Por lo que atañe a Dositeo (1641–1707), que fue patriarca de Jerusalén (1669–1707), destaca su actividad restauradora de monasterios, el principal de los cuales fue la laura de San Sabas en Palestina, su actividad cultural, con la creación, dadas las dificultades en Constantinopla, de una tipografía griega en Iasi, que fue un centro de producción editorial griega. Además de la Confessio ya citada, Dositeo escribió muchas obras de polémica anti-latina, como también tiene escritos contra los uniatas. Entre la literatura polémica destacan: Τομος καταλλαγης (Tomus reconciliationis), Τομος αγαπης (Tomus amoris) y Τομος χαρας (Tomus jubilationis). Antes del sínodo de Jerusalén de 1672, otro autor escribió una Confesión de fe (que había de tener una gran repercusión) para contrarrestar el escrito de Cirilo Lukaris. Se trata de Pedro Moghila , metropolita de Kiev (1633–1647). Nacido en 1597, originario de una familia noble de Valaquia, de joven se trasladó a Lvov, en la región de Galicia (Galitsia; Ucrania occidental), entonces bajo el reino de Polonia, y en 1627 se hizo monje en la laura de las Grutas de Kiev, de la cual fue archimandrita, y fundó, en 1631, una academia que fue la cuna de la posterior Academia eclesiástica de Kiev, donde se formarían las principales figuras eclesiásticas de toda la Iglesia rusa. Metropolitano de Kiev desde 1633, llevó a cabo una gran actividad y defendió a la Iglesia Ortodoxa ucraniana frente a protestantes y católicos. En su academia se impartían las enseñanzas en latín e incluso se enseñaba teología de acuerdo con el sistema escolástico occidental. Entre 1639 y 1640 Moghila compuso un gran catecismo que fue conocido como Confessio Orthodoxa. El texto, redactado en latín, fue sometido a la aprobación de una conferencia de teólogos en Iasi, en 1642 (donde se condenó la obra de Lukaris), y allí se constataron divergencias entre los teólogos griegos y los de la escuela de Kiev, que en algunas cuestiones concordaban con los católicos. Entre los delegados patriarcales estaba el exarca Melecio Syrigos, reconocido teólogo, quien tradujo al griego el texto latino original de Moghila, al cual aportó algunos retoques que luego aplicó él mismo al texto latino (perdido dicho original, nos ha negado el texto corregido por Syrigos, que poseemos, por lo tanto, en latín y griego). La Confessio de Moghila fue aprobada por los diversos patriarcas en un sínodo de Constantinopla del año 1643, aunque no fue editada hasta 1667 en Amsterdam.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

«Автобус» (1934—1936)— поэма М. Цветаевой. «Проза требует мыслей да мыслей» — цитата из наброска статьи «О русской прозе» (1822) А. С. Пушкина. критика двух строк из песни Председателя — речь идет о главе «Скобка о роде слуха» из статьи М. Цветаевой «Искусство при свете совести» (1932-1933). как верно увидены… Брюсов, Волошин! — речь идет о мемуарных очерках М.Цветаевой «Герой труда» (1925), «Живое о живом (Волошин)» (1933). Степун, в предисловии… — речь идет о предисловии философа и писателя Федора Августовича Степуна (1884—1965) к изданию «Неизданного» (1953) М. Цветаевой. «Вскрыла жилы: неостановимо…» — стихотворение М. Цветаевой 1934 г. Генерал Миллер был еще цел и невредим. Эфрон тоже… — глава Русского общевоинского союза во Франции, генерал Евгений Карлович Миллер (1867—1937) был похищен в Париже агентами НКВД при участии мужа М. Цветаевой, Сергея Яковлевича Эфрона (1893—1941), который в сентябре 1937 г. после «дела Рейсса» был вынужден бежать в СССР, где в 1939 г. арестован и расстрелян.   Искусство как язык религии   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1958. 50.   глухонемая слепая девочка Эллен — здесь и далее описывается эпизод из автобиографии американской писательницы Хэлен Келлер (1880—1968), автора ряда автобиографических книг: «История моей жизни» (1903), «В середине пути» (1930) и др.   Письма об иконе. Письмо первое. — Образ и символ   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1959. 55.   Andachtsbild (нем.) — алтарный образ. патриарх Досифей (Досифей Нотара, 1641 — 1707)— патриарх иерусалимский (1669—1707), автор «Истории иерусалимских патриархов». 7-й вселенский собор — собор 787 г. в Никее, на котором была осуждена иконоборческая ересь. Павлин, епископ Ноланский — Павлин Милостивый (353—431), епископ ноланский (с 409 г.); находился в дружеских отношениях со св. Амвросием, бл. Августином, св. Мартином Турским; его наследие составляет 32 гимна и 50 писем.   О непереводимом   Впервые: Воздушные пути. Альманах 1. Нью-Йорк, 1960.   «На холмах Грузии…» (1829), «Под небом голубым страны своей родной…» (1825) — стихотворения А. С. Пушкина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Ипатий , 1691. 42 Флорищева Успенская пустынь, в Гороховецком уезде, основана около 1651 г. Заштатная. [VI, 597.] Строители Мефодий , основатель, 1651–54; † ... Иларион , с 1655, а 11 дек 1681 хирот. в архиепископа Суздальского. Иринарх , 1682–1707. Иорофей , 1707–34. Дорофей , 1744 и 45. Филагрий , 1759–63. Софроний 16 окт. 1787 перев. из Вязниковского Благовещенского. Пахомий , 1795. Феофил 14 авг. 1798 перев. в Вязниковский Благовещенский. Порфирий , игум., 1862. 43 Знаменский, на Красной гриве, (Красногривский), в Гороховце, основан в 1669 г. В 1723 приписан к Флорищевой пустыне. [III, 751; VI, 987.] Строители Иосиф , 1677–79. Силуан , в янв. 1685. Логгин , 1693. Макарий , 1723. 44 Сретенский (Владимирской Богоматери), в Гороховце, девичий, построен в 1658 г. [III, 751?] Иг-нья Анастасия , 1723–28. Гороховского Введенского Иг-нья Ираида , 1737–40. 45 Золотниковская пустынь, от Суздаля в 30 верстах, на реке Золотники, построена в 1624 г. Заштатная. [IV, 210.] Игумены Иона Головцын , основатель, 1624. Никон , в мар. 1651, в мар. 1654. Феоктист , 1655–67. Митрофан 1665 перев. в Козмин. Симеон , 1692. Иосиф , в янв. 1724. Феофилакт , 1738–43. Авраамий , строит., в 1802 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений , строит., 21 дек. 1828 перев. в Вязниковский Благовещенский. Макарий , строит., 1862. 47 Троицкий, под городом Шуей, когда построен, неизвестно, уничтожен в 1764 г. [VI, 732.] Ныне кладбищенская церковь . Архимандриты Варнава , 1628. Иона , 1631. Иосиф , 1641–44. NN † 1654. Антоний , 1656–67. Нафанаил 10 янв. 1671 перев. в Суздальский Василиевский. Симеон , 1676. Лев , 1678. Никон , в апр. 1684. Феодосий , 1700. Иов , с 1702. Иосиф , в янв. 1724. Моисей , 1729. Симеон 1734 перев. в Спасо-Евфимиев. Моисей , 1737 и 38. Леонтий , 1739. Антоний , 1748, 57. Евстафий Пальмовский , 1763 и 64. После в Саввине Сторожевском. 48 Борисоглебский, на Горе, под Переславлем-Залесским, существовал в XV веке, потом был домовой митрополии Московской и патриархов. Уничтожен в XVIII веке. [III, 423.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники фиксируют существование православного румынского населения и в Трансильвании в вв. Однако в период венгерского правления православные епископы в эту область не допускались, священников сюда рукополагали в Сербии, Молдавии или Валахии. Были здесь и ставропигиальные монастыри, напрямую подчинённые Константинополю. Становление румынского монашества шло в тесной связи с монастырями святой горы Афон. Преподобный Никодим Тисманский (грек по отцу, серб по матери) перенес начала афонского монашества в основанную им в Румынии обитель. Β XVIII в. Молдавия и Валахия стали частью общеправославного «филокалического возрождения». Знаменитый старец Паисий Величковский возродил начала старчества не только в этом регионе, но и на территории России. Этот выдающийся обновитель монастырской жизни в Румынии вместе со своими сподвижниками перевел с греческого на славянский язык многие святоотеческие творения, способствовал их изданию и широкому распространению. В многочисленных румынских монастырях развивались искусство, науки, хранилась византийская музыкальная традиция, работали школы, библиотеки и типографии. В 1588 г. возвращавшийся из России Вселенский патриарх Иеремия II (1572–1579, 1580–1584, 1586–1595) при содействии патриархов Иерусалимского Софрония IV (1579–1608) и Антиохийского Иоакима VI (1593–1604) смог дать действенный отпор развернувшим свою деятельность в Дунайских княжествах миссионерам-иезуитам. Несколько лет спустя, в 1613 r., в борьбу с латинянами, проповедовавшими на территории Валахии, включился Вселенский патриарх Кирилл Лукарис. На Ясском соборе 1641–1642 гг. было одобрено исповедание веры киевского митрополита Петра Могилы . В последующие годы особых успехов на ниве поддержки православия в Дунайских княжествах сыграли патриархи Иерусалимские Досифей II (1669–1707), открывший ясскую церковную типографию, и Хрисанф Нотарас (1707–1731), основатель множества учебных заведений разного уровня. Османы начали вторгаться в Валахию с 1390-х годов. Окончательное подчинение румынских земель Османской империи произошло в конце XV в. Несмотря на ожесточенное сопротивление валашских господарей (например, Стефана III Великого), в 1489 г. Молдавия, а в 1496 г. и Валахия стали вассалами турецких султанов. Формально княжества сохранили юридическую автономию в составе Османской империи, но султаны получили право на утверждение в должности валашских господарей. Это незамедлительно привело к тому, что должность господарей стала объектом купли-продажи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. 25 Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (1595–1657), гетман Малороссии. После решения русского правительства о воссоединении Украины с Россией Хмельницкий возглавил Переяславскую Раду (1654), торжественно подтвердившую этот акт, находился во главе гетманского управления до своей смерти. 26 Дионисий IV Муселимис, Патриарх Константинопольский в 1671–1673, 1676–1679, 1682–1684, 1686–1687 и 1693–1694 гг. 28 Голицын Василий Васильевич (1643–1714), князь, дипломат и государственный деятель допетровской России; фактический глава московского правительства во время регентства царевны Софьи (1682–1689). 29 Сильвестр (Медведев Симеон Агафонович; 1641–1691), книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт. 30 Досифей II (Нотара; 1641–1707), Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины в 1669–1707 гг. 31 Иоанникий Лихуд (1633–1717) и Софроний Лихуд (1652–1730 ), греческие православные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии. 35 Дмитрий Тверитинов (Дерюшкин Дмитрий Евдокимович; 1667 – не ранее 1741), русский мыслитель и еретик. Основатель секты евангелистов. Родился в г.Твери, откуда получил свое прозвище. Был стрельцом, затем – слобожанином. В 1692 г. переселился в Москву. Около 1700 г. поступил в аптеку И. Грегори в Немецкой слободе, где изучил латинский язык, занимался медицинской практикой. Под влиянием идей протестантизма и на основе русских ересей XV–XVI вв. создал собственное учение, отрицающее внешнюю обрядность и церковную иерархию. В 1713 г. духовенство во главе с С. Яворским начало против Тверитинова следственное дело по обвинению в ереси. Тверитинов отрекся от своих воззрений и благодаря заступничеству придворных и Петра I в 1718 г. был освобожден на поруки. В 1723 г. Синод снял с него церковное проклятие. 36 Иванов Фома, цирюльник, родственник и последователь Дмитрия Тверитинова, осужден в 1714 г. и сожжен на костре на Красной площади. 38 Феодосий (Яновский Феодор Михайлович; † 1726), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1390 Универсал Мазепы пану Максиму от 5 июня 1690 г. (А.М. Макси­мович. Собр. соч. т. I, 804). Гетман свидетельствует к Максиму и его сыновьям «ласкавую нашу прихильность», «для частой нам в войсковых потребах выгоды дознанной». О сохранившихся универса­лах Мазепы сыновьям Максима см. А. М. Максимович, I, 804, прим. 2. 1391 Из братьев Григорий был священником (см. Архив Юго-Запад. России, ч. I, т. V, LXVII, стр. 243), прочие на военной службе при Ма­зепе (о них – А. М. Максимович, I, 805–807. См. Д. В. Бантыш-Ка­менский. Источники малороссийской истории. Ч.II, стр. 51, – в Чтениях в Общ, Истории и Древн. Росс., 1859, кн. I). Близкие отношение с Мазе­пой заставили некоторых Максимовичей вместе с Мазепой изменить Петру Великому, по позднее они принесли повинную (А.М. Максимович, I, 805–807./7. Ефименко. Ссыльные малороссияне в Архангельской губернии (1708–1802), Киевская Старина 1882 г., т. Ш, стр. 397). 1392 О киевской академии того времени см. 77. П. Петров. Киевская ака­демия во второй половине XVII века. Киев 1895 (также в Трудах Киев. Дух. Академии 1895, т. II). По одному из писем 73) чернигов­ского архиеп. Лазаря Барановича (1657–1692; † 1693) известно, что в сентябре 1669 г. Лазарь посылал в Киево-Могилянский монастырь двух своих диаконов, Иоанна и Лаврентия, вероятно, для обучения в Киево-Могилянской коллегии. Н. И. Петров предполагает (стр. 34, а на стр. 42 категорически утверждает), что посланные были – Иоанн Максимович и Лаврентий Крещанович. Но диакон Иоанн, явившийся в 1669 г. в Киев из Чернигова, не мог быть Иоанном Максимовичем , так как последний принял монашество и сан уже после обучения и даже пре­подавательской службы в академии, и это произошло ближе к 1675 году. 1393 Пред ним проповедником был Варлаам Ясинский (Н. И. Петров, цит. соч. стр. 37). Впоследствии Варлаам занимал киевскую митрополию (1690–1707). 1394 Напечатаны в сборнике Зерцало от Писания Божественного, Чер­нигов, 1705. Сборник издан был префектом черниговского колле­гиума иеромонахом Антонием Стаховским (впоследствии с 1713 г. архиепископ черниговский, с 1721 года – митрополит тобольский: о нем Филарет, цит. соч. стр. 239–241; С. Рункевич, указ. соч. стр. 48–54 в Страннике, 1906, ч. 1). Прочие проповеди, по выражению Антония, оставались «под спудом». Есть ли надежда найти их, сказать трудно; но, кажется, их следовало бы искать в архивах Киево-Печерской лавры, черниговской архиепископии и, может быть, в фамильных бумагах рода Максимовичей. Что Максимовичи интересовались своим родовым прошлым, это видно как из работ М. А. Максимовича (см. его ст. «Бубновская сотня»), так и из того, что другой предста­витель рода, И. А. Максимович, принял на себя труд переиздать, па современном русском языке, одно из сочинений святителя Иоанна Плиотропион. – Выдержки из проповедей св. Иоанна, в переложении на современный язык, см. в Житии его, изд. Моск. Синод. Типографией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

204 Трактат Тарасия о литургии напеч. к. 1629. 1729. переводы его у Строева (Опис. кн. Толстого 70. 72, Царского 89. 90. Опис. 1841, 36. 43). Сочинения Гизеля: а) мир человеку с Богом (к. 1669 г.); б) синопсис – плохая летопись, но которую много раз печатали; в) о тайне исповеди (к. 1660 г.); г) истинная вера, ответ иезуиту. Радзивиловский издал собрание поучений «огородок 1676 и венец Христов» нап. 1686. Он говорил Петру Великому орацию, которая у Толстого 2, 220. Кроме того известен Феодосий Сафанович, учитель и проповедник, а потом игумен, писавший: аа) речь Царю Алексею Михайловичу (у Бантыш-Каменского 2, пр. 179); бб) хронику; вв) выклад о Церкви Божией, изд. в Киеве 1669 г. (см. § 23). См. словарь Митрополита Евгения, история Малоросс. Б. Каменского 1, 224–227. 2, 212–217. 205 Почти все сочинения Максимовича (см. словарь Евгения) писаны стихами. Когда вышло его «Богородице дево», нап. в 1707 г., Дмитрий Ростовский писал: «книга стихов печатных прислана мне. Бог дал тем виршописателям типографию и охоту и деньги и свободно житие; мало потребныя вещи на свет происходят». Письмо писано в феврале 1708 года. 206 Рукоп. житие св. Димитрия ростов. говоря о его пребывании в Батуринском монастыре, пишет: «идеже за его игуменством преставися парижский учитель Адам Зерников». Сочинитель указывает потом на апологию Прокоповича против лютеран писанную, по его словам, тогда, как Феофан был ректором, след. в 1711–1716 г. Феофан в апологии так пишет о Зерникове: блаж. памяти Адам Зерников, когда со всей ревностию постарался узнать это дело (о происхождении Св. Духа) и пересмотрел все доказательства св. Писания и свидетельства св. Отцев, обыкновенно приводимыя, невольно покорился истине и, для спасения своего, оставя своих, искал и обрел около 20 лет пред сим отечество небесное, к которому был избран Богом, у нас в малой России. Он издал и превосходное сочинение, исполненное невероятной и самой основательной учености, в котором лучше всех своих предшественников доказал, что Дух св. происходит от Единого Отца. Miscellanea sacra, Wratisl. 1744. p. 22. Св. Димитрий был Батуринским игуменом с февр. 1682 г. по 23 окт. 1682 г. и с февр. 1686 до 14 февр. 1692 г. (Диариай). И по словам Прокоповича, Зерников скончался не прежде 1691 г. О прочем словарь Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

В 1672 г. были созваны 2 Собора, на к-рых вновь обсуждалось - теперь уже в последний раз - «Исповедание...» Кирилла Лукариса. Причиной созыва Соборов послужила богословская полемика между католиками и протестантами, происходившая в то время во Франции. Реформатский пастор из Шарантона Ж. Клод (1619-1687), полемизировавший с католич. богословами-янсенистами (А. Арно, П. Николем и др.), выдвинул, ссылаясь на «Исповедание...» Кирилла Лукариса, утверждение, что правосл. Церковь отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Е. и что учение о пресуществлении и о поклонении Св. Дарам нигде, кроме Римской Церкви, неизвестно. Янсенисты в свою очередь доказывали непрерывность веры Церкви в то, что в таинстве Причащения преподаются истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа и пытались заручиться свидетельством в пользу этого учения у представителей правосл. Церкви, действуя через франц. посла в К-поле Ш. Ф. Олье, маркиза де Нуантеля. Поддержка янсенистам была оказана крупнейшим греч. богословом и церковным деятелем того времени патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой († 1707, патриарх с 1669). Появились неск. сочинений близких к патриарху Досифею II авторов, посвященных спору янсенистов с кальвинистами. Николай Спафарий († между 1708 и 1714), направленный в 1671 г. патриархом Досифеем II с дипломатическими целями в Москву, ранее, в 1667 г., адресовал франц. послу в Швеции А. де Помпонну, племяннику А. Арно, небольшое сочинение под названием «Руководство... то есть суждение Церкви восточной... о пресуществлении Тела Господня» (Enchiridion sive Stella Orientalis Occidentali splendens, id est sensus Ecclesiae Orientalis scilicet Graecae de transsubstantione Corporis Domini), где высказывался по поводу франц. евхаристического спора, поддерживая католич. сторону, но определяя при этом образ преложения Даров как непознаваемый ( Podskalsky. Griechische Theologie. S. 269-271). Патриарх Иерусалимский Нектарий († 1676, патриарх в 1661-1669) обнародовал 2 письма (1671/2), где подтверждал согласие с католиками в вопросе о «сверхъестественном пресуществлении Св.

http://pravenc.ru/text/351651.html

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010