Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 гг. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович. Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г., 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе. К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини. В сентябре 1687 г., к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI в. Перед ним в 1696 г. затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны. В сентябре 1700 г. в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 г.). К началу XVIII в. окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг. В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 г. был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 г. в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

http://sobory.ru/article/?object=02082

ГИМ, собр. П.И. Щукина, 667, л. 43об.–77. Архив ГМИР, колл. З, оп. 1, д.66, л. 309–317. РГИА, ф. 834, оп. З, 3886, л. 407–417. РНБ, ф.728, 1371, л. 301–309. РНБ, ф. 905, F.210, л. 100об.–110. РНБ, ф. 73, 70, л. 1–17 БАН, собр. Основное (оп. 31), 16.18.14, л. 2–29 РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127, л. 235–266 РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 9, стб. 157–172 Приложение 7. «Видение» патриарха Никона. Тексты Текст «видения» патриарха Никона дважды издавался в XIX в.: Николаевский 1885, 504–505; Белокуров 1887, 101–102; переиздан в XX в. по публикации П.Ф. Николаевского: Колотий 2000, 84–86; по публикации С.А. Белокурова : Зеленская 2002, 374–376. Текст «видения» патриарха Никона издаётся мной по самой ранней рукописи из библиотеки Воскресенского монастыря, хранящейся ныне в Синодальном собрании рукописей ГИМ. Публикация осуществляется по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Рукопись плохой сохранности; утраченные в результате механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются мной по другим спискам – такие текстовые фрагменты и отдельные слова выделены курсивом и заключены в угловые скобки; курсивом выделены части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги. Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. [Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Источник Основной текст: ГИМ. Синодальное собр. 1068, стб. 1–1об. Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127, л. 206–208об. Архив ГМИР, кол. 3, оп. 1, д. 66, л. 334–334об. РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), 415, л. 243–245 РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.IV), 69, л. 230–231об. РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), 9, л. 83об.–84об. РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), 10, л. 34об.–35 РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.III), 218, л. 537–537об. ГИМ, Воскресенское собр., 129-бум, л. 95–96

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Симеона Богоприимца и св. царя Константина и матери его Елены, и на полатех Бориса и Глеба, во святом крещении благоверных князей Русских Романа и Давида; и монастырь девичь устроиша». В 1-ой же Новгород. летописи под тем же годом говорится: «Створи монастырь у св. Павла Семеновая Борисовича». Под 1423 г. в летописи скудно что построена церковь кам. Воскресение Хр. в Павлове монастыре, на Павлове улице. В 1541 г. во время пожара сгорел «В Павлове монастыре Павел святый». Упразднен еще до шта­тов, и в 1788 г. здания, остававшие от него, разобраны на возобновление Кирил­лова мон., а иконостас, утварь и все церковное имущество отдано в Леохнов мон. “Ист. Росс. Иер.”, III, 497; Ратшин, 396 (здесь он смешан с Петропавловским мон., что на Синичьей горе); Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 343, 378; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 11; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. VI, 137; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 87; “Дополн. к Акт. истор.”, I, 66 (Гр. 1555 г. о заложенной земле Горихвостову); “Новгор. писцов. кн.”, I, 150, 511, 609; III, 493; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 76; “Полн. собр. лет.”, III, 50 (в 1238 г. м-рь основ.), 140 (в 1422 г. постр. церк. Воскресенье), 219 (основ. м-ря 1224 г.), 236 (в 1418 г. постр. церк. Воскр.), 238 (в 1423 г. постр. церк. Воскр.); 120 (в 1422 г. постр. церк. Воскр.); VI, 301 (в 1537 г. сгорела дерев. церк. и трапеза). 1858 . Пантелеймонов – Дальний на Бору, мужской, ныне слобода Пантелеймоновская, Псковской губ. и уезда, в 5 вер. от Пскова, при р. Великой. О нем в Псков. летописях записаны следующие известия: В 1341 г. «князь Александр учинив розратье с немци, разгневася на пскович и побеже из Пскова, и псковичи ехаше по нем с поклоном до св. Пантелеймона». В 1396 г. «бысть знамение у монастыря у Даль­него Пантелеймона: у иконы св. Богоро­дица слезы». В 1450 г. «приеха пре­освященный архиеп. Велик. Новгорода и Пскова владыка Еуфимий .... и усретоша его против далнаго Пантелеймона». С 1596 г. до XIX столетия здесь жили Псковские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Перед полуночью государь потребовал исповедника и принял причастие; даже родичи не верили в неминуемость смерти и разошлись по своим палатам; в 4-м часу удар большого колокола известил, что Алексея Михайловича не стало. Не только патриарх — многие тайные и явные сторонники царевича Петра в шоке от моментального крушения надежд сделали единственное, что повелевал им присущий всем россиянам страх перед пустующим троном. Темной ночью, не успело еще тело покойного государя остыть, спугнутые с постелей царедворцы и духовенство стаями слетались в ярко освещенный дворец и принимали присягу облаченному в царское одеяние и усаженному на трон в Грановитой палате Федору Алексеевичу Романову. Начиналось новое, либеральное царствование (1676—1682). Патриархии предстояла решающая проверка на способность поддержать развитие Русской православной церкви в соответствии с потребностями новой, великой России. Примечания СГГиД. М., 1826. Т. IV. 35. С. 128; АИ. Спб.. 1842. Т. V. 135; Акты Археографической экспедиции. Т. VI. 204; ПСЗ-1. Спб., 1830. Т. 1. С. 99 и сл. (статьи 37-38). ПСЗ-1. Т. 2. 826—827. Неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедующегося " к измене или бунту на государя " требовал указ 1722 г. Впоследствии сфера подлежащего доношению из исповедальни расширялась. АИ.Т.У. АИ.Т.У. С. 114. АИ. Т. V. ААЭ.Т.1У. Соборное определение 1675 г.//История Российской иерархии. Ч. I. Ср.: ААЭ. Т. IV. 155,204,205. АИ. Т. V. 135. С. 233; 35. С. 167. АИ. Т. V. 253. С. ЯЗ; ААЭ. Т. IV. 204. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1918. Т. I. С. 408. АИ. Т. V. 259. Процесс подробно рассмотрен: Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. С. 24. Примеч. 3. О реформах государя подробнее см. в моих исследованиях: Царь Федор Алексеевич: 1676—1682. М., 1994; Царь Федор Алексеевич//Филевсие чтения. М., 1994. С. 1—48; Федор Алексеевич//Вопросы истории.1994. 7. С. 59-77; В тени Великого Петра. М., 1998. С. 61—246. Они рассмотрены: Соловьев С. М. История России. М., 1991. Кн. VII. С. 119-120. РГАДА. Саровское собр. 237. Л. 151-228 (автограф, черновик). Ср.: ААЭ. Т. IV. 205; ГИМ. Синодальное собр. 423/693, 435/696, 93/697, 428/694, 426/695. Ужаснейшей после капитуляции главной русской армии в 1634 г. военной трагедии, заставившей Государев двор официально надеть траур. — А. Б. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

Синода», II, ч. 1, 448 (в 1669 г. игум. Евфимий; в 1680 г. приписан к Воскр., Нов. Иерусал., м-рю; в 1710 г. сделан самостоятельным; с 1722 по 1728 г. состоял за Алекс.-Нев. м-рем; в 1728 г. снова приписан к Воскр. м-рю), прилож., XXXVI (настольн. грам. 1669 г. патриар. Иоасафа игум. Евфимию, постриженнику Ферапонтовой пустыни), DLXIII, (в 1676 имел крест. 163 двора); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 98 (в 1682 г. в вотчине м-ря состояла дер. Лепехи, Богословская, Речицы и Ханкова, а также село Тарасково; строитель старец Висарион). 1312. Успенский – Волотов, мужской, ныне приходская церковь Успения в Волотове, Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. к вост. от Новгорода, на правом берегу Волховца. Во времена еще язычества было известно Волотово поле, на котором погребались князья, старейшины и богатыри; между прочим здесь положен и Гостомысл, давший совет призвать на княжение Рюрика с братьями. Первоначальная история монастыря неизвестна; первое сведение о нем относится к 1352 (6860) году: «Того же лета постави владыка Моисей церковь каменну Успение пресв. Богородице, в монастыре на Волотове.» Далее же под 6871 (1363) год. говорится: «Того же лета подписана бысть св. Богородица на Волотове, в Моисееве монастыре, повелением боголюбивого архиеп. Новгород. Алексея.» В 1537 г. «обложила церковь древяну пречистую Рожд. св. Богородицю, выставку, на Волотове, на Слудке.“ До упразднения в 1764 г. приписан к Юрьеву мон. Церковь Успения, не изменяя своего вида, возобновлялась в 1630 и 1827 год. “Ист. Росс. Иер.», III, 609; VI, 474 (с грамотами); Ратшин, 398; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 258; Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 567; II, 43, 45, 220; “Новгор. Сборн.», IV, Отд. 6, 19; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 48; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 85; “Книга степенная», II, 124; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 244; Строев, “Спис. иер. и наст.», 96, 26; “Акты истор.», I, 111 (Жалов. несудим. грам. 1500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Стиси на Рождество Христово ко государю царю (с. ...) Цикл панегирического приветствия состоит из 19 разделов. Тексты 12 и 14 разделов (по списку ГИМ, л. 22, 26–26 об.) печатаются впервые. 1 Зрак рака прият, зело умалися… – имеется в виду зодиакальное созвездие Рак, хорошо видимое в южных странах с января до мая. Одна из звезд называется Ясли, две другие – Ослята. Здесь очевидна параллель с Христом, родившимся, по библейской легенде, в январе в яслях. Ко государю царю от государя царевича (с. ...) Цикл состоит из 2 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 26 об.– 27) печатается впервые. От служащих (с. ...) Цикл состоит из 6 разделов. Текст печатается (по списку ГИМ, л. 27–31) впервые. 1 Алфа, омега, Слово се речеся… – «альфа» и «омега» – начальная и конечная буквы греческого алфавита. В христианстве – одно из символических обозначений божества как начала и смысла бытия («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец – Откровение Иоанна Богослова, 1:8). 2 Адам о-микрон – греческая буква «о-микрон» использовалась в качестве буквенного обозначения «ноля». В книге своих проповедей «Обед Душевный» Симеон называет «о-микрон» символом смирения: «мафематици смирения письменем о-микрон... изобразуют...» (л. 155). 3 ...царю претишайший… – имеется в виду царь Алексей Михайлович. Эпитет «тишайший», включавшийся в его титул, являлся традиционным элементом титулатуры многих европейских государей. 4 Человек идет дело си творити, даже во вечер имея кончити… – вариация на тему стихотворения Симеона «День и нощь» (сборник «Вертоград многоцветный») . 5 Несть страха от лвов, солнце восияет, лучми, як стрелами, верных защищает… – в символической форме обыгрывается идея защиты «верных» русским царем-«солнцем» от шведских «львов». От сына к отцу в печали сущу (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 31–31 об.) печатается впервые. Ко государю царю от служащих (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 31об.–33) печатается впервые. 1 Наввин – речь идет о легендарном библейском военачальнике иудеев Иисусе Навине, преемнике Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

И глава «О частицах...», и «Поучительное слово...» – так же, как и ряд других разделов «Остена», впоследствии вошли в фундаментальный полемический сборник «Щит веры» 21 , который был призван стать наиболее полным и авторитетным компендиумом различных материалов (включая официальные документы, а также большое количество святоотеческих свидетельств) по вопросам полемики, и который, к сожалению, из-за смерти патриарха Адриана и начавшихся общественных и государственных преобразований Петра I так и не был издан типографским способом 22 . Глава «О частицах, изъемлемых в проскомидии», авторство которой принадлежит Евфимию, направлена напрямую (без упоминания Сильвестра) против учения о пресуществлении частиц при наличии у священника «намерения» (эквивалент лат. термина intentio) освятить их и против мысли о допустимости причащения частицами, содержащихся в Требнике Петра (Могилы) 23 , а также в книге «Мир с Богом человеку» архимандрита Иннокентия (Гизеля) (К., 1671). Согласно Евфимию, это учение распространяется теми же лицами, кто отвергает освятительную силу эпиклезы, вступает в противоречие с «чином» Восточной Церкви; верной же является точка зрения, основанная на авторитетном мнении блж. Симеона Солунского (обширные выдержки из которого приводятся в главе 24 ) и согласная с практикой Церкви. Само же учение о «намерении» священника совершить литургию «по уставу Господню и обычаю Церкве святой Православно-кафолической восточной» как необходимом условии совершения Евхаристии Евфимий сохраняет в полной мере 25 – тем более что к тому времени оно уже было реципировано, в том числе, и греками 26 . Мы публикуем главу о частицах по рукописи Дополненной редакции «Щита веры» 27 (ГИМ. Син. 346. Л. 274–279) 28 с разночтениями по двум спискам: Подготовительные материалы «Щита веры» (ГИМ. Син. 452. Л. 164 об.–174) 29 и «Остен» (беловой список: ГИМ. Син. 546) 30 . ГИМ. Син. 452 содержит краткую – вероятно, первоначальную (поскольку в ней полемика ведётся только против Требника Петра (Могилы) , а книга «Мир с Богом» не упоминается) редакцию этой главы. В Основной (рукопись РГБ. Егор. 1570. Л. 515а–527) и Дополненной редакциях текст публикуемой главы тождественен, но в ГИМ. Син. 346 глава была продублирована писцом в конце книги: л. 1268–273.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из своих келейных книг патриарх Никон припомнил несколько богослужебных рукописей: Псалтирь, Евангелие, Апостол, минеи, октаи, триоди и требники 21, л. 169), Среди книг, которые Никон вложил в библиотеку Воскресенского монастыря, были и такие: Требник XV в. (ГИМ, Синодальное собр., 675) с вкладной записью патриарха на л. 8–22 1216 ; Октоих первых четырёх гласов, новгородский, на пергамене, 1435 г. (ГИМ, Синодальное собр., 199), со скрепой патриарха Никона на л. 2–11 1217 ; Октоих, 1437 г. (ГИМ, Воскресенское собр.. 10-перг.), скрепа от имени патриарха Никона на л. 1–9 1218 ; Евангелие толковое (ГИМ. Воскресенское собр., 117-бум.), со скрепой от имени патриарха Никона на л. 1–34 1219 ; Евангелие апракос полный («Юрьевское Евангелие»), начало XII в. (ГИМ, Синодальное собр., 1003), скрепа патриарха Никона 1661 г. на л. 2–16 1220 ; Евангелие апракос, XV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 4-перг.), на л. 1–21 скрепа патриарха Никона о даче в библиотеку Воскресенского монастыря 1661 г. 1221 ; Псалтирь, XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 6-перг.), на л. 3–20 скрепа патриарха Никона 1222 ; пять книг Триодей постных: одна – XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 21-перг.), на л. 12–15 скрепа от имени патриарха Никона 1223 ; другая – из трёх тетрадей, XV в. (ГИМ. Воскресенское собр., 22а-перг. – 1-я тетрадь), на л. 2–15 скрепа от имени патриарха Никона , (ГИМ, Воскресенское собр., 22б-перг. – 2-я тетрадь), на л. 2–24 скрепа патриарха Никона (ГИМ, Воскресенское собр., 22в-перг. – 3-я тетрадь), на л. 1–17 скрепа от имени патриарха Никона 1224 ; третья – конец XIV – XV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 23-перг.), на л. 2–8, 15–30 скрепа патриарха Никона (автограф) 1225 ; четвёртая – начало XV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 24-перг.), на л. 2–19 скрепа патриарха Никона 1226 ; пятая – XV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 25-перг.), на л. 1–14 скрепа патриарха Никона 1227 ; один экземпляр Триоди постной и цветной, XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 26-перг.), на л. 1–12 скрепа от имени патриарха Никона 1228 . В 1661 г. патриарх Никон дал вкладом в библиотеку Воскресенского монастыря семь томов служебных миней месячных; все, кроме одной, XV в.: на март (ГИМ, Воскресенское собр., 14-перг.), на л. 2–28 скрепа патриарха Никона 1229 ; на апрель (ГИМ, Воскресенское собр., 15-перг.), на л. 1–15 скрепа от имени патриарха Никона 1230 ; на май (ГИМ, Воскресенское собр., 16-перг.), на л. 1–13 скрепа от имени патриарха Никона 1231 ; на июль (ГИМ, Воскресенское собр., 18-перг.), на л. 1–8 скрепа от имени патриарха Никона 1232 [второй экземпляр 1365 г. (ГИМ, Воскресенское собр., 17-перг.), на л. 2–23 скрепа патриарха Никона ] 1233 ; на ноябрь (ГИМ, Воскресенское собр., 19-перг.), на л. 2–17 скрепа от имени патриарха Никона 1234 ; на декабрь (ГИМ, Воскресенское собр., 20-перг.), на л. 1–18 скрепа от имени патриарха Никона 1235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Возвращаясь к спискам, не включающим службу чтений в состав чина венчания, следует отметить, что в трех из них – РНБ, Гильф. 21; ГИМ, Воскр. 7 и ГИМ, Син. 598 – заключительная часть венчания имеет один и тот же порядок 70 : после преподания Св. Причащения и общей чаши священник ведет молодоженов к «лавице» с пением стихов из псалмов 71 , усаживает их на нее, читает молитву К1 (или Д3) 72 , снимает венцы и произносит благословение: Блгть га нашего ха буди с ва, чем чин и заканчивается. В ГИМ, Син. 601 окончание чина – заметно иное. Здесь говорится о шествии по кругу, а не о усаживании на «лавицу», при этом поются не стихи псалмов, а тропари, чин завершается не молитвой и благословением после нее, а ектенией и кратким напутствием 73 , и лишь после отпуста читается молитва – причем К2, а не К1. Кроме того, перевод молитв обручения и венчания в РНБ, Гильф. 21; ГИМ, Воскр. 7 и ГИМ, Син. 598 – один и тот же, в отличие от перевода этих молитв в ГИМ, Син. 601. Еще Горский и Невоструев отмечали, что «перевод чина обручения и венчания в сей ркп. [Син. 598 – М. Ж.] гораздо древнее, чем в списке Киприановом [Син. 601 – М. Ж.]» 74 . Из всего этого можно заключить, что архаичной редакции славянского перевода чинов обручения и венчания соответствуют только рукописи РНБ, Гильф. 21; ГИМ, Воскр. 7 и ГИМ, Син. 598, тогда как в ГИМ, Син. 601 – «Служебнике митрополита Киприана» – содержится иная, обновленная редакция этих чинов. Собственно, об этом прямо сказано в самой рукописи, где чин венчания заканчивается словами: Съписание сему гречьскыхъ книгъ, смиренымъ митрополитомъ кивскымъ и все роуси. кипреномъ (ГИМ, Син. 601, л. 132об.), т.е. утверждением о новом переводе чина самим митрополитом Киприаном (как известно, с его именем и в самом деле был связан целый ряд литургических изменений и нововведений в русской богослужебной практике) 75 . Реконструкция истории славянских редакций чина венчания в эпоху до XIV в. включительно В свете сказанного выше можно утверждать, что рукописи РНБ, Гильф. 21; ГИМ, Воскр. 7 и ГИМ, Син. 598 являются наиболее точным отражением самого раннего (по крайней мере, из сохранившихся) славянского перевода чина венчания. Основываясь на их составе, можно сделать следующий вывод: самый ранний славянский перевод чина венчания содержал молитвы В1, В2 и Ч, а также молитву Д1 76 и, возможно, Д3 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

29 Воскр., VII, 207– 209; 4-я Новг., 56, 57. Ср. Новг. лет. по .Арх. сп., 34–342. Воскр. свод и 4-я Новг. летопись передают сокращенное известие из Пск. летописи по списку Ab (П. С. Р. Л., IV, 187:188). 30 Воскр., VIII, 71; 4-й Новг. 102, – в этом последнем своде сокращено из полного известия, сохраненного в Арх. сп., 385–388. 31 В Воскр. своде и 4-й Новг. летописи замечается сходство в следующих не новгородских известиях: под 6874 г. о делах восточных (VIII, 14: IV, 65), о побоище на Скорнищеве (VIII, 18; IV, 67), о нападении Олега на Рязань (там же), о походе Дмитрия Донского на Тверь, о взятии Костромы Прокопием (VIII. 22–24; IV, 70–72), о делах литовских под 6885 г. (VIII, 25:IV, 72), о крещении трех Татар (VIII, 64; IV, 97:98), об отношении Василия Димитриевича к Семену Суздальскому (VIII, 75, 76; IV, 108), о бое Рязанцев с Литвою у Любутска (IV, 106), об отношениях между собою Тверских князей (VIII, 76; IV, 106), о делах литовских (VIII, 86; IV, 113), о митрополите Григории Цамвлаке (VIII, 89, 90; IV, 115–119). 48 Воскр., VII, 216, 217; Ник., Х, 223, 225, 226. Все перечисленные известия в Воскр. и Ник. сводах почти буквально сходны и, следовательно, взяты из одного источника. 53 Между обоими сводами следующие разницы: князь Симеон, убитый в битве, называется по отчеству в Нижегородском летописце Дмитриевичем, а в Воскр., и Ник. сводах Михайловичем; последнее вернее: князь Симеон Дмитриевич является действующим лицом и впоследствии (ср. Нижег. лет., 24; Воскр., VIII, 72); при нападении Татары, по Воскр. и Ник. сводам, разделились на пять полков, а в Нижегор. летописце просто сказано: на «многие полки»; к Нижнему Татары подступили, по Воскр. и Ник. сводам, 5-го августа в среду, а по Нижегор. летописцу 16-го августа; убитые князья, по Ник. и Воскр. сводам, были привезены в Нижний 23-го августа, а по Нижег. летописцу 20-го августа. Самая битва при Пьяне в Нижегор. летописце, неверно отнесена к 6825 г. (1317) вм. 6885 (1377 г.): Воскр., VIII, 25, 26; Нижег. лет. 5–10 (изд. Гациского, Нижн.-Новг., 1886); Ник., IV, 51–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010