона князей в одноименном приделе (Свод письменных источников. 2005. С. 393-397). К 1689 г. в деревянной Флоро-Лаврской ц. не служили, т. к. ее алтарь был разобран. Вскоре вместо нее воздвигли кирпичный храм на средства «стольника Степана Дмитриева сына Борисова» (Там же. C. 405-406). Сохранилось описание мон-ря 1689 г.: «Ворота святые, на них деисус, писан краски; на воротех колокольня брусяная осмерик, рублена; на ней восемь колоколов. Возле святых ворот ворота въезжие на монастырь, тщанные; возле их ворота малые; на тех воротах Спаса Нерукотвореннаго писан краски. Другие ворота большие водяные; возле их малые воротца. В монастыре келья архимандричья двойная, третья выпускная малая келья» (Там же. C. 401). В 80-х гг. XVII в. в М. б. к. м. были отмечены многочисленные злоупотребления и неприглядное поведение строителя старца Нифонта (РГАДА. Ф. 1433. Муромский митрополичий дом. Д. 8. Л. 1-5). Грамота 1683 г. свидетельствует о его нелицеприятном высокомерном отношении к братии: «…мы строительскую ему келья отвели и келейника дали, и стали мы его звать хлеба есть за трапезу, а он, строитель, хлеба есть с нами за трапезу не ходит, а сказал нам, яз де беру к себе в келью, мне де вы братством не указывайте». В вину Нифонту ставилось расхищение монастырского имущества. В частности, он присвоил себе «жеребенка чал», деньги, некую «суму кожаную с рухледью, закрытую замком», различную одежду, в т. ч. «четыре шубы бараньих». Строитель Нифонт отобрал у монастырского крестьянина «10 пуд меду, 4 пуда воску, и взяв, медом корыстовался». Согласно грамоте, открыто пользовался своим высоким положением, посылал безвозмездно из мон-ря в Муром «к сродичам своим, к сестре и племяннику, рыбы, крупы и пшеницы, и пшеничную муку». Он же поселил в мон-ре «пьяницу и табачника Андрюшку с женою и детьми», выдавал им без записи ржаную и пшеничную муку из монастырских припасов. Скрывая свои нарушения, Нифонт запрещал подчиненным делать записи в монастырских документах, а когда «архимандрит при всей братии о том ему говорил, и он его не слушал». Также строитель Нифонт был неоднократно уличен в убыточных для монастырского хозяйства сделках: «…променял коня каря ценою 25 рублев, а выменял коня страшново, и тот конь жил две недели и пал». Архитектура

http://pravenc.ru/text/2564386.html

18 Св. Димитрий особенно чтил св. великомученицу Варвару. Еще в 1678 г., когда он находился в Слуцке, игумен Мелетий прислал ему в дар часть мощей св. Варвары. А через несколько лет после описанного видения, именно 13 января 1691 г., св. Димитрий совершил торжественное перенесение части мощей той же великомученицы, хранившейся после смерти Тукальского в Батуринской казенной палате «как бы под спудом», в Николаевский монастырь — и установил каждый вторник совершать святой Варваре молебное пение. 19 Диарий, под 1689 г. 20 Гедеон Четвертинский († 1690) избран в Киеве в июле 1685; посвящен в Москве 8 ноября того же года. Возвращаясь из Москвы, митрополит Гедеон и останавливался в Батурине. 21 Иван Степанович Мазепа — Колединский († 1709 г.) воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира, окончил образование за границей. После низвержения Самойловича был избран в 1687 г. в гетманы и принимал участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 г. изменил царю Петру и России, за что предан анафеме. 22 Кн. Василий Васильевич Голицын (1643 — 1714) был первым государственным деятелем в течение семилетнего правления царевны Софьи (1682 — 1689). Здесь разумеется поход его в Крым в 1689 г., такой же неудачный, как и первый в 1687 г., но доставивший Голицыну награды, как победителю. 23 Иоаким (1674 — 1690), девятый патриарх Всероссийский, относился сначала к св. Димитрию с недоверием, как и ко всем ученым юго-западной Руси. 24 Адриан (1690 — 1700) — последний патриарх Всероссийский. 25 Св. Феодосий возведен в сан архиепископа Черниговского 11 сентября 1692 г. Скончался в 1696 г. Открытие его мощей и причисление к лику святых последовало в 1896 г. 26 Глуховский Петро-Павловский монастырь, Черниговской губ., основан неизвестно кем и когда. Он существовал уже в половине XVII в. Св. Димитрий построил в монастыре каменный собор. 27 Елецкий Успенский монастырь на Болдиных горах, за Черниговом, основан по совету преп. Антония Печерского кн. Святославом Ярославичем в 1069 на месте явления иконы Богоматери; разорен татарами, возобновлен в 1500 г.; с 1635 по 1649 находился во власти униатов; восстановлен в 1671 г.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

С. О. Ч. Е. III, стр. 303) указывает дату грамоты 11 марта 1689 года, и приводит отрывки, коими мы воспользовались для исправления текста. На стр. 285 пр. Филарет упоминает о двух царских грамотах одного и того же года, но затем указывает одну. 818 Рукоп. Имп. Пуб. Библ. Q. I, 668, л. 21, малоросс, почерка. На ней две надписи рукою св. Димитрия: л. 3: «от книг монастира Кирилского Киевского»; л. 22 – «року [ахпф – 1689] в великий пост сие писал блаженной отец Иннокентий Манастирский игумен кирилский киевский». Заглавие сделано, видимо, по этой записи впоследствии, другою рукою. В Московской синодальной библиотеке 294 (V тетр.), л. 180, помещена та же книжица о божественной литургии и далее л. 274, без заглавия, возражение на «Акос». Следовательно, падает мнение г. Любимова (Ж. М. Н. Пр. 1875 г.), приписывавшего синодальный список Медведеву и предполагавшего сожженным сочинение Иннокентия. Сильвестр только списал ее с оригинала. 819 Berengarius Turonensis († 1088) учитель Абеляра, дьякон, учил около 1035 г., что пресуществление в сущности не совершается, но что его должно понимать фигурально. Migne, Patrologia latina. CLXXVIII; Cave, Historia literaria, II, 130. 820 Как комментарий к этому тексту можно привести отрывок из одного южно-русского или польского домостроя (рук. И. П. Б. Q. I, 480, л. 43). Подозренныя дела: ишпанская простота, италианское учительство, польской чин, прусския шутки, датское государствование, англинская вольность, франчюжской стыд, немецкое покорство, шкоцкое отдыхание, московское слово, жидовское обещание, арианская вера, цыганская и волошская правда. 821 Синод. сборн. непер. V, л. 274, 294, 294 об., 295, 263, 264 об. 295 об. и 294, л. 274. В рук. И. П. Б., 668. Оба сочинения помещены рядом, но средина вырвана (а не опущена, как говорит г. Миркович стр. 127), от этого выходит как бы одно сочинение. 822 Вероятно, этот ответ был послан с Парфением игуменом Плеснинско-Подгорецким, прибывшим в Москву около 30 мая и уехавшим 21 декабря 1689 г. Петрушевич, Сводная летопись галицкая, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На время управления Г. Киевской митрополией приходится начало издания свода «Житий святых», составленного свт. Димитрием (Туптало) . В 1686 г. гетман Самойлович с согласия Г. писал кн. Голицыну и патриарху Иоакиму и просил выслать в Киев Великие Минеи-Четьи свт. Макария для работы над полным сводом житий святых. Книги были посланы, в марте 1688 г. по требованию патриарха возвращены в Москву. В 1689 г. в Киеве без патриаршего благословения вышел в свет 1-й том «Житий святых». Книга после рассмотрения и одобрения ее Г. и архим. Варлаамом (Ясинским) была отправлена патриарху Иоакиму. В ответ Глава Русской Церкви написал архим. Варлааму грамоту со строгим порицанием за замеченные в книге, по мнению патриарха, католич. воззрения на празднование Зачатия Пресв. Богородицы, а также за включение в святцы католич. отцов Церкви Августина и Иеронима Стридонского . Патриарх потребовал впредь все предполагаемые к изданию книги представлять для утверждения в Москву. В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. Евхаристические споры в РПЦ ) патриарх Иоаким посылал Г., архиеп. Лазарю и архим. Варлааму грамоты с требованием изложить позиции по этому вопросу. Для составления ответа Г. созвал Собор духовенства. Ведущая роль в выработке формулировок принадлежала игум. киевского Кирилловского мон-ря Иннокентию (Монастырскому). Митрополит и архиеп. Лазарь сначала намеревались избежать прямого ответа, затем направили патриарху послания, содержавшие католич. взгляд на проблему. Лишь после категорического требования патриарха «последовать всеконечно» учению Вост. Церкви Г. и архим. Варлаам в авг. 1689 г. прислали патриарху Иоакиму грамоту с обязательством не отступать от вероучения Вост. правосл. Церкви (ответ архиеп. Лазаря аналогичного содержания был послан позднее). Завещание Г. по его просьбе написал 21 марта 1690 г. архим. Варлаам (Ясинский). Митрополит оставил большую часть своих денег (20 тыс. золотых) и драгоценностей Софийскому собору, 100 золотых завещал Крупицкому мон-рю на сорокоусты. Г. был погребен по завещанию в Софийском соборе, в приделе, где покоятся останки кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Портрет Г. хранился в зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/161879.html

1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря (фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. (ГИМ) Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских». 1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря (фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. (ГИМ) Среди изображений И. В. до сих пор вызывает дискуссию портрет из Национального музея Дании в Копенгагене. Оплечный образ И. В. вполоборота влево написан на доске с ковчегом, на обороте в лат. надписи на бумажной наклейке сообщается, что портрет был подарен в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем дат. послу Ф. фон Гебелю. По небольшому размеру и изводу он близок к надгробным портретам царя Феодора Иоанновича (ГИМ) и кн. М. В. Скопина-Шуйского (ГТГ), происходящим из Архангельского собора Кремля. По мнению Е. С. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. XVII в. как часть незавершенной серии ( Овчинникова. 1955. С. 60-65); П. А. Белецкий датировал портрет И. В. 2-й четв. XVII в. и считал, что он предназначался для украшения внутренних покоев дворца ( Белецкий. 1981. С. 51-52). В последнее время ученые (М. М. Красилин, А. А. Горматюк и др.) склоняются к тому, что произведение является стилизацией или подделкой кон. XIX - нач. XX в., о чем свидетельствуют стиль исполнения, нек-рые приемы письма, технологические признаки. На портрете у И. В. удлиненная форма головы, крупные черты лица, высокий лоб с залысинами, орлиный нос, вьющиеся волосы и густая округлая борода, изображен без нимба. Особый тип средневек. портрета, куда включался образ И. В.,- генеалогические композиции, построенные по типу родословия Христа - «Древа Иессеева». Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (1689), созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля (60-е гг. XVI в.), где впервые в рус. искусстве композиция «Древо Иессеево» была осмыслена как модель всемирной истории, в ее боковые ветви наряду с образами библейских персонажей введены изображения рус.

http://pravenc.ru/text/469782.html

В середине первого яруса царские врата прорезные, золоченые с шестью клеймами – четыре евангелиста, Благовещение Пресвятой Богородицы и над ними Тайная вечерня. Справа от царских врат: образ Преображения Господня древний, богато украшенный серебром золоченым (нельзя утвердительно сказать, чтобы этот образ был тот самый, из которого в 1493 году текло миро, но он действительно древний, поновлен в конце XVII столетия при построении храма); образ Сретения Господня; образ Воскресения Христова; образ Живоначальной Троицы; образ Архидьякона Евила на дъяческой двери. Слева от царских врат: образ Божией Матери Страстная, украшенный серебром золоченым, жемчугом и алмазными вставками; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Прокопия и Иоанна Устюжских; образ Святителя Николая; образ Архидьякона Лаврентия на пономарской двери. Остальные иконы принадлежат к первой половине XVIII столетия. Некоторые имели серебряные венцы и ризы. Второй ярус – по центру Воскресение Христово и два резных золоченых сидящих Ангела, а по сторонам на десяти деках двенадцать Господских и Богородичных праздников. Третий ярус – по центру Господь Вседержатель сидящий на престоле, а по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус – по центру Коронование Божией Матери, а по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус – по центру Отечество, а по сторонам на восьми деках Праотцы. Поверх иконостаса одиннадцать резных золоченых клейм – по центру Распятие Христово с предстоящими, а по сторонам Страсти Христовы. Церковь от трапезной отделена массивными стенами с двумя дверьми. Придел во имя святых Иоакима и Анны находился с южной стороны Преображенского храма. Свод и стены алтаря украшены несколькими живописными клеймами. Стены и свод придела выбелены. Предалтарный иконостас столярной работы, резной, карнизы и валики вызолочены по полименту. Царские врата решетчатые со стеклами по центру Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам в золоченых клеймах четыре Евангелиста. Вместо местных образов в трех клеймах изображены: Спаситель, Божия Матерь и Богоотцы Иоаким и Анна. Над царскими вратами – Коронование Божией Матери, а по сторонам в резных золоченых клеймах: Василий Великий и мученица Евфимия. Образа принадлежат к XVIII веку.

http://sobory.ru/article/?object=03694

" Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы " , Москва, 1904 г. В начале XVIII века новоустроенная слобода Салтановка находилась в Брасовском стане Комарицкой волости Севского уезда. Церковь во имя Иоанна Богослова была основана по инициативе местных крестьян, подавших в 1704 году прошение о построении деревянного храма. В том же году крестьяне получили на это благословение, однако по каким-то причинам возведение церкви задержалось. В 1709 году Салтановка упоминается как слободка с часовней. Указ об освящении храма был выдан только 26 февраля 1714 года. Приход Богословского храма с течением времени возрастал. Этому способствовало как увеличение жителей в Салтановке, так и упразднение в 1764 году Никольского Борщовского монастыря (ныне - село Борщово Навиинского района). Бывшие монастырские владения - сельцо Святое (ныне Партизанское) и деревня Зелепуговка (ныне в составе Салтановки) - отошли к салтановскому приходу, что привело к необходимости расширения храма. На древнем кресте, хранившемся под престолом старой церкви, была надпись, свидетельствовавшая, что Богословский храм перестраивался, либо был заменен новым. В 1783 году старанием местных жителей была сооружена новая деревянная однопрестольная церковь, освящение которой во имя того же святого состоялось в следующем, 1784 году. Иконостас храма состоял из пяти поясов. В одной связи с церковью была сооружена и трехъярусная колокольня, на которой в 1880-х годах имелось 5 колоколов. Верхний ярус колокольни был восьмигранным. В 1840 году на средства помещика Апраксина храм был поновлен и несколько расширен. Однако к концу XIX века он обветшал и вновь оказался тесен, поэтому в 1898-1899 годы вместо него на средства прихожан, получивших возможность недорого покупать строевой лес из великокняжеских владений, был построен новый храм, тоже деревянный, размерами 31 на 18,5 метров. Этот храм отапливался, в нем было 24 больших окна и 4 наружные двустворчатые двери. В 1905 году церковь была обнесена кирпичной оградой длиной 210 метров.

http://sobory.ru/article/?object=46834

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010