РНБ. F. п. I. 46. Сводный каталог. 74. РГБ. Троицк. 12. Сводный каталог. 163. ГИМ. Син. 108. Сводный каталог. 141. ГИМ. Воскр. 30, перг. Сводный каталог. 24. РГБ. Рум. 198. Сводный каталог. 62. ГИМ. Син. 1043 (Син. 31-д). Сводный каталог. 4. РНБ. Эрм. 20. Сводный каталог. 5. РНБ. Погод. 63, 64. Сводный каталог. 16, 17. РНБ. Q. п. I. 71. Сводный каталог. 23; рукопись имеет, однако, не древнерусское, а южнославянское происхождение. ГИМ. Усп. 4 (знаменитый Успенский сборник). Сводный каталог. 165. Этого «черноризца Феодосия» иногда отождествляют с игуменом Киево-Печерского монастыря сер. XII в. Феодосием Греком (Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur. S. 179. Anm. 771). В названных трех случаях и, как правило, также ниже, говоря о построении храмов, митр. Макарий приводит даты их заложения. При этом следует иметь в виду, что воздвижение каменных церквей затягивалось порой на долгие годы: так, Михаило-Архангельская церковь на Выдубичах была освящена только через 18 лет после ее закладки, в 1088 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207). Вопрос о сооружении Владимиром Мономахом церкви в честь Успения Божией Матери в Ростове не столь ясен. Во-первых, представлению о том, что этот храм был каменным, противоречит как будто сообщение летописей, что он полностью сгорел при пожаре Ростова в 1160 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351; Т. 2. Стб. 512). Во-вторых, проблематично и время постройки. Можно усомниться в показаниях поздних летописей (Воскресенской летописи, Степенной книги и др.), будто сгоревший в 1160 г. храм простоял более 160 лет, ввиду свидетельства Киево-Печерского Патерика, на которое ссылается митр. Макарий, но и приводимая им датировка (прежде 1078 г.) не выглядит достаточно обоснованной. Возможно, автор трактовал слова Патерика о том, что Мономах воздвиг церковь «в свое княжение», как указание на княжение именно в Ростове, отнеся последнее к периоду до смерти в Киеве Изяслава Ярославича в 1078 г.? В таком случае, владыка Макарий неправ, так как Владимир Мономах соорудил ростовский храм в память о своем исцелении, произошедшем при основании Печерской Успенской церкви в 1073 г., а после 1073 г. Мономах княжил не в Ростове, а в Турове и на Волыни. Таким образом, если следовать Патерику, то построение Успенской церкви в Ростове следовало бы скорее всего датировать временем самостоятельного княжения Владимира Мономаха после смерти его отца Всеволода Ярославича в 1093 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

В почти полном объеме на Руси смогли познакомиться с «А.» по слав. переводу серба Исаии, игум. Пантелеимонова мон-ря (см.  Пантелеимона вмч. рус. мон-рь на Афоне ), к-рый был сделан в 1371 г. Слав. перевод «А.» вместе со схолиями прп. Максима Исповедника (и еп. Иоанна Скифопольского), также переведенными на слав. язык игум. Исаией, был издан в Великих  Минеях-Четьих  митр.  Макария  под 3 окт. (ВМЧ. Октябрь, дни 1–3. 1870. Стб. 275–785). Древнейший серб. список этого перевода (70-е гг. XIV в.) (РНБ. Гильф. 46) начинает рукописную слав. традицию «А.». С Гильф. 46 наиболее связаны списки ГИМ. Воскр. 75, 76, кон. XIV – нач. XV в., также серб. происхождения; во 2-м из них, как и во мн. последующих рукописях, схолии составляют с «А.» единое целое, что затрудняло понимание корпуса. Известно свыше 60 слав. рукописей «А.», самые древние списки, сделанные на Руси, датируются сер. XV в.; старший из них (РГБ. МДА. Ф. 173. 144), возможно, список с рукописи свт.  Киприана , митр. Киевского и всея Руси (†1406); мн. сопровождаются послесловием Исаии. Слав. фрагмент одного из списков (CH III ГИМ. Увар. 264) был недавно издан с рус. переводом и комментариями (СПб., 2001. С. 785–867 (слав. пер.), 868–894 (рус. пер.)). Ввиду того что к XVII в. текст «А.» из-за смешения со схолиями, а также из-за мн. трудных мест и разночтений стал малопонятен, мон. Чудова мон-ря  Евфимий  в 1675 г. по поручению Патриарха  Никона  исправил перевод Исаии с поглавной перегруппировкой схолий (ГИМ. Барс. 213). В XVIII в. «А.» еще раз переводил на слав. язык, сверяя их с греч. текстом, прп.  Паисий (Величковский)  (перевод известен в десятках списков кон. XVIII-XIX вв.), а в начале следующего века – некий мон. Моисей (ГИМ. Сим. собр. 6). Подробно о слав. переводах см.: Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы. С. 42–59; CPG. Vol. 3, N 6619. Д. И. Дмитриевский , переводчик при университетской типографии, в 1787 г. сделал первый рус. перевод трактата «О мистическом богословии», так и оставшийся неизданным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

У могилы И. сразу же начались исцеления. 20 июля 1589 г. (или 20 июня 1590) от глазной болезни избавилась москвичка Анна Лукьяновна. Во 2-й редакции Жития сохранилось сообщение о грамоте, присланной в 1590 г. Трифоном, игум. Николаевского мон-ря в Орешке, прот. Покровского собора Димитрию, в которой игум. Трифон сообщил, что после исцеления сына боярского Б. П. Благово (отмечен в боярском списке 1588/89 как наместник в Орешке) игум. Трифон отслужил по И. панихиду. Гробница И. пользовалась большим почитанием у жителей Москвы. В XIX в. с правой стороны у входа в Покровский собор на стене под стеклом было помещено Житие И. с описанием 17 чудес: сын боярский Т. Сунгуров-Плохов и слуга Д. И. Годунова Михаил Петрович избавились от «недуга черного», по молитвам к И. прошла глухота повара кн. В. М. Лобанова-Ростовского Федора Семеновича, прозрела москвичка, жена денежного мастера Ксения, не видевшая 7 лет. Служба И. была составлена в правление царя Феодора Иоанновича (до 1598). Списки службы делятся на 3 группы. Полный текст представлен в списках ГИМ. Увар. 2007 (634) (488), XVI в.; РГБ. Больш. 422, XVII в.; ГИМ. Воскр. 42 (83), 1714 г. Ко 2-й группе относятся списки, в к-рых служба И. помещена после великой вечерни: РНБ. ОСРК. 574.Q.1, XVIII в. В 3-ю группу входят списки, содержащие неск. тропарей и кондак святому: РГБ. Пискар. 445, 1604 г.; ГИМ. Увар. 1216 (424) (128), XVIII в. Под 3 июля 1589 г. «успение святого блаженнаго Ивана, иже Христа ради уродиваго, Ростовьскаго и Московьскаго новаго чюдотворца» отмечено в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 219 об., 1621 г.). В Месяцеслове Симона (Азарьина) кончина святого указана под 13 июля 1589 г. (РГБ. МДА. 201. Л. 320, сер. 50-х гг. XVII в.). В месяцесловах встречается и более подробная память И.: «3 июля преставление праведнаго Иоанна Ростовскаго, Христа ради уродиваго, иж есть на Москве, у Троицы на Рву, в лето 7097, родом вологжанин» (ГИМ. Син. 901. Л. 161-161 об., кон. XVII в.). Мощи И. были обретены 12 июня (др. даты: 13 июня, 17 июня, 12 июля) 1672 г.

http://pravenc.ru/text/469402.html

2014 . Симеоновский или Семионовский, мужской, ныне церковь св. Симеона Столпника в Нижнем Новго­роде. Уже существовал в первой чет­верти XVII ст., и в сотной грамоте 1621 г. говорится: «В Нижнем Новго­роде под горою подле большого мосту м-рь Симеоновский. А в нем церковь Симеона Столпника, да придел Введе­ния Преч. Богор., да внизу под церко­вью служба св. муч. Екатерины; древяна с папертью над подклетех, верх шатром. А на м-ре келья игуменская, да 3 кельи братские». Оставшаяся цер­ковь построена кн. Дан. Андр. Друцким в 1743 г. и ныне при ней со­стоит единоверческий приход. “Нижег. губ. в.”, 1855 г., 30 (опис. церквей в Нижн. Новг.); 1856 г., 51 (состоян. Н. Новг. в XVII ст.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 622; “Дополн. к Акт. истор.”, X, 32 (Доходы и расходы 1682 г. Нижн. Нов.); Макарий, “Памят. церк. древн.”, в “Зап. И. Археол. Общ.”, X, 132; “Русск. истор. Библиот.”, II, 959, 212 (отписка 1634–41 г. архим. Нижегор. Печер. м-ря, что игумен Семеновского м-ря Варсонофий не ходит для служения в со­бор, потому что протопопы не дают ему места). 2015 . Симеоновский, Семионов­ский или Симоновский, мужской, ныне село Семион, Рязанской губ., Ряж­ского у., в 40 вер. от у. г., на воз­вышенном берегу р. Прони. Существо­вал в XVII ст. и по писцовым кни­гам 1629–31 г. значится: «М-рь Семио­на Столпника, а в нем церк. Семиона Столп. древяна клетцки». В 1680 г. приписан к Воскресенскому, Новый Иерусал., монастырю, а в 1724 г. к архиер. Рязан. дому с переводом бра­тии в Чернеев-Николаевский м-рь и с обращением церкви в приход. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 98 (назван Симеоновским); “Краткое ист. опис. Ставропиг. Воскр., Нов. Иерусал., мон.”, изд. 1852 г., 52 (назван Симоновским); Воздви­женский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 334; “Рязан. губ. вед.”, 1855 г., 44 (см. Федосеева пуст.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 438, 23; “До­полн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г., I, смесь, 5 (в 1700 г. архим. Воскр. Нов. Иерус. м-ря Арсений послал в м-рь 12 Миней Москов. печати); 1874 г., III, Отд. 1, 59 (указ о припи­ске к Воскр. м-рю); 1875 г., I, Отд. 1, 375 (строи­тель Нафан 1693 г.), II, Отд. 1, 532 (кратк. ист. опис.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, прилож., DLXII, XLIX (в 1678 г. имел крест. 41 двор).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В янв. 1675 г. Н. по указу патриарха Иоакима (Савёлова) допрашивал игумена и соборных старцев Ферапонтова мон-ря по вопросу об обращении к Никону по патриаршему чину и запретил им впредь так делать (ААЭ. Т. 4. 201. С. 255). Во время пребывания Никона в Ферапонтовом мон-ре вопросы его содержания решались Н. с соборными старцами. Об этом, в частности, свидетельствует жалоба Никона царю от дек. 1675 г. о том, что архимандрит не дает Никону «запасов», ссылаясь на отсутствие «братцкого приговору» и недовольство монахов Кирилло-Белозерского мон-ря (Дело патриарха Никона. 1897. 91). Для «розыска» по жалобе в янв. 1676 г. в Кирилло-Белозерский мон-рь был направлен архимандрит Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Исаия. Во время допроса Н. отверг все обвинения Никона и сообщил, что во всем действовал по царскому указу, а Никон, «гневаяся», отказывался брать припасы, «охуждая, не принимал, а которые принял и то де за многим челобитьем». Более того, в счет непринятых «запасов» Никон «взял у них (монастырских властей.- И. У.) денгами болшою ценою» (Там же. 92б. С. 338). Н. просил разрешения выдавать годовые «запасы» Никону деньгами, чтобы монастырь больше убытков не терпел. В 1676 г. против Никона началось новое следствие по обвинениям в связях с казаками, смертях людей, получивших от него лечение, и проч. По решению церковного Собора в нач. июня 1676 г. в Ферапонтов монастырь прибыл архимандрит Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря Павел для перевода Никона под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. 7 июня 1676 г. состоялся допрос Никона, на котором присутствовал и Н. Никон свою вину отрицал. В тот же день Н. сопроводил Никона в Кирилло-Белозерский монастырь (Там же. 100. С. 369, 374). Первые 2 года Никона содержали под караулом. Тем не менее 5 июля 1676 г. Н. получил патриаршую грамоту с предписанием в кельях опального патриарха строить «печи образчатые ценинныя, чтоб угару отнюдь не было… сделать ему особную поварню каменную с трубою» (ААЭ. Т. 4. 213. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Авксентий Васильевич Кафтырев († 1672 г.). Под 28 февраля и 3 июля в монастыре поминался Акинф Кафтырев (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 28, 43). Осип Иванович Кафтырев, стольник царицы Евдокии Федоровны в 1692 г. Максим Васильев Шаровников († 1697 г.), купец гостиной сотни. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 12 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 21). Перевод – тип изображения. Кутузовы: Иван Захарьевич († 1633 г.); Василий Иванович († 1675 г.); Никита Иванович, московский дворянин в 1636–1658 гг. См. примеч. 218. Михаил Васильевич Кутузов, стольник в 1672–1676 гг. Алексей Дмитриевич Плещеев († 1679 г.), стольник. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось 21 декабря (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 17). Плещеев Семен Федорович, стольник в 1676–1692 гг. Иоаким, игумен Сыпанова Троицкого монастыря у Нерехты, в справочнике П.М. Строева не указан. Яков Петрович Волконский, князь, стольник, московский дворянин в 1658–1677 гг. Копие – священный предмет, нож для вынимания агнца и частиц из просфор. Так в рукописи. Волконские, князья: Михаил Петрович Волконский, стольник в 1658–1686 гг.; Семен Петрович, стольник в 1668–1676 гг. Семен Никитич Кутузов, стряпчий в 1668–1676 гг., московский дворянин в 1678 г. Петр Иванович Хованский († 1709 г.), князь, стольник в 1668–1676 гг., боярин с 1677 г. Иван Иванович Хованский (около 1645–1701 гг.), князь, стольник. Верхоспасский собор над Золотой Царицыной палатой в Московском Кремле. Указатель имен   Авдей, старец, казначей Богоявленского м-ря – Л. 98 об. Авраамий (Аврамий) (Родионов), старец ярославского Спасского м-ря – Л. 130 Агапитов (Огапитов) Иван, слуга Богоявленского м-ря – Л. 87 Аладьин Никита Васильевич, землевл. – Л. 128 об. Алексей Михайлович, царь, вел. кн. – Л. 9, 10, 12 об., 13, 14, 14 об., 15 об., 143, 169 об., 173 об., 174, 175 об., 176, 176 об., 177, 177 об., 178, 178 об., 179, 180, 181 об., 182, 182 об., 183 Алтуфьев (Олтуфьев) Микита Григорьев – Л. 125 об. Ананий (Ананья), сапожник, кр-н Никольской слободы – Л. 140

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

1959. С. 425). В 1648 г. Ростом одержал окончательную победу над своим соперником Теймуразом I (царь Картли и Кахети в 1623-1632); посредничество католикоса-патриарха позволило Теймуразу I мирно отступить в Зап. Грузию. Под влиянием супруги, царицы Мариам Дадиани, Ростом проявлял заботу о Церкви, восстанавливал храмы, а также разрушенный купол Светицховели, сведения о чем сохранились в надписи на храме 1656 г. ( Иоселиани. 1843. С. 205), оказывал собору материальную помощь. Однако гос. и общественные функции М. К. по-прежнему оставались ограниченными, католикос-патриарх был отстранен от участия в гос., общественных, школьных делах и т. д. При Вахтанге V Шах-Навазе (1658-1676) католикосом-патриархом по избранию церковного Собора 1660 г. стал двоюродный брат царя Доментий III (Мухранбатони; 1660-1676), «человек достойный и многое сделавший для укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 440). Пользуясь покровительством царя, Доментий III старался возродить в обществе христ. веру и поднять на должную высоту моральные устои ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 454). После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим в течение 2 лет. В 1678 г. католикосом-патриархом был избран Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695), ставленник царя Картли Георгия XI (1676-1688). Предстоятель был деятельной личностью и хорошим организатором, он продолжил начатое предшественником возрождение М. К., многое сделал для упорядочения управления и материального обеспечения Церкви, восполнил б-ку М. К., заново зарегистрировал архивные документы (ПГП. 1970. Т. 3. С. 589-592). Католикос-патриарх был сподвижником Георгия XI, который проводил независимую от Ирана политику: стремился соединить груз. земли, собирал единомышленников, вел тайные переговоры с папой Римским Иннокентием XI (1676-1689), одновременно в пользу своего брата, бывш. царя Имерети Арчила II, налаживал отношения с Османской империей. Николай IX присутствовал при встрече царя с кахетинскими тавадами (князьями), к-рые присягнули царю на верность (НЦРГ. Hd 2159), отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову ; 1674-1690), где сообщил о бедствиях страны и просил оказать помощь Арчилу II ( Татишвили. 1959. С. 185). В 1688 г. шах лишил Георгия XI картлийского трона и отдал его выросшему в России кахетинскому царевичу Ираклию I (1688-1703; в России был известен как царевич Николай). Николай IX был смещен с престола, на его место посадили дядю нового царя со стороны матери, Руставского митр. Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1691, 1695-1700). В 1692-1695 гг. Георгий XI отвоевал трон, и Николай IX ненадолго вернулся на Патриарший престол. Предстоятельствовавшие в период царствования Ираклия I католикосы-патриархи Иоанн X и Евдемон II (Диасамидзе ; 1700-1705) не проявили себя как гос. и церковные деятели; в М. К. скопилось множество нерешенных дел, касавшихся организационной и материальной сфер, школьного дела и кахетинского вопроса, осложнившегося после нашествий шаха Аббаса II.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

...Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... (прп. Макарий Египетский , 66, 272–273). Лишаются же благодати и гибнут по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им (прп. Макарий Египетский , 66, 274). Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум (прп. Макарий Египетский , 66, 352–353). Источник. ...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский , 66, 355). Источник. Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский , 66, 412). Источник. ...Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света (прп. Макарий Египетский , 66, 412). ...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский , 66, 419). Источник. В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (прп. Макарий Египетский , 66, 424). Источник. ...Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 445). Источник. ...Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 456). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

был настоятелем, переведен в Андроньев в 1674 г. 14 сентября; хиротонисан в архиепископа Смоленского (Евангелие вынулось Луки 77 зачало. Вивлиоф. XI, 245) 9 апреля 1676 г. За неусыпные труды по построению в Смоленске огромного и величественного Успенского собора (построение окончено в 1740 г., при епископе Гедеоне), царь Феодор Алексеевич († 27 апреля 1682) возвел его в сан митрополита, 1 сентября 1681 г. В 1685 г. 17 декабря Кариону Истомину (иеродиакон Чудова монастыря и типографский справщик) велено было, вместе с игуменом Спаса Нового монастыря Игнатием, «досмотреть всего строения» владыки Смоленского (Чтения в Обществе любящих духовное просвещение. 1889, апреля, отд. 1. стр. 363), т. е. произвести следствие над ним по управлению епархией; после того преосв. Симеон, позволявший себе излишнюю роскошь и великолепие, был, 10 февраля 1686 г., отправлен, по указу патриарха Иоакима, на смирение в Троицкий Сергиев монастырь, откуда через два года отпущен обратно в Смоленск. Петр I на пути из-за границы удостоил его своего посещения, 21 августа 1698 г. Митрополит † 4 января 1699 г. и погребен в градском Троицком монастыре преосвященным Тихоном, митрополитом Крутицким (История г. Смоленска. М. 1848, стр. 209. 216. 222–223). Никон (в 1676–79) присутствовал, 16 июня 1676 г., на поставлении на царство Феодора Алексеевича (Вавлиоф. XI, 245). а в январе 1677 г. на Московском соборе, который был составлен для достоверного свидетельства и испытания о мощах великой княгини Анны Кашинской. В 1678 г. 6 февраля, на сырной неделе, в среду, после повечерни, был в соборной церкви на панихиде по св. патриархах и митрополитах московских, на которой во время канона из рук (патриаршего) казначея старца Паисия Сийского получил 10 алтын (Материалы Забелина, ч. 1, стр. 127). Иосиф, в феврале 1681. Никифор (1681) в 1676–1680 гг. был игуменом Воздвиженского (в Москве, на Воздвиженке) монастыря; переведен: в феврале 1680 г. в Новинский (бывший в Москве), в 1681 г. в Спасо-Андроньев (Чения в Обществе любящих духовное просвещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Польский текст пьесы (по списку ГИМ, Синод, собр., 731, л. 294–301) и его перевод печатаются впервые. 1 Сад лучший… – Гефсиманский сад, где молящийся Христос был схвачен стражниками, приведенными Иудой Искариотским (Матф., 26:36–50). Гефсиманский сад стал символом «возвращенного рая». 2 Анна – тесть иудейского первосвященника Каиафы, член синедриона – верховного судилища (Иоанн, 18:13–24). 3 Кайафа – иудейский первосвященник, член синедриона (Матф., 26:57–75). 4 Иосиф з Никодимом… – Иосиф Аримафейский, иудейский князь, тайный последователь учения Христа. Никодим, иудейский князь, начальник всадников в охране Понтия Пилата, уверовавший в божественность Христа (Иоанн, 19:38–42). Никодиму приписывается составление одного из апокрифических («отреченных») евангелий. «Рифмологион, или стихослов» Сборник «Рифмологион» дошел до нас только в одном списке Государственного Исторического музея в Москве (Синод, собр., 287), хотя отдельные стихотворения, включенные в него встречаются в составе других рукописей (ГИМ, Синод, собр., 877; ГИМ, Синод, собр., 731, ЦГАДА, ф. 381, 1800), а также в собрании славянских рукописей Государственной библиотеки Австрии в Вене (Codex slav., 174 и др.). Составлен автором из стихотворных произведений преимущественно панегирического содержания, созданных в 1650–1670-е годы. В нем представлены разнообразные виды приветственных декламаций на разные случаи жизни. Вошли в сборник и 5 книжиц, посвященных особо важным событиям в царской семье и государстве: «Благоприветствование царю Алексею Михайловичу по случаю рождения сына Симеона» (1655), «Орел Российский» (1667), «Френы, или Плачи всех санов и чинов православного Российского царства о смерти царицы Марии Ильиничны» (1669), «Глас последний ко Господу Богу царя Алексея Михайловича» (1676), «Гусль доброгласная» (1676). Симеон Полоцкий также включил в сборник две свои пьесы «Комедию притчи о блудном сыне» и трагедию «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженых». Как уже упоминалось, эти пьесы впервые были опубликованы в конце XVIII в. Н. И. Новиковым в «Древней Российской Вивлиофике». Фрагменты отдельных произведений из «Рифмологиона» напечатаны И. П. Ереминым (с. 108–205).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010