«Мудрости бо ти имя подадеся, богом Софиа мудрость наречеся, Тебе бо слично науки начати, яко премудрой оны совершати». Однако эти упования потерпели крах. Патриарх Иоаким отдал откры тую в 1686 г. Академию в руки греческих богословов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . Ни о какой университетской автономии уже не было и речи: все теперь зависело от патриаршей воли. По меткому выражению одного из биографов Сильвестра Медведева, вместо университета Россия получила духовную семинарию. Когда в 1689 г. пало правительство царевны Софьи, Сильвестр Медведев был осужден как заговорщик. «199 (1691) года, месяца февруария в 11 день прият кончину жизни своея монах Сильвестр Медведев (...), – записал в своей черновой тетради его свояк Карион Истомин. – Отсечеся глава его (...) на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными в яме близ Покровского убогого монастыря». Так кончил свои дни этот блестящий представитель московской интеллигенции конца XVII в., чело век «великого ума и остроты ученой», о котором один из его киевских почита телей писал москвичам, что им нужно называть Медведева «не Сильвестр, a Solvester – солнце ваше». От Сильвестра Медведева дошло сравнительно небольшое число стихо творений. В этом, безусловно, виноват тот строгий запрет на его сочинения, ко торый был наложен патриархом в 1689 г. Все списки сочинений Медведева приказано было сжечь. Карион Истомин, напротив, благополучно пережил бурный 1689 г., потому что не связывал себя ни с одной партией. Он был «пестрым», как определил людей его типа писатель того времени иеродиакон Дамаскин, уподобивший их тростнику, колеблемому ветром. Политические симпатии Ка риона Истомина зависели от того, кто брал верх в московских распрях. Пользовавшийся неизменной поддержкой царевны Софьи и князя В.В.Голицына, он сумел заблаговременно снискать и расположение Нарышкиных. При новом пат риархе Адриане Карион завоевал прочное положение и даже возглавил Печатный двор. Здесь в 1694 и 1696 гг. он издал свои «Буквари» с обширными стихо творными вставками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К л. 10. Глухов – известен с 1152 г.; ныне город в Сумской области на Украине. К л. 10 об. ...полковника стародубского Моклошевского... – Михаил Андреевич Миклашевский (ум. 1706) – один из известных деятелей украинской истории, сподвижник гетманов Демьяна Многогрешного, Самойловича и Мазепы. Был генеральным есаулом (1689), стольником (1689–1696), стародубским полковником (1689–1704, 1705–1706). Погиб в бою со шведами 19 марта 1706 г., похоронен в Стародубе. Ратуша – помещение, в котором находился магистрат, орган городского самоуправления. ...девичь монастырь... – Речь идет об Успенском Преображенском женском монастыре в Глухове, основанном в 1670 г. Игуменьей монастыря в конце XVII – начале XVIII в. была Мария Магдалина, мать гетмана Мазепы. ...пошли мы х Королевцу... – Как город Кролевец известен с 1601 г., находится в Сумской области на Украине. Сотник – военный чин, командир 100 воинов в стрелецких войсках и у украинского казачества. К л. 11. Ярмонок велик быает: ныне Свинской нет... – Свенская ярмарка ежегодно проходила у стен Успенского Новопечерского мужского монастыря, который находился недалеко от Брянска, на месте впадения в Десну реки Свени. ...на праздник на Семенов день... – Скорее всего, речь идет о дне памяти Симеона Столпника, который отмечается 1 сентября. Батурин – город на реке Сейм, в XVII-XVIII вв. являлся резиденцией украинских гетманов; ныне поселок в Черниговской области на Украине. Съезжая изба – помещение, где находилось государственное учреждение, ведавшее хозяйственными и административными делами. Пятисотный – военный чин, командир 500 воинов (полутысячник, подтысячник). К л. 11 об. Гетман – начальник казацкого войска и верховный правитель на Украине. В данном случае имеется в виду Иван Степанович Мазепа (1644–1709) – гетман Левобережной Украины, который был сторонником отторжения Украины от России, вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским и шведским королем Карлом XII. Во время Северной войны в октябре 1708 г. Мазепа открыто перешел на сторону Карла XII. После поражения шведов под Полтавой (1709) бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 сентября был в нарушение процессуальных норм скоропостижно главоотсечен Шакловитый— поговаривали, что этого добивался Патриарх. Царевна Софья была заточена в Новодевичий монастырь. Иоаким действительно играл виднейшую роль в " троицком розыске " . Достаточно сказать, что государственным преступником 2 в стране был объявлен... Сильвестр Медведев — ученый монах, покусившийся защищать право разума против любого авторитета, в том числе патриарха. Судя по едва ли не всероссийскому сыску Сильвестра, по тому, что старца пытали вдвое больше, чем самого Шакловитого, — новая власть весьма стремилась посодействовать Иоакиму. Правда, зверские пытки, в которых обвиняемые, как правило, признавали за собой самые дикие преступления, не сломили Сильвестра, и смертный приговор ему пришлось вынести голословно. Но и расстриженный, до полусмерти измученный Медведев был еще нужен церковным властям: от него добивались " отречения от латинской прелести " . Медведева " увещевали " , держа в заточения в самых жестоких условиях, " в каких только можно пребывать " ; с ним запрещено было разговаривать и — особенно строго — велено " бумаги и чернил отнюдь не давать! " . Текст " отречения Сеньки Медведева " сохранился, однако медведевского стиля в этом опусе не прослеживается. Главное — " кающегося еретика " не удались заставить выступить на церковном соборе, специально подготовленном для осуждения " латинской ереси " . К концу 1689 -- началу 1690 г. решение о сожжении медведевских сочинений и анафемствовании его единомышленников пришлось принять " якобы соборно " . До втого времени, как мы помним, сопротивлялся церковным нововведениям подручных Иоакима и последний украинский ученый иерарх — Лазарь Баранович; Киевский митрополит Гедеон и иные архиереи сдались, как только пало правительство регентства. Перемена светских властей позволила Иоакиму незамедлительно решить проблему иезуитов. 2 октября 1689 г. по просьбе патриарха и освященного собора они были царским указом высланы из Москвы с требованием, чтобы до польского рубежа " впредь нигде пристанища себе не имели и римской своей службы не отправляли " . Для продажи купленного ими дома в Немецкой слободе иезуиты получили два дня; в просьбе письменно предупредить о своей высылке австрийского императора изгнанникам было отказано.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

В 1689 году Станислав-Симеон вернулся в Киев, снова под покровительство Варлаама (Ясинского). Первым делом в Киеве он отрекся от католичества. Как пишет протоиерей И. Морев , в отличие от многих других, Стефан принёс действительно искреннее раскаяние в своём хоть и временном, но отступлении от Православия 305 . В ходе испытаний, проведённых в Киевской Академии, он показал немалые знания наук и продемонстрировал великолепные способности сочинять стихи на русском, польском языках и на латыни 306 . За эту способность он был даже удостоен титула «Лавроносного Стихотворца» («Роета Laureamus») 307 . Следующим отдельным этапом в жизни Стефана можно выделить период с 1689 по 1700 год, то есть с момента возвращения в Киев и до отъезда в Москву. Уже в том же 1689 году, по убеждению своего наставника и покровителя, архимандрита Варлаама (Ясинского) (им же и был пострижен), он принимает монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Стефан. В скором времени он был назначен в академию преподавателем «риторики и витийства» 308 . В 1691 году Стефан был назначен префектом академии и профессором философии, а через несколько лет – профессором богословия 309 . Отмечу, что исследователи едины во мнении, что преподавательская деятельность Стефана была благотворна для Киевской Академии, привнесла в неё последнее слово латинской богословской и философской мысли, взрастила целый ряд будущих учителей, проповедников и администраторов. Среди учеников Стефана был и будущий его противник Феофан (Прокопович) . В 1697 году Стефан был уволен из академии и произведён в сан игумена Свято-Никольского Пустынного монастыря в Киеве 310 . В 1700 году Киевский митрополит просил Патриарха Адриана об учреждении Переяславской епархии и отправил к нему в Москву игумена Стефана (Яворского) и игумена Захария (Корниловича), чтобы он выбрал из них будущего архиерея. Уже тяжко больной, Патриарх обещал поговорить об этом с царём. В ожидании решения о епархии и о них оба игумена поселились в Малороссийском подворье в Москве 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Адриане, в 1712 г. учитель в Новгородском училище, † 1713 г. Сочинения его: а) Учебные: Букварь, поднесенный царице Наталье Кирилловне для царевича Алексея Петровича (Царского 27), изд. М. 1695 г. (замечания о нем в Северном Архиве 1822 г., 11); Эдем, посвященный царевичу Алексею; Экклисия – ему же. Вероятно, Истомину же принадлежит Арифметика, написанная в М. 1700 г. В предисловии сказано: «Ныне многим тщанием новособранное от многоразличных толковников, по временам зде в царствуемом и граде Москве бывших, греческого же и латинска языка». Названия арифметическим действиям – латинские. После предисловия написаны стихи к читателю. Книга приготовлена была к печати (Черткова библ. II, 450). б) Ораторские и поэтические: аа) Слово о Смоленской иконе Богоматери; слово об иконах Оковецких; приветствие цар. Петру при вступлении его в брак 1689 г. (Царск. 303); Имя новое 1686 г. (Синод. Библ.; стихи, посвященные царевне Софии 1681 г. (напеч. в Ист. Моск. дух. акад., М., 1855 г., 396–400); разные поучения и письма, в том числе и письма, писанные от имени патр. Адриана (Чудова мон. 223). бб) Служба чудотворцу Ипатию, написанная в 1704 г. по прошению «господ. болярина Никиты Иоанновича Иакинфова»; акафист Богородице, посвящен. царице Прасковье Феодоровне; службу блаж. князю Даниилу «сотвори наихуждший иерей Карион Истомин, справщик печатного книжного двора, 1711 г., по прошению игумена Макария Даниловского монастыря» (Черткова славяно-русские рукоп. СПб. 1836 г.). в) Переводы его: блаж. Августина о любви; Юлия Фронтина о войне (в архиве Мин. иностр. дел). 260. Стефан , в мире Симеон, Яворский , не окончив учения в Киеве, послан был во Львов, и потом учился в Познани у иезуитов, у которых выслушал курс философии и богословия; к сему однако допущен был не иначе, как приняв римское исповедание. По возвращении в Киев, присоединен был к православию митр. Варлаамом Ясинским, как пишет Мацеевич в ответе на Лютеранский пасквиль. В 1689 г. Симеон Яворский является в Киевской академии atrium liberalium et philosophiae magister, consummates theologus – «учителем словесных наук и философии и полным богословом», так подписался он на панегирике: Echo 1689 Kiev.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

История (о церковной политике Петра см. особенно т. 4); Богословский; Платонов (1927); Brückner; Соловьев. Чтения; Верховской. Учреждение. 1–2; Шмурло (1922). С. 272–342; Wittram. Платонов (1927). С. 48. О Наталии Кирилловне см. в: РБС (Нааке-Николай) (1914). С. 121 и след. Платонов. Лекции. С. 466. О событиях 1682–1689 гг. большое значение имеют работы: Белов, в: ЖМНП. 1887. 1–2; Шмурло Е. Падение царевны Софьи, в: ЖМНП. 1886. 1; Аристов (1871) и O’Brien (1952). Софья была дочерью царя Алексея от его первой жены Марии Милославской, она родилась 17 сентября 1657 г.; в период с 25 мая 1682 по 12 сентября 1689 г. была регентшей (соправительницей) царевичей Иоанна и Петра ввиду их малолетства. 12 сентября 1689 г. она была свергнута Петром, а 21 октября 1698 г. пострижена по его приказу в монахини, Софья умерла в монастыре 3 июля 1704 г. (см. табл. 1). Воззвание патриарха Иоакима об избрании Петра единоличным государем, в: СГГД. 4. 132; акты о двоецарствии — там же. 147 (о регентстве Софьи — с. 444). Белов, в: ЖМНП. 1887. 2. С. 356. Скворцов. Патриарх Адриан, в: Прав. соб. 1913. 7. С. 116 и след., 114. Антизападная позиция патриарха Иоакима была весьма отчетлива; см. его Завещание, в: ОЛДП. 42 (1879) и Устрялов. 2. Прил. 9. ААЭ. 515; повторно в 1698 г.: ПСЗ. 3. 1664; см.: Smolitsch. S. 175 и след. Платонов (1927). С. 70, 81, 83. Устрялов. 3. Прил. 37, 80; протест Адриана — там же. 3. С. 500. Об Афанасии Любимове имеется хорошая работа В. Верюжского: Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии в первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII в. СПб., 1908 (здесь и библиогр.). О благожелательном отношении Петра к Афанасию см.: Голубцов А. П. Чиновники холмогорского Преображенского Собора, в: Чтения. 1903. 4. С. 246–251, ср.: Иконников. Опыт. 1. 1 (1891). С. 1076. Прим. 1. Платонов (1927). С. 88; он же. Лекции. С. 492, 485, 490–492; см. письмо Петра к Иерусалимскому патриарху Досифею (лето 1700 г.), в: Письма.

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

Впрочем, благодаря ходатайству французского посланника капуцины смогли вскоре вернуться 249 . Святейший Синод санкционировал открытие новых храмов, распорядился закрыть открытые без его разрешения и позволил основывать школы для неправославных исповеданий 250 . Одного лютеранского пастора, обвенчавшего по небрежению уже замужнюю женщину, Синод предал суду соответствующего епархиального архиерея 251 . Иудеям Смоленской губернии он запретил торговать по воскресным и праздничным дням и проживать там, где имелось русское население; он велел сжечь их книги и разрушить иудейскую школу, которая была выстроена вблизи православной церкви 252 . Как в других областях государственного управления, Петр I и в церковных делах довольствовался прежде всего учреждением нового высшего органа – Святейшего Синода в надежде, что обстоятельства будут постепенно развиваться в духе его инструкций, в данном случае – «Духовного регламента». Во время царствования Петра Святейший Синод оставался на начальной ступени своего развития. При преемниках Петра произошли изменения, обусловленные интересами государственной власти. 112 Биографию Петра см.: Устрялов. История (о церковной политике Петра см. особенно т. 4); Богословский; Платонов (1927); Bruckner; Соловьев. Чтения; Верховской. Учреждение. 1–2; Шмурло (1922). С. 272–342; Wittram. 113 Платонов (1927). С. 48. О Наталии Кирилловне см. в: РБС (Нааке-Николай) (1914). С. 121 и след. 114 Платонов. Лекции. С. 466. О событиях 1682–1689 гг. большое значение имеют работы: Белов, в: ЖМНП. 1887. 1–2; Шмурло Е. Падение царевны Софьи, в: ЖМНП. 1886. 1; Аристов (1871) и O’Brien (1952). Софья была дочерью царя Алексея от его первой жены Марии Милославской, она родилась 17 сентября 1657 г.; в период с 25 мая 1682 по 12 сентября 1689 г. была регентшей (соправительницей) царевичей Иоанна и Петра ввиду их малолетства. 12 сентября 1689 г. она была свергнута Петром, а 21 октября 1698 г. пострижена по его приказу в монахини, Софья умерла в монастыре 3 июля 1704 г. (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

патриарх Иоаким , недовольный позицией малороссийского высшего духовенства, к-рую, по-видимому, разделял и Д., в вопросе о времени пресуществления Св. Даров (на Украине придерживались в этом отношении католич. т. зр.), потребовал возвращения книг в Москву. 1-й т. «Книги житий...» Д., посланный в 1689 г., вскоре после выхода в свет, патриарху, также вызвал неудовольствие первосвятителя по неск. причинам. Во-первых, книга содержала католич. мнение о непорочном зачатии Пресв. Богородицы (в «Слове на Рождество Пресв. Девы» о Ней говорится: «Отлученна от земных, от грешник, ибо греху первородному непричастна… Венчанна честию, яко без греха первороднаго зачатая и рожденная»), а также упоминание в списке «Учителей, списателей, историков, повествователей…» «Иеронима, учителя православного». Во-вторых, патриарх был недоволен тем, что митр. Варлаам печатал книги в типографии Киево-Печерской лавры без патриаршего благословения. После критики патриарха в часть тиража 1-го тома была внесена правка. В «Слове на Рождество Пресв. Богородицы» цитированное чтение было заменено текстом: «Она отлученна от земных грешных, ибо греха во всей жизни своей не единаго же позна… Венчанна честию, яко ангельским Благовещением и служением почтенная». Кроме того, из выходных данных было изъято упоминание низложенной 7 сент. 1689 г. царевны Софии Алексеевны (упоминание блж. Иеронима осталось). Хиротония св. Димитрия в митр. Сибирского. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. Хиротония св. Димитрия в митр. Сибирского. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. Летом 1687 г. стал гетманом и обосновался в Батурине И. С. Мазепа . 10 авг.- 22 сент. 1689 г. в свите гетмана Д. находился в Москве, где малороссияне чествовали царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича , царевну Софию, патриарха Иоакима. Приезд посольства пришелся на драматические события окончания правления царевны Софии, Д. присутствовал при казнях приверженцев бывш.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Строит. Авраамий, назначен в 1796; в 1801 произведен в игум. Доброго монастыря, но здесь остался игуменом; † 14.янв. 1817 г. Строит. Маркелл, в 1817–19, уволен, по желанию. Строит. Маркелл, в 1817–1819, уволен по желанию. Игум. Даниил, в 1819–25, перев. в Добрый монастырь. Игумен Даниил, 1819–25 перев. в Добрый монастырь. Игум. Моисей Путилов, определен в 1825; † 1862. Игум. Моисей Путилов, определен в 1825 г. Св. иконы старого письма Спасителев образ, на цельной доске, вышины 1 арш. 11 1 / 2 в., ширины 1 аршин. Господь изображен сидящим в облаках на радуге, в арх и ерейской или царской одежде. Правая рука благословляющая, в левой скипетр; за левым плечом, касаясь его сзади, изображен обоюдоострый меч; в пояснение сего надпись: «Царь Царем, Господь Господем. Из уст Его изыде оружие остро, да тым избиет языки: и Той упасет я жезлом железным». Икона московского письма, устроена по обещанию стольниками Шепелевыми в 1689 году. Помещена в Введенском соборе. Образ Пресвятые Богородицы «Что Тя наречем» вышина 1 арш. 11 1 / 2 в., ширина 1 арш. Богоматерь изображена во весь рост, с Предвечным Младенцем на левой руке; в правой, покоющейся на персях, держит сложенный плат; у Спасителя в ручке Евангелие. По обеим сторонам против плеч, тропарь: «Что Тя наречем, о, Благодатная»?... Икона – московского письма, устроена по обещанию стольниками Шепелевыми в 1689 году. Помещена за левым клиросом в прежней больничной церкви. Образ Введения Пресвятыя Богородицы , вышиною 2 арш., шириною 1 арш. 4 верш. На главе Приснодевы венчик, серебряный, позлащенный с короной, работы современной иконе, весом 17 золотн. Икона московского письма, устроена по обещанию стольниками Шепелевыми в 1689 году. Помещается в Введенском соборе. Владимирская икона Б. Матери, штилистовая, московского иконного письма; на ней риза и убрус низаны по голубой фольге мелким жемчугом; в венце вставлен сердолик. Венец поля и свет покрыты окладом серебряным позлащенным, весом 1 ф. 13 з. Икона помещена в Николаевском пределе Введенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокол весом в 60 пудов для Орловской Всесвятской церкви (Орловская волость Великоустюжского уезда Вологодской губернии, ныне урочище Всехсвятский луг на полуострове между Югом и Лузой, Орловское с/п, Великоустюгский район Вологодской области) - 1686 год, не сохранился; 4. Колокол для колокольни Новодевичьего монастыря (1688 год, находится на колокольне монастыря); 5. Колокол для Николо-Пешношского монастыря (1688 год. До 1905 года находился на колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, а сейчас хранится в собрании Артиллерийского музея); 6. Колокол для Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1688 год, не сохранился); 7. Колокол для храма св. Сергия Радонежского а Крапивниках (1689 год, не сохранился); 8. Колокол для храма святителя Николая в Хамовниках (1689 год, находится на колокольне храма); 9. Колокол для храма св. Харитона Исповедника в Харитоньевском переулке в Москве (1689 год, находится на колокольне церкви Спаса на Песках недалеко от Арбата); 10. Колокол для храма Параскевы Пятницы , что в Охотном ряду (1690 год, находится в экспозиции МГОМЗ «Коломенское»). 11. Колокол Зеленецкого монастыря в Великом Новгороде (1690 год, не сохранился); 12. Колокол для подбора Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде (1691 год, не сохранился); 13. Колокол на колокольню собора Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне Вологодской области (1691 год, колокол уничтожен в 1936 году вместе с колокольней); 14. При сопоставлении косвенных данных, можно предположить , что Михаил Ладыгин изготовил большой 3555-пудовый колокол для Троице-Сергиева монастыря в 1693 году, но эти данные нуждаются в уточнении (колокол перелит в 1748 году). Некоторые мотивы декора этих колоколов (например, фигуры ангелов с гроздьями фруктов; головы птиц – возможно, орлов; львиные головы с крыльями – явные прообразы евангелистов), и характер их исполнения позволяют утверждать, что Михаил Лодыгин какое-то время работал с другим прославленным московским литейщиком – Федором Моториным Иван Матвеевич Лодыгин тоже работал на Пушечном дворе в Москве (он упоминается в списках мастеров двора в 1707 году, где ошибочно значится как " Иван, Михайлов сын Лодыгин " ) Этот литейщик известен нам всего по двум работам.

http://sobory.ru/article/?object=06730

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010