История Нарышкиных в Обидимо начинается с Фомы Ивановича Нарышкина – деда будущего царя Петра I. В переписной книге 1678 г. среди обидимских помещиков и вотчинников впервые появляется Кирилл Алексеевич Нарышкин, человек, с именем которого жизнь селения была связана на протяжении полувека. К.А. Нарышкин приходился племянником Ф.И. Нарышкину. Кирилл Алексеевич Нарышкин – заметная фигура в истории петровской эпохи. Он приходился троюродным братом царице Наталье Кирилловне, а сыну её, Петру – троюродным дядей. В Обидимо К.А. Нарышкин становится единоличным хозяином не позднее 1709 г. И именно с ним, вероятнее всего, связано возникновение церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь являлась усадебной и находилась на барской земле, на границе с крестьянскими угодьями. Точная дата постройки храма не установлена, но исходя из стиля, которому принадлежит здание, специалисты относят его к так называемому «нарышкинскому барокко». Храм построен приблизительно в конце XVII – начале XVIII вв. Это подтверждается и тем, что в переписных книгах Обидимо стало называться селом только после 1709 г. До этого момента упоминается деревня Обидимо. Так как селом до революции 1917 года называли селения, где была церковь, то можно утверждать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в период с 1678 по 1709 гг., во время владения Обидимым К.А. Нарышкиным. В 1714 г. вышел указ, запрещающий на некоторое время каменное и кирпичное строительство по всей России, исключая Санкт-Петербург. Следовательно, церковь построена не позднее 1714 года, что также подтверждает обозначенный ранее временной период. В 1723 г. умер К.А. Нарышкин и Обидимо унаследовал его сын – Семён Кириллович Нарышкин. С.К. Нарышкин умер 27 ноября 1775 г., не оставив потомков. При генеральном межевании 1777 года владельцем Обидимо являлся уже один из многочисленных тульских Хомяковых – Фёдор Степанович, прадед А.С. Хомякова. Следовательно, Обидимо было куплено у рода Нарышкиных в период с 1775 по 1777 гг. и перешло во владения Хомяковых. В 1858 г. владельцем усадьбы стал самый известный из рода Хомяковых – Алексей Степанович – выдающийся русский общественный деятель, идеолог движения славянофильства, философ, публицист, поэт. Основное тульское имение Хомяковых располагалось в с. Богучарово, а помимо Обидимо, в Тульском уезде им принадлежали деревни Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево, Волоть, Слободка, Погромное и Севрюково. После смерти А.С. Хомякова (23 сентября 1860 г.) усадьбой владел его сын Дмитрий Алексеевич. В границы имения входила не только территория села, но и прилегающие леса и поля. В 1857 г. здесь проживало 366 человек, а по подворной переписи 1910-12 гг. было 108 дворов и 722 чел.

http://sobory.ru/article/?object=02309

Лит.: [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 18-21; [Филарет (Гумилевский), архиеп.]. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1857. Отд. 3: Уезды Ахтырский и Богодуховский, Сумский и Лебединский. Стб. 244-246; Уманов И. И., свящ. Древнее сказание о явлении чудотворной иконы Богоматери Каплуновския, письмени преданное от свидетельства свящ. Иоанна Уманова. Х., 1859, 18662; Тихомиров Е. Жизнь Пресв. Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ее, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1884. Ч. 2. С. 92-94; Коханов С., свящ. Каплуновская чудотворная икона Божией Матери//Рус. паломник. 1889. 20. С. 233-235 с ил.; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 308-310. Ил. на с. 308 (переизд.: М., 2010. С. 299-301. Ил. на с. 299); Бухарев И., прот. Чудотворные иконы Пресв. Богородицы: (История их и изображения). М., 1901, 1994п. С. 103-104; Ильинский С., свящ. Каплуновская чудотворная икона Божией Матери, бывшая среди рус. воинов в Шведскую войну и споспешница Полтавской победы 1709 г. Х., 1907. С. 3-6; Павловский И. Ф. Битва под Полтавой 27 июня 1709 г. и ее памятники. Полтава, 1908. С. 3-4. Ил. на с. 1; Божерянов И. И. Сказание о Каплуновской чудотворной иконе, освященной памятью преславной Полтавской победы, бывшей, по словам Петра Великого, «Воскресением России». СПб., 1909. С. 5-8. Ил. на тит. л.; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 444. Ил. на с. 443; Каплуновская икона Божией Матери//Правосл. энциклопедия Харьковщины/Авт. идеи и рук. проекта В. В. Петровский; сост., отв. ред. А. Д. Каплин. Х., 2009. С. 233-234; Чугреева Н. Н. Казанская Каплуновская икона Богоматери и победа под Полтавой//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 302-311 с ил.; она же. Каплуновская Казанская икона и ее значение в битве под Полтавой//Полтавская битва и ее междунар. значение: Тез. докл. юбил. междунар. науч. конф. 17-20 нояб. 2009 г./Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 2009. С. 123-125; она же. О Казанской Каплуновской иконе Богоматери//Храм Победы: Мат-лы науч.-практ. конф./Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор». СПб., 2009. С. 349-357; Филиппова Э. А. Образ Каплуновской Казанской иконы Пресвятой Богородицы - покровительницы Русской земли//Там же. С. 297-302; Погода Ю. В. Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победе 1709 г. Полтава, 2009; Забвенная святыня: К 320-летию обретения Каплуновской чудотворной иконы Пресв. Богородицы//Biдoмocmi Полтавськоï enapxiï. 2009. 3(87). С. 2-3 с ил.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

—155— литва Отче наш » (1709)» 1435 , «Осмь блаженств еван­гельских» (1709) 1436 и «Синаксарь на Полтавскую по­беду» (1710) 1437 ). Переводы, впрочем более или менее переработанные: – «Алфавит» (1705) 1438 , «Псалом 50-й» —156— (1707) 1439 , «Феатрон» (1078) 1440 , «Царский путь креста Господня»(1709) 1441 , «Богомыслие» (1710) 1442 и « Илиотропион » (1714) 1443 . В —157— свое время сочинение святителя Иоанна пользовались значи­тельным успехом; их много читали, некоторые из них переиздавались до трех раз. Петр Великий охотно прини­мал их посвящение 1444 , а за подносимые ему в дар книги посылал автору благодарственные грамоты и по­дарки 1445 . Митрополит новгородский Иов (1697–1716), по­лучив от Иоанна его сочинение, шлет за них автору усиленную благодарность 1446 . Каковы бы не были литератур­ные недочеты сочинений святителя Иоанна, его широкая пи­сательская деятельность, особенно, в связи с заботами о распространении просвещение, составляла его неоспоримую заслугу. Пусть ему не удалось освободиться от того искус­ственного киевского направление, которое царило в южно­русской литературе того времени; 1447 даже оставаясь тем, чем мы его видим в его сочинениях, он был полез­ным и нужным литературным тружеником. Если еще в звании свенского наместника святитель Ио­анн принимал участие в событиях церковной и отчасти гражданской жизни Малороссии, то в сане архиепископа черниговского это участие оказывалось для него еще более неизбежным 1448 . Во время тяжкой борьбы Петра Великого —158— со шведами и изменой Мазепы, св. Иоанн и выступил за­щитником интересов русской государственности и мо­литвенником о благе родины. Когда Карл XII в 1708 г. со своими войсками перепра­вился на левую сторону Днепра, а Мазепа подготовлял измену, Петр Великий не раз приезжал в Малороссию для организации обороны. В одну из таких поездок он был встречен в Глухове святителем Иоанном, который приветствовал его ободряющей речью и пророчески-молитвенным пожеланием (словами Втор.28:7 ), исполнив­шимся в день Полтавской победы 1449 . Измена Мазепы по­требовала от Петра самых быстрых и решительных мер. Он издает 28 окт. 1708 г., в своем лагере на Десне, манифест о предательстве Мазепы, тотчас же назначает выборы нового гетмана 1450 и рассылает с при­глашением приехать на выборы грамоты в Киев митропо­литу Иоасафу и в Чернигов архиепископу Иоанну 1451 . Вы­боры гетмана (Скоропадского) состоялись в Глухове 6 ноя­бря 1452 ; под избирательной грамотой на первом месте подписался святитель Иоанн 1453 . В тот же день святитель был принят Петром, благословил царя иконой Черни­говской Божией Матери и поднес ему в подарок четыре блюда фруктов 1454 . 12 ноября в глуховском храме духо­венство, во главе с митрополитом Иоасафом (приехавшим 11 ноября) и архиепископом Иоанном, произнесло анафему на изменника Мазепу, и в тот же день иерархи разослали на него по своим епархиям отлучительные грамоты 1455 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(в Синод. библ.). Известны два письма его к Новг. митр. Ионе: одно о состоянии православия на юге, другое о переводе 70-ти толковников (Ист. Русск. ц. IV, 141, 142, 253, 255). 252. Рафаил Краснопольский , воспитанник Киевской академии, первый архимандрит Заиконоспасский, пересматривавший Лексикон Поликарпова в 1703 г., уже в звании ректора Московской академии, по отзыву Поликарпова, после Яворского «первый в знании богословия и свободных учений» (предисл. к Лексикону); с 1704 г. архимандрит Симоновский. с 1708 г. архиепископ Холмогорский, скончавшийся в 1711 г. Он писал поучительные и правительственные грамоты. Из них замечательны: а) о двуперстном и треперстном знамении креста (рукоп. Арханг. сем.); б) поучение всему народу, 9 января 1711 г.; в) о погребении в пустых местах, без молитв священника, не исповедавшихся и не причащавшихся св. таин, 1709 г. Под его надзором составлен Двинский летописец, оканчивающийся 1705 годом (Толстого II. 37, напеч. в III ч. Трудов вольного Российск. собрания). 253. Сильвестр Крайский , воспитанник коллегии, путешествовавший за границу, с 1704 г. ректор Московской академии, с марта 1705 г. архиепископ Архангельский, с сент. 1707 г. митрополит Смоленский, сконч. в 1712 г. В 1709 г. переведена им с итальянского краткая «Космография», вероятно для Смоленских училищ (Толстого I, 223). 254. Феодор Полетаев , Новгородец, перевел с греческого: а) в 1676 г. разговоры отцов о жизни и страданиях св. мужей и жен; б) в 1713 г. Макария Егип. духовные беседы о совершенстве; в) в 1715 г. жития некоторых мучеников (рукоп. библ. Акад. наук). Иосиф Туробойский , 1703–1704 г. префект Московской академии, с 1708 г. архимандрит Симоновский, в 1711 г. настоятель Новоспасского монастыря. Его сочинения: а) Торжество преславное освободителя Ливонии, государя Петра I, с двумя предисловиями и изъяснениями аллегорических изображений на вратах, М., 1704 г. б) «Торжественные врата» победителю под Полтавою, М., 1709 г. 255. Карион Истомин, ученик академии, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Светилен (по каноне), гл. 2: «Посетил ны есть с высоты Спас». Знаменного распева, на кварту ниже Син. изданий этого гласа. Только в ирмологах 1652, 1700 г. и у Головни (л. 304). Тоже у г. Малашкина (стр. 42). На хвалитех , гл. 4: «Веселитеся праведнии». «Отец благоизволил есть». «Богородице дево рождшая Спаса». «Прийдитк, воспоем Матерь Спасову» Все эти стихиры – знаменного распева южнорусской редакции и имеются только в ирм. 1709 г., где изложены на кварту ниже Син. изданий этого гласа. Слава. Гл. 6: «Егда время, еже на земли пришествия Твоего». Имеется в ирм. 1652, 1674 и 1709 г. Того же знаменного распева, который изложен и в Син. «Праздниках» (л. 54), со многими (в ирм. 1709 г. оскобленными) фитами, но на кварту ниже; в ирмологе же 1652 г. с бемолем на ми, на секунду ниже и иной редакции. Тот же напев и в ирм. Головни (л. 304). И ныне, гл. 2: «Днесь Христос в Вифлееме рождается от девы». Имеется во всех ирмологах. Это – отдаленная редакция знаменного распева, изложенного в Синод. «Праздниках» (л. 55) и также с фитами, на кварту ниже, с переменными бемолями и отказами в продолжение мелодии. В ирмологе же 1700 г. без бемолей, на секунду выше прочих ирмологов и с сокращением фиты над словом «мы же». На первом стихологе, седальна, гл.1: «Во яслях нас ради». Болгарского распева на подобен «Гроб Твой». Тоже и у г. Малашкина (л. 32). Это песнопение, а равно и следующие за ним: седален на полиелее и канон с кондаком и припевами на 9-й песне имеются только в ирм. 1652 г., а также у г. Малашкина. На втором стихологе, седальна, гл. 3: «Превечного и непостижимого» – болгарского распева, на подобен «Красоте девства». Тоже и у г. Малашкина (стр. 32). У г. Малашкина имеется еще величание, киевского распева. На полиелее, гл.4: «Прийдите вернии(Приидите видим вернии») – болгарского распева на подобен «Удивися Иосиф». Тоже и у г. Малашкина (стр. 33). Канон на Рождество Христово, гл. 1-й, с тропарями. В ирм. 1652 г. распеты собственно тропари, ирмосы же изложены в отделе ирмосов на ряду с другими ирмосами. Знаменного распева южнорусской редакции, на кварту ниже Синод. изданий этого гласа. В ирм. Головни (л. 298) оба канона на праздник Рождества Христова (как и канон Пасхи) греческого распева; знаменный же распев первого канона изложен в отеле ирмосов 1-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

2) Служба Божия, напеву киевского, т.е. литургия св. Иоанна Златоуста . Изложена в двух ирмологах 1674 и 1700 г. почти во всем с буквальным сходством. В ней нотно положены: Ектеньи и другие возглашения. В ирмологах 1674 и 1709 г. «Господи помилуй» изложено весьма разнообразно напевом, подобным знаменному 5 . У Малашкина (ор. 40 «Литургия св. Иоанна Златоустог о», стр. 3) напев тот же, что и на всенощном бдении (см. выше), но с прибавлением нотного положения дьяконских чтений; малые же ектеньи изложены напевом придворным. В ирмологе Г. Головни, сверх того, изложено еще: «Слава. Единородный Сыне» с надписью: «Творение иеромонаха Герасима, Генерал – Баса» (Л. 6). В переложении литургии Малашкина песнопения: «Единородный Сыне», «Приидите поклонимся» и «Святый Боже» (стр. 4–8) изложены напевом придворным. В ирмологе Головни (л. 6 об.) имеются еще: «Слава Тебе Господи» по Евангелии и «Господи помилуй» на сугубой ектеньи – печально-кудрявого напева. У Малашкина: «Слава Тебе господи» и возглашения на последующих затем ектеньях (стр. 8–9) напоминают своими концами напев киевского распева, изложенный в Синодальном Обиходе (л. 125), но протяжнее его. «Аминь» перед Херувимской весьма протяженно и повторено 9 раз. Херувимская песнь распета тем же напевом, который в Синодальном Обиходе (л. 125) известен под именем «киево-печерского». Но напев этот в ирмологах 1674 и 1709 г., в которых он только и имеется, положен вдвое протяженейшими нотами и иной редакции. Тот же напев имеется и в ирмологе Головни (л. 7 об.) и у Малашкина под 1 (стр. 10) и то же иной редакции, хотя то же с многократным повторением последнего слова в каждом полустишии. Херувимская, изложенная у г. Малашкина под 2 (стр. 15), по напеву подобна 12 Обихода (л. 137), но иной редакции. Ектенья просительная имеет разнообразные изложения с протяженной мелодией в возглашении: «Тебе Господи». Имеется с буквальным сходством в ирмологах 1674 и 1709 г. То же и в ирмологе Головни (л. 9 об.). У Малашкина она изложена (стр. 17) протяженно, но без особых распространений. Напевом, подобным другим ектеньям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Печат. в Черниговском Ильинском монастыре 1703 года. 2) Алфавит рифмами, сложенный от Священного Писания и проч., содержащий краткие жития Святых. Печ. там же 1705 года. 3) Богородице Дево, радуйся, или толкование на сию молитву. Печат. в Чернигове 1707 года. 4) Отче наш с толкованием. Печ. 1709 года. 5) Осмь блаженств Евангельских, изъясненные. Печ. 1709 года. 6) Царский путь Креста Господня, вводящий в живот вечный. Печ. 1709 года. 7) Богомыслие в пользу правоверных. Перев. с латинского. Печ. 1711 года. 8) Илиотропион или соображение человека с волею Божиею. Перев. с латинского. Печат. 1714 года. 9) Царица Неба и земли и 10) Рассуждение о Боге, печатаны, как и прочие, в Черниговском Ильинском монастыре. В 1714 году Викарий, Иркутский Епископ Варлаам, переведен в Тверь. В 1715 году 10 июня Митрополит Иоанн преставился и погребен в соборном приделе Свв. Антония и Феодосия Печерских . Он был благочестив, кроток, милостив и старателен о бедных. Вот слова его: 12 . Митрополит Антоний I Стаховский. В 1713 году из Архимандритов Новгород-Северского Спасского монастыря хиротонисан Архиепископом в Чернигов. В 1721 пожалован Митрополитом в Сибирь. Митрополит Антоний много содействовал к обращению в Христианство Сибирских язычников и к построению церквей в отдаленных местах Сибири. По распоряжению его, на заморские реки: в Зашиверский острог, в три Колымские, в Алазейское зимовье, в Анадырский острог и в три Камчатские: Нижний, Верхний и Большерецкий, послан был из Якутска священник Ермолай Иванов, для исправления Христианских треб, вместо иеромонаха Иоасафа, возвращенного в Якутский монастырь. В 1733 г. в Камчатскую миссию отправлен Игумен Варфоломей Филевский, бывший учитель Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, с иеромонахом Александром и иеродиаконом Дамаскиным. В 1735 г. они прибыли в Якутск. В 1737 Игумен Филевский, не бывши в Камчатке, умер. В 1739 дозволено в Камчатской Успенской пустыни построить храм, на прописанном Митрополитом Антонием основании 64 . В Епископы, для Пекинской миссии, как предполагалось, избран был Префект Московской Академии Обер-Иеромонах флота Иннокентий Кульчитский и хиротонисан 1 марта 1721 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– игуменом Угрешского монастыря; переведен в Андрониев 4 мая 1695 г.; в следующем году, иждивением его, вновь построен в Серпухове соборный храм с приделом (на северной стороне) во имя св. великомуч. Димитрия, а в 1709 г. 30 июля за беспорядки он отрешен от должности. Геннадий Беляев (1709–14) При нем написан (30 октября 1711 г.) синодик. Переведен, 20 мая 1714 г., в Чудов; с 1722 г., уволенный от должности, проживал в Лукьяновой пустыни, владимирской еп. Вторично вступил в управление Чудовым монастырем 28 июня 1727 г., † не раньше 1729 г. (Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода, VII, 169–170). Серапион (1714–22) в 1719 г. 5 мая был на погребении скончавшейся в Москве Милитийской царицы Екатерины Давыдовны (Историческое описание Донского монастыря, стр. 141); в 1720 г. подписал духовный регламент; в 1721 г. 23 августа поручено ему вместе с другими управление делами прежде бывшей Патриаршей области, до прибытия в Москву Крутицкого митрополита; в том же году, по указу св. Синода, производил следствие по жалобам на казначея Воскресенского монастыря, что на Истре, иеромонаха Савватия, вотчинных крестьян, с которых казначей будто взимал незаконные поборы; следствие не подтвердило показаний крестьян (Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода, т. 1, стр. 155 и 546). Антоний Баутин , бывший с 1709 г. настоятелем Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, в 1722 г. переведен в Андроньев, но еще до переезда в Москву † 12 апреля. Дионисий II (1722–24) Указом св. Синода от 30 июля 1722 г. велено ему составить опись церквям Ивановского сорока, «с показанием строения лет, и приходских дворов числа, и расстояния от церкви до церкви места и со изъяснением протчих обстоятельств», для дознания, нет ли церквей излишних, свыше потребы построенных? (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи, т. 2, стр. 425). Он же, по указу св. Синода от 9 ноября того же года, производил следствие об архиепископе Смоленском Филофее (грек) по управлению им епархией и о долгах его; в 1723 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Отца и Сына – то же, что и в Синодальном Обиходе на л. 138 об, под названием «ин роспев». Напев буквально сходен в Ирмологах 1674 и 1709 года. В ирмологе Головни (л. 10) и у Малашкина (стр. 10) тот же напев, иной редакции. Милость мира. Напев почти с буквальным сходством изложен в ирмологах 1674 и 1709 г.; подобен знаменному, изложенному в Синодальном Обиходе на л. 87 об., но протяженнее его. В прочих ирмолагах не имеется. В ирм. Головни (л. 10) песнопение это изложено иным, неизвестным напевом. У Малашкина (стр. 18) изложен напев так же неизвестный из других ирмологов. В другом же его издании (ор. 44, стр.11) «Тебе поем» изложено обычным киевским роспевом с некоторыми разностями редакции. Достойно есть яко воистинну – в ирмологе 1709 г. изложено болгарским, неизвестным в прочих ирмологах и Синод. Обиходе напевом. В ирм. Головни (л. 11) оно изложено напевом «Жуковским», несколько отличным от помещенного в Син. Обиходе (л. 143); у Малашкина (стр. 21) – напевом неизвестным. Ектенья просительная в ирмологах 1674 и 1709 г. подобна по напеву выше изложенным и одной и той же редакции. Возглашение «Тебе Господи» сопровождается продолжительной украсительной мелодией (фитой), поставленной в скобках; в ирм. Головни (л. 11 об. и 12) и у Малашкина (стр.22) изложена короче и иной редакции. Песнопение «Отче наш» имеется только у Малашкина; изложено речитативом с разделением на колена (стр. 22). В ектенье по «Отче наш» возглашение «Тебе Господи» особенно протяжно как в ирмологах1674 и 1709 г., так и у Малашкина, но разных редакций. Един свят. Напев знаменного распева буквально сходный в ирмологах 1674 и 1709 г., подобный изложенному в Синод. Обиходе на л.104 об., но иной редакции. То же и в ирм. Головни (л. 12). У Малашкина тот же напев (стр. 23), но изложен значительно протяженнее, с девятикратным «аминь». Причастен (киновик) «Хвалите Господа с небес». Имеется в ирмологах 1674 и 1709 г., но в первом из них изложен пространнее, особенно над словом «аллилуйя» и без слов «хвалите его в вышних». Тот же напев имеется и в Син. Обиходе на л. 152 об. И 153, несколько иной редакции. Тот же напев и в ирмологе Головни (л. 12 об.), только изложен на кварту выше. У Малашкина образцом причастных стихов изложен стих «Чашу спасения», который поется иным, более протяженным напевом (стр.24).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

203–343. 14 Колмарт из Дрездена в 1709 г. прислал письмо Петру I «рекомендательное о некотором школьном учителе». Письма на ииностранных языках 1709 г. 20 февраля. 15 Подобное напечатанному на стр. 96-ой прошение о выдаче ей жалованья на 1712 г. 300 руб. подала Христина Рейтер в марте 1712 года. Справка по поводу этого прошения была выписана буквально та же самая, что и в 1711 году. – См. А. М. И. Д. Приказные дела новых лет 1712 года марта 20 д. О семействе пастора Глюка см. Русский Архив 1888 г., II, стр. 64. 18 Ср. у Перетца указ. соч., т. III, стр. 159, 161–163. В 1710 г. в гимназии были устроены «Триумфальные ворота», – раскрашенные из дерева (см. ниже стр. 32). В библиотеке Императ. Академии Наук сохранился экземпляр с заметками и надписями Пауса «Торжественных врат, вводящих в храм безсмертные славы». Ср. у Перетца т. III, стр. 152–153. 19 Отпуск жалованной грамтоы ему от 29 апреля 1709 г. см. в числе жалованных грамот А. М. И. Д. 1709 г. Апреля 29. 20 Это явление (побег из школы) было довольно обычное: в 1722 г. из Московской школы, бывшей в ведении Скорнякова-Писарева, сбежало 127 человек. (См. ниже стр. 192–194). 26 4 июля 1709 г. «указал великий государь по присланному ныне своему вел. государя указу из военного походу из обозу от Полтавы Самоила Копьева, которой в посольской походной канцелярии был за переводчика, послать для наивящщих наук за море, а имянно в город Гамбурк чрез Архангельской город.» (Дела гор. Гамбурга. 1709 г. 2). 27 Эта записка на 4-х четвертках в виде тетрадки. Текст ее оканчивается на обороте 3-го листа. Лист 4-й чистый; на обороте его внизу в правом углу помета: с почты июля в 27 день 1704 г. 28 От первоначальной редакции настоящего документа сохранилось одно начало (один лист), представляющее в нескольких местах отличия, которые все оговариваются в примечаниях. В ней значились только одни учителя, и вследствие последовавшей на ней пометы: «кто имяны, какова чину и что им жалованья в кой год учится кто – под всяким учительским имянем подвесть и учеников совсем», – сделаны добавления, требованные ею; эта вторая редакция с добавлениями и печатается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010