Иона , между 1436–45. Авраамий 18 нояб. 1490 хирот. в еписк. Коломенского. Сильван 4 мая 1493 хирот. в еписк. Сарского. Венедикт , 1509. Тихон в 1517 перев. из Белоезерского Кириллова монастыря; 28 февр. 1520 хирот. в еписк. Коломенского. Зиновий , 1543 и 44. Дионисий , 1555 и 56. Ефрем , в сент. 1556. Пимен Садыков в 1561 перев. из Иосифова монастыря; упом. 1562, 67 и 71. Тихон Хворостинин , 1572 и 73, перев. в Иосифов мнтрь. Порфирий , 20 окт. 1587. Лаврентий , 1589. Елиазар , в июле 1598. Тихон , 1 авг. 1598, 2 мар. 1599. Марк , в июле 1609. Иона в сент. 1610 отправлен в Польшу с послами; кажется, не возвратился. Сергий , 15 апр. 1613. Киприан , 1613 и 14. Кирилл , 1617 и 18. Пафнутий , 1621 и 22. Порфирий , 1623–27. Мефодий , 1628. Никодим , в авг. 1629. Герасим Перфильев , 1631–34. Сергий Бешенцов определён 16 дек. 1634; 19 апр. 1644 перев. в Юрьево Архангельский мнтрь. Дионисий , архим. Юрьево-Архангельский, определён 26 апр. 1644; до 1646. Нифонт , в 1647–51. Кирилл , в 1651–53. Иона , бывший, 22 июля 1660 определён строителем Курмышского Рождественского монастыря. Аарон , в июне 1657. Тихон , 1658–63, перев. в Боровский Пафнутиев мнтрь. Никон , 1664 и 65. Викентий , 1666–72, перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Герасим , в 1674–79. Иосиф Шохнов , с 1679; в мае 1683 перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Паисий , в 1683–86. Маркиан , в мар. 1687. Иосиф , с февр. 1688, а 19 февр. 1691 перев. в Спасо-Ярославский мнтрь. Трифиллий Инихов , в 1691 и 92; перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. [? Григорий , 1692.] Феодосий , с 1692, а 4 мая 1695 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. Дионисий Воробьев , 1695–1708, в нояб. отставлен. После в Цареконстантинове митре. Мефодий , в 1709–17; отставлен. Феофан , в 1717–20. Аарон , с 1720, а 10 мар. 1721 перев. в Переяславльский Борисоглебский, на Горе, мнтрь. Варлаам Овсяников , обер-секретарь св. Синода, произведён 10 мар. 1721; по указу 11 дек. 1728 лишён монашества; 11 мая 1725 сослан в Соловки, где и † 1732. Аввакум , с 1724; в дек. 1731 перев. в Высокопетровский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 июля 1707 освящен антиминс в церковь села Краснаго Ярославскаго уезда. 1159 1 августа 1708 – антиминс Воздвиженской Ярославской церкви. 1160 В июне 1709 – антиминс в церковь Авраамиево-Богоявленского монастыря. 1 сентября 1709 г. антиминс в ц. св. Николая в с. Угодичах. 1161 18 сентября 1709 г. выдана настольная грамота игуменье Ярославского Казанского монастыря Александре. Приводим её целиком: Божиею милостию великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, в Ярославль на посад, в пречестную и великую обитель честнаго и славнаго образа Пречистыя Богородицы Казанские девича монастыря о Святем Дусе нашего смирения священником и диаконом и старицам и слугам тоя обители. В нынешнем 1709 году сентября в день били есте нам челом и челобитную и излюбленную за руками подали Спасского монастыря черных священников Феодосья да Маркела, да Офонасьевского монастыря черного священника Симона, чтоб нам к вам в монастырь благословить выгуменьи того же монастыря старицу Александру Волкову и настольную ей грамоту дати. И аз, великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, по вашему челобитью Александру Волкову к вам в монастырь выгуменьи благословил и настольную грамоту ей дал, и вы, священники и диаконы, и старцы, и слуги, и все приходящии правовернии люди, тоя обители игуменью Александру почитайте, и слушаите, и повинуитеся добре о Господе Бозе со всяким духовным опасением, и порадованием, и покорением, яко присной своей госпоже; понеже обретохом ее благоговейну и чистоте боголюбиву; и должна убо сицевая игуменья Александра монастырская строения строити по преданию, по правилом святых апостол и святых отец, и по нашему благословению и наказанию, также и к вам имеет свою духовную любовь и попечение и дерзновение о всяком деле блазе. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих ростовских чюдотворцов Леонтия, Исаия, Игнатия, Иякова и всех святых молитва , и нашего смирения благословение на тебе и на сестрах под твоею паствою во веки. Аминь. Сего ради дана бысть сия наша настольная грамота на утверждение в Богоспасаемом и в преименитом граде Ростове, писан лета 1709 году сентября в 18 день. 1162

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. к Пасхе, он уже будет переписан на бело; Пасха же в 1709 году была 24 апреля 19 . Значит, Зерцало было получено святителем ростовским около половины великого поста 1709 года, т, е. в конце марта, или в самом начале апреля. К этому же времени относится и письмо его к Феологу, так как в нем св. Димитрий высказывает надежду, что его книжица – Розыск, несмотря на леность и неопытность переписчиков, к Пасхе будет переписан на бело; следовательно, от дня написания письма до Пасхи времени еще оставалось не мало. После таких несомненных данных в пользу той мысли, что Зерцало Посошкова было получено святителем Димитрием не раньше марта и не позже апреля 1709 года 20 мы считаем почти уже излишним указывать, в подтверждение той же мысли, на то, что и во всех доселе известных списках обширной редакции показан 1709 год, как такой, в котором сочинение это было свидетельствовано и одобрено ростовским архипастырем, как, об атом и замечено в статье «о перстосложении» 21 . Когда же после этого написано было Посошковым Зерцало очевидное? Имея в виду – с одной стороны – то обстоятельство, что сочинить такую большую (более 500 листов) книгу в два первые месяца 1709 года (в марте Зерцало уже было послано Феологом св. Димитрию) было более, чем трудно, с другой – зная, что Посошков трудился над сочинением Зерцала с особенным усердием и любовию, «иногда и нужду домовую презирая» 22 , мы думаем, что Зерцало писано Иваном Тихоновичем Посошковым в 1708 году и, быть может, кончено в самом начале 1709 года. Если все, сказанное нами доселе, выразить кратко, то выйдет следующее: 1) святитель Димитрий Ростовский читала, и одобрил в письме к Феологу не другое какое-либо Зерцало, но именно Посошковское; 2) он назвал его книжицею безыменного творца потому, что в присланном ему Феологом списке Зерцала не было показано имени автора, а было только загадочно сказано, что «писавши имя 63, прозванием же 512»; 3) подпись автора, находящаяся на списках Зерцала обширной редакции, сделана Посошковым, вероятно, уже после того, как сочинение его получило одобрение ростовского святителя, а цифирное означение имени оказалось непонятным; 4) печатное Зерцало, изданное г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам, скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа Димитрию, причащался. При этом он замочил усы св. тайнами, и не отерши их, так и пошел к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда сослужение с собою. Этот рассказ святитель приводит в защиту великого требника Петра Могилы , приказывающего подстригать излишне большие усы. «В мимошедшем 1708 году, по Светлом Воскресении Христовом, церкви Воздвижения Честного Креста, яже на посаде Ростовском поп Антоний донес нам о прихожанине своем посадском человеке Трофиме, обвиняя его в иконоборстве, что подтвердилось и деле. Ходил также по епархии какой-то пропагандист раскольник с проповедью о пришествии антихриста и искушал «некое лицо духовное честно», от коего и было о нем донесено святителю, «но уже волк оный сотворился безвестен». 1545 В 1709 году, в первых числах февраля, святителю рассказывал «словесно и на письме» Игнатий, иеромонах Углицкого Воскресенского монастыря: раскольник крестьянин Иван Десятина Пошехонского уезда, вотчины боярина И. М. Языкова, приготовлял из некой муки ягоды, съевши которые, люди и скот кидались в огонь. Ростовский воевода Семен Еремеевич Пашков рассказывал Димитрию о так называемой Христовой любви в Балахне. Посадские в Романове сообщали о посылании дочерей в скиты. Монахиня девичьего Ростовского монастыря из раскольниц Анфиса рассказывала о старце Авраамии и его любовнице Матроне, пропагандировавших впоследствии раскол и в Ярославле. В настоящем же 1709 году, в месяце марте, о первой в великий пост сборной недели были в Ростове таковые люди, иже в брынских лесах бывали и живали тамо: Петр Ермилов ярославец, да из Переяславля-Залесскаго Борисоглебскаго монастыря старец Андроник, да старец Пахомий, иже в детстве из Пошехонскаго уезду в леса оныя завезен быв, возрасте тамо, а после инок был. Упоминается еще Пахомий (1685–1709) вероятно настоятель Пошехонской Исаковой пустыни. 1546 Тон Розыска вообще очень резок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не имея фактических данных, нельзя с точностью показать, когда у него явилась мысль о составлении книги и когда он начал приводить свою мысль в исполнение. При этом, ему приходилось, вероятно, лишь пополнить готовый уже имевшийся у него материал, привести его в порядок и изложить в форме, какая указывалась его католическими источниками и образцами. Сделать это не представляло больших затрудений, потому что материал, которым он воспользовался для «Камня веры», большей частью, был переводный, и мы уже говорили, в чем, главным образом, обнаружился самостоятельный труд м. Стефана в его обработке. Что касается ссылок на книги московской печати и выписок из них, то они, вероятно, делались и добавлялись к основному тексту книги и по окончании ее – постепенно и в разное время. Возможно, что в 1709 г. «Камень веры» был уже написан и м. Стефан начинал печатание его. Основанием для такого предположения может служить выходной лист, приложенный к первому московскому изданию «Камня веры» в 1728 году. На этом листе, в рамках, в которых заключено заглавие книги, изображены – вверху сошествие св. Духа на апостолов, по бокам апостолы Петр и Павел и московские святители, митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп, а внизу вид Москвы и подпись гравера: «гридоровал Иван Зубов. 1709». Во втором московском издании «Камня веры» – такой же выходной лист, но подписи гравера нет, его подпись, и также – «Иван Зубов», находится под портретом м. Стефана Я-го, приложенным к этому изданию. Если для издания «Камня веры» в 1728 г. был взят выходной лист, сделанный специально для него еще в 1709 году, то очевидно тогда (в 1709–10 г.) было уже решено и начато его печатание. Гравер Иван Зубов с 1708 г. работал на печатном дворе московской типографии, а в 1727 году уволен от казенной службы и мог работать только по найму (Некарский, Наука и Литература при Петре В. II, 652; Новинский, Русские граверы, 29–35). В 1703 г. была издана м. Стефаном против раскольников книга – «Знамения пришествия антихристова», для которой он воспользовался, как мы уже говорили, ближайшим образом, трудом испанского иезуита Мальвенды, современника Беллярмина: «Libri novem de Antichristo» ( Rom. 1604 г.), хотя и в «Disputationes» Беллярмина есть также особый и замечательный трактат об антихристе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Чем можно объяснить охлаждение Хрисанфа к северным единоверцам? В отличие от своего дяди, этот патриарх был абсолютно лоялен по отношению к Высокой Порте и, как человек осторожный и изворотливый, не желал раздражать османов связями с Россией. Даже тогда, когда отношения между двумя странами не были враждебны – османы в тот момент выжидали, чем закончится поход Карла XII на Россию, и не делали резких шагов. Стоит заметить, что Хрисанф не сильно зависел от Петербурга в финансовом отношении, так как имел щедрого покровителя в лице валашского господаря Константина Бранковяну. Господарь содействовал вступлению Хрисанфа на престол и субсидировал многие проекты иерусалимских патриархов начала XVIII века, от реконструкции лавры св. Саввы до работы святогробской типографии в Бухаресте. На фоне этой благотворительности несколько собольих шкурок, присланных Хрисанфу авансом от Петра I, 1729 выглядели не очень впечатляюще. Однако сохранять дружественные отношения одновременно со всеми покровителями Иерусалимской церкви Хрисанфу становилось все труднее. Ход истории сталкивал этих покровителей друг с другом, и патриарху надо было делать однозначный выбор. События нарастали как снежный ком: вторжение в Россию Карла XII, измена Мазепы (октябрь 1708 г.), Полтавское сражение (27 июня 1709 г.), бегство шведского короля и Мазепы в османские пределы, стремительное ухудшение русско-турецких отношений и объявление османами войны России 20 октября 1710 г. Начало этих событий Хрисанф «пересидел» в Палестине. Паломник Ипполит Вишенский многократно упоминает присутствие патриарха в Св. Граде между январем и апрелем 1709 года. 1730 Посол П.А. Толстой в апреле 1709 г. оптимистично информировал Хрисанфа: «Дела божественнейшего (то есть Петра I. – К.П.) изрядно поправляются... Изменник Мазепа в конечном отчаянии пребывает». 1731 В это время патриарх служил литургию на серебряной доске, подаренной Мазепой. К сожалению, Вишенский умолчал о том, каким христианским владетелям Хрисанф возглашал многолетие в Неделю Православия 1709 года. А в конце апреля паломник покинул Иерусалим, и наши источники информации о Хрисанфе резко сокращаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда швед. кор. Карл XII в янв. 1709 г. приблизился к Слободской Украине, чудотворную икону, получившую название «Каплуновская», перенесли в Харьков, где находился царь Петр I. Свящ. Иоанн сопровождал К. К. и. и оставался в Харькове ок. 2 недель. В это время в доме священника разместились на постой кор. Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы, но тот не загорался. Карл, недоумевая, спросил гетмана, почему церковь не горит. Мазепа отвечал, что в ней находилась икона, прославленная мн. чудесами. Карл гневно заметил Мазепе, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то в том месте, где будет находиться икона, им «очень ненадежно будет». Перед Полтавской битвой в рус. полки была принесена К. К. и., которой благословляли воинов. В день битвы, 27 июня 1709 г., царь Петр I, по Сказанию, троекратно, омывая слезами икону, просил о победе над неприятелем. Торжества в честь Полтавской победы по указу государя совершались по всей России в день празднования Казанской иконы, 22 окт. 1709 г. По царскому повелению ректором МДА Феофилактом (Лопатинским) (впосл. архиепископ Тверской) была составлена «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», напечатанная в Москве в 1710 г. и в С.-Петербурге в 1725 г. (Полтавская битва и ее памятники/Сост. И. Ф. Павловский, В. М. Старковский. Полтава, 1894. С. 14-16 (2-я паг.); Служба благодарственная…/Вступ. сл., подгот. текста: А. Н. Казакевич//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 357-371). Служба содержится в совр. Минеях. После победы царь Петр I украсил К. К. и., взятую в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Божией Матери в виде короны и поместил ее в серебряный киот со створами (киот, предположительно от К. К. и, находится в Музее исторических драгоценностей Украины, Киев). Свящ. Иоанн сопровождал икону в Москву, где она находилась «не малое время», затем икона была возвращена в Каплуновку, о чем на киоте сделана надпись ( Коханов. 1889. С. 234). От К. К. и. продолжались чудотворения, к ней делали множество прикладов с изображениями голов, рук, ног из серебра. К иконе приходили тысячи паломников, на их пожертвования существовал единственный на Украине Харьковский коллегиум, основанный Белгородским еп. Епифанием (Тихорским; 1722-1731). Здесь в 1744 г. была составлена рукописная «Книга чудес…» от К. К. и. (с описанием 293 чудес), хранившаяся в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Каплуновке ( Павловский. 1908. С. 4, сн. 1). Празднование К. К. и. (вместе с Ахтырской иконой Божией Матери ) установлено в 1766 г. по указу имп. Екатерины II и члена Святейшего Синода Порфирия (Крайского), еп. Белгородского и Обоянского, и совершается 11 сент., в день появления К. К. и. в Каплуновке.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Антиминс в Ярославском кафедральном соборе освящен 4 окт. 1709 года. 1163 В 1709 году дана грамота на освящение придела во имя св. Льва Катанского в Ярославской церкви св. Николая, что на Пенье. 1164 Дед и прадед Иннокентия, архимандрита ростовского Спасояковлевского монастыря, были рукоположены св. Димитрием, когда именно неизвестно. 1165 Неизвестна дата и ответ святителя на нижеследующую грамоту: Государю преосвященному Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, бьют челом помещики Ростовскаго уезда сельца Карагачева Илья Иванов сын Мещеринов, да сельца Ликина (Лыкина?) князь Семен Матвеевич сын Шаховской. Излюбили мы помещики того же села Карагачева церкви Рождества Пресвятыя Богородицы попова сына Василья Леонтьева, чтоб ему, по твоему архипастырскому благословению, а по нашему излюбу быть у той же церкви Рождества Пресвятыя Богородицы вторым священником в поможенье отцу своему, потому что тот священник при старости, и (чтобы) церкви Божией без пения не быть и душам христианским без причастия не помереть. Милостивый государь преосвященный Димитрий. митрополит Ростовский и Ярославский, пожалуй нас, вели его Василья по своему архиерейскому благословению поставить в попы. Смилуйся, пожалуй. 1166 Таков общий очерк законодательства, касающегося ростовской епархии за период 1702–1709 г. и административной деятельности святителя Димитрия по вверенной ему епархии. Но эти данные, рисующие только чисто внешнюю официальную сторону деятельности св. Димитрия, далеко не так важны, как его внутренняя деятельность, направленная к поднятию духовной стороны вверенной ему паствы. Мы уже видели, в каком печальном положении находилось духовенство в епархии святителя. Административными мерами, конечно, мудрено было поднять его нравственный уровень, и вот святитель обратился к другому оружию: посланиям, проповеди и школам для священнослужителей. Послания и проповеди Димитрия вместе с тем дают и прекрасный бытовой материал и дополняют вышеприведенные сухие официальные сведения. Вот пока данные из двух посланий святителя, о проповедях скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Введение в научный оборот больших массивов документов из архивов Санкт-Петербурга и Москвы , источников на иностранных языках, анализ редко используемых материалов - рукописных карт, гравюр, рисунков, иностранных газет - позволили [теперь] в значительной мере изменить представления о баталии 27 июня 1709 г.», - написано в аннотации далее. Ознакомление с ними действительно создаёт картину, качественно меняющую представление о самой стратегии подготовки не только к Полтавской битве, но и по ведению всех вообще кампаний Великой Северной войны. Победоносные сражения её заранее и очень тщательно прорабатывались с вариантами развития событий, создавался мощный стратегический резерв сил и средств для достижения поставленных целей. Да, всё правда (как писал в реляции и сам Пётр I): «При сем же и сие ведати надлежит, что из нашей пехоты токмо одна линея, в которой с десять тысяч не обреталось, с неприятелем в бою была» (при Полтаве). Но иной вопрос, что запас войск и боевых припасов был сосредоточен накануне сражения такой, что его вполне хватило бы ещё на три, на пять, а то и больше подобных битв. Шведы же всё своё сполна и бездарно потратили. Отсюда и конечный результат. «Сутью жизненной концепции Петра Великого стало, как полагает автор книги, стремление превратить отсталую Московию в Российскую империю - великую державу Европы и Азии, а самому стать первым российским императором. Автор трактует славную победу 1709 г. как начало Великой России, показывает, как в ближайшие за ней годы было оформлено в международном праве новое положение России в качестве великой державы», - заключает аннотацию её автор. Сам же автор книги отмечает: «Полтавская «преславная виктория» - это решающее событие на пути превращения Российского государства в империю, московского царя Петра I - в Петра Великого, Отца Отечества, императора Всероссийского». Отсюда, на наш взгляд, лишь один шаг до понимания того, что именно Полтавская битва 27 июня 1709 года стала ни чем иным, как Днём рождения Российской империи. Подтверждений этому долго искать не нужно. Ведь уже в мемориале А.А. Матвеева по случаю Полтавской победы правительству Нидерландов 17 августа 1709 г. Пётр I назывался «императором Великой России» (Keyser van Groot Rusland), а Россия именовалась, соответственно, «империя Великая Россия». Подпись к изображению Петра I на торжествах в Берлине тоже гласила: «Великий русский император».

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/08/...

В ирмологах 1652, 1674 и 1709 г. к этим песнопениям присоединены еще седальны по 1-м и 2 м стихологе (стихословии) с крестовоскресными и богородичными, болгарского распева, а в Ирмологе 1709 г. сверх того еще: песнопение «Господи воззвах» каждого гласа (без «Да исправится молитва моя»), стихирный запев «слава и ныне» и воскресный прокимен на утрени,– киевского распева. Означенные седальны в Ирмологе 1700 г. отнесены к отделу подобнов на «Бог Господь», крестовоскресны же и богородичны, а также «Господи воззвах», стихирные запевы и прокимны, опущены. В ирмологах 1674 и 1709 г. перед ирмосами в особом приложении, без счета листов, помещаются песнопения из всенощного бдения и литургии ( Иоанна Златоустог о, Василия Великого и Преждеосвященных даров), «Бог Господь» восьми гласов киевского и болгарского распевов, затем: троичны, блаженны, катавасии («Избави от бед») и богородичны дневные, – восьми гласов, а также некоторые другие – дополнительные песнопения из Обихода, напр., песнопения: в неделю Блудного сына и Мытаря и Фарисея, прокимны великие, кондаки на акафистах Спасителю и Божией Матери, песнопения: «Вечери твоея тайныя», «Архангельский глас» и «С нами Бог». Отдел этот, в кратком и незаконченном его виде в Ирмологе 1700 г. помещен в самом конце книги, а в Ирмологе 1652 г. вовсе не имеется. В особом отделе помещаются «подобна на осмъ гласовъ». Это те же подобны для стихир, которые излагаются и в Синодальном Октоихе, с некоторыми к ним дополнениями. В Ирмологе 1700 г. с этим отделом соединен еще отдел подобнов на «Бог Господь» (воскресных тропарей, седальнов и других песнопений), в прочих ирмологах размещаемых по другим отделам. Стихиры праздникам Господским, Богородичным и нарочитых святых, составляют особый отдел, распадающийся на две части, из коих к первой относятся песнопения Постной и Цветной Триоди, а ко второй– праздничные песнопения Минеи. Отдел этот, как выше сказано, в Ирмологе 1652 г. довольно обширен, а в Ирмологе 1700 г. весьма краток. В конце этого отдела в печатных львовских ирмологах присоединяются еще пропущенные в своих местах песнопения: «оставльшия ирмосы и оставльшия подобны» а в Ирмологе 1709 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010