1595 Уже в первом окружном послании архиепископа по делу об учреждении епископства в Палестине проглядывало пренебрежительное отношение к «менее совершенно устроенным протестантским церквам Европы», – менее, очевидно, нежели англиканская епископальная церковь . 1597 Англичане и раньше, как ми могли видеть, не сочувствовали единению с протестантами – немцами, а после и совсем обособились от них. 1598 Сообщения И.П. Палестинского Общества т. II, стр. 218. Спб. 1891. При этом справедливо добавляется: «Замечательно, что немецкий путешественник видел только благодатную почву и немцев и совсем просмотрел густое туземное население, имеющее несомненно большие права на эту почву, чем светловолосые и голубоглазые колонисты, ожидаемые из Германии». – Там же, стр. 219. 1602 Дело в том, что, явившись в Иерусалим без средств и по неволе сделавшись только гостем францискан по началу, Валерга естественно рассчитывал, что по крайней мере часть доходов францисканских монахов будет в его полном распоряжении. Францискане же не хотели уступать ему ни своих прав, ни доходов, хотя бльшая часть сих последних шла из Европы на то же дело, ради которого прибыл и Валерга. И лишь с большим трудом, при содействии Франции и самого папы, Валерга наконец (после Крымской войны) добился того, что все доходы францискан стали поступать в его полное распоряжение. 1603 Латинский патриарх имеет помещение обширное, построенное Валергой, в одном квартале с храмом Воскресения, недалеко от прежнего, выходившего фасадом на главную Иерусалимскую площадь близ означенного храма. 1604 Раньше мы замечали, что папа римский, после потери светской власти в Риме, от которой в принципе и доселе не отказывается, как бы невольно обратил взоры свои на Иерусалим, как на ночву, наиболее благоприятную для осуществления своих вожделений на счет возвращения себе светской власти. 1605 Собрание мнений и отзывов митр. Моск. Филарета по делам правосл. церкви на востоке. Стр. 360–370. Спб. 1886. 1608 Именно Герман II (1534–1579), Софроний V (1579–1607), Феофан IV (1608–1644), Паисий I (1645–1661), Нектарий (1661–1669), Досифей II (1669–1707), Хрисанф (1707–1731), Мелетий (1732–1737), Парфений (1737–1766), Ефрем II (1766–1771), Софроний VI (1771–1774), Авраамий (1775–1787), Прокопий I (1787–1788), Анфим (1788–1808), Поликарп (1808–1827) и Афанасий V (1827–1845).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заметно святитель уже чувствовал «глас Божий», который напоминал ему о смерти. Благотворения его к бедным увеличились. Часто он призывал в крестовую палату слепых, хромых и всяких несчастных и нищих, ставил им трапезу, давал одежду. Под своими письмами он теперь подписывается не иначе, как «архигрешник», и, часто говорит о смерти, сравнивая приближающегося к смерти с путешественником возвращающимся на родину. Все присутствующие около него привыкли. По его примеру, при каждом ударе часов ограждать себя крестным знамением, представляя приближенье смерти. Ещё в 1707 г. он написал духовное завещание на случай смерти. В 1707 г. у святителя перебывало немало знатных посетителей и произошло немало выдающихся событий, и он должен был пересиливать свою болезнь. Летом Ростов посетили царевны – Наталья, Мария, Феодосия Алексеевны. В начале июля до Ростова достигла радостная весть о победе, наших войск под Полтавою. Святитель радовался этой победе, записал о ней в свой дневник, и сам совершил благодарственное молебствие. Осенью пришло известие, что царица Прасковья Феодоровна, вдова Uoahha IV -го, будет в Ростове проездом на поклонение чудотворной Толгской иконе Божьей Матери. Осенняя распутица изменила маршрут царицы. Решено было для неё привезти икону из Толгского монастыря в Ростов. Святитель Димитрий уже настолько ослабел здоровьем, что не надеялся принять ее: «Вот идут две гостьи, – говорил он казначею Филарету. – Царица Небесная и царица земная, только я уже видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их». Настал день Ангела владыки – 26 октября. Он уже сильно кашлял. Однако, сам служил литургию в соборе. Свое поучение на этот день произнести святитель не мог, за него читал певчий по тетрадке, а сам он сидел у Царских врат. 27-е октября было последним днем его жизни. Монахиня Варсонофия, бывшая кормилица царевича Алексея Петровича, столь уважаемая, что на пострижении её в Алексеевской слободе был весь Двор, теперь жившая в Ростовском женском монастыре, приглашала святителя пожаловать к себе. Он отказался, но потом, после вторичного приглашения, по совету своего гостя, Переяславского архимандрита Варлаама, пошел, немного посидел, а обратно идти сам уже не мог: его вели под руки. Дома его сильно стал мучить кашель. Думая ослабить его движением, святитель стал ходить по комнате, поддерживаемый двумя служителями под руки. Потом велел позвать певчих. Певчие по желанию владыки стали петь канты, им составленные: «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю» и др. В это время святитель грелся, стоя у печки.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

" На оси, делящей пополам квадратный участок монастыря, стоят святые ворота с надвратной церковью, а на другом ее конце - шатровая колокольня (1681). Северо-западный выступ берегового холма занимает крупный объем пятиглавого Успенского собора (1681). Фасады его по традиции разделены на три части, каждая из которых завершается полукругом закомары. О красоте бывшего когда-то в соборе резного иконостаса с иконами прославленного живописца Симона Ушакова (родственника настоятеля Илариона, впоследствии суздальского епископа) известно только по письменным источникам. Существующая сейчас роспись интерьера выполнялась в 1874 г. Храм переделывался в 1787-1793 годах. К югу от центральной оси построена монастырская трапезная с одноглавой Троицкой церковью (1683-1689). Она поставлена на высокий подклет, а стены, как и в соборе, расчленены арочными нишами, к алтарю добавлены позднейшие пристройки. Колокольня (1678-1681 гг.) шестиярусная украшенная восьмериком и шатром на высоком основании. На ярусе звона и шатре сохранились богатые цветные изразцовые украшения. Между 1682 и 1707 годами с южной стороны к колокольне был пристроен настоятельский корпус - жилое двухэтажное здание. В 1766 году наверху установлены башенные часы с боем. Прежде в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся собранием уникальных рукописей. Всю восточную и южную границу монастыря занимает длинный двухэтажный корпус келий (1681-1707 гг.) построены, как сплошная линия двухэтажных строений, где размещались жилье и различные помещения хозяйственного назначения - мастерские, квасоварни, сушила и т. п. В середине восточного корпуса находятся главные въездные ворота, над которыми стоит надвратная Петропавловская церковь. В юго-восточном углу на стыке между корпусами находилась церковь Зосимы и Савватия, обрушившаяся в 1950-е годы. Ограда и ряд остальных хозяйственных построек относится к 1787- 1793 годам. Голицынский корпус (1712 г.) - каменное двухэтажное жилое здание, построенное для постригшегося в монахи князя Б.А.Голицына, умершего в 1713 году сподвижника Петра I. В 1890-е годы здесь помещалась иконописная школа " .

http://sobory.ru/article/?object=00900

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

обители учинилось великое замешательство и убыток. В амбарах соли от воды пропало 400 пудов» 22 . И подобные бедствия, память о которых живет среди иноков, посещали монастырь нередко… Много нужно было иметь монастырской братии душевной бодрости, чтобы, среди таких неблагоприятных жизненных условий, когда природа подавляет человека и действует угнетающим образом на его дух, неустанно выполнять иноческие обеты, возносить в тишине монастырского уединения с чистым и сокрушенным сердцем молитвы Господу, не поддаваясь греховным и гибельным наклонностям. До 1707 года Николаевский Корельский монастырь управлялся игуменами. Документальных данных о том, кто были настоятелями монастыря до 1419 г., когда он был сожжен норвежцами, и кто после восстановления его Марфой Борецкой, не сохранилось. Известны лишь имена настоятелей, управлявших обителью, начиная с первой половины XVI в. У Строева упоминаются: Симеон, Вассиан (1528–1530), Зосима (1530 г.). В крепостных данных на угодья и в грамотах встречаются имена игуменов: Ефрем (1540–1548) 23 , Кирияк строитель (1551). Корнилий, Трофим, Александр (1560–1566) 24 , Игнатий (1567–1568), опять Александр (1570–1581), Варлаам (1584) 25 , Каллистрат (1606–1619), Нифонт (1621), при котором монастырь был ограблен литовцами, Герасим (1624), Сергий (1628–1632) 26 , Антоний (1647–1651) 27 , Памва (1638–1645), Тихон (1675–1677), Павел 1-й, Козьма – строитель храмов (1661–1674), Арсений (1678–1682), Иоасаф (1685–1691), Василиск (1691–1700) и Варсонофий, именующийся с 1709 г. архимандритом 28 . В 1707 году, по благословению Стефана Яворского , митрополита Рязанского, при Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, в Николаевском Корельском монастыре была учреждена архимандрия «ради поможения Его Архиерейству в церковном священнослужении и ради почести святого места» 29 . Первым архимандритом монастыря был Варсонофий. Затем следуют: Иоасаф II и Порфирий, переведенный в 1727 г. в Сийский монастырь. Отдаленность и уединенность Никольского монастыря делали его в глазах правительства удобным местом ссылки для всякого звания и рода провинившихся и опальных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Леонтий или Лев 911–928 . Афанасий или Анастасий 931. Николай I. Хритсофор, Христодор или Христодул I 936. Агафон. Иоанн VI. Христофор или Христодул II. Фома II. Иосиф II. Александр. Агапий. Иеремия или Орест ок. 980. Феофил. Арсений в нач. XI в. Иордан. Никифор 1048. Мина 1044. Софроний II 1059. Mapk II 1065. Евфимий. Симеон II 1099. Агапий I. Савва I в конце XI и в нач. XII в. Евхерий. Макарий III. Uakob II . Арсений II 1146. Иоанн VII (или Николай) 1156. Никифор II 1166. Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досифей I (с 1190 г. патриарх Константинопольский). Феофан в нач. XIII в. Григорий I 1261–1288. Афанасий III при Михаиле Палеологе. Фаддей 1298. Софроний III. Афанасий IV в нач. XIV в. Гавриил Брула. Афанасий IV (вторично). Лазарь ок. 1330. Герасим антипатриарх. Лазарь (вторично) 1367. Софроний IV. Дорофей I в конце XIV в. Феофил II. Феофан II. Иоаким 1438. Феофан III. Авраам † 1468. Uakob III . Mapk III . Григорий II. Дорофей II. в средине XVI в. Герман II 1534–1579. Софроний V 1579–1607. Феофан IV 1608–1644. Паисий I 1645–1661. Нектарий 1661–1669, † 1674. Досифей II 1669–1707. Хрисанф 1707–1731. Мелетий 1732–1737. Парфений 1737–1766. Ефрем II 1766–1771. Софроний VI 1771–1774. Авраамий 1775–1787. Прокопий I 1787–1788. Анфим 1788–1808. Поликарп 1808–1827. Афанасий V 1827–1845. Кирилл II 1845–1872. Прокопий 1873–1875. Иерофей 1875–1883. Никодим 1883–1890. Герасим 1891–1897. Дамиан I 1897. Е. Римские папы Св. Петр † 37 июня 29. Св. Лин 67–79. Анаклет 79–91. Св. Климент 91–100. Еварест 100–109. Александр I 109–119. Сикст 119–128. Телесфор 128–139. Гигин 139–142. Пий 142–157. Аникита 157–168. Сотер 168–176. Елевферий 177–190. Виктор I 190–202. Зефирия 202–218. Каллист I 218–223. Урбан I 223–230. Понтиан 230–235. Св. Антер (Анфир) 235–236. Св. Фабиан (Фавий) 236–250. Корнилий 251–252. Новатиан антипапа † 268. Лукий 252–253. Св. Стефан 253–257. Св. Сикст II 257–258. Дионисий 259–269. Феликс I 269–274. Евтихиан 275–283. Кай 283–296. Маркеллин 296–304. Св. Маркелл 304 или 308–310.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Митрополит выделял средства на постройку церквей в деревнях новокрещеных марийцев. В 1707 г. он отобрал 32 мальчиков из числа представителей нерус. народов Поволжья для подготовки к священническому званию и миссионерской службе в основанной им тогда же казанской школе. Однако в 1709 г. по распоряжению гражданских властей школа была закрыта. После посещения в нач. 1719 г. марийских деревень митр. Тихон предложил царю Петру I Алексеевичу предоставить принявшим крещение мусульманам и язычникам ряд льгот. Они были дарованы сенатским указом от 1 сент. 1720 г. По инициативе Казанского еп. Луки (Конашевича ; 1738-1755) была создана Контора новокрещенских дел, открывались новокрещенские школы для подготовки инородческого, в т. ч. марийского, духовенства (одна из них недолго действовала в Царёвококшайске). При Казанском митр. Вениамине (Пуцек-Григоровиче ; до 1775 архиепископ) осуществлялась работа по переводу на марийский язык Свящ. Писания и духовной лит-ры. В 1775 г. в С.-Петербурге была издана разработанная под его руководством 1-я грамматика черемисского (марийского) языка. В XVIII в. были воздвигнуты первые каменные храмы в Козьмодемьянске и Царёвококшайске, на территории Спасоюнгинского мон-ря (1704-1707) и Мироносицкой пуст. (освящен ок. 1719), а также в селах Владимирское Козьмодемьянского у. (1713) и Цибикнур Царёвококшайского у. (1765). В связи с политикой секуляризации имп. Екатерины II во 2-й пол. XVIII в. были закрыты 6 из 7 существовавших в то время марийских мон-рей; Мироносицкая муж. пуст. была отнесена к заштатным обителям. В 1-й пол. XIX в. в Москве, С.-Петербурге и Казани было выпущено небольшое количество изданий на марийском языке. Гл. обр. это были краткие катехизисы на языках горных и луговых марийцев. В 1821 г. в С.-Петербурге было издано Евангелие на горном наречии, а в 1827 г. там же выпущен полный Новый Завет. Активизация миссионерской деятельности среди марийцев во 2-й пол. XIX в. связана с идеями и трудами Н. И. Ильминского и его сотрудников. В 1854 г.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

В заключение грамоты Досифей замечает: «Мы здесь не токмо имеем, елико возможно нам, попечение о после твоего царскаго величества, но и о людях его, и много о том писать не доводитца» 229 . Это была последняя грамота Досифея государю. 11 февраля 1707 года турецкий наш посол Петр Андреевич Толстой доносил боярину Головкину: «Известно вам чиню в настоящем времени: блаженнейшаго Иерусалимскаго патриарха кир Досифея не стало, а на ево место обран и учинен уже патриархом Иерусалимским племянник (Досифея), Кесарийский митрополит Хрисанф» 230 . От 17 марта 1707 года извещал государя особою грамотою о кончине Досифея и новый Иерусалимский патриарх Хрисанф, ранее в сане архимандрита два раза побывавший в Москве. Настоящая причина (сего письма) есть, пишет он, «донесть вашему высочайшему самодержавному святому величеству оное, что, якоже мню, и от оных донесено давно царским вашим ушесам (да будет же здравие и долгоденствие священнейшей и самодержавнейшей вашей главе), сиречь от привременных в вечное блаженство преставление истинно блаженнейшаго всесвятейшаго и премудраго патриарха святаго града Иерусалима, господина Досифея, дяди моего, богомольца теплаго и раба всегдашняго и мыслию, и сердцем, и душею вашего боговенчаннаго царскаго величества, которое дело, уповаю, опечалило и благоутробнейшее сердце святыя вашея державы, понеже был оный приснопамятный в любви и благоговении божественныя вашея милости, понеже и блаженство его преклоняше колена его моляся к Богу и Отцу о жизни, победе и благоденствии самодержавного вашего святого величества, – и во время болезни его, даже и до последняго его воздыхания, молитвы возсылал Господу нашему Иисусу Христу паки о здравии и на брани победе вашей. Почиубо о Господе, величайшее блаженство его, в 7 день прошедшаго февраля месяца, болезновав от претяжкаго катара 15 дней, и погребен здесь (т.е. в Константинополе) благолепно в единой церкви, имянуемой св. Параскевы» 231 . Таким образом, только смерть положила конец беспримерно ревностной службе патриарха Досифея России, службе, продолжавшейся более сорока лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

139 Там же III, 69. На поле замечено: «1706 года». Между письмами к Феологу есть записка, которою Святитель спрашивает о значении сего слова: Одигитрия. Он пишет: «прошу, пожалуй, сыщи мне совершенное толкование с греческаго Одигитрия, и утро рано, аще Господь восхощет, привези сам. Прошу на святую литургию в церковь , а в келлию на грибы». Записка, оче­видно, писана в Москве. 142 Может быть это ответ Иова, Митрополита Новгородского на подметное раскольническое письмо о рождении антихриста, изданный в 1707 г. Словар. о Писат. Д. чина. I, 302. 145 Ограниченный в своих нуждах, он не требовал для себя многого. В одном письме к Феологу он просит своих знакомых прислать ему не мно­го чаю. «Прошу, возлюбленные, побей челом от меня коему благодетелю мо­ему, или г. Алексию Александровичу, или г. Василию Семеновичу, и попроси чаю не великое: в Ростове несть, где взять; а надобно временем; молю сми­ренно». Письмо 18. И принял этот дар с такою же благодарностью (Письмо 31), как и «сухари немецкие»: только сомневался, можно ли их кушать во время В. поста, не с молоком ли они, – и просил о том уведомить. Письмо 9. Желая видеть у себя Феолога, в 1707 г., он писал: «аще бых имел пегаса, или Александрова Буцефала, послал бых к честности твоей, да на тех приехав посетити мя; но и сам чуть не пешком брожу: ни коня, ни всадника; оскудеша овцы от пищи, и лошадей нет». 148 Экземпляр сей летописи, которым пользовался св. Димитрий, с его от­метками принадлежит ныне библиотеке Московской Духовной Цензуры. 149 Всех сих авторов св. Димитрий приводит в своей летописи, по именам. Адрихомий. († 1585), более известный своим описанием св. земли, написал и хронику В. и Нового завета. Между сочинениями Беллармина так­же известна chronologia ab orbe condito ad ann. 1613. – Ioh. Gagni, doctoris Parisienis chronicon sacrum, тот самый экземпляр, который был в руках Святи­теля, принадлежит библиотеке Моск. Дух. Академии. – Ioh. Funccii chronologia ed. Basile 1554. – Chronicon Carionis, переделанная и дополненная Меланхтоном (1558) долгое время была учебною книгою у Протестантов. – Салиан (†1640), иезуит, известный своими сочиненями: Annales v. testamenti, 6. voll. и Enchiridion Chronologicum. – Иоан. Навклер († 1510) наппсал Chronicon, s. memorabilium omnis tatis et omnium gentium chronici commentarii. ed. 1500. f. Петр Опмеер († 1595) издал Opus chronographicum orbis universi. 1570. f. – Io. Клюввра св. Димитрий приводит historiarum totius mundi Epi­tome, с 1631. Издан. многократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Неск. позднее Исидор передал Григорию свои «права» и на великорус. часть митрополии. Папа Пий II просил кор. Казимира IV не допускать «схизматика» И. в свое гос-во и не позволять духовенству и народу повиноваться ему. Казимир IV оказал Григорию полную поддержку и сделал попытку добиться передачи в его юрисдикцию епархий Сев.-Вост. Руси. И. пытался противостоять Григорию. Он направил в Литву посольство во главе с игуменами Троице-Сергиева мон-ря Вассианом и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кассианом. Посольство привезло окружное послание святителя с призывом сохранять Православие и не принимать ставленника униатов (РФА. 2008. С. 89-91, 5). Для И. было особенно важно воздействовать на западнорус. епископов (Там же. С. 193-196, 51), нек-рым иерархам были отправлены личные грамоты (Там же. С. 137-140, 24; Абеленцева. 2009. С. 423-430, 48, 49). В грамотах И. в Литву кон. 50-х гг. XV в. было сформулировано положение о гибели К-поля вслед. отступления от истинной веры. Видимо, у Московского митрополита имелись основания сомневаться в лояльности к нему новоизбранного Новгородского архиеп. свт. Ионы , к-рому также было адресовано послание (РФА. 2008. С. 159-161, 34). Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Роспись собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском мон-ре, Москва. 1707 г. Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Роспись собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском мон-ре, Москва. 1707 г. Кульминацией усилий по сохранению единства митрополии стало проведение в дек. 1459 г. в Москве Собора, на к-ром епископы Сев.-Вост. Руси подтвердили свою верность И. и отвергли Григория. В послании западнорус. архиереям (РИБ. Т. 6. Стб. 631-634, 84) Собор предусматривал новый порядок поставления митрополита в будущем: «...митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодръжца» (РФА. 2008. С. 109, 14; РИБ.

http://pravenc.ru/text/578250.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010