1684 г. марта 24–22 июня (отпущен). Гонец цесарский секретарь и ближний советник Карл Маврикий Вотта для поздравления с бракосочетанием царя Ивана. В Москву прибыл 14 июня; 20 июня принят. – С ним: Вол. Эрн. Борвич, Кар. Ант. Пренорлий, Николай Янковский и Ян Колчинской. 1684 г. ноября 13–16 ноября 1685 г. (выехал из Москвы). – Гонец Иоганн (Ян) Игнатий Курц с грамотой, в которой император Леопольд заявлял желание быть в тесном союзе с московским государством, чтобы вместе с ним и польским государством стоять вместе против турок, – и благодарил за «допущенное в царствующем граде римского чина тайное веры действование». – В Москву приехал 14 апреля 1685 г. – 21 апреля принят, а 7 мая отпущен. – С ним прибыли: конюший Францышек де Фойларт, становщик Юрья Адам Геро, форестиры: Христоп Фамер и Адам Ковлински, переводчик Петр Картович, лекарь Яган Кутфней, комнатно юрья Гирш, повар Индрик Гаевский, скороходцы: Ионатам Фуркарт и Яган Тентеев, возницы и тележники: Петр Хутор, Андрей Лескович, Николай Добровский, Яган Франк, Федор Лукас, и Юрья Ритнер. – Чрез несколько дней (мая 12–13) по приезде в Москву Курца, прибыл туда и ехавший с ним ксендз де Бойе. 1686 г. апреля 21–6 октября 1689 г. (выслан из Москвы). – Ксендз иезуит Георгий Давид (Юрий Давидович), ехавший на место умершего ксендза Альберта де Бойе, с грамотой императора о себе. – В Москву приеха 16 августа 1686 г. 1688 г. октября 24 – февраль 1689 г. (прибыл в Москву). Доктор Григорий Карбонарий; присланный в российскую службу, с рекомендательной грамотой императора, в которой император просит также не принуждать доктора к крещению в грекороссийскую веру. 1688 г. ноября 22 (от) – 25 мая 1689 г. (подал) польский резидент грамоту императора о деньгах, взятых бывшим (в 1676 г.) в Вене гонцом Вас. Посниковым у сына бывшего при российском дворе посланника Иоганна Карла Терлинго. 1688 г. декабря 10–6 октября 1689 г. (выслан). Иезуит, ксендз Товия Тиховский (Тихавский) с грамотой императора о дозволении остаться ему Тиховскому в Москве. – 11 февраля 1689 года явился в Посольский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 675. Святцы второй половины XVII b. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, под щитом литера S — Дианова и Костюхина, 934 (1647 г.). Под 25 сентября (л. 316—317) помещена сокращенная Проложная статья такого же типа, как в Прологе РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74. 4) БАН, 33.13.24. Святцы — 1694 г. (запись на л. 185). Под 25 сентября (л. 6 об. — 7) помещена сокращенная Проложная статья такого же типа, как и в Прологе РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74. 5) ГИМ, Синодальное собр., 811. Сборник–конволют из 20 рукописей, составленный в 1704 г. митрополитом Димитрием Ростовским. Первая рукопись представляет собой Мартиролог, переписанный в 1700 г. в Спасском монастыре Новгорода–Северского. Под 25 сентября (л. 38 об., украинская скоропись) помещена сокращенная Проложная статья такого же типа, как и в Прологе РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74, дополненная краткими известиями из текста издания Жития Сергия Радонежского 1646 г. 6) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 312. Святцы, составленные около 1710 г. Под 25 сентября краткая заметка: «Преставление преподобнаго отца нашего игумена Сергия чюдотворца, иже в Маков–це лавры Живоначалныя Троицы». Иеромонах Димитрий Савич, будущий митрополит Ростовский, начал работу над знаменитыми Четьими Минеями в 1684 г. еще в КиевоПечерской лавре. Первая книга была начата печатанием в типографии Лавры 2 июля 1688 г., и к январю 1689 г. жития святых за сентябрь месяц были уже напечатаны. В полном виде первая книга Миней Четьих, содержавшая жития за сентябрь, октябрь и ноябрь, увидела свет в июле 1689 г. Предварительный этап работы над первой книгой Димитриевских Миней характеризует рукопись БАН, собр. Петра Великого, ПДА.32, в которой на л. 56—204 переписаны жития святых на сентябрь. Эта сентябрьская Минея может быть датирована временем ок. 1688 г., ее филиграни: 1) Герб в двойном круге, рассеченный на две части (л. 56—111, 126—137) — близкий знак находится в альбоме «Филиграни XVII beka по старопечатным книгам Украины и Литвы» (сост. Т.В. Дианова). М., 1993. 133 (1689 г.); 2) Двойной крест под лилией, обвитый змеей (л. 112—115, 138—143) — тот же справочник, 728 (1689—1695 гг); 3) Двуглавый орел с буквой М на груди (л. 116—125) — тот же справочник, 546 (1689 г.); 4) Дама и кавалер, под ними литеры MHI (л. 144—200) — Лауцявичюс, 51 (1683 г.); 5) Гербовый щит с перекрещивающимися ключами (л. 201—204) — в опубликованных справочниках не отыскивается. Текст Минеи написан украиской скорописью, почерком одной руки. Под 25 сентября статьи о Сергии Радонежском еще нет, имеется лишь отсылка: «В той же день преставле–ные преподобнаго отца нашего Сергыя игумена Радонежскаго, новаго чудотворца. Зры во Про(ло)зе» (л. 189).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

563 См.Послание на Кипр. 564 Ориген. Беседы на “Левит”. У А.Алмазова “Тайная исповедь в Православной восточной Церкви”. Том I. Одесса 1894 г. Репринт изд. “Паломник” М. 1995 г. стр. 35. 565 Афанасий архиеп. Александрийский. Против новатиан. У А.Алмазова “Тайная исповедь в Православной восточной Церкви”. Том I. Одесса 1894 г. Репринт изд. “Паломник” М. 1995 г. стр. 52. 566 “О подвижничестве”. Правила. Кратко изложенные ответы на вопросы. Вопрос 288 в “Творениях св.отцов”, том IX, стр. 360. 567 “О священстве”, слово III, 4. Также см. параграф 5 и 6 того же слова. 568 Иоанн Златоуст. Беседа о самарянке. У А.Алмазова “Тайная исповедь в Православной восточной Церкви”. Том I. Одесса 1894 г. Репринт изд. “Паломник” М. 1995 г. стр. 52. 569 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 30. 570 Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 273. 571 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 92. 572 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. Изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 183. 573 Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р. Джексон. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 13. 574 Хлеб наш насущный. Изд. “World Wide Printing” 2001 г. стр. 12. 575 Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 392. 576 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. Изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 250–251. 577 Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 354. 578 Миллард Эриксон. «Христианское богословие» изд. СПб 1999 г. стр. 813. 579 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 82. 580 Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996 г. стр. 198. 581 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. Изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 247. 582 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. Изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 245. 583 Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 395. 584 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. Изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 220.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

К. поддерживал связь со двором Вильгельма Оранского, состоял в переписке с принцессой Марией, а гр. Данби предложил ему присоединиться к группе, собиравшейся пригласить их на англ. престол. В начале «Славной революции» К. был единственным епископом в составе «бессмертной семерки», подписавшей письмо с призывом к Вильгельму и Марии занять трон, полученное ими 30 июня 1688 г. Стремясь заручиться поддержкой К. накануне возможного вторжения нидерланд. армии (Вильгельм высадился в Англии 5 нояб.), 28 сент. 1688 г. Яков II восстановил его в сане епископа Лондонского. Впрочем, эта мера не возымела должного эффекта, напротив, К. употребил весь свой авторитет, чтобы убедить как можно больше лордов королевства поддержать Вильгельма. В нач. нояб. король дважды вызывал его, безуспешно пытаясь выяснить в частной беседе подробности приглашения Вильгельма. В нач. дек. К. удалось уговорить принцессу Анну бежать из Лондона, причем сам епископ в военной форме и с оружием возглавлял охранявший ее эскорт вплоть до Оксфорда. С началом правления Вильгельма III (1689-1702) и Марии II (1689-1694) К. вновь стал членом Тайного совета и деканом Королевской часовни (14 февр. 1689) и короновал новых монархов 11 апр. 1689 г. К. активно выступал в поддержку Акта о веротерпимости 1689 г., а также в пользу необходимости принесения присяги новому королю. Когда Уильям Санкрофт был отстранен от должности архиепископа Кентерберийского, К. стал одним из членов комиссии, исполнявшей обязанности примаса церкви Англии (напр., председательствовал на заседаниях конвокации). Он, как и в 1677 г., считался одним из наиболее вероятных претендентов на вакантную должность, однако не был назначен ни в 1691, ни в кон. 1694 г., когда кафедра освободилась снова. Расстроенный этим, К. в последние годы правления Вильгельма III сблизился с тори и, хотя и сохранял лояльность к королю, постепенно отошел от политики, занимаясь больше церковными делами, в частности перестройкой собора св. Павла после пожара 1666 г., завершившейся в 1697 г.

http://pravenc.ru/text/1841870.html

В письме к патриарху Иоакиму, написанном еще 15 марта 1688 года, свят. Димитрий говорил, что «написал жития святых месяцей шесть, начав от : септемврия первого числа до февраля последнего числа». Но это сообщение едва ли соответствовало действительности. Сентябрьская четверть Четиих-Миней окончена была вчерне, как мы говорили, в начале 1686 года. Весной того же года свят. Димитрий получил из Москвы Макарьевские Четии-Минеи и занялся исправлением и дополнением по ним написанной книги. Эта работа, по нашему мнению, продолжалась до конца 1687 года или начала 1688 года, когда первая часть Четиих-Миней была совершенно закончена и началось дело об ее печатании. Следовательно, до 1688 года свят. Димитрию едва ли удалось и приступить к работе над второй книгой. Но и с этого времени различные обстоятельства не раз мешали и отвлекали его от труда. Целый месяц июль 1688 года Святитель жил в Киево-Печерской Лавре, наблюдая,– а может быть, и корректируя – печатание своей книги. Для той же цели приезжал он в Киев в январе 1689 года и прожил здесь, вероятно, немало времени, дожидаясь выхода книги в свет. В марте того же, 1689 года пришлось ему снова приезжать в Киев из-за болезни матери, которая скончалась 28 марта и 3 апреля была похоронена Святителем в Кирилловском монастыре. Наконец, с 21 июля по 10 октября того же, 1689 года, т. е. более двух месяцев, свят. Димитрий потратил на поездку в Москву. Принимая всё это во внимание, мы должны признать, что до осени 1689 года Святитель работал над второй частью Четиих-Миней только неполный 1688-й год и несколько, не более четырех, месяцев 1689 года. А так как Макарьевские Четии-Минеи отобраны были у него патриархом Иоакимом в марте 1688 года, то, следовательно, с ними работа над второю книгою происходила не более двух или трех месяцев. Конечно, за такое короткое время Святитель не мог как следует использовать тот материал, который находился в Макарьевских Минеях. Об этом он сам впоследствии писал патриарху Адриану. Испрашивая у него в письме от 10 ноября 1690 года Макарьевские Великие Четии-Минеи за месяцы декабрь, январь и февраль, он говорит, что хотя эти книги и были у него, но он «не возмог в краткое время оных прочесть и что потребно оттуда изъять» 184 . Если, таким образом, в марте 1688 года свят. Димитрий почти еще и не приступал к чтению Макарьевских Четиих-Миней, то как же можно говорить о совершенном окончании им второй своей книги к этому времени? По нашему мнению, он тогда только еще начал писать ее. Что же касается фразы Святителя в письме к патриарху Иоакиму: «написал жития святых месяцей шесть», то она сказана была им, думается, просто из деликатности: свят. Димитрий не хотел показать патриарху, как бестактно и нехорошо он делает, требуя книги тогда, когда они еще нужны были Святителю, – пусть патриарху думается, что свое требование он прислал не вполне своевременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

135. Иоанна Златоуста , в Рождественском монастыре. Построена в 1676–1687 годах кн. Лобановой – Ростовской. Придел Николая Чудотворца первоначально построен был Царицею Анастасиею Романовной около 1550 г. Другой придел Филарета Милостивого. В конце XIX века оба придела и трапезная перестроены заново. Успения Божией Матери, в Новодевичьем монастыре. Построена в 1687 году. Вверху устроен придел Сошествия Св. Духа. В 1812 году устроены приделы: 1) Иоанна Богослова, 2) Иакова Алфеева. Николая Чудотворца, что в Голутвине, близ Якиманки. Построена в 1687 году. Колокольня конца XVIII века. Главный престол Рождества Богородицы. Другой придел Тихвинской Божией Матери. Преображения Господня, над северными воротами Новодевичьего монастыря. Построена в 1688 г. 139. Адриана и Наталии, на 1-й Мещанской. Церковь и колокольня построены в 1686–1688 годах, нынешняя трапезная в 1835–1849 годах. Главный престол Петра и Павла. Другой придел Николая Чудотворца. 140. Апостола Филиппа, близ Арбатской площади. Построен в 1688 году боярином Кузьминым. Главный престол Воскресения Словущего. Другой придел Иерусалимской Божией Матери. С 1817 года здесь Иерусалимское подворье. 141. Николая Чудотворца «Большой Крест», на Ильинке. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680–1689–1697 годах. Колокольня несколько изменена в 1819 г. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. 142. Живоначальной Троицы, что в Кожевниках. Главный храм построен в 1686–1689 годах, трапезная и колокольня в XVIII веке. Приделы: 1) Михаила Архангела, 2) Параскевы Мученицы, 3) Кира и Иоанна. 143. Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот. Построена в 1689 году. Обновления были в 1739 и в 1813 годах, причем были пристроены придел Николая Чудотворца и нынешняя колокольня. Другой придел Утоли моя печали. 144. Иоанна Предтечи, что на Малой Лубянке. Построена в 1689 году. Трапезная перестроена в 1862 году. Приделы: 1) Иоанна Богослова , 2) Никола я Чудотворца. 145. Воскресения Словущего, что в Пленниках. Вторая церковь Андреевской богадельни. Построена в 1689 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Кроме этой церкви, здесь, по свидетельству очевидцев, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоявшая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановым Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви была несчастна. Сильный ветер сорвал главный купол с нее, а преемники Хвостова, или по нерадению, или по недостатку средств, не восстановляли ее; в 1821 году она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева; вместе с церковью, обгорели домы священника и дьячка и колокольня. Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митр. Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым, на средства кн. Салтыкова, но, вследствие сырости, печи выломаны. В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Но так как величина иконы не соответствует размерам мест нынешнего иконостаса, то она, вероятно, взята из иконостаса прежней деревянной церкви и, следовательно, принадлежит к прошлому веку, или к началу нынешнего. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности. Из сосудов замечателен оловянный из богослужебных книг – Октоих 1694 года, Евангелие 1693 года и Апостол 1775 г., изданные в Москве. Из документов церковных замечательны: 1) исковое дело копорского полка полковника Ивана Стефанова, сына Хвостова, о даровании прибужскому причту выписи из писцовых книг, сохранившееся в половину; 2) межевые книги и план на пашню и сенные покосы, межевания землемера секунд-майора Матвея Копьева 1783 года; 3) план и фасад на бывшую Троицкую церковь , составленный гдовским уездным землемером Ильею Ивановым; 4) план и фасад нынешнего храма, составленный в 1860 г. архитектором Лоренцом. Причт до 1754 г. состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни; потом учрежден диакон; первым диаконом был Илья Иванов, сын свящ. Ивана Григорьева; потом служил Андрей Анисимов, рукоположенный митрополитом Серафимом 1822 года, августа 9 дня. Из священников известны: Яков Мартынов (1628 г.) и Андрей Щелкалов (1753 г.), Амос (1768 г.), Иоанн Данилов (1780 г.); в метрической книге 1783 г. указан Иоанн Григорьев; место его занял сын его Игнатий Иоаннов, бывший учителем в Новгородском духовном училище и носивший, в светском звании, шпагу „за усердие”. В 1830 г. он был, за старостью лет, уволен и чрез 5 лет умер в Рудницком погосте; его заменил окончивший курс в Петербургской духовной семинарии Петр Андреев, рукоположенный епископом Никанором 1831 г., июня 11 дня. При нем разрушена Троицкая церковь и из остатков ее выстроена колокольня. По переводе Андреева, чрез 5 лет, в Таицы, поступил сюда Василий Иоаннов Кедров, умерший 1858 года, ноября 10 дня. При нем уничтожена диаконская вакансия, церковь отнесена к 4-му классу, храм огражден оградою, поновлен иконостас и в погосте заведена школа. По смерти его, занял Иоанн Григорьев Добронравин, служащий доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Затем, по точным указаниям пр. Порфирия, афонские росписи относятся к следующим годам: придел И. Предтечи в Протатском храме к 1526 году (по нашему мнению обезображен перепискою). Собор Протата расписан Мануилом Панселином в 1535–1536 годах, который затем в 1537 г. расписал церковь в Миловоклиси бл. Кареи, между 1554 и 1574 гг. собор Руссика (сломанный) и между 1571 и 1582 гг. собор в Хиландаре (переписан в 1804 году). В 1535 г. расписан собор Лавры св. Афанасия Феофаном Критянином, в 1536 г. тамошняя трапеза (целиком переписана). К 1540 г. относится роспись трапезы в Филофеевском монастыре, к 1545 г. Храм Георгия в Ксенофе и к 1546 г. собор Ставро-Никиты, последний – Критянином Феофаном. В 1560 г. расписан придел Николая Чудотворца в Лавре, но ныне целиком переписан, и в 1564 г. лики мучеников на клиросах Ксенофа писал Феофан, а в 1567 г. тамошняя трапеза. В 1568 г. расписан собор Дохиара (поновлен в 1855 г.), и роспись его сравнительно лучше других сохранилась. Около 1600 г. расписан соборный храм Ивера, но поновлен в 1842 г. Множество церквей, приделов, трапез афонских расписаны уже в XVII веке: в Дионисиате собор (1647 г.) и притвор его, трапеза в Хиландаре, храм Симонопетрского монастыря, фиал Лавры, собор Кутлумуша (1640 г.), Пантократора (1640 г.), притвор с изображением акафиста Богоматери у Павла, церковь во имя Михаила Синадского в Лавре в 1653 году и около этого времени паперть Ксенофского собора с изображением Апокалипсиса, обе на средства, дарованные угровлахийским воеводою Иоанном Матфеем и женою его Еленою. К 1672–1674 гг. относятся росписи приделов соборных и трапезы в Ивере. К 1678 г. относится роспись Ватопедского придела во имя Богоматери «Парамифии» на средства Лаодикийского митрополита Григория и к 1683 г. придела Вратарницы в Ивере. Наконец, к XVIII столетию относятся росписи соборов в монастырях: Каракалла, Филофея, церквей, приделов и притворов в Лавре Афанасия (ц. Икономиссы), Ивере, Хиландаре, Дохиаре, Пантократоре, Ватопеде (придел Николая Чудотворца), Зографе, Кутлумуше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1393 . Афинейский, Офинеевский или Яфинейский на Кропивне, мужской, совсем уничтоженный, Твер­ской губ., где-то недалеко от Твери. В писцовых книгах XVI ст. за ним зна­чится несколько деревень и пустошей в волости Суземье, лежавшей по р. Вязьме на границе нынешних уез. Тверского и Старицкого. Далее в той же книге при описании волости Воловичи сказано: «Афинеевские пустыни, что на реч. на Кропивне, 11 дерев. с починки». Реч. Кропивна, правый приток Тьмаки, про­текает по 2-му стану Тверского у. и в „Спис. насел. мест” есть дер. Котово на реч. Кропивне, в 10 вер. к юго-вост. от Твери. У Строева сказано, что в нем был игумен Иосиф в 1576 г., а о м-ре упоминается также и в 1689 г. Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 175, 219, 230; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 485. 1394 . Байтальский, мужской, ныне село Байталье, Херсонской губ., Ананьев­ского у., в 15 вер. к сев.-зап. от Ананьева по дороге в Балту, при р. Тилигуле. Основан около 1700 г.; ныне нет и следов, остался лишь разрушен­ный фонтан. “Херсон. губ. в.”, 1854 г., 22 (Опыт статист. опис. Ананьева). 1395 . Баскаков, мужской, ныне село Баскаково, Смоленской губ., Сычевского у., в 45 вер. к юго-вост. от Сычевки, при рч. Посинейке. Основан ино­ками Предтечевского м-ря в Вязьме, ве­роятно, в XVI ст. Местность села Ба­скакова в XVII ст. принадлежала Мо­сковскому Новодевичью м-рю, что дока­зывается надписью с пометкою 1685 на евангелии, находящемся в нынешней сель­ской церкви во имя Рожд. Христова. “Ист. стат. опис. Смолен. епар.”, 294, 369). 1396 . Бисерская, мужская пустынь, ныне село Бисерево, Московской губ., Бо­городского у., в 21 вер. к зап.-юго-зап. от Богородска, при оз. Бисеровском или Монастырском. В 1721 г., когда ею управлял строитель Василий, находи­лась в Московском у., Вохонской десятины. Строев, “Спис. иер. и наст.”, 259. 1397 . Благовещенский, женский, на посаде, в гор. Можайске, Московской губ. Существовал в XVI ст. и по описи 1595 г. имел дерев. церковь Благове­щения, келью игуменьи, 9 келий для ста­риц да 3 кельи нищих; к м-рю при­легала слободка в Узской улице с 5 двор. живущих. В 1660 г. упоминается старица Дорофея, а по описи 1689 г. значится закрытым и упоминаются лишь одни принадлежавшие ему пустоши. Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 258, 80; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 630 (слободка), 651 (опись м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1281 (писцов. книга 1689 г. поместных и вотчинн. земель м-ря в пустоши Волоской, Сельце, Подольной, Мишине и Долгой), II, книги дозорн., переписн. и проч., 96 (опись 1689 г.); “Можайский Лужец. второго класса м-рь”, 1888 г., 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По завещанию царя кроме него «сберегателями» были Л. К. Нарышкин, Ф. А. Головин и князь П. И. Прозоровский. 33 Вильгельм III Оранский (1650–1702) – штатгальтер Голландии (с 1674), английский король (1689); правил совместно с женой Марией II Стюарт 34 «Союзники» – это Голландия, Англия и Германская Империя, воевавшие против Франции в «Войне за испанское наследство» (1701 – 1713). 35 Стрешнев Тихон Никитич (1644–1719) –боярин, сенатор, «дядька» царевича Петра; пользовался его полным доверием, вместе с князем Ф. Ю. Ромодановским управлял страной, когда царь был за границей, возглавлял Приказ военных дел (1701), затем Разрядный приказ, был московским губернатором (1708). 36 Победа русских войск под командованием фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведами была одержана 18–22 июля 1702 г. у Гумоловой мызы, близ Пернова (Пярну). 37 Бараши – ремесленники, шатерники, обойщики; здесь этот термин обозначает район, местность, где они жили. 41 Софья Алексеевна (1657–1704) –царевна, дочь царя Алексея Михайловича от первого брака, сводная сестра Петра, правительница России (1682–1689); в годы ее правления были даны некоторые льготы торгово-ремесленным посадам городов, ослаблен сыск беглых крестьян, основана Славяно-греко-латинская академия; в области внешней политики России был заключен «Вечный мир» с Польшей (1686), Нерчинский договор с Китаем (1689), подтвержден мир со Швецией и совершены неудачные Крымские походы (1687, 1689); потеряв поддержку ряда придворных группировок, она была свергнута и заточена в монастырь. 42 Это собор Василия Блаженного (Покровский собор на рву). Построен в 1555–1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь покорения Казанского ханства. 43 Федор Иванович (1557–1598) –русский царь (с 1584), сын Ивана Грозного; слабый и болезненный, в правлении страной участия не принимал; управлял страной Борис Годунов. В царствование Федора проходил постепенный подъем народного хозяйства страны, разоренной опричниной и Ливонской войной. 44 Термин «царь» происходит от латинского «цезарь» – император.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010