В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная». От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей. В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо. Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Тимофеев Григорий, из Киева, Зенборовский, выб. в 1687 г. Хибовский Глеб, Подвинский Иван, Ивашка, 1686–1689 г. 1687 год Андреев Тимофей, Арамецкий Димитрий Степанов, Дубровский Федор, Деев Никита Павлов, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Иванов Спиридон, 1687 г.: в 170 г. певчий Петра 1-го, Любицкий Захарко, Маленков Прокопий Григорьев, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Назаров Иван, 1687 и 1688 г. Никитин Алексей, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Семенов Максим, Тимофеев Василий, Холмогоров (Колмогор) Михаил Никитин, 1687 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Хоминский (Фоминский) Василий, Васька, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Яблонский Степан 1687 г.; с 1688 г. крестов. Дьяк, Яковлев Кондрат, Федосеев Яков. 1690 год Инехов Алексей, Леонтьев Илья, Петров Илья. 1691 год Васильев Андрей Нижегородец, 1691–1699 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Дубнецкой Григорий. Матвеев Иван, 1691 г.; в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1692 год Беляев, Беляй Иван Тереньтев, 1692 г.; Сп. Соб. 1694 г.; в 1701 г. певч. Петра 1-го; был с ним в походе на Воронеж, Григорьев Иван, 1692 г. Димитриев Степан, 1692 г.. в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1-го. 1693 год Беляев Степан Иванов, певч. и Уставщ. Петра 1-го, в 1701 в пох. Воронеж. и в 1702 г. Соловецк Григорьев Федор, Федка, Казанец, певч. Петра I-ro, был с ним в походе на Воронеж 1701 г. Протопопов Иван Семен Ростовец, Протопопов Роман Семенов Ростовец, певч. Петра I-ro Шиловский Иван, Ивашко, Ширяев Иван Ивашко. 1694 год Степанов Иван, Уставщик Сп. Соб. 1699 год Беляев Петр, Беляев Иосиф, Беляев Сила, Васильев Прокопий, Иванов Никита (Аника), певчие Петра I-ro; были с ним в 1701 г. в походе на Воронеж. Резанец Никита, певчий Петра упом. 1701 г. 1701 год Тихонов Алексей, новоприверстанный певчий. Д. Ч. Прот. Дим. Разумовский 1 Он вполне знал церковный знаменный распев на безлинейных нотах и в Александровой слободе занимал своих певчих дьяков положением на ноты таких стихир, которые, по новости составления, не имели еще нотного положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

«Книга житие святых, от многим лет в языце словенском всеми православными зретися напечатана и чтома быти жалаемая, о ея же исправлении мнози в святой лавре потрудишася», была милостиво принята Великими государями (25 августа 1689 г.) и за нее были пожалованы два меха лисьи хребтовые. 832 Другой экземпляр миней с благодарственным письмом за благодеяния и щедроты был отправлен с тем же Силою Журавским наместнику Великопермскому князю Алексею Васильевичу Голицыну, брату В. В. Голицына. 833 Афанасий Заруцкий 834 тоже хлопотал у Голицыных о своих делах. «Множае хощу трудитися в начертании книжном к прославлению престола Их Царских Пресветлых Величеств дабы весь летописец о родстве Их Ц. П. В. написал, дабы и в настоящая и в нынешняя времена мудрым людем было, что прочитать». Потом Заруцкий обещал напечатать свое сочинение и привезти князьям В. В. и А. В. Голицыным и просил «дать летописцев, понеже в малорусских городах не обретаются такие летописцы». 835 В это время, на исходе 1689 года, в Москве обстоятельства были крайне смутные. Петр убежал из Москвы в Троицкую лавру; это было начало открытого разрыва с царевной Софьей. Малороссы, как мы уже сказали, представлялись в воскресенье (11 августа) царю Иоанну, царевне Софии и патриарху. 836 Последний, уже давно не ладивший с Софьей и Голицыным, уехал к Троице, произнеся на царевну отлучение за принадлежность её к латинской партии. 837 Посылка 13 августа, князя И. Б. Троекурова, за Петром была безуспешна. Петр (или вернее Б. А. Голицын) требовал (16 августа) высылки стрельцов. Софья отвечала отказом и обещала отрубить голову первому стрельцу, что пойдет к Троице. 1 сентября 1689 г. (1690 г. по московск.), в празднество новолетия, Петр потребовал выдачи Медведева и Шакловитого. Это произвело движение при дворе и всеобщее смятение в народе. Патриарха не было, все приготовления к празднеству уничтожили, только стрельцам дали водки, и Софья объявила в публичной речи, что у Троицы ищут её жизни, а не выдачи Шакловитого. В. В. Голицына требовали к Троице, но он явился туда лишь 7 сентября и был задержан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Образ кремлевского столпа развит в 7-ярусной К. Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря (1658-1685). Верхний восьмерик, водруженный на мощном квадратном основании, завершен луковичной главой. Колоссальная 10-ярусная К. Иосифова Волоколамского мон-ря (кон. XVII в.; не сохр.) имела в основании древний столпообразный храм XVI в. Верхние ярусы К. были богато украшены в стиле узорочье; ни в одном из ярусов мотивы не повторялись. Нарышкинский стиль вобрал в себя достижения предыдущего периода и в то же время привнес много нового. Шестиярусная К. Новодевичьего монастыря (1683-1689) во многом повторяет архитектуру колокольни «Иван Великий». Равномерно убывающие по ширине ярусы и богатый ордерный декор создают классически гармоничный торжественный образ. К. Высокопетровского монастыря (1694) и построенная по ее образцу К. при трапезной Пафнутиева Боровского мон-ря (90-е гг. XVII в.) представляют собой упрощенный вариант ярусной композиции из неск. восьмериков на четверике. В посадских храмах применялись шатровые К. (ц. Воскресения в Кадашах, 90-е гг. XVII в.). Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Вотчинные храмы строились по типу «иже под колоколы». Получила распространение ярусная центрическая композиция из неск. восьмериков на четверике, обычно с 4-лепестковым планом. Над большим световым восьмериком расположен малый восьмерик звона, на который попадали по внутристенной лестнице. Наиболее ранняя постройка такого типа - Успенский храм в Петровском-Дурневе близ Москвы (1684-1688; не сохр.) с 12-лепестковым планом. Четырехлепестковая ц. Покрова в Филях (1690-1694), 3-частная ц. Св. Троицы в с. Троице-Лыкове (1690-1695; ныне в черте Москвы), а также Преображенская ц. в с. Уборы близ Москвы (1694-1697) стали образцами стиля. Более поздняя вариация на эту тему - 8-лепестковая ярусная надвратная Тихвинская ц. Донского мон-ря (1713). Кроме того, существовали экзотические варианты К. Напр., в московской ц.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Оказывается, точного указания даты постройки данной церкви в архивах нет. Официальная версия основывается на двух документах. Первый записан в 1680 году со слов священника Петровской церкви Афанасия Никифорова, он говорит, что в селе Петровском " церковное строение деревянное государево " . Второй документ 1691 года сообщает, что " церковь Петра и Павла в селе Петровском была каменная, но когда построена - неизвестно " . При этом священниками церкви называется всё тот же Афанасий Никифоров и его сын Иван Афанасьев. Неужели священник не запомнил бы кто и когда в эти одиннадцать лет перестроил его деревянную церковь в каменную? Известно из хозяйственных документов, что в 1659 году в Петровской церкви вовсе не было никакого священника. Впоследствии, когда сюда прислали нового батюшку, он мог и не знать истории постройки храма (так и записано: когда построена - неизвестно). Получается, что никакого исключения нет, церковь построена в 1-й половине XVII века до никоновского указа, а запись 1680 года относится к какому-либо другому " строению " или некорректна. Не всему же написанному, пусть и в XVII веке нужно верить! Далее официальная версия, уже менее уверенно сообщает, что правительница Софья в 1683 году, а может быть в 1684 году пожаловала Петровское своему верному сподвижнику Ивану Михайловичу Милославскому. Тот владел селом до 1689 года и вероятно в эти годы он то и построл тут каменную церковь, а поскольку был приверженцем старой веры, то и выстроил её в старой, дониконовской традиции. Неувязочка! Боярин И. М. Милославский умер в 1685 году и у него было очень мало времени, чтобы выстроить в Петровском новую церковь (максимум полтора года). Судя по официальной биографии, у боярина не было сына, который бы продолжил строительство после отца. В 1689 году Пётр I пришёл к власти и отстранил от неё Милославских, а Петровское забрал в казну, где уж точно никто не стал бы нарушать патриарший указ. Ну хорошо - предположим - кто-то из племянников И. М. Милославского унаследовал после его смерти Петровское и скорей-скорей, пока не настал 1689 год построил в нём шатровую церковь. Но как же он освятил? Ведь для этого нужно было согласие кого-то из коллег Никона - архиепископа, митрополита или патриарха. Кто тогда был патриархом? И вот тут выяснились интересные совпадения.

http://sobory.ru/article/?object=01256

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (загородный). /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1689. В 1794 перенесён за город. Год утраты:приблизительно 1935 (снесён) Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, на месте здания по адресу ул. Индустриальная, д. 42 Координаты: 53.165614, 45.027745 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В. Спасо-Преображенский монастырь, 3 класса, в 1 версте от города Пензы. Основан между 1667 — 1689 годами и находился в самом городе; с 1764 года пришел в ветхость; с 1798 года по желанию жителей был перенесен на настоящее место. В 1849 году в монастыре построена церковь Рождества Христова, имеющая подобие Вифлеемской пещеры. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой, был перенесен в 1794 году из-за своего неудобного положения, за черту города, на юго-восток, к Вознесенскому кладбищу. Первым монастырским храмом стала кладбищенская Вознесенская церковь, сооруженная в 1779- 1784 годах. В 1798 году была возведена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже. В 1816-1817 годах действительная статская советница А.А.Евреинова, над могилой своего мужа - пензенского вице-губернатора А.М.Евреинова, выстроила небольшую каменную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М.Е.Вигель. В 1821-1828 годах был сооружен каменый Спасо-Преображенский собор с приделом во имя Успения Божией Матери. В 1849 году известная благотворительница Мария Михайловна Киселева, над могилой своего мужа Александра Григорьевича Киселева, построила двухэтажный каменный храм во имя Живоночальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский). Вверху его располагались престолы во имя Живоночальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского и Рождества Христова, освященные соответственно в 1852, 1853 и 1855 годах. Последний придел, располагавшийся в центре нижнего этажа, представлял собой отдельную церковь, устроенную по образцу Палестинского Вифлеемского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05619

546 ...со двема тоя обители диаконами... – Согласно «Диариушу», это были Петр и Ефрем, дьяконы Киевского Троицкого Кирилловского монастыря. 547 Иоанн (Иван V) Алексеевич(27.08.1666–29.01.1696) – русский царь (1682–1696) из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, был избран на царство вместе с Петром I при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 548 Софья Алексеевна (17.09.1657–03.07.1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, пришла к власти в результате Стрелецкого бунта 1682 г., регентша при младших братьях Петре Алексеевиче и Иоанне Алексеевич е (1682–1689). В 1689 г. была лишена власти и сослана сначала в Путивльский Святодуховский монастырь, а потом в Новодевичий монастырь. После подавления Стрелецкого восстания 1698 г. была пострижена в монахини с именем Сусанна; умерла, постригшись в великую схиму с именем София. 549 Петр Алексеевич (30.05.1672–28.01.1725) – Петр Первый, последний царь всея Руси (с 1682). первый император Всероссийский (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте при регентстве сестры Софьи Алексеевны, с 1689 г. управлял государством единолично. Реформатор, считается создателем Российской империи, за что получил прозвище Великий. 550 во обители преподобнаго Сергиа, радонежскаго чудотворца. – Свято-Троицкая Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь, основанный в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским, мощи которого почивают в монастыре. Троице-Сергиева лавра играла заметную роль в политической жизни Руси – во время монголо-татарского завоевания, в Смутное время, в период противостояния Петра I и царевны Софьи Алексеевны. 551 Иоаким – Иоаким, Савёлов Большой Иван Петрович (06.01.1621–07.03.1690) – патриарх Московский и всея Руси. После царской и военной службы, а также после известия о смерти жены и детей постригся в монахи, архимандрит Чудова монастыря (1664–1672), митрополит Новгородский и Великолуцкий (1672–1674), патриарх Московский и всея Руси (1672–1690).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опис Киеевософ. соб., прилож., стр. 83). 21 мая 1687 года м. Гедеон грамотой предоставил ему Ржищевскую обитель: «не мней маючи взгляд на давние заслуги поманенного пречестного отца игумена Кирилскаго Киевскаго в церкви Божой з молодых лет при боку нашом до сего часу верне заслугуючогося». (Акты Зап. Рос. V, стр. 210). 25 июля 1687 г. Иннокентий «Монастырский» расписался на грамоте об избрании нового гетмана Ивана Мазепы (Собр. Гос. Гр. и Дог. IV, 561). В 1688 году он переписывался с Феодосием Углицким по поручению м. Гедеона. (Горский. Оп. р. с б., II. 3, стр. 506). В декабре того же года писал нижеприведенное письмо гетману Мазепе. От того же 1688 года сохранилось прошение войта, бурмистров и райцов мещан киевских о невзимании с них мостового сбору в пользу Кирилловского монастыря, потому что игумен Иннокентий Монастырский построил мосты по сухой дороге и берет с возу по копейке (Моск. Ар. И. Д. гран. мал. 582 601). 9 февраля 1689 г. писал письмо С. Медведеву. (Белокуров, Известие истинное стр.63). В великом посту 1689 г. он написал: «Книгу о пресуществлении» (Рук. И. П. Б. Q. I, 668), где особенно выступает его местный украинский патриотизм. 10 августа 1689 г. Иннокентий приезжает в Москву для переговоров по делу о пресуществлении, но, благодаря резкости обращения с патриархом и интригам Евфимия, он, по свидетельству Дамаскина, проклят и выслан из Москвы в конце октября (Моск. Арх. М. И. Д. малор. дела св. 81 (55). Проклятие (бывшее ли действительно?) не помешало ему при избрании Варлаама Ясинского в митрополиты быть маршалком элекции. (Евгений, Опис. Киевософ. соб. Прилож. стр. 123). В 1692 году он посылается от Варлаама Ясинского к Мазепе для переговоров о Батуринской протопопии и учреждении архимандрии. (Соч. св. Дм. I, 490). 26 июля того же года ему пожаловано несколько озер. (Акты Зап. Рос. V, 257). В 1695 году вместе с Стефаном Яворским который, едва ли, не вместе с ним учился в Люблине, (Рук. Типограф. 472 л. 25) Иннокентий Монастырский послан в Переволочну для переговоров, и из Нежина им посылается письмо к митрополиту от 29 августа (Величка II, 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Патриаршая грамота сурово выговаривала Варлааму за непослушание власти. " Мы вам, — писал Иоаким в 1689 г., — как искренним сынам поверили. Книги вам дав, ожидали от вас долгое время преписания вашего на прочтение и суждение. Ваше преподобие сотворило не по своему обещанию, пренебрегло нашим пастырским повелением. Списав книги, сами издаете без досмотра и благословения нашего архипастырского — и это ваша великая неправда! Второе — добавили некие слова, Церкви святой восточной необычные, и в наших книгах, с них же списываете, не обретающиеся... " " Перечислив, что именно найдено в первом томе новых Миней неправого и особо подозрительного, Иоаким вместо обычной епитимий наложил на Варлаама обязанность тираж труда Димитрия изуродовать: " Сотворить вам соблазна сего из книг истребление, и народам православным объявить письменно прегрешение недосмотром случившееся, и иные листы вместо тех, на которых новшество... напечатали, издать... И впредь не при? слав к нам отнюдь бы вам не дерзать каковых книг новослагаемых печатать, или казни церковной и запрещению, как ослушники, подпадете " . Плавный переход отношений Иоакима с украинским духовенством к угрозе и применению " церковной казни " совпал с этими событиями. Именно в марте 1689 г. митрополит Гедеон, Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский получили от патриарха строгие предписания " возвестить согласие свое к святой Восточной Церкви и единомыслие к мерности нашей " в вопросе о пресуществлении с угрозой церковного осуждения не только Иоакимом, но и всеми Восточными патриархами. Украинцы, прекрасно понимавшие возможность организации такого осуждения, все же прислали ответы, мягко, но неукоснительно настаивая на своем (а значит, и медведевском) взгляде на евхаристию и ссылаясь при том на церковные книги, изданные как в Южной Руси, так и " в самом паче солнца в православной кафолической вере сияющем граде " Москве. Третий залп патриарших грамот о пресуществлении возвращал дискуссию к началу, к стилю странных запросов о Флорентийском соборе. Прямой вопрос: " Последуете ли всеконечно Восточной Христове Церкви? " — сочетался с угрозами более литературно изысканными. " Если не хотите пребывать в пределах и догматах св. отцов... — писал патриарх, — скажите нам: с кем вообще согласие и общение иметь будете? К кому выю склонять и благословение принимать? Кого пастырем и главой найдете?.. Не принудите нас, не принудите, и молительно просим — не " принудите своим разногласием писать и всеподробно изобразить братии нашей, четырем святейшим патриархам... да не изрекут те что о сем на вас тяжкое. Чего не дай Бог слышать, столь страшного над вами! "

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Беловое и черновое " оглавление " ВМЧ Евфимия см.: ГИМ. Синодальное собр. 806 (249 л.) и 807 (91 л.). О вакханалии расхищения после смерти Федора царской библиотеки из дворца и с Печатного двора на примере томов Лицевого летописного свода см.: Богданов А. П., Пентковский А. М. Сведения о бытовании Книги Царственной ( " Лицевого свода " ) в XVII в.//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1983. С. 61—95; они же. Житие Николы в Лицевом летописном своде//Там же. М., 1985. С. 92— 108; они же. Судьба Лицевого летописного свода Ивана Грозного//Русская речь. 1984. 5. С. 92—100. Дневные записи святого чудотворца Димитрия митрополита Ростовского, изданные с собственноручно писанной им книги, находящейся в Киево-Печерской библиотеке//ДРВ. М., 1791. Ч. XVII. С. 22—23 (с историей получения ВМЧ; ср. с. 27). Никоим образом не подозревая св. Димитрия со товарищи, должен отметить, что два тома Царских ВМЧ (за март и апрель) отсутствуют. Грамоты архиепископа см.: Письма Лазаря Бараиовича. Изд. 2-е. Чернигов, 1865. Ср. редакцию 1691—1693 гг. (ГИМ. Синодальное собр. 475, 464, 474) и редакцию 1693—1695 гг. (там же. 224—225, 92, 226). Житие и Завещание. С. 64—65. РГБ. Тихонравова 634. Л. 106—107 об., 108—111; ГИМ. Чудовское 98/300. Л 107—113 об., 117—122 об.. 131—134; и др. Ср. слова и грамоту патриарха на II Крымский поход: ГИМ. Чудовское 98/300. Л. 53—54 об., 60—61,329—331. Барсуков Н. П. Житие и Завещание... С. 131—132. ГИМ. Синодальное 993 (IV). Рукопись 2. Л. 121—130 и др. Опубл.: Савелов Л. М. Переписка патриарха Иоакима с воеводами, бывшими в Крымских походах 1687—1689 гг. Симферополь, 1906. 28 с. (оттиск из " Известии таврической Ученой Архивной Комиссии " . 40). Богданов А. П.: 1) Литературные панегирики как источник изучения соотношения сил в правительстве России периода регентства Софьи (1682— 1689 гг.)//Материалы XVII ВНСК " Студент и научно-технический прогресс " . Серия История. Новосибирск, 1979; 2) Неизвестное сочинение Сильвестра Медведева: похвальная рацея царевне Софье//Там же. Серия Филология; 3) Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1982 г. Л., 1984; 4) Диалектика конкретно-исторического содержания и литературной формы в русском панегирике XVII века//Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики. Махачкала, 1988 и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010