271 п. 22. Это Зерцало есть известное сочинение И. Т. Посошкова, напечатанное в сочинениях его М. 1863. изд. Погодина т. II. Подробный разбор Зерцала параллельно с Розыском в прекрасной книге А. Царевского, Посошков и его сочинения М. 1883 стр. 106 и сл. Посошков впоследствии был близок и с митрополитом Иовом, коему его рекомендовал Я. Н. Корсаков в 1712 году (Странник 1861, стр. 105). В библиотеке Флорищевского монастыря я видел список с Зерцала с надписью «1709 г. с подлинного в Ростове». Там же есть и прекрасный экземпляр Розыска 1709 г. Царевский приводит стихи перед зерцалом, усвояя их святителю Димитрию. Стихи напечатаны и в сочинениях Посошкова М. 1863, II, 7 и 8. 1540 Я. Е. В. 1874, 35, стр. 275 п. 23. Третья часть самая любопытная – бытовые данные о расколе. Интересно указание на возникновение особого рационалистического учения, видевшего во всем Евангелии, особенно в рассказах о чудесах одно сплошное иносказание. Розыск 1745 г. л. 134 об. Нечто подобное теперь исповедует гр. Л. Н. Толстой. 1541 Я. Е. В. 1874, 35 стр. 275 п. 24. Вероятно письмо относится к сентябрю 1709 года, Пармен умер 11 августа. Заметим, что до нас дошел экзегетический труд святителя по Священному писанию в переводе с латинского. Это рукопись из собрания Пискарева 82 общ. 517 (278 л.л.), Предисловие: кая польза бывает людем от злата в земных глубокостях заточеннаго; кое того бывает употребление, во истинну ничесоже, велможнейший господин. Сице какая кому полза бывает от божественнаго писания, на иностранным диалекте положеннаго; в правду аще и бывает некоторым точию, а не всем. Сего ради аз, вашего благородия велиим побужден благодеянием, потщахся помощию Божиею, елико могох Толкование книги бытыя, труды в блаженном оуспении преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, латинским языком положенныя, претворити на славенскии, еже вашеи велможности, да будет во управление и ползу душевную. И да излиется на вас роса благодати и милости Божия, чесого всем сердцем желаю непрестанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

8 сент. 1703 г. на капитуле в Новогрудке избран протоархимандритом ( генеральным настоятелем ) ордена василиан. Управляя орденом, К. проводил частые визитации мон-рей, добился возвращения в орденское подчинение 17 мон-рей, к-рые ранее на правах епархиальных были подчинены униат. епископам (Лавришевский, Минский, Пустынский, Мстиславский, Черейский, Тороканский и др.). Был администратором Полоцкого архиеп-ства в 1707-1709 гг., в период его вакации. Благодаря хорошим отношениям с литов. великим канцлером К. С. Радзивиллом и его покровительству в 1709 г. К. успешно завершил тяжбу с архиеп. М. Белозором, к-рому пришлось отказаться от к.-л. прав на управление виленским Троицким мон-рем и заплатить мон-рю 18,5 тыс. злотых. После смерти униатского Киевского митр. Льва Заленского (июль или авг. 1708) администратором Киевской кафедры стал Перемышльский еп. Юрий (Гавриил) Винницкий, к-рый организовал собственное избрание на митрополичий престол. Однако выборы состоялись без участия К., что противоречило постановлению Новогрудского капитула 1686 г., регулировавшего отношения василиан и униат. митрополитов («Nexus»). К. обратился к Ю. Винницкому с протестом и оспорил его выборы, ссылаясь на 11-й пункт «Nexus», согласно которому униат. Киевский митрополит должен был избираться по согласованию с протоархимандритом и членами совета (консуляторами) василиан. Испросив прощение у К., сославшись на незнание обычаев ордена и согласившись на переизбрание, еп. Ю. Винницкий получил одобрение конгрегации василиан, собравшейся в 1709 г. в Беле (ныне Бяла-Подляска Люблинского воеводства, Польша). Та же конгрегация повторно избрала К. протоархимандритом ордена. В кон. 1708 г. избран настоятелем супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 29 нояб. 1709 г. К. получил от польск. кор. Августа II Сильного «заручный лист» против притязаний виленского старосты К. Ходкевича на несколько имений, принадлежавших Супрасльскому мон-рю. В 1710 г. по просьбе К. кор. Август II даровал Супрасльскому мон-рю привилегию на восстановление типографии и издание книг на лат., польск. и рус. языках; в 1713 г. восстановление работы типографии было одобрено рим. Конгрегацией пропаганды веры. С 1711 по 1728 г. типография Супрасльского мон-ря издала 40 книг на польск. языке, 13 - на латыни, 12 - набранных кириллицей. Для нужд типографии К. организовал при монастыре бумажную фабрику.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

17 Молитвенный дом в Челкаре в честь Вознесения Господня был зарегистрирован в 1946 году. ЦГА РК, ф. 1709, оп. 1, д. 3. 25 В ее состав вошла вся государственная территория Казахской ССР, кроме Петропавловской и Семипалатинской областей, которые оставались в составе Новосибирской епархии. В 1948 году была выделена Семипалатинская епархия, в состав которой входили Семипалатинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. В 1950 году они отошли к Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Поэтому с 1950 года архиепископ Николай имел в своем окормлении весь Казахстан. (ЦГА РК, фонд 1709). 26 Однако в докладной записке Патриарху Алексию владыка Николай писал: «...фактически открытие Алма-Атинской и Казахстанской епархии, следует считать с 1 ноября 1945 года, т. е. с моего прибытия на Алма-Атинскую кафедру и вступления в управление епархией.» (ЦГА РК, фонд 1709, оп 1, д 7). 34 Придел в честь вмч. Пантелеимона в Никольском соборе был освящен архиепископом Николаем 3 августа 1947 г. Немногим раньше – в Вербное Воскресение 6 апреля – Владыка освятил вновь устроенный в нижнем этаже собора храм в честь Успение Божией Матери. 36 Последнее катастрофическое Верненское землетрясение, происшедшее в 1911 г. разрушило город до основания и унесло множество человеческих жизней. Ему предшествовали землетрясения разрушительной силы, происшедшие в 1887 и 1889 гг. Последний селевой поток катастрофического характера прошел по городу в 1921 г. Город Верный в прежние времена называли «город на вулкане». 37 28 ноября 1943 г. было принято постановление Совнаркома «О порядке открытия церквей». «Порядок» представлял из себя сложную бюрократическую процедуру, призванную притормаживать процесс возвращения Церкви ее разоренных храмов, но самому процессу все-таки дан был ход. 39 Хлопоты о регистрации Большемихайловской общины г. Караганды велись с ноября 1946 г.. Община зарегистрирована в 1955 г. в день празднико Вознесения Господня. ЦГА РК, ф. 1709, д. 66. 41 О подробностях этого события известно из рассказа медсестры Александры Иосифовны Эрикайне, сопровождавшей Архиепископа Николая в этом полете. Сам Владыка рассказывал об этом крайне редко. В дневниках же, в которые в течении 10-и лет служения на Алма-Атинской кафедре владыка Николай записывал краткие сведения о совершенных им богослужениях, имеется лишь такая краткая запись о посещении Москвы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

1674 и 1709 г.). То же свойство удерживает подобная же по мелодическому движению строка 6-го гласа; см. ирмологи 1674 и 1709 г., столп 86 ирмосов и стихиру: «Прежде шести дней Пасхи» в словах: «последуйте ему». Подобному же изменению подлежат: фитная мелодия в ирмосах 6-го гласа, столп 44 и 74 и отдельные строки в песнопениях 2-го гласа: «Денесь Христос на Иердан пришед» (ирм. 1652 г. л. 213) и «Денесь во церковь водится» (ирм. 1674 и 1709 г.). А также отдельные строки: в седальне гласа 8-го «Воскресл еси» (ирм. 1700 г., стр. 368, с на ре) болгарского распева и в пасхальном светильне «Плотию уснув», гласа 3-го того же распева (ирм. 1700 и 1709 г.). в) Мелодии гласов 2-го и 6-го в восьмогласном песнопении на день Успения: «Богоначальным мановением». г) Наконец, в некоторых песнопениях встречаются случайные бемоли, особенно на верхнем соль. См. в ирмологе 1674 г., л. 11 на об. блаженны гласов 2-го, 3-го и 8-го, положенные на секунду выше прочих ирмологов, и мелодию гласа 8-го в стихире «Богоначальным мановением». В Ирмологе же 1652 г. в подобне гласа 8-го «Возлег на перси Исусове» и в Ирмологе 1674 г. в песнопении «Тебе одеющагося» встречается на фа, очевидно для большей ясности лада мелодии. Частичные отступления от господствующего лада мелодии и тональности, однако, допускаются не во всех ирмологах, не во всех песнопениях известного гласа и притом в разных ирмологах в разных песнопениях. А отсюда ясно, что они не составляют существенной принадлежности известных мелодий, а происходят в видах разнообразия мелодий и таким образом принадлежат к украсительным мелодическим оборотам. Поэтому-то, конечно, в Ирмологе 1700 г. и в синодальных изданиях они, за весьма немногими отдельными случаями, и устранены из мелодий. Текст песнопений. Поемый текст в юго-западных нотных ирмологах отличен от текста московских печатных изданий, как старых, так и новых, так что некоторые из песнопений трудно узнать по их началу. Так, в них читается: «Бог явися на земли» вм. «Христос явися на земли», «Путь морской волнуяся пенами сух явися» вместо «Шествует морскую волнящуюся бурю...», «Подаждь утешение» или «Преклонися к молению» вместо «Призри на моления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) И. М. м. притесняла и польск. шляхта. Согласно «Русской истории Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого, 1 сент. 1693 г. проходивший со своим войском через монастырские земли польск. пан Вильга отбирал фураж и провиант как у крепостных крестьян обители, так и у иноков. В 1700 г. игум. Феодосий (Волынец) обратился за помощью к гетману И. Мазепе, о его ответе ничего не известно ( Павленко С. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. К., 2005. С. 272). В апр. 1702 г. в унию уклонился еп. Луцкий и Острожский Дионисий (Жабокрицкий) . Последнего правосл. настоятеля (1700-1714) игум. Мартиниана (Полумирковича) притесняли польск. военные и гражданские власти. Летом 1709 г., во время швед. вторжения на Волынь (1708-1709), отряд кавалерии из подразделения польск. войск под командованием «великого гетмана литовского» Григория Антония Огинского разорил мон-рь, требуя, чтобы монахи немедленно приняли унию. Польск. солдаты Огинского заняли часть келий, выселив монахов. Вскоре на мон-рь напали сторонники Яна Сапеги , соперника Огинского в борьбе за титул «великого гетмана литовского». В ходе вооруженных столкновений была разграблена Иоанновская ц. (украдены золотые чаши, драгоценные украшения), разорены кельи, похищено монастырское имущество, исчезли мн. документы на право владения земельными угодьями. Раненый игум. Мартиниан написал в Кременецкий гродский суд жалобу на действия польск. солдат (внесена в гродские книги 13 авг. 1709). В 1710-1711 гг. потомки Ярмолинских отпали в унию. В 1711 г. зять и наследник И. Ярмолинской мечник Новогрудский униат Анджей Ян Блендовский, к-рому досталось имение Загайцы, стал рубить монастырский лес и запретил инокам ловить в пруду рыбу. 27 июня 1712 г. игум. Мартиниан послал в Кременецкий гродский суд жалобу на Блендовского (АЮЗР.

http://pravenc.ru/text/577900.html

12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку. После закрытия в 1919 г. монастыря национализации имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

http://sobory.ru/article/?object=04673

В Выборге – соборная Петропавловская (8 окт. 1709 г.), в уезде церквей не было. С присоединением Выборга к России бывшее здесь лютеранское епископство (1710 г.) переведено в Борго ( И. А. Чистович . История Правосл. церкви в Финляндии и Эстляндии Спб. 1856 г. стр. 80). Кстати заметить, в Гдове в это время была соборная церковь во имя Великомученика Димитрия Мироточивого каменная, осн. в 1540 г. и др., в уезде – в 1702 г. построена также Дмитриевская церковь в с. Ктинах, и Георгиевская в с. Осьмине в 1709 г. В Нарве – Преображенский собор, построенный датчанами; из римско-католического он в 1708 г. обращен в православный; при нарвском гарнизонном полку была своя церковь В 1709 г. построена Новая Ладога, тогда же в ней на месте Медвецкого монастыря устроен каменный Николаевский собор и перенесена из Старой Ладоги церковь во имя свящ.-муч. Климента; в Новоладожском уезде существовали церкви: в с. Мыслове – Тихвинская каменная, построенная в нач. XVШ в., в Солецком погосте Рождество-Богородицкая, каменная, осн. 1717 г., в с. Загубе: – Преображенская деревянная с 1718 г. По Петербургскому и другим уездам, кроме храмов, в некоторых местах строились и существовали часовни, напр. на Охтенских заводах (Ист.-статист сведения о Петерб. епархии I, стр. 40 – 53). Там же, XI, стр. 139. В Петербургской Синодальной области в 1731 г. были следующие храмы. В Петербурге соборы: Троицкий с приделом Харитония, Петропавловский, Исакиевский и Успенский с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца; приходские храмы: Рождества Богородицы с приделом Захарии и Елизаветы; ц. св. ап. Матфея, ц. Сампсона с Михаило-Архангельским и Иоанно- Богословским приделом, ц. Вознесенская с приделом Иоанна Воина в Адмиралт. слоб., ц. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, ц. великомуч. Пантелеймона, ц. Сергия Радонеж, в Пушкар. сл., церк. на Охтенских слободах во имя Иосифа Обручника с прид. св. Николая Чуд. (не освящена), ц. Иоанна Предтечи в Ямской слоб., ц. Преображения Господня при кирпичных заводах, ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют к.-л. прямые свидетельства об архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически неизвестна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с др. свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в.- церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в наст. время не представляется возможным признать З. архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода. Лит.: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня//Рус. достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-й четв. XVIII в.//Русская архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня//Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне//Рус. искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в.//Там же. С. 31-44; она же. Зарудный//Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.)/Сост.: А. Ф. Крашенинников.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Милости твоей всего добра жалающь смиренный архиерей Димитрий 8 bris 20 anno 1709». 1559 В том же 1709 году святитель послал в Углицкую церковь царевича Дмитрия на крови житие св. Дмитрия царевича. 1560 26 октября, в день своего ангела, святитель начал изнемогать от сильных припадков кашля. Хотя он и служил литургию в соборе, но поучение поручил сказать по тетрадке одному певчему, а сам сидел у царских врат; был и за трапезой в Крестовой палате, но ничего вкушал. В тот же день он принимал приехавшего архимандрита Переяславского Варлаама. 1561 27 октября, по усиленной просьбе присылавшей дважды своего дворецкого, монахини Варсонофии Козинской, его постриженицы, бывшей кормилицы царевича Алексея Петровича 1562 , Димитрий в сопровождении архимандрита Варлаама посетил её, но возвратился, уже поддерживаемый служителями. В тот же день он написал последнее письмо своей жизни старому другу Феологу. «Честному господину Феологу любезному ми. Спасет Бог любовь твою, яко вся моя желания и прошения исполняеши. Катихизис еретический приняв, посмотрех и паки послах к вам. Видел я его давно, когда еще в Литве бех, токмо творцов его позабыл. Недосужно мне о нем упражняться, дал бы Бог коего иного охотника. Аз же изнемогаю. Вопрошаеши мя, возлюбленне, о моем здравии; поистине возвещаю ти, яко немоществую: прежде бывало мое здравие пополам: полуздрав и полунедужен. А ныне недугование превозмогает, и едва третия доля здравия остается, обаче будто мужаюся и движуся о Господе моем, в егоже руку живот мой; дела ныне никакого не делаю: до чего не примусь, все из рук падет; дни мне стали темны, очи мало видят, в нощи свет свещный мало способствует паче же вредит, егда долго в письмо смотрюся, а недугование заставляет лежать, да стонать. В таковом моем нездравом здравии не вем, что чаяти, живот или смерть – в том воля Господня да будет. На смерть не готов, обаче по воле и по велению Господню должен готов быти. Силен же есть Владыка мой еще укрепити мою немощь. Есень сия на меня тяжела; воздух ростовский зело худ, а воды весьма не здоровы. Прости возлюбленне, не могу много писать, тем челом бью. Грешный Димитрий». 1563

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1493 Это число падает на неделю 8 о св. Духе. И в числе проповедей святителя (Соч. II, 397), есть проповедь произнесенная в монастыре Александровском, в неделю 8 о св. Духе, но в ней нет ни одного намека на чью-либо кончину. 1497 Рук. Синод. 81. «Епистоляр архиереа Ростовскаго Димитриа купно и памятник прилучающихся знатнейших деяний начат писатися в лето Христово а ψз декавриа месяца». 1498 Синод. рук. 81 л. 4. Все это известие было почему-то наглухо заклеено и нами прочтено на свет. 1499 Яр. Губ. Вед. 1853, 52, стр. 528. Об этом же дьяке святитель хлопотал и пред князем М. А. Черкасским, прося последнего выслушать какую-то просьбу Феоктистова. Яр. Губ. Вед. 1888 35, стр. 6. (Письмо из Ростова от 3 июля без года). 1500 Соч. I, 501. См. приложение IV. С тою же целью Ростов посетил, когда именно не знаем, некто Прокопович (не Феофан ли, впоследствии вызванный Петром в Спб?). В рук. Киевософ. соб. 419 л. 386 читаем: Praxis, quam Kiiovia veniens in Moscoviam ad illustrissimum Iaroslawiae... Hanc praxim composuit Reverend: Pater Congregationis Procopowicz. 1502 Рук. Синод. 81 л. 5. Мы не успели воспользоваться всею рукописью. Напечатано в небрежном переводе в соч. I, стр. 502–504. Не Михаил ли Грохольский и есть этот старший? см. ниже под 1709 годом. 1504 Русская Старина 1872, VI, 952. Я. Е. В. 1884 38 стр. 302, письмо 29. О Карионе Истомине подробное исследование принадлежит С. П. Браиловскому. (Чтения в Общ. Люб. Дух. Просвещения 1889 г. 4, 5 и 6). У нас в приложении кроме дополнений к биографии, IX помещено неизданное письмо Кариона к митрополиту Иову. 1509 Рук. синод. 81, л. 8. Соч. I 507. В 1709 году, 12 апреля города Ярославль, Углич и Романов были причислены к Ингерманландской губернии, и тогда же приказано было составить опись вотчинам духовенства и передать все из ведомства Монастырского приказа в Ижорскую канцелярию (Горчаков, Мон. приказ, прил. 28). 1510 Вот челобитная, поданная Димитрию 9 июля 1708 года. Великий Господин и Государь мой премилосердый отец Димитрий...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010