Главной задачей конфессиональной политики правительства Речи Посполитой стало уничтожение Православия на своих землях. С этой целью было принято решение тайно заменить правосл. епископов униатскими, исполнителем замысла стал Львовский правосл. еп. Иосиф (Шумлянский), с этой целью перешедший в Православие из унии в 1667 г. В это сложное для Православия время Могилёвскую кафедру возглавлял митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), в 1667 г. освобожденный из Мариенбургского замка и поселившийся в виленском Свято-Духове мон-ре. Запрет на колокольный звон, наложенный им по случаю следования процессии с телом Иосафата Кунцевича, чуть было не стоил ему нового ареста, только бегство на Украину спасло митрополита от расправы. Митр. Иосиф сохранял за собой Могилёвскую епархию до 1669 г. С 1669 г. белорус. правосл. приходами управлял слуцкий архим. Феодосий (Василевич), в 1670 г. он предложил папскому нунцию проект условий, на к-рых православные согласились бы подчиниться папе. Феодосий скончался в 1678 г. В 1680 г. православные избрали во епископа Могилёвского Климента (Тризну; 1680-1686), бывш. настоятеля Свято-Духова виленского мон-ря. В отличие от др. западнорус. епископов он отказался принести тайную присягу папе и потому не получил привилея. После него более 20 лет Белорусская епархия вдовствовала и управлялась наместниками Киевского митрополита. В 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на еп-ство тайному униату Гедеону Одорскому, закончившему католич. ун-т в Оломоуце, но паства потребовала, чтобы Одорский отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Одорский перешел в Православие и там остался. В 1697 г. на Могилёвскую епископию получил от короля грамоту архим. Серапион (Польховский), но в 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил грамоту недействительной. Причина отказа заключалась в том, что «не только в Белорусской епархии, но и по всему Великому княжеству Литовскому чрез посвящение во священнический сан схизма (т. е. Православие.- Ред.) начала множиться». Все последующие епископы, возглавлявшие Могилёвскую епархию в 1-й пол. XVIII в.: Сильвестр (Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло; 1730-1732), Иосиф (Волчанский; 1732-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754) - были мужественными защитниками Православия, стойко сопротивлявшимися попыткам со стороны униатов и правительства Речи Посполитой закрыть Белорусскую правосл. епархию.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший епископ Луцкий и Острожский с 28.02.1658 10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1654 по май 1661 епископ Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 05.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранён от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона (повторно) 10.05.1663 Иосиф (Нелюбович Тукальский), митрополит бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге; до 1667 Афанасий (Желиборский), епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович), епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву; неизвестно Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константиноп. патриархом, экзарх с 1669 по 1676 не был принят; 26.07.1676 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) епископ Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий), митрополит бывший епископ Перемышльский, утверждён Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона 26.11.1679 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (четвёртый раз) с 1679 по 1685 епископ Черниговский и Новгород-Северский 03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Имена Сведения Гедеон (Четвертинский кн. Святополк), митрополит бывший епископ Луцкий и Острожский, возведён с 08.11.1685 избран 8.07.1685 06.04.1690 Варлаам (Ясинский), митрополит рукоположен с 31.08.1690 22.08.1707 Иоасаф (Кроковский), митрополит рукоположен с 15.08.1708 01.07.1718 Кирилл (Шумлянский), епископ Переяславский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Л. 36а ...благочестивейшей великой государыни царице и великой княгине Марии Ильичне, и их благородным чадом... и великой княжне Феодосии Алексеевне. – Патриарх Никон перечисляет следующих членов царской семьи: царицу, первую супругу царя Алексея Михайловича, Марию Ильиничну Милославскую, второго их сына царевича Алексея (о них см. примечания к посланию Никона июля 1658 г.), а также их других детей, сыновей – царевичей Феодора (май 1661 апрель 1682) и Симеона (апрель 1665 – нюнь 1669), дочерей – царевен Евдокии (февраль 1650– март 1712), Марфы (август 1652 – июль 1707), Софьи (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерины (ноябрь 1658 – май 1718), Марии (январь 1660 – март 1723) и Феодосии (май 1662 – декабрь 1713); поименованы также и сестры царя Алексея Михайловича царевны и великие княжны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна. ...архимандрит Акакий, наместник монах Леонид, иконом иеромонах Феодосий... – перечислены представители власти Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Архимандрит Акакий приступил к управлению обителью 14 февраля 1666 г. (до 1669 г.). Назначен патриархом Никоном из казначеев монастыря. Скончался и погребен в обители – Леонид 1876, 126. Наместник иеромонах Леонид, духовник патриарха Никона в Воскресенском монастыре, запечатлен на парсуне – прижизненном портрете патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря – Зеленская 2002, 370 – 376; Зеленская 2002а, 11 – 12; Зеленская 20026, 98. С 1664 г. он находился в Воскресенском монастыре в заточении, причины которого неизвестны. 13 декабря 1666 г. иеромонах Леонид в числе других людей, находившихся на службе при патриархе Никоне в Воскресенского монастыре и прибывших с ним на церковный Собор в Москву, был допрошен Собором – РГАДА,ф. 27, он. I, д. 140, ч. 10. По свидетельству Паисня Лигарида, иеромонах Леонид в подробностях рассказывал о перенесенных им страданиях от Никона, и его слушали со слезами на глазах. По царскому указу 31 декабря черный поп Леонид, согласно его собственному прошению, был отправлен в Успенский Шаровкин монастырь Перемышлского уезда – Эйнгорн 1893а, 11 – 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо адресовано старшему сыну «Ивану с матерью», семье и всем домочадцам Аввакума («всем без розбору») на Мезень. В число адресатов включены как близкие семье Аввакума люди, так и Феодор с Лукою, его «духовные дети». Феодор – известный в истории раннего старообрядчества устюжский, а затем московский юродивый – пришёл на Мезень из Москвы, где он был тесно связан (после ареста Аввакума) с домом боярыни Ф. П. Морозовой (см. с. 590). Лука Лаврентьевич – юноша-москвич, по профессии «усмарь» (кожевник), последовавший за семьёй Аввакума в ссылку (оба были повешены на Мезени в марте 1670 г.). Письмо написано между 6 января и мартом 1670 г.; печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, 600; ряд чтений восстановлен по изданию Я. Л. Барскова «Памятники русского старообрядчества XVII века». М., 1912. С. 4445. 1703 Пришли с Машигиным ваши все посылки. – Стрелец М. Машигин был отправлен в Москву с отпиской пустозерского воеводы И. Неелова осенью 1669 г. Возможно, предыдущее письмо Аввакума семье было отправлено именно с ним, а на обратном пути в Пустозерск Машигин захватил «посылки» протопопу от семьи. 1706 Грамотки... в столпник запечатай... – Письма писались на узких бумажных полосах (столбцах) и затем туго сворачивались в одну трубку («столп»). 1707 Послал ныне богоявленской воды боченку, а летом – августовы... – Богоявленская вода – вода, освященная в праздник Богоявления (6 января); августова вода – вода, освящённая Аввакумом летом, в день водосвятия 1 августа. 1708 Маремьяна – вероятно, Маремьяна Федоровна, московская старообрядка (см. о ней с. 186188:566). 1712 В Соловки те... хотя бы подъехал... – Проникнуть в Соловецкий монастырь в это время было уже трудно, так как монастырь с июня 1668 г. был осаждён царскими войсками. 1715 Ведаю... кутил ты! – Упрёк обращён к Феодору, поссорившемуся с Ф. П. Морозовой перед уходом из Москвы в 1669 г. 1716 непереводимое междометие, используемое в потоке устной речи (обычное значение: пусть, пускай, пожалуй, ладно) 1719 Письмо написано в 1673 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания Л. 36а ...благочестивйшей великой государыни царице и великой княгин Марии Ильичн, и их благородным чадом... и великой княжн Феодосии Алексевн. – Патриарх Никон перечисляет следующих членов царской семьи: царицу, первую супругу царя Алексея Михайловича, Марию Ильиничну Милославскую, второго их сына царевича Алексея (о них см. примечания к посланию Никона июля 1658 г.), а также их других детей, сыновей – царевичей Феодора (май 1661 апрель 1682) и Симеона (апрель 1665 – июнь 1669), дочерей – царевен Евдокии (февраль 1650 – март 1712), Марфы (август 1652 – июль 1707), Софьи (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерины (ноябрь 1658 – май 1718), Марии (январь 1660 – март 1723) и Феодосии (май 1662 – декабрь 1713); поименованы также и сёстры царя Алексея Михайловича царевны и великие княжны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна. ...архимандрит Акакий, намстник монах Леонидъ, иконом иеромонах Феодосий... – перечислены представители власти Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Архимандрит Акакий приступил к управлению обителью 14 февраля 1666 г. (до 1669 г.). Назначен патриархом Никоном из казначеев монастыря. Скончался и погребён в обители – Леонид 1876, 126. Наместник иеромонах Леонид, духовник патриарха Никона в Воскресенском монастыре, запечатлён на парсуне – прижизненном портрете патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря – Зеленская 2002, 370–376; Зеленская 2002а, 11–12: Зеленская 2002б, 98. С 1664 г. он находился в Воскресенском монастыре в заточении, причины которого неизвестны. 13 декабря 1666 г. иеромонах Леонид в числе других людей, находившихся на службе при патриархе Никоне в Воскресенском монастыре и прибывших с ним на церковный Собор в Москву, был допрошен Собором – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 10. По свидетельству Паисия Лигарида, иеромонах Леонид в подробностях рассказывал о перенесённых им страданиях от Никона, и его слушали со слезами на глазах. По царскому указу 31 декабря чёрный поп Леонид, согласно его собственному прошению, был отправлен в Успенский Шаровкин монастырь Перемышльского уезда – Эйнгорн 1893а, 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

10 . Иоанникий Галятовский, Игумен, был с 1660 до 1662 г. Он после пожара обновил Братский монастырь; потом с 1678 г. был Архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а в 1688 переведен в Новгородосеверский и там скончался того же года. 11 . Мелетий Дзик до 1665 г; после с 1677 г. был Игуменом Златоверхомихайловского монастыря и там 1682 г. Февраля 7 скончался. 12 . Варлаам Ясинский с 13 Ноября 1669 г; в 167З г. отказался от должности и определился Проповедником в Лавру, а в 1680 г. избран во Игумены Златоверхомихайловского монастыря; оттуда 1685 г. произведен во Архимандрита Киево-Печерской Лавры, а в 1700 г. в Митрополита Киевского. 13 . Сильвестр Головчич из приписного к Братскому Гойского монастыря определен 1673 г. в Братский, и в 1674 г. переведен в Златоверхомихайловский монастырь, где и скончался. 14 . Феофан Прокопович I, по восстановлении Братского училища первый Богословии учитель из Наместников Братских произведен 1675 г. и должность сию исправлял до 1684 г., а скончался на покое в том же монастыре 1689 Апреля 3. 15 . Иезекииль Филипович с 1684 г. Апреля 28 и был до 1687 г. – Сии последние три Ректоры определены Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем, бывшим до 1686 г. Блюстителем Киевской Митрополии и утверждены Универсалами Гетманов. 16 . Феодосий Гугуревич с 1686 до 1689 г., в коем Апреля 3 скончался. 17 . Пахомий Подлузский упоминается в 1691 г., где и когда скончался, не известно. Примеч. в избирательной Записи Митрополиту Варлааму Ясинскому 1690 г. подписался Префект школ Братских и Философии учитель Силуан Озерский. 18 . Иоасаф Краковский с 169З до 1697 г., и был вместе Игуменом Братского и Николаевского монастыря; с 1697 избран во Архимандрита Киево-Печерской Лавры, а в 1707 Октября 19 в Митрополита Киевского; скончался в Твери 1718 г. При нем Киевобратскому училищу в 1700 г. утверждено Царскою Грамотою звание Академии и с тех пор беспрестанно уже были два начальствующие в Академии, Ректор и Префект, до последнего преобразования Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

156 Способ, каким Леонтий описывает здесь зловерие (κακοδοξα) Евтихия, вводя в текст причастие пресуществленном (μετουσιωθντος), представляет нам евтихианскую ересь гораздо более опасной, нежели это обычно считается. Ведь если мы примем, что Слово пресуществилось в плоть (пусть даже мы станем подразумевать под этим термином человеческую природу), уничтожается не только Единосущие Сына с Богом Отцом и Святым Духом, но и с человеком. То есть, этим наносится прямой удар по догмату о Святой Троице и Ипостасном единении. Прямым следствием такого допущения является тот вывод, что Иисус Христос не есть ни Бог , ни Человек! Именно поэтому Леонтий возвращается к вопросу об отношении еретиков к богословской терминологии, соглашаясь с мнением Григория Назианзина по отношению к Клидонию. Согласно соответствующему тезису Григория, слегка перефразированному Леонтием, еретики: «Исповедуя благочестивые слова, в отношении их злодействуют в уме (ς τν νον κακουργοσι)... Поскольку эти слова, правильно изъясненные, выражают благочестивые понятия, понимаемые же дурно, становятся нечестивы (κακς δ νοομεναι, τ δυσσεβς χουσι)». 157 Здесь нам необходимо перенестись в 17 век с тем, чтобы убедиться в том, что образ мыслей православных богословов этого времени и предпринимаемые ими усилия по сохранению догматического учения Православной Церкви в столь бурный в богословском отношении период почти буквально совпадают с тем, как древняя Церковь , вначале усилиями своих Отцов и Учителей, а впоследствии решениями Вселенских и Поместных Соборов защищала истину данного во Христе Иисусе Божественного Откровения. 5.Сопоставление с 17 веком Тем, кто занимается изучением Православного богословия поствизантийского периода, и, главным образом, 17 века, известно, что Патриарх Иерусалимский Досифей (1669–1707) явился центральной фигурой и душой тех усилий, которые были предприняты Православной Церковью, чтобы невредимой выйти из споров относительно Божественной Евхаристии с римо-католиками и протестантами – главным образом по вопросу Пресуществления (μετουσισεως) хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

17 В 1903 году о. Иосиф удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему “История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия. Опыт критического разбора и обработки”. Назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА. 20 Имеется в виду архиепископ Евдоким (Мещерский Василий Иванович) (1869 – 1935), в будущем один из лидеров обновленчества. В 1904 году ректор МДА. В 1902 – 1903 годах между архимандритом Никоном и архимандритом Евдокимом произошла острая полемика о монашестве, в которую включился ряд церковных деятелей, профессоров и преподавателей МДА и СПбДС. 21 День памяти преподобного Арсения Тверского, в честь которого был наречен при пострижении митрополит Арсений. 22 Иеромонах Иасон (Голицынский Иосиф) (1835 – 1904) – духовник Гефсиманского скита при Свято – Троицкой Сергиевой Лавре. 29.11.1877 пострижен в монашество. 25.04.1884 рукоположен во иеродиакона. 17.08.1884 рукоположен во иеромонаха. 20.11.1897 утвержден братским духовником в скиту. Исправлял должность ризничего в скиту и послушание библиотекаря. Скончался 17.04.1904. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25025. Л. 154 об. – 155). Отец Иасон был духовным отцом епископа Арсения. Он же исповедовал Ивана Петровых перед пострижением в монашество. 23 Архимандрит Иосиф в полемике по монашескому вопросу выступил с острой критикой против корпорации МДА вообще и некоторых ее членов, в частности Н. Ф. Каптерева . Ему резко возражал обиженный Н. Ф. Каптерев (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 445. Л. 4 – 5). 24 Каптерев Николай Федорович (8.07.1847 – 31.12.1917) – член-корреспондент АН. Занимал кафедру всеобщей истории МДА, член Государственной думы IV созыва. Основные труды: “Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях” (2 – е изд., 1914), “Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 16691707 г.” (М., 1881), “ Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов” (2 – е изд., 1913), “ Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович” (2 тома, 1909 – 1913) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

21 Переход монастыря в руки Иерусалимской Патриархии произошел при Патриархе Досифее (1669–1707). Вследствие оскудения грузинской общины, монастырь сделался легкой добычей многочисленных мусульманских кредиторов. Грекам удалось уплатить долги обители и тем самым сохранить ее за собой. Последние грузинские иноки постепенно растворились среди греческих. 22 Представления А. Н. Муравьева о щедрости Патриарха Иерусалимского, который будто бы «с удовольствием согласится» отдать монастырь русским и грузинам, явно преувеличены. В 1848 г. первый состав Русской Духовной Миссии, прибывший в Иерусалим во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) , был размещен временно, на правах гостей, в тесных и сырых помещениях Архангельского монастыря. О передаче русским какой-либо из греческих обителей Иерусалима вопрос даже не вставал. 24 Максим III (Мазлум) – «трехглавый» Патриарх, как его называли российские дипломаты. Избран на архиерейском соборе в Ливане с титулом «греко-католического Патриарха Антиохии, Александрии и Иерусалима» и официально утвержден 31 октября 1837 г. султаном Махмудом II «главою всех католических сект Востока». По примеру греческих Патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, Максим избрал местом пребывания Константинополь для удобства обращения к покровительству послов католических держав (прежде всего, Франции), хотя кафедра его находилась в Сидоне, а затем была перенесена в Дамаск. 25 Ни о какой «неприметности» с учреждением Русской Духовной Миссии в Иерусалиме говорить не приходится. Пятью годами позже, когда архимандрит Порфирий (Успенский) прибыл в январе 1844 г. в Иерусалим инкогнито (согласно инструкции МИДа), он был, однако, торжественно встречен у Яффских ворот толпой паломников и духовных лиц, включая официального представителя Патриархии. 26 Очевидно, А.Н. Муравьев в письме к К.М. Базили от 16 июля 1839 г. (письмо, как и весь архив Базили, не сохранилось) излагал ему свой проект создания русского монастыря в Иерусалиме, сформулированный в предыдущей «Записке».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

23. Вып. 2. С. 145-175; Вып. 4. С. 465-502; Дмитриевский А. А. Извлечение из Исторической записки ИППО за 25 лет его существования//СИППО. 1907. Т. 18. Вып. 3/4. С. 430-451; он же. Граф Н. П. Игнатьев как церковно-полит. деятель на правосл. Востоке//Там же. 1909. Т. 20. Вып. 1. С. 84-101; Вып. 3. С. 378-398; Вып. 4. С. 522-563; он же. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. Вып. 3. С. 446-457; Померанцев И. Иерусалимский патриарх Досифей II (1669-1707)//Там же. 1908. Т. 19. Вып. 1. С. 1-32; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969; Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the 16th Cent.//Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y., 1982. T. 2. P. 19-66; Cohen A. On the Realities of the Millet System: Jerusalem in the 16th Cent.//Ibid. P. 7-18; Ma " oz M. Communal Conflicts in Ottoman Syria during the Reform Era: The Role of Political and Economic Factors//Ibid. P. 91-103; Жантиев Д. Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: Реформы в сир. провинциях Османской империи в кон. XVIII - нач. XIX в. М., 1998; Хуцишвили Н. Образование землевладения иерусалимских мон-рей в Грузии//ХВ. 2001. Т. 2(8). С. 126-136; Ченцова В. Г. Источники фонда «Сношения России с Грецией» РГАДА по истории междунар. отношений в Вост. и Юго-Вост. Европе в 50-е гг. XVII в.//Русская и украинская дипломатия в Евразии: 50-е годы XVII в. М., 2000. С. 151-179; она же. Митра Паисия Иерусалимского - не присланный русскому государю венец «царя Константина»//Патриарх Никон и его время. М., 2004. С. 11-39; Peri O. Christianity under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. Leiden, 2001; Каролид П. О современном положении Православной Церкви и Патриархии святого града Иерусалима. СПб., 2002; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - 1-я треть XIX в.). М., 2003; Якушев М. И. Иерусалимский патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской империи накануне Крымской войны//ППС.

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010