Второй аргумент в пользу болгарского, а не моравского перевода литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого состоит в том, что текст литургических молитв в сохранившихся служебниках, а также в молитвах Синайских глаголических листков и Синайского глаголического миссала, не содержит моравизмов. Моравская и вообще западная литургическая терминология встречается только в рубриках литургических последований и связана с церковным обиходом, воспринявшим и долгое время использовавшим западную региональную терминологию. Ни одна редакция молитв литургии не содержит литургических локальных моравизмов типа мьша, попъ, комъкание, въсдъ. В молитвах имеются только моравизмы, широко распространенные в древнеболгарских и русских памятниках, например, непризнь и олтарь. Напротив, в молитвах моравского и вообще западного происхождения западная литургическая терминология весьма свободно употребляется в богослужебном тексте. Так, в молитве против дьявола, связанной, по мнению А. И. Соболевского [Соболевский 1905] и В. Конзала [Конзал 2002], с Моравией, а также в Киевских глаголических листках моравская литургическая терминология употребляется в текстах молитвословий [Афанасьева 2012б: 250–266]. Языковой облик древнейших дошедших до нас списков литургических молитв древнеболгарский, где славянские кальки зачастую предпочитаются грецизмам. Представляется, что первоначальный перевод литургии в них существенно поновлен «симеоновской» правкой и не сохранился до наших дней. Синайский евхологий XI в. также содержит моравизмы только в текстах литургических рубрик, в языке молитвословий этой глаголической рукописи встречаются только моравизмы, перешедшие в литературный церковнославянский язык. По-видимому, Евхологий, а вместе с ним и литургия, были впервые переведены в Западной Болгарии. Что касается литургии апостола Петра, то вопрос о ее переводе у славян отчасти решен в современных историколитургических исследованиях. Римско-византийский формуляр литургии апостола Петра возник, по всей вероятности, в среде итало-греческих монахов, которые с начала X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четвертый ряд – апостольский, а не деисусный, как положено в древнерусском иконостасе. В центре апостольского ряда – Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов (365х265 см). Слева и справа – апостолы. Всего их 14 (вместе с Благовещением и Преображением в боковых приделах). Размер апостольских икон 315х135 см. Пятый, последний, ярус – пророческий. Обмер этих икон затруднен. Круглые иконы имеют диаметр 160 см. Всего икон 20. В центре – Распятие; по краям – жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями. Вверху – Господь Саваоф. Иконы иконостаса написаны в смешаной технике. Они неоднократно реставрировались и заменялись. В 1888 г. иконы были реставрированы московским художником Морозовым, в 1990 г. – живописцем Париловым. Иконостас был заново реставрирован и поновлен в 60-е г.г. ХХ в. Иконостас Успенского собора имеет 10 деревянных скульптур Ангелов в разных позах: лежащие, стоящие. Резьба иконостаса, украшенная листьями винограда, цветами мальвы, подсолнуха, посеребрена и позолочена, проникнута барочным характером. Автор: Л.Л. Новикова, http://nasledie.admin-smolensk.ru Когда Владимир Мономах занял Смоленск в 1101 году (сразу после смерти Всеслава полоцкого) то повелел построить собор в Смоленске на горе аналогичный Спасскому в Чернигове. Остатки этого собора частично видны на гравюре до взрыва поляками старого собора-он имел башенку (одна видна а вторая нет) как в черниговском храме, судя по разрушенным стенам храма он имел византийскую куполоборазную форму (один вольшой купол) поэтому данная гравюра является доказательством наличия каменного храма периода первой смоленской епарахии 1101 года Александр Павловский, Гомель, 2012 год. 9 сентября 2012. В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и " сандалии " святого Меркурия.-Про " сандалии " нечего не могу сказать,а вот насчет иконы Божьей Матери Одигритрии как она находиться до сих пор? Ведь икона была украдена нацистами в 1943 году! Ее вернули? Древнейшую Смоленскую икону никто, конечно, не возвращал. После войны ее место заняла Смоленская икона гораздо больших размеров, написанная в 1602 г. для Днепровских ворот Смоленска. В конце XVIII века на месте разобранной крепостной башни была построена церковь в честь Смоленской иконы Богоматери, в котором до его закрытия в 1928 г. и хранилась надвратная ( " Воротная " ) икона. Именно ее в 1812 г. носили по Бородинскому полю. Чудотворность иконы 1602 г. была засвидетельствована в XIX даже в стихах.

http://sobory.ru/article/?object=00471

Из книг: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 и " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область " . - М: Наука, 1998. Относительно происхождения села Юрасова и образования прихода не сохранилось никаких сведений. Название свое село получило по фамилии бывшего своего помещика Юрасова, а прежде оно называлось Юдинским, вероятно, по фамилии прежнего владельца Юдина. Приход состоит из села Юрасова и деревень: Дарьиной, Черневой, Непряхиной и Попковой. Прихожан числится всего 1258 душ обоего пола; кроме нескольких лиц дворянского сословия, все они крестьяне, живут земледелием и отчасти отхожими промыслами в виде извоза и перепродажи лесного материала и зерна в гг. Карачев и Кромах. Крестьяне деревни Попковой занимаются еще изделием и продажей гребней. Храм приходский каменный, во имя Казанской Божией Матери, с приделом с правой стороны – во имя свят. Николая. Когда и кем построен храм и придел – неизвестно. В 1854 г. храм на средства помещика П. Литвинкина был ремонтирован снаружи и внутри, а именно: снята ветхая тесовая кровля, надстроен новый деревянный купол, храм и колокольня покрыты железом, окрашены стены, поновлен и высеребрен иконостас. Последний ремонт храма был в 1899 г. и состоял в поновлении иконостаса и церковной утвари, в покраске стен. Из предметов церковной утвари в этом храме замечательны серебряный вызолоченный крест, сделан в 1714 г. и пожертвован в церковь в 1874 г. помещицей Ивановой, урожденной Литвинкиной, в кресте хранятся 74 частицы св. мощей разных угодников Божьих; антиминс 1773 г., данный преосв. Кириллом, епископом Севским и Брянским. При церкви имеется лишь одно здание – школа грамоты, существующая с 1898 г. На содержание двухчленного причта имеется церковная земля и 400 руб. жалования от казны. Церковных домов для причта нет. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=07363

Совсем по-иному трактован Георгий на другой иконе из Третьяковской галереи. Здесь он изображен в стремительном движении. Белый конь скачет во всю прыть, всадник изогнулся в седле, чтобы вонзить в пасть дракона копье. Развевающийся огненно-красный плащ служит фоном для фигуры Георгия, подчеркивая и усиливая изгиб его торса. Из-за левого плеча виднеется щит. Вместе с десницей в верхнем правом углу этот щит уравновешивает развевающийся плащ, придавая композиции большую устойчивость. Любопытно, что в процессе работы художник отступил от первоначальной графьи, отказался от горки и изменил очертание шеи коня. Это лишний раз говорит о том, насколько тонко древнерусский художник чувствовал композиционный ритм, который он шлифовал уже при переходе от первоначального наброска к писанию красками. К сожалению, оригинальный лик Георгия не сохранился полностью и был поновлен в XX в. реставратором. Утраты имеются и в нижней части иконы, где поновлены тело дракона и позем. Полностью утрачен и первоначальный золотой фон. Преображение. Икона. XVI в. Новгород. ГТГ Уже отмечалось, что одними из самых самобытных новгородских икон являются те, на которых изображены избранные святые. В них обостренное чувство цвета получает особенно яркое выражение. К числу таких икон относится икона «Никола, Власий, Флор и Лавр» в Третьяковской галерее. Святые, как обычно, стоят в ряд, а над ними в полукружии дано Знамение Богоматери. По-видимому, заказчик иконы захотел обезопасить себя от всех возможных бед и попросил художника ввести еще две дополнительные полуфигуры – Ильи и Параскевы Пятницы, чтобы его дом не постиг пожар и чтобы его базарные дни были удачными. Эту простую композицию художник насытил таким богатством красочных оттенков, начиная от киновари, зеленовато-синих и зеленых тонов и кончая сиреневыми и розовыми, что икона уподобилась драгоценности, столько сияния в ее чистых, беспримесных красках. Если эта гипотеза подтвердится, то тогда иконы Флора и Лавра могут рассматриваться как хранители античных традиций, которые оказались оплодотворенными живым народным творчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В 1850 году по Историко-статистическим сведениям о С.-Петербургской епархии к церкви пристраивается каменная колокольня, а храмовое место обводится каменной же оградой. Там же об иконостасе пишется, что он был «возобновлен» (?). – Что это значит, не совсем понятно. Возможно, что иконостас был поновлен (реставрирован и прописан заново), а возможно, что сделан заново. Известно, что из-за ветхости старого храма, да, очевидно, и из-за бедности прихода с 1799 года «никто не желал поступать сюда в священники». После построения нового каменного храма не очень добросовестные прихожане Полей официально обязались платить причту 100 четвериков ржи и ячменя – очень достойную ругу. Известно, что ранее в Польском погосте бедствующие священники даже нанимались в работники к поселянам и не могли иной раз справить себе достойную ризу. Через год после декабрьского 1825 года выступления в С.-Петербурге, в 1826 году, в Никольском погосте произошло выступление крестьян. Оно было неблагоразумно поддержано священником Никольщины - Иоанном Тарасовым. Крестьяне под присягой, произведенной самим пастырем «поклялись крепко стоять за свою волю» и отказались работать на помещика. Присяга эта могла производиться в храме. Очевидно, отец Иоанн очень сочувственно относился к нелегкой доле прихожан и к притеснениям их со стороны владельцев села Гавриловского. Этим селом в означенное время владели господа Мейер. Выступление имело серьезнейшие последствия. Смутьяны были наказаны. Многие сосланы в Сибирь. О Иоанне Тарасове известно, что «в 1826 году он был сослан в Сибирь». Е. Андреев написал, что: «Священник умер в тюрьме». В.И. Будько История храма в погосте СИЖНО Источники и комментарии Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской Епархии СПБ. 1867 Литература. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Комментарии и обсуждение Кроме самой церкви Михаила Архангела, построенной в 1690-е гг., архитектурную ценность представляют также ворота. Фотографии храма в погосте Сижно:

http://sobory.ru/article/?object=00114

Гостунская, или Густынская чудотворная икона святителя Николая, находящаяся в церкви села Гостуни Калужской епархии Лихвинского уезда 1508 . По иным сказаниям, Гостунская икона в 1506 году великим князем Василием Иоанновичем перенесена в Москву и находилась в московском Гостунском соборе, a при разобрании этого собора в 1816 году перенесена в придел колокольни Иоанна Великого 1509 , т. е. Лествичника. Колпинский образ святителя Николая, находящийся в селе Колпине, в 25 верстах от Санкт-Петербурга. Сказание о явлении сего образа следующее. «1713 года месяца декабря в 23-й день, на реке Ижоре на пильной мельнице явился образ святаго Николая Чудотворца сицевым образом. 1713 года в ноябре и декабре месяцах бывшие работные люди при той пильной мельнице в работе лежали чревною болезнию и опухолью ножною, т. е. цинготною, и многие работные люди умирали. А того же декабря 22 дня в нощи явися образ великаго святителя и чудотворца Николая в больнице работному человеку Каргопольскаго уезда, именем Иакову, который лежал таковою ж болезнию близ смерти, и велел сей образ в больнице снять, понеже оный образ лежал тамо никому неведом и не обретом и весьма обветшавший, a по осмотру того работника Иакова, оный святый образ снят и поновлен. От того времени оная болезнь перестала, и быша здравы по явлении святителя и чудотворца Николая, иже и доднесь видим есть» 1510 . Богослужение и народное уважение к св. Николаю При богослужении во дни, посвященные святителю Николаю, паримии произносятся общие святителям, какие и в день св. Иоанна Златоуста , 13 ноября; утреннее Евангелие и чтение Апостольское 1511 те же, что в день трех святителей Вселенских; Евангелие литургийное то же, что и в 1-й день января в честь св. Василия Великого . Прав. Церковь в честь святителя Николая имеет акафист. Прав. русский народ издревле чтит св. Николая Мирликийского как особенного избранника Божия, помощника и чудотворца. Великое благоговение прав. христиан к св. Николаю Чудотворцу выразилось во многих обстоятельствах жизни общественной и частной. Древле предки наши произносили имя его в клятвах и договорах, во свидетельство своей верности 1512 . Александр, князь Иверский, в грамоте к Иоанну III Васильевичу в 1492 году, между прочим, называет себя ревностным обетником Николая 1513 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Под алтарем, церковью, папертью и западной лестницей устроено одиннадцать различной величины палаток, к которым, с северной стороны, под папертью, пристроена впоследствии жилая келья. – В 1767 году привезено для Архангельской церкви из Москвы девять зеленой меди шлифованных лампад, которые и повешены перед местными образами, вместо старых железных. – В 1774 году местный образ Пресвятой Богородицы, стоящий в главном иконостасе подле царских врат, поновлен иконописцем Алексеем Колмогоровым; а жемчужное возглавие на нем переделано снова. – В 1784 году вся внутренность Архангельской церкви отделана штуком, с оттянутыми карнизами; в иконостасе столярная работа и резьба около образов сделана вновь, а резные столбцы и образа праздников, Апостолов, Пророков и Праотцев взяты из прежнего иконостаса Успенского собора, в нижнем же ставе местные образа оставлены прежние; окна в алтаре, церкви и во всех шейках глав увеличены, а в паперти слюдяные заменены стеклянными. – В 1788 году начали делать железные главы и одну из них (юго-западную) в том же году окончили. – В следующем году, по распоряжению настоятеля, Преосвященного Иоанна, главный иконостас вызолочен и поставлен на место, а приделы Николаевский и Входо-Иерусалимский уничтожены; в первом поставлен жертвенник Архангельского храма, а второй обращен в палатку для хранения ризницы; пол от амвона до западной стены понижен на два вершка и весь выстлан из белых строганных плит. – В 1791 и 1792 году по стенам северной и южной сделан новый столярный иконостас, вызолоченный по цыровке, а оставленные в нем прежние образа поновлены. – В 1808 году вся церковь перекрыта железной крышей и, вместо старинной деревянной, обитой белым железом, средней главы, сделана меньшей величины железная глава, по образцу прочих четырех. – Наконец в 1842 и 1845 годах поправлена обвалившаяся во многих местах штукатурка; вычищен иконостас; иконы поновлены и покрыты лаком, а стены храма желтым кропом; 40 клейм украшено изображениями двенадцати праздников и разных святых; главы и крыша окрашены зеленой краской; в папертях вокруг церкви, вместо кирпичного настлан деревянный пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В 1699 г. 10 сентября, по указу Великого Государя, икона эта взята у вдовы Гликерьи Кутузовой и, по передаче в Петровский монастырь, поставлена в Боголюбской церкви на аналое, посредине храма с правой стороны 17 . Ныне она за левым клиросом в той же церкви. В 1702 г. при ней находился «образной» старец или монах. В описи 1701 г. (от нее уцелело несколько листов) встречаем у Казанской иконы много привесок. «По осмотру нынешнего 725 года, лаловых и других серег не явилось, а по скаске пономаря старца Мартирия, как де, по указу блаженныя памяти Государыни Царевны Наталии Алексеевны 18 , приезжал столник Иван Никитин сын Хитрова, и тот образ Казанские Богородицы со всеми привесами взял к ней, Государыне Царевне, и оная Царевна с того образа привесные серьги и другие приклады велела снять и сделать, вместо тех привесов, к тому же образу цату жемчужную с разными камени и запаны, которая цата и ныне имеется в ризнице». Древняя икона была не раз поновляема, как это видно из надписей на нижних полях ее, сделанных в 1774 г. одной рукой. Таковы: ??? (так!) года поновил Симон Федороф Ушакоф при архимандрите Иосифе 19 ; ??? поновлена, Федот Феофанов Томской, при архимандрите Сергие; ??? г. поновлен (образ) при архимандрите Силивестре. В июле 1875 г. икона реставрирована художником И. С. Сушкиным, причем и оказались три надписи. Колера на ней темно-зеленый и желтый. К той же иконе есть древняя пелена из малинового атласа с изображением на ней Казанской Божией Матери, шитым золотом и шелками; корона обнизана средним и мелким жемчугом Вокруг пелены, по голубой кайме вышить вязью кондак: «Притецемъ людие». Образ Боголюбской Божией Матери, в выш. 2 арш., в шир. 1 арш. 6 ½ верш., в серебро-позолоченной ризе, вес. 22 ф., сделанной в 1849 г. «от доброхотных дателей». Как этот, так и прочие (числом до 70) в иконостасе Боголюбской церкви образа, современные построению ее в 1690 г., отличаются строгостью рисунка и необыкновенною тщательностью работы. Все они реставрированы. Влахернская икона Божией Матери, из воскомастики, в выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С многочисленным обозом царь покинул Москву. «На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные люди; все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяше» 571 . Так началась опричнина, средоточием которой стала Александрова Слобода. Эти чрезвычайные обстоятельства понудили митрополита вскоре оставить митрополию и уйти на покой «в монастырь к Михайлову Чюду на свое пострижение» 572 . А. Зимин говорит об этом: «Уход Афанасия с митрополичьего престола мог быть вызван его недовольством опричными репрессиями, обрушившимися на близких к нему политических деятелей. Шлихтинг сообщал, что после казни Овчины-Оболенского “некоторые знатные лица и вместе верховный священнослужитель сочли нужным ля себя вразумить тирана воздерживаться от столь жестокого пролития крови”» 573 . Поэтому, когда позднее на Соборе решался вопрос о продолжении Ливонской войны, летопись замечает: «А митрополита у того приговору не было, что Офонасей митрополит в то время митрополию оставил» 574 . Последнее летописное упоминание об ушедшем на покой митрополите относится к 1567 г.: «Того же лета, июля, повелением государя царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии поновлен бысть образ Пречистые Владимирские Лукина письма Евангелиста златом и камением украшен многим, что стоит в Пречистой соборной в богоспасаемем граде Москве; а поновлял бывший митрополит Афонасей» 575 . Б. Клосс, основываясь на показании пергаменного синодика Троице-Сергиева монастыря, говорит, что в 1575 г. ушедшего на покой митрополита Афанасия «уже не было в живых» 576 . Погребен он был в Чудовом монаспыре. В этом монастыре, кроме основателя, святителя Алексия, были погребены архиепископ Новгородский Геннадий, позднее Патриарх Всероссийский Ермоген и другие 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010