241 (...с... приделом во имя Филарета Милостивого, где покоятся митрополиты Филарет и Иннокентий. – Филарет Милостивый (VIII в.) – византийскийсвятой. Будучи и в богатстве и в нищете, отличался исключительным милосердием,щедро раздавая милостыню, за что и получил свое имя. День памяти 1/14 декабря. Филарет (Дроздов) – митрополит Московский и Коломенский (1825), святитель; см. Примеч. к л. 17 об. Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 26.08.1797–31.03.1879) – митрополит Московский и Коломенский (1868), святитель. Окончил Иркутскую ДС (1817). В 1821 г. рукоположен во иерея. В 1823 г. направлен в Алеутскую миссию. Овдовев, принял монашество. 15.12.1840 г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильскогои Алеутского; с 1850 г. архиепископ. В 1852 г. к его епархии присоединили Якутию, а в конце 1850-х гг. и Амурский край. С 02.01.1868 г. митрополит Московский и Коломенский. Канонизирован в 1977 г. День памяти 31 марта/13 апреля.) 242 (...Григорий и Нафанаил... – Имеются в виду бывший епископ Омский и Семипалатинский Григорий (Полетаев) и бывший епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Соборов); подробнее см. Примеч. к л. 8.) 243 (...история возникновения Палестинского общества... и современное состояние русского дела в Палестине... на основании Хитрово и Н.Ф. Каптерева . – Об Императорском Православном Палестинском обществе и состоянии русского дела в Палестине см.: Дневник. Т. 1. С. 564–565, 568–570. Хитрово Василий Николаевич (05.07.1834–05.05.1903) – религиозный и общественный деятель, востоковед. Окончил Императорский Александровский лицей в Царском Селе. Служил в Государственном контроле. С 1858 г. – в Комиссариатском департаменте Морского министерства. С 1863 г. – в Министерстве финансов. Создал систему сберегательно-ссудных товариществ и руководили ми в течение 20 лет. Его усилиями было основано Палестинское общество,с 1884 г. член его Совета. С 1889 г. ученый секретарь ИППО. Автор множества материалов о Святой Земле, см.: Хитрово В.Н. Православие в Святой Земле: Православный Палестинский сборник. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1881; Он же. Русские паломники Святой Земли//Чтения о Святой Земле. Вып. 38–42,44. СПб., 1896–1898 и др. ...на основании... Н.Ф. Каптерева . – Профессор Н.Ф. Каптерев к 1902 г. опубликовал целый ряд работ об отношениях России с Православным Востоком, см.: Каптерев Н.Ф. Характер отношений Россиик Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885 (работа удостоена Уваровской премии); Он же. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.). М., 1891; Он же.Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством: В 2 т. СПб., 1895–1898; Он же. Господство греков в Иерусалимском патриархате с первой половины XVI до половины XVIII в. Сергиев Посад, 1897.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

—300— преосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении читать и. д. Инспектора Академии Архимандриту Петру, историю и обличение римского, католицизма в качестве особого предмета преподавания с назначением на сей предмет особого жалованья в размере оклада штатной кафедры, по примеру истории сла­вянских церквей в С.-Петербургской Академии и Естественнонаучной апологетики в Московской Академии». VIII. Прошение экстраординарного профессора Академии Нико­лая Каптерева. «Имею честь представить в Совет Московской Духовной Академии мое исследование под заглавием: «Сношения иерусалим­ского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 г.)» для получения степени доктора церковной истории. По­корнейше прошу Совет Академии дать этому делу надлежащее движение». IX. Прошение преподавателя Пензенской духовной семинарии Василия Васильева: «Представляя при сем в рукописи сочинение: «История кано­низации русских святых», прошу Совет Академии принять его к рассмотрению в качестве магистерской диссертации». Определили : Сочинение профессора Каптерева передать для рассмотрения ординарному профессору Василию Ключевскому , а сочинение преподавателя Василия Васильева ординарному профес­сору Евгению Голубинскому . X. Словесное заявление О. Ректора Академии о том, что им получено в исправленном виде сочинение, представленное для соискания степени магистра богословия преподавателем Карачевской учительской семинарии, кандидатом богословия, Иваном Назарьевским. Справка : Сочинение, представленное кандидатом Назарьев­ским для соискания степени магистра богословия, выдано было ему для исправления, по определению Совета Академии от 28 января текущего года. Определили : Сочинение Ивана Назарьевского передать для рассмотрения доценту Митрофану Муретову . XI. Прошения – преподавателя Смоленской духовной семинарии Николая Предтечевского и окончивших в текущем году курс кандидатов Федота Кудринского и Василия Арефьева о выдаче им на трехмесячный срок их кандидатских сочинений. —301— Определили : Выдать просителям их кандидатские сочи­нения на испрашиваемый срок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

438 Современной науке это известно: 1342–1345 гг. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 54–55). 440 Расходится с данными исторической науки. Свт. Филофей был рукоположен в митрополита Ираклеи в 1347 г. (см. раздел 2.1 нашей работы), а Андроник II возглавлял империю с 11.12.1282 по 24.05.1328 (Жаворонков П. И. Андроник II Палеолог//Православная энциклопедия. Т. 2. С. 417–418.//Сайт Православная энциклопедия. 2008. 22.09. URL: http://www.pravenc.ru/text/115406.html (дата обращения: 25.07.2019)). 441 «Томос любви» или Τμος ϒπης – сборник документов и трактатов, касающихся паламитских споров XIV в. и вопроса об исхождении Святово Духа. Сборник впервые издал в 1688 г. в Яссах Досифей II Нотара, патриарх Иерусалимский (1669–1707). В этот сборник, в частности, вошли сочинения свт. Филофея (Коккина): «12 слов против Никифора Григоры», 3 слова к Иоанну VI Кантакузину («О некой выдержке из Василия Великого » и 2 слова «О том, каким образом был созерцаем свет апостолами на горе Фавор»). Подробней о «Томосе Любви» см.: Бернацкий М. М. Досифей II Нотара//Православная энциклопедия. Т. 16. С. 71–79.//Сайт Православная энциклопедия. 2012. 20.09. URL: http://www.pravenc.ru/text/180353.html (дата обращения: 29.07.2019). 442 Михаил VIII Палеолог (1224/25 – 1282) – император Никейской империи (1259 – 1261) и Византии (с 1261), основатель династии Палеологов (Сайт Большая российская энциклопедия. URL: http://bigenc.ru/world_history/text/2218576 (дата посещения: 07.08.2019). 443 Чтобы отвоевать Константинополь у латинян, которые захватили город во время Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), император Михаил VIII Палеолог заключил мир с генуэзцами в 1261 г. (Успенский Ф. И. История Византийской империи… С. 214). Эти генуэзцы носили имя Джустиниани (Giustiniani), что означало принадлежность к одной из влиятельнейших патрицианских фамилий Венеции, которая имела владения в Неаполитанской области, Генуэзской республике, на островах Корсике, Хиосе и др. (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. X A (20). Десмургия – Домициан. С. 562).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

514 Дай, Боже, чтобы пророчество его архипастырства собылося! – Знаменитое благословение Димитрия Ростовского Лазарем Барановичем и момент вступления на игуменство в Максаковской обители подробно описаны в одной из редакций «Диариуша» святителя Димитрия, откуда и заимствован в Житие весь эпизод. Приняв игуменство после Иеремии Ширкевича (?–10.08.1681). Димитрий был настоятелем обители недолго, всего 5 месяцев (с 4 сентября 1681 по 1 марта 1682 г ). 515 ...и вся яже на общую обители пользу строя... – Во время игуменства Димитрия Ростовского деревянно-земляные укрепления Максаковского Преображенского монастыря были заменены кирпичной стеной и был создан новый оборонный комплекс обители. 517 Евдокия (?—160—170-е гг.) – святая, преподобномученица. Будучи блудницей, собрала огромное состояние, затем была обращена в христианство монахом Германом, приняла постриг в монастыре, отдав все свои деньги, впоследствии стала настоятельницей монастыря за добродетельное житие и аскетизм. Согласно Житию, приняла мученическую смерть через усечение мечом Память святой – 1 марта. 518 Посем в лето 1682. месяца марта в 1 день... определен бысть игуменом во град Батурин, в монастырь святителя Николаа, именуемый Крупицкий... октовриа в 26 день... остави начальство Батуринского монастыря и живяше во оном уединенно. – С 1 марта 1682 по 26 октября 1683 г. продолжался первый период игуменства Димитрия Ростовского в Батуринском Николаевском монастыре. Монастырь находился рядом с гетманской резиденций, был влиятельным и авторитетным, однако заботы и хлопоты по руководству монастырем обременяли Димитрия, и он отказался от игуменства и жил в монастыре простым иноком. 520 ...архимандрита Варлаама Ясинскаго... – Варлаам Ясинский (1627–28.08.1707) – украинский церковный деятель и духовный писатель. Получил образование в Киево-Печерской коллегии, затем в Польше и Чехии. Игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря (1665–1673), Киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1673–1677), Киевского Николаевского Пустынного монастыря (1680–1683), архимандрит Киево-Печерской лавры (1683–1690), с 1669 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

60: «diese καιν κτσις ist... eine umformung durch erneuerung des bewusstseins »; S. 119: «der gläubige ist ein mensch eines ganz neuen bewusstseius »), a праведность оказывается фактически недостигнутой, ибо «ist auch der gläubige, obwol Χριστς und das πνεμα το ϑεο in ihm lebt (gal. 2:20. röm. 8:10. 9), dennoch als ein an die sünde noch gebundener» (S. 119). 1706 Это категорически отрицаетъ Prof. William Arnold Stevens (в своей заметке «On the Forensic Meaning of δικαιοσνη», см. «The American Journal of Theology» Vol. I, No. 2 [April 1897: Chicago], p. 443–450), который утверждает, будто у Апостола Павла «во всех его писаниях совсем не встречается учения, что этическая праведность Христова становится нашей» (р. 450), между тем даже Лютер признавал, что вера предполагает и восприятие спасения (см. у Zitslaff " в «Studien und Kritiken» 1897, 3, S. 527). В этом коренная ошибка автора, почему совершенно неубедительны все его аргументы в пользу мысли, якобы св. Павел понимал оправдание юридически в ветхозаветно-легальном смысле, когда для него – в христианстве – лозунгом сделался не закон, а благодать (р. 443 и ср. на стрн. 412–413). Далеко неосновательны и частные соображения. Так, усматривая в δικαιωϑες просто не-πδικος (р. 445. 446–447), W. А. Stevens заключает (р. 446): «осуждение есть акт объявления виновности и приговора к наказанию; если оправдание прямо противно сему, то и оно будет актом освобождения от легальной ответственности и отмены наказания – не более». Здесь замолчано самое главное в предмете, что как в первом случае решение покоится на фактическом преступлении, так и во втором необходимо разумеется реальное основание соответствующего качества или действительная праведность, а потому этический элемент нельзя считать только вторичным и побочным в оправдании (р. 444), не связанным с последним органически (ср. прим. 1669 и 1693). 1707 Ср. Bernh. Bartmann, St Paulus und St. Jacobus über die Rechtfertigung, S. 68. Поэтому A. B. Bruce безусловно верно замечает (St.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

6) Иосиф III Нелюбовичь-Тукальский, посвящен во Епископа, и привилегию Королевскую получил в 1661 году; потом в 1667 году определен на Митрополию Киевскую, но там не был; схвачен Поляками, и под стражею отвезен в Мариенбург, где содержался чрез целые три года, вместе с Юрием Богдановичем Хмельницким, Гетманом Малороссийским. В 1667 г. из под стражи выпущен; и когда опять велено взять его в казнить, он тайно уехав из Вильны, чрез Киев, отправился в Чигирин, к Гетману Дорошенку, где и преставился. Тело его погребено в Лубенском Мгарском монастыре. 7) Феодосий Василвич, произведен из архимандритов Слуцких в сан Епископа после 1669 года; привилегию получил от Короля Михаила Корыбута-Вишневецкого в 1672 г., в которой именован, как и прочие, до него бывшие Епископы, Мстиславским, Оршанским и Могилевским, но в подтвердительной привилегии, пожалованной ему Васильевичу от Короля Иоанна Собеского в 1675 году, титулован он и Белорусским. В следствие того, и в трактате вечного мира, в 1686 г. заключенном с Россиею, Епархия Могилевская именована Белорусскою. Сей Епископ умре на Полесье, в городе Люблине, 11 Марта 1678 г. и погребен в Дятловицком монастыре Митрополитом Греческим Макарием Лигаридом. На погребении его говорил проповедь Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, бывши тогда Иеромонахом и проповедником в Слуцком монастыре. 8) Серапион Полховский, был наречен Белорусским епископом еще в 1691 г., с титулом архимандрита Слуцкого и наместника Киевекой Митрополии, получил привилегию на епископию от Короля Августа II в 1697 году; преставился 1704 года, и погребен в Могилевском кафедральном монастыре. 9) Сильвестр, Князь Четвертинский, произведен Епископом на Могилевскую кафедру 1707 года, в Киеве; а Королевскою привилегиею снабден уже в 1713 г. Жил он до 1727 года, но когда и где умре, известия нет. 10) Арсений Берло, когда произведен во Епископа, неизвестно. Он привилегиею Королевскою не был снабден; и потому в не малом озлоблении и гонении, жив около трех лет в Могилеве, удалился оттуда в Малую Россию, и определен Епископом в Переяславль, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

7. Кроме Петра Могилы, в Церкви того времени был еще один пламенный защитник Православия, вовлеченный в борьбу против распространения протестантского и католического влияния - Досифей, патриарх Иерусалимский (1641-1707). В 1661 г., несмотря на молодость, он уже был митрополитом Кесарийским, а в 1669 г. стал патриархом Иерусалимским. Досифей был одним из немногих патриархов Иерусалимских, которые постоянно жили в Иерусалиме, а не в Константинополе. Не получив формального образования, он был талантливым самоучкой. Досифей стремился к распространению на Востоке знания Отцов Церкви. Ему удалось опубликовать важный сборник византийских богословских текстов в румынском городе Яссы, где находилась типография вселенских патриархов. Его широкая известность как ученого привлекла внимание французского дипломата Нойнтеля, которого Людовик XIV назначил своим послом в Константинополе. Помимо дипломатической карьеры, Нойнтель прилежно изучал богословие. Посол связался с Досифеем и с несколькими другими православными иерархами и предложил им выразить свое мнение по поводу «Исповедания» Кирилла Лукариса. Результатом этого запроса стало появление на свет подробного и систематического опровержения трудов Лукариса. Труд Досифея был одобрен на Вифлеемско-Иерусалимском соборе 1672 г. Этот документ, с тех пор известный как «Исповедание веры Досифея», или «Деяния Иерусалимского собора», безусловно, стал самым важным православным догматическим текстом этого периода. Даже почти два столетия спустя, в XIX в., свт. Филарет Московский очень высоко отзывался о нем. Досифею не удалось полностью избежать латинских аргументов. Под влиянием Могилы он время от времени использовал латинизированную терминологию, но он несравненно глубже укоренен в православной почве, чем Киевский митрополит. Он ясно и недвусмысленно отвергал кальвинизм Лукариса, отвечая на него традиционным сакраментальным реализмом Православной Церкви. Интересно, что в «Исповедании» Досифея столько же глав, сколько и в «Исповедании» Лукариса. Складывается впечатление, что Досифей просто отвечал Кириллу по всем пунктам. Учение Иерусалимского патриарха о священстве основано на сакраментальной природе Церкви; его пояснения к почитанию икон и святых глубоко православны. Но тем не менее Досифей, вполне в духе латинского богословия, заявлял, что Православная Церковь знает семь таинств, правда, при этом отмечая, что считать таинства - не слишком благочестиво. Наверное, самый прискорбный след латинского влияния на «Исповедание» Досифея выразился в его заявлении, что чтение Писания не полезно для мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/434844/

8 .Деяние Константинопольского собора 1593 года, которым утверждено Патриаршество в России./Переведено с греческого архим. Порфирием Успенским в 1850 г./. «ТКДА», 1865, окт., с. 237–248. 9 . Зызыкин М. В., проф. Патриарх Никон . Его государственные и канонические идеи. Ч. 1. Историческая почва и источники Никоновских идей. Варшава, 1931. 327 с. Ч. II. Учение Патриарха Никона о природе власти государственной и церковной в их взаимоотношении. Варшава, 1934. 384 с. Ч. III. Падение Никона и крушение его идей в Петровском законодательстве. Отзывы о Никоне. Варшава, 1938. 365 + VI с. 10 . Каптерев Н. Ф. Иерусалимский патриарх Досифей в его сношениях с русским правительством/1669–1707 гг./. «Чт. Общ. Ист. и Древн. Российских» 1891, с. 1–XIV+1–91. 11 . Каптерев Н. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Вып. 1. Время патриаршества Иосифа. М., 1887. IV + 175 с. Оправдание на несправедливые обвинения. 80 с./Отт. из и 9 «Прав. Обозр.» за 1888 г./. 12 . Каптерев Н. Ф. , проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. I. Сергиев Посад, 1912. V + 524 с. Т. II. Сергиев Посад, 1912. VIII + 547 +LX с. 13 . Каптерев Н. Сношения Иерусалимских Патриархов с русским правительством в текущем столетии/1815–1844 гг./. «Православный Палестинский сборник», m.XV, вып. 1. СПб., 1898. 503–831 с. 14 . Каптерев Н. Сношения Иерусалимских Патриархов с Русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия. СПб., 1895. 1 + 508 + 1 с. 15 . Каптерев Н. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI–XVII столетиях. М., 1885. 517+51 + XIII + II с. 16 . Карташев А. В. , проф. Очерки по истории Русской Церкви. Т. II. Патриарший и Синодальный периоды. Париж, 1959. 570 с. 17 . Кравченко А., прот., ректор Одесской Духовной Семинарии. История взаимоотношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей. Тт. 1–2. Одесса, 1982. 2 + 733 с./Магистерская диссертация. Машинопись/. 18 . Лебедев Л., прот. Патриарх Никон . Очерк жизни и деятельности. «Богословские труды», сб. 23. М., 1982, с. 154–199; сб. 24. М., 1983, с.139–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

IV. Отношение Канцелярии Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 5 сентября за 4300: —362— «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 29 минувшего августа, докладу Учебного Комитета при Святей­шем Синоде, определен на духовно – учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Дмитрий Наумов учителем по греческому языку в Бирюченское духовное училище. «Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом по­ставляет сообщить о сем Совету Академии для зависящего распоряжения, присовокупляя, что об ассигновании следующих упомянутому лицу, по положению, денег, ныне же сообщено Хо­зяйственному Управлению при Святейшем Синоде». Справка: По распоряжению о. Ректора Академии, кандидату Дмитрию Наумову дано знать о назначении его в Бирюченское духовное училище. Определили: Принять к сведению. V. Отзывы о сочинении экстраординарного профессора Николая Каптерева : «Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с рус­ским Правительством (1669–1707 г.) Москва. 1891 г., пред­ставленном на соискание степени доктора церковной истории: а) Ординарного профессора Василия Ключевского : «Профессор Каптеров избрал предметом изучения сношения с русским правительством одного из восточных православ­ных иерархов XVII–XVIII столетия, который, по его собствен­ным словам, более 40 лет служил русскому царю «в чине доносителя», принимал деятельное и разнообразное участие в церковных и политических делах России и оказал ей немало­важные услуги своей разносторонней деятельностью. Изобразив в начале труда общий характер отношений патриарха Досифея к России, ее царям и патриархам, автор далее подробно описывает его участие в деле патриарха Никона и в деле подчинения Киевской митрополии московскому патриарху, его за­боты о предохранении русской церкви, политические услуги, ока­занные им Московскому государству в его сношениях с Тур­цией и православным востоком, и наконец его усилия при со­действе русского правительства возвратить Грекам отнятые у них католиками св. места. «В примечании к I главе своего исследования автор пере­числяет источники, на основании которых оно составлено. Это почти исключительно архивный материал и большею частью не изданный. Имея это в виду, автор при описании той или дру­гой стороны деятельности патриарха Досифея приводит значи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Mogila’s writings were judged acceptable by the Orthodox bishops in a council in Kiev in 1640. And in 1642, a council in Jassy, in Moldavia, approved a modified version of Mogila’s Confession of Faith. However, even in its modified form, Bishop Kallistos Ware calls this confession the most Latin-influenced document ever endorsed by a council of the Orthodox Church. Together with the westernization forced upon the Russian Church through Tsar Peter the Great’s policies, Mogila’s writings and educational practices were a primary cause of a certain “captivity” to Western influences for some two hundred years in the theology and piety of the Orthodox people of Russia, Ukraine, and Romania. Nevertheless, he was recently canonized as a saint by the Churches in Ukraine, Romania, and Poland. Cyril Lukaris Cyril Lukaris (1572–1638) served as patriarch of Alexandria (r. 1601–1620), and then as patriarch of Constantinople – in five separate periods between 1620 and 1638 – under the Ottoman Turks before they finally strangled him on false charges of treason. In his ongoing struggle against Roman Catholicism, beginning in his homeland of Crete, during his education at the Orthodox school in Venice and then at the University of Padua, and in teaching at Orthodox schools in Poland and Ukraine, he was drawn to Protestantism through friendships with various Calvinists. As Patriarch of Alexandria, and then as Patriarch of Constantinople, he became convinced that his flock, suffering under the oppressive hand of the Ottoman Turks, needed rejuvenation that he thought could come through imbibing the enthusiasm, doctrines, and practices of Protestantism. This is the context in which he wrote his brief Confession of Faith in 1629 that was almost entirely saturated with Calvinist thought. It was forthrightly condemned by the same church councils in Kiev and Jassy which upheld the orthodoxy of Peter Mogila’s catechism and service books. In 1672the Council of Bethlehem/Jerusalem endorsed the Confession of Faith written by Patriarch Dositheos of Jerusalem (r. 1669–1707), which he drew up as a point-by-point refutation of Lukaris’s creed. Unfortunately, this confession also reflects the typical tendency among Orthodox theologians in these years to use Protestant arguments against Roman Catholicism and Catholic arguments against Protestantism. Its last eight chapters are heavily influenced by Roman Catholicism. The Greek Church under the Turks

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010