И так не может подлежать сомнению, что дата гравюры на рассматриваемом нами Евангелии, не дозволяя относить его издание ко времени ранее 1697 года, нисколько, сама по себе, не препятствует отодвигать его далее сего года. Теперь посмотрим, нет ли каких других данных в означенном Евангелии, которые имеют отношение к трактуемому нами вопросу. Такие данные есть, и они заключаются в следующем. Обычно и даже обязательно в издаваемых Львовским братством Евангелиях помещалась (в начале) молитва , в которой, между прочим, воссылалось прошение к Господу о здравии короля. В молитве при рассматриваемом Евангелии читается: «спаси Господи владущаго нами короля Иоанна». Сей же король Иоанн (Ян III Собеский), вступивший на престол в 1674 году, скончался 30 июня (по новому стилю 10 июля) 1696 года. Отсюда следует, что если бы Евангелие издано было и в 1697 году (дата гравюры, помещенной в нем), то и тогда мы имели бы дело с сознательно допущенным братством анахронизмом, объяснить который было бы в высшей степени затруднительно. Мы и не будем объяснять, потому что в этом надобности нет, а пойдем далее. А дальнейшее заключается в следующем: издательская деятельность Львовского братства за нужные нам годы, благодаря сохранившимся записям, показывает, что ни в 1697 ни в последующих годах до 1703 года Львовское братство к изданию Евангелия не приступало; оно приступило к нему только в апреле 1703 года, заключив условие с тем самым типографом, подпись которого мы видим на рассматриваемом нами Евангелии. Условие это типографом было выполнено. Евангелие отпечатано в количестве 1200 экземпляров; между тем, несмотря на обилие экземпляров Львовских братских Евангелий всех изданий, даже старейших, экземпляров только этого Евангелия (предположив, что дата на нем выставлена верно) мы не видим ни одного. Что сие означает? Сие означает, что рассматриваемое нами Евангелие с сознательно неверной датой и сознательным анахронизмом в молитве, допущенными Львовским братством, есть Евангелие, изданное Братством в конце 1703 или начале 1704 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

7 . КИРИЛЛ Ставровецкий, прозываемый Безбородый, в 1635 и 1637 годах. 8 . ЛАЗАРЬ Баранович, восстановитель попечитель этой обители, с 1653 года. Он, будучи Игуменом Братского монастыря и Ректором Киевской Академии, управлял сим Черниговским Елецким, равно как и во время Архиерейства своего неусыпное имел о нём попечение всего через 16 лет. Скончался в 1693 году, Сентября 3 дня. 9 . ИОАННИКИЙ Галятовский, из Ректоров Академии Киевской и Игуменов Братского монастыря с 1669 года. В 1687 году переведён в Спасский Новгород-Северский монастырь, и там скончался. 10 . ФЕОДОСИЙ Углицкий, с 1688 года. В 1693 году хиротонисан в Архиепископа Черниговского с предоставлением ему и титла Архимандрита Елецкого монастыря. Скончался в 1695 году (см. выше, ч. III, стр. 437). 11 . ИОАНН Максимович, с 1695 по 1697 годы; потом Архиепископ Черниговский. 12 . ДИМИТРИЙ I Савич Туптало, с 1697 по 1699 годы, потом Архимандрит Новгород-Северский Спасский, а, наконец, Митрополит Ростовский. Примечание. Сего святого мужа находятся в монастыре сем собственноручные черновые краткие записки, по которым значится время вступления его в монастырь Елецкий на настоятельство, и выбытия из оного. Для любопытства несколько строк из оных здесь помещается: «Року ахчз (1697), месяца Июня, принявши Архимандрию Елецкую Черниговскую, зревидовалисьмо скриньку скарбцовую. Зличили в ней таляров битых сто, а золотых чехами, а остаток чехов велелисьмо отцу Геннадию Шафару взяти до шафованья на монастырьский росход – – – Року ахч (1699) Сентебрия з (7); отъежаючи с монастыря Елецкаго оставляю господарство таковое и проч.» (здесь прописано частью церковное, частью экономическое монастырское имущество). 13 . НИКОН, с 1700 года. В 1703 году переведён в Новгород-Северск Архимандритом же. 14 . ИСААКИЙ Васенькевич, с 1706 по 1714 годы. 15 . ЕВСТРАТИЙ Самборович, с 1719 по 1722 годы. 16 . НИЛ Березовский. Упоминается в 1722 году. 17 . ТИМОФЕЙ Максимович, с 1724 по 1748 годы. 18 . ДИМИТРИЙ II Белинский. Упоминается в 1750 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Воскресенской церкви на Мячине колокол с надписью: «Лета 7177 (1669) года марта 12 дня выменен колокол в Великом Новгороде при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Руссии к Воскресению Христову». Здесь же сохранились два колокола с одинаковою вылитою надписью на латинском языке по верхней части их: «M. Kordt Kleiman me fesit». Другая одинаковая русская надпись на них вырезана внизу кругом: «Лета 7155 (1647) года марта 1 дня при благоверном государе царе и в. князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя России самодержца дали сии три колокола Великаго Новгорода церкви Всемилостиваго Спаса Нерукотворенному образу у Новинских ворот... Бога молить, а по смерти за их души поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти, а прием подписан в 1776 (1669) году мая 1 дня». В Перекомском монастыре колокол с надписью: «В лето 7189 (1681) году дал сей колокол в Новгородской уезд в Николаевской Перекомской монастырь Роман Федорович Боборыкин по себе и по родителех». В Никитинской церкви на пяти колоколах находится следующая одинаковая надпись: «Сей колокол дал к церкви Андрея Первозванного Щитной улицы торговой посадской человек Григорий Сильверстов лета 7206 (1698) апреля в день». На двух колоколах год вылит 7206, а на трех 7205 (1697) и месяца марта в 25 день. В Феодоровской церкви на двух колоколах одинаковая надпись: «71205 (1697) марта в 4 день вылит сей колокол в Великий Новград к церкви великомученику Феодору Стратилату на Торговую сторону, весу в нем 41 пуд 12 фунтов». На другом колоколе вес написан: «12 пуд. 9 фунт.». В Ильинской церкви, на трех колоколах одинаковая надпись: «Лета 7205 (1697) марта в 1 день, сей колокол В. Новаграда церкви св. Пророка Илии Славной улицы, а вылит после пожара из старых колоколов тояж церкви. Лил сей колокол мастер Иван Матвеев». К 17 веку относятся два колокола в Успенской Колмовской церкви, литые при царе Василии Иоанновиче Шуйском и Новгородском митрополите Исидоре (1606–1610). В Вяжицком монастыре большой колокол с надписью: «Божьей милостью, повелением благовернаго христолюбиваго государя царя и в. князя Михаила Феодоровича всея Руси, и по благословению отца его государева, великаго государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, слит сей колокол в Новгородской уезд в некончаемый дом великому чудотворцу Николе в Вяжицкой монастырь при игумене Варламе еже о Христе с братиею, лета 7135 (1627) года месяца мая в 22 день; мастер Дмитрий (правильно – Данила 277 ) Матвеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Григория Богослова , архиеп. К-польского (IV в.), в теоретической мистике «Ареопагитик», в сочинениях о пустынножителях прп. Иоанна Кассиана Римлянина (IV-V вв.), в трактатах католич. мистиков Генриха Сузо (XIV в.), Яна ван Рёйсбрука (XIV в.), И. Таулера, Хуана де ла Круса, Франциска Сальского и др. (Ibid. P. 165, 185-186, 243; ср.: Le Brun. 1972. P. 494). Фенелон считал, что всех этих авторов объединяет общее учение о необходимости для достижения совершенства приобрести «навык (habitude) любви и созерцания» ( Dudon. 1930. P. 174). Уже в «Гностике...» понятие любви становится наиболее важным для К. Фенелона. Он отмечал, что мистическая любовь к Богу должна быть «чистой» (pur) и «незаинтересованной» (désintéressé), т. е. должна соединяться с отречением человека от эгоистичной любви к самому себе и от всех без исключения собственных желаний; мотивом любви должен стать только объект любви (Ibid. P. 170, 178). Соединяясь в мистической любви с Богом, душа перестает действовать и приобретает состояние бесстрастия (impassibilité); одновременно она начинает в покорной пассивности (passivité) переживать постоянное божественное воздействие, видит Бога «лицом к лицу» и обоживается (Ibid. P. 191, 196-197, 216; ср.: Le Brun. 1972. P. 498-500). Франсуа Фенелон (1697-1698). Неизвестный художник (частное собрание) Франсуа Фенелон (1697-1698). Неизвестный художник (частное собрание) Содержание «Гностика...» демонстрирует, что подписание Фенелоном «Артикулов» конференций в Иси было вынужденным и не вполне искренним, т. к. он не мог принимать всех содержавшихся в документе утверждений в том смысле, в каком они были сформулированы членами комиссии. Сразу же после обнародования «Артикулов» он стал работать над комментарием к ним и при его составлении пытался истолковать все допускавшие различное понимание места в квиетистском духе (этот комментарий при жизни Фенелона не публиковался; совр. изд.: F é nelon. 1915). Одновременно с этим им был создан вышедший в свет 25 янв. 1697 г. трактат «Объяснение мнений святых о внутренней жизни» (Explication des maximes des saints sur la vie intérieure).

http://pravenc.ru/text/1684047.html

Последняя поездка Иоанна в Москву с поручениями от лавры состоялась в 1693 г., когда он ездил за благо­словенной грамотой для вновь избранного лаврского архиман­дрита Мелетия Вуяхевича 1415 и в то же время давал патриарху объяснения по поводу некоторых неисправностей в богослужебных книгах, печатавшихся в лаврской типографии. Объяснения были признаны достаточными, и патриарх подтвердил за лаврой право и впредь печатать книги, с выполнением лишь некоторых указаний 1416 . Свенским монастырем св. Иоанн управлял до середины 1695 г., когда его вызвал в Чернигов в свои сотруд- —151— ники архиепископ черниговский Феодосий Углицкий 1417 . Св. Феодосий высоко ценил Иоанна и, как раньше сам был поставлен своим предшественником по кафедре Лазарем Барановичем в архимандрита черниговского Елецкого мо­настыря, так теперь сделал елецким настоятелем Иоанна, надеясь видеть в нем своего преемника по пастырству. В архимандрита Иоанн посвящен в Москве 1418 . По смерти Феодосия (5 февр. 1696 года) 1419 , малороссийское избиратель­ное собрание – рада 1420 , съехавшееся в Чернигов на 24 ноя­бря 1696 г., единогласно и избрало елецкого настоятеля в черниговского архиепископа. Собрание свидетельствовало в своих грамотах, что оно знает Иоанна как «мужа благочестива, с юных лет монашествующа, в искусстве добродетели и поучении и проповедании слова Божия извест­ного, и тамо сущим людям он на пользу благонравием своим» 1421 . Гетман Мазепа 1 янв. 1697 г. дал новоиз­бранному свои грамоты 1422 , с которыми тот явился к патриарху Адриану в Москву и уже 10 января был руко­положен в архиепископа черниговского 1423 , с правом —152— облачаться в саккос 1424 . Одной из первых мер нового архиепископа было назначение им, 10 июня 1697 г. 1425 , на свое прежнее место в елецкие настоятели игумена Димитрия Саввича Тупталы; это впоследствии – св. Димитрий, знамени­тый митрополит ростовский 1426 . Черниговскую кафедру святитель Иоанн занимал с 1697 по 1711 год, проявив себя деятельным правителем, по­кровителем просвещение, неутомимым литературным тру­жеником, наконец, верным сыном родины в пережи­вавшееся ею трудное время шведской войны и мазепиной измены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

переведен в Троицкий Киево-Кирилловский монастырь... и пребысть во оном токмо пять месяцев. – 18 января 1697 г. умер Иннокентий Монастырский, настоятель Киевского Кирилловского монастыря, после него игуменом был избран Димитрий Ростовский , но пробыл им менее пяти месяцев: 10 июня 1697 г. он был избран архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. 570 ...преосвященнаго Иоанна, архиепископа Черниговскаго... – Иоанн Максимович (1651–1715) – игумен Елецкого Успенского Черниговского монастыря (1695–1696), архимандрит Черниговский (1697–1711), митрополит Тобольский и всея России (1711–1715). Будучи черниговским архимандритом, основал Черниговскую коллегию, поддерживал типографию при Болдинском Троицком Ильинском монастыре, в которой издавал свои сочинения, а будучи тобольским митрополитом организовал Пекинскую духовную миссию (1715) с целью просвещения и проповеди христианства среди местного населения, сбора материалов о Китае, помощи русским дипломатам в налаживании отношений между Россией и Китаем. Был автором большого числа нравственно-дидактических сочинений, среди которых особенно выделяется « Илиотропион , то есть Подсолнечник, представляющий собразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири» (основу его составляет сочинение Иеремии Дрекселя «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (1627)). Канонизирован в 1916 г. 573 ...в монастырь Успения Пресвятыя Богородицы, именуемый Елецкий Черниговский. – Черниговский Елецкий Успенский монастырь по преданию был основан в нач. XI в. в Чернигове на месте явления на ели иконы пресвятой Богородицы. Сначала князь Святослав Ярославович построил церковь в честь Успения Богородицы, а около 1069 г. основал монастырь. Устроение монастыря связывается с преподобным Антонием Печерским, который удалился в Чернигов из Киева, в 1074 г. ископал себе пещеру и основал рядом Болдинский Свято-Троицкий Ильинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М-рь возобновлен в 1633 г. кн. Львом Самуилом Огинским, и несмотря на все старания униатов оставался во все время верным православию. В 1842 г. возведен на степень 2-го класса. В м-ре находится древняя икона Казанской Бож. Матери, дар патриарха Никона , почитаемая чудотворною. Иером. Сергий, “Витебский Марков Свято-Троицкий муж. м-рь, с видом”, в “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”; “Ист. Рос. Иер.”, V, 48; Ратшин, 22; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 35; “Опис. м-рей”, 1817 г., 68; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 51; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 15 (о возвед. в 1-ый класс); 1850 г., 90 (наделен лесом); 1884 г., 237 (школа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 502; “Витеб. губ. в.”, 1858 г., 21 (история м-ря); 1859 г. 11 (архиеп. Феофан Рыпинский); “Акты Зап. Р.”, V, 164 (Благослов. гр. 1686 о прсдоставл. права посылать своих монахов в Ригу для соверш. богослуж.), 170 (Гр. 1687 г., о том же), 270 (Гр. 1697 г. о том же; игум. Феофан), 278 (Гр. 1699 г. о том же); “Опис. докум. и дел архива св. Син.”, II, ч. 1, 372 (прошение 1722 г. о принятии Богоявл. Полоц. м-ря под покровит. св. Синода; в 1697 г. упомин. игум. Феофан), прилож., и CCVI, XXX и XXXI (грам. патриарха Адриана 1697 г. и Стефана, митроп. Рязан., 1715 г., о дозвол. монахам м-ря ездить в Ригу для совершения правосл. богослужения); III, 1723 г., 136 (прошение иеромон. Илариона и Серапиона о выдаче м-рю грамоты на право посылать в Ригу для священнослужения и прош. милостыни), прилож., LXXXIV, XXVI (грамоты, данные м-рю на право посылать иеромон. в Ригу), XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых архимандрии Слуцкой); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., III, 17 (грам. 1656 г. патр. Никона игумену м-ря Каллисту на наместничество Полотское и Витебское), 87 (еписк. Каллист в 1659 г. жил в Марков. м-ре); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г. на права православ. м-рей). 291. Мартвильский , мужской, 1-го класса, Кутаисской губ., в Мингрелии, к вост.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рязань. Церковь Екатерины. Екатерининская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначальная постройка храма относится к концу XVII века(1697-1699гг.). Зодчий-Яков Григорьевич Бухвостов. Через 100лет храм обветшал, и перестроен в 1798 году. В Екатерининской церкви два придела: в честь Рождества Богородицы и великомученика Георгия Победоносца. В 1906 году были устроены ещё два придела: в честь Архангела Михаила и Нерукотворного Образа Спасителя. В этой церкви в 1870-1882 годах служил священником известный композитор духовной музыки протоиерей Михаил Александрович Виноградов. После 1917 года церковная служба прекращена. Окончательно храм был закрыт в 1935 году. Здание храма использовалось как торговое учреждение. В 1992 году храм возвращен верующим и освящен. Источник: http://www.ryazeparh.ru/ Екатерининская церковь первоначально находилась, как видно из Писцовой книги Мины Лыкова, в остроге, за Глебовскими воротами. В списке с Писцовых книг князя Федора Павлова 1643 г. Екатерининская церковь упоминается в числе церквей, находившихся в остроге, в Стрелецкой слободе. В остроге же значится Екатерининская церковь и по окладной книге 1676 г. Первоначальное построение, вместо деревянной, каменной церкви в честь св. вмц. Екатерины с приделом Георгиевским одновременно с церковью Ильинской и проводилось в 1697 – 99 гг. тем же подрядчиком Бухвостовым. Существующая Екатерининская церковь с приделами Богородицерождественским и Георгиевским построена в 1798 г. В приходе к ней числится 182 двора, в коих муж. пола 519 и жен. пола 610. При церкви имеется неприкосновенного капитала более 8 000 руб., проценты с коего идут частью в пользу бедных прихожан. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 2 псаломщика. Иоанн Добролюбов   «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…», т. 1, Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г. В нач. 17 в. в городе уже была деревянная церковь Екатерины с приделом преподобного Онуфрия. Стояла она за Глебовскими воротами, в остроге, в Стрелецкой слободе (вблизи того места, где располагается театр Юного зрителя). В 1697-99 гг. взамен деревянной возвели каменную. По преданию, подрядчиком был Никита Бухвостов. В нач. 18 в. её разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=07111

Рыбинск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь Казанской иконы Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1697. Адрес: Ярославская область, Рыбинск Координаты: 58.0445, 38.869 Проезд:Расположена в конце улицы Большая Казанская, так называемая Стрелка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В начале XVII в. на месте церкви располагался мужской монастырь. В 90-х годах XVII в. на месте монастыря появился " убогий дом " - богадельня. В 1697 г. при этом доме построена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с небольшой папертью и шатровой колокольней. Много лет храм оставался нерасписанным. Только в 1767-1768 гг. артель ярославских изографов украсила храм фресковой живописью. Замечателен по богатству исторических и бытовых подробностей нижний храмовый ярус церкви, иллюстрирующий " Сказание о Казанской иконе " , написанное митрополитом Казанским Гермогеном. На северной стене изображена встреча Казанской иконы в Москве в 1612 г., когда она прибыла с ополчением Минина и Пожарского как " великая заступница Русской земли " (в клейме изображена огромная толпа народа на фоне Московского Кремля). В 1768 г. в храме установлен резной пятиярусный иконостас, который стал одной из достопримечательностей древнего храма. В дальнем конце Большой Казанской улицы располагается комплекс Казанской церкви, построенной в 1697 году на месте упраздненного одноименного монастыря. Эта летняя церковь, сохранившаяся до наших дней, относится к типу поздних ярославских храмов. Она типологически близка к таким ярославским храмам как Никола рубленный город (1695). Основной объем храма – бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает трехапсидная алтарная часть, а с запада узкая галерея – паперть, и небольшой притвор, увенчанный ротондой и с плоским куполом. Четверик имеет два яруса окон и увенчан традиционным пятиглавием. До наших дней Казанская церковь, дошла с искажениями и утратами. Еще в конце XVIII в окна получили плоские барочные наличники с «ушками».

http://sobory.ru/article/?object=03043

Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Чудинове. Церковь Преображения Господня каменная построена в селе Чудинове в 1697 г. 31 августа 1697 г. «по благословенной грамоте, дан антиминс к новопостроенной церкви Преображения Господня, что в Московском уезде, в селе Спасском, под росписку той же церкви попа Василия». В приходных книгах казенного приказа за 1698 – 1739 гг. писалось: «церковь Преображения Господня в вотчине дьяка Степана Ступина, в селе Чудинове, дани 22 алтына, заезда гривна», с 1712 – 39 гг. дани рубль 2 алтына. В Синодальном казенном приказе производилось дело об исправлении церкви во имя Преображения Господня в селе Спасском, в вотчине Николая Автомоновича Иванова. Дело началось по прошению священника оной церкви Василия Сергеева. В своем прошении, поданном в казенный приказ 28 июня 1726 г., он писал: «В нынешнем 1726 году в великий пост перед Вербною неделею волею Божию домишко мой и на помещикове дворе избы погорели и от тех изб на церкви Божией кровля загорелась и я о том неведом был и посторонние люди иных деревень крестьяне сбежались и церковные двери выломали и утварь церковную вынесли, и престол разломали и вынесли вон из церкви, а в то время около дворишка своего убирался и был в беспамятстве, а антиминс со всем в целости вынесен, и чтоб указом повелено было о том престоле милостивое рассмотрение учинить и об освящении дать указ, чтобы оная церковь без пения не стояла». В Синодальном казенном приказе, вследствие сего прошения, на справку выписано: «В окладной книге сего 1726 г. в Московском уезде в Перемышльской десятине написано: церковь Преображения Спасова, дани и заезда, и десятильнича доходу рубль 2 алтына, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, и те деньги на прошлые годы плачены». В писцовых книгах Московского уезда оной церкви не написано, а прибыла и данью обложена в 1697 г. и у той церкви написано двор попов, двор дьячков, двор пономарев, в приходе 11 дворов; пашни церковной земли 30 четьи, сенного покосу не написано. В переписных 1703 г. книгах у оной церкви написано: поп Василий Сергеев, в приходе 10 дворов, пашни церковные 30 четьи в поле, а сена не написано.

http://sobory.ru/article/?object=36161

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010