лета 1668 г. Н. отправился в Палестину. Доходы с молдовалашских имений, средства, поступавшие от сборщиков милостыни и паломников, позволили ему стабилизировать финансовое положение Церкви, уменьшить долги и провести ряд неотложных строительных работ. Были отремонтированы кельи патриархии, зап. стена лавры св. Саввы, Архангельский мон-рь, построены помещения для паломников в Рамле, украшены интерьеры церквей, началась подготовка к перестройке базилики Рождества Христова в Вифлееме. В конце года Н. вернулся в столицу для обсуждения с иерархами К-польской Церкви конфликта, связанного с Синайским архиепископом. 19 янв. 1669 г. патриарх отрекся от престола, ссылаясь на старость и болезни. На Иерусалимскую кафедру был возведен Досифей Нотара (1669-1707). Возможно, истинной причиной оставления Н. престола были его разногласия с пелопоннесскими кланами, доминировавшими в Святогробском братстве. После отречения Н. не отошел от дел и занял пост патриаршего наместника (эпитропа) в Палестине (Досифей, как и прежние патриархи, бóльшую часть времени проводил в К-поле и Дунайских княжествах). Резиденцией Н. стал монастырь арх. Михаила в Иерусалиме. В 1-й пол. 1670 г. Иерусалим посетил Фессалоникийский митр. Дионисий (бывш. К-польский патриарх Дионисий III Вардалис ), вместе с которым Н. совершил чин мироварения в Великую пятницу. В 1671 г., когда Синайский архиеп. Анания под давлением вост. патриархов оставил кафедру, синаиты направили грамоты с просьбой о хиротонии его преемника Иоанникия одновременно Досифею и Н. В период наместничества Н. Досифей организовал радикальную внутреннюю перестройку Вифлеемского храма, а также провел в Вифлееме поместный церковный Собор (март 1672), утвердивший систематическое изложение правосл. вероучения и окончательно осудивший протестант. воззрения. Н. владел греч., араб., тур. и лат. языками и оставил после себя обширное лит. наследие на греч. языке. Наиболее известным его произведением является антилат. трактат «Возражения против главенства папы» (1671), написанный при содействии Илариона Кигаласа в опровержение слабо аргументированной апологии папства францисканского аббата Петра в Иерусалиме (отождествляется с Пьетро Маттео де Лара, 1637-1671).

http://pravenc.ru/text/2564876.html

4)     Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. В 2-х чч. СПб., 1882–1884. 5)     «Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому Патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым» и «Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным Святым Местам 1558 года»./С предисл. И.Е. Забелина. М., 1884. 6)     Хожение купца Василия Познякова по Святым Местам Востока. — В кн.: Православный палестинский сборник. Т. 6, вып. 3. СПб., 1887. 7)     Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891. 8)     Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством. В 2-х чч. СПб., 1895–1898. 9)     Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя до настоящего времени. В 2-х тт. Сергиев Посад, 1896–1901. 10)     Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898. 11)     Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. 12)     Хождения в Святую Землю и путешествия вообще. — В кн.: Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914. 13)     Адрианова-Перетц В.П. Путешествия. Т. I, гл. VIII. М.—Л., 1941. 14)     Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник по истории России в XVII в. — В кн.: Академик И.Ю. Крачковский. Избранный сочинения. Т. I. М.—Л., 1955. 15)     Прокофьев Н.И. «Хождения» как жанр в древнерусской литературе//Ученые записки Московского государственного педагогического института. 228. Вопросы русской литературы. М., 1960. 16)     Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898. 17)     Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 1 (От Алеппо до земли казаков)//Чтения в обществе истории и древностей российских. Книга 4 (179). 1896. 18)     Русские хождения XII–XV вв.//Ученые записки Московского государственного педагогического института. 362. Литература Древней Руси и XVIII век. М., 1970.

http://bogoslov.ru/article/3557868

архиереем (Тамарашвили). Этот архиерей (очевидно, моквели Макарий) вместе с царем Кахети Теймуразом I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) торжественно принял в Мокви Гранже, выделил ему дом, предоставил церковь для служения мессы и снабдил его всем необходимым. Иезуиты усердно изучали мегрельский и грузинский языки, но в авг. 1615 г. Луи Гранже скончался и его миссия прекратила существование ( Тамарашвили. 1902. С. 140-142; Луи Гранже. 1915. С. 49-51). В 1640 г. моквели еп. Максим принял русских послов диак. Федота Ельчина и свящ. Павла Захарьева, ознакомил их со святынями кафоликона Мокви (Материалы посольств. 2014. С. 399, 443-444). В июле 1658 г. в М. е. прибыли Иерусалимский патриарх Паисий (1645-1660) и его секретарь Досифей (в 1669-1707 патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара ). В порту Курса (Искурия) их встретил «Мокфел, епископ епархии Мокфельской» и пригласил в мон-рь Мокви. Досифей не называет имени архиерея, поясняя, что «Мокфел происходит от имени места Мокфи; в Грузии принято называться именем монастыря или места» ( Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 30-31). В 60-х гг. XVII в. Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим и его сын архидиак. Павел Алеппский дважды посещали Грузию, в т. ч. и М. е. Заботясь о нравах церковных иерархов, патриарх Макарий сместил еп. Моквского Андрея, а новому епископу (не назван) велел идти в Абхазию и крестить местных жителей ( Макарий Антиохийский. 1982. С. 98, 110-111). Нек-рые исследователи отождествляют опального еп. Андрея с Моквским еп. Андреем (Сакварелидзе), известным по дарственной надписи (б. г.) на иконе Пресв. Богородицы ( Хорава. 1998. С. 52; Каландия. 2004. С. 131; Ахаладзе. 2005. С. 115). Произвол помещиков, а также карательные экспедиции турок и набеги северокавказских горцев приводили церкви и мон-ри М. е. в запустение. В 1678 г. абхазы разорили храмы и мон-ри Мокви, Хоби, Зугдиди и «все страны [земли] от Диоскурии (Сухуми.- Авт.) до Гиппиуса (Цхенисцкали.- Авт.)» ( Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 46). В нач.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Книгу издали в Риме в 1710 г. На следующий год ее перевели на латынь. В 1718 г. Евфимий предложил своим ватиканским кураторам подготовить греческий перевод трактата. Похоже, это был бестселлер: сотни экземпляров доставили на Ближний Восток и распространили среди местных христиан. Характерно, что пропаганде Сайфи пыталось противодействовать не священноначалие Антиохийской Церкви, а греческий патриарх. В декабре 1714 г. Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара (на кафедре в 1707–1731 гг.), который в этот момент находился в Молдавии, далеко от Леванта, написал окружное послание против трактата митрополита Сайды . Когда Афанасий Даббас в 1720 г. окончательно утвердился на Антиохийском престоле, он был приглашен в Стамбул Константинопольским патриархом и Хрисанфом Нотарой, которые потребовали от Афанасия подтвердить свое православное исповедание и доказать приверженность православию реальной борьбой против католицизма. Афанасий опубликовал полемический антилатинский трактат «Камень сомнения» ( aratal-Šakk), обличавший гегемонистские притязания епископа Рима. Фактически, это был просто арабский перевод известной в то время книги греческого богослова Элиаса Миниатиса (1669–1714 гг.) PetraScandalou, изданной в Лейпциге в 1718 г. Миниатис, учившийся в Венеции, был одним из наиболее влиятельных греческих интеллектуалов рубежа XVII и XVIII вв. Его книги активно печатали и переводили на многие языки. Например, PetraScandalou на протяжении XVIII в. была переведена на арабский, латинский, русский и немецкий и в 1764 г. вызвала полемический ответ с католической стороны . Арабская версия трактата появилась почти сразу же после публикации оригинала, на много лет раньше других переводов. Текст Афанасия, подготовленный в Халебе в 1721 г., напечатали в Оксфорде в 1726 г. Православное антиохийское духовенство пыталось сотрудничать с протестантами, в частности, с англиканами, в борьбе против католицизма и пользовалось услугами типографий протестантских стран . В 1722 г. Константинопольский патриарх направил христианам Сирии окружное послание с обличением латинского «лжеучения», распространяемого митрополитом Сайды. Решением константинопольского Синода Евфимий и несколько его сторонников были анафематствованы. Патриархи Константинополя и Иерусалима призвали сирийских христиан не читать арабские книги, изданные Евфимием, потому что они содержат латинские новшества и нападки на православную Церковь. Таковые книги следовало сжигать. Вместо них Синод направил в Сирию православный трактат о расхождениях двух Церквей. Очевидно, это была арабская версия «Камня сомнения» в переводе Афанасия Даббаса .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

Патриархи Паисий I Александрийский и Макарий Антиохийский, дважды посетившие позднее Москву, почетно принятые Царем Алексеем Михайловичем, оказали большую помощь в деле исправления богослужебных книг и устроения правильного духовного образования в России. Знаменитый Иерусалимский Патриарх Досифей II Нотара (1669–1707) в Царствование Царя Феодора Алексеевича (1676–1682) много помог устройству и развитию Славяно-греко-латинской академии в Москве и был затем очень близок с Царем Петром I (1682– 1725). В позднейшие времена приезды в Россию за милостынею высших церковных иерархов сократились. Тем не менее благотворение восточным христианам продолжалось в значительных размерах. В XVIII и XIX вв. уполномоченные от Восточных Церквей и монастырей, как и в прежние времена, приезжали в Россию и производили на всем ее пространстве сборы. С разрешения правительства восточные иноки основывали свои монастыри, подворья, часовни, приобретали для них разные угодья – земли, дома, лавки и т. п. Доходы от всего этого также посылались на Восток. Правительство и отдельные люди отправляли на Восток свои пожертвования. Правительство почти каждый год отправляло на Восток, по просьбам Патриархов или других иерархов, значительные суммы, так называемые милостынные дачи. Святейший Синод разрешал уполномоченным от той или другой Восточной Церкви или монастыря производить сбор пожертвований. Разрешения давались на определенный срок. Во всех церквах России учреждены были кружки для сбора пожертвований под особым наименованием: «В пользу Гроба Господня» и «На улучшение быта православных в Палестине». На тот же предмет, равно и на все Восточные Церкви и монастыри (сообразно воле жертвователей) принимались пожертвования в присутственных местах духовного ведомства, в редакциях духовных журналов и газет. В случаях особых бедствий, выпадавших на долю восточных христиан, составлялись особые комитеты для сбора пожертвований. Все это выражалось в очень больших суммах. Сверх всего этого, Святейший Синод ежегодно отпускал суммы на содержание духовных учебных заведений на Востоке, посылал для бедных Восточных Церквей и в славянские страны облачения, сосуды, богослужебные книги и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Пафнутий , 1667–72. Терентий , 1675. Серафим , 1679–92; архим. 1692–1698. Архимандриты Тихон , строит., в сент. 1678. Афанасий , 1698–1706. Серапион , 1707–11, 15 мар. перев. в Пафнутиев. Феофан , 1712–14. Пахомий , 1737–40. Сила 1753 перев. из Боровского Мосальского, 1760–64; † и погребён в Симонове. (Бывший 1777). Логин , строит., в мар. 1781. Макарий Фомин , строит., в 1808 определён, а 26 окт. 1809 перев. в Черноостровский. Никодим Демутье , строит., определён 15 авг. 1842, а 1853 перев. в Черноостровский. Мельхиседек , игум., 1864–69. 12 Жиздринский Успенский Троицкий (sic), приписан к Донскому; в 1764 г. упразднён. [IV, 119.] Строители Варлаам Медведев , 22 июня 1547. Иосиф , 1634–38. Герасим определён 17 июня 1654. Филипп , 1679–81. Филарет , 1684–86. Троицкого: Исаия , в янв., апр. 1656. Михаил , игум., 1660 и 61, 1663, в дек. 1665, 1666, уволен. Сергий , в июле 1666, 1667. Исаия , в июне, окт. 1671, в апр., окт. 1673, в июле 1674, 1675, 76. Сергий , строит., 1683. 13 Казанского, в Калуге, третьеклассного [IV, 320]: Игуменьи Маремиана Пальчикова , 1678–80. Феодосия , 1691 и 92. Говдела , 1720, уволена 1722. Екатерина определена 16 сент. 1722; упом. 1724. Феодора , 1733–38. Евва , 1764–70. Евграфия , 1773–80. Ангелина , 1840–59. 14 Боровенский Успенский, Ферапонтова пустынь, в Мосальском уезде, при селе Боровне, приписан к Новому Иерусалиму; упразднён в 1764 г. [III, 431; V, 108.1 Строители Препод. Ферапонт , основатель … Софроний , в февр. 1636, 1637. Виссарион Булатников , 29 июня 1655. Феодосий , в февр. 1660, 1661. Виссарион Булатников , в февр. 1663. Севириан , 1663. Нифонт , в июле 1664. Феодосий , в мае 1665. Виссарион Булатников , в дек. 1665. Феодосий Лихарев , в нояб. 1669. Евфимий , в сент. 1670. Виссарион Булатников , 1673–80. Иоасаф , в янв. 1691. Трифиллий , 1706, 12. Евфимий , 1723–29. Назарий , 1730. Иов , 1731. Макарий , 1732. Александр , 1734. Игумены Стефан , бывший игум. Спасо-Геннадиевский, определён 14 июня 1737; до 1744. Антоний Щировский , в 1745–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Румынская Православная Церковь поддерживала отношения с другими Православными Церквами. В 1642 г. в Яссах (Молдова) состоялся собор, в котором участвовали представители греческого, славянского и румынского Православия. На нем было принято «Исповедание веры» Киевского митрополита Петра Могилы . В первой половине XVII в. князь Василий Лупу оплатил все долги Вселенской Патриархии, в благодарность за что Патриарх Парфений подарил Молдавской митрополии мощи св. Параскевы. В начале XVII в. румынские земли посетил Александрийский Патриарх Кирилл Лукарис. Иерусалимский Патриарх Досифей (1669–1707) основал греческую типографию в монастыре Четэцуя. В конце XVII в. в Мунтении побывал Антиохийский Патриарх Иоаким V. В XVII в. румынские митрополиты материально помогали монастырям Афона. При Киевском митрополите Петре Могиле , сыне молдавского господаря, укрепились связи с Православной Церковью в Украине. Заботами митрополита были устроены типографии в Кымпулунге, в Говоре, Тырговиште, Яссах. Он также способствовал основанию Высшей Школы в Яссах, направлял туда профессоров из Киева. В XVII в. развиваются отношения с Русской Православной Церковью, к которой обращались за помощью. Для Румынской Церкви в Москве, Киеве и Чернигове печатались книги. В начале XVIII в., во времена митрополита Афанасия Ангела, для получения больших политических прав некоторые из румынских клириков заключают унию с Католической Церковью. Таким образом, в Румынской Церкви произошло разделение, хотя кроме признания папского примата, вся доктрина, чин богослужения и структура Церкви остались неизменными. С XVIII в. положение Молдавии и Валахии еще более ухудшилось. Господари этих государств в 1711 г. были союзниками русского императора Петра I во время Прутского похода против турок, который закончился неудачно. Оказавшись победителями, турки жестоко расправились с беззащитными княжествами, казнили валашского князя Брынковяну с его тремя малолетними сыновьями. В 1711 г. и затем в 1716 г. турки отдали Молдавию и Валахию под безраздельную власть греков-фанариотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патр. Никона. СПб., 1882. Ч. 1. С. 247-255; 1884. Ч. 2; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патр. Досифея с рус. правительством (1669-1707 гг.). М., 1891; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1912. Т. 2. С. 256-322; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды: Опыт исслед. из истории церк. просвещения и церк. жизни кон. XVII и нач. XVIII вв. СПб., 1899. С. 52, 53, 56, 66, 67, 71, 190, 279, 282, 286, 289; Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: (Греч. рукописи в России). М., 1977. С. 68-188; он же. Греческое книгописание в России в XVII в.//КЦДР, XVII в.: Разные аспекты исслед. СПб., 1994. С. 33-38; он же. Мелетий Грек//РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 159-178; он же. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009; Парфентьева Н. В. О нек-рых особенностях авторских разводов фит (по певч. рукописям XVII в.)//Муз. культура Средневековья/МГК. М., 1990. Вып. 1. С. 223-225; она же. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. (на примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Богомолова М. В. Неизвестная крюковая нотация 2-й пол. XVII в.//ГДРЛ. 1989. Сб. 2: XVI - нач. XVII в. С. 423-446; она же. О репертуаре греческого распева в записи «греческой нотацией»//ГДРЛ. 1992. Сб. 4. С. 256-285; она же. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого распева)//Вестн. ПСТГУ. 2007. Сер. 5. Вып. 1(1). С. 26-44; Парфентьев Н. П. Мастер «греческого пения» Мелетий Грек в России (1655-1686)//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. ст./Науч. ред.: Н. П. Парфентьев. Челябинск, 2004. Вып. 3. С. 51-86 (переизд. в сб.: он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст. Челябинск, 2005. С. 280-330); Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Херувимская песнь в авторском распеве мастера «греческого пения» Мелетия (ум. 1686)//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат-лов 4-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практич. конф. Челябинск, 2007. С. 38-63; Станюкович А. К., Фонкич Б. Л. Печать Мелетия Грека//РиХВ. 2009. Вып. 2/3. С. 412-417; Шеховцова И. П. Греческие церк.-певческие рукописи в Москве в XVII в.//Старинная музыка. 2015. 1(67). С. 1-9.

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Еще один большой колокол весом 79 пудов был отлит в 1668 году на Московском Пушечном дворе предположительно Федором Моториным в память боярина Бориса Ивановича Морозова (ск. 1661) и его жены Анны Ильиничны (ск. 1667), сестры царицы Марии Ильиничны, с подписью: «Вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской». Колокол, который получил название «Марьинский», был изготовлен по заказу царицы Марии Ильиничны во исполнение обета ее сестры. С 1669 по 1723 годы колокол висел на отдельной звоннице сбоку церкви святой Марии Египетской за алтарями Владимирского собора. В 1723 году звонницу разобрали, а освободившийся колокол в результате оказался на втором ярусе колокольни Ивана Великого. Иконы для местного ряда Марьинского храма были написаны при царе Алексее Михайловиче и царице Марии Ильиничне. Основанием для этого утверждения служит описание иконостаса, сооруженного после 1816 года, куда были перенесены иконы из более раннего, разрушенного французами. По правую сторону царских врат были иконы Спаса Смоленского и преподобной Марии Египетской с житием. По левую сторону – Владимирский образ Богоматери и образ Алексия, человека Божия . Рядовые москвичи в конце XVII века обращались за помощью к святой Марии Египетской в Сретенскую обитель для решения бытовых и семейных вопросов, рассуждая так: уж если она помогает царские семейные проблемы решить, то с нашими и подавно справится.      Скорее всего, идея получить из Иерусалима часть святых мощей преподобной Марии Египетской для церкви в Сретенском монастыре первоначально исходила либо от царя Алексея Михайловича, либо от царя Феодора Алексеевича. Русской дипломатической миссией была налажена связь с патриархом Иерусалимским для защиты прав и интересов Православной Церкви на Святой Земле. С 1669 года по февраль 1707 года престол Святого Града Иерусалима и всея Палестины занимал Досифей II Нетара. По просьбе патриарха Московского Иоакима он отправил в Москву ученых братьев Лихудов, труды которых увенчались созданием первого русского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии в 1685 году. С 1687 года из-за конфликта с католиками за владение иерусалимскими святынями патриарх Досифей вынужден был пребывать в Константинополе. С 1681 года дьяк Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев лично докладывал царю Феодору Алексеевичу и мог получить секретное частное поручение о ковчеге с мощами преподобной.

http://pravoslavie.ru/144342.html

Серапион определён в сент. 1703, вместо Тимофея. Серапион Княжегорский перев. из Зеленогорского, 1703–7, 7 янв. перев. в Нижегородский Дудин. Варсонофий , 1707–1709. Никон , 1715 и 16. Тимофей (строит.) 1722–24. Иоасаф (строит.) 1724 и 25. Варлаам , 1728 и 29; († 1734). Филарет (строит.) 1730 и 31. Филагрий Шишкин (строит.) в февр. 1734. Сергий определён 8 окт. вместо умершего игумена Варлаама (sic) 1734–37. Никон , 1737. Варфоломей , 1745. Варсонофий , 1754–57, перев. в Спасо-Геннадиев. Сергий , 1757. Иона , 1759–61, в июне уволен на покой. Киприан , из Игрицкого, определён 14 июня 1761; в 1763 перев. в Новозаозерский. Иона (не вторично-ль?) 1761–66; †... Антоний определён 1766, а в мар. 1781 перев. в Игрицкий. Строители Пахомий , в 1781–83. Транквиллин , в 1783–1790. Парфений , в 1791–1800. Аркадий , с 1800 по 1823, уволен, за старостью, и в 1825 † … Нафанаил , в 1823–28, перев. в Решемскую Макариеву пустынь. Иларион , в 1828–33, уволен. Дионисий Муравьев , 1833 и 34, в нояб. перев. в Кривоезерскую пустынь. Варфоломей , в 1835–39. Владимир , в 1839 и 40, перев. в Галицкий Паисиин. Митрофан определён 18 мая 1840, уволен по 3 апр. 1841; был наместником Ипатиевского монастыря, потом настоятелем Железноборовского монастыря. Вениамин в 1841 перев. из Железноборовского; † в 1845. Платон , игум., 1845–1850, по нояб. перев. в Макариев на Унже. Тихон , в 1850–51, уволен; † 1860. Сергий , 1854–66. Виталий , 1866 и 7. Симеон , 1868. 14 Новозаозерский Авраамиев, близ Галича, от Галича, через озеро, в 7 верстах, основан св. Авраамием. Упразднён в 1764 г. [V, 345.] Архимандриты Иосиф определён 30 янв. 1626. Иоасаф (sic), в июне, дек. 1631, в янв. (sic) 1638. Герасим , в апр. 1646. Киприан , 1649 и 50. Иоаким , в окт. 1658. Христофор , из Железноборовского, 1662–65. 275 Иосиф , в апр. 1669. 1670, 72. Сергий , в мае 1676. Иосиф , в сент. 1680. Пафнутий , 1684 и 85. Тимофей перев. из Авраамиева 17 мар. 1703; по 1709. Сергий 18 мар. 1723 уволен, за болезнью. Никодим определён в июле 1723.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010