Из истории богословских споров XVIII века по проблеме латинского крещения P ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ИЗ ИСТОРИИ БОГОСЛОВСКИХ СПОРОВ XVIII ВЕКА ПО ПРОБЛЕМЕ ЛАТИНСКОГО КРЕЩЕНИЯ Святитель Никодим Святогорец 1. История вопроса     1.1. Отношение к латинскому крещению до XVIII века     1.2. Экспансия Запада на Восток     1.3. Противодействие православных.         Досифей Иерусалимский (1669-1707)         Кирилл V Константинопольский и история Ороса 1755 года         Евстратий Аргентис         Движение " колливадов " (с сер. XVIII в.) 2. Канонический анализ проблемы     2.1. Канонические предпосылки приема в Церковь еретиков     2.2. Еретики ли католики?     2.3. Способ крещения 3. История после Ороса 1755 года   Во главе современной богословской проблематики стоит экклезиология, в перспективе которой в нашу эпоху происходит осмысление триадологии, христологии, пневматологии и т.д. Также на повестке дня стоят и самостоятельные экклезиологические вопросы, возникшие в связи с экуменическим движением, как, например, о границах Церкви, о возможности или невозможности спасения вне Церкви и т.п. Настоящая работа посвящена одному из таких вопросов, а именно об отношении ко крещению в Римо-Католической церкви и способе принятия обращающихся из нее в Православие. Мы не будем рассматривать этот вопрос полностью, но затронем его в контексте первой попытки его комплексного богословско-канонического анализа, предпринятой в середине XVIII века, во-первых, в Константинопольской патриархии и, во-вторых, в рамках так называемого " движения колливадов " . Ключевым событием в истории этой проблемы стало издание Константинопольским патриархом в 1755 году Ороса, постановлявшего всех обращающихся из латинства крестить. Это решение вызвало многочисленные споры и поспособствовало появлению обширной богословской литературы . Вообще вопрос об отношении к латинскому крещению стал одной из главных тем богословски бедного восемнадцатого столетия.

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

Разделы портала «Азбука веры» Епископы Иерусалимские Имя годы 1 апостол Иаков, брат Господень Симеон, сын Клеопы 106–107 Закхей Вениамин I ? — 117 Иоаким I Матфей I Вениамин II, называемый Филиппом Сенека Иуст II Ефрем I Иосиф I Кассиан Пувлий Максим I Гай или Гaйah I Симмах Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Долихиан ? — 185 Нарцисс I 185–213 Элиос или Зевс Германион Гордей 213–215 Александр 213–251 Мазаван 251–260 Именей 260–298 Замвда 298–300 300–314 Макарий I 314–333 Максим 333–348 Кирилл I 350–386 Иоанн II 386–417 Правлий I 417–422   Патриархи Иерусалимские Имя годы 44 Ювеналий 422–458 Анастасий I 458–478 Мартирий 478–486 Саллюстий 486–494 494–516 Иоанн III 516–524 524–552 Макарий II Евстохий 552–564 ……………. 564–575 Иоанн IV 575–594 594–601 Исаакий 601–609 Захария 609–632 Модест 632–634 Софроний I 634–638 Анастасий II ? — 706 Иоанн V 706–735 Феодор I 735–770 Илья II 770–797 Георгий II 797–807 807–820 Василий 820–838 Иоанн VI 838–842 Сергий I 842–844 Соломон 855–860 Феодосий 862–878 Илья III 878–907 Сергий II 908–911 Леонтий 912–929 Афанасий I 929–937 Христодул I Агафон 950–964 Иоанн VII 964–966 Христодул II 966–969 Фома II 969–977 980–983 9841005 Феофил 1012–1020 Никифор I Иоанникий 1020–1084 Софроний II Евфимий I Симеон II 1084–1106 Иоанн VIII 1106–1156 Николай Иоанн IX 1156–1166 Никифор II 1166–1170 Леонтий II 1170–1190 Досифей I Евфимий II до 1223 Афанасий II 1224–1236 Софроний III Григорий I Фаддей Афанасий III 1313–1334 Григорий II Лазарь 1334–1368 Арсений Дорофей 1376–1417 Феофил II 1417–1424 Феофан I 1424–1431 Иоаким 1431–1450 Феофан II 1450–1452 Афанасий IV 1452–1460 около 1460 Авраам Григорий II 1468–1493 Дорофей II 1506–1537 Герман I 1537–1579 Софроний IV 1579–1608 Феофан III 1608–1644 Паисий 1645–1660 Нектарий 1660–1669 Досифей II 1669–1707 Хрисанф 1707–1731 Мелетий 1731–1737 Парфений 1737–1766 Ефрем II 1766–1771 Софроний V 1771–1775 Аврамий 1775–1787 Прокопий I 1787–1788 1788–1808 Поликарп 1808–1827 Афанасий IV 1827–1845 Кирилл II 1845–1872 Прокопий II 1872–1875 Иерофей 1875–1882 Никодим 1883–1890 Герасим 1891–1896 Дамиан 1897–1931 кафедра вдовствовала 1931–1935 Тимофей 1935–1957 Венедикт 1958–1980 Диодор 1981–19.10.2000 кафедра вдовствовала 2000–2001 Корнелиос — местоблюститель Ириней 13 августа 2001–2005 Феофил III с 22 августа 2005 года Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 93  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

  References 1.Adrianova-Peretts V.P. Puteshestviia.[The travels.] Book I, part. VIII. M.—L., 1941. 2.Attaia M.O. PatriarkhAntiokhiiskiiMakariiistareishiispisok ego puteshestviianaRus " arkhidiakonaPavlaAleppskogo. [Patriarch Macarius of Antioch and the oldest list of his travels to Russia Archdeacon Paul of Aleppo.]M., 1913. 3.Bazili K.M. SiriiaiPalestina pod turetskimvladychestvom v istoricheskomipoliticheskomotnosheniiakh. [Syria and Palestine under Turkish rule in the historical and political relations.] M.—Ierusalim, 2007. 4.Gibbenet N. IstoricheskoeissledovaniedelapatriarkhaNikona. [Historical research of Patriarch Nikon " s affairs.]SPb., 1882–1884. 5.Ivanov N.A. Sistema milletov v Arabskikhstranakh XVI–XVII vv. [Millet system in Arab countries XVI–XVII centuries.]//Vostok. 1992, 6. 6.Kapterev N.F. KharakterotnosheniiRossii k pravoslavnomuVostoku v XVI i XVII stoletiiakh. [Nature of relations between Russia and the Orthodox East in the XVI and XVII centuries.]SergievPosad, 1914. 7.Kapterev N.F. Snosheniiaierusalimskikhpatriarkhov s russkimpravitel " stvom. [Patriarch of Jerusalem relationship with the Russian government].—In 2 vols.SPb., 1895–1898. 8.Kapterev N.F. SnosheniiaierusalimskogopatriarkhaDosifeia s russkimpravitel " stvom (1669–1707). [Patriarch of Jerusalem Dosifey relations with the Russian government (1669–1707).]M., 1891. 9.KobishchanovT.Iu. Khristianskieobshchiny v arabo-osmanskom mire.(XVII – pervaiatret " XIX v.).[Christian communities in the Arab-Ottoman world.(XVII – the first third of the XIX century).]M., 2003. 10.KrachkovskiiI.Iu. v XVII v. [Description Macarius of Antioch, as a monument to Arab geographical literature and as a source for the history of Russia in the XVII century]. — In :AkademikI.Iu. Krachkovskii.Izbrannyisochineniia.[Selected Writings.] Book I. M.—L., 1955. 11.Lebedev A.P. Istoriiagreko-vostochnoitserkvi pod vlast " iuturok. OtpadeniiaKonstantinopolia do nastoiashchegovremeni. [History of the Greek Eastern Church under Turkish rule.From the fall of Constantinople to the present.]—In 2 vols.SergievPosad, 1896–1901.

http://bogoslov.ru/article/4150520

В латинство было обращено множество иерархов низшей степени: Иоасафат, митрополит Лакедемонийский (1625), три патриарха Охридских (между 1624 и 1658 годами), Мелетий Родосский (1645-1651), митрополит Эгинский Каллиник со множеством своих клириков (1727 г.), шесть греческих епископов на Кикладских островах (1662 г.), а также монастырь св. Иоанна Богослова на о. Патмос (1681 г. и вновь 1725 г.), женский монастырь на о. Санторини (1710 г.), игумен Иверского монастыря на Афоне (1726 г.), игумен монастыря на о. Гидра (1727 г.) . Этот список, конечно же, далеко не полный, поскольку обращения были, как правило, тайными. Таким образом, вырисовывается картина состояния греческой иерархии в тот период, и она во многом совпадает с положением Православной Церкви на Украине в предуниональный период . Трудно поверить, что все названные и неназванные иерархи, шедшие на компромиссы с Римом, делали это из искренних убеждений. Очевидно, что их мотивы носили утилитарный характер. 1.3. Противодействие православных. Досифей Иерусалимский (1669-1707). Однако находились и такие иерархи, которые были искренне преданы Православию. Самым выдающимся из них был Иерусалимский патриарх Досифей (1669-1707). Народ прозвал его " бич латинян " . Францисканцы называли его " infensissimus Latinae ecclesiae hostis " . Досифей был рукоположен в диаконы в возрасте одиннадцати лет, митрополитом стал в 25 лет, а патриархом - в 28. В 1682 году в Яссах на средства патриархии он учредил типографию, в которой начал печатать антилатинские книги. И не только на греческом языке, но и на славянском, болгарском, турецком и арабском. Книги часто раздавались даром. Сам он был автором следующих трудов: Об его отношении к латинстству доктор Covel пишет: " В одном из писем, которыми я располагаю, он называет папу " зверем, диким медведем, мерзостью запустения на месте святе " , а в другом письме характеризует его следующим образом: " не отец, но растлитель рода христианского " . Латинских монахов он называет " дикими зверями, немилосерднейшими человекоубийцами, демонами " .

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

Во время гонений при Юлиане Отступнике обитель была разрушена, но затем преподобные Симеон и Феодор вернулись и восстановили ее. Прп. Евфросиния построила для себя небольшую келью рядом с мон-рем. Основатели М.-С. подвизались долгие годы и скончались в мон-ре; их честные главы являются реликвиями обители. Икономос также считал, что иконоборчество стало важным рубежом в истории мон-ря: согласно «Ктиторикону...», в 840 г. еретики сожгли М.-С. О жизни мон-ря в X-XII вв. свидетельств не сохранилось, кроме высокохудожественных византийских рукописей, украшенных миниатюрами. Они указывают на процветание мон-ря, существование местного скриптория и его связь с ведущими религ. центрами Византийской империи. После захвата К-поля (1204) крестоносцы завоевали Пелопоннес и основали Ахейское княжество. По преданию, франки явились в М.-С. и хотели забрать икону, но, когда их предводитель протянул к ней руки, невидимая сила парализовала половину его тела. Благотворителем М.-С. стал имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). По его инициативе мон-рь получил статус патриаршего и ставропигиального. В 1285 г. было построено большое монастырское здание. Хрисовул Иоанна VI Кантакузина (1341-1355), впервые опубликованный Икономосом, подтверждал привилегии, дарованные М.-С. предшествующими византийскими императорами, и его владения. В 1354 г. патриаршим сигиллием игуменом М.-С. был назначен митр. Ст. Патр Макарий, кафедра к-рого находилась в тяжелом материальном положении. Возможно, православному иерарху пришлось искать новую резиденцию из-за присутствия в Ст. Патрах лат. архиепископа. В 1400 г. (в исследовательской лит-ре также встречаются даты 1440 и 1460) процветающий мон-рь был разрушен пожаром. Видимо, этим воспользовались латиняне, которые в 1447 г. снова пытались забрать икону. Но в источниках упоминается, что тогда этому воспрепятствовало внезапно случившееся землетрясение. О действовавшей в М.-С. школе известно благодаря тому, что ее учениками были Иерусалимские патриархи Досифей II Нотара (1669-1707) и Хрисанф (1707-1731). Сигиллий 1639 г. К-польского патриарха Парфения (1639-1644) обновил привилегии М.-С., из этого документа известно, что тогда в мон-ре подвизалось 150 монахов. В 1640 г. М.-С. пострадал от пожара так серьезно, что «не осталось камня на камне». В следующем году игум. Симеон Крокида начал восстанавливать мон-рь. В связи с утратой хрисовулов и др. документов, фиксировавших выплаты М.-С. тур. властям (примерно 6 тыс. аспр ежегодно), султан Мехмед IV в 1674 г. издал берат, освобождавший М.-С. от др. налогов. В этом документе упоминаются монастырские подворья в Калаврите, Востице, Ст. Патрах и Гастуни.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

†10.05.1663 Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге до 1667 Афанасий (Желиборский) епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву †неизвест. Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константинопольским патриархом, экзарх не был принят †26.07.1676 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) с 1669 по 1676 еп. Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий) митрополит, бывший еп. Перемышльский, с 1676 утвержден Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона в 1679 †26.11.1679 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (четвертый раз) с 1679 по 1685 еп. Черниговский и Новгород-Северский †03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), митрополит, бывший еп. Луцкий и Острожский, возведен c 8.11.1685 избран 8.07.1685 †6.04.1690 Варлаам (Ясинский) митрополит, рукоположен c 31.08.1690 †22.08.1707 Иоасаф (Кроковский) митрополит, рукоположен с 15.08.1708 †1.07.1718 Кирилл (Шумлянский) епископ Переяславский. викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович) архиепископ, рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишен сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане †17.01.1751 Рафаил (Заборовский) архиепископ, бывший еп. Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 †22.10.1747 Тимофей (Щербацкий) митрополит, рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митр. Московский и Севский Арсений (Могилянский) митрополит, бывший архиеп. Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 2.04.1767

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   Павел Густерин, научный сотрудник Российского института стратегических исследований       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА   1)    Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова по Святым Местам в 1582 году. — В кн.: Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 2, кн. 8. СПб., 1849. 2)    Муравьев А. Сношения России с Востоком. В 2-х тт. СПб., 1858. 3)    Николаевский П. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII в. СПб., 1882. 4)    Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. В 2-х чч. СПб., 1882–1884. 5)    «Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому Патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым» и «Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным Святым Местам 1558 года»./С предисл. И.Е. Забелина. М., 1884. 6)    Хожение купца Василия Познякова по Святым Местам Востока. — В кн.: Православный палестинский сборник. Т. 6, вып. 3. СПб., 1887. 7)    Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891. 8)    Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством. В 2-х чч. СПб., 1895–1898. 9)    Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя до настоящего времени. В 2-х тт. Сергиев Посад, 1896–1901. 10)     Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898. 11)     Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. 12)     Хождения в Святую Землю и путешествия вообще/Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914. 13)     Адрианова-Перетц В.П. Путешествия. Т. I, гл. VIII. М.—Л., 1941. 14)     Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник по истории России в XVII в. — В кн.: Академик И.Ю. Крачковский. Избранный сочинения. Т. I. М.—Л., 1955. 15)     Прокофьев Н.И. «Хождения» как жанр в древнерусской литературе//Ученые записки Московского государственного педагогического института. 228. Вопросы русской литературы. М., 1960.

http://radonezh.ru/analytics/o-mezhtserk...

Григорович-Барский В. 1800. – Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, путешествие к святым ме стам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное. СПб. 1800. Григорович-Барский В. 1885. – Странствия Василья Григоровича-Барскаго по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. I. СПб. 1885. Григорович-Барский В. Письма. – Письма пешеходца Василия Григоровича-Барского. 1723–1746/Русский Архив. 1874 9. С. 513–531. Даниил. – «Хожение» игумена Даниила в Святую землю в нач. XII века СПб. 2007. Даниил Эфесский. – Рассказ и путешествие по святым местам Даниила митрополита Эфесского. СПб. 1884. Досифей. Грамоты. – Грамоты Досифея/Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М. 1891. Приложения. С. 1–91. Досифей. История епископии горы Синая. – Досифей. История епископии горы Синая/Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. С. 1–209. СПб. 1909. Досифей. Неизданные главы. – Неизданные главы истории Иерусалимских патриархов патриарха Досифея Нотара/СИППО. 1896. С. 23–42. Досифей. Послания. – Послания иерусалимских патриархов в Грузию/ТКДА. 1866. 2. С. 157–173. Душеспасительный рассказ о Св. Гробе. – Душеспасительный рассказ о Св. Гробе/Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб. 1903. С. 22–38, рус. пер. С. 162–176. Евтихий. – Eutichii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars prior/Ed. L. Sheikho. Beryti; Parisiis, 1906; Pars posterior. Accedunt Annales Yahia Ibn Said Antiochensis/Ed. L. Sheikho. Beryti, Parisiis, 1909. Жеми И. – Антиохийские патриархи в арабском списке священника Иоанна Жеми, 1756 года/Восток Христианский. Сирия//ТКДА. 1875. Март. I. С. 385–480. Житие Антония/Раваха – (Кипшидзе И.А.) Житие и мученичество св. Антония/Раваха/ХВ. Т. 2. Вып. 1. СПб. 1914. С. 54–104. Житие Петра Капетолийского – (Кекелидзе К.) Житие Петра Нового, мученика Ка-петолийского/ХВ. Т. 4. Вып. 1. С. 1–71. Житие Романа Нового – Кекелидзе К. Новооткрытый агиологиический памятник иконоборческой эпохи (Житие св. Романа Нового)/ТКДА. 1910. июнь. С. 201–238.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии. Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с патриархом Досифеем (1669-1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря. Освобожденный от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня. Так печально завершилась семивековая история иберийской монашеской обшины в Иерусалиме. С XVIII века до наших дней Иерусалимский патриарх Досифей восстановил монастырь Святого Креста вместе с другими иберийскими (грузинскими) монастырями, перешедшими в его юрисдикцию. Благодаря официальному эдикту султана, монастырь был сохранен как христианский, хотя начиная с XIV века мусульмане не раз заявляли, что монастырь принадлежит им, и требовали от властей соответствующих распоряжений. Патриархия пришла к соглашению с властями по поводу прав собственности на земли, лежавшие вокруг монастыря Святого Креста, и строений ближайшей к монастырю деревни Малха. Существует письменное свидетельство того, что первоначально жители этой деревни, теперь предъявлявшие права на монастырские земли, были христианами из Иберии, то есть теми, кого иберийская община поселила в XIII веке в этих местах для ведения хозяйственных работ. Со временем эти крестьяне были обращены в ислам, а после расформирования обители стали претендовать на владение монастырскими землями. Вопрос был окончательно решен после выкупа всех этих земель Иерусалимской патриархией. В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Анонимный продолжатель пользовался также соч. «Покорение Египта» (    ) Абдаррахмана ибн аль-Хакама и сочинениями др. мусульм. авторов. Впервые «История» была введена в научный оборот пресвитерианином Дж. Селденом: в 1642 г. он издал отрывок из нее, содержащий рассказ о проповеди ап. Марка, в качестве материала для доказательства первоначального равенства в Александрии епископского и священнического сана. В 1660-1661 гг. маронит Ибрахим аль-Хакилани (латиниз. Абрахам Экселленсис) издал свой перевод этого фрагмента, не совпадающий с прежним и опровергающий выводы Селдена. Этот текст получил широкое распространение среди католиков, боровшихся с протестантизмом. Полный текст «Истории» с лат. переводом и хронологическими таблицами был издан в 1658-1659 гг. Э. Пококом под названием «Анналы», надолго закрепившимся за «Историей» в научных кругах, несмотря на его несоответствие содержанию произведения. В 111-м т. «Patrologia graeca» Ж. П. Миня было воспроизведено предисловие Селдена и лат. перевод с таблицами Покока. В кон. XVII в. Христодул, митр. Газский, перевел «Историю» Е. на греч. язык; этим переводом пользовался Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара (1669-1707). В 1906-1909 гг. издание «Истории» в 2 частях осуществил Л. Шейхо в сотрудничестве с др. исследователями в серии «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» с вариантами текста, содержащимися в издании Покока. В 1985 г. в той же серии часть араб. текста с нем. переводом была издана М. Брайди. Через 2 года появился полный аннотированный перевод на итал. язык, подготовленный Б. Пироне по изданию Шейхо. Переводы отдельных фрагментов «Истории» на русский язык были опубликованы Н. А. Медниковым (1897) и А. А. Васильевым (1902). В наст. время готовится полный рус. перевод. Е. является автором ныне утраченной «Книги спора между еретиком и христианином», упоминаемой им в «Истории» (Ibid. P. 176) и представлявшей собой расширенное изложение его аргументов против учения несториан и яковитов. В ответ на обличение последних копт.

http://pravenc.ru/text/187574.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010