Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Радуйся, нечаянную радость верным дарующая " (комментарий в русле истории) Рака с мощами святителя Димитрия Ростовского А. А. Турилов Святитель Димитрий Ростовский (Фрагмент статьи из XV тома «Православной энциклопедии» Москва 2007 г.) Димитрий (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров близ Киева — 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня — в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография. Отец Димитрия, казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя — Туптало — было перенесено на Димитрия в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря (ставшего семейной усыпальнице Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Димитрия звали Марией Михайловной (ум. 1689), младшие сестры Димитрия — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662–1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский). Затем Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св. Троицы монастыре, где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, который обратил внимание на нравственные достоинства Димитрия, его ученость, замечательный дар слова.

http://sedmitza.ru/text/412664.html

А.А. Половцов Димитрий святитель, митрополит Ростовский Димитрий, св. митрополит Ростовский (в миру Даниил Савич, по прозвищу Тупталенко; 1651–1709). В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева, по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни Киевского полка, впоследствии сотника, Саввы Григорьевича Туптала-Савича († 1703), и жены его, Марьи Михайловны († 1689), родился сын Даниил. Родители Д. отличались большою набожностью, что отразилось, конечно, и на сыне: наибольшее влияние, вероятно, оказывала мать, так как отец, «честь и слава Запорожского войска» был в эту смутную для Украйны эпоху почти постоянно на войне. Три младшие сестры святителя впоследствии тоже приняли пострижение. Первоначальное образование святитель получил дома; 10 лет от роду научился писать по-славянски. Родители его в 1660 г. переехали на житье в Киев и поселились «на плацу неидысь Салтановским» у Флоровского женского монастыря. На 12 году Даниил поступил в Киево-Братский училищный монастырь, который возобновил тогда и в котором ректорствовал и преподавал знаменитый схоластический проповедник Иоанникий Голятовский. Чудесная находка чудотворной иконы Богородицы Братской, на которой вплавь спасся татарин, тонувший в Днепре, торжественное ее внесение в монастырь, затем разорение монастыря в 1665 г., постоянные опасения «военного небеспеченства», влияние семьи, слабое здоровье, – все это привело к тому, что 9 июля 1668 г. Даниил постригся с именем Димитрия в Кирилловском монастыре, от руки игумена Мелетия Дзика, малорусского патриота, сторонника Дорошенки и митрополита Иосифа Тукальского. Таким образом Димитрий примкнул к той партии черного духовенства Украйны, которая была поборницей самостоятельности малорусской церкви. Патриарх Никон , сторонник южноруссов, уже был сменен, московское правительство не признавало митрополита Тукальского, как приверженца Дорошенки, а один из преемников Никона, патриарх Иоаким, стал уже прямо хлопотать о присоединении малорусской церкви к московской патриархии: доселе она принадлежала (с XIV века) – константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ртищев, Тимофей Григорьевич Ртищев , Тимофей Григорьевич, городовой воевода; ум. в 1709 году. Начал службу в 1651 году – как сын тогдашнего стряпчего с ключом Григория Ивановича Ртищева, прямо с должности царицына стольника, что не помешало ему находиться в походах 1654–1656 годов, быть 15-го февраля 1659 г. поверстанным поместным окладом и жалованьем и участвовать в несчастнейшем Конотопском бою того же года в полку князя А. Н. Трубецкого, а в 1661 г. – в полку В. Б. Шереметева в Киеве. Лишь после этого, со следующего года, перечисленный в стольники царские, он вновь был в походах: против Запорожцев, В 1668–1669 годах, в полку князя Г. Е. Куракина; против Стеньки Разина, в 1671 г., в большом полку начальника всего отряда князя Ю. А. Долгорукова; в Чигиринском походе 1678 г., в полку князя Г. Г. Ромодановского, и в Путивле, в полку князя В. В. Голицына, в 1680 г. В промежутках между походами бывая на Москве, он не раз исполнял стольничьи обязанности при торжественных обедах: царевичу Грузинскому Николаю Давыдовичу 8-го мая 1660 г., Английскому послу «князю Чарлусу Говорту» 19-го февраля 1664 г., Польским послам – Веневскому с товарищами – 12-го ноября 1671 г.; в день объявления совершеннолетним царевича Феодора Алексеевича, 1-го сентября 1674 г. Пришлось ему также дневать при гробе царевича Алексея (умершего 17-го января 1671 г.) и, участвуя, вместе с отцом и братом Лукой, в погребении Царя Алексея Михайловича, нести, переменясь с другими стольниками, гроб с его телом в Архангельский собор 30-го января 1676 года. При его преемнике Ртищев участвовал иногда в выходах двора в подмосковные села, а в 1681 г. получил назначения: сперва по писцовому делу, а затем на одно из лучших Сибирских воеводств – в Тюмень. Пробыв здесь первым (и, по-видимому, единственным) воеводой обычный двухлетний срок, т. е. 1682 и 1683 года, он почему-то остался тут еще на два года – уже в должности второго или «другого» воеводы, под Никифором Ивановичем Колобовым, бывшим начальником одного из Московских стрелецких полков, во время стрелецкой смуты битым батогами и лишенным вотчин и поместий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

И. А. Шляпкин I. Жизнь св. Димитрия до 1688 г Рождение, воспитание, окружающая обстановка – Обучение – Пострижение Димитрия и положение тогдашнего духовенства – Посвящение во иеродьякона и иеромонаха – Отъезд в Чернигов и «Руно орошенное» – Поездка в Литву и епископ Феодосий Василевич – Пребывание в Слуцке и положение православия в Литве – Возвращение на родину и жизнь в Батурине – Переселение в Киев и начало Четь-Миней – Присоединение киевской митрополии к московской патриархии – Проповедь в годовщину смерти Гизеля – Вторичное игуменство в Батурине и новый гетман Мазепа. В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева 3 , по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни киевского полка 4 Саввы Григорьевича Туптала 5  и жены его Марьи Михайловны родился сын Даниил – будущий Святитель Ростовский 6 . Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей 7 и стоял в Макарове, после Белоцерковского мира, по распоряжению Богдана Хмельницкого и полковника своего Антона Ждановича 8 . Малороссия находилась еще под польскою державой, но гетман уже тянул к Москве: так в 1650 г. каневский полковник Савич ездил в Москву от Богдана 9 . И отец, и мать Даниила, люди еще не старые 10 , отличались большою набожностью, по свидетельству самого Дмитрия, да и сама жизнь тому способствовала: по всей Украине свирепствовали беспрерывные войны, год спустя после рождения Даниила было сильное моровое поветрие 11 , а известно, как усиливается религиозное чувство в годину общественных бедствий. В сам год рождения будущего святителя была война Радивилова 12 : гетман Ян Радзивил, после битвы под Берестечком, с литовским войском подступил к Киеву и сжег Подол. Надо думать, что и в Макарове житье было не спокойное. В 1654 г. сотник Туптало был на Переяславской раде, а в 1660 г. переселился в Киев под высокую руку Великого Государя Московского, в том же звании сотника. В Киеве у него родились три дочери: Памфилия, Феврония, Параскева, принявшие впоследствии пострижение и бывшие преемственно игуменьями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского 4 октября Русская Православная Церковь воспоминает обретение мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий Ростовский Фрагмент статьи из т. 15 «Православной энциклопедии». Димитрий (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский). Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. Летом 1677 г. Д. побывал в Новодворском Успенском мон-ре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Д. посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня мон-ре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Д. и высоко ценившего его, Д. в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Д. был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского мон-ря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая жен. мон-ря в Батурине.

http://sedmitza.ru/text/814512.html

Карион (Заблонский или, по „Спискам иерархов“ Строева, Зауханский), архимандрит Симонова монастыря, скончался 28 октября 1703 г. О нем есть заметка Кариона Истомина в Сборн. Чуд. монаст. 300, л. 461: „И в Симонов поставили ( – 17 января 1697 г., как нужно думать по связи речи, так как выше говорится о поставлении других лиц, имевшем место именно в указанное число – ) архиереи же Кариона Заблонского во архимандриты“. С. Н. Брайловский (Один из пестрых столетия, Спб. 1902, стр. 4) отожествляет Кариона Заблонского с Карионом Истоминым, приписывая последнему „Малую грамматику“ (в Импер. Эрмит. 89), которая имеет подпись автора: иеромонах Карион „Заулонский иди Заболонский“ (так читает г. Брайловский) или „Зауменский“ (по чтению г. Пекарского). Но автором Малой грамматики, писанной около 1696 г. (см. Брайловский ibid, стр. 302, прим. 2), мог быть иеромонах Карион Заблонский, как лицо отдельное от Кариона Истомина (ср. С. О. Долгов, в рецензии на сочинение С. Брайловского в „Отчете о 37-м присуждении нагр. гр. Уварова“, стр. 253), сделавшийся архимандритом только в 1697 г., человек, получивший, по нашему мнению, солидное образование, так как скорее к нему мы склонны отнести те биографические данные, которые И. А. Шляпкин относит к Кариону Истомину в „Дополнительных данных к биографии Кариона Истомина“ (в приложении к его сочин. „Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709)“, Спб. 1891, стр. 76–80). Уже С. Н. Брайловский указал на эту ошибку (в „Журн. Мин. Нар. Пр.“ 1891 г., 8 – август, – стр. 434–437 и Один из пестрых столетия, стр. XXIX), сказав, что И. А. Шляпкин смешивает двух Карионов и что его „данные“ отчасти: относятся к биографии другого Кариона (не Истомина). Вот сообщаемые г. Шляпкиным сведения, относящиеся к биографии другого Кариона (не Истомина) 41 . Сын диакона в монастыре Покрова Пресв. Богородицы Добрине, родившийся в конце 50-х годов XVII в., Карион (не Истомин) лишился отца в раннем возрасте (ок. 1660 г.) и, достигнув лет 20-ти, привял монашество в том же монастыре Добрине. В 1681 г. он по указу патриарха был послан в Киев для изучения философских наук. В Киеве в Братском монастыре он был поставлен в иеромонахи архиепископом черниговским Лазарем Барановичем. В 1690 г., изучив философию, он явился в Москву; здесь он представлялся и говорил орацию великим государям и получил от них подарок. И только. Куда же мог деваться Карион-„философ“, сделавшийся известным при дворе? Не он ли, после 7-летнего пребывания – искуса в Чудовом монастыре, обратив на себя внимание властей предназначенной им для царевича Малой грамматикой, поставлен был 17 января 1697 г. архимандритом Симонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Кашин. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь при Сергиевском кладбище Карта и ближайшие объекты Сергиевская кладбищенская церковь была построена в 1803 г. у северной границы города при Сергиевском кладбище. Храм был двухэтажный. В 1932 г. сняты ограда и кресты, в 1934 г. - колокола, разобран иконостас. В 1938 г. храм уничтожен полностью. http://kashin.ortox.ru/khramy_kashina Сергиевский двухэтажный, каменный, храм, устроен в 1803 г. вместо двух деревянных — Сергиевского, существовавшего с 1702 г., и теплого — Борисо-Гле6ского, существовавшего с 1734 г. Престолов в нем два: в верхней, холодной церкви — во имя препод. Сергия Радонежского и в нижней — во имя свв. бл. кн. Бориса и Глеба. Из древних предметов в храме сохранились: а) антиминс от 1660 г. из упраздненной церкви села Насаткина; б) оловянная чаша и в) древняя икона св. бл. кн. Бориса и Глеба с деяниями. Церковь находится па самой окраине города, при ней с конца XVIII столетия, для большей части городских приходов, имеется кладбище; при церкви есть и свои прихожане. С двух сторон кладбище обнесено оградой. В 1709 г. были две деревянные церкви - Борисоглебская и Сергиевская. В первой половине XVII столетия (1621 г. и далее) Сергиевская церковь не считалась городской, — она в то время обслуживала нужды Сергиевской Слободки, составлявшей вотчину Степана Фёдорова Якимова. Сергиевская церковь, построена в 1803 году, каменная, двухэтажная, престола два: верхний - холодный Преподобного Сергия Радонежского, нижний - теплый Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1830 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Павел Петрович Ушаков 54-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1878 года, состоял законоучителем женской прогимназии, членом благочинного совета, награжден в 1900 году наперсным крестом. Диакон, в должности псаломщика, Иаков Васильевич Соколов 60-ти лет, в служении с 1853 года, диаконом с 1892 года. Церковный староста купец Стефан Юрков в должности с 1891 года. Прихожан в Кашине, в деревнях: Подберезье, Серговке, Гордееве - 55 дворов (154 мужчины, 194 женщины). В 1914 году служили: Протоиерей Павел Ушаков 69-ти лет, окончил семинарию, на службе 45 лет, в Сергиевском храме 30 лет. Псаломщик Василий Вишняков 51-го года, на службе 29 лет, в Сергиевском храме 12 лет. Прихожан в Кашине, в деревнях: Гордеево, Сергиевка, Подберезье - 149 мужчин, 164 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=40079

XVII - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Важные события Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события 1608 - 1610 - шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиевой Лавры польскими войсками. Монастырская крепость выстояла. 1638  - Константинопольский Собор  предал анафеме патриарха Кирилла Лукариса и всех, кто признает православным приписываемое ему " Исповедание " 1642 - 1643 - Константинопольский Собор  вновь осудил " Православное исповедание " Кирилла Лукариса и утвердил исправленный вариант " Православного исповедания " митр. Петра (Могилы) 1660 - состоялся Собор в Москве , призванный избрать нового патриарха, однако решительные протесты патр. Никона и колебания царя и епископата вынудили отложить решение, Собор лишь принял сложно сформулированное постановление о необходимости избрания нового патриарха 1666 - 1667 - состоялся Большой Московский Собор , на котором был низложен патр. Никон , избран патр. Иоасаф II и принят ряд важных церковных решений 1672 - Собор в Константинополе сформулировал православную позицию по вопросу богословия семи таинств, а также в отношении других аспектов церковного учения (почитание святых, экклезиология, иконопочитание, соблюдение постов, канон Священного Писания) 1672 - Иерусалимский Собор выработал исповедание православной веры в 18 главах 1685 - основана Славяно-греко-латинская академия , позднее преобразованная в Московскую духовную академию 1691 - Константинопольский Собор изложил православное учение о Евхаристии и определил тождественность терминов " преложение " и " пресуществление "

http://drevo-info.ru/articles/74.html

святитель Димитрий Ростовский (Туптало) (1651–1709) Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский, святитель Епископ, богослов, духовный писатель, агиограф, проповедник, миссионер, просветитель. Автор и систематизатор житий святых. Ранний период жизни Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия. Монашеская жизнь На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона. Священническое служение В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником. В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. Игуменское служение

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010